Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.
Углубление прогрессивных преобразований и позитивный
внутриполитический курс правительства Ирака сочетались в эти годы с мерами
по укреплению национальной независимости своего государства. Важной
составной частью этого курса было расширение и упрочнение всесторонних
связей между Ираком и социалистическими странами, прежде всего с Советским
Союзом. Торговое, экономическое, техническое сотрудничество с СССР,
Венгрией, ГДР, рядом других социалистических стран позволило Ираку
осуществить крупные проекты в области нефтедобычи, строительства
промышленных предприятий и коммуникаций, развития энергетики и
ирригационной сети. Это сотрудничество создало необходимые условия для
подготовки и проведения национализации нефтедобывающей промышленности и
успешного противодействия попыткам иностранных монополий бойкотировать
иракскую нефть на мировом рынке.
После заключения Договора о дружбе и сотрудничестве между Ираком и
СССР отношения между ними продолжали развиваться по восходящей линии.
Характеризуя значение связей с СССР и другими социалистическими странами,
VII региональный съезд ПАСВ отмечал: “Выдвинутый Партией арабского
социалистического возрождения и революцией 17 июля лозунг стратегического
союза с СССР и другими социалистическими странами правилен как с точки
зрения принципов, так и с точки зрения практики. Он не противоречит
принципам партии, ее панарабским целям и задачам борьбы за осуществление
единства, свободы и социализма, равно как и интересам и чаяниям арабской
нации и ее борьбе за освобождение и прогресс”. Это сотрудничество стало
охватывать самые разнообразные сферы. Только в 1973 г. между двумя странами
были заключены соглашение о культурном сотрудничестве, договор о правовой
взаимопомощи, соглашения о туризме, об экономическом и техническом
сотрудничестве. В марте 1975 г. иракское правительство заключило с СССР
соглашение о строительстве ТЭС в Эн-Насирии, в апреле того же года –
соглашение о ведении совместных исследований по использованию атомной
энергии в мирных целях. В июле 1975 г. Ирак первым из развивающихся
государств подписал соглашение о сотрудничестве с Советом Экономической
Взаимопомощи.
Отношения Ирака с капиталистическими странами Запада развивались в
этот период неровно. Важным для иракского правительства критерием, при
помощи которого оно оценивало возможности развития связей с той или иной
страной Запада, была ее позиция в отношении урегулирования ближневосточного
кризиса, а также перспектив независимого, прогрессивного развития Ирака и
других арабских стран. В частности, на развитии Ирака и других арабских
стран. В частности, на развитии американо-иракских отношений негативным
образом отразилась поддержка, которую оказывали США Израилю в проведении
его экспансионистской политики, а также шахскому режиму в Иране. Так, в
ноябре 1971 г., когда иранские войска высадились на трех островах
Персидского залива, принадлежащих арабским эмиратам Шарджа и Рас-эль-Хайма,
Ирак разорвал дипломатические отношения с Ираном и Великобританией.
Отношения с США были прекращены еще в 1972 г. шахскому режиму было обещано
любое неядерное вооружение для осуществления его гегемонистских замыслов в
Персидском заливе, а также помощь американских специалистов в подготовке
иранской армии.
В январе 1974 г., после арабо-израильской войны в октябре 1973 г., в
ходе которой США и другие империалистические государства полностью
поддержали Израиль, VII региональный съезд ПАСВ (партия арабского
социалистического возрождения) констатировал: “Противоречие, существующее
между нами и этими государствами, особенно США, является фундаментальным,
острым и долговременным. Оно может исчезнуть только в результате
радикального изменения их линии и их отношения к нам и к нашим существенным
проблемам.” Исходя из этой позиции, иракское правительство отвергло в 1974
г. предложение США участвовать в совещании стран-экспортеров и импортеров
нефти в Вашингтоне, расценив его как попытку закрепить и усилить
неравноправный характер отношений между развивающимися странами и
империалистическими государствами. В 1975 г. Ирак осудил действия США,
направленные на заключение сепаратных сделок между отдельными арабскими
странами и Израилем, а также соглашение о разъединении египетских и
израильских войск на Синае.
Важной составной частью внешней политики Ирака в 1971-1975 гг. были
его отношения с другими арабскими государствами, которые ПАСВ рассматривала
как особую сферу своих международных связей. Сюда относился комплекс
проблем, касающихся совместной борьбы против израильской агрессии, за
осуществление законных прав арабского народа Палестины, а также отношения
Ирака с другими арабскими государствами Персидского залива.
Иракское правительство прежде всего стремилось нормализовать свои
отношения с арабскими странами, непосредственно противостоящими израильской
агрессии, добиться объединения их усилий и лучшей координации их действий.
Однако достижение этих целей осложнялось рядом обстоятельств, в частности
особым подходом Ирака к решению ближневосточной проблемы. В эти годы для
иракского руководства были характерны отказ от самой идеи политического
урегулирования ближневосточного кризиса, признание вооруженной борьбы с
Израилем вплоть до его полного уничтожения в качестве единственного
средства обеспечения прав арабских народов. По этой причине иракское
правительство долгое время отвергало резолюции Совета Безопасности ООН,
идею созыва Женевской мирной конференции и другие предложения, направленные
на урегулирование конфликта мирными средствами.
В конце 1968 г. иракское руководство выдвинуло идею создания
объединенного военного командования с участием Египта, Сирии, Иордании и
Ирака. Президент Египта Насер отверг это предложение, а руководители Сирии
и Иордании приняли его. В марте 1969 г. была достигнута договоренность о
создании объединенного “Восточного командования”, в соответствии с которой
на территорию Иордании были введены иракские войска численностью 20 тыс.
чел. Однако в результате сентябрьских событий 1970 г. в Иордании между
участниками соглашения возникли трения, и в январе 1971 г. иракские войска
были выведены из Иордании.
Национализация ИПК (“Ирак Петролеум Компани”) в июне 1972 г. укрепила
авторитет Ирака в арабском мире. Решение о национализации было немедленно
поддержано правительством Сирии, которое в знак солидарности
национализировало имущество ИПК на территории своей страны. ЛАГ официально
поддержала действия Ирака и Сирии, а ОАПЕК приняла решение о создании
специального фонда помощи этим двум странам, выделив им в виде
беспроцентного займа соответственно 140,1 млн. и 17,7 млн. долларов на
покрытие убытков, связанных с бойкотом капиталистическими странами иракской
и сирийской нефти.
В октябре 1973 г. иракские части, направленные в район Голанских
высот, оказали помощь Сирии в отражении израильской агрессии. В октябре
1974 г. иракские руководители участвовали в работе Рабатского совещания
глав государств и правительств арабских стран, принявшего важные резолюции
по палестинской проблеме, в том числе решение о признании ООП единственным
законным представителем арабского народа Палестины. После октябрьской войны
1973 г. постепенно начали нормализоваться отношения Ирака с арабскими
странами, в частности с Египтом, Ливией и Алжиром.
Что же касается отношений Ирака с арабскими государствами Персидского
залива, то они во многом определялись ситуацией, сложившейся в этом районе
после ухода оттуда в 1969-1971 гг. британских войск и с ростом военного
присутствия Ирана, поддерживаемого США. Стремление противодействовать
влиянию Ирана в заливе в известном смысле стимулировало развитие отношений
Ирака с арабскими государствами этого района.
Вскоре после прихода к власти баасистское правительство попыталось
улучшить ирако-саудовские отношения в надежде на установление
конструктивного сотрудничества в деле создания системы совместной
безопасности стран Персидского залива. В сентябре 1968 г. состоялись ирако-
саудовские переговоры, не внесшие, однако, существенных сдвигов в отношения
между двумя странами. В этот период и несколько позднее на ирако-саудовских
отношениях негативным образом отражалось различие их позиций по ряду
вопросов, в частности в отношении США. В то же время империалистические
круги всячески подталкивали Саудовскую Аравию в ее региональной политике на
сближение с Ираном, игравшим тогда роль американского жандарма в Персидском
заливе. На достижение этой цели был направлен и визит шаха Ирана в
Саудовскую Аравию в ноябре 1968 г.
В феврале и мае 1969 г. иракское правительство вновь предложило
Саудовской Аравии сотрудничать в обеспечении безопасности залива, но и на
этот раз саудовские руководители отвергли это предложение, так как
планировали создание оборонительного пакта совместно с Ираном. Ирак дал
отрицательную оценку такому курсу саудовского руководства, расценив его как
фактор, объективно способствующий включению зоны Персидского залива в сферу
влияния США. Такая позиция Ирака практически не претерпела изменений до
середины 70-х годов.
Более успешно складывались отношения Ирака с Кувейтом. Вскоре после
прихода ПАСВ к власти Кувейт признал новое правительство Ирака, а в конце
1969 г. между двумя государствами было заключено соглашение о
сотрудничестве в области информации. Этому предшествовали переговоры о
военном сотрудничестве в Персидском заливе (апрель 1969 г.), соглашение о
компенсации за национализированную кувейтскую собственность в Ираке
(октябрь 1969 г.) и соглашение о сотрудничестве в области добычи и
транспортировки нефти (ноябрь 1969 г.). В феврале 1970 г. были возобновлены
двусторонние переговоры о демаркации общей границы, а в феврале 1971 г.
было заключено новое таможенное соглашение. В июне 1972 г. кувейтское
правительство поддержало Ирак в вопросе о национализации ИПК. Однако в
декабре 1972 г. дальнейшее развитие сотрудничества двух стран оказалось под
угрозой, так как кувейтское правительство было встревожено сообщениями о
наращивании иракских вооруженных сил на границе. Пограничный инцидент,
имевший место в марте 1973 г., еще больше обострил отношения между двумя
странами. Такое положение сохранялось вплоть до 1975 г.
Отношение других арабских государств залива к Ираку во многом
определялось сдержанной позицией Саудовской Аравии и Кувейта. Ирак
приветствовал вывод британских войск из этого региона и поддержал решение о
создании в 1970 г. федерации княжеств Персидского залива. Тогда же были
заключены соглашения об экономическом сотрудничестве с Бахрейном и Катаром,
а в 1973 г. – соглашение с ОАЭ о предоставлении им помощи иракских
специалистов. Однако в целом контакты Ирака с этими государствами в 1972-
1975 гг. носили ограниченный характер. Настороженное отношение к нему со
стороны феодальных монархий залива объяснялось в значительной мере тем, что
их руководители рассматривали развертывающиеся в Ираке прогрессивные
преобразования, в особенности участие в них иракских коммунистов, как
непосредственную угрозу социальной и политической стабильности в своих
странах, а панарабские лозунги ПАСВ зачастую воспринимали как стремление ее
лидеров распространить свое влияние на весь регион. Поэтому они охотнее шли
на сотрудничество с шахским Ираном, нежели с баасистским Ираком. Иракское
же правительство в таких условиях оказывало поддержку оппозиционным
движениям в странах залива. Так, в первой половине 70-х годов Ирак
предоставлял финансовую и другую помощь Народному фронту освобождения
Омана.
Список используемой литературы
1. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М., 1988.
2. Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989.
3. Дмитриев Е. Д. Палестинская трагедия. М., 1986.