|Министерство образования Российской Федерации |
|Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина |
| |
| |
| |
| |
| |
|Кафедра: «Уголовно-правовых дисциплин» |
| |
| |
| |
| |
| |
|Д О К Л А Д |
|по правоведению |
|На тему: «Государство и политические партии». |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнила студентка: 14 группы |
|1-го курса заочного отделения |
|Академии экономики и |
|управления |
|Тен Галина Геннадьевна |
|Проверила: Зинченко |
|Ирина Вячеславовна |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Тамбов |
|2001 |
Государство характеризуется следующими основными признаками: 1.
территориальная организация власти. 2. наличие особой публичной власти,
обладающей специальным аппаратом принуждения (армия, полиция, суд и т. д.).
3. система налогов – денежных средств, необходимых для осуществления
функций государства и содержания государственного аппарата. Государство –
это политическая система общества своеобразная для каждой отдельно взятой
страны. Оно выступает представителем всего гражданского общества, обладает
суверенитетом, т. е. верховенством в пределах государственных границ и
независимостью вовне. Существование государственной власти, по К. Марксу,
находит свое выражение “в …чиновниках, армии, администрации, судьях. Если
отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь
тень, воображение, простое название”. Оно является классово ориентированной
организацией политического господства. Связующей силой цивилизованного
общества, писал Ф. Энгельс, служит государство, которое во все типичные
периоды является государством исключительно господствующего класса и во
всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного,
эксплуатируемого класса” В то же время государство характеризуется как
всеобъемлющая, универсальная политическая организация классового общества,
как политическая оболочка последнего, как устройство общества
Политическая система общества отражает многообразные интересы
социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и
движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае
соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-
управленческих структур через политический процесс, через принятие и
осуществление политических решений.
Способ организации и осуществления государственной власти показывает
форма государства. Политическая система представляет собой необходимый
механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие,
суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция
народного представительства присваивалась и присваивается отдельными
политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть
отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что
познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается
демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое
значение.
Центральным элементом, стержнем государства является политическая
власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является
собственность. Политическая власть в основе своей государственная. Она
составляет, по определению основоположников марксизма, суть политики,
политической борьбы.
Государство состоит, прежде всего, из институтов (организации,
учреждения), связанных с функционированием политической власти. Учитывая
степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно
выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно
политические и неполитические.
Собственно политические организации прямо и непосредственно
осуществляют политическую власть в полном объеме, либо, по крайней мере, к
этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть это главное в их
деятельности. Собственно политическими организациями являются само
государство и политические партии.
Значительную роль в жизни современного общества играют политические
партии. Это атрибут любой развитой политической системы. (К середине 70-х
годов в более чем 100 странах действовали свыше 500 партий.) Они являются
выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп,
принимают активное участие в функционировании политической власти либо
оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности
партий является их стремление интегрировать различные социальные силы
вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на
население, на формирование его политического сознания.
Существует множество государств, в их числе и Россия в которых
признаются политическое многообразие и многопартийность. Исходя из
этого, подобное государство обеспечивает соблюдение прав и законных
интересов политических партий и оказывает поддержку их деятельности. Государством гарантируется равенство политических партий перед законом
независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и
программных документах.
Политическая партия – это добровольное объединение граждан
государства, созданное в целях участия в политической жизни общества
посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в
выборах и представления интересов граждан в законодательных
(представительных) органах государственной власти и представительных
органах местного самоуправления. Содержание деятельности и внутреннее
устройство политической партии должны соответствовать демократическим
принципам.
Вне сомнения, одним из главных назначений политической партии
является достижение власти (прежде всего государственной), овладение
аппаратом с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные
интересы. “…Всякая политическая партия, писал Ф. Энгельс, стремится
достичь господства в государстве…”. Политическая партия, особенно если
она становится правящей, участвует в разработке политического курса страны
и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и
формирование состава правительственных учреждений. Партии являются
основными поставщиками кадров для законодательных, исполнительных и
судебных органов.
Цели и задачи политической партии отражаются в ее уставе и программе,
которые публикуются для всеобщего сведения. Запрещается использовать
наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства,
нарушающее общепризнанные нормы морали[1].
Политическая партия может иметь свою эмблему и иные символы, точное
описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной, символикой
субъектов государства, если таковые имеются, муниципальной символикой, а
также с символикой иностранных государств или иметь существенные элементы
указанной символики.
Как правило, в качестве эмблемы и иных символов политической партии не
могут быть использованы эмблемы и иные символы (или их существенные
элементы) других политических партий и иных общегосударственных
общественных объединений, а также организаций, деятельность которых на
территории данного государства запрещена. А также символика политической
партии не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, на
товарный знак. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или
порочащую государственные символы (флаги, гербы, гимны) государства,
государственные символы иного государства, религиозные символы, а также
оскорбляющую расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающую
общепризнанные нормы морали.
Деятельность политических партий основывается на принципах
добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры,
целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений,
установленных законом государства, в котором они существуют. Деятельность
политических партий не должна нарушать права и свободы граждан государства.
Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко
противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и
программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе
и т. д. Например, на основе различных типологических критериев выделяются
партии консервативные, либеральные, реформистские и революционные;
буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские; массовые и
кадровые; представительные и мобилизующие; демократические и тоталитарные;
открытые и закрытые, авангардные и парламентские и т. д. Не все типологии
имеют одинаковое познавательное значение, но они отражают разные стороны
политической действительности и помогают определить характер, место и роль
в политической жизни общества конкретных партий. Особенно злободневным в
настоящее время является вопрос о соотношении однопартийности и
многопартийности. Сопоставляя и оценивая их, современная западная
политическая наука отдает явное предпочтение многопартийным системам,
защищая их как более демократические. Соответственно переход от
политической системы с одной партией к многопартийности рассматривается как
шаг в поступательном развитии демократии. Рассуждения об одно партийности и
многопартийности, тем более о предпочтительности многопартийности вообще,
вряд ли имеют серьезную познавательную ценность. Ведь вопрос, должны ли в
данном обществе функционировать одна или несколько партий, решается не на
основе абстрактных принципов. Социально дифференцированному обществу,
очевидно, наиболее адекватна многопартийность. И вместе с тем следует
подчеркнуть, что на формирование однопартийной или многопартийной системы
оказывает воздействие целый ряд факторов конкретно-исторического свойства
расстановка и соотношение социальных сил, удовлетворенность или
неудовлетворенность общественности деятельностью уже имеющейся партии
(партий), степень готовности различных общественных групп создать свои
политические партии, достигнутый обществом уровень политической свободы,
доминирующая в обществе политическая культура, наличие или отсутствие
демократических традиций и т. п.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических
партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц
не допускается. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий,
решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления
с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.
Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, находящиеся на
государственной и муниципальной службе, не вправе использовать преимущества
своего должностного (служебного) положения в интересах политической партии,
членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической
партии. Однако, например, в России, если указанные лица являются депутатами
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, депутатами иных представительных органов
государственной власти и депутатами представительных органов местного
самоуправления они активно проводят в жизнь решения политической партии,
которую они представляют. Если один из членов партии был избран президентом
он членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
Нормальное функционирование многопартийной системы возможно лишь при
условии укоренения базовых ценностей общества, решительной поддержки их
общественным мнением и признания этих ценностей со стороны основных
политических сил общества. Трудно представить себе чередование у руля
государства партий, выступающих с противоположных мировоззренческих и
политических позиций: сегодня правит партия, признающая исключительно
господство частной собственности на средства производства со всеми
вытекающими отсюда последствиями, а завтра ей на смену придет партия,
признающая лишь господство государственной собственности и тоже со всеми
вытекающими отсюда последствиям.
В современном западном индустриальном обществе существует
соперничество основных политических партий, чередующихся у кормила власти.
Но оно происходит по поводу приоритетности решения стоящих перед обществом
задач: первоочередности обеспечения специфических социальных интересов, в
том числе интересов различных фракций самого господствующего класса; по
поводу методов осуществления общеклассовых интересов; распределения “теплых
местечек”, путь к которым открывает овладение государственной властью.
Однако соперничество главных политических партий не затрагивает
коренные интересы господствующего класса. Правящие группы, стоящие за этими
партиями, а также сами эти партии едины в признании основных идеалов,
ценностей и принципов организации общества с доминированием частной
собственности. Именно эта приверженность составляет основу для
сотрудничества этих партий в главном сохранении существующего строя,
исключении сотрясающих общество социальных и политических конфликтов,
достижении консенсуса и политической стабильности.
Для благополучного развития государства с многопартийной системой
необходима политическая культура, которая служит опорой существующей
политической системы, способствует единению всех слоев населения, создавая
тем самым широкую социальную базу системы власти правящего класса,
обеспечивая поддержку функционирующей политической системы большинством
общества
Политическая система общества не исчерпывается политическими
организациями, отношениями, нормами, политическим сознанием и политической
культурой; есть и другие ее элементы, учет которых необходим для более
углубленного познания всей политической динамики. Среди них отметим
политическую социализацию.
Социализация означает процесс социального развития людей, процесс
становления человека социальным, предметно-деятельным существом, субъектом
развития общества. Она начинается с включения индивида в систему
общественных отношений. Содержанием политической социализации является
включение личности в систему политических отношений, приобщение к
политической жизни, формирование мировоззрения, усвоение ею политических
знаний и опыта, развитие ее политической активности. Природа, состояние и
методы политической социализации дополняют характеристику политической
системы общества, объясняют степень ее стабильности, ее динамику, а также
особенности политической культуры.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Интернет-конференция председателя ЦИК РФ Александра Вешнякова «Итоги региональных выборов» 15.01.2001., www.rbk.ru.
2. Закон Республики Казахстан от 02.07.96 г. № 16-I «О политических партиях (с изменениями, внесенными Законом РК от 11.07.97 г. № 154-1).
3. Законопроект «О политических партиях» В. В. Путин 01.01.2000 г.
4. В. В. Головин, ст. «Психу, менту и президенту вход в партию будет воспрещен?», Комсомольская правда от 30.01.2001 г.
5. Законопроект «О политических партиях» подготовленный фракцией
«Единство», www.duma.edin.ru.
6. М. Х. Фарукиев, Политическая система общества, www.nasledie.ru
———————–
[1] Следует заметить, что в данном случае работа касается официально
разрешенных и зарегистрированных партий.