Конституционное разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в Соединенных Штатах Америки и Германии

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Контрольнаяработа на тему
Конституционноеразграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в СШАи ФРГ: сравнительный анализ
Выполнила студентка I курса
Факультета ИДПО по
специальности юриспруденция
Дмитриева Наталья Владимировна
Научный руководитель
к. ю. н., доцент кафедры КиАП
Павленко Е.М.
Москва, 2009

Оглавление
Введение
Глава 1. Конституционноеразграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами вСША
Глава 2. Конституционноеразграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами вФРГ
Заключение
Библиографический список

Введение
Конституция являетсявысшим законом страны, она регламентирует важнейшие политические и правовыеотношения, устанавливает основные положения правопорядка. Всё остальное(текущее) законодательство и административное правотворчество должносоответствовать нормам конституции. Конституция выступает как правовая основаконституционного строя (существования конституционализма), в содержаниекоторого включены: права и свободы граждан, представительное правление ипринцип разделения властей.[1]
Содержание конституций включаеттри основных блока регулирования:
1. правовое положениеличности (её права и свободы),
2. закрепление структурыи порядка функционирования органов государственной власти, их взаимоотношений,
3. учёт развитиярегиональных и универсальных норм международного права, принятия государствамиправил своего поведения на международной арене.[2]
Закрепление ирегулирование системы органов государственной власти занимает важное место взарубежных конституциях.
Федерализм как формагосударственного устройства обеспечивает демократию и свободу личности,регулирование социально-экономических отношений. Конституционный принципфедеративного государства выражен в сохранении региональной специфики вразвитии земель, ответственности регионов за этот процесс, распределениикомпетенции в сфере законодательства, управления и правосудия между федерациейи её субъектами, в своеобразном политико-правовом и экономическом соподчинениифедерации и земель с преобладанием координационных и субсидиарных начал.
Объектом исследованияданной работы является Конституция как Основной Закон государства. Предметомвыступает конституционное разграничение законодательной компетенции. Цельработы – рассмотреть законодательные компетенции федерации и её субъектов напримере двух стран – США и ФРГ.
Работа состоит извведения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Конституционноеразграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами вСША
Конституция США (1787 г.)- самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Онасостоит из трёх частей: преамбулы, 7 статей и 27 поправок. В Конституции чёткопроведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти– законодательной (Конгрессом), исполнительной (Президентом) и судебной(Верховным судом.)
Конституция закрепилафедеративную форму территориального устройства страны; США состоят из 50 штатови федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которогонаходится столица страны — город Вашингтон. Национально-этнические различиясреди населения не получили отражения в государственной структуре, федеральныйосновной закон имеет приоритет перед конституциями штатов, поскольку«Конституция и законы Соединённых Штатов, изданные в её исполнение, равно как ивсе договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединённых Штатов,являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к ихисполнению, даже если в Конституции и законах любого штата встречаютсяпротиворечащие друг другу постановления» (аб.2, ст. VI). Основные законы штатовпризнают верховенство федеральной Конституции.[3]
Все установленные вКонституции полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу, которыйсостоит из Сената и Палаты представителей. Двухпалатная система предназначенадля обеспечения сдержек и противовесов в законодательной власти. Палатепредставителей принадлежит право возбуждать преследование в порядке импичмента.Сенату — исключительное право осуществления суда в порядке импичмента. Лицоможет быть осуждено с согласия двух третей присутствующих сенаторов.
Все законопроекты опоступлениях дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагатьпоправки к ним или соглашаться на их внесение, как и по другим законопроектам.Каждый законопроект, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чемстать законом, представляется Президенту Соединённых Штатов на подпись.
Рассмотрим подробнеезаконодательные компетенции, закреплённые в Конституции.
Конгресс обладаетисключительной законодательной компетенцией:
«1. устанавливать ивзимать налоги, пошлины, подати и акцизы для того, чтобы уплачивать долги иобеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединённых Штатов;причем все пошлины, подати и акцизы должны быть единообразными на всейтерритории Соединённых Штатов;
2. заключать займы отимени Соединённых Штатов;
3. регулировать торговлюс иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскимиплеменами;
4. устанавливатьединообразные правила о натурализации и единообразные законы о банкротстве навсей территории Соединённых Штатов;
5. чеканить монету,регулировать ее ценность и ценность иностранной монеты, устанавливать единицымер и весов;
6. устанавливатьнаказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты СоединённыхШтатов;
7. учреждать почтовыеслужбы и почтовые пути;
8. содействовать развитиюнаук и полезных ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам иизобретателям исключительные права на их произведения и открытия;
9. учреждать подчиненныеВерховному суду судебные органы;
10. определять и каратьморской разбой, тяжкие преступления, совершённые в открытом море, и другиепреступления, предусмотренные международным правом;
11. объявлять войну;
12. набирать и содержатьармии; однако никакие денежные ассигнования в этих целях не должныпроизводиться более чем на двухлетний срок;
13. создавать и содержатьфлот;
14. издавать правила поуправлению и организации сухопутных и морских сил;
15. предусматриватьпорядок призыва милиции[4]для обеспечения исполнения законов Союза, подавления восстаний и отражениянападений;
16. предусматривать мерыпо организации, вооружению и дисциплинированию милиции и по управлению той еёчастью, которая используется на службе Соединённых Штатов, сохраняя засоответствующими штатами назначение офицеров и обучение милиции в соответствиис уставными правилами, утвержденными Конгрессом;
17. осуществлять во всехслучаях исключительную законодательную власть в предоставленном каким-либо изштатов округе (не превышающем десяти квадратных миль), который с одобренияКонгресса станет местопребыванием Правительства Соединённых Штатов, иосуществлять подобную же власть на всех территориях, приобретенных с согласияЗаконодательного собрания штата, где они расположены, для возведения фортов,складов, арсеналов, доков и других необходимых сооружений и
18. издавать все законы,которые будут необходимы для осуществления как вышеуказанных прав, так и всехдругих прав, которыми настоящая Конституция наделяет Правительство СоединённыхШтатов, его департаменты или должностных лиц.» (раздел 8, ст. I)
В статье 5 говорится овозможности вносить Конгрессом поправки  к настоящей Конституции.
Следует остановиться наконституционных ограничениях законодательной компетенции:
«1. Ни один штат не можетвступать в какие-либо договоры, союзы или конфедерации; выдавать каперскиесвидетельства и разрешения на репрессалии; чеканить монету; выпускать кредитныебилеты; допускать уплату долгов чём-либо, кроме золотой и серебряной монеты; приниматьбилли об опале, законы ex post facto[5]или законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянскиетитулы.
2. Ни один штат не можетбез согласия Конгресса облагать пошлинами или сборами импорт и экспорт товаров,за исключением случаев, когда это необходимо для осуществления законов штата обинспекции; и чистый доход со всех сборов и пошлин, наложенных штатом на импорти экспорт, поступает в распоряжение казначейства Соединённых Штатов, и всетакого рода законы подлежат пересмотру и контролю Конгресса.
3. Ни один штат не можетбез согласия Конгресса устанавливать какие-либо тоннажные сборы, содержать вмирное время войска или военные корабли, входить в соглашения или заключатьдоговоры с другим штатом или с иностранным государством, а также вступать в войну,если только он не подвергся фактически нападению или не находится в такойнепосредственной опасности, при которой недопустимо промедление.» (раздел 10,ст. I)
4. Конгресс не должениздавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих еесвободное вероисповедание либо ограничивающих свободу слова или печати илиправо народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями обудовлетворении жалоб. (Поправка I)
Конституция США неограничивается установлением сферы исключительного ведения Конгресса.Установлена сфера совпадающих прав федерации и штатов: законотворчество иправоприменение в области гражданских прав, налогообложения, регламентациидеятельности корпораций, обеспечения всеобщего благосостояния.
В Конституции оговорены тевопросы, которые не подлежат регламентации ни со стороны федерации,  ни состороны штатов. Всем запрещается облагать налогом экспорт, жаловать дворянскиетитулы, допускать рабовладение, нарушать соответствующие требования Билля оправах. Также федерации запрещается вводить прямые налоги безотносительно кчисленности населения штатов, устанавливать дискриминационные косвенные налоги,предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.
Штаты, в свою очередь, невправе заключать международные договоры и соглашения с другими штатами безсогласия Конгресса, чеканить монету, содержать войска в мирное время, приниматьзаконы, нарушающие обязательства по договорам, а также федеральную Конституцию,законы и договоры, принятые или заключенные на её основе.
Таким образом,законодательство – прерогатива Конгресса. Он принимает законы, обладаетисключительным правом принятия бюджета и установления налогов. В его полномочиявходят: финансовые (установка и взимание налогов, пошлин, сборов на территорииСША, решение о займах, регулирование денежного обращения, определение стоимостиденежных знаков, установление наказания за подделку ценных бумаг и монет), вобласти экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросовбанкротства, торговлю с иностранными государствами и между штатами,установление единиц мер и весов, регулирование почтовых служб, содействиеразвитию науки и ремёсел); в области обороны (обеспечение обороны США,объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими); вобласти охраны общественного порядка (создание милиции для поддержания исполненияфедеральных законов, отражения вторжений а также подавления мятежей)[6]. Также у Конгресса есть полномочияпо импичменту федеральных должностных лиц и внесению поправок в КонституциюСША. Сфера компетенции штатов конституционно не закреплена. За органами властиштатов сохраняется остаточная компетенция – «полномочия, не предоставленныенастоящей Конституцией Соединённым Штатам и не запрещённые для отдельныхштатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом.» (Поправка Х)
Глава 2. Конституционноеразграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в ФРГ
Конституция ФРГ,выработанная в 1948-1949 гг. только для Западной Германии, в 1990 г. сталаОсновным законом для всей Германии. В основу акта были положены конституционныетрадиции Германии (Конституция 1871 г., Веймарская Конституция 1919 г.), учтеныконституционные тенденции межвоенного и послевоенного времени, указаниязападных оккупационных властей (так были заметно усилены нормы, определяющиефедеративное устройство страны). Президенту Республики были предоставленынезначительные полномочия, закреплена необходимость контрасигнации его актов состороны Правительства.[7]
Согласно статье 20Основного закона ФРГ «является демократическим и социальным федеративным государством»(п.1). «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляетсянародом путём выборов и голосований и через посредство специальных органовзаконодательства, исполнительной власти и правосудия» (п. 2). «Законодательствосвязано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом иправом» (п. 3). Таким образом, закон включён в закреплённую концепцию правовогогосударства путём явно выраженного требования Конституции.
Система органовгосударственной власти базируется на принципе разделения властей(исполнительная, законодательная и судебная).
Законодательная власть вФРГ принадлежит двухпалатному парламенту (Бундесрат – верхняя палата, Бундестаг– нижняя палата). Полномочия палат различаются. Обе обладают правомзаконодательной инициативы. Ключевую роль в правотворчестве играет Бундестаг.Согласно ст. 50 Конституции через посредство Бундесрата земли участвуют взаконодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского союза.
Кроме того, Бундесратучаствует в пересмотре Конституции, и в этой процедуре он обладает правомабсолютного вето, поскольку согласно п. 2 ст. 79 требуется две трети голосовчленов этой палаты.[8]
Рассмотрим подробнее законодательствоГермании.
В Конституции различаютсяисключительная и конкурирующая законодательные компетенции Федерации и земель.
Согласно ст. 70, «Землиимеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным закономзаконодательные полномочия не предоставлены Федерации». «В сфере исключительнойзаконодательной компетенции Федерации земли обладают полномочиями назаконодательство при прямом правовом дозволении на это федеральным законом» (ст.71). «В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладаютполномочием на законодательство в случае не использовании Федерацией своихзаконодательных прав. Федерация имеет право законодательства при необходимостив федеральном законодательном регулировании в целях обеспечения единообразныхусловий жизни на территории Федерации или сохранения правового илиэкономического единства в общегосударственных интересах» (ст. 72).
«Федерация обладаетисключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам (ст. 73):
1) иностранные дела,оборона, включая защиту гражданского населения,
2) гражданство Федерации,
3) свобода передвижения,паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача,
4) валюта, денежноеобращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точноговремени,
5) таможенное и торговоеединство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарногообращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную ипограничную охрану,
6) воздушное сообщение,
6-а) железнодорожноесообщение, которое полностью или в своем большинстве принадлежит Федерации(железные дороги Федерации), строительство, поддержание и эксплуатациярельсовых путей этих дорог, а также взимание платы за использование этих путей,
7) служба почты ителекоммуникаций,
8) правовое положениелиц, находящихся на службе Федерации и федеральных корпораций публичного права,
9) правовая охранапромышленной собственности, авторское право и издательское право;
10) сотрудничествоФедерации и земель:
a) в области уголовнойполиции,
b) в защите основ свободногодемократического строя, существования и безопасности Федерации или земли(охрана Конституции),
c) в защите территорииФедерации от стремлений путём применения силы или направленных на такоеприменение подготовительных действий поставить под угрозу внешние интересы ФРГ,а также учреждение федерального ведомства уголовной полиции и борьба смеждународной преступностью,
11) статистика для целейФедерации.»
Конкурирующаязаконодательная компетенция распространяется на:
«1) гражданское право,уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство,адвокатура, нотариат и юридическая консультация,
2) акты гражданскогосостояния,
3) право союзов исобраний,
4) право иностранцев напребывание и постоянное проживание,
4-а) законодательство оборужии и взрывчатых веществах,
6) дела беженцев иперемещенных лиц,
7) государственноесоциальное обеспечение,
9) военный ущерб и еговозмещение,
10) обеспечение инвалидоввойны, родственников погибших и попечение о бывших военнопленных,
10-а) могилы павшихвоинов, могилы других жертв войны и жертв тирании,
11) хозяйственное право(горное дело, промышленность, энергетическое хозяйство, ремесла, кустарнаяпромышленность, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование),
11-а) производство ииспользование ядерной энергии в мирных целях, сооружение и эксплуатацияустановок, предназначенных для этих целей; защита от опасностей, возникающихпри высвобождении ядерной энергии или вследствие ионизирующего излучения, изахоронение радиоактивных материалов,
12) трудовое право,включая положение о предприятии, охрану труда и посредничество по найму, атакже социальное страхование, включая страхование от безработицы,
13) регулированиесубсидий на образование и содействие научным исследованиям,
14) право принудительногоотчуждения, поскольку оно касается дел, упомянутых в статьях 73 и 74,
15) передача земель,природных богатств и средств производства в общественную собственность или вдругие формы общественного хозяйства,
16) предотвращениезлоупотреблений экономической властью,
17) содействиепроизводству в сельском и лесном хозяйстве; обеспечение снабженияпродовольствием, ввоз и вывоз продукции сельского и лесного хозяйства,рыболовство в открытом море и в прибрежных водах, охрана побережья,
18) сделки в отношенииземельных участков, земельное право (без права участия в освоении земли) исельскохозяйственная аренда, жилищное дело, населённые пункты и дома на правеличной собственности,
19) мероприятия противобщеопасных и заразных заболеваний людей и животных, допуск к врачебным идругим медицинским профессиям и к врачеванию, оборот лекарств, лекарственных инаркотических средств и ядов,
19-а) хозяйственноеобеспечение больниц и регулирование тарифов за предоставляемую ими помощь,
20) защита снабженияпродовольствием и пищевой промышленности, предметов первой необходимости,фуража, семенного и посадочного материала для сельского и лесного хозяйства,защита растений от болезней и вредителей, а также охрана животных,
21) судоходство воткрытом море и в прибрежных водах, а также морские навигационные знаки,судоходство по внутренним водам, метеорологическая служба, морские каналы ивнутренние водные пути общего назначения,
22) дорожное движение,автомобильный транспорт, сооружение и поддержание автострад, а также взимание ираспределение сборов за использование транспортными средствами общественныхдорог,
23) рельсовые пути, неявляющиеся железными дорогами Федерации, за исключением фуникулеров,
24) уничтожение отходов,охрана воздуха от загрязнения и борьба с шумом,
25) ответственностьгосударства,
26) искусственноеоплодотворение людей, исследование и искусственное изменение наследственности,а также регулирование трансплантации органов и тканей.» (ст. 74)
Федеральные законы,издаваемые в соответствии со статьёй 74, нуждаются в согласии Бундесрата.
Конкурирующеезаконодательство распространяется также на оплату и обеспечение лиц, состоящихв публично-правовом отношении службы и верности (п.1 ст. 74-а.)
Согласно ст. 75 «Федерацияимеет право при соблюдении условий, предусмотренных ст. 72, издавать рамочныепредписания по вопросам:
1) правовое положениелиц, состоящих на публичной службе земель, общин и других корпораций публичногоправа,
2) общие принципы высшегообразования,
3) общее положение печатии кино,
4) охота, охрана природыи забота о ландшафтах,
5) распределение земли,пространственная организация и водный режим,
6) регистрация населенияи выдача удостоверений личности,
7) охрана немецкогокультурного наследия от вывоза за границу.»
Согласно ст. 30, «осуществлениегосударственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежитземлям, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускаетиного регулирования». Однако «федеральное право имеет преимущество перед правомземель» (ст.31). Также «поддержание отношений с иностранными государствамиотносится к ведению Федерации» (п.1 ст.32), при этом «в той мере, в какой землиобладают законодательной компетенцией, они могут с согласия Федеральногоправительства заключать договоры с иностранными государствами» (п.3 ст.32).
Земли осуществляютуправление в сферах своей исключительной компетенции: школы, полиция,планирование в регионе; при выполнении федеральных законов, как своихсобственных: планирование строительства, осуществление промыслового права,охрана окружающей среды; при прямом поручении федерации выполнять федеральноеправо: строение федеральных автострад, содействие образованию.[9]
Таким образом, основнаязаконодательная власть находится в руках парламента. К ведению земель относятсяобласти их исключительной компетенции, точно не оговоренные в Конституции иимеющие остаточный характер (ст. 70), а также сфера конкурирующей компетенции вслучаях, когда Федерация не использует своих полномочий в этой области.
Практика федеративныхотношений в ФРГ выявила устойчивую тенденцию к усилению централизациигосударственного устройства, при котором перевес в сфере законодательстваоказывается на стороне федерации, а тяжесть исполнения законом ложится в первуюочередь на земли. Усиливающая централизация, вместе с особенностямиразграничения компетенции, обусловлена конституционно установленными принципамисоподчинения федерации земель, а также принципом неписаного конституционногоправа – «доброго поведения» земли по отношению к федерации.[10]

Заключение
В нашей работе былоподробно рассмотрено конституционное разграничение законодательной компетенциимежду федерацией и её субъектами в США и ФРГ. Сравним эти компетенции междустранами.
Общее в исключительнойкомпетенции федераций: установление и взимание налогов, регулирование внешнейторговли, эмиссия денег, почтовые службы, объявление войны и заключение мира,формирование и содержание армии, правовая охрана интеллектуальнойсобственности, внесение поправок в Конституцию.
Специфика указанных вКонституции сфер связана со временем, когда принимался Закон, геополитическимиособенностями. Так, в Конституции США особое внимание уделяется финансовой ивооружённой сфере, а в Конституции ФРГ дополнительно рассматриваются аспектысоциальной сферы.
В Конституции Германииотдельное внимание уделяется таким проблемам, как социальное обеспечение,беженцы, ядерная энергия, трудовое право, искусственное оплодотворение,экология, ответственность государства, здравоохранение (конкурирующаякомпетенция). Гражданство, свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция,эмиграция относится к исключительной компетенции федерации (ФРГ), но неоговорено в Законе США.
Следует отметить, чтозаконодательные компетенции наиболее подробно расписаны в Конституции ФРГ. Вобеих странах основная законодательная власть принадлежит федерации, к ведениюсубъектов относятся области исключительной компетенции, чётко не оговоренные вКонституциях.
Общим для обеих странявляется преимущество федерального права над правом земель/штатов.

Библиографический список
1. Конституции зарубежных государств:учебное пособие / В.В. Маклаков, М. 2006
2. Конституционное право зарубежныхстран: учебник / В.Е. Чиркин, М. 2008
3. Конституционное право зарубежныхстран: учебник / Г.Н. Андреева, М. 2009
4. Конституции государствЕвропейского Союза, Л.А. Окуньков, М. 1997
5. Конституционное право зарубежныхстран: учебник / И.А. Алебастрова, М. 2000
6. Конституционное (государственное)право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов
7. Конституционное (государственное)право зарубежных стран: электронный учебный курс, Л.Г. Чихладзе (www.e-college.ru)
8. Интернет-ресурс constitution.garant.ru/(тексты Конституций)
9. Юридический энциклопедическийсловарь / М.О. Буянова (и др.); М. 2009
10. Большой юридический словарь (http://slovari.yandex.ru/dict/jurid)