Социализация детей-сирот в учреждениях профессионального образования

Н.А. Волкова

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация». Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самопроизводство общественной жизни. Существенный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Ведущая роль в процессе социализации принадлежит институту образования. Основной целью образования можно считать социализацию учащегося, включение его в систему общественных взаимоотношений в качестве законопослушного гражданина, индивидуальность которого позволяет ему жить свободно и открыто в пределах существующего распорядка, удерживая свое поведение в рамках социального идеала личности. Профессиональные учебные заведения являются важнейшими институтами социализации [1, с. 40].

Актуальность проблемы разработки системы социализации детей-сирот в профессиональном колледже связана со следующими обстоятельствами. Условия социализации детей данной социальной категории резко отличаются от условий социализации детей из семей. Они ведут, как это доказано в многочисленных исследованиях, к особенному (деформированному, эмоционально- дефецитарному) личностному развитию. Дети- сироты, как правило, почти всегда испытывают эмоциональную депривацию, то есть пребывают в длительном состоянии частичного блокирования, недостаточного удовлетворения потребности в эмоциональном тепле, заботе, сопереживании. Доказано, что пребывание в состоянии эмоциональной депривации ведет к серьезным нарушениям эмоционального развития, к неразвитости эмоционально сферы личности. Более того, это состояние приводит к целому ряду негативных последствий не только на эмоциональном уровне личности, но и на уровнях ее когнитивного и поведенческого развития.

Эти негативные последствия социализации в условиях детского дома, однако, не ограничиваются. Сама социализация в таком учреждении, в силу объективных обстоятельств, носит неполноценный, усеченный, «куцый» характер. Дети не включены во все многообразие жизненных социальных отношений. Но, как хорошо известно из теории социального научения, именно собственный жизненный опыт и наблюдение за жизненным опытом других является главным механизмом социализации личности [2, с. 5].

Детям-сиротам важно помочь расширить сферу социальных контактов, благодаря которым они овладевают социальным опытом, делают его своим достоянием. Именно такой процесс и определяется как социализация. Ребенок-сирота приобретает свой собственный социальный опыт и все большую самостоятельность, формирующийся его собственный внутренний мир, у него складывается определенный образ жизни. Эти результаты процесса социализации обуславливают его дальнейшее развитие.

Данная проблема подтолкнула нас к созданию программы «Социализация детей-сирот в СПО», которая позволит сделать шаг в направлении более полного включения детей-сирот в жизнедеятельность студенческого коллектива, сделать их счастливыми и востребованными в обществе, повысит уровень социальной адаптации студен- та-сироты.

Программа состоит из трех блоков:

информационного,

эмоционально-энергетического,

технологического.

Основная цель информационного блока – сообщить полноценную информацию об особенностях детей-сирот и процессе их социализации. Информационный блок играет большую роль на первых этапах социализации детей-сирот в учебных заведениях. Насколько грамотно и детально будет проведена эта работа, будут зависеть первые результаты. Особенности социализации де- тей-сирот должны знать все, начиная с администрации и заканчивая студентов группы, в которой учатся дети-сироты. Это поможет избежать различного рода конфликтов и трудностей.

Цель эмоционально-энергетического блока – научить детей релаксации и снятию напряжения в короткие сроки. Разработанный нами блок аутогенной тренировки состоит из 10 самостоятельных занятий.

Цель технологического блока – организовать деятельность компонентов социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Блок состоит из этапов, на которых ведущая роль отводится тому или иному объекту работы: психологическая служба, воспитательная работа, медицинская поддержка, волонтерская работа «Социального агентства молодежи», преподаватели и классные руководители.

В организационном и методическом смысле базовыми основами реализации трех вышеуказанных блоков программы является следующее:

объединить деятельность всех компонентов социально-педагогической деятельности педагогического колледжа;

получить полноценную диагностическую информацию об особенностях личности детей- сирот педагогического колледжа;

вовлечь детей-сирот в деятельность студенческого самоуправления;

научить детей-сирот снятию напряжения;

вовлечь детей-сирот в кружки и секции колледжа;

сформировать адаптированную личность к условиям жизни;

сформировать умения строить собственную стратегию поведения;

система индивидуального кураторства (тью- торство).

Успешная реализация этих организационнометодических позиций на практике требует проведения работы по повышению специальной психолого-педагогической квалификации всех участников этого процесса: преподавателей, воспитателей, кураторов, психологов.

Ребенок, попадая во взрослый мир, оказывается один на один со своей жизнью, которая ставит перед ним трудноразрешимые проблемы.

Наиболее важные из них:

проблема общения со сверстниками, обусловленная недостатками характера, девиантным поведением и др.;

проблема здоровья (как физического, так и психического), так как неизбежны психологические травмы, обусловленные лишением родителей, а также задержка психического развития, интеллектуальные отклонения и др.;

проблема интеграции и социальной адаптации выпускника сиротского учреждения.

Самое сложное для детей-сирот – оценка самого себя. Они завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора детей, затрудняют процесс их профессионального самоопределения. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни. Мы считаем, что при эффективном использовании данной программы она будет способствовать повышению уровня процесса социализации студентов-сирот в коллективе.

Список литературы

Валиева, Ф. М. Место средних специальных учебных заведений в социализации личности [Текст] / Ф. М. Валиева // Среднее профессиональное образование. – 2003. – № 9. – С. 40-44.

Реан, А. А. Социальная защищенность детей- сирот [Текст] / А. А. Реан // Профессиональное образование. – 2007. – № 2. – С. 5.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org

Дата добавления: 01.06.2014