Налоговая система государства понятие и сущность

–PAGE_BREAK–
Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения уклонения от уплаты налогов, минимизация «теневой экономики»). Здесь должна действовать формула: «О налогах не договариваются».

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3—5 лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

Принцип единств.Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальная действительность, состояние экономики и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, следует отметить, что приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе можно найти и более детальную их классификацию.

В основу налогового законодательства заложены следующие основные принципы построения налоговой системы:

ü                    универсализация налогообложения, обеспечивающая (а) одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т. д.; (б) одинаковый подход к исчислению величины на­лога независимо от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики; (в) единый подход к предоставлению права на получение налоговых льгот, а также защиты законных интересов всех налогоплательщиков;

ü                    использование множественности налогов, разнообразных их видов, позволяющее учесть как получаемые налогоплательщиками доходы, так и имущественное положение. В период кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем несколько видов поступлений с высокими ставками изъятия;

ü                    четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

ü                    приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающие вопросы налогообложения;

ü                    однократность обложения;

ü                    приоритет международных договоров над внутренним налоговым законодательством по вопросам избежания двойного налогообложения;

ü                    определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством России. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по отдельным налогам могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты.

Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В соответствии с законом о федеральном бюджете на текущий год устанавливаются нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты. Отчисления, сформированные таким образом, носят название регулирующих доходов бюджетов.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования.

Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Российской Федерации (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправления (налог с продаж, налог на рекламу и др.).
Структурирование налогов в Налоговом кодексе
Налоговый кодекс Российской Федерации в целом характеризуется более совершенной юридической проработкой по сравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, сняты противоречия с Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами. Налоговый кодекс призван решать следующие задачи:

ü                    построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов;

ü                    создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства граждан и государства;

ü                    формирование единой налоговой правовой базы;

ü                    совершенствование системы ответственности плательщика за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, и последовательная защита прав налогоплательщиков через регламентацию процедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение механизма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов — с другой;

ü                    развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

ü                    снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП), введение исчерпывающего числа налогов (до 28); при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вводить часть региональных и местных налогов; предполагается также поэтапный ввод ряда налогов (с принятием соответствующих законов).

Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом:

Федеральные налоги и сборы: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) налог па доходы физических лиц; 6) единый социальный налог (взнос); 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы: 1) налог на имущество организаций; 2) налог па недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог па рекламу; 4) налог па наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы.

Кратко охарактеризую важнейшиеиз перечисленных налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС)есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим па процесс ценообразования и структуру потребления.

Акцизы— старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.

Налог с продаж. Этот региональный косвенный налог введен в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1999 г. вместо ряда малоэффективных местных налогов. Плательщиками налога с продаж являются юридические лица Российской Федерации, иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) в розницу или оптом за наличный расчет на территории тех регионов России, где введен этот налог. При определении объекта налогообложения стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акциз (для подакцизных товаров). При этом большая группа товаров и услуг первой необходимости освобождена от налога с продаж.

Налог на прибыль организации. Занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).

Доходами признаются: а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т. е. доходы от реализации; б) внереализационные доходы.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Налоговым периодом но налогу на прибыль признается календарный год; отчет­ными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налог на доходы от капитала. Этот налог, впервые введенный в Налоговом кодексе РФ в состав федеральных налогов, имеет в качестве объекта налогообложения доходы от ценных бумаг и доходы от вложения средств в создание других предприятий.

Налог на игорный бизнесвведен в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ. Плательщик налога — юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в игорном бизнесе. Налогом облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор по ставкам для каждого объекта обложения, исходя из кратности размеру минимальной месячной оплаты труда. Суммы налога, определяемые минимальным размером установленной ставки, зачисляются в федеральный бюджет.

Налог на доходы физических лиц. Заменяет подоходный налог, взимавшийся в 1992—2000 гг. По сравнению с утратившим силу с 1 января 2001 г. Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» перечень доходов, подлежащих налогообложению, существенно расширен.

Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход в соответствии с трудовым договором.

Введена единая ставка налога— 13%. Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорам добровольного страхования) установлена ставка в размере 35% и 30% по дивидендам, а также по доходам налоговых нерезидентов.

Физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам — налоговым резидентам. РФ относятся физиче­ские лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц устанавливается продолжительностью в один календарный год. По окончании каждого календарного года налогоплательщиком определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая оплате.

Единый социальный налог (взнос). Введенный в действие с 1 января 2001 г. налог подлежит зачислению в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Введен достаточно сложный алгоритм исчисления этого налога, предусматривающий несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохраняется исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда; установлена обязанность банка не выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не предоставил платежных поручений на перечисление налога. При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социального налога (взноса) осуществляется налоговыми органами РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщиками данного налога считаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Видами добытого полезного ископаемого являются: товарный уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сырье; товарные руды; полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды; горно-химическое неметаллическое сырье; сырье редких металлов (рассеянных элементов) и т. д.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно через исчисление количества добытых полезных ископаемых и оценку их стоимости.

Налоговым периодом признается квартал. Адвалорные (в процентах) налоговые ставки по конкретным видам полезных ископаемых Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Отчисления (налог) на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Этим налогом облагаются пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Налогооблагаемая база — стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, прошедших первичную обработку.

Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы России, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, и устанавливаются в проценте к стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Отчисления направляются в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и используются для финансирования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Лесной налогпредставляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающих лесные подати и арендную плату за сданный участок лесного фонда в аренду. Лесной налог (доход) носит рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве. Будучи доходным источником бюджета, лесной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины.

В составе лесных податей взимается и плата за земли лесного фонда. Объект обложения лесными податями — объем древесины на корню, отпускаемой лесопользователю.

Водный налог.Плата за пользование водными объектами введена в целях рационального использования водных ресурсов, Налогоплательщиками являются юридические лица, которые непосредствен о осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию. Плата взимается: при заборе воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод; при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты без изъятия воды.

Плата за землювзимается по всей территории Российской Федерации (будучи местным налогом). Цель ее введения — стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Плательщиками ежегодного земельного налога являются: собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За землю, переданную в аренду, взимается арендная плата.

Объектом обложения являются земельные участки независимо от направления и форм их использования.

Экологический
налог. Этот налог предусмотрен Налоговым кодексом РФ, однако порядок расчета и круг плательщиков пока не определены.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющих веществ и объема размещенных отходов. При этом базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основе в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше.

Налог на имущество организаций. Этот налог входит в подсистему региональных налогов и сборов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов пока крайне невелика.

Цель введения налога на имущество осталась прежней — стимулирование эффективного, рационального использования имущества, сокращение излишних запасов сырья и материалов. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.

Плательщиками налога являются: предприятия, организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями (юридические лица РФ); иностранные юридические лица, международные объединения, владеющие имуществом па территории Российской Федерации.

Если предприятие учреждено не с начала года, налогооблагаемый период определяется в зависимости от конкретного срока учреждения предприятия (при учреждении в первой половине квартала — до 15 числа второго месяца — период создания, принимаемый за полный квартал; при учреждении во второй половине квартала — налогооблагаемый период начинается с 1-го числа месяца, следующего за кварталом учреждения).

Льготы по налогу на имущество организаций подразделяются на две группы. В первую группу входят льготы, связанные с полным освобождением определенных организаций от данного налога (например, бюджетных организаций, религиозных объединений и организаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий, организаций образования и культуры и др.). Ко второй группе относятся льготы, связанные с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию. В частности, для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы взноса по соответствующим объектам) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; магистральных трубопроводов; железнодорожных путей сообщения и др.

В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет имущества.
    продолжение
–PAGE_BREAK–