ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
по специальности 080504.52 Государственное и муниципальное управление
Студентка группы 4 ГУа
Федотова В.В. _____________
Руководитель
Власова Ю.Р. _____________
Рецензент
_________/ _______________
Астрахань
2007
План работы
Введение… 3
1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан
1.1. Управление в области социальной защиты граждан… 6
1.2. Государственная система социальной защиты… 8
2. Органы социальной защиты населения
2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан. 12
2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16
2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан… 19
3. Методы социальной защиты граждан
3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения… 21
3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан… 22
4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения
4.1. Понятие и виды трудового стажа… 24
4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27
4.3. Социальная защита и занятость населения… 28
5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан
5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения… .31
5.2. Виды пенсий… 33
6. Пособия: понятие и виды… 38
7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг… .42
Заключение… 49
Нормативно — правовые документы… 53
Список использованной литературы… .54
Введение
Тема дипломной работы – «Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан».
Причиной выбора именно этой темы послужил огромный интерес к системе социальной защиты граждан. В настоящее время это наиболее актуальная тема в различных отраслях права, например, в праве социального обеспечения.
Социально — экономические преобразования современной России в значительной степени находят отражение в социальной защите населения. Происходит формирование новой модели социальной защиты населения, сочетание различных форм, принципов и механизмов.
Актуальность темы работы обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, социально-экономические преобразования, проводимые в России, вызвали увеличение количества социально незащищенных слоев населения.
Во-вторых, бедность населения связана с низким уровнем заработной платы, стипендий, пособий, отставанием размера минимальной пенсии от прожиточного минимума, сокращением числа наёмных работников, недостаточностью государственного финансирования социальных программ.
Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.
В работе я использовала следующие методы:
1. Компиляции – сбор данных из различных источников;
2. Логическое рассуждение;
3. Системно – структурного анализа – рассмотрение каждой теории о системе социальной защиты граждан.
4. Статистический анализ – сбор цифровой информации, ее сравнение в разные периоды, использование официальных статистических данных Госкомстата Российской Федерации
При подготовки данной работы я опиралась на следующие источники. В основе лежат нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 25ноября 2003 года,
а также научные труды и периодические издания под редакцией Г.В. Атаманчука «Эволюция форм социальной защиты» / М.: Новое издание, 2004; Е.Ю. Грачевой «Социальная защита населения». // Вестник государственного социального страхования,2005; А. А. Дёмина «Принципы социальной защиты». // Работник социальной службы, 2004 и других. Научные исследования этих ученых помогли изучить, объяснить особенности государственного управления социальной защитой граждан, преимущества и недостатки, сделать основные выводы.
В данной работе я делаю попытку, на основе действующих нормативных документов, иных материалов, проанализировать действующие законы о системе социальной защиты граждан.
Содержание дипломной работы состоит из семи глав:
В первой главе раскрывается общее понятие и рассмотрю государственную
систему социальной защиты граждан, что дает общее представление о
социальной защите и ее формировании.
Во второй главе рассматриваются главные интересующиеся понятия – органы социальной защиты населения, что позволит определить понятие субъектов и объектов и органов социальной защиты населения.
В третьей главе рассматриваются правовые методы обеспечения социальной защиты граждан, а также раскрою основные принципы, на которых базируется система социальной поддержки граждан.
В четвертой главе определяется роль социальной защиты граждан в области труда и занятости населения, раскрою понятие и виды трудового стажа.
В пятой главе раскрывается сущность пенсий как способа социальной защиты граждан.
В шестой главе рассматривается понятие пособий, так как они являются источниками оказания социальной помощи населению.
В седьмой главе рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются органы социальной защиты граждан и предложу пути решения данных проблем, также рассмотрю динамику развития деятельности системы социальной защиты граждан.
1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан.
1.1. Управление в области социальной защиты граждан.
Управление в области социальной защиты граждан это очень сложный процесс, где в главную очередь, необходимо рассмотреть общие понятия социальной защиты.
На мой взгляд, очень трудно сформулировать точное определение понятия «социальная защита». Поэтому необходимо выделить её признаки и исходя из них вывести общее понятие1.
Социальная защита граждан предназначена для защиты населения от рисков или угроз различного характера, которые ухудшают социальное положение человека;
Система социальной защиты граждан обеспечивает выполнение, установленных государством, социальных гарантий и прав гражданина;
Социальная защита граждан охватывает не только нетрудоспособных или бедных, а всех без исключения граждан, все социальные группы.
Целью социальной защиты граждан является защита положения человека в обществе во всех отношениях и факторах, которые влияют на социальное положение человека.
Рассмотрев признаки и цель системы социальной защиты граждан можно дать следующее определение: в широком смысле, социальная защита населения – это совокупность общественных связей и отношений, которые нуждаются в защите своего социального положения от воздействия каких – либо социальных рисков1. Данное понятие охватывает все население в целом. Здесь рассматриваются социальные гарантии и права граждан на социальную поддержку.
Социальную защиту населения как процесс можго изобразить в виде следующей схемы (Рисунок 1):
/>
Рис. 1.
С моей точки зрения, понятие «социальная защита» тесно связано с понятием «уровень жизни», поэтому в узком смысле, социальная защита граждан – это
система отношений, которая обеспечивает выполнение государственных гарантий в области уровня жизни и поддержки слоев населения с трудной жизненной ситуацией.
Предметом социальной защиты граждан являются общественные отношения, которые рассматривают защиту граждан от факторов, снижающих уровень и качество жизни и ухудшающих социальное положение.
Социальная защита граждан обладает определенными функциями:
1. Социальная функция. Направлена на поддержание социального положения человека при воздействии различных рисков, ухудшающих данное положение. Здесь можно выделить несколько основных подфункций1:
Защитная – защита социального положения гражданина от воздействия социальных рисков и последствий жизненных ситуаций(болезнь, старость);
Реабилитационная – полное или частичное восстановление физических, профессиональных и иных качеств человека, приспособлении к самообеспечению.
2. Экономическая функция. Государство оказывает определенное воздействие на выравнивания личных доходов граждан путем предоставления социальных услуг вместо утраченного заработка.
3. Политическая функция. Государство посредством системы социальной защиты граждан реализует основные направления социальной политики, направленные на улучшения условий жизни людей.
4. Демографическая функция. Система социальной защиты граждан воздействует на демографические процессы: продолжительность жизни населения, рождаемость, смертность и так далее.
Можно сделать вывод, что управление в области социальной защиты граждан очень сложный и многосторонний процесс, который постоянно подвергается воздействию различных факторов и постоянно приобретает новый характер действия.
1.2. Государственная система социальной защиты.
Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки – от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей, родственников, знакомых1.
Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения
финансируются полностью из местных источников.
Существующая система является неспособной в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает полную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:
Два основных элемента государственной системы социальной защиты в России – Государственный пенсионный фонд и Федеральная служба занятости, через которые проходят все ресурсы, но они нуждаются в применении мер для повышения эффективности, улучшения финансового управления. Еще один канал помощи – жилищные пособия – требует пересмотра, для того чтобы снизить финансовые затраты и обеспечить более строгую адресность2.
В системе преобладает низкая адресность, в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей.
Среднесрочная стратегия государственной системы социальной защиты в России должна предусматривать защиту от риска потери доходов (предотвращение бедности), а также способствовать эффективному функционированию рынков труда.
Хотя стратегия социальной защиты направлена, прежде всего, на обеспечение помощи нуждающимся, перестройка системы вызвана также необходимостью поддержки экономических реформ.
Современная государственная система социальной защиты в России строится на двух основных принципах1:
1. Всеобщность системы социальной защиты населения, то есть защита прав и интересов человека, охват социальными, экономическими и правовыми гарантиями всех граждан страны.
2. Дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам и слоям населения, то есть оказание социальной поддержки гражданам
с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда.
В рамках государственной системы социальной защиты осуществляются выплаты и распределение финансовых ресурсов, рассмотренных в Таблицах 1, 2.
Таблица 1.
Финансовые ресурсы в рамках системы социальной защиты населения в Российской Федерации
2002
2003
2004
2005
2006
Социальное обеспечение
3,1
2,6
2,5
2,5
5,5
Социальное страхование
8,8
7,8
8,3
8,9
6,5
Социальная помощь
–
–
–
0,28
0,3
/>
Рис. 2.
Таблица 2.
Выплаты в рамках системы социальной защиты населения в Российской Федерации
2002
2003
2004
2005
2006
Социальное обеспечение
2,9
2,5
2,4
2,5
4,3
Социальное страхование
7,8
6,7
6
6,8
6,1
Социальная помощь
–
–
–
0,27
0,29
/>
Рис. 3.
По рисункам видно, что финансовые ресурсы и выплаты по социальной защите в целом стабильны, изменения в приделах 0,3 %.
Государственная система социальной защиты в России на мой взгляд еще очень плохо разработана и требует постоянного изменения и улучшения всех процессов, исходящих от нее.
2. Органы социальной защиты населения.
Чтобы дать понятие органам социальной защиты граждан необходимо рассмотреть субъекты и объекты, так они составляют основу системы социальной защиты населения.
В ходе развития системы социальной защиты граждан сформировалось пять основных субъектов социальной защиты населения. Каждый из этих субъектов рассматривает свой уровень или сферу социальной защиты, что позволяет выделить следующие уровни: индивидуальный (самозащита), семейно – родственный, профессионально – групповой (корпоративный), государственный (гарантированный) и общественный (благотворительный).
Рассмотрим основные субъекты социальной защиты граждан1:
1. Индивид. Является субъектом индивидуального уровня, так как на данном уровне человек поддерживает себя сам и является объектом и субъектом одновременно.
2. Семья, род. Является субъектом семейно — родственного уровня. Данный субъект остается наиболее близким к объекту помощи.
3. Корпорация. Является субъектом профессионально – группового уровня, то есть на уровне предприятия(связан с трудовой деятельностью индивида).
4. Государство. Реализует обязательный, гарантированный уровень социальной защиты(государственное обеспечение, обязательное социальное страхование).
5. Общество. Является субъектом благотворительного уровня(милосердие, добровольность, безвозмездность).
К объектам социальной защиты граждан относится:
1. Население, то есть обеспечение безопасности жизни людей, укрепление здоровья нации, духовное развитие.
2. Отдельные группы и слои населения(интеллигенция, военнослужащие, работники здравоохранения, образования, культуры).
3. Социально – уязвимые группы населения (многодетные семьи, инвалиды, безработные, пенсионеры).
Хотелось бы отметить, что в системе социальной защиты граждан очень много различных субъектов и объектов, которые составляют огромную систему взаимосвязи друг с другом.
2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан.
Общее руководство в области социальной защиты осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.
Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, принимает меры по укреплению системы социальных пособий и выплат.
Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России).
Минтруда России проводит государственную политику и осуществляет управление в области социальной защиты населения. К основным задачам данного органа относятся1:
— разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению проблем социального развития;
— развитие социального страхования;
— организация пенсионного обеспечения и социального обслуживания;
— социальная защита семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей;
— совершенствование законодательства о социальной защите населения.
Федеральные органы оказывают огромное воздействие на систему социальной защиты граждан, так как все они, в общем1:
— реализуют федеральные социальные программы;
— лицензируют деятельность по социальному обслуживанию;
— принимают государственные стандарты социального обслуживания;
— управляют федеральными учреждениями социального обслуживания.
В настоящее время реализуется ряд программ, направленных на оказание социальной помощи населению. Одной из таких программ является президентская программа «Дети России», указанной в таблице 32.
Таблица 3.
Финансирование программы «Дети России»
Наименование подпрограмм
Сумма, млрд руб.
Всего
в том числе капитальные вложения
Дети Чернобыля
165,45
142,3
Дети — инвалиды
158,86
80,0
Дети — сироты
85,45
84,7
Дети Севера
48,53
33,2
Развитие индустрии детского питания
244,37
228,4
Дети беженцев и вынужденных переселенцев
75,3
–
Одаренные дети
9,2
–
Планирование семьи
25,8
–
Безопасное материнство
1,9
–
Федеральные органы власти являются важным звеном в системе социальной защиты.
Также хочется отметить, что для осуществления социального обслуживания в России функционируют социальные службы. Такие службы функционируют или как самостоятельные социальные отрасли социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации, а также в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, и на различных предприятиях и в организациях.
Виды социальных служб, осуществляющие социальную защиту населения:
1. Пенсионное обеспечение, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
2. Социально-бытовое обслуживание:
— социальное обслуживание на дому;
— специализированное стационарное социальное обслуживание;
— технические средства реабилитации;
— специальное транспортное обслуживание;
3. Медико-социальные услуги:
— медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
— медико-социальные, социально-психологические и социально-педагогические услуги различным группам населения;
4. Детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
5. Специальные профессиональные образовательные учреждения;
6. Службы по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных.
Эти службы играют огромную роль в осуществлении социальной защиты населения. На мой взгляд, они еще очень слабо функционируют и требуют поддержки со стороны государства.
–PAGE_BREAK–
2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан.
Региональные органы управления социальной защитой населения работают в тесном контакте с органами самоуправления, а также с общественными, благотворительными, коммерческими и другими организациямимуниципального образования. Региональные учреждения социальной защиты населения являются организациями, находящимися в ведении органов управления социальной защитой населения Астраханской области и осуществляющими на территории Астраханской области деятельность по оказанию социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке1. Кроме того, выделяется ряд подведомственных организаций и учреждений регионального подчинения.
Деятельность любой организации представляет собой совокупность деловых процессов, в которые вовлечены финансовые, материальные, кадровые, информационные и другие виды ресурсов. Именно деловые процессы определяют порядок взаимодействия должностных лиц и структурных подразделений организации.
Перечень деловых процессов системы социальной защиты населения определяется в зависимости от организационного уровня управляемой системы и приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Деловые процессы в системе социальной защиты населения
на региональном уровне
Уровень операционного управления
Регистрация граждан в системе социальной защиты населения
Определение социальной категории и предусмотренных мер социальной поддержки
Выдача документов, подтверждающих принадлежность граждан к определенным социальным категориям
Учет запросов и предоставленных видов социальных услуг
Назначение и предоставление социальных услуг
Выборочное обследование условий жизни граждан
Уровень тактического управления
Формирование и хранение информации о социально незащищенных лицах и о предоставленных им услугах
Мониторинг системы социальной защиты населения муниципального образования и региона
Анализ информации о видах, структуре и объемах социальной помощи, необходимых жителям конкретной территории
Подготовка аналитических и статистических справок по запросам органов местного самоуправления и органов государственного управления региона
Уровень стратегического управления
Поддержка процессов подготовки проектов управленческих решений на региональном и муниципальном уровне
Оценка эффективности деятельности хозяйствующих субъектов системы социальной защиты населения
Анализ и прогнозирование потребностей в области ресурсного обеспечения задач системы социальной защиты населения
Определение необходимых направлений развития региональной сети организаций и учреждений системы социальной защиты населения
В качестве приоритетных направлений совершенствования системы управления социальной защитой населения на региональном уровне были выделены1:
мониторинг системы социальной защиты населения на региональном уровне;
информационная экспертиза законопроектов по вопросам социальной защиты населения.
Таким образом были определены предметные и функциональные задачи мониторинга системы социальной защиты населения на региональном уровне. Мониторинг системы социальной защиты населения представляет собой систему анализа и отслеживания динамики происходящих процессов и состояний системы социальной защиты населения.
Предметные задачи мониторинга системы социальной защиты населения2:
мониторинг деятельности подведомственных учреждений системы социальной защиты населения в зависимости от профиля:
учреждения социального обслуживания общего профиля;
учреждения социальной помощи детям и подросткам;
учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов и т.д.
мониторинг процесса социального обслуживания по потребительским группам:
инвалиды трудоспособного возраста;
дети, дети-инвалиды и малообеспеченные семьи с детьми;
лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
мониторинг процесса социального обслуживания по видам оказываемых услуг:
комплексное обслуживание / разовое обслуживание;
социальные выплаты и компенсации/ предоставление льготных социально-бытовых услуг/ натуральная помощь/ и др.;
мониторинг по источнику финансирования.
Реализация предлагаемых мониторингов обеспечит существенное уменьшение проблем, связанных с социальной защитой населения на региональном уровне.
2.3.Местное самоуправление и социальная защита граждан.
Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. Важное место в процессе своей деятельности они отводят вопросам социального обеспечения и защиты граждан.
В соответствии с действующем законодательством местная администрация осуществляет управление учреждениями социального обеспечения. Она назначает и выплачивает пенсии и пособия, осуществляя при необходимости доплаты к ним из собственных и привлеченных средств1.
На местную администрацию возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка и которая осуществляется за счет местного бюджета.
В целях социальной защиты граждан она формирует Фонд социальной защиты населения, распоряжается его средствами в соответствии с его назначением и принимает необходимые меры по его пополнению.
Также одним из направлений ее деятельности является работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых, социальных условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому.
Местной администрации законодательством предоставлено право устанавливать за счет местного бюджета различные льготы лицам, нуждающимся в социальной защите.
Она руководит опекой и попечительством. Осуществляя эту деятельность, обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, решает вопросы усыновления (удочерения).
Местная администрация вправе получать от расположенных на территории предприятий, организаций, учреждений сведения о высвобождении
работающих и заслушивать по этим вопросам руководителей данных организаций1.
Необходимо сказать, что местное самоуправление является одним из звеньев цепочки социальной защиты граждан, без деятельности которой вся система постепенно бы разрушалась.
3. Методы социальной защиты граждан.
3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения.
Система социальной защиты населения Российской Федерации постоянно находится в процессе трансформации, который связан с поисками наиболее оптимальных форм, механизмов и методов защиты населения от социальных рисков в связи с изменением системы общественно- экономических отношений.
Правовые методы обеспечения социальной защиты – это система созданных и планируемых нормативных документов, на которых основывается система социальной защиты.
Рассмотрим следующие основные документы, на которых основывается обеспечение социальной помощи1:
1 Конституция Российской Федерации, так как в ней указаны основные права и обязанности человека и гражданина.
2. Кодексы (Семейный, Трудовой, Гражданский), в них учитывается оказание социальной помощи различным категориям (трудоспособного населения, инвалидов, детей и материнства и так далее).
3. Федеральные законы, касающиеся оказания социальной защиты населению.
4. Иные нормативно – правовые документы, в которых указывается социальная поддержка населению.
Также я считаю, что в правовые методы обеспечения социальной защиты населению можно отнести государственные программы, которые направлены на улучшение системы социальной защиты. Они являются эффективным методом социальной защиты. В последнее время разработано и осуществлено огромное количество таких программ и можно сказать, они постепенно улучшают системы социальной защиты.
3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан.
Система социальной защиты населения выполняет следующие задачи1:
1. Поддержание минимального уровня жизнеобеспечения малоимущих семей и одиноко проживающих граждан;
2. Увеличение количества граждан, нуждающихся в социальной помощи;
3. Оказание социальной помощи гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Осуществление мер, направленных на оказание социальной помощи гражданам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, лицам без определенного места жительства;
5. Предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья трудящихся в процессе трудовой деятельности;
6. Правовое, нормативное, организационно- методическое обеспечение условий охраны труда;
7. Развитие и совершенствование деятельности сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги различным категориям и группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
8. Создание условий для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
9. Внедрение новых форм социального обслуживания.
Действующая система социальной защиты в России базируется на следующих принципах, основанных на реализации поставленных задач:
1. Поощрительности. Социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
2. Патернализма. Государственная опека по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
Данная система социальной защиты граждан нуждается в реформировании с применением новых подходов. Для этого я считаю необходимым создать новую модель системы социальной помощи, в основе которой должны лежать следующие принципы1:
1. Всеобщность социальной помощи. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность получить государственную социальную помощь, которая должна обеспечить социальные гарантии в области уровня жизни всех граждан, неспособных к самообеспечению, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию, нарушающую их жизнедеятельность.
2. Социальная справедливость и экономическая эффективность. Здесь подразумевается оптимальное соотношение материальных потребностей социальной политики с интересами и возможностями субъектов налоговой политики, которые формируют фонды социальных расходов.
3. Социальная солидарность. Предполагает единство действий, взаимопомощь, поддержку, основанных на общих интересах и целях. Задача социальных органов оказывать помощь слабым, перераспределяя часть ресурсов от сильных. В этом проявляется социальная солидарность и обеспечивается общественное согласие.
4. Приоритетность государства. Государство является главным субъектом социальной помощи, который реализует основные гарантии, создает необходимые условия для развития социальной сферы.
5. Принцип единства социальной защиты и самозащиты. Он предполагает, что социальная защита становится более действенной. Социальная защита должна опираться на развитие самозащитных механизмов, связанных с самопомощью.
6. Встречные обязательства получателей социальной помощи. Принцип предполагает в качестве условия получения помощи выполнение определенных работ, дополнительных обязательств, то есть человек должен отблагодарить добровольным трудом, например в учреждениях по социальной защите.
Я считаю, что если система социальной защиты граждан будет соблюдать эти основные требования, то есть вероятность улучшения и укрепления старых
позиций, что отразится на повышении пособий, пенсий и повысит статус социальных гарантий.
4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения.
4.1. Понятие и виды трудового стажа.
С точки зрения сферы социальной защиты трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия.
Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа1:
Страховой стаж:
а) общий страховой стаж;
б) специальный страховой стаж;
Трудовой стаж:
а) общий;
б) специальный (выслуга лет);
Непрерывный трудовой стаж.
Страховой стаж как самостоятельный вид трудового стажа появился в российской пенсионной системе сравнительно недавно. Страховой стаж можно подразделить на виды: общий (смешанный) страховой стаж и специальный страховой стаж.
Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж1.
Страховой стаж вычисляется путем суммы страховых периодов (работа и иная деятельность, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ) и нестраховых периодов.
Нестраховые периоды включают в себя2:
– период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
– период получения пособия по государственному социальному страхованию на протяжении временной нетрудоспособности;
– период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
– период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
– период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
– период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности.
Общий страховой стаж имеет большое значение, так как:
1. Это одно из условий для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях. Необходим страховой стаж продолжительностью не менее 5 лет.
2. Это одно из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Как правило, для назначения той или иной досрочной пенсии требуется страховой стаж продолжительностью 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин).
Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.
В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.
С учетом специального трудового устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
Например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении1:
— пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания);
— времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя (у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков).
При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.
Трудовой стаж играет достаточно большую роль в системе социальной защиты, так как он учитывается при оказании социальной помощи.
4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности.
Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности предусматривает деятельность, направленную на охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Приоритетной задачей является реформирование трудового законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы, обеспечение устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства, повышение деятельности индивидуальных и коллективных договорных отношений на уровне предприятия1.
Предполагается продолжить курс на повышение минимального размера труда, развитие коллективных трудовых отношений с участием профессиональных союзов, включая содействие формированию добровольных объединений работодателей, развитие эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих выполнение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
С точки зрения социальной защиты при осуществлении трудовой деятельности населения необходимо2:
— обеспечение системы эффективной занятости, подготовки и переподготовки кадров, которая позволила бы каждому человеку найти применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности;
— организация эффективной системы формирования доходов, при которой уровень получаемого дохода непосредственно определяется качеством и результатами работы человека;
— официальное установление реального уровня прожиточного минимума, как в денежной форме, так и натурально-вещественой форме с учетом тенденций в распределении доходов и потребления населения.
4.3. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения.
Система социальной защиты должна предоставлять гарантии в области занятости, защищать интересы работников наемного труда, поддерживать определенный уровень жизни населения страны.
Для этих групп населения социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже прожиточного минимума, своевременно пересматривались.
С моей точки зрения, необходимо создавать условия, при которых граждане имели бы возможность по мере потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества.
Основные элементы механизма социальной защиты населения в области труда и занятости:
1. минимальный потребительский бюджет;
2. минимальная заработная плата;
3. индексация доходов населения;
4. государственное регулирование цен;
5. минимальные пенсии, стипендии, пособия по безработице;
6. минимальные социальные пособия и предоставление социальных услуг.
Все эти меры могут обеспечивать минимальный гарантированный уровень потребления товаров и услуг. Динамика показателей минимальных социальных гарантий в России представлена в таблице 51.
Таблица 5.
Минимальные социальные гарантии
Показатели
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Минимальный размер оплаты труда
4,3
14,6
20,5
63,3
83,5
83,5
83,5
83,5
200,0
Тарифная ставка
4,5
16,0
39,0
80,0
80,0
90,0
90,0
110,0
200,0
Минимальный размер пенсии по старости
4,3
14,6
34,4
63,3
69,6
84,2
84,2
108,4
153,1
Минимальный размер пособия по безработице
4,3
14,6
20,5
63,3
83,5
83,5
83,5
83,5
100,0
Минимальный размер стипендии студентам вузов
4,3
14,6
20,5
63,3
167,0
167,0
167,0
167,0
200,0
Основой построения социальной системы социальной защиты населения в данных сферах является прожиточный минимум.
Минимальный потребительский бюджет определяет размер минимальной заработной платы.
Существует две точки зрения по поводу того, должна включать в себя минимальная заработная плата:
1. обеспечивать потребности работника и его семьи;
2. обеспечивать потребности работника, а для обеспечения неработающих членов его семьи должны включаться механизмы социальной защиты.
Минимальная заработная плата и ее установление главный инструмент социальной защиты наемных работников на рынке труда. Но чтобы минимальная заработная плата выполняла свою функцию по воспроизводству рабочей силы, ее величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета.
5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан.
5.1. Понятие и основания пенсионного обеспечения.
В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в Российской Федерации (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей1:
Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Пенсионное обеспечение работников осуществляется в целях повышения уровня пенсионного обеспечения и заинтересованности в результатах труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Существует также негосударственное пенсионное обеспечение, которое подразделяется на несколько видов. Рассмотрим эти понятия.
Негосударственное пенсионное обеспечение — совокупность правовых, социально-экономических и организационных отношений между государством,
негосударственным пенсионным фондом, вкладчиками и участниками, возникающих по поводу выплат негосударственных пенсий.
Негосударственное пенсионное обеспечение добровольное — форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд на принципах добровольности в соответствии с условиями пенсионного договора.
Негосударственное пенсионное обеспечение корпоративное — вид негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчиком является работодатель, за счет собственных средств осуществляющий внесение пенсионных взносов в пользу своих работников (бывших работников).
Негосударственное пенсионное обеспечение личное — вид негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчиком является физическое лицо, за счет собственных средств осуществляющее внесение пенсионных взносов в свою пользу или в пользу других физических лиц.
Негосударственное пенсионное обеспечение обязательное — форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд в обязательном порядке в силу федерального закона.
Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов1.
Таким образом, пенсионное обеспечение очень сложный процесс, для рассмотрения которого просто необходимо учитывать все его стороны.
В настоящее время пенсионное обеспечение постоянно подвергается изменению и принятию новых законопроектов, поэтому трудно предположить какая будет система пенсионного обеспечения через несколько лет, для этого нужно будет учитывать все изменения и факторы, связанные с ними.
5.2. Виды пенсий.
Наибольшие выплаты из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составляют расходы на выплату трудовых пенсий2. Они
подразделяются на три вида:
1. По старости
2. По инвалидности
3. По случаю потери кормильца
Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано с тем, что размер страхового обеспечения не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).
Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей, которая направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:
1. Борьба с бедностью.
2. Компенсация утраченного заработка.
3. Обеспечение материальной достаточности.
В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.
Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями1.
Рассмотрим таблицу современных видов пенсий.
Таблица 6.
Виды современных пенсий
Пенсии
кто
выплачивает
источники
сроки выплаты пенсии
трудовая пенсия
Базовая часть
(БЧ)
по старости
(БЧ+СЧ+НЧ);
по
нвалидности
БЧ+СЧ+НЧ);
по случаю потери кормильца (БЧ+СЧ).
ПФР
за счет ЕСН и страховых взносов в ПФР
пожизненно
Страховая часть
(СЧ)
НПФ
Накопительная часть (НЧ) — для лиц моложе 1967 г.
дополнительная (негосударственная) пенсия
корпоративная
за счет средств работодателя
пожизненно или срочная пенсия
личная
за счет средств работодателя и средств работника
за счет собственных средств
профессиональная пенсия
ПФР
за счет средств работодателя
срочная пенсия
государственная пенсия
федеральный бюджет
пожизненно
продолжение
–PAGE_BREAK–
Как видно из таблицы, пенсия складывается из трех частей: базовая, страховая, накопительная. Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.
Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, Данная часть пенсии финансируется по распределительному методу (т. е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течении всей его трудовой деятельности делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.
Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.
Порядок определения трудовой пенсии принципиальным образом отличается от ранее действующих правил.
Базовая часть пенсии устанавливается в фиксированном размере, которая определяется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения к трудовой деятельности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.
Страховая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности определяется путём деления расчётного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.
Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по схожей схеме с той лишь разницей, что во внимание принимается расчётный пенсионный капитал умершего кормильца, который дополнительно делится ещё и на количество нетрудоспособных членов семьи, являющихся получателями пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается пенсия данному нетрудоспособному члену семьи.
Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется путём деления пенсионных накоплений соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается не ранее дня достижения инвалидом пенсионного возраста.
Негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.
Негосударственная пенсия корпоративная — негосударственная пенсия, пенсионные накопления для выплаты которой полностью или частично сформированы за счет средств работодателя, вносимых (внесенных) в фонд в виде пенсионных взносов.
Негосударственная пенсия личная — негосударственная пенсия, пенсионные накопления для выплаты которой полностью сформированы за счет средств вкладчика, являющегося физическим лицом.
Негосударственная пенсия пожизненная — негосударственная пенсия, период выплат которой в соответствии с пенсионным договором продолжается до конца жизни участника.
Негосударственная пенсия срочная — негосударственная пенсия, период выплат которой ограничивается установленным пенсионным договором числом лет.
Существует также профессиональная система пенсионного обеспечения1.
Профессиональная система пенсионного обеспечения — это совокупность прав и обязательств заинтересованных лиц, выполняющих различные функции, результатом взаимодействия которых является выплата государственной пенсии.
Профессиональная пенсия – негосударственная пенсия, выплачиваемая работникам образования;
Договор о негосударственном пенсионном обеспечении (далее — пенсионный договор) — соглашение между Фондом и Вкладчиком, в соответствии с которым Вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд обязуется выплачивать Участнику (Участникам) Фонда профессиональную пенсию;
Вкладчик – учреждение образования Российской Федерации и другие юридические лица системы образования и/или их работники, являющиеся стороной пенсионного договора и уплачивающие пенсионные взносы в Фонд;
Участник — работник, которому в силу заключенного между Вкладчиком и Фондом пенсионного договора должна производиться или производится выплата профессиональной пенсии;
Фонд — негосударственный пенсионный фонд, уполномоченный Министерством образования Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение работников.
Основаниями для получения профессиональной пенсии являются1:
достижение работником пенсионного возраста;
наступление инвалидности, дающее право на получение пенсии;
длительное выполнение определенных профессиональных обязанностей, дающее право на досрочное пенсионное обеспечение;
иные основания, не противоречащие действующему законодательству.
Размер профессиональной пенсии не может быть меньше 0,5 минимальной трудовой пенсии, установленной действующим законодательством РФ.
Делая вывод, хотела бы отметить, что, на мой взгляд, новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсий зависит от заработной платы. На данный момент размеры различных видов пенсий постепенно повышаются, что способствует улучшению пенсионного обеспечения граждан. И все виды современных видов пенсий достаточно хорошо используются.
6. Пособия: понятие и виды.
Пособия – это денежные выплаты из внебюджетных фондов, фондов социальной защиты населения, прямых бюджетных ассигнований и других источников для оказания помощи гражданам в установленных законом случаях1.
Для пособия характерно:
1. Они предоставляются из внебюджетных фондов, прямых бюджетных ассигнований бесплатно.
2. Являются по своей цели помощью.
3. Право на их получение может быть поставлено в зависимость от трудовой деятельности.
4. Назначаются на условиях, указанных в законе, компетентными органами.
5. Выплачиваются в процентном отношении к заработку или к минимальному размеру оплаты труда.
Виды пособий:
1. По источнику выплаты:
– из пенсионного фонда;
– из государственного фонда занятности;
– за счет прямых бюджетных ассигнований;
– из фонда социального страхования;
– за счет средств работодателя.
2. По основаниям обеспечения:
– пособия по временной нетрудоспособности;
– пособия при деторождении;
– пособия по безработице;
– при исключительных неординарных обстоятельствах;
– по малообеспеченности (его еще нет, но по ст. 6 ФЗ «О прожиточном минимуме» такое пособие вводится семьям и одиноко проживающим, чей
совокупный доход на душу не превышает прожиточный минимум).
3. По целевой направленности:
– для замены временно утраченного заработка;
– для компенсации повышенных расходов семьи;
– пособие как основной источник средств существования (по безработице).
4. По продолжительности выплаты:
– единовременные (разовые) – при рождении ребенка;
– периодические (на период болезни, декретного отпуска);
– ежемесячные, регулярные (на детей).
5. По источнику правового регулирования:
– пособия по Положению «О порядке обеспечения пособиями по государственному и социальному страхованию»;
– по Положению «О порядке выплаты пособий на детей, находящихся под опекой, попечительством»;
– по Положению «О порядке назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей».
Пособия по временной нетрудоспособности
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются на основании листка нетрудоспособности из фонда социального страхования, а безработным – их фонда занятости. По общему правилу пособие назначается и выплачивается, если нетрудоспособность наступила в период работы. В порядке исключения пособие выплачивается:
– лицам, которые к моменту наступления нетрудоспособности не работали;
– лицам, следовавшим на работу по окончании учебного заведения;
– бывшим военнослужащим, заболевшим после увольнения в течение 1 месяца;
– лицам, заболевшим в течение 1 месяца после увольнения с работы по уважительным причинам, нетрудоспособность которых продолжалась свыше месяца.
Военнослужащим и студентам пособие не выплачивается, за ними сохраняются денежные довольствия, стипендия.
Пособия при деторождении
Различают следующие пособия:
1. Пособие по беременности и родам. Выплачивается в течение беременности. Продолжительность отпуска по беременности (70 дней до родов и 84 дня (при многоплодовой) и 70 дней после родов. Женщинам, работающим, проживающим в районах с радиоактивным загрязнением, дородовой отпуск (90 календарных дней + оздоровительные мероприятия за пределами зоны).
При усыновлении детей до 3-х месяцев пособие выдается со дня усыновления до истечения 70 дней со дня рождения, а при усыновлении двух и более ( 110 дней со дня рождения. Продолжительность декретного отпуска может быть увеличена субъектами Российской Федерации с учетом демографических причин1.
Пособия по безработице
Размер этого пособия будет определяться наличием средств, но при более строгих правилах получения фиксированная сумма пособия может быть увеличена. Уже принят закон, предусматривающий более жесткие критерии отбора получателей пособий по безработице, разрабатывается новая формула перераспределения доходов для Фонда занятости, и предполагается, что контроль за использованием ресурсов фонда будет более эффективным.
Пособия по малообеспеченности
Многие из этих пособий относятся к ведению федерального уровня управления, но остаются необеспеченными, или лишь частично обеспеченными соответствующими резервами. Обеспечение адресности пособий должно рассматриваться как ключевые элементы стратегии снижения уровня малообеспеченности. Представляется, что адресность приведет к большему росту эффективности расходования средств на социальные нужды, чем любые другие бюджетные меры. Значительное улучшение адресности может быть достигнуто путем включения в методы отбора соответствующих критериев определения малообеспеченности.
Делая вывод я бы хотела отметить, что пособия являются важными источниками оказания социальной помощи населению. Пособия постоянно подвергаются изменениям: изменяются условия их предоставления и увеличивается размер, тем самым оказывая более существенную помощь населению.
7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000 – 2006 гг.
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к изменению сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны высокая роль государства.
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию1:
1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей (независимо от того в какой семье они родились и живут) иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.
Необходимо упорядочить процесс предоставления услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.
2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан.
Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих эффективной занятости человека,
предоставлению дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, бывшим воинам — участникам военных конфликтов;
инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание по решению суда.
выплате
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизм всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию.
4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Разработка механизма функционирования системы социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям1:
1. Определение роли и места социальной защиты населения;
2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
3. Разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
4. Разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
5. Регулирование платных социальных услуг на всех уровнях социальной политики.
Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты
будет иметь правильное распределение финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Для такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, использования..
Решение проблем социальной защиты населения России потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости и иных ответственных структур.
Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.
В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
С целью социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан области, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов реализовывалась Программа социальной защиты населения Астраханской области на 2002-2006 гг., мероприятия которой позволили в 2003 году оказать социальную поддержку 150,2 тыс. человек1.
В городе Астрахань за 4 года оказана огромная социальная помощь различным слоям населения. Так для реализации данной программы из консолидированного бюджета выделено 23,9 млн. руб. (92,1% к назначениям), в том числе из областного бюджета 9,92 млн. руб. (99,2% к назначениям).
Хотелось бы описать самые яркие примеры оказания социальной помощи. Вот несколько из них:
Для ветеранов войны и труда организовано восемь встреч в киноклубе «Дневной сеанс» при культурно-развлекательном комплексе «Октябрь» с мастерами отечественного кино, солистами государственной филармонии, а также творческими коллективами города Астрахани. На мероприятиях побывало свыше 7,6 тыс. ветеранов.
До сих пор проводится работа по улучшению адресной социальной помощи инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) участников войны со стороны промышленников и предпринимателей области. На данный момент выявлено 2674 ветерана, нуждающиеся в социальной поддержке, из них за спонсорами закреплены 1429 чел., 1335 ветеранам оказана различного вида помощь на сумму 1,7 млн. руб., в т.ч. в 2006 году- оказана помощь 144 ветеранам на сумму 300,8 тыс. рублей2.
Продолжилась работа по оказанию материальной помощи на газификацию домовладений. Данный вид помощи оказывался из различных источников: областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, бюджета регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в счёт погашения задолженности по детским пособиям. Всего было выделено 7,7 млн. руб. для 1497 человек.
Органами социальной защиты населения в районах области 5320 гражданам определено право на получение адресной дотации на уголь, в том числе из средств областного бюджета — 5287.
Во всех районах области и городе Астрахани продолжена работа по предоставлению гражданам субсидий при оплате за жилье и коммунальные услуги. В 2006 году 44,98 тыс. семей воспользовались этой формой социальной поддержки, общая сумма начисленных субсидий составила 103,9 млн. руб. (2005 году — 36,98 тыс. семей на сумму 33,5 млн.руб.).
Органами социальной защиты населения определено право на получение льготного детского питания 2585 семьям для 2636 детей; выдано 7204 справки, определяющие право студентов на получение государственной (муниципальной) социальной стипендии (в 2005 году — 6939 справок).
На реализацию мероприятий областной целевой программы «Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, по Астраханской области на 2001-2006 годы» из областного бюджета выделено 20,0 тыс. руб. для оказания натуральной помощи продуктами питания.
Работа по оказанию различного вида услуг населению осуществлялась 133 областными и муниципальными учреждениями.
По средствам данной программы можно сказать, что удалось немного повысить уровень социальной необеспеченности в городе Астрахани. Но как и в любой программе есть свои плюсы и минусы.
Рассмотрим общий темп роста оказанной социальной помощи гражданам1.
Таблица 7.
Состав граждан, получивших социальную помощь (в %).
2001
2002
2003
2004
2005
По Астрахани
10,8
11,3
9,2
13,9
15,5
По России
17
21,6
20,5
22,7
21,5
продолжение
–PAGE_BREAK–
/>
Рис. 4.
По рисунку видно, что положение по оказанию социальной помощи гражданам как по России в целом, так и в городе Астрахань колеблется, то резко повышается, то снижается. Во многом это зависит от вида оказания помощи и причин не оказания помощи.
Хочется отметить, что в городе Астрахани существуют ряд проблем в осуществлении деятельности органов социальной защиты населения.
Существующая система социальной защиты оказалась неспособной в полной мере справиться с требованиями и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает защиту малоимущих и уязвимых слоев населения.
Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.
Основной элемент государственной системы социальной защиты в Астрахани нуждаются в мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости.
Несмотря на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного обеспечения начнет испытывать хронический и растущий дефицит уже не в столь отдаленном будущем, в связи с чем предстоит решить сложные вопросы, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.
В итоге нужно отметить, что систему социальной защиты граждан на территории города Астрахань нужно совершенствовать, с каждым годом выявлять недостатки и предлагать новые пути решения проблем. Устраняя и придумывая новые методы можно поднять систему на высокий уровень.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что система управления в области социальной защиты граждан при реализации новых программ и задач
требует решительных, энергичных и целенаправленных мер для принятия правильного решения. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и
методы работы органов социальной защиты, обеспечивать должным образом их
приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.
Задача состоит, прежде всего, в улучшении финансирования и совершенствования всей системы социальной защиты в целом. В решении этой и других задач важная роль принадлежит государству, как главному источнику финансирования.
В итоге можно сделать общие выводы о системе социальной защиты населения.
В системе управления социальной сферой Российской Федерации особое место занимает деятельность региональных и муниципальных органов власти в области социальной защиты населения. Субъектами системы социальной защиты населения являются органы управления и подведомственные им учреждения и организации, входящие в организационную структуру системы социальной защиты населения и осуществляющие деятельность по оказанию мер социальной поддержки социально незащищенным категориям граждан.
Рассмотрение вопросов управления системой социальной защиты населения, прежде всего, связано с необходимостью более глубокого анализа специфики отрасли.
Как и деятельность любой другой системы, деятельность системы социальной защиты населения определяется двумя основными характеристиками – еёфункцией и структурой, рассмотрение которых предполагает обращение к теоретическим основам, историческим и нормативно-правовым аспектам, отражающим сущность объекта исследования.
Функция системы социальной защиты населения – изменение структуры личного распределения доходов, улучшение социальной структуры общества.
Структура системы социальной защиты населения, то есть определенная организация связей между элементами может быть описана совокупностью организаций и учреждений системы социальной защиты населения.
Я выяснила, что большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет адресность социальных выплат, льгот и услуг.
Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики.
Хочется отметить, что в ходе работы выявлены проблемы в деятельности органов социальной защиты граждан.
Существующая система социальной защиты неспособна в полной мере справиться со всеми и она не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения: недостаточный размер пособий по безработице, пособия семьям, размер пенсии и так далее.
Система страдает низкой адресатностью, в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей, находящихся за чертой бедности – около 20 процентов малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 процентов населения, однако право на различные пособия и льготы 68 процентов; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является.
Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.
Не мало важной проблемой является неадекватность ресурсов: для того чтобы поднять доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно потребуется, по оценкам, около 4-5 процентов.
Основной элементы государственной системы социальной защиты в России нуждаются в мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости.
В итоге нужно отметить, что систему социальной защиты граждан нужно совершенствовать, с каждым годом выявлять недостатки и предлагать новые пути решения проблем. Устраняя и придумывая новые методы можно поднять систему социальной защиты на высокий уровень.
Подводя итог работе, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты на мой взгляд необходимы: время, различные ресурсы (организационные, правовые и др.),
разработка адекватных российским условиям востребованных технологий,
подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие),
активная поддержка общественных организаций, всего населения.
Обобщив, весь собранный материал в работе мне хотелось бы сказать:
В первой главе рассмотрено общее понятие об управлении в области социальной защиты граждан, а также рассмотрела государственную систему социальной защиты, выявила её минусы и плюсы. Я думаю, что, рассмотрев данную главу, я смогла выделить главную суть существования системы социальной защиты и в дальнейшем от нее отталкиваться.
Во второй главе раскрыт не менее важный вопрос, так как рассмотрела органы социальной защиты. Я считаю, что это необходимая часть работы, так как любая система не может существовать без органов, которые организуют и
контролируют данную систему. Также я рассмотрела влияние субъектов и объектов на систему социальной защиты граждан.
В третьей главе раскрыты основные принципы системы социальной защиты граждан, а также методы и основные задачи. Считаю, что это очень важная глава в дипломной работе, так как я предложила создать новую модель, на которой будет базироваться система социальной защиты граждан .
В четвертой главе подробно рассмотрена система социальной защиты в области труда и занятости населения, где раскрыла понятие трудового стажа и роль его в социальной поддержке.
В пятой главе рассмотрено понятие и обоснование пенсионного обеспечения и видов пенсий, так как они являются одним из приоритетных способов социальной защиты граждан.
В шестой главе раскрыто понятие пособий, определила их роль в системе социальной защиты населения.
В седьмой главе, на мой взгляд, очень значимой для работы главе выявлены наиболее важные проблемы в деятельности органов социальной защиты граждан и предложила пути решения. А также приведены примеры проведения программ по улучшению структуры управления в области социальной защиты граждан в городе Астрахани.
Нормативно — правовые документы.
1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 № 237// Российская газета, 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 17.12.1999 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 5, ст. 410.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 1, ст. 16.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 3.
5. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 2002 года 2002, № 21.
6. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2002 года СЗ РФ, 2002, № 32.
7. Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2002 года СЗ РФ, 2002, № 33.
8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 2002 года СЗ РФ, 2002, № 48.
9. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 25ноября 2003 года СЗ РФ, 2003, № 50.
10. Федеральный закон «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2003 года СЗ РФ, 2003, № 51.
11. Федеральный закон «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2004 года СЗ РФ, 2004, № 51.
12. Федеральный закон «О социальной защите занятого населения в Российской Федерации» от 17 декабря 2005 года СЗ РФ, 2005, № 52 (часть 1).
13. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 2005 года СЗ РФ, 2002, № 29.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года. СЗ РФ, 2002, № 31.
Список использованной литературы
1. Алёхина А.П… «Социальная защищенность». // Бизнес – адвокат, 2003, № 5, с. 7.
2. Атаманчук Г.В., С. С. Алексеева. Эволюция форм социальной защиты. – М.: Новое издание, 2004, с. 5 – 8.
3. Байгереев М.А. «Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета». // Человек и труд, 2004, № 8, с. 55-60.
4. Братус С.Н. Курс лекций по курсу «Муниципальное право», Северо-западная академия государственной службы, 2005.
5. Бачило И.Л. Теоретические основы социальной защиты населения – Кострома, 2005, с. 45 – 52.
6. Бахраха Д.Н. Курс лекций по курсу «Государственное и муниципальное управление», Северо-западная академия государственной службы 2000-2006 гг.
7. Вельский А.С. Социальная поддержка: понятие, задачи. – СПб,2004, с. 20 – 25.
8. Верееменко И.И. Органы социальной системы. – Hовосибиpск,2005, с. 12 – 23.
9. Галагана И.А. Экономика муниципального хозяйства. – М.: Юрист, 2002, с. 123 – 128.
10. Грачева Е.Ю. «Социальная защита населения». // Вестник государственного социального страхования,2005, №1.
11. Дёмина А.А. «Принципы социальной защиты». // Работник социальной службы, 2004, №2, Сю 16-22.
12. Козлова Ю.М. «Проблемы социального регулирования». // Работник социальной службы, 2001, №4, с. 5-12.
13. Коренева А.П… Система социальной поддержки населения. М., 2006, с. 12 – 14.
14. Коренева А.П. «Органы социальной защиты». // Социальный работник, 2006, № 4 -7.
15. Лазарева Б.М… Роль государства в системе социальной защиты граждан. Новосибирск, 2006, с. 185 – 187.
16. Лазарева Б.М… «Социальная защита и ее функции». // Юрист, 2006, № 2, с. 1-9.
17. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. М.: Норма-Инфра-М, 2005, с. 1-52.
18. Олейник А.И. «Институциональная экономика». // Вопросы экономики, 2006, № 1-12.
19. Селезнев А.З. «Ограничения экономического роста в России». // Проблемы прогнозирования, 2005, № 6, с. 29-43.
20. Старилова Ю.А. Государство, долг, займы. М., 2004, с.62 – 65.
21. Шугpина Е.С. «Статистическое исследование социальной защиты». // Астраханский вестник, 2005, № 6, с. 5-14.
22. Холостова Е.Н. Социальная политика: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003, с. 5-8.
23. Юсупова В. А. «Местное самоуправление». // Волга, 2006, № 2 – 8.
24. Якобсон Л.А. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 2005, с. 45-51.