Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка

Содержание
Введение
1. Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка
2. Основные меры, принимаемые с целью привлеченияиностранного капитала в экономику России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Термин «инвестиции» начал использоваться вотечественной экономической литературе начиная с 80-х годов. В условияхадминистративной системы управления экономикой основным понятием инвестиционнойдеятельности являлись капитальные вложения. Основные подходы к анализу сущностикапитальных вложений — затратный и ресурсный — характеризовали капитальныевложения лишь с одной стороны: с точки зрения затрат на воспроизводствоосновных фондов или ресурсов, затрачиваемых на эти цели.
В западной экономической литературе инвестиции традиционнотрактовались как любые вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Развитиерыночного подхода к пониманию инвестиций обусловило рассмотрение инвестиций вединстве ресурсов, вложений и отдачи вложенных средств, а также включение всостав объектов инвестирования любых вложений, дающих доход (эффект).
В правовом аспекте инвестиции определяются как денежныесредства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иныеправа, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательскойи/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иногополезного эффекта.
Многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны спривлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций,что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества,характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Иностранный капитал можетвнести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опытуправления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальноепроизводство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимыхтоваров, которые лишь умножают общий государственный долг.
Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен длядостижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисногосостояния, начальный подъем экономики. При этом, естественно, российскиеобщественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов,следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцевсобственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благообщественных целей.
Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом(например, образование новых индустриальных стран), но для нахождениякаких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередьизучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций внастоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательнуюбазы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране.
Поэтому цель данной работы — изучить возможности привлеченияиностранных инвестиций с учетом международного и российского опыта.
Возможности привлечения иностранных инвестиций во многомзависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданыв принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.
Инвестиции внутренние и внешние представляют собой сложныймногоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличитьэкономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере,во многом предопределит развитие России в целом.
1. Инвестиционные ресурсы международного финансовогорынка
В настоящее время на международном финансовом рынке можновыделить три полюса мирохозяйственных связей: европейский, североамериканский иазиатско-тихоокеанский.
Европейский полюс объединяет индустриально развитые страны,входящие в Европейский союз, а также страны Восточной Европы, Ближнего Востока,традиционно тяготеющие к финансовому рынку Швейцарии. Этот рынок характеризуетсягодовыми объемами капитала в 9 трлн долл., наличием наиболее дешевых идолгосрочных ресурсов, предоставляемых иностранным инвесторам из расчета 2-4%годовых.
Североамериканский полюс охватывает в основном рынки США иКанады с годовыми объемами капитала в 18 трлн долл. Финансовым центром являетсяСША. Рынок отличается существенной долей импортируемых финансовых ресурсов,большим объемом сделок с ценными бумагами с иностранными инвесторами. Дляраспространения ценных бумаг иностранных эмитентов применяются различные схемыдепонирования ценных бумаг в иностранных банках с последующим выпуском в СШАдепозитарных расписок [3, с.224-236].
Азиатско-тихоокеанский полюс (АТП) мирохозяйственных связейпредставлен странами Юго-Восточной Азии и Океании. Финансовые ресурсы АТПконцентрируются на рынке Японии, годовые объемы капитала превышают 6 трлн долл.Этот рынок в основном базируется на собственных ресурсах и по сравнению срынком США характеризуется невысокой долей заемного капитала. Крупнейшимиимпортерами ресурсов рынка Японии являются Китай, страны Океании иЮго-Восточной Азии, а также в последние годы — страны Латинской Америки иЗападной Европы. В настоящее время отмечается рост тяготения АТП к европейскомурынку, все большая часть финансово-хозяйственных связей сосредоточивается междуЯпонией и Швейцарией.
Мировой опыт показывает, что инвестиции в производительнойформе направляются в основном в те страны, которые характеризуются динамично иэффективно развивающимися рыночными отношениями. Глобальная триада — США,Европейский союз и Япония концентрирует основную долю общего объема вывоза иввоза инвестиций. В рамках самой триады идет интенсивное движение капитала,активными участниками которого являются ТНК, которым принадлежит 90% прямыхзарубежных инвестиций.
Распределение объемов прямых инвестиций между различнымигруппами стран выглядит следующим образом: около 65% приходится наиндустриально развитые страны, более 30% — на развивающиеся страны и менее 5% — на страны Центральной и Восточной Европы (включая Россию).
В настоящее время происходит постепенное изменение основныхусловий международной экономической деятельности. Суть этих изменений внаиболее общем виде заключается в следующем:
возникают условия для более легкого доступа к иностраннымрынкам, факторам производства за рубежом, широкого выбора способовпроникновения на иностранные рынки: торговля, прямое инвестирование, соглашенияподрядного типа, франчайзинг;
расширение рынков создает благоприятные возможности дляэкономического роста компаний, но в то же время усиливает конкуренцию врегиональном и глобальном масштабах, побуждая фирмы к постоянному поддержаниюсвоей конкурентоспособности;
ТНК получают возможность маневрировать принадлежащими имматериальными и нематериальными активами в разных странах, добиваясь ихмаксимально эффективного использования в интересах всей структуры;
изменяется сравнительное значение разных факторов, влияющихна размещение прямых иностранных инвестиций (так, с общим понижением тарифных инетарифных барьеров роль данного фактора с позиций его влияния на направлениеинвестиций уменьшается, в то же время возрастает значение таких факторов, каксостояние инфраструктуры, различия в общих издержках, административные иналоговые условия для деятельности иностранного капитала) [3, с.224-236].
Возможности привлечения иностранных инвестиций во многомзависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданыв принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.
Инвестиционный климат — весьма сложное и многомерное понятие.Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристикусовокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политическихи иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестированияв экономику страны (региона).
Оценка инвестиционного климата предполагает учет:
экономических условий (состояния макроэкономической среды,динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленнойпродукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения нарынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой,валютной системах и т.п.);
государственной инвестиционной политики (степенигосударственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализациииностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдениясоглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственныхинститутов и эффективности их деятельности и т.д.);
нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статусарегламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода ивывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима,порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидациифирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);
информационного, фактологического, статистического материалао состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.
Оценка различных составляющих инвестиционного климатапозволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность ипривлекательность осуществления вложений. Методики оценки инвестиционногоклимата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательныехарактеристики инвестиционного климата без количественных оценок. В СШАметодика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырехагрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциалразвития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основныесоставляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в «Ежегоднойстатистической карте». Наибольшую известность в настоящее время получиликомплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущимиэкономическими журналами: «Еurоmоnеу», «Fоrtunе»,«Тhе Есоnоmist». В частности, рейтинг журнала «Еurоmоnеу»определяется на основе расчета девяти групп показателей: эффективностиэкономики, уровня политического риска, состояния задолженности, способности кобслуживанию долга, кредитоспособности, доступности банковского кредитования,доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновенияфорс-мажорных обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторовявляются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые иликредитные рейтинги (IВСА, Мооdу’s, Standard & Рооr’s и др.) [3, с.224-236].2. Основные меры, принимаемые с целью привлеченияиностранного капитала в экономику России
Выделим главные причины привлекательности РоссийскойФедерации и ее предприятий для иностранных кредиторов.
Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточноразвитой промышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, чтоона обладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелаяпромышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большоевнимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в плане прибыли,они в большинстве своем, однако, не были реализованы в промышленности.
Самым важным фактором интереса инвесторов являлись иявляются природные ресурсы России, основная часть которых была слабоисследована из-за недостатка материальных средств и устаревшеготехнологического оборудования. И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов,иностранные инвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупныхинвестиционных вложений. Для выяснения причины данных действий внимательнорассмотрим динамику и структурные характеристики инвестиционного процесса вРоссии.
Обязательным условием роста капитальных вложений являетсяналичие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.
Правительством Российской Федерации были предприняты важныемеры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных ииностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы приналогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождениеот налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемоетехнологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставлениельготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков икредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) ибюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иныхкредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих всвязи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определениипредприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене с 1 января1996 года налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда. С1997 г. решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктурыв результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставкидолгосрочного кредита для инвестиционных целей.
Действующие законодательные акты в области налоговойполитики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий иорганизаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годынеобходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентахРоссии на рынке инвестиционных капиталов.
На инвестиционную активность в значительной мере влияетспрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнеевремя характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в такихотраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Процесс привлеченияиностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятийприватизирована, идет преимущественно путем продажи иностранному инвесторуакций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечении благоприятного инвестиционного климатасущественное значение имеет деятельность органов исполнительной властисубъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятныйинвестиционный климат регионов по средством организации выставок и участия вфедеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществлениярекламно-информационной кампании в печатных изданиях. Так, Министерствоэкономики Российской Федерации уже разработало совместно с органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованнымиорганами государственной власти план мероприятий по вопросам привлеченияиностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает всенаправления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретныемеры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектовРоссийской Федерации.
Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнегозарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развитияэкономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно безсогласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию ипроизводство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Привлечениекапитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должноосуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансированияинвестиционных проектов, международного финансового лизинга, созданиядоговорных совместных организаций типа консорциумов для осуществленияинвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечениячастных российских инвесторов в производственные объекты государств-участниковСНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи разрабатываютсясовместно со странами Содружества Независимых государств механизмыинвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.
В целях активизации работы по привлечению иностранныхинвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы искоординированной государственной политики в этой области Правительством РФ былопринято постановление «Об активизации работы по привлечению иностранныхинвестиций в экономику Российской Федерации» от 29 сентября 1994 г.
Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служитприменение национального режима к иностранным инвесторам. До последнего времениосновной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций былосоздание совместных предприятий. Несмотря на значительное числозарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежныхинвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна. Необходимосовершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставныхкапиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий,сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской частиуставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Следуетактивнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в формекредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимостикредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются целевыебанковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условиемвозврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения). Целесообразностимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины,оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставкисырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономикуявляется стимулирование возврата российского капитала, находящегося взарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечкикапиталов из России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности наконкретных территориях следует использовать механизм создания свободныхэкономических зон.
Наряду с созданием организационно-правовых условий игосударственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных ииностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, неотносящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связиразвивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляетсярегулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственностии личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовкезаконодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций поценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Длямелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за арендупроизводственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторовжелательно разработать единый порядок определения размеров ущерба,причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестнойконкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международногокоммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленнойпалате Российской Федерации. Для обеспечения личной и имущественнойбезопасности инвесторов следует разработать специальные государственныепрограммы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а такжев регионах России с повышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимопредусмотреть материально-техническое, информационное и организационноеукрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.
В части информационного обеспечения инвестиционнойдеятельности представляется необходимым содействие государства действующим исоздаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработкебизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационногообеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка иактуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективахразвития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций,конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно — консультативноговзаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациямии создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала было принятопостановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. «ОРоссийском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономикеРоссийской Федерации».
По инициативе Правительства Российской Федерации созданакачественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициямв России, в состав которого входят представители зарубежных фирм,осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Егоосновная задача — обеспечение постоянного диалога между ПравительствомРоссийской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработкиконкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России,налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданиюпривлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частныхиностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России сведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международнымвалютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейскимбанком реконструкции и развития и другими. При реализации широкой программыстимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима такжеорганизация мониторинга программы и оперативной корректировки составамероприятий.
Заключение
Общий объем инвестиций в 2006 году оценивается в 210-230трлн. рублей или соответственно темп 82-83% к 2005 году. В 2007 году, попрогнозам экспертов, объем инвестиций составит 310-380 трлн. рублей, то естьпроцесс инвестиционной деятельности приближается к стабилизации и возможномуросту инвестиций. Темп роста инвестиций составит по первому варианту 104, а понаименее благоприятному — 97% к уровню 2005 года. В объекты производственногоназначения предполагается вложить 170-200 трлн. рублей (70% составляют инвестициипредприятий), по капитальным вложениям на развитие непроизводственной сферыпрогнозируется на 2007 год рост к уровню 2005 года 105-101%. При этомсохранятся тенденции к повышению их доли до 45-47% общего объема капитальныхвложений на развитие экономики. Происходят существенные изменения в структуреисточников финансовых капитальных вложений, повышается доля средствнегосударственного сектора экономики. Однако в решении задач стабилизацииэкономического положения главная роль остается по-прежнему за государственнымиинвестициями.
Так, по ряду важнейших направлений государство вынужденовыступать в виде инициатора инвестиционного процесса:
поддерживать эффективные направления будущего развития впромышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечениебезопасности функционирования технических систем;
поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечиваявыполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидацияпоследствий экологических бедствий, другие направления соцразвития;
заканчивать строительство объектов, которые не удалосьпродать или приватизировать в связи с их незавершенностью.
Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, определенноеснижение динамики макроэкономических показателей на данном этапе формированиябюджета на Федеральную инвестиционную программу возможно будет выделено 27,7трлн. рублей, из которых около 60% приходится на социальную сферу. Значительноевоздействие на развитие экономики могут оказать иностранные инвестиции. Придостижении макроэкономической стабильности, активизации международногоинвестиционного сотрудничества возможно ожидать увеличение притока иностранныхинвестиций в развитие экономики. Так, если в 2005 году иностранные инвестицииоцениваются в на уровне 1 млрд. долларов, то в 2007 году общий объеминостранных инвестиций при снижении инвестиционных рисков может повысится до3-4 млрд. долларов, хотя и этого пока недостаточно. Сдерживающим фактором здесьявляется инвестиционный климат, который продолжает оставаться не всегда благоприятнымиз-за политической и экономической нестабильности, высокого уровнякриминогенности в предпринимательской деятельности, что вынуждает западныхинвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в областиинвестиционного сотрудничества с Российской Федерации. Названные проблемыперевешивают такие черты России, как богатые природные ресурсы, мощный, хотятехнически устаревший производственный аппарат, наличие дешевой иквалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. Следовательно,необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов насостояние инвестиционного климата в России. Среди которых в качествепервоочередных выделю:
Создание конкретного механизма предоставления налоговыхльгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочныеинвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала посравнению с другими оборотам их деятельности.
Формирование общего рынка республик Союза со свободнымперемещением капитала, товаров и рабочей силы.
Список используемой литературы
1.        Гитман Л.Дж. Основы инвестирования/пер. с англ. — М.: Дело, 1999. — 1008с.;
2.        Инвестиционная политика: учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2005, — 320 с.;
3.        Липсиц И.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учеб. пособие. — М.:Экономистъ, 2004. — 347 с.;
4.        Маршал Джон Ф., Бансал Випул К. Полное руководство финансовымнововведениям: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2001
5.        Мурзин Д.В. Ценные бумаги — бестелесные вещи. Правовые проблемысовременной теории ценных бумаг. -М.: Изд. Статус, 1998.
6.        Павлова Ю.Н. Финансовый менеджмент: Уч. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, — 269 с.;
7.        Шарп У. Инвестиции: пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 1 28 с.