1 Рынок земли Земля по существу не товар. Выступает как предмет труда и средств труда, т.е. с ее помощью создается товар Если земля находится в собственности, то служит средством залога при получении ипотечного кредита, кредит на опред. время просрочка 200, если не возвращает, то – ипотечная задолженность. Если кредит не возвращен, то земля переходит в собственность банка. Возникает возможность ее продать. З. дает опред. земельную ренту, если собственник сдает ее в аренду.
З. рента – формирование дохода собственника, который сам в процессе пр-ва не участвует, и она отвлекает часть приб. продукта сх. З. рента – основа формирования цены на землю. Особенность рынка земли Кол-во земель ограничено большинство пригодных – чья-то собственность цена на З. растет. Спрос на З. растет, а предложение остается прежним или падает. Спрос растет – идет строительство – развивается жилищное строительство – расширяется занятость в сх.
Цена на З. колеблется в зависимости от D и S, и от соотношения величины ренты и . Рента по мере развития пр-ва растет. Арендаторы проводят мероприятия по улучшению земли – рост дифференциальной ренты. Земельный кадастр – оценка земли в у.е в зависимости от различных критериев – хим. состав земли – плодородие – близость удаленность от источников орошения – природные условия – местоположение. При продаже земли, часто З. выбывает из сх. Это приводит к сокращению
З. занятой сх. Рост населения требует увеличения земли для сх, часто оговаривается, чтобы земля использовалась для сх, а не на другие цели. Земельная реформа началась в стране с принятием закона о земельной реформе. Ее целью было распределение земель между более эффективными собственниками, хозяйственными субъектами. Земельная реформа, под которой понимается изменение отношений собственности на землю, устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским кодексом. Земельная реформа проводится поэтапно. Первый этап 1991-1995 гг приватизация государственной земельной собственности, находившейся в пользовании колхозов и совхозов, перераспределение сельхозугодий в пользу крестьянских фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих кооперативов. В результате к 1996 г. в государственном секторе осталось 13,4 сельхозугодий, коллективные хозяйства имели 61,8, хозяйства граждан –
11,5, остальные 13,3 сельхозугодий использовались вне сельского хозяйства. Произошло уравнительное бесплатное перераспределение земли из государственной в частную собственность. Второй этап с 1996 г развитие арендных и залоговых отношений, формирование региональных земельных рынков, применение санкций и поощрений с учетом показателей использования земли, постепенное перераспределение земли в пользу более эффективных собственников. Указы
Президента РФ, принятые в 1991-1992 гг определили принципы приватизации государственных земель, находившихся в бессрочном и бесплатном пользовании колхозов и совхозов. На основе земельных долей земля передавалась в собственность работникам сельхозпредприятий и предприятий социальной сферы, расположенных на территории хозяйства и обслуживающих его жителей, а также пенсионерам, которые ранее трудились в данном хозяйстве. Следующие этапы правового обеспечения земельной реформы
– Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1991г. и закрепивший частную собственность на землю граждан и юридических лиц, Конституция РФ 1993г.На втором этапе земельной реформы речь идет о вовлечении земли, земельных ресурсов в экономику. Вступил в силу ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права начали регистрировать в едином государственном органе. Естественным логическим ходом стало создание ФЗ О государственном земельном кадастре, а закон О землеустройстве был третьим в этой триаде. И все же главным на втором этапе земельной реформы стало принятие нового Земельного кодекса РФ. Несмотря на то, что вопрос этот сильно политизирован, основной задачей принятого кодекса было закрепить уже достигнутое и не совершать никаких революционных действий, оставить работающие механизмы, исключив те, которые не работают. 2, 15 Рынок труда и доходы наемных работников. Рынок труда – производственные отношения между предпринимателями
и наемными работниками по поводу купли-продажи товара – раб. силы. Субъекты – собственники средств пр-ва, работники наемного труда. Соц. субъекты – союзы, предпринимат. ассоциации, профсоюзы, биржи труда, организации. Рынок труда делится на 1. внешний – на макро уровне, движение раб силы между различными предпринимателями, отраслями 2. внутренний – на микро уровне, между различными звеньями предприятий.
Эти рынки связаны между собой и движение их переплетаются. Спрос на раб силу на внешнем рынке опред-ся факторами 1. Каждое предприятие стремится к макс. прибыли, хочет приобрести такое кол-во раб, чтобы макс-ть прибыль 2. Соотношение реальной зарплаты и предельного дохода но предельная производ. работника снижается т.е. снижается и предельный продукт Маржинолисты предприятие может увелич. спрос на раб силу до того момента,
пока доход от продаж предельн. прод-та пред. доход будет выше реальной зарплаты. Три этапа формирования рынка труда 1. С возникновением товарного пр-ва до машинного пр-ва возникли предприниматели и наемные работники, причем S D, резкое ограничение зарплаты. Велика текучесть раб силы, однородность работников, дифференциация зарплаты небольшая. 2. Машинный период. Резко увелич. спрос на раб силу, строгая регламентация условий работы. Разница в зарплате небольшая т.к. квалификация почти одинакова. Здесь создаются союзы предпринимателей, профсоюзы, коллективные договора, гос-во вмешивается в отношения наем. раб и предпринимателя. Оно ограничивает зарплату, но и огранич. деятельн. союзов предпринимателей и гос-во оказывает предпринимателям поддержку в переподготовке, платеж. пособия безработным 3. Вторая половина 20 века. Резко возрастает требование к качеству раб силы, т.к. мощность техники возраст.
заинтересованность предприн. только в своих работниках, возникают рынки труда. Растет дифференцирование зарплаты 13, при этом большое значение повышению квалификации работников. Снижается роль профсоюзов. У нас 1 этап. Р.Т характер. своей гибкостью приспособление РТ к 1. изменениям условий воспроизводства, меняетс яраб время, примен. частичная занятость, надомничество 2. изменение форм организации пр-ва, переход к индивидуальной организации пр-ва небольшие коллективы 3.
функциональная гибкость, усложняется деят-ть работника многопрофильность, передвижение раб-ков. Главная причинавзаимозаменяемость раб-ков, исключ стремление к выходу из фирмы. 3 Фондовый рынок. Правовое регулирование Фондовый рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей предъявителей спроса и продавцов поставщиков фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.
Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые,в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п. Структура рынка. Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов субъекты рынка собственно рынок биржевой, внебиржевой фондовые рынки органы государственного регулирования и надзора Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д. саморегулирующиеся организации объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД США и т.п. инфраструктура рынка а правовая, б информационная финансовая пресса, системы фондовых показателей и т.д в депозитарная и расчетно-клиринговая сеть для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы, д регистрационная сеть.
Субъектами рынка ценных бумаг являются 1 эмитенты – государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства 2 инвесторы или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления
удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы – инвестиционные фонды, страховые компании и др. 1 профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг дилерская, брокерская и др. виды деятельности. ФЗ О рынке ценных бумаг Законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных
ценных бумаг и особенности создания и деятельности участников рынка ценных бумаг. В законе регламентируются виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, основные положения об эмиссионных ценных бумагах, информационное обеспечение и регулирование рынка ценных бумаг 4. Рынок инвестиций. Инвестирование – любое вложение капитала, которое дает определенный доход. Инвестирование – вложение материальных и денежных средств в воспроизводство возмещение, расширение, модернизацию основного капитала. Виды инвестирования 1. Финансовые – означают использование денежных средств с прибылью на покупку ценных бумаг, на вложение их в банк под . 2. Реальные – связаны с обновлением и расширением основного капитала – капитальные вложения Различают 1. Субъект инвестирования – фирмы, дом. хоз-ва и гос-во. 2. Объекты инвестирования – вновь строящиеся предприятия, расширяющиеся, реконструированные, модернизируемые
пр-ва. Возможности для инв-я капитала высоки, надо учитывать принципы инв-я с помощью разных методов определять и сравнивать эффективность инв-я. Принципы инвестирования 1. Определяют техническую и экономическую целесообразность тех. обоснованность инвестированного проекта отвечает ли проект достижениям науки и техники – Эк. обеспечивает быструю окупаемость затраченных средств и высокую прибыльность продукции. 2. Принцип мультипликатора.
Необходимо учитывать связи данного пр-ва с другими отраслями пр-ва и учитывать, что инв-е в данную отрасль вызовет спрос на продукцию других отраслей пр-ва и посмотреть могут ли те удовлетворить спрос. Охватывает все отрасли, которые будут участвовать в реализации проекта. 3. Сочетание технической и эк. оценки рентабельности проекта. При анализе все надо подсчитывать. 4. Принцип замазки.
Надо учитывать независимость последующих решений от воли инвестора. Первоначальное решение зависит от инвестора. Отказ от ранее принятых решение требует больших затрат. 5. Принцип Q. Затраты на воспроизводство матер. активов оцениваются в 2х измерениях – оцениваются текущие затраты – оцениваются те же затраты при биржевой оценке. Если Q1 или больше, то такое инвестирование целесообразно иначе нет, т.к. при отказе не вернет затраты. Источники инвестирования. I. Затраты предприятия самофинансирование – амортизация – накопляемая прибыль. II. Кредитные средства. Спрос на них зависит от нормы . III. Гос. инвестиции из гос. бюджета. Средства гос. бюджета используются на финансирование гос. проекты и рыночные если надо П. IV. Привлечение свободных средств населения путем продажи ценных бумаг. Любой инвестор ищет выгодное применение своего капитала.
Сейчас считают, что если проект на стороне дает большую норму прибыли, то следует вкладывать туда. ФЗ Об инвестиционной деятельности в РФ, осущ-мой в форме кап. Вложений Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов
инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. В законе регламентируются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осущ-й в форме капвложений, права и обязанности инвесторов и субъектов инвестиционной деятельности, государственное регулирование инвестиционной деятельности. 5 Оценки рисков на рынке ценных бумаг. ФЗ О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг
Федеральным законом регулируются отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Целями настоящего Федерального закона является обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов инвесторов, а также определение порядка выплаты им компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. 6 Конкуренция и ограничение монополистической деятельности Эта ф-ция гос-ва особенно важна. Гос-во – сила, которая уравновешивает силу монополий и ограничивает их деятельность с помощью антимонопольного законодательства в любой стране. р Усиливаются возможности для конкуренции. Затруднение перелива капитала в стране. Если издержки пр-ва какой-то корпорации и цены на продукцию значительно превышают средние условия с
пр-ва связь с НТР, если прибыль корпорации больше, чем средний уровень. Антимоноп. законодат. стремится предотвратить антимон. ситуацию. Запрещается нефинансовым компаниям покупать больше 5 акций какой-нибудь компании, любой компании запрещается покупать больше 10 акций в конкурирующих компаниях, члены правления не имеют права занимать место в конкурирующих компаниях, запрещен холдинг. Меры снятия антимон. сил 1. насильственное изъятие пакета
акций или часть контр. акций 2. насильственное разукрупнение предпр. 3. изъятие излишка прибыли и штрафы за моноп. деятельность. Эти меры компании могут обжаловать в теч. 30 дней в арбитражном суде. В других странах антимон. законодательство тоже самое. Поддержка гос-ва малому и средниму бизнесу выражается в – налоговых льготах – льготном кредите – оказание
тех. помощи. ФЗ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в РФ, в которых участвуют российские и иностранные юр. лица, органы исполнительной власти и местного самоуправления и физ.лица. 7. Защита рынка от фин.рисков. ФЗ О банкротстве кредитных организаций Предметом регулирования настоящего Федерального закона является порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности банкротства кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными банкротами и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
В законе регламентируются меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, основания для их осуществления, процедуры в деле о банкротстве кредитной организации, меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 8 Рынок информации Современный информационный рынок включает три взаимодействующих области – информацию – электронные сделки электронные коммуникации. В области электронных сделок рынок информации выступает не посредственным элементом рыночной инфраструктуры,
область электрон ной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству. Рынок электронных сделок операций, transactions включает системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа, продажи и обмена товаров и услуг, банковских и расчетных операций. На рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы современных средств связи и человеческого общения сети передачи данных, электронную почту, телеконференции, электронные доски объявлений и бюллетени,
сети и системы удаленного диалогового доступа к базам данных и т. п. Современный информационный рынок по характеру данных можно разделить на несколько основных секторов 1. Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представлен такими видами и источниками, как 1.1. БИРЖЕВАЯ и ФИНАНСОВАЯ информация – информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главным фактором, обеспечивающим коммерческую ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность. 1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и СТАТИСТИЧЕСКАЯ информация – числовая экономическая, демографическая и социальная информация. Предоставляется органами управления экономикой и службами Статистики государственными и негосударственными в виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов
и т.п 1.3. КОММЕРЧЕСКАЯ информация – адресно-реквизитные данные об отраслях, предприятиях и их ответственных сотрудниках включая данные о направлениях деятельности, ассортименте выпускаемой продукции, ценах и т.п Источники ее – государственные и целый ряд негосударственных организаций 1.4 Информация по КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ поступает от специализированных фирм – информационных торговых посредников. В простейших случаях например, при исследованиях рынка, не предполагающих в качестве неотъемлемой
части немедленной купли-продажи достаточно только информации о товарах и ценах. 1.5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ВОЕННЫЕ и т.п. НОВОСТИ, интересующие представителей различных социальных групп, в частности, предпринимателей. Главным фактором успеха здесь служит оперативность завтрашние данные должны быть опубликованы вчера, точность соответствие фактам, отсутствие искажений и достоверность прогнозной составляющей покупают линь те прогнозы, которые сбываются .
2. Сектор ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМАТИВНОЙ информации с подразделами по видам законодательных и подзаконных ведомственных документов по различным аспектам хозяйственной деятельности 2.1. ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АКТЫ гражданское, арбитражное, налоговое право. 2.2. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ например, внешнеэкономическую, торговую, банковскую, биржевую, лицензирование различных видов деятельности, таможенные проблемы, защита авторских прав и т. п 2.3. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ в переходный период приватизация средств производства, земли и т.п 2.4. НОРМАТИВНЫЕ и РЕКОМЕНДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, включая порядок сертификации изделий, проблемы ответственности за несоблюдение стандартов и проблемы, связанные с увеличением спроса на те товары, качество которых сертифицировано надлежащим образом и т.п.
3. Сектор ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ библиография и первоисточники. Отличие ее от деловой и нормативной информации, отвечающей на вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ состоит в том, что она отвечает на вопросы ЗАЧЕМ, КАК и ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ и предназначена не для предпринимателей и работников коммерческих служб, а для сотрудников функциональных в том числе – инженерных и научно – исследовательских служб.
4. Сектор СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СЕРВИСНОЙ информации предназначен в отличие от предыдущих видов обслуживать личностные потребности людей 5. Сектор ТЕХНИЧЕСКИХ и ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ для автоматизации офисной и управленческой деятельности сбора, обработки и использования данных вплотную примыкает к четырем вышеуказанным. Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет
собой информационный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в невещественной форме 9 Рынок ценных бумаг. Его регулир-е Связан с функционированием акционерного капитала с выпуском предпринимателями облигаций с выпуском ценных бумаг гос-вом. Ценные бумаги- титул собственности, дающий его владельцу право на получение дохода в виде дивиденда и процента. К ценным бумагам относятся акции, облигации корпораций и государства. Ценная бумага дает право на доход. Акция – дивиденд облигация – купон другие ц.б на преимущ. покупку акций по заранее договоренной цене варрант Наиболее устойчивая ц.б. Гос. облигация – облигации кр. корпораций – акций крупных корпораций. Для любой ц.б. необходим цикл 1. изготовление 2. размещение 3. продажа. Ц.б. обращаются между субъектами рынка ц.б. предприниматели, гос-во банки, брокер, дома, фин. институты
Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. Первичный размещение после изготовления участвуют банки, предприниматели кто выпустил и покупатели Вторичный дальнейшая продажа рынок, где происходит свободная продажа биржа и внеьирж. рынок. Рынок ц.б. дает возможность движения фиксированного К, служит источником дополнит. ден. средств путем продажи ц.б.
Купля и продажа ц.б источник обогащения путем спекуляции. На бирже играют на повышение – быки покупают в расчете на то, что курс поднимется играют на понижение – медведи заключают споры. Регулирование рынка ц.б. До недавнего времени государственный контроль за рынком ценных бумаг практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие
рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер. Основным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг ФКЦБ. В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1.07.96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие и контролирующие функции 1 осуществление разработки основных направлений развития рынка
ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг 2 утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг 3 разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг 4 установка единых обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности 5 установка единых требований к порядку ведений реестра именных ценных бумаг 6 установка порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом
паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах 7 выдача, приостановка или отзыв генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников фондового рынка 8 определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг 9 осуществление контроля за соблюдением участниками фондового
рынка российского законодательства о цененных бумагах 10 обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг 11 регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг ФЗ О рынке ценных бумаг Законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг и особенности создания и деятельности участников рынка ценных бумаг.
В законе регламентируются виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, основные положения об эмиссионных ценных бумагах, информационное обеспечение и регулирование рынка ценных бумаг. 10. ФЗ О рекламе Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на товарных рынках РФ. Целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью или имуществу граждан, окружающей среде. Закон распространяется на иностранных граждан, юр.лиц и лиц без гражданства, зарегистрированных как индивид.предпринимателей, производящих и размещающих рекламу на терр. РФ. В законе регламентируются требования к рекламе, гос.контроль и саморегулирование в области рекламы, ответственность за ненадлежащую рекламу. 11 Арбитражные суды
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют Высший Арбитражный Суд Российской Федерации федеральные арбитражные суды округов арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов далее арбитражные суды субъектов
Российской Федерации. Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций далее организации и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет cудебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации 1 рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 2 рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции 3 пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты 4 обращается в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции 5 изучает и обобщает судебную практику 6 подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов 7 анализирует судебную статистику. Арбитражные суды рассматривают дела о несостоятельности банкротстве 2 по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций 3 по спорам об отказе в государственной
регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей 4 по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров 5 о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 6 другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономическойдеятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. 12 Аукцион. Порядок проведения. Международные товарные аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену.
На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства – качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем. Предварительный осмотр является обязательным условием аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи товара с аукциона не
принимают никаких претензий в отношении качества товара кроме скрытых дефектов. Различают четыре стадии проведения аукционов – подготовка аукциона осмотр товаров аукционный торг оформление и исполнение аукционной сделки. Кредитные аукционы сущность, порядок организации, значение Сущностью участия коммерческих банков в кредитных аукционах является получение ими МАРЖИ, т.е. разницы между ценой приобретения ресурсов и их дальнейшей перепродажей в виде ссуды клиентам.
К участию в кредитных аукционах проводимых ЦБ РФ допускаются только головные конторы банков, соблюдающие все необходимые требования ЦБ. ЦБ РФ допускает различные способы организации аукционных торгов – по американскому способу, голландскому способу и с фиксированной процентной ставкой. При американском способе заявки банки-участников ранжируются по уровню предложенной процентной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимально предложенной процентной ставки до полного исчерпания установленного на данном аукционе объеме кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена. При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсечения – минимальной ставки, которую предлагают банки, попавшие в круг покупателей. В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом кредита, предложенного
к аукциону, все заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворения заявок соответствует отношению общего объема аукционного кредита к их общей сумме. Посредством проведения кредитных аукционов ЦБ РФ демократизовал процесс распределения централизованных кредитных ресурсов, предоставив возможность всем коммерческим банкам, отвечающим установленным требованиям, стать покупателями аукционного кредита. Одновременно
ЦБ РФ получил инструмент, определяющий соотношения спроса и предложения на денежные средства в банковской системе и их стоимости. Анализ сложившейся по итогам аукциона ситуации на рынке кредитных ресурсов позволяет обосновано корректировать уровень учетной ставки ЦБ РФ, условия проведения последующих аукционов и необходимость маневрирования иными инструментами денежно-кредитного регулирования. 13 Естественные монополии.
Гос. Регулирование их деятельности. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Сферы деятельности естественных монополий – транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам транспортировка газа по трубопроводам услуги по передаче электрической и тепловой энергии – железнодорожные перевозки услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Государственное регулирование в сферах естественной монополии.
В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности. а методы регулирования. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий – ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения установления
цен тарифов или их предельного уровня. -определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом реализуемом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. б органы регулирования естественных монополий их функции
Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа. Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно
осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и или в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.
Функции органов регулирования. Органы регулирования выполняют ряд функций, которые определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования в соответствии с Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии.
В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям. ФЗ О естественных монополиях Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Закон регулирует отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В законе регламентируются методы регулирования деятельности естественных
монополий, а также формы государственного контроля в сферах деятельности естественной монополии функции и полномочия органов регулирования естественных монополий меры ответственности, применяемые органами регулирования естественных монополий в связи с нарушением Федерального закона, составы правонарушений и порядок применения меры ответственности за их совершение. 14. Государственное регулирование национального рынка в
РФ. ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности Закон регулирует отношения, которые возникают между федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, юр.лицами и индивид.предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. В законе регламентируются основные принципы осуществления лицензирования, полномочия лицензирующих органов, перечень видов деятельности, на осуществления которых требуются лицензии.
15,2. Законодательство РФ о труде и охране труда. Закон Об основах охраны труда в РФ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ. Действие закона распространяется на работодателей работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях членов кооперативов студентов ВУЗов, ПТУ военнослужащих, направляемых на работу в организации заключенных. В законе регламентируются права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда обеспечение охраны труда гос.надзор и контроль за соблюдением зак-ва об охране труда ответственность
за нарушение требований охраны труда. 17 Рынок кредитов и тенденции его развития в условиях рыночных мех-мов Кредит – это движение денежного капитала, осуществляемое на началах обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Он выполняет функции перераспределения средств между хозяйственными субъектами содействует экономии издержек обращения ускоряет концентрацию и централизацию капитала и стимулирует научно-технический прогресс. Рынок денежного капитала как один из финансовых рынков можно определить
как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения круговорота денежного капитала. Основные участники этого рынка – первичные инвесторы, т. е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в денежный капитал – специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций, осуществляющих непосредственное привлечение аккумуляцию денежных средств, превращение их в денежный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на возвратной
основе за плату в форме процента – заемщики в лице юридических, физических лиц и государства, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и готовые заплатить специализированному посреднику за право их временного использования. Основными субъектами рынка кредитов являются банки. Функции кредитного рынка определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений. Следует выделить пять основных функций кредитного рынка обслуживание товарного обращения через кредит аккумуляция или собирание денежных сбережений накоплений предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов ускорение концентрации
и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп. Законодательство о финансах и кредите. В данном законодательстве регламентируется деятельность кредитных организаций, порядок их регистрации, лицензирование банковских операций, обеспечение стабильности банковской системы, защита прав и интересов вкладчиков и кредиторов, межбанковские отношения, сберегательное дело, бухгалтерский учет. 18 Товарные, сырьевые, национальные, региональные рынки.
Товарный рынок Он состоит из товарных площадок по торговле товарными фьючерсами и опционами. СМЕ заключ-ся контракты на домашний скот. СВОТ торгуются срочные контр-ты на зерно и пищевое масло. MIDAM явл.умень-ной копией СВОТ. NYBOT контр-ты на колониальные или мягкие товары. IPE – одна из наиб.мощныхбирж.площадок по торг-ле срочными контр-ми на энергоносители. LME ведущая биржа по торг-ле металлами. Выдел-ся след.осн.тов-е группы, кот.объед-ют разл.виды сырья
и т-ров по общепринятым признакам, на которые торгуются ликвидные срочные контракты – драг благор-е Ме золото, платина, серебро, алладий – цв.Ме медь, Алюм-й, никель – энергорес-сы нефть, мазут, бензин, газ – пищевые пр-ты пшеница, кукуруза соя, свинина скот – колониальные мягкие т-ры сахар, кофе, какао, апельс.сок, хлопок Золото. Исп. в кач-ве накопл-я бог-ва и обмена в междунар. торг-ле как инструмент страх-я. С 1971 г когда была отменена конвертируемость долларов в З цены на З.свободно плавают под влиянием S и D и быстро реагируют на полит.и экон.соб-я. Значит.запасы З.есть в Юж.Африке, России Канаде, США, Бразилии и Австралии главные произв-ли З. Суммарные резервы ЦБ по З.более 40 тыс.тонн. Сегодня рост цен на З что связ.с экон.нестаб-ю во всем мире, спадом пр-ва
в ведущих странах, с ростом терроризма, войной в Ираке. Серебро. В 20в.исп-ся как промышл.сырье в электронике, ювелирн.и фотографич.отр-лях. Осн.поставщики С. Мексика, США, Перу Платина. Исп-ся в кач-ве катализаторов в авт.отр-ли около 40. Исп-ся также в химич.пр-ве, перераб-ке нефти, в компьютерной пром-ти. Не подвергается коррозии, имеет низкую реактивность с др.
Ме. Поставки Пл.сконц.в Южн.Африке. Палладий. Добыв-ся вместе с платиной.Произ-ся как побочный пр-т горной пром-ти никеля. Россия поставляет около 60 общемир.пр-ва палладия, Юж.Афр 31, Сев.Ам. 8. Примен-ся в электр.пр-ти, медицине. Медь. На 3-м месте среди наиб.широко исп-х Ме после Fe и Al. Исп-ся в высоко циклических отр-лях. Крупн.залежи в
Сев.Ам Чили, Австралии, Англии России и Казахстане, Заире и Перу. Осн.пр-ли меди США, Россия и Казахстан, Япония, Чили, Канада, Замбия. Нефть. Наиб.торгующий т-р. Мир.запасы нефти 975 млн.баррелей. Сауд.Аравия 264, Ирак 100, Кувейт 94, Россия 55доля мир.запасов 6. Наиб.крупн.импортеры –
США, Япония, Герм-я, Юж.Корея, Франция. Экспортеры Норвегия, Россиия, ОАЭ, Венесуэла. Цены на нефть испыт.широкие колеб-я, кот-е показ-ют недостаток или перепр-во нефти. Сегодня нефть растет в цене. Пшеница. П осн.зерновая культура во всех странах мира. Осн.игроки на рынке – пр-ли зерна Опт.покуп-ли зерна Перераб-щие пр-я и пр-я пищ.пром-ти Экспортеры Импортеры. Импорт Алжир, Чили, Иран, Индонезия обеспеч-ся мир.торг-ли. Большая доля импорта покрыв-ся США. В США потребл-ся произвед-й П. Остаток экспортир-ся и сост-ет 30 от мир.торг-ли Евр.союз и Канада в наст.время конкурируют за 2-е место. Высокие объемы экспорта имеют Австралия и Аргентина.
Арг-на заним-ет ведущую роль в экспорте в латиноамер.регион. Кукуруза.Самый большой пр-тель и экспортер США. Занимает около 80 мир.рынка К. Китай 2-е место. Рынок ожидает, что Китай в самое ближайшее время станет гл.импортером К.в мире. Крупными пр-лями К.явл-ся Южн.Корея, Индонезия, Малайзия.