Маргарэт Тэтчер: политический портрет

Политический
портрет премьер-министра: избрание и стиль, режим, условия работы
К
началу 1970 г. экономическое положение Англии сильно ухудшилось. Все более
явственно звучал протест против разросшейся бюрократии и высоких налогов,
против “хаоса влияний” и не результативности правительств. Падение
жизненного уровня вызвало мощную волну забастовок, в результате которых многие
отрасли английской промышленности были парализованы.
Здесь
необходимо отметить, что “отличительная черта Тэтчер – настойчивость и
даже бескомпромиссность в проведении своей линии. Сформировав политику, она
стремится во что бы то ни стало, не отступая проводить ее в жизнь. Политическое
значение такой линии она видит в том, что у широких слоев населения прививается
уверенность в постоянстве основных установок тэтчеризма.”1
Пассивность
лейбористского кабинета Дж.Кэллагана (1976-1979гг.), не способного предложить
эффективное средство для лечения затяжных недугов британской экономики,
отчуждала от него все большее число рядовых избирателей. Маргарет Тэтчер на
короткое время – до парламентских выборов – сумела перехватить у лейбористов
знамя радикализма. “На отношения избирателей не мог не оказать влияния тот
факт, что впервые, по словам английского исследователя Х.Стефенсона, “на
нашей памяти, правая, а не левая партия. Призывала к осуществлению кардинальных
изменений на основе решительной идеологической программы.”2
В
неудержимом стремлении к власти неоконсерваторы не гнушались запрещенными
приемами политической борьбы. Так, еще в 1976 году Маргарет Тэтчер заявляла,
что от лейбористов исходит “угроза социализма”. И более того, что
“лейбористская партия теперь руководствуется откровенно марксистской
программой”, ведет страну на порог “тоталитаризма”.1 В мае 1979
года М. Тэтчер заняла кресло британского премьер-министра. На выборах в палату
общин консерваторы опередили лейбористов на 70 депутатских мест. Во многом ей
помогла “прорывная натура”. Она “…ищет решение проблем в том
же настроении духа, в каком рыцари-крестоносцы искали чаше Грааля. Для нее
политические битвы – битвы принципов, битвы между силами света и тьмы, добра и
зла, личностями и государством”.2
“В
своей работе она выдвигает на первый план простые, понятные каждому лозунги:
сохранение законности и порядка, каждый получай, что заработал.”3
Неоконсерватизм в толковании Тэтчер представлял для многих простых англичан не
очередную политическую или философскую теорию, а близкую и понятную им духовную
пищу, чуть ли не своего рода религию, призванную оздоровить общество, придать
ему утраченный им динамизм, его способность к саморазвитию. “В немалой
степени этому способствовала фразеология Тэтчер, стремление объяснить аудитории
социально-экономические проблемы в терминах, понятных домашней хозяйке, причем
нередко на собственном примере. Привнесение личностных моментов в политику вряд
ли является следствием продуманной тактики завоевания доверия масс. Скорее это
черта политического стиля Тэтчер проистекает из самого ее отношения к политике
не только как к “работе”, но и как к “любимому занятию”.
Недаром она так не любит распространяться о своей частной жизни, в которой для
нее ценно прежде всего то, что помогает, а не препятствует реализации ее политических
амбиций. И вряд ли она бывает неискренна, когда заявляет, что
“работа” для нее более интересна, чем что либо другое.4
В
многочисленных речах Тэтчер не найдется таких слов, как монетаризм, этатизм,
кейнсианство, трудовые отношения и т.д. Вместо этого фигурируют гораздо более
близкие широкой аудитории понятия типа “большое государство”,
“честно заработанные деньги”, “жесткая экономия”.
Необходимо,
говоря о внутренней политике Тэтчер, затронуть вопрос о ее стиле работы. Она
обладает многими качествами, которые, вне зависимости от ее политических
позиций, характеризуют ее как незаурядного руководителя. ” С ней интересно
беседовать, она умеет концентрироваться на отдельно взятой проблеме”, –
пишет Л. Замятин.1
Резиденция
премьера находится на Даунинг-стрит, 10. Обычно беседы проходят в голубом зале,
на втором этаже, где у камина стоят два небольших дивана:: один – для хозяйки,
другой – для гостей. “М. Тэтчер любит сидеть в уголке, опершись на
небольшую подушечку, чуть склонив голову набок, она говорит тихим, хорошо
поставленным голосом. Ей свойственны логичность, простота и ясность
аргументации, свободное оперирование конкретными фактами.”2 Некоторые
журналисты считают, что у не хватает терпения выслушать мнение собеседника, с
которым она не согласна. На мой же взгляд, она любит спор, но не любит терпеть
поражения в нем.
В
резиденции она обычно начинает смотреть бумаги за кофе в 6 часов утра и
работает далеко заполночь. Ее с трудом убеждают отдохнуть летом, хотя бы
неделю. Она умеет быстро восстанавливать свою психологическую и физическую
форму. Она всегда элегантна, умеет себя преподнести с чувством собственного
достоинства и подчеркнуть женственность.
“В
большинстве случаев Тэтчер заранее приходит к тому или иному решению по разного
рода вопросам и затем уже очень редко от него отказывается. Заседания кабинета
проводятся регулярно, но далеко не все принципиальные вопросы выносятся на
обсуждение. Когда же это происходит, премьер-министр видит свою задачу не в
том, чтобы “председательствовать” и выслушивать разные точки зрения,
а в конце “суммировать” преобладающее мнение (как это делало
большинство ее предшественников), но в том, чтобы “вести” дискуссию,
задавать тон разговору, добиваться сплочения участников заседания вокруг ее собственного
мнения.”1 Как пишет Ф. Пим “…премьер-министр имеет тенденцию
считать, что она всегда права. Это оборачивается ее уверенностью в том, что она
всегда может делать дело лучше, чем другие.”2
Отметим
еще один факт, раскрывающий ее политический стиль. Прекрасно понимая, что
“потеря лица” или даже инициативы в парламенте грозит потерей влияния
в стране, Тэтчер тщательнейшим образом готовится к его заседаниям. Вопросы,
подлежащие обсуждению, в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях
кабинета министров. Особенно серьезно Тэтчер подготавливает ответы на вопросы
премьер-министру, которым, согласно установленной процедуре, отводится
значительное время. Во время самих дебатов она обычно демонстрирует
свойственный ей наступательный и даже агрессивный напор, хотя нередко и сама
оказывается под жестким обстрелом. Впрочем, качество Тэтчер-полемиста советские
телезрители могли в полной мере оценить во время интервью, данного ею советским
журналистам в ходе визита в нашу страну весной 1987 г.
Огромное
преимущество Тэтчер перед ее политическими оппонентами и внутри, и вне
собственной партии, конечно же состоит в том, что как партийный лидер и как
премьер-министр она располагает мощными позициями и в партии, и в государстве и
умело ими пользуется.
Изложив
процесс избрания на пост премьер-министра, способы, стиль, условия ее работы,
считаю обоснованным дальнейшее раскрытие политического портрета М.Тэтчер через
ее внутреннюю и внешнюю политику.
Внутренняя политика Тэтчер
Отметим,
что одна из основных заслуг Тэтчер внутри страны – перестройка. Тэтчер сама не
без гордости заявляет, что она осуществила в стране перестройку, причем иногда
употребляет это слово по-русски.”1 Хотя конечная цель тэтчеровской
перестройки, безусловно, в укреплении позиций правящих классов, ее практическое
содержание -использование новых рычагов для рационализации и подъема британской
экономики. Один из основных элементов тэтчеровской перестройки – приватизация
обобществленного сектора. В ведение частного бизнеса переданы нефтедобывающая,
газовая, авиационная, телекоммуникационная и многие другие отрасли.
Практический смысл приватизации Тэтчер видит прежде всего в дерегламентации, в
освобождении предприятий от “диктата государства”, предоставлении им
полной свободы действий на капиталистическом рынке, но вместе с тем и в
перекладывании на них всей полноты ответственности за результаты своей
деятельности.
Прежде
всего, Тэтчер отказалась от старой модели государственного регулирования
экономики и попыталась внедрить свою, новую. Она осуществляла децентрализацию
управления экономикой, сокращала госаппарат. В годы ее правления центральные
министерства сведены до минимума. Делая ставку на инициативных и
самостоятельных граждан, Тэтчер заявила следующее: “Тот, кто готов
работать больше других, должен получать самое большое вознаграждение и
сохранять его после вычета налогов”.2
Новая
линия в экономической политике стала ответом британских консерваторов на
выдвинутые современным этапом НТР проблемы, которые Тэтчер, надо признать,
уловила быстрее своих политических конкурентов.
Способность
Тэтчер апеллировать не только к разуму, материальным интересам, но и к
чувствам, настроениям англичан, создала ей репутацию “популистского”
лидера. Однако популизм Тэтчер этим далеко не исчерпывается, и ей менее всего
подошла бы роль морализирующего проповедника. Недаром в одном из более
интересных и глубоких исследований феномена тэтчеризма, ее популизм назван
авторитарным.1 “Ее “патриотизм” реализуется через жесткое,
неприязненное отношение к “цветной” эмиграции (чем, кстати, она снискала
расположение шовинистически настроенной публики и смогла одновременно выбить
почву из-под ног у такой откровенно реакционной расистской организации, как
Национальный фронт). Хорошо известная ее приверженность к восстановлению
смертной казни.”2
Проведение
своей жесткой политики требовало налаживания “по-своему” механизма
принятия государственных решений и политические комментаторы, и
ученые-политологи единодушно отмечают заметное возрастание роли
премьер-министра и его аппарата в этом процессе, причем некоторые из них даже
утверждают, что на смену “кабинетному управлению” в стране
установилось или вот-вот установится “президентское правление.”3 Хотя
эта точка зрения подвергается достаточно обоснованной критике ,как не
учитывающая всей совокупности механизмов государственного управления4, ее
сторонники правы в том, что Тэтчер удалось резко снизить роль кабинета
министров в качестве органа, обсуждающего основные вопросы государственной
важности.
Параллельно
с изменениями в высших эшелонах правительственной власти после избрания на
второй срок премьерства Тэтчер основательно изменила и следующую ступень
государственного управления – административный аппарат. Вновь назначались, по
свидетельству “Sunday Times”, “…способные, решительные и наделенные
бойцовскими качествами лица, проявившие энтузиазм и готовность сделать то, что
отвечает устремлениям премьер-министра”.1
За
годы правления М. Тэтчер подход к ирландскому вопросу изменился к лучшему.
Хотя, надо отметить, “события в Северной Ирландии 60-80-х годов наглядно
демонстрируют непрочность либерально-прогрессивных идей о том, что втягивание в
мировую систему хозяйства, модернизация экономики и социального строя сами по
себе … не оправдали себя.”2 В ольстерском вопросе отметим лишь, что
“не королева, а премьер-министр встречала привозимые в Англию гробы. С
платком в руке она часто лишь усилием воли сохраняет самообладание.”3
Однако, когда дело касалось террористической ирландской организации ИРА, Тэтчер
была сурова, на что имелись веские личные и государственные причины. Но и
движение вперед пошло при ней более интенсивно: она направляла усилия на
улучшение положения католиков в Северной Ирландии. Так, на строительство в
Белфасте многоквартирных комплексов, заселенных в основном католиками, было
затрачено 2 миллиарда долларов, что существенно улучшило жилищную проблему
там.4
Политический портрет Тэтчер во внешних связях
“М
Тэтчер, безусловно, стремится к поиску самостоятельной роли в формировании
узловых аспектов отношений Запад-Восток. Она претендует, и не без оснований, на
роль политического лидера Западной Европы.
Популярность
Тэтчер весной и летом 1982 года достигла своего апогея, что во многом
обусловило ее победу на выборах 1983 года. В результате конфликта с Аргентиной
Тэтчер получила блестящую возможность добиться крупного успеха. После победы на
Фолклендских островах Тэтчер стала героиней, считает К. Огстен. “Далеко от
дома, сражаясь в исключительно неблагоприятных по первоначальной оценке
условиях, Тэтчер и ее солдаты решительно отбили нашествие аргентинцев.”
Фолклендский конфликт продемонстрировал, что свой “решительный
подход” Тэтчер не ограничивает сферой внутренней политики. Придя к власти,
она взяла курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США и НАТО.
Общая сумма военных расходов за 1979-86 гг. выросла на 30%, и пот доле этих
расходов в совокупном национальном продукту она к концу 80-х стояла на первом
месте среди всех западноевропейских участников НАТО.1 Курс на “жесткое
противостояние” с Советским Союзом и другими странами- участниками
Варшавского договора последовательно выдерживался и в области политических
отношений с этими государствами. Но Тэтчер сознавала жизненную необходимость
выхода из “холодной войны” – тупика, в который чуть было не завела
человечество гонка вооружений и конфронтация. Она, по словам авторов книги
“Феномен Тэтчер” неожиданно для многих “после трудных
(антикоммунистических) призывов начала сбавлять тон. По свидетельству одного из
тех немногих лиц, которым пришлось бы “нажать кнопку”, она ощутила
“жесткую реальность такой возможности.”2 Но подобные опасения не
сделали Тэтчер сторонницей запрещения ядерного оружия.
П.
Дженкинс характеризует, в этой связи, внешнеполитическое кредо Тэтчер как кредо
“британского национализма”. Именно этим кредо объясняет он ее
нескончаемые трения с партнерами по ЕС, и ее стремление, оставаясь лояльным
союзником США, сохранять свободу действий и даже критиковать некоторые их шаги
(как это, в частности имело место в момент вторжения США в Гренаду в 1983 г.
или во время американских санкций на поставку оборудования для советских
газопроводов в связи с вводом войск в Афганистан.1
Но
приверженность к “западноевропейскому союзу” и национализм сочетаются
у Тэтчер с трезвой оценкой ситуации, с готовностью в случае необходимости вносить
порой достаточно существенные поправки в намеченный курс. Так, Тэтчер проявила
огромный интерес к визиту в Великобританию в 1984 году М.С. Горбачева. Главный
вывод, который она сделала в ходе состоявшихся бесед и переговоров, – с такими
людьми как, М. Горбачев, “…можно иметь дело”.
Таким
образом, во внешней политике М. Тэтчер искала контактов и возможного
взаимодействия в мире. Это открывало перед Англией возможности повышения своего
авторитета, влияния в мировых делах – при решении вопросов разоружения,
региональных конфликтов, гуманитарных проблем. О том, что она намерена активно
использовать эти возможности, свидетельствовал явный интерес к взаимодействию с
СССР по таким проблемам, как ирано-иракский конфликт, намибийское
ближневосточное урегулирование, положение в Ливане и др.
Исходя
из вышесказанного, отметим, что по своему “политическому долголетию”
М. Тэтчер пережила остальных лидеров западного мира. Это обстоятельство дало
основание аппарату премьер-министра говорить о ней как о “самом
опытном” руководителе стран запада. Но на мой взгляд, более бесспорным
является то, что при ней, особенно после фолклендских событий, отмечаются
повышение личной роли премьер-министра, и не только в процессе принятия
внешнеполитических решений, но и в ходе их реализации, а также и во внутренней
политике.