Содержание
Введение
1 Идеи элитологии в современной Платона философии
2 О политическом идеале Платона
3 Политическая программа Платона
Заключение
Списоклитературы
Введение
Платон был ученикомСократа. Его настоящее имя Аристокл, Платон же — прозвище, но именно под этимпрозвищем он и известен в мире как великий греческий философ, оказавшийогромное влияние на европейскую культуру. Он родился в 326 г. до н.э.,происходил из знатного рода, получил хорошее образование, путешествовал.
Платон обладал большимлитературным даром. Свои философские произведения он писал в форме диалогов,участники которых обсуждали различные проблемы. Умер Платон в 347 г. до н.э.
Вслед за элеатами иСократом Платон исходит из существования вечного и неизменного бытия каколицетворения единства мира. Такое бытие, рассуждает философ, должно существовать,иначе, как бы мы могли иметь общие для всех или, по крайней мере, для многихсуждения о красоте, добре, справедливости и т.п. Ведь когда мы оцениваемкакую-то вещь как красивую, мы должны иметь какой-то масштаб, какое-то мерилокрасоты, т.е. абсолютную (а не относительную), вечную (а не временную) красоту.То же относится к добру, истине, справедливости. Вот эти идеалы и естьподлинное, действительное бытие. Это целый мир эйдосов (идей). Они существуютреально, независимо от человеческого сознания и представляют собой «бесцветную,бесформенную и неосязаемую сущность». Платон указывает и место их нахождения —«наднебесное пространство».
Цель работы – изучитьособенности философии Платона.
Задачи работы –обозначить идею этологии в современной философии Платона; проанализироватьполитический идеал Платона; охарактеризовать политическую программу Платона.
1 Идеи элитологии всовременной философии Платона
Философия как категориядуховной избранности имеет глубокие исторические корни. Так, ещё Хрисипп из Солутверждал, что если бы он делал, как все, он не был бы философом. ДиогенЛаэртский далее продолжает: «О себе он был такого высокого мнения, что начей-то вопрос: „Кому поручить мне /воспитание/ сына?“ — он ответил:»Мне: ведь если бы я считал, что кто-то есть лучше меня, то я сам бы пошелк нему за философией”. Вот почему о нем говорили: Он лишь с умом; вседругие безумными тенями веют” (Диоген Лаэртский.VII.183 и далее). СамДиоген характеризует Хрисиппа как видного человека в философии, которыйотличался большим дарованием и всесторонней остротой ума. Элитизм философии, помнению Хрисиппа, выражается в тайном знании посвященных. Тот, кто разглашаетэти тайны, совершает кощунство. Философ, таким образом, выступает как хранительэтого эзотеризма, а сама философия — элитологией, специализирующейся насобирании и развитии «стратегической информации».
Близка к рассуждениямХрисиппа и точка зрения Гераклита из Эфеса, который постиг философию черезпознание самого себя и самообразование: «Все дурное выбросил изголовы» и «избежал порока пресыщения, зависти и спеси». Егокнига «О природе» специально была написана эзотерическим(«темным») языком, чтобы доступ к ней имели лишь способные и чтобыобнародование не сделало ее открытой для прозрения[1].
Идея избранностифилософии могла поэтому базироваться только лишь на одной доктрине эзотеризма.Она заключалась в том, что только качество знаний выделяет философа из толпы. Атак как именно знания и составляют со-знание человека, то проблема избранностифилософии — это проблема элитарного сознания, а точнее, проблема достоинстватакого вида сознания. Поэтому, для того чтобы философия пользовалась большимпочтением среди людей, философам нельзя открывать свои тайны на посмеяние толпе(Аристотель). Быть может именно этим, в первую очередь, и объясняется поведениеГераклита: «Возненавидев людей, — пишет Диоген, — он удалился и жил вгорах, кормясь быльем и травами»[2].
Философия избранности неявляется открытием одного только Платона. Он, правда, явился самым полным еевыразителем античной эпохи, но отдельные элементы этого направления мы безтруда находим в философии его великих предшественников и современников, таких,как Пифагор, Гераклит Эфеский, Сократ, Демокрит, Антисфен, Диоген Синопский,Аристотель…
а) Философия избранности«пифагорейского ордена».
Названная нами«теория совершенства» Пифагора (ок.584, остров Самос, — ок.500 дон.э. Кротон, Южная Италия), по-видимому, была им изложена в упомянутом ДиогеномЛаэртским трактате «О воспитании» (VIII,7). Опираясь на открытый имзакон троичности, Пифагор утверждал о существовании трех миров (естественного,человеческого и божественного), которые взаимно поддерживая и определяя другдруга, исполняют вселенскую драму двойным движением — нисходящим и восходящим.Пифагор учил, что еще на земле человек имеет возможность очиститься иосвободиться от пороков своего естественного бытия путем тройного посвящения.Дело посвящения состоит в приближении к великому Существу, в уподоблении Ему, ввозможном усовершенствовании, и в господстве над всеми вещами посредствомразума.
Тайный Союз или Орденпифагорейцев в Кротоне был основан на эзотерическом учении Пифагора и жесткойсистеме индивидуального отбора кандидатов — совершенных и посвященных в этоучение. Оставляя в стороне основные догматы пифагорейской философии, особовыделим «теорию совершенства», антропологическую по своей сути ииерархическую по своему характеру[3].
Посященность вэзотерическое учение в Ордене имело несколько ступеней: I) подготовительнаяступень (психологическая и педагогическая адаптация новобранца); II) ступеньочищения или катарсис (Учение чисел и Теогония); III) ступень совершенства(Космология, Психология, теория эволюции души) и, наконец, IV) ступень Эпифания(обозрение с высоты) — состояние совершенства в которой посвященный, соединивсвою душу с Богом, созерцает полноту Истины.
Различия, которые Пифагорвидит в людях, происходят, по его мнению, или от первоначальной сущностииндивидов, или от ступени, достигнутой ими духовной эволюции. С этой последнейточки зрения всех людей можно распределить на четыре класса, которые заключаютв себе все бесчисленные подразделения и отличия.
I. У огромногобольшинства людей воля вызывается преимущественно телесными потребностями. Ихможно назвать «действующими по инстинкту». Они способны не только нафизические работы, но и на творческую деятельность разума в пределахфизического мира, в области торговли и промышленности и всякой практическойдеятельности.
II. На второй ступеничеловеческого развития воля, а следовательно и сознание, сосредоточены вдушевном мире, т.е. в области чувствования, воздействующего на интеллект. Людиэтой категории действуют под влиянием «одушевления» или«страсти». По своему темпераменту они способны стать воинами,артистами или поэтами. Большинство литераторов и ученых принадлежат также кэтому разряду. Ибо они живут в условных идеях, направляемых страстями илиограниченных узким кругозором и не поднимаются до чистой Идеи, довсеобъемлющего миропонимания.
III. Третий, несравненноболее редкий разряд людей, воля которых сосредотачивается главным образом вчистом разуме, освобожденном от влияния страстей и от границ материи, что ипридает понятиям этих людей всеобъемлющий характер. Это люди, действующие подвлиянием интеллекта. Из их рядов выходят общественные деятели, поэты высшегоразряда и, в особенности истинные философы и мудрецы, те, которые, по Пифагору,должны управлять человечеством. В этих людях страсть не погасла, так как безнее ничто не совершается на земле, и она представляет собой силу огня илиэлектричества в нравственном мире. Страсти у них служат разуму, между тем, какв предшествующей категории разум бывает, по большей части, слугой страстей.
IV. Самой высшийчеловеческий идеал осуществляется в четвертом разряде, где к господству разуманад душой и над инстинктом присоединяется господство воли над всем существомчеловека. Покорив всю свою природу и овладев всеми своими способностями,человек приобретает великое могущество. Благодаря могучей силе сосредоточения,воля такого победившего человека, действуя на других, приобретает почтибезграничную власть. Такие люди носили разные имена в истории. Это адепты,великие посвященные, высшие гения, которые содействовали
преображениючеловечества. Они рождаются так редко, что их можно сосчитать в историичеловечества. Эта последняя категория не подлежит обычной нравственной мерке,поскольку они сами являются законодателями морали. Идея эта — идеясверхчеловека — будет впоследствии развита в философии Платона и Ф.Ницше.Приведенная же классификация людей соответствует четырем ступенямпифагорейского посвящения и составляет основу всех последующих эзотерическихпосвящений вплоть до первых франмасонов.
б) Элитологическаяконцепция Гераклита Эфесского.
Классическим образцомраннего древнегреческой диалектики является философия Гераклита Эфесского(ок.540 — ок.480 и 474 гг. до н.э.). В первую очередь, элитологию интересуетполитическое учение философа, как предшественника афинской школы элитологов.Гераклит – аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Онвраждебно относится к демократической власти, пришедшей в его родной город насмену власти старинной родовой аристократии. Гераклит происходил из царскогорода Катридов. Однако в то время уже не только не мог притязать на связанные сего родословной привилегии, но и по собственной воле отказался от техпривилегий, которые все еще выпадали на долю представителей свергнутых царскихродов или потомков аристократов. Гераклит отказался от царского сана, по сутидела уже номинального, уступив его своему брату, и поселился при храме АртемидыЭфесской. В те времена ученые, философы нередко селились при храмах, которыеохотно предоставляли мудрецам жилище. Гераклита современники порой считалидерзким, надменным человеком, не удосуживающимся разъяснять свои мысли-загадки,мысли-шифры. Иногда стиль и направленность размышлений Гераклита ставят впрямую связь с его происхождением из царского рода; отсюда якобы его презрениек толпе, к большинству, к демократии и демократизму в целом. Частой темой в егополитических и гносеологических размышлениях является проблема — «мудрец итолпа».
Немногих«наилучших» он выделяет совсем не по знатному происхождению, темболее не из-за богатства. Если в «темных» философских рассужденияхГераклита и есть ясные, однозначные суждения, то они касаются определенностивыбора между материальными благами, богатством и духовными ценностями,нравственным, духовным возвышением. Гераклит, безусловно, на стороне тех, ктоделает выбор в пользу ценностей духа и добра. С нескрываемым осуждениемотносится он к людям, стяжающим материальные блага и богатства, неумеренным вудовлетворении своих желаний: «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечнуюславу — бренным вещам, а большинство обжирается как скоты». Характернойдля него иронией проникнуты следующие слова Гераклита: «Ищущие золотомного земли перекапывают, а находят — мало»[4]. 2 О политическом идеале Платона
Идеал совершенного политическогостроя, как он выражен в диалоге «Государство», носит в себе яркуюпечать всего миросозерцания Платона в его цельности. Поэтому было бы глубокоошибочно и бесплодно изучать «Государство» в отрыве от основныхпредпосылок общей философской системы Платона.
История философии знаетразличные истолкования платоновой мысли. Учения великих мыслителей отличаютсяособой живой эластичностью, характерным многообразием ведущих к ним путей.Различные подходы к ним открывают различные черты их обликов. Кант Шопенгауэране есть Кант Гегеля и Платон Наторпа не есть Платон Вл. Соловьева илиС.Трубецкого. «Исторический» же Кант или «исторический»Платон стали как бы своего рода «вещью в себе» в смысле«пограничного понятия», вечной заданности, направляющей познание, ноникогда в нем не исчерпывающейся. Ибо гений неисчерпаем.
Изучение системы Платонаи разнообразных ее истолкований подтверждает впечатление необозримого духовногобогатства, в ней заключенного. На рубеже нынешнего века немецкая марбургскаяшкола выступила с попыткой обосновать новое понимание платонизма, истолковатьего в смысле чисто логического рационализма или систематизированной методикипонятий. Эта попытка, предпринятая во всеоружии современной научно-философскойтехники, осветила в новом аспекте платонову мысль, доселе творческиоплодотворяющую философские искания и достижения. Но вряд ли, однако, сведениевсего платонизма к теоретико-познавательной проблематике может быть признаноотвечающим его основным устремлениям. И уже, во всяком случае, в одностороннихгносеологических категориях невозможно уместить всей полноты гениальныхоткровений творца «Федра», «Пира», «Федона» и«Государства»…
В учении об идеях,центральном для Платона, своеобразно пересекаются элейско-сократовские игераклито-протагоровские пути греческой философии. Критика эмпирии дана в немодновременно с утверждением незыблемых основ подлинного бытия и непререкаемыхначал жизненного долженствования. Метафизические элементы из этого учения также неустранимы, как и логические. Одна и та же метафизика создала и этику«Федона», и эротику «Пира», и политику«Государства». Какова же эта метафизика?
«Надо различать: то,что всегда есть и никогда не рождается, и то, что рождается и умирает, ноникогда воистину не есть; первое постигается при помощи разума, путем мышления,как всегда тождественное в самом себе, а второе сознается в форме мнения, припосредстве неразумного чувства, как нечто возникающее и уничтожающееся, ноникогда не существующее истинно». Так гласит знаменитый текст «Тимея».
Это учение о «двухмирах» и заповедной грани между ними — основоположно для Платона. С однойстороны, умственному взору философа предстоял мир чистых первообразов,сливающихся в «умном солнце», неподвижном Благе; с другой стороны — гераклитов поток всеобщего течения, становления. Оба мира были для негонесомненны, только реальность-то их казалась ему различной: с одной стороны,несомненность истинно сущего, достоверность подлинного бытия, с другой стороны,наличность призрака, существование хронического обмана, в лучшем случае, тени,ложно выдающей себя за нечто самостоятельное.
Этим онтологическиразнокачественным мирам соответствуют, как видно из приведенной цитаты, и дваразнородные способа познания: один мир постигается разумом, душой, другой — чувствами, телом. Что в бытии дано как двойственность идеи и явления, то впознании — различие понятия и представления. Отсюда классическиехарактеристики: «душа всего более походит на божественное, бессмертноеумопостигаемое, однородное, неразрушимое, всегда неизменное в самом себе; теложе всего более походит на человеческое, смертное, многообразное, умомнепостижимое, разрушимое, вечно изменяющееся в самом себе».
Это миропонимание,основное, господствующее у Платона, можно вслед за Вл. Соловьевым назвать” отрешенным идеализмом”. Признаются два плана бытия, чуждые другдругу по самому своему существу. Нельзя сказать, чтобы между ними не былосовсем ничего общего. Душа причастна сфере идей, она есть как бы окно из мирабывания в мир бытия, или, иначе, дитя мира бытия, затерянное в мире бывания. Номежду этими двумя «мирами» есть одна роковая преграда, разрушитькоторую бессилен платонизм: мир сущего абсолютно исключает из себя началотелесности, плоти, материи, между тем как именно это начало обусловливает собойвозможность мира явлений. Царство истинно сущего признается замкнутой,самозавершенной областью чистого, отвлеченного духа, отрицающего телесность всамой ее основе. Вместе с тем, идеям сообщается неподвижность, лишающая ихпутей воздействия на явления, непросветленность которых становится тем самымбезнадежной: Бог Платона — «существо простое и всего менее выходящее из своегособственного образа».
Истинно сущее неописуемоположительными определениями. Как Божество «отрицательногобогословия», оно отрешено от всяческих качеств. Это — «бесцветная,бесформенная, неосязаемая истинная действительность, созерцаемая только однимруководителем души разумом, составляющая предмет истинного знания». Это — место благородное, чистое, невидимое, место божественное, бессмертное,разумное”. Мир же эмпирический есть мир текучий, конкретный, чувственновоспринимаемый во всем многообразии его случайных качеств, подвластный мнению(«доксе»). Его основа — материя, «род трудный и темный, род едвавероятный… восприемница для всякого рождения, как бы кормилица»,бездушное лоно вещей, — чистая материя, которую комментаторы отождествляют спустым, математическим пространством.
В конце концовполучается, что не совсем даже правильно говорить о двух мирах в системеПлатона. В сущности, есть лишь один мир, бесцветный, неподвижный, неосязаемый,- «существует и прекрасное само по себе, и благое, и великое, и все томуподобное», — один мир вечных и совершенных идей, — а здешний нашкрасочный, разнообразный, многоцветный эмпирический мир есть только плодкакой-то противоестественной смеси между бытием и небытием, между тем истинныммиром, с одной стороны, и неизвестно откуда взявшейся беспредельной материей,источником всяческой дробности и расщепленности, началом всякой изменчивости, отрицательнойсредой действия идей — с другой. На всем, что присуще «смертным»,горит печать этих двух начал. И смысл разумной, праведной жизни в том исостоит, чтобы постепенно приобщаться миру истинно сущего, освобождаясь темсамым от хаотической власти материи, самая стихия которой, иррациональная итемная, может быть уловлена нами лишь путем какого-то смутного,«незаконнорожденного суждения»…
Отсюда нравственныйимператив отрешенного идеализма, основной завет платоновой этики гласит:стремись к отделению души от тела, к «уничижению тела», к умиранию, ксмерти.
Платонизм весь насыщенглубочайшим нравственным пафосом, неукротимой нравственной думой. Именно вобласти практической философии сосредоточен фокус его идейной устремленности.Как и Сократ, Платон был и хотел быть учителем жизни, философом жизненногосмысла и живой правды. Но еще полнее и проникновеннее, чем Сократ, усматривалон связь между Истиной и Добром, между знанием сущего и уразумением путиправильного поведения, между «сущностью вещей» и «человеческимиделами». Его этико-философское учение по содержанию своему есть итог ивенец его метафизических и теоретико-познавательных изысканий. Тем глубже ицелостней проникнута вся его система единством «отрешенно-идеалистического»миросозерцания.
Тело — цепи, тюрьма душии только. Тело — помеха знанию, источник тьмы и блуждания в неведении.«Когда душа вместе с телом и пытается что-либо рассмотреть, тело вводит еев заблуждение… Из-за тела нам никогда не удается ни о чем даже поразмыслить».Но кроме того или, вернее вследствие того, что оно — ложь, оно также — источникстраданий, бедствий, всяческих зол. «Только тело и присущие ему страстипорождают войны, восстания, бои; ибо все войны ведутся из-за приобретенияденег, а деньги мы вынуждены приобретать ради тела, рабствуя перед ним».Душа, приковывающая себя к телу крепкими узами, становится «обремененной,тяжелой, землистой и зримой». Печален жребий такой, пропитанной телом,нечистой души: даже и по смерти человека, расставшись с плотью, «она блуждает,как говорится в предании, на кладбищах у могил, где будто бы бывают видимыкакие-то тенеобразные привидения душ; в таких именно образах являются эти души,так как они не вполне освободились от тела, но, будучи причастны к зримому,могут быть и зримы». И смерть не спасет их от скверны; и не уйдут они отновых воплощений, от колеса рождений и смертей.
Если так, то задачанравственной деятельности сводится не к установлению известного положительногосоотношения между началом телесности и началом духа, не к преображению мираявлений, не к одухотворению материи, а, напротив, к полному разрыву между духоми плотью, к освобождению от плоти, как начала, миру подлинно сущего абсолютночуждого. И, в то же время, такое освобождение меньше всего осуществимо средствамивнешними — путем физического самоубийства: не безумным посягательством намировой порядок и божественное предначертание, а лишь умудренным очистительнымподвигом, органическим духовным перерождением достигается желанная цель.
Высшее, гениальное выражениеэтика отрешенного идеализма получает в диалоге «Федон». Там, какизвестно, изображен умирающий в темнице Сократ, в предсмертной беседе, в своей«лебединой песне» открывающий ученикам своим пути истинно мудройжизни и утверждающий бессмертие, вернее, вечность человеческой души.
Чувства, чувственность — опасная трясина для мысли, живущей истиной. «Тело наполняет насвожделениями, страхами, всякого рода призраками, пустяками… Всякоенаслаждение, всякая горесть как бы гвоздем пригвождает и прикрепляет душу ктелу, делает душу имеющей вид тела, так как она воображает, будто все то, чтоговорит тело, истина». Вывод ясен: значит, нужно очиститься от тела,освободить от него душу. «Очищение… состоит в том, чтобы… как можноболее душу отделять от тела, приучить ее собираться и сосредоточиваться самойпо себе, независимо от тела, и поселить ее, по мере возможности, и в настоящей,и в будущей жизни одну самое по себе, освобожденную от тела будто отоков».
Сосредоточение души естьобращенность ее к предмету знания. Сначала этот предмет — она сама: познайсамого себя! Затем, совершенствуясь самопознанием, углубляя его, она обращаетсяк уразумению сущностей. Душа очищается, познавая, любя мудрость, философствуя.Приобщаясь знанию, она отрешается от неверного, переменчивого мира явлений. Ичем крепче прикрепляется к философии, тем надежней отрывается от тела,спасается от обмана и зла. «Рассуждает душа — учит платоновский Сократ, — разумеется, лучше всего тогда, когда ничто ее не смущает — ни зрение, ни слух,ни страдание, ни наслаждение какое-либо, — когда она, простившись с телом,становится сама собой и, по мере возможности, не обращаясь и не соприкасаясь стелом, стремится к сущему».
Если ближе всего к истинеотрешенная от тела душа и если лучший путь отрешения от тела состоит в практикепознания, в действенной любви к мудрости, — ясно, что не только любителем, но илюбимцем истины оказывается философ. «Деятельность философа направлена нена тело; по мере возможности, она далека от него и направлена в сторонудуши».
Философия — очищение,«катарзис», возносящий душу к сущему. И вся жизнь философа — сплошнойподвиг освобождения от обманчивой власти явлений, методическое преодолениечувственного и зримого ради умопостигаемого и невидимого. Разоблачая разумом призрачностьвнешних чувств и их показаний, философ и в жизни своей «воздерживается отвсех телесных страстей и не поддается им». Нравственно-метафизическийсмысл его земного существования — в очищении души от гнета чувственныхсостояний, — наслаждений, горестей, страха, — в непрерывном благостномумирании. 3 Политическая программа Платона
Проанализировавплатоновскую социологию, нетрудно представить его политическую программу.Основные требования Платона можно выразить одной из следующих формул, первая изкоторых соответствует его идеалистической теории изменения и покоя, вторая —его натурализму. Идеалистическая формула такова: «Задержите все политическиеперемены!» Перемены — зло, покой божественен 1. Задержать все перемены можно втом случае, если государство создано как точная копия его оригинала, т. е.формы или идеи города-государства. Если бы нас спросили, как этого достичь, мымогли бы ответить натуралистической формулой: «Назад к природе!» Назад кподлинному государству наших праотцов, самому древнему государству,построенному в соответствии с человеческой природой и потому стабильному. Назадк родовой патриархии времен, предшествовавших упадку, назад к естественномуклассовому господству немногих мудрых над многими невежественными.
Основные элементыполитической программы Платона:
A) Строгое разделение наклассы, т. е. правящий класс, состоящий из пастухов и сторожевых псов, следуетстрого отделить от человеческого стада.
B) Отождествление судьбыгосударства с судьбой правящего класса. Исключительный интерес к этому классу иего единству. Содействие этому единству, жесткие правила взращивания этогокласса и получения им образования. Надзор за интересами членов правящегокласса, коллективизация, обобществление этих интересов.
Из этих основных элементовмогут быть выведены остальные, например, такие, как:
C) Правящий классобладает монополией на такие вещи как военная доблесть и выучка, право наношение оружия и получение любого рода образования. Однако он совершенноустранен из экономической деятельности и, тем более, не должен зарабатыватьденьги.
D) Вся интеллектуальнаядеятельность правящего класса должна подвергаться цензуре. Непрерывно должнавестись пропаганда, формирующая сознание представителей этого класса по единомуобразцу. Все нововведения в образовании, законодательстве и религии следуетпредотвращать или по давлять.
E) Государство должнобыть самодостаточным. Его целью должна быть экономическая автаркия: ведь иначеправители или будут зависеть от торговцев, или сами станут торговцами. Перваяальтернатива подорвала бы их власть, вторая — их единство и стабильностьгосударства.
Эту программу вполнеможно назвать тоталитаристской. И конечно же, она основывается на историцистскойсоциологии.
Однако разве этим все сказаноо политической программе Платона? Разве нет в его программе черт или элементовне тоталитаристских, не основанных на историцизме? А как же присущее Платонустрастное желание блага и красоты? А как же его любовь к мудрости и истине?Разве он не требовал, чтобы правили мудрецы, философы? Разве он не надеялсянаделить граждан своего государства добродетелью и сделать их счастливыми? Иразве он не требовал, чтобы государство основывалось на справедливости? Дажете, кто критикует Платона, верят, что его политическое учение, чем-тонапоминающее современный тоталитаризм, явно отличается от него по своим целям:ведь Платон стремился к счастью граждан и к власти справедливости. Например, Р.Кроссман, критическая установка которого видна в замечании о том, что «философияПлатона — наиболее яростная и основательная из всех известных в истории нападокна либеральные идеи» 2, по-видимому, все еще верит, что план Платона состоял в«построении совершенного государства, каждый гражданин которого был быдействительно счастлив». Другой пример — это Ч. Джоуд, который довольно глубокоанализирует сходство платоновской программы и фашизма, однако при этомутверждает, что между ними имеются и фундаментальные отличия: ведь вплатоновском наилучшем государстве «обычный человек… достигает того счастья,которое соответствует его природе», а, кроме того, это государство построено наидеях «абсолютного блага и абсолютной справедливости».
Несмотря на подобные доводы,я считаю, что в нравственном отношении политическая программа Платона не выходит за рамки тоталитаризма и в своей основе тождественна ему.
Идеализацией великогоидеалиста пронизаны не только интерпретации, но и переводы работ Платона.Режущие ухо замечания Платона, которые не соответствовали взглядам того илииного переводчика на то, что полагается говорить гуманисту, часто илисмягчались или понимались неверно. Эта тенденция начинается с английскогоперевода названия диалога Платона «Государство» — «Republic». Едва увидев этотзаголовок, можно подумать, что автор, должно быть, либерал, если нереволюционер. Однако «Republic» — это просто английский вариант латинскогоперевода греческого слова, которое вовсе не предполагает такого рода ассоциацийи которое правильнее было бы перевести как «Конституция», «Город-государство»или «Государство». Несомненно, тра диционный английский перевод названия этогодиалога — «Republic» — немало содействовал общему убеждению, что Платон не могбыть реакционером.
Принимая во внимание всето, что Платон говорит о Благе, Справедливости и других идеях, мне следуетзащитить мой тезис о том, что его политические требования чисто тоталитарны иантигуманны. Для того, чтобы провести эту защиту, я прерву свой анализисторицизма и на протяжении следующих четырех глав сосредоточусь на критическомрас смотрении этических идей Платона и определении их места в его политическихтребованиях. В настоящей главе я исследую идею Справедливости, в трех следующих— учение о том, что править должны мудрейшие и лучшие, а также проанализируюидеи Истины, Мудрости, Блага и Красоты[5].
Заключение
Как уже говорилось,попытки Платона предпринять усилия в направлении осуществления замысла идеальногогосударства потерпели неудачу. Он и сам понимал, что осуществление его проектасомнительно. Ему принадлежат слова: «… Всему указанному сейчас, вряд ликогда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления… Вряд ли найдутся люди,которые будут довольны подобным устройством общества и которые в течение всейжизни станут соблюдать установленную умеренность в имуществе и рождениидетей…, или люди, которые не обладали бы золотом и всем тем, что будетзапрещено законодателем. К тому же это срединное положение страны и города, этокругообразное расположение жилищ! Все это точно рассказ о сновидении».
Платон пытался ослабитьсвои требования и выдвигал идею создания государств, более или менее близкихидеалу. Первым среди них он называл аристократию (в форме республики илимонархии), затем шла демократия (власть честолюбцев), далее олигархия (властьнемногих богатых). Наиболее удалены от идеала — демократия и тирания.
У Платона уже в силусамой формы его произведении — диалога — нет систематического изложения егоучения. Хотя, в отличие от своего учителя Сократа, он убежден, что знает истинуи может ее сообщить, все же его философская система выстраивалась постепенно, вразных диалогах развивались разные ее составные части. В этом смысле Платон,так же, как и Сократ, делает акцент на процессе рассуждения, а не егорезультате.
Список литературы
1. Курбатов В.И.История философии. Конспект. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1997.
2. Лавриненко В.Н.Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Философия / Подред. В.Д. Губина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Философия / Подред. С.С. Буджанова. М.: Наука, 2004.
5. Философия:Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ,2004.