Особенности общения ребенка в младенчестве со взрослыми

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.    Хронологические рамки
2.     Врожденные формы психики и поведениямладенца
3.    Особенности общения младенца совзрослыми
4.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Проблемаобщения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна.Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение — важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы ониначали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение — это первая человеческаядеятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Висследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность вобщении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики иличности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенокусваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психическогоконтакта между людьми.
Внечеловеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением тогоявляются дети — маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнениюспециалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновениюзадержки психического развития, в других — к педагогической запущенности, а вболее тяжелых случаях — даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза ( в младенческоми раннем возрасте ). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующимрезультатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общенияс себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполнесохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.
Психическое развитие ребенка начинается собщения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе иблагодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуальногоразвития информацию.
Общение- один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только вконтакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-историческогоопыта человечества.

1.        Хронологическиерамки
Перваястадия — стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характернопрежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитымиорганами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которыхпроисходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные ислуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожныеи вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная системановорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностьюанатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще незавершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных ичувствительных зон коры только начинается.[7, с-88]
Образжизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробныйпериод: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сонзанимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка взначительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище;ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. Тем не менее стадия новорожденногоявляется первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в видепростейших актов, а самое главное — особенно интенсивно формируется сфераощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений,которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущениясо стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует,ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно сэтим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук,и прежде всего на шепот матери.
Ввозрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей,более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция,выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакциясреди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этойреакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человекаребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительнаянаправленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинаютпоявляться первые признаки предметного восприятия.
Такимобразом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизациянервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочныхреакций; возникновение реакции «оживления».
Ранниймладенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психическогоразвития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируетсявосприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет содновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливаетформирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметноговосприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременнымзрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можнополагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия.Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, чтообеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В этоже время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительноесосредоточение и зрительное ожидание.
Такимобразом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметамии процессов предметного восприятия.
Поздниймладенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого годажизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношенияк окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручныепредметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть.При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота наспину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающиепредметы. Таким образом, укрепление костно-мышечнои системы приводит к развитиюдиапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой кувеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличениюсамостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все большеприобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всегоподготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. Спомощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком черезпредметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку — ребенок берет его.Ребенок отодвигает предмет от себя — взрослый его убирает.
Следовательно,деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятиемотдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственногопредметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенканачинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного«предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чащеначинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенкапоявляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чащесопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.
Другоеважное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессепредметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражаниевзрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно,что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественновыработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление вконце данной стадии специфически человеческих двигательных операции спредметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, чтохарактерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все болеесовершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периодаребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.
Такимобразом, основными характеристиками данного периода являются: изменениеотношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмыслениепредметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивногоподражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операцийс предметами; овладение самостоятельной ходьбой.2.        Врожденные формы психики иповедения младенца
Младенец,которому от рождения всего лишь 1—2 дня уже способен различать химическиевещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинаету него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностямиобладают элементарное зрение, движения и слух.
Впервые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторномуповороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта,сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общиенекоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется такжеспособность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в ихсторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивноповорачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.
Младенецспособен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкиежидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденныйощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частотесердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичнытем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересек чему-либо.
Следуеттакже назвать, признав в качестве врожденных, группу процессов, способствующихсамосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляциейпищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т.п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные,хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливопроявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Готовностьк функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, нои головной мозг. Количество нервных клеток в коре головного мозга уноворожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки ещенезрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, ихпревращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких летпосле рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание иразвитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешнихвоздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды.
Проведенныеисследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которогопрошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрическиепотенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на органзрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.
Применительнок младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но ипроцесс естественного развития организма. Особое значение имеет развитиедвижений в первые месяцы жизни.
Моторикамладенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себямножество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденногонередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, котораяимеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексовкоординированных движений.
Развитиедвижений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами,причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев,поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченнымнабором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенокпревращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, ноотносительно свободно и самостоятельно передвигающегося в Пространстве,способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивныедвижения руками, освобожденными от, локомоции (функции обеспечения передвиженияв пространстве)\и предназначенными для исследования окружающего мира.
Вмладенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенносложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения вдальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных иинтеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенокполучает значительную часть информации о мире, на движениях Рук и ног учитсявидеть по-человечески глаз. Сложные ручные движения входят в первичные формымышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствованиеинтеллектуальной деятельности человека.
Большаяимпульсивная активность рук ребенка наблюдается. Уже в первые недели его жизни.Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. В 3—4месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, сидит с поддержкой. В 5месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. ” 6 месяцев ребеноксидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы. В7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. Ввозрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10сидит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенокуже стоит без поддержки, в 12—ходит, держась за руку взрослого, а в 13—ходитсамостоятельно. Таков поразительный прогресс двигательной активности в течениеодного года с момента рождения ребенка.
Из всехорганов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первымначинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенкаможно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движенияосуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежениепо вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарныекриволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни.К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета надругой.
Младенцыпервых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаютсярассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены инаходятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, являетсячувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития,которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные всостоянии следить глазами за движущиеся объектами, однако вплоть до2—4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.
Достаточнохороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно ктрехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений неполностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят отсоздания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детейразвиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зренияярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразныедвижения, за которыми может наблюдать ребенок.
Примерносо второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различениюпростейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов. В двенедели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери.Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидноебеспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинаетговорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг«заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощьютехнических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьмимладенческого возраста).
Навтором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя иотличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являютсяспецифическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери ввозрасте около 2—3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общейактивизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно’связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительнымвосприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинаютулыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своейматери. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенкомспособствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления иможет привести к общей задержке психологического развития ребенка.
Улыбкана лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению исохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего еевзрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым,радостным, а его голос приятным и эмоциональным.
Первыеэлементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это —замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникаюткак реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни этиэлементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из нихвыступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого ислужит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапеего развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда уребенка появляется потребность общения со взрослым.
К трех — четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что онипредпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило,с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояниевидимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомогочеловека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этотмомент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомогоокружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста идо конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постояннонаходиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускатьдолгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновениястраха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к14— 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо,проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка периоджизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.
Младенцамгодовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженныйпознавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемыхизображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя отгоризонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенныйинтерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательскаяреакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления,отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.
К концупервого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в формесенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своихпрактических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов.Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи[9, с-31].3.        Особенности общения младенца совзрослыми
Первыйобъект, который ребенок выделяет из окружают действительности — человеческоелицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чащевсего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения егоорганических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинаютконвергировать на лице матери, и улыбка на лицо матери — служат показателямивыделения объекта.
Изреакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периодановорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — этоэмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями извуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексезарождается координация движений. Комплекс оживления это первый акт поведения,акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это непросто реакция, это — попытка воздействовать на взрослого.
Комплексоживления — основное новообразование критического периода. Оно знаменует собойконец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества.Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологическийкритерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий концановорожденности — появление зрительного и слухового сосредоточения, возможностьформирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.Медицинский критерий конца периода новорожденности — приобретение ребенкомпервоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, чтофизиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.
Социальнаяситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себепротиворечие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, неимеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается напротяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречияприводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила.
Социальнаяситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типадеятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Какпоказали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическаяособенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этойдеятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек,то эта деятельность — и есть общение. Важно не то, что делают люди друг сдругом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становитсядругой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено.Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороныребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого.Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоциональноактивного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный навзрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишьтолько эмоционально-выразительные реакциb.
Общениев этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым уребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признакомфизического и психического здоровья.
Являетсяли общение ведущим типом деятельности в младенческом возрасте? Исследованияпоказали, что дефицит общения в этот период сказывается отрицательно. Так,после Второй мировой войны в психологию вошло понятие @госпитализм@, с помощьюкоторого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей иоказавшихся в больницах или детских домах.
Большинствоисследователей (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери впервые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитииребенка, и это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Р. Спитцописывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей и задержкупсихического и физического развития детей, воспитывавшихся в детскихучреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этихучреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. Во многихработах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевоеразвитие; разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, наэмоциональном развитии ребенка. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитиедетей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем,сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Анна Фрейд,прослеживая развитие детей, которые осиротели во время войны и воспитывались вдетских домах, обнаружила, что в подростковом возрасте они не были способны кизбирательному отношению к взрослым и сверстникам. Многие подростки пыталисьустановить такие тесные детско-материнские отношения с кем-нибудь из взрослых,которые не соответствовали их возрасту. Без этого переход к взрослостистановился невозможным.
Наблюдаяразвитие детей в современных закрытых детских учреждениях, венгерский педиатрЭ. Пиклер обнаружила новые симптомы госпитализма. Она писала, что дети в этихучреждениях на первый взгляд производят хорошее впечатление. Они послушны,обычно заняты игрой, на улице идут парами, не разбегаются, не задерживаются, ихможно легко раздеть или одеть. Они не трогают того, чего нельзя трогать, они немешают своими требованиями организующей работе взрослого. Хотя такая картина идает чувство удовлетворения, такое поведение, считает Э. Пиклер, представляетсякрайне опасным: у этих детей полностью отсутствует волевое поведение,инициатива, они лишь охотно репродуцируют и выполняют задания по инструкции. Этихдетей характеризует не только отсутствие волевых проявлении, но и безличноеотношение ко взрослому.
Самыеважные моменты взаимодействия между ребенком и взрослым осуществляются впроцессе ухода за ребенком. Это кормление, купание, одевание, прогулки и др.Особенность контактов взрослого и ребенка состоит в том, как взрослыйинформирует ребенка о своих действиях. При этом он терпеливо, не спеша можетждать проявления активности ребенка. Так, например, во время кормлениявоспитательница поднимает ложку с едой сначала до уровня глаз ребенка с тем,чтобы ребенок посмотрел на эту ложку. У ребенка рефлекторно открывается рот, ивоспитательница спокойно кормит ребенка. На этом примере ясно видно соблюдение«золотого правила воспитания»: ребенку необходимо сначала датьвозможность сориентироваться, а затем он сам начинает действовать. Это правилоотносится к любым, даже самым простым, действиям человека. К сожалению, считаетЭ. Пиклер, взрослые обычно сами решают, что должен знать ребенок, когда и какон должен действовать, и, помогая ребенку, обучают его, не предоставляя емувозможности активно ориентироваться в условиях собственного действия.
Какпоказали более поздние исследования Дж. Брунера, у ребенка уже в доречевойпериод формируется ряд способов общения. По данным Дж. Брунера, младенецпервоначально пользуется «требующим способом» коммуникации. Этоврожденные реакции дискомфорта крики с характером требования, в течение которыхотсутствуют паузы, предполагающие ответ. Вслед за ними возникает «просящийспособ» — в этом случае крики менее настоятельны, появляются паузыожидания ответа. Начиная с 5-6 месяцев, вокализации ребенка включаются в новуюструктуру — впервые появляется «обменивающий способ» общения. В этотпериод ребенок использует свои вокализации прежде всего для того, чтобыобратить внимание матери на объект и на свое намерение участвовать в общении.«Обменивающий» способ постепенно переходит в четвертый — «взаимодействующий». В совместной активности со взрослым соблюдаетсяразделение позиций говорящего и слушающего в структуре общения/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безточного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого пониманияпроцессов его естественного развития по биогенетическим законам трудновоссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ееоснове обучение и воспитание.
Люди,окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечиваютфизический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуютприобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлениюк условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителейи взрослых наминается с рождения и продолжается как минимум в течение полуторадесятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вестинезависимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному взрослому человекудля того, чтобы оставаться человеком и развиваться как человек, нужнапостоянная поддержка со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними.Без этого он быстро деградировал бы как личность.
Вместес тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых купотреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей— инстинктов,позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своемразвитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложныхдвижений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессесозревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и безспециального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующихвнутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах.При рождении у младенца имеются ощущения всех модальностей, элементарные формывосприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшеепознавательное и интеллектуальное развитие.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-воМГУ, 2003. –
2.Бордовская.,Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство “ Питер”,2007. ¾ 304
3. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическоепособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курслекций. — М.:
ЧеРо,2004.-336 с.
5. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб.пособие. — М.: Гардарики,2003. — 480 с.
6. Майерс Д. Психология / П е р. с англ. И.А. Карликов, В.А. Старовойтова;
Худ. обл. М.В. Драко. — Мн.: Попурри, 2005. — 848 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2005. — 592 с.: ил.(Серия
«Учебник нового века») — 3 46
8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед.учеб. заведений.
В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение:Владс,
2003 и поел, издания. — 576 с.
10. Петровский АВ., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология:Учебное
пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Академия,
2003. — 496 с.
11. Психологияи педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. идр.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М;Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.
12.Психология: Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.:Питер, 2003. — 651 с.: ил. (Серия « учебник нового века»).
13. Психология: Учебник. — М.: Проспект,2005. — 584 с.(Коллектив авторов)
13. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — 4-е изд. — СПб.: Питер,
2002;- 720 с. (Серия «Мастера психологии»)