–PAGE_BREAK–
Рисунок 1 – Кривая Лоренца
Примечания – Источник: [15, c.252]
Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент Джини (индекс). Этот коэффициент является наиболее часто используемым измерителем различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. Этот показатель переменяется в Республике Беларусь для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами). Социальная политика реализуется не только на макроуровне – уровне государства, но и на микроуровне, т.е. уровне фирм, корпораций. Можно также говорить о международном уровне, на котором реализуются межгосударственные социальные программы помощи отсталым странам или странам, временно оказавшимся в трудном положении.
Существуют социальный и рыночный подходы к целям политики доходов. Социальный подход исходит из того, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». Государство должно оказывать помощь малоимущим, лицам, потерявшим работу и т.д.
Рыночный подход основывается на том, что задачей государства является не гарантирование какого-либо уровня доходов, а создание условий для того, чтобы каждый человек мог повысить свои доходы за счет собственной экономической активности [7, с. 415].
Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй — на экономическую рациональность (поскольку гарантирование доходов снижает экономическую активность и это приводит к потерям для всего населения). Первый больше характерен для стран Западной Европы, второй — для США. Трудно отдать предпочтение какому-либо из названных подходов. Целесообразно их сочетать, гарантируя социальное спокойствие и устойчивый экономический рост.
Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод, что величина доходов и их распределение по группам населения определяют уровень и качество жизни населения.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
2.1 Социальная политика Германии
Одна из целей социальной политики Германии — смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов до настоящего времени на цели социального обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. [6, c. 42].
Эти расходы в основном представляются в виде социальной помощи нуждающимся. Действующая в Германии система социальной помощи сложилась на материальной базе, созданной «экономическим чудом» 50-70 годов. Бум процветания захлестнул тогда страну. Всего было вдоволь – рабочих мест, доходов, налоговых поступлений в бюджет, а потому возможностей для социальных пособий. Социальная помощь выплачивается управлением по социальному обеспечению («социаламт»). Сюда не входят безработные, проработавшие ранее полгода, поскольку пособия по безработице выплачивает ведомство «арбайтсамт» (управление по трудоустройству). Кроме того, социальная помощь не выдается бомжам (их в стране примерно 30 тыс. человек на 82 млн. человек населения). Не имея зарегистрированного местожительства, они не входят в сферу попечения территориальных собесов и могут рассчитывать лишь на частную и общественную благотворительность. [6, c.43].
Согласно федеральному закону, правом на социальную помощь обладают все нуждающиеся – не только трудоспособные или не успевшие выработать полугодовой страж, но и те, кто работает, но чей доход в пересчете на одного члена семьи меньше установленного прожиточного минимума. Любому, легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, «социаламт» обязан, так или иначе, помочь.
Структура социальной помощи такова. Прежде всего, это – ежемесячное пособие на «жизнеобеспечение». Оно должно покрывать расходы на питание, предметы гигиены, быта и личного обихода (естественно, самые дешевые). Больным, престарелым, беременным положены доплаты к пособию. Далее, каждый «социальщик» получает медицинскую страховку, которая дает право на бесплатное медобслуживание и бесплатные (за немногим исключением) лекарства. Дополняет ее страховка на случай потребности в постоянном уходе. Наконец. И это наиболее весомая статья, собес оплачивает «социальщику» съемное жилье и отопление. За электроэнергию и телефон, однако, нужно платить самому. Впрочем, абонентская плата за телефон – льготная, а от платы за радио и телевизор бедняки освобождены. Итого на содержание бездетной супружеской пары немецкое государство расходует свыше 1100 евро в месяц (вынимая их, понятно, из карманов работающих налогоплательщиков). [6, c. 44].
Независимо от того, относится ли семья к бедным и состоит ли на учете в «социаламте», на каждого ребенка в возрасте до двух лет (в некоторых землях до трех лет) мать получает по 300 евро в месяц. Плюс так называемые «детские деньги» — еще по 154 евро на каждого из первых трех детей и по 179 евро на четвертого и последующего. Эти деньги платят до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает (имеется в виду, что он получает сначала среднее, а затем и высшее образование). [6, c. 44].
Кроме ежемесячного пособия, каждому клиенту «социаламта» дважды в год выдают деньги на покупку одежды, зимней и летней, — от 340 до 420 евро в зависимости от пола и возраста. При первом вселении в квартиру предоставляется помощь на приобретение мебели, электроприборов, постельного белья, занавесей и т.д. Понятно, имеется в виду мебель и электроприборы (плита, холодильник, стиральная машина, пылесос, телевизор) подержанные, которые можно приобрести в магазинах «сэконд хенд» благотворительных организаций. Предусмотрена законом и помощь в тяжких жизненных ситуациях – при сопровождении больных, похоронах и пр. [6, c. 45].
Забота о детях дифференцирована по возрастам. Для малышей оплачиваются книжки с картинками, скромный набор игрушек, трехколесный велосипед. При зачислении ребенка в школу выделяются средства на покупку ранца, тетрадей и ручек. Каждый год бесплатно выдаются необходимые учебники. Оплачивается и спортивная форма – тоже недорогая или подержанная. Когда класс отправляется в летний лагерь или на экскурсию, за детей из обеспеченных семей платят родители, а за детей «социальщиков» — тот же собес. Многодетные – с тремя и более детьми – семьи имеют право на ежегодную бесплатную путевку для всех в санаторий или дома отдыха. [6, c. 46].
Социальной помощью пользуются не только граждане ФРГ, но и законно пребывающие в стране иностранцы. Иммигранты находятся подчас даже в привилегированном положении. Так, лицам, получившим политическое убежище, а также немцам-переселенцам и еврейским эмигрантам из бывшего СССР помощь предоставляется сразу и безоговорочно – лишь по мотивированной просьбе и при невозможности найти иное решение.
Система социальных гарантий в Германии при всех ее достоинствах имеет существенный недостаток — она слишкомдорога, и ее финансирование создает большие трудности даже для одной из сильнейших экономик мира. Кроме того, она воздействует на рост безработицы двояким образом: во-первых, крайне удорожает труд из-за необходимости платежей в социальные фонды, во-вторых, способствует тому, что незанятость становится для многих людей более привлекательной, чем работа. Пример Германии свидетельствует, что социальная помощь повышает долговременную безработицу — из 2,7 млн. человек, получающих ее сегодня, по меньшей мере 1 млн. в состоянии выйти на рынок труда. Защита от необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютно необходимым правом работника, которое должно быть гарантировано государством. Однако при высокой и устойчивой безработице «барьеры выхода», выгодные для имеющих работу, превращаются в «барьеры входа» для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм. [6, c. 46].
Однако в настоящее время экономика растет всего на 1,5-2,5% в год, а то и вовсе топчется на месте. Безработица упорно держится на уровне 9-10% рабочей силы. Между тем более 3% населения продолжают получать ежемесячное пособие «на обеспечение жизни» и прочие социальные выплаты. Годовой прирост «социальщиков» — около 7%. Расходы на социальные пособия растут. И чтобы покрывать гигантские платы, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, — они поглощают уже до 40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду – после всех положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получает в месяц почти столько же, сколько неработающий «социальщик». Кроме того, получатели социальной помощи нередко подрабатывают, но нелегально. Особенно часто – женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Если нелегалов удается выявить, их штрафуют и на время лишают социальной помощи. Но происходит такое нечасто. Для нанимателей нелегальные работники выгоднее – им платят меньше, чем оформленным, и не вносят за них налоги, страховку. Но и «социальщику» выгоднее работать нелегально – он сохраняет при этом пособие, а в итоге повышает свой жизненный уровень. Проигрывает государство, которое теряет от такой практики более 100 млрд.евро в год. А значит, скудеет и источник выплат. [6, c. 47].
2.2 Социальная политика Швеции
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире. Можно охарактеризовать эту часть шведской модели как социализацию основных потребностей, таких, как образование и здравоохранение. Таким образом, достаточность средств в государственном бюджете дает возможность направлять колоссальные суммы на поддержку населения: на пособия по безработице, пособия для детей (в Швеции они считаются одними из самых высоких на территории Европы), на здравоохранение и образование (поскольку несложная медицинская помощь, дошкольное образование и обучение в средней школе являются бесплатными). [2, c. 134].
Поскольку одним из основных принципов социальной политики Швеции является снижение безработицы и содействие занятости, правительство поддерживает частный бизнес, который создает дополнительные рабочие места. В этом случае предусматриваются определенные денежные субсидии для предпринимателей, а также льготы по налогообложению.
В соответствии с программой дополнительных служебных пенсий, введенной еще в 1960 году, был создан Всеобщий пенсионный фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частных сбережений. Предприниматели должны делать взносы в этот фонд за своих работников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году выросли до 12,25%. К 2003 году эта доля снизилась до 9,7%. [2, c. 135].
Поскольку взносы и доходы по процентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированы огромные резервы, составившие в 2003 году 310 млрд. крон. Поэтому всеобщий пенсионный фонд оказывает решающее воздействие на рынок капиталов и держит около 1/3 общей суммы шведских облигаций. 52% средств фонда размещено в жилищное строительство, 29% — в ценные бумаги центрального правительства и 15% в частные облигации. [2, c. 135].
Однако с 1981 года после продолжительного роста чистых доходов (после вычета налогов) реальные чистые доходы домашних хозяйств начали постепенно сокращаться. Реальные доходы трудящихся начали отставать по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). Если в 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП, то к 1989 г. эта доля упала примерно до 50%, к 2003 году упала еще примерно на 11%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам. [2, c. 135].
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры. [5, c. 48].
Таким образом, уже к 2000 году шведская модель оказалась под угрозой. Сейчас шведское правительство заинтересовано оставить специфические черты шведской модели, но используемые методы повышения налогового бремени для трудящихся создают огромные трудности, поскольку поддержка социальных расходов на достаточно высоком уровне требует дополнительных доходов бюджета, а это вызывает недовольство у рабочего населения. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели — полной занятости и равенства, видимо, потребует новых методов, которые в настоящее время должны соответствовать изменившимся условиям рынка. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели — низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель придется изменить по принципу других развивающихся стран, а именно ввести оплату за базовое обучение, за медицинскую помощь всех видов, снизить всеразличные пособия, и отпустить экономику (а значит и социальную политику) по принципу прочих развитых стран мира.
2.3 Социальная политика Великобритании
Социальная политика, предпринятая Т.Блэром, вывела страну на новый рубеж социального развития. Это отразилось на росте потребительских расходов на 3,5%, увеличились затраты населения на товары длительного пользования и продукцию отраслей высоких технологий. Общее число пользователей мобильных телефонов в Великобритании составляет ѕ населения страны. В основе роста потребительских расходов – расширение занятости и рост реальных доходов населения. С 1995 года создано новых рабочих мест порядка 2 млн. Весьма велика женская занятость. Реальная заработная плата за 2000 год выросла на 5%, а реальный доход населения – на 4,5%. В 2003 году эти данные составляют еще 3% и 2,2% соответственно. Безработица при этом сокращается. К началу нового тысячелетия она составила примерно 5,3% экономически активного населения, а вакансий было приблизительно около 1 млн. Половина британских компаний испытывала нехватку квалифицированных кадров. Однако в 2003 году уровень безработицы снизился и составил примерно 4,4%. Особенно острой эта проблема стала в строительстве, машиностроении, на транспорте и связи, а также в сфере информационных технологий. Такая ситуация сложилась из-за того, что рост реальной заработной платы на частных предприятиях значительно опережал рост на государственных, что повлекло резкий отток рабочей силы из государственного сектора экономики. Правительств вынуждено пойти на ослабление миграционных требований в целях привлечь новую рабочую силу.[18, c.99].
Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 2003 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии — 84,8%, в Германии — 73%, в Японии — 48,5%). [18, c.100].
Определяя структуру расходов бюджета, правительство лейбористов особое внимание уделяет вложениям в «человеческий капитал», полагая, что они являются важнейшим инструментом повышения эффективности экономики и конкурентоспособности. В настоящее время в Великобритании остаются бесплатными медицинская помощь государственных медучреждений и бесплатное образование базового уровня. В ближайшие годы свыше половины расходов бюджета предполагается направить опять-таки на здравоохранение и образование. Создается система, при которой пациенты государственных лечебных учреждений получают право пользоваться бесплатно услугами частных клиник и больниц. Увеличены расходы на строительство школьных зданий, повышены заработки учителям. В рамках осуществляемого правительством нового курса крупные средства направляются на профессиональную подготовку, особенно молодежи, и переобучение кадров.
Кроме того, действует система социальной помощи нуждающимся, в категорию которых входят одинокие пенсионеры, инвалиды, безработные, дети.
Однако, действующая политика опять же имеет свои проблемы из-за высокого уровня налогообложения населения и всевозможных выплат государству. Так, например, правительство предусмотрело, что при покупке жилья стоимостью ниже 250 тыс. фунтов стерлингов, покупающая сторона обязана выплатить государству 1% стоимости жилья в качестве налога. Это очень затруднено для молодых семей, которые не могут себе позволить такие суммы выплатить в качестве налога. В отношениях собственности поддерживается принцип: богатые все больше богатеют, а бедные все больше беднеют. До настоящего времени эта проблема не решена.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ЕЁ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.
3.1 Методы, инструменты, перспективы социальной политики в Республике Беларусь.
В настоящее время в Республике Беларусь создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Особое внимание уделяется системе социальной поддержке населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии.
В настоящее время выполнены все программы социально-экономического развития на 2001-2005 годы (таб. 1) [13, c. 1].
Таблица 1
Выполнение заданий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в процентах.
Программные показатели
Выполнение
2005 год
К 1990 году
К 1995 году
Валовой внутренний продукт
Продукц3ия промышленности
Продукция сельского хозяйства
Инвестиции в основной капитал
Производство потребительских товаров
В том числе:
Продовольственных
Непродовольственных
Реальные денежные доходы населения
Реальная заработная плата
135-140
128-132
122-128
160-170
142-147
139-144
146-152
158-163
180-185
143,1
151,8
125,7
184
150,4
151,1
150,4
176,7
207,0
127
153
90
95
166
117
198
175
195
1,9 раза
2,5 раза
1,2 раза
2,5 раза
2,8 раза
2,3 раза
3,4 раза
3,4 раза
3,5 раза
К концу 2005 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства составила 261 долл. США в эквиваленте (был предусмотрен рост до уровня 250 долл. США.). [4, c. 62].
В области занятости сформировалась рациональная структура в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышена эффективность трудовых ресурсов.
Социальная защита направлена на повышение жизненного уровня населения, и прежде всего, пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей.
Проводится пенсионная реформа, уровень пенсий уже достигает 48% от среднего заработка.
В целях стабилизации рождаемости и поддержки семей совершенствовалась система государственных пособий семьям, воспитывающих детей, уровень пособий поступательно увеличивается в зависимости от среднедушевого потребительского бюджета, предусматривается льготное кредитование для строительства жилья.
Размер стипендий студентов составляет 25-30 процентов от средней заработной платы по стране. [4, c. 63].
Развивается социально-культурный комплекс республики, который предусматривает формирование духовно богатого и физически здорового человека.
В области здравоохранения предусмотрена доступность широким слоям населения медицинской помощи и улучшения качества оказываемых медицинских услуг.
Образование имеет цели повышения удовлетворения потребностей граждан в образовании: бесплатное базовое образование, доступность к среденспециальному. Среднетехническому и высшему образованию, возможность платного обучения.
Развивается система туризма, который направлен на развитие высокоэффективного комплекса рыночного типа, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных граждан. Строятся и приводятся в порядок гостиничные комплексы, обновляются здания архитектуры и старины, обновляются дороги, значительно в лучшую сторону изменился внешний вид городов и поселков.
В Республике Беларусь действует система социальных нормативов. Основными элементами системы социальных норм и нормативов в Республике Беларусь являются: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, базовая величина, тарифная ставка первого разряда и коэффициенты, учитывающие эффект совместного проживания.
Норматив бюджета прожиточного минимума (БПМ) введен в Беларуси в законе «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». Этот показатель рассчитывается ежеквартально для шести социально-демографических групп. [3, c. 71].
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) разрабатывается и применяется в соответствии с законом «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета». В МПБ предусмотрены расходы на питание, одежду, жилищно-коммунальные и бытовые услуги и т.д., а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается раз в квартал в ценах последнего месяца для восемнадцати различных социально-демографических групп населения, но далее в практике регулирования используетсязначение МПБ на одного члена семьи из четырех человек. [3, c. 72].
Минимальная заработная плата (МЗП) (месячная и часовая) в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» и законом «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» применяется исключительно в сфере трудовых отношений, является государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Базовая величина пересматривается по мере изменения тарифной ставки первого разряда.[3, c. 73].
Тарифная ставка первого разряда, устанавливаемая на общегосударственном уровне, применяется для регулирования оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. Ее установление производится с использованием ресурсного подхода, что является несомненным недостатком. В 2005 г. обеспечение физиологического существования на уровне и выше БПМ за счет тарифной оплаты возможно только для работников бюджетной сферы, тарифицируемых только четырнадцатым и более высокими разрядами.[3, c. 74].
Помимо указанных основных нормативов в Республике Беларусь существуют и другие социальные нормативы.
Таким образом, социальные нормы и нормативы являются критериями, индикаторами и регуляторами уровня жизни. На их основе определяются слой объектов социальной политики,масштабы государственного вмешательства иэффективность проведенных регулирующих мероприятий.
Основополагающие принципы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию [12, c. 5]:
— человек — цель прогресса, а уровень человеческого развития — мера зрелости общества и государства;
— повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
— приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
— улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
— переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
— усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
— рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
— развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
— экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
— ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
— повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Переход к устойчивому развитию включает два этапа социально-экономического развития. Основной целью этапа первого этапа (до 2010 г.) является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основеразвития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. Целью этапа второго этап (2011-2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения, акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. [12, c. 7].
В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. [12, c. 8].
Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия. [12, c. 8].
Пенсионное обеспечение — важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономикизатрудняют возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения в должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Основная его цель — повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы, также проходящей в два этапа: на этапе до 2010 г. предусматривается регулирование законодательной и организационной базы, развитие государственного пенсионного страхования, на этапе 2011 -2020 гг. — обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. [12, c. 9].
Важной составляющей повышения уровня икачества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование: Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи. Предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. [12, c. 10].
В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощии неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому. продолжение
–PAGE_BREAK–
3.2 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
В Республике Беларусь избран курс на существенное повышение уровня и качества жизни населения. Политика взвешенного и осторожного подхода к социально-экономическим преобразованиям, проводимая в стране, полностью себя оправдала. Вместе с тем современное состояние решения проблем в области повышения уровня жизни населения показывает, над чем работать в предстоящем пятилетии, что и нашло отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг.
В предстоящем пятилетии в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., одобренной Третьим Всебелорусском народным собранием и утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, предусмотрено дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями его достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, симулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения [9, с. 130].
Целевыми ориентирами политики доходов населения в предстоящем пятилетии, обеспечивающими достижение главной цели, являются:
• рост реальных денежных доходов населения на 149-156%;
• повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников на 152—158%;
• поэтапное повышение уровня минимальной заработной плачи до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий — до величины бюджета прожиточного минимума;
• предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);
• социальная поддержка малообеспеченных категорий населения дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;
• совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);
• обеспечение в 2006-2010 гг. сокращения уровня малоообеспеченности в 2 раза;
• дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.
В предстоящем пятилетии предполагается обеспечить сбалансированный рост доходов и заработной платы па основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 г. должна составить около 500 долларов [9, с. 132].
Возможность реализации мер по повышению уровня и качества жизни населения, и том числе денежных доходов, заработной платы, пенсий, социальных гарантий и других социальных выплат, по снижению уровня малообеспечености в Республике Беларусь будет определяться эффективностью производства и ростом источников самообеспечения — труда и предпринимательства. Этому должны способствовать все экономические, финансовые и прочие механизмы государственного регулирования.
Социальной политике, включая политику доходов и оплаты труда, в стране придается первостепенное значение, она постоянно совершенствуется. По сути, осуществляется переход на новую модель социальной политики, более эффективную, более адресную и отвечающую принципам справедливости.
Много внимания уделяется выполнению прогнозных показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь. Проводимая государством экономическая политика позволила сохранить на протяжении последних лет положительную динамику основных микроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, заработной платы, пенсий и других доходов, сохранить социальную стабильность общества. Под самым пристальным контролем находится выполнение прогнозных параметров по росту заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав социальную политику в Республике Беларусь в данной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Социальная политика государства — механизм долговременного действия, регулирующий оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги в социальной сфере и реализуемый через финансовые социальные обязательства государства и работодателя.
2. Отсутствие социальной политики в стране ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.
3. Последующие годы после распада Советского были самыми сложными для Республики Беларусь. Но благодаря эффективной политике государства, произошло повышение качества и уровня жизни населения нашей страны, устойчивого экономического роста.
4. Социальная политика в Беларуси в 1996—2005 гг. была в первую очередь направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения: повышение денежных доходов населении и заработной платы, пенсионного обеспечения; обеспечение рациональной занятости; снижение уровня малообеспеченности и др.
5. В настоящее время главная цель социальной политики при переходе РБ к рыночной экономике – создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресной социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
6. Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях:
· разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учётом потребностей структурной перестройки экономики;
· формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и самозанятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса
· обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки;
· внедрение гибких нестандартных форм занятости;
· переход к реальному страхованию по безработице;
· совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.[9, с. 135]
7. Социальная политика в Германии представляет собой систему «всеобщего благоденствия», поскольку построена по принципу социальных доплат и пособий всех нуждающихся, которые таковыми на самом деле зачастую не являются, в Швеции построена по принципу всеобщего равенства и справедливости, в Великобритании зависит от политического состояния страны в целом и от круга правящей партии, социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики.
8. Целевыми ориентирами политики доходов населения в предстоящем пятилетии, обеспечивающими достижение главной цели, являются:
· рост реальных денежных доходов населения на 149-156%;
· повышение уровня реальной заработной платы работников на 152—158%;
· предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);
· совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);
· обеспечение в 2006-2010 гг. сокращения уровня малоообеспеченности в 2 раза;
· дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Н.П. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.П.- Мн. Академия управления при Президенте РБ, 2002. – с.775.
2. Волков А. Швеция на пути к выздоровлению. // «Мировая экономика и международные отношения», 1997, №6, с.132 – 135.
3. Ерофеева О.Н. Социальные нормативы: разработка и использование (опыт Республики Беларусь) // «Вестник БГЭУ», 2005, №5, с. 70 – 77.
4. Колос Е.П. Модель социального развития: белорусский вариант. // «Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь», 2004, №9, с. 61 – 67.
5. Ламеко П. Шведская модель экономической реформы // «Белорусский банковский бюллетень», 2001, №2, с. 46 – 52.
6. Мадиевский С. Социальная помощь в Германии. //«Мировая экономика и международные отношения», 2000, №10, с. 42 – 44.
7. Макроэкономика: уч. пособие./А.В.Бондарь, В.А.Терлиженко. — Мн. БГЕУ 2007г. – с. 415.
8. Макроэкономика. Уч. пособие под редакцией И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. Мн.2006г. – с.343.
9. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобачевский, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого- М.: Новое знание, 2002. – с.462.
10. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учебно-методическое пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – с.464.
11. Национальная экономика Беларуси. Учебник. Мн. БГЭУ. 2006г. под ред. Доктора экономич. наук, профессора В.Н. Шимова. – с.658.
12. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. // «Белорусский экономический журнал», 2004, №3, с. 4 – 18.
13. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. // «Рэспублiка», 24 лютага 2006.
14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере РБ. январь-июль 2007г. Национальный банк РБ. Аналитическое обозрение. – с.95.
15. Полоник С.К., Боровик Л.Н. Социальное развитие – приоритет деятельности государства//Штомесячны навукова-тэарэтычны і грамадска-публіцыстычны часопіс «Беларуская думка». №5 2007г.Мн. – с.192.
16. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кондаурова.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кондауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива., 2001. – с.380.
17. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое уч. пособие. – Ростов Н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. – с.544.
18. Хесин Е. Великобритания: седьмой год подъема. //«Мировая экономика и международные отношения», 2000, №8.
19. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. №4 2007г. – с.93.
2. Энциклопедический справочник. Современная Беларусь. Мн.: «Белорусская наука».2006г. – с.774.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 2.1 — Динамика доходов населения за 1990-2004 гг.
Показатель
1990г.
1995г.
2000г.
2004г.
Денежные доходы населения, млрд р.
24
63077
5577**
29573
Реальные денежные доходы населения:
1990г. – 100%
1995г. – 100%
Предыдущий год – 100%
100
–
112,4
51,3
100
66,4
99,2
193,2
114,1
150,8
293,6
109,7
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике, р.
269
755129
58916**
350164
Индекс реальной начисленной среднемесячной заработной платы работников:
1990г. – 100%
1995г. – 100% –Предыдущий год — 100%
100
–
114
56
100
95
95
170
112
162
293
117
Вклады населения в банках (на конец года), млрд р.
17
5087
411
3886
** С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз).
Примечание– Источник: [11, с.657, таблица 6.8]
Таблица 2.2 — Структура денежных доходов населения, % к итогу.
Показатель
1990г.
1995г.
2000г.
2004г.
Денежные доходы населения – всего
В том числе:
Оплата труда
Социальные трансферты
Доходы от собственности
100,0
73,1
16,2
2,4
100,0
63,8
22,9
3,5
100,0
55,9
19,3
2,0
100,0
55,7
20,9
1,6
Примечание– Источник: [11, с.658, таблица 6.9]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2.3 — Основные показатели уровня жизни населения Республики Беларусь
Показатель
2002
2003
2004
2005
Валовой внутренний продукт в % к предыдущему периоду
105,0
107,0
111,1
109,0
На душу населения, тыс. руб.
2634
3703
5088
6514
Индекс потребительских цен, (декабрь к декабрю предыдущего года), в %
134,8
125,4
114,4
108,0
Денежные доходы на душу населения, тыс. руб.
1722
2309
3009
3868
Реальные доходы населения:
в % к 1990г.
132,3
137,5
151,0
175,3
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.
189,2
250,7
347,5
469,4
Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в % к предыдущему году
108
103
117
121
Минимальная заработная плата (в среднем за год), тыс. руб.
16,8
44,0
92,7
128,9
Средний размер назначенной месячной пенсии, тыс. руб.
89,6
113,9
172,6
211,0
Реальный размер назначенной месячной пенсии, в % к предыдущему периоду
102,3
101,4
132,4
113,2
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб.
129,3
168,3
201,5
229,3
Доля населения, с доходами ниже величины минимального потребительского бюджета %
71,1
67,6
57,5
42,6
Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц, тыс. руб.)
79,0
105,3
125,7
145,7
Доля населения, с доходами ниже величины прожиточного минимума, %
30,5
27,1
17,8
12,7
Среднемесячной начисленной заработной платы
2,4
2,4
2,8
3,2
Среднего размера назначенной месячной пенсии
1,20
1,14
1,33
1,45
Примечание– Источник: [20, с. 511, таблица 1]
продолжение
–PAGE_BREAK–