УниверситетРоссийской Академии образования
Нижегородскийфилиал
Факультетэкономики и бизнеса
Кафедрабухгалтерского учета, анализа и аудита
ГОСУДАРСТВЕННЫЙИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ
Выполнила студентка
3 курса группы Б-56
Высоцкая Ю. Н.
Научный руководитель
Мингалева Е.В.
НижнийНовгород,
2008год.
Содержание
Понятие государственногокредита
Виды государственныхбумаг.
Понятие государственногои муниципального долга, его формы.
Политика погашениягосударственного долга
Управлениегосударственным долгом
Список литературы
Приложения
/>/>/>/>/>/>/>Понятиегосударственного кредита
В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “Огосударственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому законугосударственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательстваПравительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическимилицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственныйвнутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
Как уже отмечалось, считается, что государственные займы менее опасны,чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному ихразмещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовыхинститутов.
Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуясвободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставкупроцента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частномсекторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов.В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, которыйзначительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируютвнутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами.Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги — это завтрашние налоги.Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностьюпроценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах,правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают ещебольшие новые (практика рефинансирования государственного долга).
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматриваетсякак антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способне устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку дляэтого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и дляроссийской, тем более если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФвозможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
Сложная система финансов включает в себя наряду с другимиэлементами и кредит, который в воспроизводственном процессе обеспечиваетсубъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц)заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности,возвратности и целевого использования.
Кредитные ресурсы формируются главным образом путем консолидациивременно свободных фондов денежных средств амортизационных отчислений,сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных ивнебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежныесредства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но игосударство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы:
• государственный кредит;
• банковский кредит.
Существуют принципиальные отличия между двумя этими формамикредитования[1].
Госкредит представляет экономические отношения по перераспределениюстоимости ВВП и определенной части национального богатства. Действительно, припервичном распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободныесредства предприятий и населения. Однако предприятия и население имеютвозможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту частьресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмезднойоснове.
Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительныересурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Этаформа кредита хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляетгосударству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетнуюсистему.
Помимо мобилизации ресурсов на общегосударственные нужды госкредитпредусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета навозвратной основе в виде:
1) бюджетных ссуд;
2) товарного кредита;
3) льготных кредитов;
4) инвестиционного налогового кредита;
5) в других формах.
В этих отношениях РФ, субъект РФ или муниципальное образованиемогут являться не только заемщиками, но и кредиторами.
Такое перераспределение национального дохода также является составляющимэлементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средствбюджетов разных уровней.
Основными задачами государственного и муниципального кредитованияявляются:
• мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов ииспользование их для решения поставленных им задач;
• консолидация временно свободных средств юридических и
физических лиц;
• обеспечение финансирования бюджетного дефицита;
• проведение региональной финансово-кредитной политики повыравниванию социально-экономического уровня регионов;
• решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономическихзадач;
• поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.
Госкредит выполняет три основные функции — распределительную,регулирующую и контрольную.
В рамках распределительной функции происходит перераспределениересурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и дляосуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсыперераспределяются между:
• различными уровнями бюджетной системы (федеральным ирегиональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальныхобразований);
• международными финансово-кредитными организациями и федеральнымбюджетом;
• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным ирегиональными бюджетами;
• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическимилицами-резидентами и др.
Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условияхсрочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использованиясредства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативностиприменения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективностьиспользования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, посравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.
Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективноеиспользование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансированиебюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризациюэкономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечиваетцелевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством.Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном,региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формыконтроля:
• мониторинг движения денежных средств через органы федеральногоказначейства или уполномоченные банки;
• проверка соблюдения условий кредитных соглашений;
• контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;
• проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектамиРФ и органами местного самоуправления и пр.
Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развитиястраны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями ипроводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютнойполитикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носятантиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.
В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьманеблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики егоиспользования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этомслучае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимостигосударства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).
Госкредит способствует правильной организации сбережений, являетсяисточником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаги вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов ирасходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета,является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведенияэффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.
Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическомсмысле, – покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссияденежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнеедля балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временносокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов,регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самымоптимизируется масса денег в обращении.
Государственный кредит приобретает различные формы. Многообразиеформ займов требует их детальной классификации, исходя из различных критериев[2]./>/>/>/>Видыгосударственных бумаг
Приведем общую характеристику основных видов государственныхценных бумаг, обращавшихся на отечественном фондовом рынке в последние годы иобращающихся ныне.
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
Главная цель эмиссии этих ценных бумаг — финансирование дефицитагосударственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО выступаетМинфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпускаопределяется Минфином исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций,установленного Правительством РФ на соответствующий год. По срокам обращенияоблигации являются краткосрочными. Их владельцами могут быть российские ииностранные организации и физические лица. Владелец ГКО имеет право наполучение номинальной стоимости при их погашении. Минфин определяет условияэмиссии и обращения ГКО и принимает решение об эмиссии отдельного выпуска. ГКОодного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является ЦБ РФ.Сделки с облигациями заключаются и исполняются в порядке, установленном ЦБ РФпо согласованию с Минфином, через организации, уполномоченные им наосуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с ГКО(уполномоченные организации).
Денежные расчеты по сделкам с ГКО осуществляются через ЦБ РФ и еготерриториальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличной ибезналичной форме.
Облигации выпускаются в документарной форме с обязательнымцентрализованным хранением в депозитариях. Документом, удостоверяющим права,закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат.
Учет отдельных ГКО каждого выпуска осуществляется в виде записейпо счетам депо депозитариями и уполномоченными организациями. Запись по счетудепо удостоверяет право собственности на облигации и является основанием дляосуществления прав по ним. Владельцы облигаций не могут требовать выдачи их наруки.
Право собственности на ГКО возникает с момента осуществленияприходной записи по счету депо.
Казначейские обязательства (КО). Эти бумаги появились в связи сростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства иформ собственности. Ситуация усугублялась тем, что существовал мультипликативныйэффект: каждый рубль государственного долга стимулировал 2–3 руб. долгов самихпредприятий. Чтобы решить эту проблему не прибегая к инфляционным методам,Правительство РФ переоформило 10% задолженности в КО.
КО выпускались сроком на один год в безбумажной форме — в видезаписей на счетах депо в уполномоченных депозитариях. Время с момента выпускадо начала погашения варьировалось от 50 до 360 дней в зависимости от серии. Повсем сериям КО существовал равный доход — 40% годовых. Владельцы КО вправе былипроизводить с ними следующие операции:
• погашать кредиторскую задолженность;
• оплачивать без ограничений товары и услуги;
• продавать их юридическим и физическим лицам-резидентам;
• совершать залоговые операции;
• обменивать на казначейские налоговые освобождения;
• погашать с получением процентов.
Чтобы выполнять эти операции, КО должны пройти определенное длякаждой серии количество индоссаментов (3—5).
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). После банкротстваВнешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах «заморозились» средства юридических ифизических лиц. Задолженность банка перед юридическими лицами покрываетсяоблигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15лет. Выпущен заем был в мае 1993 г. общим объемом 7,9 млрд долл. Номиналоблигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями.Форма облигаций ‑ документарные бумаги на предъявителя. Эмитентоблигаций — Минфин РФ. Облигации содержат купоны для ежегодных выплатпроцентов. Купонная ставка — 3% годовых — выплачивается 14 мая каждого года.
При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было отданокоммерческим банкам, совместным предприятиям и благотворительным фондам: имбыли выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится какв РФ, так и за рубежом.
Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ-ПК)являются именными среднесрочными бумагами и предоставляют их собственникамправо на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и наполучение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.
Эмитентом выступает Минфин РФ, устанавливающий для каждогоотдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода,определяемого на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения,сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальныхсобственников.
Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждогопериода его выплаты и объявляется по первому купону непозднее чем за семь днейдо даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, — непозднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Всеоперации с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются черезучреждения ЦБ РФ. Размещение ОФЗ_ПК, как ГКО, производится на аукционе черезуполномоченных дилеров, а вторичные торги идут на ММВБ.
Государственный сберегательный заем (ГСЗ) был выпущен в обращениев августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн. руб., которые государство намеревалосьполучить до 1998 г., выпустив его облигации десятью сериями по 1 трлн. руб.каждая (владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имелиправо обменять их на облигации нового займа). ГСЗ выпускались в документарнойформе, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который дляпервого их выпуска составлял 102,7% годовых. Облигации займа были свободны в обращении,их владельцами могли быть как юридические, так и физические лица (резиденты инерезиденты). Номиналы облигаций — 100 и 500 тыс. руб.
«Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависела от дня покупки и определяласькак сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонногодохода. Под действием различных факторов рыночная цена отличалась от расчетной.
На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления,хранения и рассылки облигаций государственных займов.
/>/>Набанковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. ПричемЦентральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценныхбумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционныхденежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФприравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операциипо размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в видепроцентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимаетсяобслуживанием государственного внутреннего долга России./>/>/>/>Понятие государственного и муниципальногодолга,/>/> его формы.
Поскольку в основе государственных заимствований лежат принципывозвратности, срочности и возмездности, функционирование государственногокредита представляется экономической основой возникновения государственногодолга. Госдолгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими июридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями ииными субъектами международного права, включая обязательства по государственнымгарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимсяв федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходовфедерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживаниягосдолга РФ.
Госдолг существует в двух видах: капитальный и текущий. Под капитальнымдолгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательствгосударства (включая начисленные проценты), а под текущим госдолгом — расходыпо выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и попогашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.
Многочисленность долговых обязательств РФ обусловливает необходимостьих классификации. По форме долговые обязательства делятся на:
• кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ какзаемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями;
• государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумагот имени РФ;
• договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетныхкредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;
• соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные отимени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлыхлет.
По срокам долговые обязательства РФ могут быть:
1) краткосрочными (до одного года);
2) среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);
3) долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа,в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, недопускается.
Различают также внутренний и внешний долги РФ. Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
Внутренний долг РФ складывается из:
• основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;
• объема основного долга по кредитам, полученным РФ;
• объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам,полученным РФ от бюджетов других уровней;
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.
Внешний долг РФ складывается из:
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ;
• объема основного долга по полученным РФ кредитам правительствиностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.
Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговыхобязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всемнаходящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъектаРФ.
Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:
• кредитных соглашений и договоров;
• государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпускаценных бумаг субъекта РФ;
• договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд ибюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенныхот имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательствсубъектов РФ прошлых лет.
Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, апотому они неправомерны.
Госдолг субъектов РФ складывается из:
• основной номинальной суммы долга по ценным бумагам
субъектов РФ;
• объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
• объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным
кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципальногообразования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальнымимуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существоватьв форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценныхбумаг;
3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованиембюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;
4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Иные формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, апотому они неправомерны.
Муниципальный долг складывается из:
• основной номинальной суммы долга по муниципальным ценнымбумагам;
• объема основного долга по кредитам, полученным муниципальнымобразованием;
• объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам,полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальнымобразованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия поформированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств иобслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которыеопределяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
/>/>/>/>/>/>/>Политикапогашения государственного долга
Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента“О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, гдепредусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицамосуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов безограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам — резидентам бывшего Союза ССР использовать: средства республиканского бюджетаРФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельнымирешениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами;средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнегодолга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР передроссийскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, былопоручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанкомпереоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций виностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент — Минфин РФ; валюта облигационногозайма — доллары США; процентная ставка — 3 процента годовых; срок погашенияоблигаций — от 1 до 15 лет.
Государство полностью берет на себя ответственность по погашениювнутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственноотносится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры повосстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процентакций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долгапостоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены./>/>/>/>/>/>/> Управление государственным долгом
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговыхобязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называетсяуправлением государственным долгом.
Согласно Ст.101 БК РФ «Управление государственным и муниципальнымдолгом»:
1. Управление государственным долгом Российской Федерацииосуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерацииосуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченныморганом местного самоуправления.
Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствамРФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, РФ не несет ответственностипо долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, еслиуказанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФи муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга,если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговымобязательствам РФ.
Государственные и муниципальные заимствования имеют разную«специализацию», а также различаются по органам, имеющим право их осуществлять[3].
В процессе исполнения бюджета нередко возникает потребность реструктурироватьдолг. Реструктуризация долга — это прекращение долговых обязательств,составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанныхобязательств иными обязательствами, предусматривающими другие условияобслуживания и погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичнымсписанием (сокращением) суммы основного долга.
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включаетсяв объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, еслиуказанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.Реструктурирование основывается на соответствующем соглашении.
Важной составляющей управления государственным долгом являетсяустановление его предельного объема и предельного объема государственныхзаимствований РФ. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнегодолга, пределы внешних заимствований РФ на очередной год утверждаются законом офедеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Установлено, что предельный объем государственных внешнихзаимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию ипогашению государственного внешнего долга РФ.
Бюджетный кодекс предусматривает случаи, когда Правительство РФвправе осуществлять заимствования свыше установленного предельного их объема:
· повнешним заимствованиям — если при этом Правительство РФ осуществляет такуюреструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижениюрасходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственноговнешнего долга;
· повнутренним (внешним) заимствованиям вместо внешних заимствований — если этоснижает расходы на обслуживание долга в рамках установленного объемагосударственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризациине предусмотрен.
Например, верхний предельный размер государственных внешнихзаимствований РФ в форме несвязанных финансовых кредитов на 2003 г. установленв сумме 1,29 млрд. долл. США.
Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования спревышением предельного размера государственных внешних заимствований с цельюреструктуризации государственного внешнего долга РФ и снижения совокупныхзатрат по его обслуживанию и погашению. Правительство РФ вправе определятьобъемы, формы, срок, методы и стоимостные условия государственных внешнихзаимствований.
К примеру, по состоянию на 1 января 2004 г.:
• верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 123,7млрд. долл. (или 103,1 млрд. евро) без учета неурегулированной задолженности РФв клиринговых и замкнутых валютах, включая гарантии, выданные третьим лицам напривлечение внешних заимствований, и задолженности по кредитам, предоставленнымВнешэкономбанком Минфину РФ в 1998–1999 гг. за счет средств ЦБ РФ в инвалютедля расчетов по государственному внешнему долгу РФ;
• верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств(за исключением государств СНГ) перед РФ в размере 75,1 млрд. долл.;
• верхний предел государственного внешнего долга государств СНГперед РФ в размере 3,3 млрд. долл.;
• предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечениевнешних заимствований в размере 2,3 млрд. долл.
В 2003 г. на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательстваРФ, Правительство РФ вправе направлять:
• сальдо поступлений от операций на рынке с государственнымиценными бумагами;
• доходы от приватизации государственного имущества;
• поступления от продажи земельных участков, находящихся в федеральнойсобственности, земельных участков, находящихся в государственной собственностидо разграничения государственной собственности на землю, а также права назаключение договоров их аренды;
• сумму превышения доходов над расходами по государственным запасамдрагоценных металлов и драгоценных камней;
• кредиты международных финансовых организаций, правительствиностранных государств, банков и фирм;
• средства финансового резерва.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местногосамоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъектаРФ, муниципального долга с указанием предельного объема обязательств погарантиям. Предельный объем долга субъекта РФ, муниципального долга не долженпревышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи избюджетов других уровней.
Государственные заимствования осуществляются в рамкахсоответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствованийРФ — это перечень внешних заимствований РФ на год с разделением на несвязанные(финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:
1) для несвязанных (финансовых) заимствований:
• источника привлечения;
• суммы заимствования;
• срока погашения;
2) для целевых иностранных заимствований:
• конечного получателя;
• цели заимствования и направления использования;
• источника заимствования;
• суммы заимствования;
• срока погашения;
• гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджетконечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указаниеморганизации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объемаобязательств по гарантии;
• оценки объема использованных средств до начала очередногофинансового года;
• прогноза объема использования средств в очередном финансовомгоду.
Программа внешних заимствований РФ отдельно предусматривает всезаймы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл., на весь срок займа.Они реализуются только при условии их утверждения в составе Программы ФедеральнымСобранием. В Программе объем, детализированный по конкретным займам, долженсоставлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.
Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования, невключенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризациивнешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этогодолга в рамках установленного предельного его объема. Данное правораспространяется исключительно на несвязанные (финансовые) заимствования. ВПрограмму обязательно включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущиегоды, если они не утратили силу.
Бюджетное законодательство предусматривает случаи, когда можновносить изменения в предельные объемы внешних заимствований и Программугосударственных внешних заимствований РФ. Договоры о заимствованиях РФ,исполнение которых требует увеличения утвержденных предельных объемов,заключаются только после внесения изменений в закон о бюджете.
Это требование не распространяется на договоры, заключенныеПравительством РФ, если при этом оно осуществляет такую реструктуризациювнешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, врамках установленного предельного объема внешнего долга.
Договоры о внешних заимствованиях РФ и предоставлении гарантий повнешним займам подлежат ратификации, если:
• эти займы (гарантии) не включены в Программу государственныхвнешних заимствований РФ и (или) привлекаемые договорами финансовые средствапревышают 10 млн. долл., на весь срок займа;
• исполнение договоров требует увеличения утвержденных предельныхобъемов внешних заимствований.
Договоры о внешних заимствованиях РФ не подлежат ратификации, еслиони заключены Правительством РФ при осуществлении им реструктуризации внешнегодолга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамкахустановленного предельного объема внешнего долга.
Кроме рассмотренной Программы разрабатывается и Программагосударственных внутренних заимствований РФ[4],субъектов РФ, муниципальных образований, которая представляет собой:
• перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ,муниципальных образований на очередной год по видам заимствований;
• общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджетаи погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.
В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальныхобразований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленногоимущества Программа внутренних заимствований должна содержать данные об эмиссииуказанных обязательств, выраженные в рублях, а также перечень имущества, котороеможет служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение сроказаимствования.
Программа внутренних заимствований представляется федеральныморганом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФсоответствующему законодательному органу в виде приложения к проекту закона обюджете.
В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенныев предыдущие годы, если соглашения не утратили силу.
Осуществление государственных или муниципальных заимствований, атакже предоставление гарантий иным заемщикам допускаются только в случаеутверждения следующих параметров:
• привлечения средств из источников финансирования дефицитабюджета, соответствующего установленным ограничениям;
• предельного размера государственного или муниципального долга;
• расходов на обслуживание соответствующего государственного илимуниципального долга в году. При этом предельный объем названных расходов,утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15%объема расходов бюджета.
Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один изуказанных параметров и при этом субъект РФ в состоянии обеспечить обслуживаниеи погашение своих обязательств, принятие им новых обязательств осуществляетсятолько после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие сназванными требованиями, за исключением заимствований (принятия другихобязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долгасубъекта РФ.
Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один изприведенных параметров и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживаниеи погашение своих обязательств, уполномоченный на то орган власти РФ можетприменить следующие меры:
• назначить проверку исполнения бюджета субъекта РФ;
• передать исполнение его бюджета под контроль Минфина РФ;
• принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством.
Аналогичные нормы относятся и к соответствующим нарушениям состороны муниципальных образований.
Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговыхобязательств отражаются в нем как источники финансирования дефицита бюджета.
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт(или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа)) погосударственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете какрасходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальныхценных бумаг, в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные вкачестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случаевыкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшениефактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долгав текущем году.
Погашение основной суммы долга, возникшего из заимствований,учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета путем уменьшения объемаисточников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
При выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг, гарантиейисполнения обязательств по которым является обособленное имущество, исполнениеобязательств по ним может осуществляться путем передачи в собственностьвладельцев этих бумаг соответствующего имущества.
Как было показано раньше, Программа государственных внутреннихзаимствований РФ предполагает получение значительных средств в бюджет за счетэмиссии ценных бумаг.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФили муниципальных ценных бумаг принимается в соответствии с предельнымиобъемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга,установленными в соответствии с настоящим Бюджетным кодексом, законом о бюджете,а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссиигосударственных ценных бумаг РФ принимается также в соответствии с Программой государственныхвнешних заимствований РФ.
Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценныхбумаг подлежат регистрации в Минфине РФ. Порядок выпуска, обращения и погашениягосударственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценныхбумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращениягосударственных и муниципальных ценных бумаг.
Бюджетное законодательство предусматривает, что заимствованиямогут осуществляться и в такой форме, как предоставление государственных имуниципальных гарантий. Гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовыхобязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование— гарант письменно обязуется отвечать полностью или частично за исполнениелицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, покоторым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, наконкурсной основе.
Гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственностидолжника по гарантированному им обязательству.
Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед третьим лицомограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребоватьот последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии, в полном объеме.
Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешнийдолг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.
Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежитотражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентныхтребований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство,исполнение гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета.
Бюджетное законодательство регламентирует порядок предоставлениягосударственных гарантий. При этом существуют некоторые особенности взависимости от гаранта. Так, общая сумма предоставленных государственныхгарантий РФ для обеспечения обязательств в рублях включается в составгосударственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Законом офедеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемыеотдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу насумму, превышающую 1 млн. МРОТ.
Аналогично, общая сумма предоставленных государственных гарантийРФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в составгосударственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Кроме того,должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму,эквивалентную 10 млн. долл. Предоставление таких гарантий утверждается впорядке, предусмотренном для внешних заимствований в составе соответствующейПрограммы.
Если получатель гарантии исполнил свои обязательства перед третьимлицом, на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний долг РФ,что отражается в отчете об исполнении бюджета. Минфин РФ либо другой органисполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданныхгарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств,обеспеченных гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежейпо выданным гарантиям.
Государственной Думе представляется отчет:
• о выданных гарантиях по всем получателям гарантий;
• об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченныхуказанными гарантиями;
• об осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.
Гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Минфин РФ либо инойуполномоченный орган представляет Правительство РФ на переговорах опредоставлении гарантий и заключает соответствующие соглашения от имениПравительства РФ. При этом обязательным условием является предварительнаяпроверка финансового состояния получателя гарантии.
Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантиипредоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицамдля обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре опредоставлении гарантии указывается обеспечиваемое ею обязательство.
Законом (решением) о бюджете устанавливается перечень предоставляемыхотдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантийна сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.
При исполнении получателем гарантии своих обязательств передтретьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта РФ,муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.
Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у банков идругих физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов игосударственных внебюджетных фондов. Исключением являются случаи, еслиназванным учреждениям задерживают финансирование из бюджета более чем на двамесяца или финансируют не более чем на 75% объема бюджетных ассигнований,установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал. В этих случаяхбюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направление кассовогорасхода со своих счетов в органах казначейства в пределах доведенных вышестоящимраспорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия в обязательномпорядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в финансовом органе.Орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности унитарных предприятий.
Законодательством предусмотрен следующий порядок обслуживаниягосударственного внутреннего долга РФ, внутреннего долга субъекта РФ,муниципального долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга РоссийскойФедерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное неустановлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долгаосуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, ихпогашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговыхобязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.
Расходы по размещению, выплате доходов и погашению обязательств РФосуществляются за счет средств федерального бюджета через ЦБ РФ и его учреждения,если иное не предусмотрено Правительством РФ. При этом ЦБ РФ, другиеспециализированные финансовые институты выполняют функции генерального агентаПравительства РФ на основе специальных соглашений. ЦБ РФ осуществляет этифункции безвозмездно.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственныхзаимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют своизаимствования в Минфине РФ, который ведет государственные книги внутреннего ивнешнего долга РФ (Государственная долговая книга РФ).
Государственная долговая книга РФ содержит следующие сведения:
• объем долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ;
• дата возникновения обязательств;
• формы обеспечения обязательств;
• исполнение указанных обязательств полностью или частично;
• другая информация.
Бюджетное законодательство регулирует порядок выдачи кредитовРоссийской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам имеждународным организациям. Указанные государственные кредиты формируютгосударственные внешние активы РФ. Долговые обязательства иностранныхгосударств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств передРФ.
Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств передРФ по видам долговых обязательств и по заемщикам попадают в ГосударственнуюДуму в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектомфедерального закона о бюджете.
Предоставление кредитов иностранным государствам нередко сопровождаетсяреструктуризацией долга — погашение ими своих обязательств с одновременнымосуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств сустановлением иных условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризацияможет быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) задолженности.
Федеральным законом о бюджете утверждаются:
• суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранныхгосударств;
• предельный размер долга иностранных государств на конец года, заисключением государств — участников СНГ;
• предельный размер долга государств — участников СНГ;
• предельный объем кредитов, предоставляемых иностранным государствам,их юридическим лицам и международным организациям, за исключением кредитов,предоставляемых государствам — участникам СНГ;
• предельный объем кредитов, предоставляемых государствам — участникамСНГ;
• Программа предоставления кредитов иностранным государствам, ихюридическим лицам и международным организациям.
Программа предоставления РФ государственных кредитов иностраннымгосударствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средствфедерального бюджета — это перечень кредитов на очередной год с указанием:
1) цели предоставления кредитов;
2) наименования получателей кредитов;
3) общего объема кредитов;
4) объема кредитов, предоставленных в данном году.
Эта Программа утверждается при рассмотрении Государственной Думойпроекта закона о бюджете в третьем чтении в качестве отдельного приложения кзакону. Если Программа не утверждается, действие ранее утвержденной программыпродлевается на очередной год до утверждения новой Программы.
Договор о предоставлении РФ кредитов на сумму более 10 млн. долл.может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита впервый предполагаемый год в составе Программы.
Если после включения кредитов в Программу, величина которыхпревышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., сумма, не расписанная поотдельным кредитам, превысит 15% общего объема предоставления кредитов наочередной год, указанная программа должна быть детализирована: в ней должныбыть предусмотрены в порядке убывания суммы кредитов, величина которых ниже 10млн. долл., до тех пор пока не расписанная по отдельным кредитам сумма нестанет ниже 15% общего объема предоставления кредитов.
Договоры о предоставлении РФ кредитов, выполнение которых требуетувеличения предельных объемов предоставления кредитов РФ, утвержденных закономо бюджете, могут быть заключены только после внесения соответствующих измененийв этот закон.
Договоры о предоставлении кредитов РФ утверждаются ФедеральнымСобранием федеральным законом, если:
• предусмотренные этими договорами кредиты не включены в Программу;
• предоставляемые по ним финансовые средства превышают 10 млн.долл. на весь срок кредита;
• их исполнение требует увеличения предельного объемапредоставления кредитов, утвержденных законом о бюджете.
Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженностииностранных государств перед РФ подлежат ратификации Государственной Думой, заисключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамкахучастия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах наусловиях общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранныхгосударств перед РФ может быть осуществлена в соответствии со специальнымзаконом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимсяв законе о бюджете.
Контроль за состоянием государственного долга осуществляетсяпредставительными и исполнительными органами государственной власти.
В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состояниигосударственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
/>/>/>/>/>/>/>Списоклитературы
1. ГорбуноваО.Н. Финансовое право, — М.; Юристъ,1996.
2. НикифороваВ.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.:Питер, 2004.
3. Финансы,денежное обращение и кредит. Учебник: Краткий курс/ Под ред. д. э. н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М,2007.
4. ГалановВ.А. Рынок ценных бумаг. – М.: ИНФРА-М, 2006.
5. МиляковН. В. Финансы. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. БЮДЖЕТНЫЙКОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(ред. от 19.12.2006)
7. Финансы:учеб. — 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект,2005.
Приложения
(расположены в порядке упоминания в тексте)
Таблица 1. Госкредит Банковский кредит Цель использования
прежде всего покрытие
бюджетного дефицита преодолевать негативные последствия, вызванные неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена Получатели
органы власти
и управления
физические
и юридические лица
Юридические
последствия
нарушения сроков
возврата
как правило,
к государству не
предусматриваются
экономические санкции
срок возврата кредита
строго определен и его
нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций Назначение
не имеет строго
целевого назначения на конкретные цели
Согласованность
экономических
интересов участников отношений обособлены совпадают
Влияние на денежную массу
в обращении
всегда сокращает
количество денег
в обращении
может служить
причиной появления
избыточной денежной
массы
Таблица 2.По натурально-вещественной форме Товарная Денежная По эмитенту Правительство РФ правительства субъектов РФ местные органы власти государственные учреждения По месту размещения Внутренние в рублях в инвалюте внешние По субъектам-кредиторам физические лица юридические лица определенные категории юридических лиц как физические, так и юридические лица По методам размещения принудительные добровольные По форме юридического оформления облигационные (путем эмиссии ценных бумаг) казначейские обязательства облигации в натуральной форме в денежной форме в форме записи на счетах в бумажной форме (именные и на предъявителя) безоблигационные (договоры, соглашения и т.п.) По форме выплаты дохода процентные с твердой ставкой процента с плавающей ставкой процента с выплатой через определенные промежутки времени с выплатой при погашении долга выигрышные денежные вещевые лотерейные беспроигрышные процентно-выигрышные беспроцентные (целевые) дисконтные с предоставлением льгот По срокам размещения краткосрочные – до 1 года среднесрочные – до 5 лет долгосрочные – более 5 лет, но до 30 лет бессрочные (рентные) По условиям погашения единовременное погашение погашение сериями По обеспечению без обеспечения обеспеченные недвижимостью, землей высокодоходными и ликвидными активами будущими доходами от реализации целевых проектов гарантиями вышестоящих органов власти драгоценными металлами /> /> /> /> />
Таблица 3. Государственные внешние заимствования РФ Государственные и муниципальные внутренние заимствования Назначение использования Для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения долговых обязательств
Для покрытия дефицитов
соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов бюджетов в пределах расходов на погашение долговых обязательств Кому принадлежит право осуществления заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий
Российской Федерации.
От ее имени осуществлять заимствования может
Правительство РФ либо уполномоченный им
федеральный орган
исполнительной власти
Право осуществления
заимствований и выдачи
гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов
(займов) принадлежит:
• от имени РФ –
Правительству РФ либо
уполномоченному им
федеральному органу
исполнительной власти;
• от имени субъекта РФ –
единственному
уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ;
• от имени муниципального образования – уполномоченному органу местного самоуправления
Программа государственных внутренних заимствований РФ на 2004 г.,
утверждена в следующем виде, тыс. руб.:
Внутренние заимствования (привлечение / погашение) 108371138,0
Государственные ценные бумаги 140648591,4
Привлечение средств 258919183,7
Погашение основной суммы задолженности 118270592,3
Иные долговые обязательства 32277453,4
Привлечение средств –
Погашение основной суммы задолженности, 32277453,4
в том числе:
предварительная компенсация сбережений 25000000,0
погашение государственных долговых товарных обязательств 1500000,0
погашение векселей Минфина РФ 3877453,4
прочее погашение 1900000,0
Кроме того:
Предоставление государственных гарантий РФ, 57774000,0
в том числе:
для развития ипотечного жилищного кредитования по заимствованиямОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 4500000,0
по страхованию военных и связанных с ними рисков ответственностиавиаперевозчиков перед третьими лицами 30000000,0
для поддержки экспорта промышленной продукции 12688000,0