Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания

Министерство образования Республики Беларусь
Гомельский государственный технический университетимени П.О.Сухого
Кафедра «Философия и логика»
 
Контрольная работа по философии
Тема «Методы эмпирического и теоретического уровнейнаучного познания»

                                                   Выполнилстудент группыЗМТф-11с                                                                                                                                                                                                                                
                                                  Малиновская Светлана Казимировна
                                            Проверил преподаватель
                                            Яхно Валентина Николаевна
Гомель,  2005
План
1.  Научное познание и его структура.
2.  Понятие метода.
3.  Общелогические  приемы познания.
4. Эмпирические итеоретические методы научного исследования.
 
 
 
 
 
 
1.  Научное познание и его структура
 
      Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. В наше времяразвитие цивилизации требует компетентности и доброй воли людей.
     Развитие ж человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология –это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания(от греческого “gnosis”- знание и “logos”-учение, «учение о знании»).
    Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание – этообщественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения исовершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
     Термин же «знание» употребляют в трех смыслах:
1.      способности, умения,навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
2.      любая познавательнозначимая информация;
3.      особая познавательная единица,гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующаянаряду и во взаимосвязи с практическим отношением. (Второй и третий пунктыявляются предметом рассмотрения гносеологии.
Процесспознания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика.Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма,использованием источников и средств. Поэтому выделяют обыденное и научноепознание. Обыденные знания не являются результатом профессиональнойдеятельности и присущи в той или иной  мере любому индивиду. Научные знанияявляются результатом  специализированной профессиональной деятельности,называемой научным познанием. Теорию научного познания называют эпистомологией.
     Научное познание как профессиональный вид общественной деятельностиосуществляется по определенным научным каналам, принимаемым научным обществом.Структура научного познания включает в себя:
·    объект познания,
·    субъект познания,
·    знание как результат и метод исследования.
Суть знания раскрыта выше.
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.етворческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своейсовокупности образуют научное сообщество. Оно (сообщество) в свою очередь,исторически развивается  и организуется в различные социальные ипрофессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).
Объект познания –  это фрагмент действительности,оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Т.е объектом познания является то,что исследуется ученым: электрон, клетка, семья и т.д.   Объектом исследованиямогут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мирчеловека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Такжеобъектом научного анализа могут быть  как бы «вторичные продукты» самойинтеллектуальной деятельности человека: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д.
Объект познания всегда объективен в отличие отсобственных представлений о нем исследователя. Иногда в гносеологии вводитсяеще дополнительный термин «предмет познания», под которым подразумеваютопределенный срез или аспект объекта познания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.  Понятие метода
Метод (греч. Metohodos–буквально «путь к чему-либо») –   в самом общем значении  –  способ движения цели, определенным образомупорядоченная деятельность. Метод –  это способ познания, исследования явленийприроды и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.
Методология науки исследует структуру  и развитие научногознания, средства и методы научного исследования, способы обоснования егорезультатов, механизмы и формы реализации  знания в практике. Метод каксредство познания есть способ воспроизведения в мышлении  изучаемого предмета.Сознательное применение  научно обоснованных методов является существеннымусловием получения новых знаний.
 В современной науке вполне успешно работаетмногоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методынаучного познания могут быть разделены на пять основных групп:
1.Философские методы. Сюда относятся диалектика (античная, немецкая иматериалистическая) и метафизика.
2.Общенаучные (общелогические)  подходы и методы исследования.
3.Частно-научные методы.
4.Дисциплинарные методы.
5.Методы междисциплинарного исследования.
Диалектика – метод исследующий развивающуюся,изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины ипредполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания.
Метадщина  рассматривает мир таким, каков он есть вданный момент, т.е. без развития, как бы застывшим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.  Общелогические приемы познания
В науке широко используются так называемыеобщенаучные, или общелогические, методы и приемы познания. Из них выделяют:
1. Анализ и синтез. Анализ – этореальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез –объединение составных частей в единое целое.
2. Абстрагирование –  процессотвлечения от ряда свойств и тоношений изучаемого явления с одноименнымвыделением интересующих исследователя свойств.
3. Идеализация – мыслительнаяпроцедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов,принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием имысленным экспериментом.
4. Индукция и дедукция. Индукция –движение мысли от единичного (опыта, фактов)  к общему (их обобщениям ивыводам). Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
5. Аналогия (соответствие, сходство)– установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях междунетождественными объектами. На основании выявленного сходства делаетсясоответствующий вывод –     умозаключение по аналогии. Общая схема методааналогии такова: объект «В» обладает признаками a,b,c,d;объект «С» обладает признаками b,c,d;следовательно, объект «С», возможно, обладает признакам а. Тем самым аналогиядает не достоверное, а вероятное знание.
    6. Моделирование – методисследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик надругом объекте – одели, которая представляет собой аналог того или иногофрагмента действительности (вещественного или мыслительного) – оригиналамодели. Между моделью и объектом исследования должно существовать известноеподобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др.Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) изнаковое. Важной формой знакового моделирования является  математическое(компьютерное) моделирование.
     Некоторые авторы кобщелогическим методам исследования относят еще классификацию и системныйподход.
 
4.  Эмпирические и теоретические методы научного познания
 
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет двеступени:
1.  чувственное отражение действительности,
2.  рациональное (разумное)отражение действительности.
Затем, когда все больше прояснялось, что у человекачувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить кмнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, ачувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируется эмпирическоеи теоретическое знание.
Эмпирическое познание, или чувственное, или живоесозерцание – это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанныеформы:
1. ощущение – отражение в сознании человека отдельныхсторон, свойств   предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
2.  восприятие –  целостный  образ предмета,непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтезданных ощущений;
3.  представление – обобщенный чувственно-наглядныйобраз предмета, воздействовавшего  на органы чувств в прошлом, но невоспринимаемого в данный момент.
     Различают образы памяти и воображения. Образыпредметов обычно   нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образахобычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
    Ощущения по органу чувств, через который ониполучены, делятся  на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычноощущения являются составной частью восприятия.
    Как видим, познавательные способности человекасвязаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему,направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) иинтерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическомсостоянии организма.
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выраженов мышлении. Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражениядействительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности иобеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственныхданных) и их  выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления
1.рассудок — исходный уровень мышления, на которомоперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; этоспособность последовательно  и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли,четко классифицировать, строго систематизировать факты.
2. Разум (диалектическое мышление) –  высший уровеньтеоретического  познания, творческое оперирование абстракциями  и сознательноеисследование их собственной природы.
Рассудок – это обычное житейское мышление, здоровыхвысказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а нена его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное,выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума –диалектика, представленная  как учение о формировании и  развитии  знаний вединстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот.  Разуми рассудок имеют  место и при живом созерцании,  и при абстрактном мышлении,т.е  на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Но процесс мышления не всегда  осуществляется вразвернутом и логическом виде. Важное место в познании  занимает интуиция(догадка). Интуицию издавна делят на чувственную и интеллектуальную. Такжеинтуиция бывает  технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., взависимости от специфики  деятельности субъекта. Интуиция –  это непосредственноезнание, которое не опирается на логическое  доказательство.
Познание связано с практикой –  материальным освоениемобщественным  человеком окружающего мира, взаимодействием человека сматериальными системами. В практике люди преобразуют и создают  материальныевещи, т.е. идет опредмечивание, или материализация намерений людей. Практикаимеет две взаимосвязанные сферы:  производство предметов потребления ипроизводство орудий труда.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны ивоздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится  противоречие.Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии,доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет  к развитию и теории, ипрактики.
 Научными методами эмпирического исследования являютсянаблюдения, описания, измерения, эксперименты.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явленийобъективной действительности.
Описание –  фиксация средствами естественного илиискусственного языка сведений об объекте.
Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходнымсвойствам или сторонам.
Эксперимент –  наблюдение в специально создаваемых иконтролируемых условиях, что позволяет  восстановить ход явления при повторенииусловий.
Существует несколько   видов эксперимента:
1)    лабораторный,   2) естественный,  3) исследовательский,  4)  проверочный,  5)  воспроизводящий,  6)  изолирующий,  7)  количественный,  8) физический, 9) химический  и т.д.
Среди научных методов теоретического исследованиявыделяют формализацию, оксиомотический  метод и гипотетико-дедуктивный метод.
Формализация – это отображение содержательного  знанияв знаковой  форме (формализованный язык).
Аксиоматический метод –  способ построения научнойтеории, основанный на некоторых  исходных положениях – оксиомах  (постулатах),из  которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическимпутем, посредством доказательства. Для  вывода теорем из оксиом (и вообще однихформул из других)  формулируются специальные правила вывода.
Гипотетико-дедуктивный  метод –      это созданиесистемы дедуктивно связанных  между собой гипотез, из которых  в конечном счетевыводятся  утверждения об эмпирических  (опытных)  фактах. (Дедукция –выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которыхнеизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этогометода, неизбежно будет лишь вероятностным.
Гипотеза исследования  –  это научно обоснованноепредположение о структуре изучаемого явления или о характере  связей  между егокомпонентами.
Таким образом, эмпирический  и теоретический  уровниисследования различны. Это различие  основано на неодинаковости:
1.  способов (методов) самойпознавательной активности;
2.  характером достигаемыхнаучных  результатов.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующаядеятельность: вырабатываются исследовательские  программы, организуютсянаблюдения, эксперименты, описание  экспериментальных данных, их классификация,первичное обобщение.
Теоретическое ж  познание – это существенное познание,осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др.  Оба эти уровня связаны,предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествуеттеоретическому.
В эмпирическом познании преобладает чувственныйаспект, в теоретическом – рациональный (разумный). Их соотношение находит своеотражение в методах, используемых на каждом этапе.
Любое научное исследование предполагает не толькодвижение «вверх»,  ко всему более совершенному, разработанному теоретическиаппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирическойинформации.
 
 
   Использованныематериалы:
 
1. П.В. Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г.
 
2. В.В. Ильин. Теорияпознания. Эпистемалогия. Москва. Изд-во мгу, 1974
 
3. Материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru