Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО «Вологодскийгосударственный педагогический университет»
Контрольнаяработа
по плаваниюна тему:
«Техникаобучения спортивному виду плавания кроль на спине»
Студентки II курса заочного отделения
факультета физической культуры
Палысаевой Дианы Алексеевны
Вологда 2010
История развития кроля наспине
«Не умеет ни читать,ни плавать» — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойномназываться гражданином. С этого времени умение читать и плавать рассматриваетсякак символ разностороннего развития человека.
Фигуры пловцов,высеченные на камнях, изображения плывущих мужчин на древнейших папирусах ивазах рассказывают об использовании плавания в военном деле, труде, бытупримерно за три с лишним тысячи лет до нашей эры.
Из истории известно, чтознаменитыми пловцами были, например, Александр Македонский и Юлий Цезарь, чтоболее 2000 лет назад в Японии соревновались в плавании на скорость.
Спортивный характерплавание начинает приобретать с середины 19 века. В Вене в Австрии, в Ливерпулев Англии, в Берлине были построены в это время первые закрытые бассейны,которые вначале использовались преимущественно для обучения плаванию будущихофицеров, учащихся кадетских корпусов и военных училищ. Строительство бассейновделает плавание не только военной дисциплиной, но и спортом, и к концу XIX векаплавание как вид спорта становится уже популярным.
Кроль на спине какспортивный способ плавания был включен в программу Олимпийских игр в 1904 году.Сначала в этом виде плавания соревновались только мужчины. Но с 1924 года наспине стали плавать и женщины.
Первые пловцы выполнялиодновременно гребковые движения руками и движения ногами, напоминавшими брасс.Прямыми руками выполнялся гребок у поверхности воды. Затем руки поднимались ивкладывались в воду за головой параллельно друг другу. Ноги, предварительно согнутыев коленях, делали гребок внутренней поверхностью стопы, разгибаясь в коленяхвначале в стороны, а затем вовнутрь.
На Олимпийских играх 1912 г. было доказано, что плавание на спине кролем дает преимущество в скорости, по сравнению сбрасом. На Олимпиаде в Стокгольме американец Гарри Хебнер впервые применилпопеременную работу рук в сочетании с движениями ног, схожими с движениямиавстралийского кроля. Этот пловец положил начало развитию кроля на спине.
Становление современнойтехники плавания кролем на спине связывают с именем олимпийского чемпиона 1936 г. американца А. Кифера, который показал феноменальный для того времени результат, проплывстометровую дистанцию за 1 мин 05,9 с.
Его стиль характеризовалсявысоким положением тела и головы, активными шестиударными движениями ногами,высоким темпом движений руками, выполнявшими сильный гребок. В технике пловцабыли нерациональные элементы: движения прямой рукой над водой через сторону,широкое вкладывание ее в воду, гребок прямой рукой выполнялся близко кповерхности воды.
В довоенные годы (в 1935 г.) техникой плавания кролем на спине хорошо владели советские пловцы К. Алешина (6.07,2) и Н.Борисов (5.24,3) на дистанции 400 м. их результаты превышали официальныемировые достижения.
В послевоенные годытехника кроля на спине продолжала совершенствоваться. Большинство пловцов сталивыполнять гребок со сгибанием руки в локтевом суставе, что увеличило скоростьплавания. В сравнении с пловцами вольного стиля, пловцы — спинисты быликонсерваторами. В их технике еще долгие годы сохранялось высокое положениеголовы. Руки двигались над водой через стороны. Ноги были погружены глубоко вводу, и их движения напоминали педалирование. Таз был опущен, а тело принималосидячее положение. Многие из этих черт были свойственны и технике плаванияолимпийского чемпиона 1956 и 1960 гг. австралийца Д. Тейла.
Лишь на Олимпийских играх1964 и 1968 гг. в технике плавания победителей можно было увидеть качественноновые черты стиля. Мышцы туловища стали активно вовлекаться в рабочие движения,хотя тело занимало хорошо сбалансированное высокое и обтекаемое положение сминимальным углом атаки. Движения руками приобрели непрерывный и мощныйхарактер. Рука двигалась над головой и входила в воду ближе к средней линиитела.
Своеобразной была техникаК. Мюир (ЮАР), ставшей в канун Олимпиады 1968 г. обладательницей мировых рекордов на дистанциях 100 и 200 м (соответственно 1.06,4 и 2.23,8). В 1969 г. она улучшила рекорд на дистанции 100м еще на 0,8 сек. К. Мюир лежала на воде очень высоко ипочти горизонтально (плоско). Во время плавания от воды освобождалась всяпередняя поверхность тела, включая и верхнюю часть бедер. Руки выполнялинепрерывные движения типа «мельницы», умеренно сгибаясь в локтях вовремя гребка (наибольший угол сгиба 110-120°). Плечевой пояс и туловищеоставались стабильными. Ноги выполняли мало интенсивные и мелкие движения:бедра удерживались у самой поверхности воды, стопы не опускались ниже плоскоститаза. Координация движений была шестиударной. Это была интересная попыткаприменить в кроле на спине ослабленную работу ног.
Среди советскихспинистов, можно отметить: Л. Барбиера — чемпиона Европы 1962 г. (200 м — 2.16,6), Ю. Громака — чемпиона Европы 1966 г. (200 м — 2.12,9), Т. Леквеишвили — чемпионку Европы 1970 г. (100 м-1.07,8).
В олимпийской программеспособу плавания на спине отводится 4 номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме этого, способ плавания на спине применяется на первом этапе эстафеты4 х 100 м комбинированной и на вторых этапах комплексного плавания надистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывахкроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания даннымспособом.
Техника кроля на спине
Техника плавания кролемна спине похожа на технику плавания кролем на груди. При плавании кролем наспине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, его затылокпогружен в воду. Он продвигается вперед при помощи поочередных гребков правой илевой руками и попеременных движений ногами сверху – вниз. Закончив гребок,рука появляется из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одногоцикла движений приходится два гребка руками, шесть движений ногами, вдох ивыдох.
/>
Положение тела. Пловецлежит на поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом близком кгоризонтальному положению. Плечи слегка приподняты. Голова лежит на воде, лицообращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь. Уровень воды находитсянесколько выше ушей.
Движения ног. Ритмичные,непрерывные, попеременные встречные движения сверху вниз и снизу вверх самплитудой, составляющей примерно треть роста пловца. Эти движения обеспечиваюттелу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижениявперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз –подготовительным.
Подготовительное движение(сверху вниз). В исходном (крайнем верхнем) положении выпрямленная в коленномсуставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхностиводы и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движениевниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдягоризонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь втазобедренном суставе (назад) примерно до угла в 170°. Далее нога начинает сгибаниев коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро,разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол междупередней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составитпримерно 130—140°, движение ноги сверху вниз считается законченным.
Рабочее движение (снизувверх). Движение вверх начинается с последовательного разгибания ноги вколенном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляется всамом конце гребка), нога продолжает сгибаться в тазобедренном суставе. В этотмомент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется уповерхности воды, бедро начинает движение вниз, опережая голень и стопу,которые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра внизспособствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самымувеличивает скорость захлестывающего движения стопы вверх — назад. В результатетакого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствуетпродвижению пловца вперед. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочеедвижение считается законченным.
Согласованное движение.Из крайнего нижнего положения одна нога движется вверх, а другая одновременноиз крайнего верхнего положения движется вниз.
/> />
Движения рук. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход рукив воду, захват, основная часть гребка, окончание гребка, вход из воды, проносруки над водой. Продолжительность цикла движений составляет 1,10-1,4 с.
Вход руки в воду. Послепроноса по воздуху прямая рука опускается в воду на линию, проходящую черезодноименный плечевой сустав. При погружении в воду ладонь обращена наружу, акисть поворачивается так, чтобы мизинец первым вошел в воду. Продолжительностьфазы составляет 0,08 – 0,10с.
Захват. После входа рукив воду туловище начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторонувошедшей в воду руки. Это способствует тому, чтобы прямая рука быстроспустилась вниз – вперед на глубину 10 – 15 см. По мере опускания рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется вперед – вниз – наружу вперпендикулярное направлению движения положение и начинает захватывать воду.Продолжая движение вниз – вперед – в сторону, рука сгибается в локтевом суставедо угла 150º, локоть опускается вниз, а кисть погружается в воду до 30 см и располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя. Продолжительностьфазы составляет 0,15 – 0,20с.
Основная часть гребка.Фаза гребка начинается в тот момент, когда кисть начинает двигаться назад –вверх за счет сгибания руки в локтевом суставе и вращения предплечья. Двигаясьвдоль тела назад, рука разворачивает гребущие поверхности в этом направлении ипродолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол междуплечом и предплечьем 70 — 100º. Кисть поднимается к поверхности воды (ненарушая ее), а локоть остается развернутым вниз. Вторая половина фазыначинается, когда кисть проходит линию плечевых суставов, рука постепенноразгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребказахлестывающим движением кисти назад – вниз – внутрь. В этот момент рукаполностью выпрямляется, а кисть опускается на глубину 30 – 40 см от поверхности воды. На протяжении всей основной части гребка кисть движется по криволинейнойтраектории и, сохраняя перпендикулярное положению ее движения положение,находится около поверхности воды. Перпендикулярное положение кисти обеспечиваетна протяжении всей основной части максимальное действие силы тяги, котораявозникает на гребущих поверхностях кисти и предплечья. Усилию гребковогодвижения способствует поворот туловища вокруг продольной оси. Продолжительностьосновной части гребка составляет 0,40 – 0,50с.
Выход руки из воды. Кмоменту завершения движения руки в воде напряжение мышц, принимающих участие вгребке, прекращается. В следующий момент пловец, вращая предплечье,поворачивает ладонь к бедру и последовательно поднимает из воды кисть,предплечье и плечо. Продолжительность этой фазы составляет 0,10 – 0,15с.
/>
Траектория гребковогодвижения рукой при плавании способом кроль на спине: а — в сагиттальной, б – вгоризонтальной, в – фронтальной плоскостях
Пронос руки над водой.Движение прямой руки над водой осуществляется в вертикальной плоскости,проходящей через плечевой сустав. Рука движется по воздуху прямая,расслабленная с минимальными мышечными усилиями. Во время проноса ладоньдвижется наружу. Пронос руки над водой осуществляется равномерно, всоответствии со скоростью гребка другой руки. Продолжительность фазы составляет0,40 – 0,45с.
Согласование движений.Когда правая рука находится впереди (фаза захвата), левая рука в этот моментвыходит из воды и начинает пронос. Правая рука выполняет основную часть гребка,а левая проносится над водой и входит в воду. Далее правая рука поднимается изводы и начинает пронос, а левая заканчивает захват. Затем правая рукапроносится над водой и входит в воду, а левая – выполняет основную частьгребка. Далее цикл движения рук повторяется.
Дыхание. На один циклдвижений пловца приходится по одному вдоху и выдоху. В конце гребка болеесильной руки (обычно правой) пловец делает вдох через рот. Затем, посленебольшой задержки, следует медленный выдох через рот (и частично через нос),который продолжается до следующего вдоха. Выдох завершается с усилением воизбежание попадания в рот воды при следующем вдохе.
Общая координациядвижений. На один цикл движений пловца приходится гребок правой и левой руками,шесть ударов ногами вверх – вниз, вдох и выдох.
Для плавания кролем наспине характерны непрерывная круговая работа, наплыв, субъективное ощущениелегкости хода и свобода движений.
Согласование движений руки ног осуществляется следующим образом.
И.п. – левая (правая)рука находится в воде, впереди плечевого сустава, правая закончила основнуючасть гребка (кисть около бедра), левая нога находится внизу, правая уповерхности воды. Из и.п. левая рука производит замах, правая выходит из воды иначинает пронос, левая нога производит удар снизу вверх, а правая – опускаетсявниз. Продолжая движение, левая рука выполняет первую половину основной частигребка, правая проходит середину проноса, левая нога движется вниз, а праваявыполняет удар снизу вверх. Затем левая рука осуществляет вторую половину основнойчасти гребка, правая заканчивает пронос и входит в воду, левая нога делаетснизу вверх удар, а правая передвигается вниз. Далее левая рука выходит из водыи начинает пронос, правая – производит захват, левая нога движется вниз, аправая снизу вверх. В следующий момент левая рука находится в середине проноса,правая производит первую половину основной части гребка, левая нога выполняетудар снизу вверх, а правая опускается вниз. Цикл заканчивается, когда леваярука заканчивает пронос и входит в воду, правая заканчивает основную частьгребка, левая нога опускается вниз а правая – делает удар снизу вверх.
/>
Схема согласованиядвижений и обобщенные фазы цикла.I-захват с выходом, II- подтягивание спроносом, III- отталкивание с захватом; 1 –захват, 2 – подтягивание, 3 – отталкивание, 4- выход из воды, 5 – движение надводой, 6 – вход в воду; черная стрелка – удары левой стопой, светлой – ударыправой.
Методика обученияЧастные задачи Методические приемы, средства обучения 1.Содать представление о технике кроля на спине.
а). Рассказ об основных особенностях техники кроля на спине (положение тела, характере дыхания, форме движений рук и ног, согласование движений с дыханием).
б). Демонстрация (лучшими учениками, плакаты, кинофильмы).
Четко указать положение конечностей, выделить работу каждого из их звена, объяснить положение основных гребущих поверхностей, указать моменты наибольшего приложения усилий в рабочем движении, дать характеристику темпа и ритма движений.
в). Рассказать о спортивном и оздоровительном значении; о его популярности, скоростных возможностях, соревновательных дистанциях, о значении в развитии двигательных навыков, физических качеств, функциональных возможностях организма. 2. Обучить правильному положению тела.
На суше:
а). И.п. – спиной к стене, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Подняться на носки, потянуться вверх, прижаться спиной, головой и руками к стене и напрячь мышцы туловища, рук и ног. Расслабиться. Повторить «напряжение» 5-6 раз по 3-4 с.
На воде:
б). «Качели» Игроки встают парами, касаясь спиной, друг друга, и берутся под руки. Поочередно наклоняясь вперед, лицо опустить в воду и сделать выдох, при этом поднимая и удерживая своего партнера на спине над водой.
в). «Звездочка» (с поддержкой партнера и без). Лечь на спину, приняв положение звездочки, дыхание свободное.
г). «Авария». Лежа в воде на спине, удерживать тело у поверхности воды легкими гребками рук. Дыхание произвольное. Стараться продержаться как можно дольше, «пока не придет помощь». 3.Обучить дыханию при кроле на спине.
В кроле на спине дыхание не зависит от условий среды: вдох и выдох выполняются над водой. Должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох через широко открытый рот во время проноса руки над водой, выдох – во время гребка и выхода этой руки из воды.
На суше:
а). Сидя на гимнастической скамейке пронос правой руки вверх, вдох через широко открытый рот; левая – вдоль туловища; пронос левой вверх – выдох, правой – гребковое движение.
На воде:
б). Лежа спиной на воде левая рука вытянута вперед с доской, правой выполнять гребковые движения с дыханием (поменять положение рук).
в). «Звездочка» лежа на спине удерживать правильное положение тела с дыханием. 4. Обучить движениям ног.
На суше:
а). Сидя на гимнастической скамейке упор сзади имитационные движения ногами.
На воде:
б). «Футбол». И.п. – стоя на дне, отвести назад одну ногу, «замахнуться» и «ударить» сначала подъемом стопы, затем внутренней стороной. То же другой ногой.
в). Лежа на груди, держась руками за край бортика. Попеременные движения ногами.
г). Лежа на спине, партнер стоит сзади, поддерживая под затылок. Движения ногами.
д). Лежа на спине, руки вытянуты вперед с доской. Попеременные движения ногами.
е). Лежа на спине, руки вытянуты вверх, движения ногами.
ж). Лежа на спине, руки вдоль туловища, движения ногами.
з). Лежа на спине, передвижение с помощью ног вперед, руки у бедер. 5. Обучить движениям рук.
На суше:
а). Основная стойка. Имитационные движения руками.
На воде:
б). Стоя на дне, руки вытянуты вверх, ладони наружу поочередные гребковые движения руками.
в). «Мельница». И.п. – стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз, круговые движения вперед и назад, при этом руки прямые. Положения рук при движении противоположны.
г). Лежа на спине, левая рука с доской вытянута вперед, правой – гребковые движения. С дыханием.
д). То же левой рукой.
е). Лежа на спине. Поочередная работа рук. Ноги вытянуты, расслабленны. 6. Обучить согласованности движений рук и ног и дыхания.
На суше:
а). Имитационное согласование движений рук и ног (на месте, во время ходьбы). Дыхание свободное.
б). Имитационное согласование движений рук и ног (на месте, во время ходьбы) с контролируемым дыханием.
На воде:
в). Лежа на спине, левая рука вытянута вперед с доской, правой – гребковые движения, с работой ног и дыханием.
г). Лежа на спине, правая рука вытянута вперед с доской, левой – гребковые движения, с работой ног и дыханием.
д). С полной координацией рук и ног. Дыхание произвольное.
е). С полной координацией рук и ног, с дыханием. 7. Закрепить и совершенствовать технику кроля на спине.
а). «Кто победит?» Плавание кролем на спине на определенное расстояние.
б). «Чей рекорд?» Плавание с полной координации на заданное расстояние.
в). «Фонтан». Игроки встают в круг и берутся за руки. По команде все ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга, и, поддерживая себя гребковыми движениями рук около тела, выполняют движения ногами, и расплываются в разные стороны.
г). Плавание серий отрезков кролем на спине с полной координацией.
д). «Кто дольше продержится на воде?». И.п. – лежа на спине, поворачиваться на грудь или на бок, плавать. Затем повернуться и лечь на спину, лежать на спине, выполняя не большие гребки кистями рук около бедер.
е). Проплыть кролем на спине наибольшее расстояние.
ж). Кроль на спине на определенное расстояние с учетом времени.
Наиболее характерныеошибки при обучении способу плавания кроль на спине и способы их исправленияОшибки Причины Последствия Исправление В положении туловища Пловец в воде «сидит» Сильное сгибание в тазобедренных суставах. Подбородок берется на грудь (неправильное положение головы). Ошибки в начале подгото-вительного движения ногой. Неправильная ра-бота ногами. Воз-растает значительно сопротивление. Нарушается ритм движения и общая согласованность движений. Следить при выполнении тренировочных заданий за положением головы. Обратить внимание на начало подготовительного движения ногами: первая половина подготовительно-го движения выполняется прямой ногой, за счет этого увеличивается «верти-кальная составляющая» — таз окажется в высоком положении. В движениях ногами Колени показываются из воды Сильное сгибание ног в коленных суставах, неверно выполняется начало подготовительно-го движения. Снижается эффек-тивность движения ногами. Это приводит к умень-шению силы тяги, к нарушению ритма движений и общей согласованности. Плавать на прямых ногах. Тянутся вперед- такая двигательная установка должна превалировать при выполнении тренировочных заданий. Выполнять базовые упражнения на суше и в воде по изучению техники движения ногами. Туловище прогнуто, голова закинута назад Высокое поднимание таза, ошибки в движении ногами. Вода заливает лицо. Дыхание затрудненно. Взять подбородок большее на грудь; выполнять тренировочные упражнения с таким положением головы. Значительные колебания тела на уровне линии плеч в горизонтальной плоскости. Неверный вход руки в воду: кисти заходят далеко за среднюю линию тела. Вход в воду согнутых рук Увеличивается сопротивление воды. Тянуться на вход в воду прямой рукой, — такую двигательную установку соблюдать при выполнении специальных заданий. Значительные крены туловища Слишком глубоко выполняется захват Возрастает сопротивление. Выполнять начало гребка ближе к поверхности воды в специальных тренирово-чных заданиях Колени появляются из воды Нет движений ногами «от бедра». Неверно выполняется начало подготовительного движения ногами Снижается эффективность движений ногами. При этом – умень-шается сила тяги, нарушается ритм движений и общая согласованность Плавать на прямых ногах. Тянутся вперед- такая двигательная установка должна превалировать при выполнении тренировочных заданий. Развивать подвижность в голеностопных суставах В движениях руками Сгибание рук в локте к моменту входа руки в воду Кисть погружается в воду не на линии плеча, а заходит за среднюю линию тела Нарушается движении в последующих частях Выполнять специальные упражнения. Плавание с помощью движений ногами и одной руки, другая – впереди. Взять под контроль при плавании на технику. Вход руки в воду тыльной стороной кисти (ладонью вверх) Ошибки при обучении Появление около руки массы воздушных пузырь-ков – это снижает эффективность гребка Держать кисть в верти-кальной плоскости ладонью к наружи, так, чтобы она рассекала поверхность воды мизинцем. Следить за этим при выполнении в специальных тренировочных заданий на технику плавания. Широкое маховое движение рукой через сторону но не в вер-тикальной плоскости над пловцом Ошибки при обучении Нарушает прямо-линейность дви-жений пловца Выполнять специальные упражнения на суше и в воде. Взять под контроль при выполнении тренировочных заданий Нарушение ритма движений рук по воздуху (резко, ускорено, замедлено, шлепает при входе) Ошибки при обучении Снижается эффективность гребка. Нарушается общая согласованность движений Выполнять специальные упражнения на суше и в воде. Взять под контроль при выполнении тренировочных заданий Гребок прямой рукой Ошибки при обучении Увеличивает «вертикальную составляющую», снижает эффектив-ность гребка Выполнять специальные задания на суше и в воде Гребок по прямой линии Ошибки при обучении Снижает эффективность гребка, уменьшает опору Выполнять специальные задания на суше и в воде. Целесообразны теоретические занятия. «Проваливание» локтя в первой половине гребка Не хватает силовой подготовленности Снижает эффек-тивность гребка, так как выводит из рабочего положения основную поверхность дви-жения — кисть Выполнять специальные базовые упражнения на суше и в воде Нет завершающего движения кистью в момент гребка Ошибки при обучении Приводит к появ-лению топящих сил. Снижает эф-фективность гребка Брать под контроль при выполнении тренировочных заданий Выполнение входа руки в воду в стороне Недостаточная подвижность плечевых суставов Искажается структура гребка. Снижается его эффективность Выполнять специальные упражнения для развития подвижности плечевых суставов Отсутствует «высокий локоть» Слабая силовая подготовленность пловца Кисть как основная рабочая поверхность не выходит в оптимальное положение Выполнять специальные упражнения по развитию силы Укороченный гребок Слабая силовая подготовленность Снижает эффек-тивность гребка Развивать силу путем специальных упражнений Ошибки при дыхании Задержка дыхания Боязнь, что вода попадет в дыхательные пути. Чрез-мерное напряжение Быстрое утомление Упражняться в выдохах в воду Несогласованность дыхания с движениями в цикле Не сформирован навык согласованности дыхательных движений и движений руками и ногами Быстрое утомление Формировать двигательный навык согласованных движений специальными упражнениями Ошибки в общей согласованности движений Редкий темп движений руками по отношению к движениям ногами Результат недостаточного обучения, увлечение в обучении упражнениями, направленными на совер-шенствование дви-жений ногами Нарушение согласованности дви-жений, снижение скорости плавания Упражняться в правильном согласовании движений руками и ногами с помощью специальных упражнений Чрезмерно частые движения руками к движениям ногами Ошибки при обучении. Плохая подвижность суставов ног. Снижение скорости плавания Развивать подвижность в суставах ног, упражняться в правильном согласовании движений руками и ногами
Литература
1. Булгакова Н.Ж.Плавание/Нина Жановна Булгакова. – М.: АСТ: Ас трель, 2005. – 157, с.: ил. –(Первые шаги).
2. Никитский Б.Н.Плавание: Учебник для студентов фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов по специальности«Физ. Воспитание». – М.: Просвещение, 1981. – 304с., ил.
3. Оздоровительное,лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.Ж.Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 432с.