Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

Елабужский государственный педагогический университет
Кафедра психологии
Курсовая работа.
Исследование эмоциональных состояний у студентов впроцессе учебной деятельности.

Работу выполнил: студентка
281 группы Сунгатова Р.Р.
Научный руководитель: зав. кафедрой
психологии доцент Льдокова Г.М.
Елабуга – 2005
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретическиеаспекты исследования эмоциональных состояний в учебнойдеятельности………………………………………………………….5
1.1  Анализ проблемы психических состояний в научнойлитературе….5
1.2  Характеристика типичных психических состояний вситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3  Особенности проявления психических состояний устудентов……..23
Глава 2.Экспериментальноеисследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуацияхучебной деятельности…………………27
2.1Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемойлитературы………………………………………………..38
Приложения
Введение
 
Актуальность исследования.  Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называюттакие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть,отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях,каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение,эмоции имеют положительный или отрицательный чувственный тон, связанный счувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилениипереходи в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются вопределенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явлениявыражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательномвозбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают отрадости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов),ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувствободрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движениязамедленны и скудны, человек
«подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно,прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшениевыделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, ноони могут появиться при ослаблении остроты переживаний. На основании телесныхпереживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска,печаль) — ослабляющие. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другуюрубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять тостенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут бытькраткосрочными (гнев, испуг) и длительными. Длительные эмоции называютсянастроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенномнастроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегдараздражены. Настроение — сложный комплекс, который частично связан с внешнимипереживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональнымсостояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.
За последние годы в психологииуделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психическихсостояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности и, наконец,фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям частоизбегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях,которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток навсю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостнымиреакциями организма в его активном приспособлении к среде.
Объект исследования: студенты четвертого курса факультета психологии ЕГПУ.
Предмет исследования: эмоциональные состояния у студентов.
Гипотеза исследования: эмоциональные состояния изменяются в связи сизменением  ситуаций учебной деятельности.
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний устудентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1.  проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний    
2.  рассмотреть особенности проявленияэмоциональных состояний у студентов
3.  определить выраженностьэмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты  исследования эмоциональных  состояний  в  учебной  деятельности.
 
1.1        Анализ  проблемы психических  состояний  в  научной  литературе.
 
Первое систематическоеизучение психических состояний начинается в Индии во 2-3 тысячелетие до н.э., предметомкоторого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивалипроблему психических состояний. Развитие философской категории «состояние»произошло в работах Канта и Гегеля. Систематическое изучение психическихсостояний в психологии, пожалуй, началось с У.Джемса, который трактовалпсихологию как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состоянийсознания. Под состояниями сознания здесь подразумеваются такие явления как ощущение,желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.д.Дальнейшее развитие категории психических состояний связано в основном сразвитием отечественной психологии. Первой отечественной работой связанной спсихическими состояниями, является статья О.А. Черниковой (1937г.), выполненнаяв рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена.Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем психические состоянияисследовали Пуни А.Ц., Егоров А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М.,Спиридонов В.Ф., Крестовников А.Н. и другие.По словам В.А. Ганзена, только после выхода в 1964 г. книги Н.Д. Левитова «Опсихических состояниях человека» термин «психическое состояние» получил широкоераспространение. Н.Д. Левитову принадлежит и первая монографияпо психическим состояниям. После его работ психология стала определяться какнаука о психических процессах, свойствах и состояниях человека. Н.Д. Левитовопределял психические состояния как «целостную характеристику психическойдеятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающуюсвоеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов иявлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности»[8, стр.20].
 Позднее, вопроса опсихических состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов,В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова и другие. Иными словами, как отмечают А.О. Прохоров,Б.Г. Ананьев Ф.Е. Василюк и др., различные формы поведения и деятельностичеловека протекают на фоне некоторой совокупности психических состояний,которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние наадекватность и успешность поведения и деятельности в целом.  В качествеключевых звеньев возникновения любого психического состояния А.О. Прохороввыделил три. Во-первых, это ситуация, которая выражаетстепень  сбалансированности  (уравновешенности)   психических   свойств индивидаи внешнесредовых условий их проявления в жизнедеятельности индивида. Изменениесреды, изменение ситуации, приводит к изменению психического состояния, егоисчезновению, преобразованиею в новое состояние. Примером может служитьпроблемная ситуация в мыслительной деятельности, которая вызывает рост психическойнапряженности и может привести к появлению такого состояния как познавательнаяфрустрация. Во-вторых, это сам субъект, который выражает личностные особенностииндивида, как совокупность внутренних условий (прошлый опыт, навыки, знания ит.п.), опосредующие восприятие воздействия внешнесредовых условий. Любоеизменение «внутренних условий» влечет за собой изменение психическогосостояния. Как считает И.И. Чеснокова, психологическое состояние выступает какразвернутое во времени проявление свойств личности, ее психологического бытия.
  Параллельно с психологиейпсихические состояния затрагивались и смежными дисциплинами. По этому поводуИ.П. Павлов писал: «эти состояния есть для нас первостепеннаядействительность,
они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития»[11, стр.224-245]. Дальнейшая разработка психических состояний в рамкахфизиологии связана с именем Купалова П.С., показавшего, что временные состоянияформируются внешними воздействиями по механизму условного рефлекса. Мясищеврассматривал психические состояния как один из элементов структуры личности, водном ряду с процессами, свойствами и отношениями. Б.Ф. Ломов писал: «Психическиепроцессы, состояния и свойства существуют не вне живого человеческого организма,не как экстрацеребральные функции. Они являются функцией мозга,сформировавшегося и развившегося в процессе биологической эволюции иисторического развития человека. Поэтому выявление законов психики требуетисследования работы мозга и нервной системы, более того, всего человеческогоорганизма в целом» [9, стр.342]. В соответствии с принципом единствапсихического и биологического, а также требованиями объективной оценки психическихсостояний, дальнейшее исследование психических состояний проводилось в двухнаправлениях: исследование функционального состояния и эмоциональногосостояния, т.е. исследования тех состояний, в которых ярко выражен и поддаетсяобъективной диагностике (в первую очередь диагностике физиологическихпараметров) интенсивностный показатель. Психические состояния — категорияпсихических явлений, до настоящего времени во многом недостаточно изученная какв отношении их теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане.
        Классификациявидов психических состояний по разным основаниям их характеристик включает всебя состояния умственные (интеллектуальные), эмоциональные, волевой активностии пассивности, трудовые и учебные, состояния стресса, подъема, растерянности,мобилизационной готовности, пресыщенности, ожидания, публичного одиночества ит.п.
      А.О.Прохоров [12], по аналогии с временной осью, градуирует психические состояния поэнергетической шкале. В основании такой градации Прохоров положил континуумактивации Д. Линдсли и шкалу уровней психической активности В.А. Ганзена, В.Н.Юрченко. Такой подход позволил выделить три уровня психической активности, ссоответствующими им состояниями психической активности:
1) состояние повышенной психической активности(счастье, восторг, экстаз, тревога, страх и т.д.);
2) состояния средней (оптимальной) психическойактивности (спокойствие, симпатия, готовность, заинтересованность и т.д.);
3) состояния пониженной психической активности (грезы,грусть, утомление, рассеянность, кризисное состояние и т.д.). Первый и третийуровни Прохоров предлагает понимать как неравновесные, а средний – как условноравновесный, при этом важная особенность неравновесных состояний в том, что ониявляются звеном, предшествующим возникновению новообразований в структуреличности, обусловливая возникновение последних. Впоследствии новообразованиязакрепляются в виде свойств, черт и т.д.
   Состояния имеют характеристики различнойстепени обобщённости: общие, видовые, индивидуальные. К числу характеристиксостояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния.Субъективные и объективные характеристики психических состояний человекаявляются характеристиками одного и того же объекта, достаточно полное изучениекоторого, исходя из единства внутреннего и внешнего, невозможно без привлечениятех и других. Центральной же, системообразующей характеристикой всегокомпонентного состава психического состояния (по терминологии П.К. Анохина)является отношение человека. В структуре состояния она представляет уровеньсознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – этоотношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – этосаморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия междувнешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Вотношении характеристик состояния Брушлинский отмечает, что состояниям присущихарактеристики, свойственные всей психике. Это подчёркивает качествонепрерывности состояний, которое, в свою очередь, связано с такими сторонами состояний,как интенсивность и устойчивость. Состояния, кроме характеристик, имеютвременные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные (напряжённостьволи) параметры.
     Наряду с характеристиками и параметрамивыделяют и функции состояний. Главными среди них можно назвать:
      а) функцию регулирования (в процессах адаптации);
  б) функцию интеграции отдельных психическихсостояний и образование функциональных единиц (процесс-состояние-свойство).Благодаря этим функциям обеспечиваются отдельные акты психической активности втекущем времени, организация психологического строя личности, необходимого дляэффективного её функционирования в различных сферах жизнедеятельности.
    Интересную концепцию предлагает В.И.Чирков [18]. С диагностическими целями он выделяет в психологических состоянияхпять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее),уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе(деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно-побудительная(настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха иотношение к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования).Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода, разделяющиепсихические состояния по тому или иному признаку. Некоторые психологи разделяютпсихические состояния на волевые (разрешение-напряжение), которые в своюочередь делятся на практические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие),которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация).Кроме этого предлагается разделение состояний на состояния индивида, состояниясубъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. На нашвзгляд, классификации позволяют хорошо понять конкретное психическое состояние,описать психические состояния, но по отношению к прогностической функции классификациинесут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с требованиями системногоподхода, рассматривать психологические состояния на разных уровнях, разных аспектах.
  Посвоему динамическому характеру психические состояния занимает промежуточноеположение между процессами и свойствами. Известно, что психические процессы(например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могутрассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуютразвитию соответствующих свойств личности. Взаимосвязь между психическимисостояниями и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что свойства в гораздобольшей степени поддаются непосредственному распознаванию, нежели процессы, аглавным образом из-за того, что, на наш взгляд, неврожденные свойства человекаявляются статистической мерой проявления тех или иных параметров  психическихсостояний, либо их совокупностей (конструктов).
    Нанеобходимость привлечения категории психических состояний для понимания свойствуказывает А.О. Прохоров [12], Левитов Н.Д. [8]: «Чтобы понять чертухарактера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить каквременное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос обусловиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структурехарактера», а также Пуни А.Ц. [13, стр.29]: «состояние: можнопредставить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностныххарактеристик спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психическихпроцессов». Указание на то, что психические свойства есть лишь статистическаямера проявления психических состояний, есть и у А.Г. Ковалева [6]:«Психические состояния нередко становятся типичными для данной личности,характерными для данного человека. В типичных для данного человека состоянияхнаходят свое выражение психические свойства личности». Влияние опять-такитипичных состояний на качества личности можно найти у А.О. Прохорова. ПеровА.К. считает, что если психический процесс и состояние имеют существенноезначение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые егопризнаки. О том, что фазовые состояния могут маскировать и демаскировать типнервной системы, писал Распопов П.П. [15]. О влиянии отрицательныхэмоциональных состояний на формирование отрицательных черт характера на примереневрозов, сообщил В.Н. Мясищев. Имеются также экспериментальные данные о связипсихических состояний и свойств.
1.2        Характеристика  типичных  психических состояний  в  ситуации  учебной деятельности
       Психические состояния чаще всего проявляютсякак реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительныйхарактер к постоянно изменяющейся окружающей действительности, согласуявозможности человека с конкретными объективными условиями и организуя еговзаимодействия со средой. Физиологическую основу психических состоянийсоставляют функциональные динамические системы (нейронные комплексы),объединенные по принципу доминанты. В отличие от физиологических реакций,отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов организма,психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечаютза обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психическиесостояния – явления исключительно индивидуализированные, так как зависят отособенностей конкретной личности, ее ценностных ориентаций и т.п. Соответствиепсихических состояний вызвавшим их условиям может быть нарушена. В этих случаяхпроисходит ослабление их приспособительной роли, снижение эффективностиповедения и деятельности вплоть до полной дезорганизации.
На этой почве могут возникнуть так называемые трудныесостояния. Но прежде чем приступить к анализу трудных состояний, необходимоохарактеризовать  состояния, сопутствующие нормальной реализации жизненныхпотребностей. Такого рода состояния в условиях повседневной, профессиональнойдеятельности определяются как состояния функционального комфорта, то есть этозначит, что средства и условия труда конкретного человека полностьюсоответствуют его функциональным возможностям, а сама деятельностьсопровождается положительным эмоциональным к ней отношением.
Такому состоянию свойственна достаточно высокаяактивность, сопровождающаяся оптимальной по силе нервных и психических функцийчеловека. Однако идеальных условий для любой деятельности практически не бываетникогда. Чаще всего имеют место большие или меньшие, внешние или внутренниепомехи, которые нормальное активное состояние могут значительно изменить,превратив его в трудное. При этом имеет значение, как тип помехи, так и фазадеятельности, в которой эта помеха действует.
Термин «трудное состояние» был впервые введен в научнуюпрактику Ф.Д. Горбовым, более четверти века тому назад, исследовавшим поведениеи самочувствие летчиков в напряженных ситуациях. Он обнаружил, что выполнениенекоторых профессиональных задач сопровождается кратковременными нервнымисрывами, быстропереходящими нарушениями оперативной памяти, пространственнойориентировки, вегетативной сферы.
Одним из условий овладения культурой саморегуляцииявляется знание о трудных состояниях и обстоятельствах, при которых онивозникают. Трудные состояния применительно к ситуациям повседневной жизни можноподразделить на следующие четыре группы:
1)          Психические состояния, вызванныечрезмерной психофизиологической мобилизации организма в естественных фазахдеятельности. Сюда относятся неблагоприятные формы предрабочих и рабочихсостояний, доминантные состояния (навязчивость мыслей и действий и т.п.)
2)          Психические состояния,формирующиеся под влиянием неблагоприятных или непривычных факторов внешнейсреды биологического, психологического и социального характера (реактивныесостояния). Эта группа включает такие весьма разнородные состояния, какутомление, дремотные состояния (монотония), тревогу, депрессию, аффект,фрустрацию, а также состояния, вызываемые воздействием одиночества (изоляции),ночного периода суток («ночная психика»).
3)          Предневротические фиксациинеблагоприятных реакций, появляющихся в результате закрепления отрицательнойреакции в памяти («застойный очаг возбуждения») и последующего еевоспроизведения в аналогических  первичному случаю  условиях. Проявляются ввиде навязчивых страхов (фобий). На основе фобий  могут развиться навязчивыемысли и навязчивые  действия.                                   
4)          Нарушения в сфере личностной  мотивации, куда относятся, например, «кризис мотивации»  и его разновидности.
Стресс-этопсихическая реакция, особое состояние человека в период «перехода»,приспособления к новым условиям существования. Нарастающая урбанизация,индустриализация, ускорение темпов жизни и другие факторы вызвали к жизни массуявлений, так называемых стрессоров, воздействие которых на человека проявляетсяв специфических реакциях организма. Общее свойство последних — избыточнаяактивация физиологического аппарата, ответственного за эмоциональноевозбуждение при появлении неприятных или угрожающих явлений. По видамвоздействия на человека стрессы можно подразделить следующим образом.
Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Онивызываются отравлениями, воспалением тканей, ушибами и т.п.
Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих вреакцию эмоциональную сферу.
Состояние стресса – это одно из нормальных состоянийчеловека. Стресс (от англ. stress – нажим, давление) – это любое более или менеевыраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этомкачестве стресс – неотъемлемое проявление жизни. Стресс можно определить как неспецифическую реакциюорганизма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональнойперестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Важно иметьв виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждаяиз них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, которыйпереживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушениемадаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. «Любая нормальнаядеятельность, — писал Г. Селье,- игра в шахматы и даже страстное объятие –может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда» [16].Следовательно, дело не в наличии самого явления, а в его количестве (в еговыраженности), перерастающем в качество. Существенно важно, поэтому различатьглавные характеристики стресса. Стресс не привязан строго к определенной группетрудных состояний, но как непременный атрибут жизнедеятельности он может датьначалу любому из них. Вредоносный или по крайне мере неприятный стрессследовало бы называть дистресс (то англ. distress- горе,бедствие, расстройство). Чаще все же в разговорной речи и в литературе термином«стресс» обозначают вредоносное напряжение организма.
      Установлено, что стресс-реакция предшествуетразвитию как адаптации, так и функциональных нарушений. Она возникла изакрепилась в эволюции как биологически полезная. Усиленная функциональнаяактивность жизненно важных систем подготавливает организм к действию – либобороться с угрозой, либо бежать от нее. При достаточно сильном ипродолжительном действии стресс-фактора стресс-реакция может статьболезнетворной основой различных функциональных нарушений. В зависимости от причин различают стрессы физиологическийи психологический. Физиологический стресс вызывают механические, физические ит. п. воздействия — сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени илиинформации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, вситуациях угрозы, опасности. При этом происходит мобилизация защитных силорганизма для поиска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональноенапряжение, возникающее при стрессе, не превышает приспособительныхвозможностей организма человека, стресс может оказать положительное,мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет кдистрессу — исчерпыванию энергоресурсов организма, развитию целого рядафизических и даже психических заболеваний.
 
Доминантные состояния – разновидность стрессовых состояний, в которыхнапряженность сознательно или безотчетно бывает смещена в сферу внимания. Этисостояния по своему содержанию, характеру и длительности могут быть самымиразнообразными.
В научной литературе упоминается целый ряд подобногосостояния. Одним из важнейших является познавательные доминантные состояния,характерные для многих видов человеческой деятельности. Проявляется оно в трехосновных вариантах, к которым можно отнести исследование предметного мира,учебную и научную доминанты.
Специфику доминантных психических состояний внаибольшей мере определяет господствующая мотивация, реализующаяся вдеятельности и отражающаяся в эмоциях человека.
 
Фрустрация. Термин  frustration  означает  переживание расстройства  планов, уничтожение замыслов, крушение надежд, напрасные ожидания,переживание неудачи, провала. Это указывает на какую-то, в известном смыслеслова, травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Но, как считаетН.Д.Левитов, «фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкойпроблемы — выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакции на этитрудности. При этом должны изучаться те трудности, которые являютсядействительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерами,оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворениюпотребности» [8, стр.118]. Во-вторых,есть неясности также и в том, к чему относить термин фрустрации: к внешнейпричине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психические состояния илиотдельные реакции). В литературе можно встретить и то, и другое употреблениеданного термина. Современные исследователи проводят различия между фрустратороми фрустрацией — внешней причиной и ее воздействием на личность. Вофрустрирующей ситуации принято различать фрустратор, фрустрационную ситуацию ифрустрационную реакцию. Рассмотрим основные подходы к пониманию психическогосостояния фрустрации, как психического состояния, возникающего при наличиипомехи на пути к достижению цели. Принято все зарубежные исследования относитьк двум большим группам: первую составляют работы фрейдистской ориентации,вторую — исследования бихевиористского толка. Считается, что истоки работ по фрустрацииидут к 3. Фрейду, который ввел данный термин для характеристики особогосостояния или внутреннего психического конфликта, когда личность сталкивается скаким-либо (чаще — субъективно непреодолимым) препятствием на пути к достижениюсвоих осознаваемых или неосознаваемых целей. В основе позиций фрейдизма инеофрейдизма лежит борьба «ид» (бессознательных, но властных влечений) и «суперэго» (принциповповедения, общественных норм и ценностей). Эта борьба полна фрустраций,понимаемых как подавление со стороны «цензуры», являющейся функцией «суперэго»,влечений, которыми человек одержим с детства, и которые носят в значительной(по неофрейдистски) или в полной мере (по З. Фрейду) сексуальный характер.Фрустрация всегда является «вынужденным отказом» от чего-либо». К обычнымпоследствиям фрустрации фрейдисты относят: переход личности на более низкийуровень функционирования (фрустрационная регрессия), бегство в мир фантазий ирационализация (например, логическое обоснование непреодолимости того или иногопрепятствия). Также, обязательным следствием фрустрации, неофрейдисты считаютагрессию.
 Вотечественной психологии фрустрация рассматривается как один из видовпсихических состояний, выражающихся в характерных особенностях переживанийжизненных трудностей (К.Д. Шафранская) и состояния неудовлетворённости (Н.Д.Левитов). Фрустрация наступает, как отмечает Н.Д. Левитов, при возникновениитрудностей на пути к удовлетворению потребностей или к достижению цели.Трудности могут быть представлены в виде непреодолимых (или субъективнооцениваемых как непреодолимые) препятствий, а также в виде внешних иливнутренних конфликтов, в том числе — угрозы, обвинения, конфликтноготребования. Б.Г.Ананьев [1] подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы,дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют социальнуюприроду и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, сизменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными исоциальными утратами.Василюк  Ф.Е.  относит  фрустрацию к  экстремальным  жизненным ситуациям, наряду со стрессом, конфликтом и кризисом. Он считает,что «… если у существа этого мира, обладающего единственной потребностью(отдельным жизненным отношением,мотивом, деятельностью), возникает фрустрация — т.е. невозможностьудовлетворить эту потребность, то вся его жизнь оказывается под угрозой, и,значит, подобная ситуация равносильна кризису» [2]. При анализе состоянияфрустрации Ф.Е. Василюк выделяет 3 типа переживания фрустрации: реалистическое,ценностное и творческое. Ряд исследователей (А.А. Реан А.А. Баранов, Л.Г. Дикая,А.В. Махнач) рассматривают фрустрацию как одну из форм психологическогостресса. Как считает Н.В. Тарабрина [17], фрустрация — это «негативное понятие,отражающее состояние человека, сопровождаемое разными формами отрицательныхэмоций». По Р.С. Немову, фрустрация — это «тяжелое переживание человеком своейнеудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижениеопределенной цели». Согласно В.С. Мерлину [10], основными формами проявленияэмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность,подавленность, обесценивание цели или задачи.
 Фрустрация – психическое состояние острогопереживания неудовлетворенной потребности. Ситуации, в которых это состояниевозникает, и причины, их порождающие, получили названия «фрустрационныеситуации», «фрустрационные воздействия». Фрустрационные ситуации вызываютсяконфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью еереализации, срывом мотивированного поведения.
В повседневной жизни фрустрационные ситуации могутбыть связаны с широким диапазоном потребностей, который условно можнораспределить на две группы:
1. Биологические потребности – сюда входятфизиологические (голод, жажда, сон), половые или сексуальные, ориентировочные(потребность ориентироваться в месте, времени, окружающей действительности) ит.п.
2. Социальные потребности – трудовые, познавательные,межличностные,  эстетические, нравственные.
Для фрустраций характерны следующие признакиотрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние,«чувство лишения».
Особенно трудно переносятся переживания человеком,когда он отвергается обществом, лишаясь привычных социальных связей. Оченьчасто фрустрация развивается в результате неудовлетворенности собственнымтрудом, его содержанием и результатами. Суммационный эффект, проявляющийся всостоянии человека, оказавшегося в совокупности фрустрирующих ситуаций, получилназвание фрустрационной напряженности. Этим термином обозначается интенсивностьпроявления психофизиологических механизмов адаптации организма к фрустрирующимусловиям. Непомерно высокая фрусирационная напряженность при адаптационныхнарушениях ведет к чрезмерному усилению функций нервной и гормональных системорганизма и тем самым способствует истощению его резервных возможностей.
Таким образом, под фрустрацией понимаетсяспецифическое эмоциональное состояние, которое возникает в тех случаях, когдачеловек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями исопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются кактаковые. Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное,чтобы не стремиться избавиться от него. Человек, планируя свое поведение напути к достижению поставленных целей, одновременно мобилизует блок обеспеченияцели определенными действиями. В данном случае говорят об энергетическомобеспечении целенаправленного поведения. Но представим себе, что передзапущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т.е.психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержкипсихического события (т.е. в нас) происходит резкое повышение психическойэнергии. Запруда приводит  к резкой концентрации энергии, к повышению уровняактивации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этотпереизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения,которое необходимо снять, поскольку это состояние достаточно неприятное.
Тревожность– это склонность индивида к переживанию
тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: одиниз основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельностиличности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательныйуровень тревожности
– это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этомотношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлениенеблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях неодинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, вдругих они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимостиот складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожностипринято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующейличностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчиваяиндивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта ктревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточноширокий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определеннойреакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется привосприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные,связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, аособенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как«ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективнопереживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию иможет быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимыек категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке ижизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьманапряженно, выраженным состоянием тревожности. Поведение повышенно тревожныхлюдей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующиеособенности: высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают встрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у нихдоминирует над стремлением к достижению успеха. Мотивация достижения успеховпреобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможнойнеудачи. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче. Личностнаятревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасныхситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. Деятельность человека вконкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия илиотсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности,возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувствачеловека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяюткогнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызываетопределенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усилениесостояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи).Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается вкору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакциюорганизма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер исоответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшейситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается навыполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимостиот состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятыхответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуациинепосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер,предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
 
Агрессия – (отлат. aggredi — нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие,направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либона уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаевагрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождаетсяэмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.
 Агрессия — мотивационное поведение, акт, который можетчасто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другиминдивидуумам вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не уютность, напряженность,страх, боязнь, состояние подавленности, аномальные психопереживания. Физическаяагрессия (атака, нападение) — когда используется физическая сила против другогообъекта или субъекта. Речевая агрессия — когда выражаются отрицательныечувства, эмоции через коммуникативную форму (конфликт, ссора, крик, вербальнаяперепалка), а так же через предикаты – содержание вербально–эмотивных реакций(угроза, инвективы, остракизмы, вербальная ругань, мат, формы проклятья).Косвенная агрессия — действия кои не прямым путем интенционированны на другогоиндивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония). Инструментальная агрессия,эксплицируется, как средство (методы, приемы), спроецированные на достижениикакой либо значимой цели, результирование какой либо утилитарной задачи.Враждебная агрессия, проявляется в акциях целью коих является непосредственноепричинение вреда объекту самой агрессии, эскалации. Аутоагрессия – выражается ваутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих достоинств, качествличности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самомусебе телесных травм, повреждений. Агрессивные поведенческие акты являются однойиз матриц реагирования на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные впсихическом и физическом параметре ситуации, жизненные обстоятельства,вызывающие в психике социоиндивида депрессию, стресс, фрустрации, аберрационныепсихосостояния. Агрессивные поведенческие акты часто бывают одним изфункциональных способов решения проблем имплицированных с сохранениеминдивидуальности, чувства собственной ценности, значимости, это механизм и психоиммунностив определенных социоситуациях, который усиливает контроль субъекта надобстоятельствами, окружающими его индивидами. Таким образом, агрессивные актывыступают в придатке способа самореализации, самоутверждаемости,самореализуемости, способа помогающего оказать психологическое воздействие надругого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать –метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психикеповеденческие реакции. В формировании самоконтроля над агрессивностью исдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологическихпроцессов, эмпатии, идентификации, децентрации, лежащих в основе способностисубъекта к пониманию другого человека и сопереживании ему, способствующихформированию представления о другом человеке как уникальной ценности.Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивноеповедение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует дванаиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти(танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение ивоспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение ипрекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение являетсярезультатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существуетпостоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт междусохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы(смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от«Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскореприведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно  способствуеттому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшитьвероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций,сопровождающих агрессию. Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляетсядвум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается какситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучаттак: агрессия всегда является результатом фрустрации, степень ожидаемогосубъектом удовлетворения от будущего
достижения цели, т.е. чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие,чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, темсильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одназа другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивнуюреакцию большей силы. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессиейна фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение непроявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. Вэтом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивныедействия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируетсяс наименьшим наказанием. Таким образом, человек, которого удерживает отагрессивности против фрустратора сильный страх наказания, прибегает к смещениюсвоих наладок, направляя на другие мишени — на тех лиц. Какие же факторыослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессекатарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижаютуровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столукулаком — акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей болеесильной агрессии).
 
    Депрессия — состояние, согласнопрофессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением,подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражениемплохого здоровья. В медицинском контексте термин относится к болезненномупсихическому состоянию, при котором доминирует пониженное настроение и котороечасто сопровождается рядом ассоциативных симптомов, в частности тревогой, ажитацией,ощущением собственной неполноценности, суицидальными мыслями, гипобулией,психомоторной ретардацией, различными соматическими симптомами, физиологическойдисфункцией (например, бессонница) и жалобами. Депрессия как симптом илисиндром является основной или значимой особенностью в целом ряде категорийзаболеваний. Термин широко и иногда неточно используется для обозначениясимптома, синдрома и болезненного состояния.
По наблюдениям Райта и Макдональда, бихевиористы,обращаясь к проблеме депрессии, больше внимания уделяли терапевтическимпроцедурам, нежели построению теоретической модели депрессии. Однако импульсомк развитию бихевиористского подхода в изучении депрессии послужилаэкспериментальная работа Селигмана и его коллег заложившая основы для пониманиядепрессии как усвоенной беспомощности. Селигман и его коллеги показали, что втех случаях, когда собака многократно подвергается воздействию разрядаэлектрического тока и не может предотвратить его, она в конце концов смиряетсяс их неизбежностью и начинает воспринимать их пассивно. По мнению Селигмана,собака усваивает, что не существует адаптивного ответа на разряд электрическоготока, что она не может сделать ничего, чтобы избежать его, и, таким образом,научается пассивности и беспомощности. Используя контрольную группу собак,которые получали удар той же силы, но могли контролировать или предотвращатьего, экспериментаторы показали, что вовсе не сила удара и не физическая травмаопределяют пассивное поведение собак из экспериментальной группы.
Позднее Мэйер показал, что собаки, обученныеоставаться неподвижными для того, чтобы избежать удара, не обнаруживалипассивности в другой ситуации, когда они могли избежать удара, перепрыгнувчерез барьер. По-видимому, состояние беспомощности возникает у животного тогда,когда оно усваивает, что его реакция не может изменить воздействия среды. Втаких случаях у животного снижается мотивация к взаимодействию со средой, кустановлению контроля над ситуацией. Возникшая в результате этой реакцииповеденческая апатия приобретает патологический характер тогда, когда онагенерализуется и препятствует любому процессу научения, направленному наизменение окружающей среды и контроль за нею.
Селигман и его коллеги рассматривают феномен«усвоенной беспомощности», наблюдаемый у животных в результате многократногоповторения неотвратимых разрядов электрического тока, как аналог реактивнойдепрессии у человека. Они полагают, что все ситуации, вызывающие депрессию,имеют одну общую черту — они воспринимаются индивидом как ситуации, надкоторыми он не может установить свой контроль, особенно над теми их аспектами,которые наиболее значимы для него. Селигман, распространяя результатыпроведенных им экспериментов на человека, несомненно, находился под влияниемвзглядов Бека и Келли. В разработанной Келли теории, личность рассматриваетсякак функция персональных конструктов, при этом подчеркивается, что человекиспытывает потребность предсказывать и контролировать свое окружение.
По мнению Селигмана, его теория депрессии сопоставимас теорией противоположных эмоциональных процессов. Вредоносное событие (уСелигмана это разряд электрического тока) порождает у индивида страх, которыйвыражается в панических, дезадаптивных реакциях. При многократном повторенииситуации организм усваивает, что мотивированные страхом реакции дезадаптивны.По мере накопления негативного опыта у индивида возникает чувство беспомощностии депрессивные переживания. В конечном счете депрессия ограничивает страх,удерживая его в рамках индивидуальной толерантности (т.е. страх и депрессиядействуют как противоположные процессы). После прекращения вредоносноговоздействия индивида может вновь захлестнуть страх, однако депрессия при этомсохраняется. Как уже отмечалось, в теории дифференциальных эмоций и некоторыхпсихоаналитических теориях утверждается, что неотъемлемой характеристикойэмоционального профиля депрессии являются интеракции между различными эмоциями,в частности интеракция «печаль—страх». В теории депрессии Селигмана страхвыступает скорее как побочный эффект, чем каузальное явление; тем не менееэкспериментальная парадигма Селигмана начинается со страха, вызванного разрядомэлектрического тока, и вопрос о том, какие другие аффективные состояния снижаюттолерантность индивида и способствуют развитию состояния усвоенной беспомощностии развитию депрессии, остается невыясненным.                                             
Результаты экспериментальных исследований Селигмана иего коллег и разработанная на их основе теоретическая модель депрессии вызвализначительный интерес у тех специалистов, которые занимаются изучением илечением депрессии. Пожалуй, самым серьезным недостатком данной теории являетсяограниченная сфера ее применения. Селигман и сам признает, что разработанная имтеоретическая модель применима только при рассмотрении реактивной депрессии, даи то не объясняет всех ее разновидностей. Но, если исходить из того, чтонеблагоприятное воздействие вызывает у индивида только страх и дезадаптивныереакции, тогда модель Селигмана действительно может оказаться полезной дляконцептуализации того типа аффективно-когнитивно-поведенческой цепочки явлений,которая приводит к формированию таких бесспорных, по мнению ряда теоретиков,симптомов депрессии, как чувство безнадежности и беспомощности.
Клерман в своем глубоком труде поставил ряд вопросовперед бихевиористскими моделями депрессии. Он считает неправомернымрассматривать депрессию только как совокупность условных дезадаптивных реакций.У животных и у младенцев депрессия, по его мнению, выполняет ряд адаптивныхфункций, таких как:
1) социальная коммуникация;
2) психологическое возбуждение;
3) субъективные ответы;
4) психодинамические механизмы защиты. Он считает, чтос помощью депрессии младенец сигнализирует окружающим его взрослым о своемнеблагополучии, страдании, взывая таким образом к их помощи. Клерман неконкретизирует, в чем состоит адаптивное значение депрессии у взрослых, ноприходит к заключению, что депрессия всегда является адаптивным процессом,независимо от возраста человека. В качестве доказательства он указывает на то, чтореактивная депрессия имеет естественную, вполне ограниченную продолжительность(фактор, который, по мнению Клермана, свидетельствует о «доброкачественности»депрессии).
Форстер, рассматривая депрессию на поведенческомуровне, считает, что депрессия характеризуется утратой некоторых навыковадаптивного поведения и замещением их реакциями избегания, такими как жалобы,просьбы, плач и раздражительность. Депрессивный человек пытается устранитьнеблагоприятную ситуацию при помощи жалоб и просьб. Но еще более важнойхарактеристикой депрессии Форстер считает снижение частоты тех поведенческихреакций, которые первоначально получали положительное подкрепление. В основетакой редукции адаптивного поведения лежат три фактора. Во-первых, этоограниченность репертуара доступных реакций в конкретной ситуации. Так,например, в депрессии одним из таких ограничителей является эмоция гнева.Поскольку гнев обычно направлен на другого человека, то вероятность того, чтообъект гнева обеспечит положительное подкрепление субъекту, выражающему гнев,крайне мала. Кроме того, проявление гнева наказуемо, и, для того чтобы избежатьнаказания, человек может подавлять свой гнев. При этом вместе с гневнымиреакциями могут быть подавлены и потенциально адаптивные реакции, что ведет кограничению репертуара действий, которые могли бы вызвать положительноеподкрепление. Второй причиной редукции адаптивного поведения являетсянепоследовательность поощрения и наказания. Индивид теряет способность пониматьзакономерности подкрепления. Если родители или воспитатели применяют методыпоощрения и наказания непоследовательно, у ребенка может возникнуть чувстворастерянности, замешательства и в результате — чувство безнадежности ибеспомощности, которое, согласно многим теориям, является компонентом депрессивногосиндрома. Третий фактор, рассматриваемый Форстером, связан с изменениями вокружающей среде. Если окружающая среда, особенно социальное окружениечеловека, изменяется таким образом, что реакции, прежде получавшиеположительное подкрепление, больше не подкрепляются, эти реакции постепенноисчезают из поведенческого репертуара индивида. Следуя клинической традиции,Фостер в качестве основного примера, иллюстрирующего данный случай, называетутрату любимого или близкого человека, который воспринимался индивидом какисточник позитивного подкрепления.
1.3   Особенности проявления психических состояний устудентов
 
Одним из факторов, влияющих на успешность учебнойдеятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психическихи личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного факторауспешности деятельности сравнивались две группы студентов с разнойуспеваемостью по целому ряду показателей, отражающих некоторые особенности ихпсихических процессов, свойств и качеств личности. Для этого были использованыматериалы комплексного психологического эксперимента, осуществленноголабораторией психофизиологических проблем высшего образования Казанскогоуниверситета, и сведения об успеваемости студентов первого курсаисторико-филологического и физического факультетов по итогам экзаменационныхсессий.
  Для выявления во взаимосвязях и отношениях изучаемыхпоказателей был применен корреляционный анализ, связанный с построениемкорреляционных матриц. Следует сделать вывод о том, что предшествующаядеятельность вызвала большой спад активности у более пассивных студентов. Судяпо содержанию вопросов, эти студенты менее энергичны. Они реже, чем другие,проявляют инициативу в работе, не так целеустремленны при ее выполнении, оченьредко берутся за дополнительную работу.
Более высокая эмоциональная реактивность соответствуетотносительно низкому уровню настроения до и после эксперимента, а так жеотносительно плохое самочувствие после него. Смысл является вполне очевидным,если обратиться к содержанию вопросов, по характеру ответов на которыеопределяется степень эмоциональной реактивности. Оказывается, наиболее плохоенастроение в течение эксперимента было у студентов, которые чаще расстраиваютсяв связи с трудностями или неудачами в работе, легко сердятся, более обидчивы, укоторых чаще бывает неожиданные смены настроений. У этих же студентов в большейстепени ухудшалось состояние после эксперимента, о чем свидетельствуетотрицательная корреляция показателя эмоциональной реактивности с показателемсамочувствия после обследования и с его сдвигом.
Значительно большее число элементов содержит структурамежфункциональных связей, полученная для сильной группы физического факультета.Все элементы этой структуры образуют единую плеяду. Системообразующими являютсядва элемента: работоспособность, отражающая выносливость к длительнымнагрузкам, и эмоциональная реактивность, имеющая четыре связи, причемработоспособность положительно связана с самочувствием и активностью в началеэксперимента и с самочувствием и настроением после него. Следовательно, для техстудентов, которые имели лучшие показатели функционального состояния, судя поих ответам, характерна систематичность в работе. Они чаще доводят работу доконца, имеют тенденцию совершенствовать ее и дольше не утомляются. Кроме того,у них большой объем кратковременной памяти на слова.
Другой системообразующий фактор – эмоциональнаяреактивность – также коррелирует с некоторыми показателями функциональногосостояния, но уже отрицательно. Корреляция его с самочувствием и настроениемговорят о том, что относительно высокая эмоциональная реактивность характернадля тех, у кого работоспособность и выносливость к длительным нагрузкам имеютболее низкий уровень, как и в слабой группе.
 Показатели функциональной активности до и послеэксперимента коррелируют в этой с показателями, отражающими уровень активностикак свойства личности. Данная связь естественна, поскольку высокий уровеньэнергичности может проявиться в соответствующе высокой  функциональнойактивности. Последняя, определенная до начала эксперимента, связанаположительно со скоростью обработки информации в условиях переключения вниманияи отрицательно – со средним объемом памяти на цифры.
Смысл первой связи очевиден, а вторая, опять-таки,объясняется нелинейной зависимостью между  средними объемом памяти на цифры иактивностью. То же самое относиться и к отрицательной связи показателейфункционального состояния в начале обследования с максимальным объемомкратковременной памяти на цифры.
Изменение функциональной активности, связанное синтенсивной умственной деятельностью, положительно коррелирует с показателямисреднего объема памяти на цифры и максимального объема памяти на цифры. Чем онивыше, тем меньше изменилась  (а по первичным данным повысилась) функциональнаяактивность студентов этой группы.
В лучшем настроении к концу обследования находились тестуденты, которые успешнее справились (по показателю продуктивностьдеятельности) с тестом «Интенсивность внимания», о чем свидетельствуетположительная  корреляция этих показателей. По всей видимости, здесь имеетместо положительное обратное влияние результатов деятельности на функциональноесостояние.
Перейдем к рассмотрению структуры связей, полученныхдля сильной и слабой групп историко-филологического факультета. Здесь, как и уфизиков, в слабой группе центральным системообразующим фактором являетсяпоказатель эмоциональной реактивности, отрицательно связанный с пятьюпоказателями функционального состояния: настроение в начале обследования,самочувствие в конце обследования, настроение в конце обследования, активностьв начале и в конце обследования. Смысл этих связей состоит в том, что болеенизкая эмоциональная реактивность характерна для тех, у кого этим показателифункционального состояния хуже. У этих студентов относительно выше оказаласьумственная работоспособность, о чем свидетельствует обратная связь междупоказателем умственной работоспособности и настроением до и после эксперимента.Картина соотношений между личностными показателями и показателямифункционального состояния сходна с ней, которая наблюдалась в обеих группахфизического факультета.
 Наиболее сложная структура межфункциональных связейполучена для «сильной» группы историко-филологического факультета. Двацентральных компонента объединяют все показатели, входящие в эту структуру.Показатель, отражающий выносливость к длительным нагрузкам, имеет шестькорреляционных связей, а показатель активности личности – пять связей.
Анализ взаимосвязей в данной группе показал, что здесьболее ярко, чем в слабой группе выражено прямое отношение между функциональнымсостоянием и показателями, отражающими эмоционально-волевые качества. Так,выносливость к длительным нагрузкам, характеризующая степень работоспособностистудентов, связана здесь положительно со всеми показателями функциональногосостояния до и после обследования. Исходя из этого, можно сказать, чтостуденты-историки, находившиеся в лучшем состоянии, оценили своюработоспособность выше и – наоборот. Та же тенденция проявляется и в самооценкестепени активности личности, которая оказалась положительно связанной сфункциональной активностью до и после эксперимента и самочувствием после него.Наличие этой тенденции в самооценке, как и в слабой группе, в какой-то мереподтверждается там, что у более энергичных студентов выполнениеэкспериментальных заданий вызвало меньший сдвиг в самочувствии и настроении.Наконец, большая эмоциональная ркактивность оказалась свойственна темстудентам, которые, как и в слабой группе, имели худшие настроение в началеэксперимента. Положительная связь всех показателей, кроме  максимального объемапамяти на цифры, со сдвигом в настроении, а также скорости заучивания снастроением после эксперимента, дает основание предположить, что в даннойгруппе фактор настроения играет существенную роль.
Рассмотренные нами данные говорят о том, что изучаемыегруппы различаются по структуре межфункциональных связей, ее объему, сложности,а также характером взаимоотношений. Наиболее сложной, имеющей несколькоцентральных компонентов, оказалась структура, полученная в сильной группе обоихфакультетов. В качестве системообразующих в этой группе выделились показатели,отражающие характер умственной работоспособности и активность личности. В группеслабоуспевающих таким фактором является показатель эмоциональной реактивности,опосредующий волевую активность личности.
Выводы:
1. По результатам проведенного исследования, хорошо ислабо успевающие студенты практически не различаются по степени выраженностиизучаемых свойств. Исключение составляет скорость заучивания, которая выше всильной группе, и продуктивность деятельности в условиях переключения внимания.
2.    В данном исследовании выявилось, что фактором,обуславливающим успешность деятельности, являются не отдельные психическиепроцессы и свойства личности, а их структура. При этом деятельность являетсяболее успешной тогда, когда ведущую роль в структуре играют волевые качества, ане эмоциональная реактивность, являющаяся характеристикой сензитивности каксвойства личности.
3.       Характер полученных различий может бытьследствием особенностей самооценки студентов, что само по себе уже представляетнесомненный интерес.       
 
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование выраженностиэмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.
 
2.1 Постановка эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось дляопределения уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов психологовчетвертого курса ЕГПУ. Было протестировано тридцать пять девушек в возрасте отдевятнадцати до двадцати двух лет во время учебной деятельности.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Первый этап проходил в июне-октябре месяце 2005 года.Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,выбор контингента испытуемых, подбор методик, оформление первой главы.
Второй этап исследования проходил в ноябре 2005 года.Поводился сбор фактического материала, обработка фактического материала.
На третьем этапе (декабрь 2005 года) проводилосьоформление материалов курсовой работы.
В экспериментальном исследовании использовались триметодики:
1)«Дневник моего настроения», автором которого является А.Н. Лутошкин
2)Методика «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскимипсихологами А. Уэссманом и Д. Риксом.
3)Методика «Дифференциальные шкалы эмоций», разработанная К. Изардом.
4)Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности иригидности», разработанная О. Елисеевым.
«Дневник настроения» предназначен для того, чтобыопределить доминирующие состояния испытуемых и их причины. В «Дневникенастроения» испытуемым предлагалась таблица с рядом настроений исоответствующий каждому настроению цвет.
Красныйцвет – восторженное
Оранжевый– радостное, теплое
Желтый– светлое, приятное
Зеленый– спокойное, уравновешенное
Синий– неудовлетворенное, грустное
Фиолетовый– тревожное, напряженное
Черный– полный упадок, уныние
Настроение и цвет – явления взаимосвязанные. Внастроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающего нас. Поэтомукаждая цветная полоса в цветописи – это условный знак настроения.
Испытуемым дается такая инструкция: « На местепересечения даты и сегодняшнего настроения необходимо указать порядковый номерпричины этого настроения:
1-состояния здоровья,самочувствия
2-предстоящая сдача зачета(экзамена)
3-настроение группы
4-предстоящий семинар,контрольная работа
5-отношение с преподавателями
6-отношение с одногруппниками
7-события в группе
8-мои отношения с близкимидрузьями
9-недовольство собой
10-неприятности дома
11-очень личное
12-погода
13-успехи/неуспехи в обучении
14-просто устала
15-за день не было ничегоинтересного, нового»
 Методика «Самооценка эмоциональных состояний»предназначена для самооценки эмоциональных состояний. В данной методикепредлагается четыре следующие шкалы:
1)  «спокойствие – тревожность»
2)  «энергичность – усталость»
3)  «приподнятость – подавленность»
4)  «уверенность в себе –беспомощность»
В каждой шкале по десять утверждений от отрицательногоэмоционального состояния до положительного эмоционального состояния.Испытуемому предлагается выбрать из наборов суждений то, которое лучше всегоописывает его эмоциональное состояние сейчас.
И1 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемымиз первой («спокойствие – тревожность») шкалы. Чем выше балл, тем испытуемыйоценивает свое эмоциональное состояние как более спокойное. Соответственно, чемниже балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как тревожное,неуверенное в себе.
И2 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемымиз второй («энергичность – усталость») шкалы. Если испытуемый выбирает высокийбалл, то он оценивает свое состояние как энергичное, бодрое. Если же испытуемыйвыбирает низкий балл, то он оценивает свое состояние как усталое, утомленное.
И3 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемымиз третьей («приподнятость – подавленность») шкалы. Чем выбранное испытуемымсуждение ближе к десяти, тем выше он оценивает свое эмоциональное состояние каквеселое, возбужденное. Чем выбранное суждение ближе к единице тем нижеиспытуемый оценивает свое состояние как депрессия, уныние.
И4 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемымиз четвертой («чувство уверенности в себе – чувство беспомощности») шкалы. Еслииспытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает себя как уверенного в себечеловека. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает себянесчастным, неуверенным в себе человеком.
Интерпретация производится по сумме всех четырех шкалпо формуле:
И5=И1+И2+И3+И4, где
И5– суммарная оценка состояния
И1, И2, И3, И4– индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высокооценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняяоценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.
Внушаемость и эмпатические способности связаны нетолько с характером активности человека, но и с его самочувствием, котороевыражается в терминах чувств и эмоций. Для этого предназначена методика«Дифференциальные шкалы эмоций». Ее содержание предполагает активную позициюиспытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. Вметодике следующие шкалы:
С1- интерес
С2- радость
С3- удивление
С4- горе
С5- гнев
С6- отвращение
С7- презрение
С8- страх
С9- стыд
С10– вина
Каждая шкала эмоций имеет три понятия. Испытуемомупредлагается оценить по четырех балльной шкале то, в какой степени каждоепонятие описывает его самочувствие в данный момент. Предлагаемые значения цифр:
1-  совсем не подходит
2-  пожалуй, верно
3-  верно
4-  совершенно верно
Подсчитывается сумма баллов по каждой эмоции и такимобразом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описатьсамочувствие обследуемых в отношении к определяемому типу характера. Чтобыдополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, надовысчитать К по формуле:
К= сумма положительных эмоций С1+С2+С3+С9+С10
      Сумма отрицательных эмоций С4+С5+С6+С7+С8
гдеК — самочувствие
 С – строки
Если К больше единицы, то самочувствие в целом болееотвечает положительному. Если К меньше единице, то самочувствие  в целом болееотвечает отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либогипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженнымнастроением) типу акцентуации характера человека. В случаяхнеудовлетворительного самочувствия (К меньше единицы) самооценка человека вцелом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии.
Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности,агрессивности и ригидности» предназначена для самооценка тревожности,фрустрированности, агрессивности и ригидности. Так как тревожность являетсяодним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставитьее с другими, связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаютсяпроявления фрустрированности, агрессивности и ригидности.
Испытуемому предлагается четыре шкалы:
1)самооценка тревожности
2)самооценка фрустрированности
3)самооценка агрессивности
4)самооценка ригидности
В каждой шкале по десять утверждений. Испытуемыйдолжен проставить цифру от одного до четырех около каждого утверждения, где:
1-  нет, это совсем не так
2-  пожалуй, так
3-  верно
4-  совершенно верно
По каждому свойству сумма баллов умножается на два.Максимальное количество баллов по каждому свойству – 80.
Низкийбалл от 20 до 30
Среднийбалл от 31 до 45
Высокийбалл от 46 и выше
2.2 Обсуждение результатов исследования
После этого тестирования получились такие результаты: спокойноесостояние (18.6%) у студентов в период учебной деятельности доминирует надвсеми остальными состояниями. Немного меньше процентов уравновешенного (17.1%)и радостного (16.3%) состояния. Напряженное состояние 13.9%, уныние 11.4% ивосторженное состояние 11.3%. Самый низкий процент у тревожного состояния – онсоставляет 11.2%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что впроцессе учебной деятельности студенты пребывают в спокойном, уравновешенном,радостном состояниях; реже в тревожном состоянии.
На протяжении двадцати четырех дней 35 испытуемых 109раз (то есть 22.1%) ответили, что причина настроения очень личное
19.8%просто устали
14.4%определили причину во взаимодействии с близкими друзьями
13.1%определили свое состояние из-за погоды
9.5%ссылались на свое здоровье
У7% не было ничего интересного, нового за день
3%определили свою причину как неприятности дома
2.8%определили свое состояние из-за отношений с одногруппниками
2.4%причину своего настроения определили из-за настроения группы
1.8%недовольны собой
1% причину определил из-за успехов/неуспехов в обучении
0.8%ссылались на отношения с преподавателями
0.6%задумались о предстоящем семинаре/контрольной работе
Итолько один день  из двадцати четырех, один испытуемый вспомнил о предстоящемзачете/экзамене, что соответствует 0.2%.
Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что впериод учебной деятельности студенты больше заняты своими личными делами именьше всего их интересует учебный процесс. Возможно, это связано с тем, чтостуденты не утруждены предстоящими зачетами и экзаменами.
По методике «Самооценка эмоциональных состояний»получились такие результаты (См табл. №1):
Показатели самооценки эмоционального состояния Уровни самооценки И1 И2 И3 И4 Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Низкий
(1 – 3) 5 14.2 2 5.7 1 2.8
Средний
(4 – 7) 20 57.1 25 71.4 30 85.7 16 45.7
Высокий
(8 – 10) 10 28.5 8 22.8 5 14.2 18 51.4
По шкале «Спокойствие-тревожность» пять человек(14.2%) оценивают свое состояние как тревожное, десять человек (28.5%)оценивают свое состояние как спокойное и благополучное, доминирует адекватнаяоценка состояния, у двадцати человек (57.1%).
По шкале «Энергичность-усталость» два человека (5.7%)чувствуют себя утомленными, восемь человек (22.8%) чувствуют в себе сильноестремление к деятельности, двадцать пять человек (71.4%) чувствуют себя в мерубодрыми.
По шкале И3 «Приподнятость-подавленность» большинствоиспытуемых (тридцать человек, что соответствует 85.7%) оценивают свое состояниекак хорошее, жизнерадостное. Пять человек (14.2%) чувствуют себя ввозбужденном, восторженном состоянии.
По шкале «Уверенность в себе-беспомощность» одинчеловек  (2.8%) чувствует себя слабым, жалким и несчастным, шестнадцать человек(45.7%) оценивают свое состояние адекватно, восемнадцать человек (51.4%)чувствуют себя очень уверенно.
Далее подсчитывается индивидуальная суммарная (почетырем шкалам) оценка состояния – это будет И5. Подсчитав, мы получилиследующие результаты: у двенадцати испытуемых высокая самооценка, у двадцатьодного испытуемого адекватная самооценка и у двух испытуемых низкая самооценка.
Таким образом, у большинства студентов (60%)адекватная самооценка во время учебной деятельности, у 34.2% высокая самооценкаи только у 5.7% низкая самооценка. По моему мнению, к четвертому курсубольшинство студентов адаптированы к учебной деятельности, не боятсяпредстоящих экзаменов и уверены в своих способностях.
В методике «Дифференциальные шкалы эмоций» результатыу всех тридцати пяти испытуемых больше единицы, таким образом можно судить отом, что во время учебной деятельности у студентов доминирует положительноесостояние (См. таб. №2).
 Показатели выраженностиположительных эмоций Эмоции Более положительное состояние количество % С1 интерес 15 31.2 С2 радость 12 25 С3 удивление 9 18.7 С9 стыд 5 10.4 С10 вина 7 14.5
Самый высокий процент положительного состояния – этоинтерес. Интерес является доминирующим самочувствием по сравнению с остальнымиположительными состояниями (у 31.2% испытуемых). У двенадцати человекдоминирующим состоянием является радость (25%), у девяти (18.7%) испытуемыхдоминирующее состояние удивление, у семи (14.5%) испытуемых вина и у пяти(10.4%) человек доминирующим состоянием является стыд.
Получились такие результаты потому, что у одногоиспытуемого могло быть несколько доминирующих состояний. Это два положительныхэмоциональных состояний, следовательно, ни у одного из испытуемых нетдоминирующего отрицательного эмоционального состояния, так как самооценка убольшинства студентов высокая, удовлетворительное самочувствие и спокойноесостояние.
Послепроведения тестирования по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности,агрессивности и ригидности» мы получили такие результаты (См. таб. №3):
Показателивыраженности психических состоянийсвойства С высоким уровнем Со средним уровнем С низким уровнем Кол-во % Кол-во % Кол-во % тревожность 11 31.4 20 57.1 4 12 фрустрированность 19 54 12 34 4 12 агрессивность 10 28.5 23 65.7 2 5.7 ригидность 19 54 12 34 4 12
У 54% высокий уровень фрустрированности, у 34% среднийуровень, у 12% низкий уровень фрустрированности
У двадцати трех человек, что соответствует 65.7%средний уровень агрессивности, у 28.5% высокий уровень, у 5.7% низкий уровеньагрессивности.
У двадцати человек (57.1%) средний уровеньтревожности, у 31.4% высокий уровень, у 12% низкий уровень тревожности.
У 54% высокий уровень ригидности, у 34% среднийуровень, у 12% низкий уровень ригидности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, чтодоминирующее состояние у студентов во время учебной деятельности – этосостояние агрессивности со средним уровнем, которое составляет 65.7%. Скореевсего это связано с инструментальной агрессией, которая эксплицируется, каксредство — методы – приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимойцели, направлены на достижение утилитарной задачи. Например, это может бытьдостижение хороших отметок во время учебной деятельности.
Немного отстает состояние тревожности со среднимуровнем – 57.1%, это может говорить о том, что студенты еще не тревожатся поповоду учебы, так как учебная сессия далеко. Определенный уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Укаждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности– это так называемая полезная тревожность.
Состояние фрустрированности с высоким уровнемсоставляет 54%. Не всякая неудовлетворенность желания, мотива, цели вызываетфрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал налекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако эти случаи невсегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляетсятолько тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек можетвынести. Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки исамооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимыеотношения.
Состояние ригидности с высоким уровнем составляет 54%.Ригидность (от латинского rigidis — жесткий,твердый) затрудненность (вплоть до неспособности) в изменении намеченнойпрограммы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки(противоположное -пластичность, гибкость); застревание на определенном способедеятельности, реакции.
Состояние тревожности с высоким уровнем составляет31.4%.  Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлениемнеблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях неодинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, вдругих они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимостиот складывающихся обстоятельств. В данном случае это может быть личныенеприятности дома, отношения с близкими друзьями и т.п.
Заключение
В первой главе «Теоретические  аспекты исследования  эмоциональных  состояний  в  учебной  деятельности» дается анализи обобщение научных взглядов отечественных и зарубежных психологов по проблемепсихических состояний. Исследованием проблем психических состояний занималиськак отечественные, так и зарубежные ученые.  Так, Левитов Н.Д. определял психические состояния как «целостнуюхарактеристику психической деятельности и поведения человека за определенныйпериод времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости ототражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний исвойств личности». И.П. Павлов писал: «эти состояния есть для нас первостепеннаядействительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливаютпрогресс человеческого общежития».
 Таким образом, психическиесостояния –
 1) психика в ее наличных на моментвремени существенных характеристиках,
2) аспект состояния человека –действительное соотношение
 а) организации структуро-функциональных уровней жизнедеятельности(организации предметов, механизмов, результатов и энергии взаимодействия вконкретных способах взаимодействия с миром – сферах жизнедеятельности:чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и духовной),
 б) соотношение содержания и свойств этаповвзаимодействия (восприятия, реакции, осознания, побуждения, воздействия) и,
в) соотношение уровня силы, потенциала воздействиясубъекта и уровня силы факторов среды.
Во второй главе «Экспериментальное исследованиевыраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебнойдеятельности» предоставлены результаты по четырем методикам:
1) По «Дневнику настроения», автором которого являетсяА.Н. Лутошкин, вышли такие результаты: в период учебной деятельности студентыбольше заняты своими личными делами и меньше всего их интересует учебныйпроцесс. Возможно, это связано с тем, что студенты не утруждены предстоящимизачетами и экзаменами.
2) По методике «Самооценка эмоциональных состояний»,разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом, получилось,что у большинства студентов (60%) адекватная самооценка во время учебнойдеятельности, у 34.2% высокая самооценка и только у 5.7% низкая самооценка. Помоему мнению, к четвертому курсу большинство студентов адаптированы к учебнойдеятельности, не боятся предстоящих экзаменов и уверены в своих способностях.
3) По методике «Дифференциальные шкалы эмоций»,разработанная К. Изардом, получились результаты: у всех испытуемыхположительное эмоциональное состояние, следовательно, ни у одного из испытуемыхнет доминирующего отрицательного эмоционального состояния, потому, чтосамооценка у большинства студентов высокая, удовлетворительное самочувствие испокойное состояние.
4) По методике «Самооценка тревожности,фрустрированности, агрессивности и ригидности», разработанная О. Елисеевым, доминирующеесостояние у студентов во время учебной деятельности – это состояниеагрессивности со средним уровнем, которое составляет 65.7%. Скорее всего этосвязано с инструментальной агрессией, которая эксплицируется, как средство — методы – приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимой цели,направлены на достижение утилитарной задачи. Например, это может бытьдостижение хороших отметок во время учебной деятельности.
 
Используемая литература:
1.  Ананьев Б.Г. Человек как предметпознания. – Л., 1968
2.  Василюк Ф.Е. Психологияпереживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984
3.  Гримак Л.П. Общение с собой. – М.:Политиздат, 1991
4.  Изард К. Эмоции человека. – М.,1980
5.  Киршбаум Э.И., Еремеева А.И.Психические состояния. – Владивосток, 1990
6.  Ковалев А.Г. Психология личности.– М., 1965
7.  Левитов Н.Д. Психология. – М., — 1964
8.  Левитов Н.Д. О психических состоянияхчеловека. – М., 1964
9.  Ломов Б.Ф. Методологические итеоретические проблемы психологии. — М., 1984
10.     Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивовчеловека. – Пермь, 1972
11.     Павлов И.П. Полное собраниесочинений. Второе издание, том 3, кн. 1, М., Л., 1951-1952
12.     Прохоров А.О. Функциональныеструктуры психических состояний // Психологический журнал, 1996, том 17, вып.3, стр. 9-17
13.     Пуни А.Ц. Очерки. Психологияспорта. — М., 1959
14.     Психологические ипсихофизиологические особенности студентов / Под ред. Пейсахова Н.М. – Казань,1977
15.     Распопов П.П. О фазовых состоянияхвозбудимости мозговой коры // Вопросы психологии, 1958, №2, стр. 23-37
16.     Селье Г. Стресс без дистресса. –М., 1979
17.     Тарабрина Н.В. и др. Экспериментисследования фрустрации при истерии // Клинико-психологическое исследование. –Л., 1971
18.     Чирков В.И. Изучение факторнойструктуры субъективного компонента функциональных состояний // Проблемыинженерной психологии: Тезисы 6 всесоюзной конференции по инженернойпсихологии. Вып. 2 / Под ред. Ломова Б.Ф., — Л., 1984, стр. 236-237