министерствообразованияи науки украины
национальныйтехническийуниверситет«харьковскийполитехничексийинститут»
Кафедра общейэкономическойтеории
Политическаяэкономия
Курсоваяработа
на тему«Административно-команднаяэкономическаясистема»
Харьков 2006
Содержание:
Введение
1.СУЩНОСТЬАДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙЭКОНОМИЧЕСКОЙСИСТЕМЫ
1.1.Теория плановойэкономики
1.2.Действие плановойэкономики вСССР и Украине.
1.3.Развитие странс административно-команднойсистемой экономики.
2.СРАВНИТЕЛЬНАЯХАРАКТЕРИСТИКАКОМАНДНОЙ ИРЫНОЧНОЙ СИСТЕМЭКОНОМИКИ
2.1.Преимуществаи недостаткирыночной экономики
2.2.Преимуществаплановой экономики
2.3.Неэффективностьидей плановойэкономики вреальных условиях
3.ПЕРЕХОД ОТПЛАНОВОЙ КРЫНОЧНОЙЭКОНОМИЧЕСКОЙСИСТЕМЕ
3.1.Необходимостьи теории переходак рынку
3.2.Мировой опытреформированияплановойэкономическойсистемы
3.3.Трансформационнаяэкономическаясистема Украины.
Заключение
Списокиспользованныхисточников
ПриложениеА. Структурасобственностипри плановойэкономике [13,c. 363].
ПриложениеБ. Классификацияпотребностейв плановойэкономике [13,c. 385]
ПриложениеВ. Макроэкономическиепоказателистран с плановойэкономикой[9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]
Введение
Внедрениеадминистративно-команднойсистемы экономикихарактерно, в основном, дляпервой половиныи середины ХХвека, для странвосточнойЕвропы и Азии.Это обусловленоглубиннымипроцессами, начавшимисяв обществе ещёза долго доэтого момента.Сильное, длятого времени, развитиенаучно-техническогопрогресса содной стороны, и сравнительнаяотсталостьназванныхрегионов вразвитиипромышленности, сельскогохозяйства исоциально-экономическойсферы в целом, обусловилиухудшениеположениябольших масснаселенияданных стран.В свою очередь, это повлеклоза собой быстроераспространениесоциалистическойидеологии, частью которойи была идеяплановой экономики.После победыоктябрьскойреволюции вРоссии, новообразованноегосударствоСоюз СоветскихСоциалистическихРеспублик сталоосновным экспортёром, как социалистическойидеологии, таки принциповкоманднойэкономическойсистемы.
Тема административно-команднойсистемы экономикиинтересна идостойна рассмотренияне только и нестолько самапо себе, но и васпекте нынешнейситуации вУкраине. Ведьтолько разобравшисьв коренныхпричинах нынешнихпроблем в экономикестраны, залегающихв прошлом, можнорешить их, используякак полученныезнания, так инекоторыесовременныеподходы. Разработкаэтой темы можетпомочь, как вопределенииосновных причинпровала внедрениякоманднойэкономики, таки определитьосновные возможностии руководствак действию вситуации переходаот плановойэкономики крыночной, сложившейсяв Украине впериод послеполучениянезависимости.
Для разработкиданной темы, как и для примененияеё результатовможно частичноиспользоватьопыт болееуспешныхпостсоциалистическихстран, наработкиих учёных иисследователей.К сожалению, экономическаяситуация вУкраине непозволилавластям выделитьнеобходимоеколичествосредств наисследованиепоставленноговопроса, крометого в странене существовалонеобходимыхтехнологийи подходов ковсестороннейего проработке.
Учитываявсё вышесказанное, можно сформулироватьосновную цельданной курсовойработы, котораябудет заключатьсяв изучении иустановлениисути административно-команднойсистемы, а также наиболееэффективныхпутей переходаот этой системык рыночной напримере Украины.
Основнымизадачами курсовойработы являются, прежде всего:
систематизированный анализ теории плановой системы экономики;
её действие на практике в нашей стране и странах мира;
сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;
доказательство неэффективности плановой экономики на практике;
исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;
исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.
Сущность административно-командной экономической системы
Теория плановой экономики
Административно-команднаяэкономика –хозяйство, вкотором господствуетгосударственнаяформа собственностии основные, атакже менеезначимыеэкономическиерешения принимаютсяна высшем уровнеуправленияи административно, в виде команд, обязательныхдля выполнения, доводятся докаждой экономическойединицы. Методыи механизмытоварногопроизводстваи рыночнойэкономики неприменяютсяили применяютсяв ограниченном, а иногда и вискажённомвиде. Централизованнаябюрократическаясистема управленияиспользуетв основномнерыночныерычаги выполнениядирективныхзаданий и решений[; Error: Reference source not found].
Цельсуществованияплановой системыэкономики.
Экономикалюбого государства, как и сам государственныйаппарат, созданыс целью удовлетворенияпотребностей.Удовлетворениепотребностейлежит в основелюбой экономическойсистемы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такаясистема предлагаетсвои специфическиемеханизмыосуществленияэтого принципа, а так же имеетсвою направленность– цель или целевуюфункцию.
Что касаетсяплановой системыэкономики, онапровозглашаеттакую целевуюфункцию: экономикаи производство, в частности, ориентированына удовлетворениеобщественныхи личных потребностей(классификацияпотребностейпри в плановойэкономике СССРпредставленав ПриложенииБ). Производствов интересахповышенияблагосостоянияи развитиявсего сообществатрудящихсяи каждого егочлена являетсяосновнымпровозглашаемыммотивом установленияплановой системыведения хозяйствования[Error: Reference source not found, c.381; ].
Рольгосударствав экономикепланового типа.
Как известно, государство– это аппаратуправленияи координацииобщественно-политическойи экономическойжизни общества.В интерпретацииплановой экономики, государствоприобретаетещё одну важнейшуюфункцию – оностановитсяэкономическимцентром и прямымуправляющимзвеном всейэкономическойсистемы. Этовыражаетсяв охране социалистической(государственной)формы собственности, строжайшихкоординациипроизводстваи контроле запотреблением.
Государство, представляющеесообществотрудящихся, становитсясубъектомобщественнойсобственности, что и обеспечиваетконтроль иглавенствующуюроль государстваво всех сферахдеятельностии на всех еёэтапах. Хотяпри этом государствои не отвечаетпо обязательствамдругих субъектовсобственности, равно как и онине отвечаютпо обязательствамгосударства[Error: Reference source not found, c.376].
Планомерностькак особенностькоманднойэкономики.
Руководящаяроль государствав экономическойдеятельностивсех субъектовсобственности, так же как исама господствующаяформа собственностиопределяетналичие планомерности, как основногоинструментагосударствав управленииэкономикой.
Планомерность– это согласованность, скоординированностьэкономическихпроцессов, направленнаяна формированиепропорцийобщественногопроизводствав связи с егоцелями. Фактическиона выражаласьв постановкепланов, обязательныхдля выполнения, и не всегдаотражающихреальные возможностии потребности.Она была однойиз главныххарактерныхособенностейкоманднойэкономическойсистемы [Error: Reference source not found,c. 366].
Сущностьраспределенияв команднойэкономике.
Исходя изроли государствав сферах производстваи потребления, а так же учитываяосновную цельвсей экономическойсистемы, можнопредставитьраспределениев обществеследующимобразом: совокупностьвсех произведенныхтоваров (общественныйпродукт) аккумулировалсягосударством, оно в свою очередь, устанавливалодоли различныхсфер деятельности, отраслей, предприятий, социальныхгрупп, трудовыхколлективов, семей и их членовв потреблении, и только послеэтого товарыпоступали впродажу.
Таким образом, обеспечивалсясравнительнооднородныйуровень потреблениясреди всехчленов общества, при сравнительнооднородномуровне доходовкаждого. Такудовлетворяютсяпотребностикак производителей, так и потребителей[Error: Reference source not found, c.409].
Собственностьи её роль в плановойэкономическойсистеме.
Собственностьявляется первоосновойлюбой экономическойсистемы. Различнылишь формысобственности– они и обуславливаютотличия вэкономическихсистемах. Кпримеру, длятрадиционнойэкономикихарактернаколлективнаяформа собственности, для рыночной– частная. Дляплановойэкономическойсистемы наиболеехарактернагосударственная(общественная)форма собственности, являющаясяважнейшейопорой государственнойвласти. Структурасобственностипри плановойэкономикепоказана вПриложенииА.
Идея общенародногохарактерагосударственнойсобственностисостояла в том, что каждыйтрудящийсядолжен был бытьтак же и собственникомсредств производства, то есть, хозяиномсвоего рабочегоместа. Для этогопредполагалосьвключать каждоготрудящегосяпосредствомтрудовогоколлективав процесс управленияпроизводством.На практике, трудящийсяне имел полногоправа собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться,– он мог толькопользоватьсягосударственнымисредствамипроизводства, при чём тольков рамках, установленныхпланом, илижеланием егоперевыполнить[Error: Reference source not found, c.346].
Социально-экономическаяэффективность.
Экономическаясистема веденияхозяйства, избираемаяобществом, имеет своейцелью эффективноеудовлетворениеего потребностей.Наиболее важнымкритериемэффективностиплановой экономикипровозглашенаполнота удовлетворенияобщественныхи личных потребностейпри наиболеерациональномиспользованииобщественныхресурсов. Приэтом конечнымрезультатомразвития производствадолжен статьсам человек, потому эффективностьв плановойэкономикерассматриваетсяименно всоциально-экономическомаспекте. В общемвиде экономическаяэффективностьпредставляетсобой отношениеконечногорезультатапроизводствак затратамфакторов производства[Error: Reference source not found, c.399].
Заработнаяплата в административно-команднойэкономике.
Оплата трудав плановойэкономикерассматриваетсякак основнаяформа проявлениязакона распределенияпо труду, нарядус этим, она остаётсяглавным иединственнымисточникомформированиядоходов населения.Плановая экономикадекларируетпрямую зависимостьвеличины заработнойплаты от сложностиприлагаемоготруда, в чём изаключаетсяпринцип дифференциациизаработнойплаты. При этомуровень такойдифференциацииостаётся вцелом достаточнонизким.
Основнымиформами заработнойплаты приадминистративно-команднойэкономикеявляются повременнаяи сдельная, одновременнов колхозахмогла использоватьсяи натуральнаяформа оплаты[Error: Reference source not found, c.417].
Экономическийрост в административно-команднойэкономике.
Экономическийрост являетсяодним из основныхпоказателей, характеризующихразвитие экономики.Опыт внедренияплановой экономикипоказывает, что для этоготипа экономическойсистемы, экономическийрост осталсялишь количественнымпоказателем.Характернойособенностьюадминистративно-команднойэкономики напрактике являлсяэкстенсивныйспособ расширенияпроизводства, что не обеспечивалокачественнойстороны экономическогороста. Теоретически, провозглашалосьтак называемое«новое качествоэкономическогороста», котороевключало постоянноеобновлениепроизводственныхмощностей, повышениекачества продукциии структурнуюперестройкуэкономики [Error: Reference source not found,c. 453; ].
Рольпроизводственнойсферы в плановойэкономике.
В отличиеот рыночнойэкономики, вплановой наиболееважной составляющейэкономикигосударствасчиталась несфера услуг, а производственнаясфера деятельности.
Основнымзвеном всейструктурынародногохозяйствагосударствас плановойэкономикойявлялосьпроизводственноепредприятие(или кооператив).Оно являлосьноминальнымвладельцеми реальнымраспорядителемсредств производства.Предприятиенаделяетсяфункциямипервичногозвена разделениятруда, основногозвена экономики, обеспечивающегодоведение благдо потребителя.
Посредничество, как одно изпроявленийнепроизводственнойсферы, отсутствовало[Error: Reference source not found, cс.491, 509; Error: Reference source not found].
Спроси предложениев плановойэкономике.
Как известно, спрос – этовыражениепотребности, подкреплённоеплатёжеспособностью, а предложение– это сумматоваров, находящихсяна рынке. Вадминистративно-команднойэкономике, воизбежаниеотрыва предложенияот спроса, свытекающимотсюда повышениемцен, отставаниемв качествепродукции ифинансовойнесбалансированности, использовалисьразличныеметоды управлениякак спросом, так и предложением.
В условияхкоманднойэкономикиважнейшимрычагом влиянияи на спрос и напредложениеявляются цены.При этом государствообладает монополиейна установлениецен на все видыпродукции. взависимостиот разныхобстоятельств, устанавливаемаягосударственнаяцена можетотличатьсяот реальнойцены на продукции, что может негативносказаться наеё производителях[Error: Reference source not found, c.523].
Действие плановой экономики в СССР и Украине
После октябрьскойреволюции 1917года в России, а со временеми на всей территориибывшей Российскойимперии, былаобъявлена идеяперехода ккоммунизму, и установлениясоциализма, как первойступени на этомпути. Такойпереход предполагалглобальнуюперестройкувсех сфер жизниобщества вгосударстве, и образцом длянеё была провозглашенаполитическаяи экономическаяидеология КарлаМаркса, в последствиидополненнаяи расширеннаяобстоятельнымитрудами ВладимираЛенина [Error: Reference source not found].
В то время, как на внутреннихфронтах шлоустановлениесоветскойвласти, большевистскоеруководствоуже провозгласилополитику военногокоммунизмадля осуществлениярезкого переходак новой экономическойсистеме хозяйства.Вскоре, когдаэта политикапоказала своюполную неэффективность, была провозглашенаНовая ЭкономическаяПолитика, которая, в частности, давала некоторуюсвободу негосударственнымкооперативнымформам собственности, временно разрешалачастную торговлюи т. п., для немедленноговыведенияэкономикинового государстваиз кризиса. Этиизмененияпротиворечиливоззрениямруководствакоммунистическойпартии, котораякак раз становиласьединственнойруководящейсилой, в результатечего НЭП быласвёрнута И. В.Сталиным.
Необходимоотметить, чтона фоне этихизменений вэкономическойполитике происходилии совершеннореальные изменения.Лозунг «землю– крестьянам»воплощалсяв массовой иобязательнойколлективизациив сельскомхозяйстве: образовывалиськолхозы с«общенародной»формой собственности.При этом, с приходомк власти И. В.Сталина, давлениена село усиливалось: как проявлениепланомерности, устанавливалисьпланы производствасельскохозяйственнойпродукции, которые чащевсего не соответствоваливозможностям.Это явлениеотразилосьв первую очередьна сельскомхозяйствеУкраинскойССР, так какона была наиболееразвита в аграрномсекторе, и моглаприноситьнаибольшуюотдачу. Это, вконечном итоге, приводило ктаким кризиснымявлениям какголод (1928-1929, 1932-1933, 1946-1947гг.), которые ипроявлялисьнаибольшимобразом натерриторииУССР.
С приходомк власти Хрущёвабыл сделан шагк некоторойдецентрализацииуправлениянародным хозяйством, что, в принципе, поспособствовалоизбежаниюповторениятаких ситуаций.Были созданысовнархозы, замещавшиецентрализованныеминистерствана местах. Именнов этот периодбыло официальнозаявлено, чтострана вступилав «стадию развернутогостроительствакоммунистическогообщества». Восвоении «целины», проходившемв это времяприняли активноеучастие украинскиеспециалистыв аграрнойсфере [здесьи далее ].
Организациясовнархозовдала некоторыйэффект. Высвободившиесяплощади и средствабыли использованыдля организацииновых производств.Но вскоре, приувеличенииколичествасовнархозов, затраты на ихсодержаниеперекрыливыгоды от ихсуществования.
Приход Брежневак руководствустраной, находившейсяв кризисномположениипредполагалпроведениереформ. В результате, совнархозыбыли ликвидированы, создавалисьновые министерства.Суть реформысостояла вследующем: сокращениеплановых показателей, доводимых допредприятия; создание напредприятияхфондов материальногостимулирования; введение твердой, не зависящейот прибыли, платы за использованиепредприятиямипроизводственныхфондов; финансированиепромышленногостроительстване путем выдачибезвозвратныхдотаций, а путемвыдачи кредитов; недопущениеизмененияпланов безсогласованияс предприятиями.
Реформа быласвёрнута, хотяэффект от этогои был на времяскрыт притокомсредств отпродажи сибирскойнефти. Экономическиезадачи, стоявшиеперед властьюрешались какправило экстенсивнымиметодами илиумалчивались, что привелок глубочайшемусистемномукризису экономическойи политическойсистемы, которыйпроявился припервой же попыткепроведенияреформ.
Масштабныеи системныереформы, предложенныев конце 80-х годовновым руководителемгосударства, Михаилом Горбачёвым, уже ничего немогли изменить, а лишь вскрыликризис, существовавшийдо того.
–PAGE_BREAK–
Развитие стран с административно-командной системой экономики
Существуетмножествоспособовохарактеризоватьразвитие экономикиразных стран, но как наиболееобщий и наиболеенаглядный, былизбран способсравнения странпо объёмамвалового внутреннегопродукта иуровню экономическогороста (В ПриложенииВ. «Макроэкономическиепоказателистран с плановойэкономикой»рассмотреныосновные составляющиеВВП и другиепоказатели, говорящие обуроне экономическогоразвития дляСССР, Украины/УССР, Кубы, законсервировавшейсвою экономическуюсистему и Китая, успешно еёреформировавшего)[].
Для странс плановойэкономикой(социалистическихстран) стартовымуровнем можносчитать серединуХХ века, когда, в основном, было завершенопослевоенноевосстановлениеэкономик СССР, стран Центральнойи ВосточнойЕвропы и уженачались социальныепреобразованияво Вьетнаме, Китае и КНДР[Error: Reference source not found].
В 1956 — 1958 годахв СССР и многихевропейскихстранах экономическийрост существенноулучшился. ВСССР — от 101 до116%, в Центральнойи ВосточнойЕвропе — с 95 до108% среднемировогоуровня. В то жевремя Вьетнам, Китай и Кубасвои позицииухудшали. Вконце 60-х – 70-хгодах произошлозначительноезамедлениеэкономическогороста в СССР, хотя его темпыеще превышалисреднемировые, а к 1976 году СССРдостиг самоговысокогоотносительногоуровня экономическогоразвития — 118%среднемировогопоказателя[2, c. 23].
В европейскихсоциалистическихстранах опережающийпо сравнениюсо среднемировымпоказателемэкономическийрост продолжалсядо 1984 года. Показателиих уровняэкономическогоразвития в1989году оказалисьлучше их показателей1950-го года, а вряде случаев(в ГДР, Болгарии, Чехословакии)- и их показателей1984года. Тяжелыйэкономическийкризис 90-х годовпривел к ухудшениюих положения.В то же времяпреодолениеего наиболееострой фазыи возобновлениеэкономическогороста позволилиряду стран(Болгарии, Польше, Румынии, Словении, Хорватии иВосточнойГермании) достигнутьпоказателей, по крайнеймере, не хужетех с которыхони стартовалив 1950 году.
СовокупныйВВП группыстран с развитойэкономикойв 1950-1996гг. увеличилсяв 6,1 раза, группыбывших социалистическихстран — в 5,8 раза.В результатеэтого удельныйвес бывшихсоциалистическихстран в мировомВВП повысилсяс 15,3 до 15,9%, а странс рыночнойэкономикойснизился с 84,7до 84,1%. Однако, фактическиединственнымфактором относительнолучших показателей1-ой группы странявился феноменальныйрост экономикиКитая (см. ПриложениеВ).
Почти за 46лет ВВП Китаяувеличилсяв 22,5 раза, а доляего в мировойэкономикевозросла с 2,7до 10,2%. Рост бывшихсоциалистическихстран без Китаязначительноменьше и составилвсего 2,6 раза, в результатечего удельныйвес этой группыстран в мировойэкономике упалс 12,6 до 5,7% соответственно.Наиболее медленнымэкономическийрост был в СССР, составивший2,2 раза и приведшийк сокращениюего доли в мировомВВП с 7,3% 1950 г. до 2,7%в 1996 г [2, c. 24–25].
Среднийуровень экономическогоразвития бывшихсоциалистическихстран повысилсяв 3 раза, тогдакак аналогичныйпоказательдля стран срыночной экономикойсоставил 2,4 раза.Однако этирезультаты, как и в случаес абсолютнымивеличинами, предопределеныбольшими темпамиразвития Китая.Без учета КНРсредний уровеньэкономическогоразвития группыбывших социалистическихстран повысилсявсего лишь в1,6 раза, причемв СССР — в 1,3 раза.
Говоря офеноменальномтемпе экономическогороста и приростеобъёмов ВВПв КитайскойНародной Республике, необходимоотметить следующее:
Китай намного раньше других государств (в 1978 году) отказался от ортодоксальной системы социалистического производства, хотя и сохранял при этом коммунистическую идеологию;
Применение некоторых экономических принципов рыночной экономики, а так же наличие огромного запаса дешёвой рабочей силы создало дополнительные благоприятные условия для этого;
Ухудшение отношений с СССР в 60-е годы привлекло внимание капиталистических стран на фоне холодной войны, что способствовало, в конечном итоге, улучшению инвестиционного климата в стране.
Таким образом, большинствобывших социалистическихстран с плановойэкономикойухудшили своимакроэкономическиепоказателипо сравнениюсо стартовыми(за исключениемКитая). Это привелок кризиснымявлениям, которыенаиболее глубокопроявилисьна постсоветскомпространстве, но так же имелиместо и в другихпостсоциалистическихстранах.
Сравнительная характеристика командной и рыночной систем экономики
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рыночнаяэкономика –хозяйство, вкотором господствуетчастная формасобственности, а экономическаядеятельностьосуществляетсяхозяйствующимисубъектамиза свой счёти все основныерешения принимаютсяими самостоятельнопод собственнуюответственность[Error: Reference source not found].
Основныепреимуществарыночной экономикинад административно-команднойперечисленыниже.
Рыночнаяэкономика, вотличие отцентрализованноуправляемой(административно-командной), характеризуетсядвумя важнейшимиособенностямив ответе на триосновныхэкономическихвопроса: что, как и для когопроизводить.Во-первых, втакой экономикепредпринимателисамостоятельноотвечают наэти вопросы.Во-вторых, предпринимателипринимают этирешения, ориентируясьна рыночныецены.
Благодарярынку в хозяйствестраны происходитнаиболее эффективноераспределениересурсов междуразличнымиотраслями. Приэтом рынокпозволяетпроизводителямтоваров наиболеебыстро и гибкореагироватьна изменениесистемы потребностей.Так происходитпотому, чтосигнал от потребителяк производителюпоступаетнепосредственнона рынке, минуявсяких посредников.Рыночная экономикапроизводитто, что требуютпотребителипутём применениянаиболее эффективнойтехники и технологии.
Функцияценообразованияпринадлежитвсему рыночномумеханизму вцелом, а некакому-либоконкретномуаппарату руководстваили конкретнымлицам.
Рыночнаяэкономическаясистема обеспечиваетболее гибкиеи быстрые механизмывнедренияинновационныхпроектов итехнологий.Использованиеновейших достиженийнаучно-техническогопрогрессаозначает снижениеиздержек производстваи, соответственно– снижениерыночной цены, а так же – укреплениепозиций потребителейи производителей.
Однако всёвышесказанноене означает, что в рыночнойэкономикеотсутствуютнедостатки.
В рыночнойэкономикеудовлетворяютсятолько платёжеспособныепотребности, хотя они невсегда являютсянаиболее насущнымив данный момент.
В обществедоходы распределяютсякрайне неравномернона всех уровняхего организации.Поэтому структурапроизводстване может бытьоптимальной, поскольку вструктурепотребностейзначительныйудельный весимеют потребностилюдей с высокимидоходами, которыене относятсяк разряду насущных.
Для рыночнойэкономики внаибольшейстепени характерныкризисныеявления. Онане способнасама по себепротивостоятьтаким явлениямэкономики, какмонополизм, инфляция, безработица, чрезмернаядифференциациядоходов, циклическийхарактерэкономическогоразвития, выражающийсяв регулярнойсмене периодовэкономическогоподъёма периодамиэкономическихспадов.
Существуеттак же негативныйсоциально-психологическийаспект рыночнойэкономики.Из-за неограниченногостремленияхозяйствующихсубъектов кполучениюприбыли, возникаетобщественнаяатмосфера, вкоторой теряютсятакие ценности, как взаимовыручка, способностьприйти на помощь, обеспечениедостойныхчеловека условийтруда и др.
Названныенегативныесвойства рыночнойэкономикидостаточносерьёзны. Толькос помощью государстваудаётся нейтрализоватьмногие негативныепоследствиярыночной экономики.Поэтому рыночнаяэкономика вчистом видене существуетни в одной стране.
Преимущества плановой экономики
Дав определениеадминистративно-команднойэкономическойсистеме (см. п.1.1.), необходимоохарактеризоватьеё основныепреимуществанад наиболееважной альтернативнойей системе –рыночной экономикой[Error: Reference source not found, Error: Reference source not found].
Несмотряна то, что органыуправленияхозяйственнойдеятельностьюруководствуютсяпреимущественнозадачей удовлетворенияминимальныхпотребностей, такие потребностиудовлетворяютсяабсолютно длявсех. Это исключаетпроблему бедности, особенно характернуюдля рыночнойэкономики, атак же проблемыдотационныхне прибыльныхрегионов государства.Это считаетсяосновнымпреимуществомэтой экономическойсистемы, и именнооно в своё времяпривело кустановлениюеё как главенствующейна просторахВосточной иЦентральнойЕвропы, Азиии в некоторыхрегионах Африкии ЦентральнойАмерики.
Так женеобходимоотметить, чтосравнительнаясхожесть уровнейдоходов всегонаселенияполностьюисключаетвозможностиклассовогорасслоенияобщества ипревозвышенияболее богатыхслоёв населениянад бедными.Это объясняетсяещё и наличиему государствас административно-команднойэкономическойсистемой функциираспределения.Она заключаетсяв распределениии перераспределениисовокупногопродукта, произведенногов государствес целью наиболееполного удовлетворенияпотребностейобщества ичеловека. Говоряукрупнённо, можно сказать, что всё произведенноев такой экономическойсистеме заопределённыйпериод распределяетсяпо строгоустановленнымквотам междуразличнымисферами, отраслями, социальнымигруппами, коллективами, отдельнымилюдьми, приэтом никто неполучает больше, но и никто неполучает меньше(естественноза определённымиисключениями, как с одной таки с другой стороны).
Существованиецентрализованногопланированияформальнозначительнооблегчалоработу производственнойсферы экономики: производителюнет необходимостидумать, что, как и для когопроизводить, ответы на этивопросы даётдиректива изсоответствующегоуправляющегооргана власти.
Провозглашениеобщественнойсобственностидаёт теоретическуювозможностьи создаёт реальноевпечатлениедля каждогочлена обществав сопричастностик управлениюресурсами исредствамипроизводства, на которые онараспространяется.Это играетважную рольв мотивацииперсонала, чтоне всегда легкоудаётся прииспользованиирыночных механизмов.
Все товарыпродаются ипокупаютсяпо ценам, установленнымспециальнымигосударственнымиорганами. Этоне даёт возможностирынку диктоватьсвои условияв образованиицены на товар, что, в свою очередь, обеспечиваетнекоторуюстабильностьцен на значительнобольший период, чем это возможнопри рыночнойэкономике.
Плановаяэкономикатеоретическинаправленана удовлетворениеобщественныхи личных потребностей.В этом положенииможно выделитьдва основныхаспекта. Первыйсостоит в преданиибольшего значенияобщественнымпотребностями не носит абсолютноположительныйхарактер. Второйже состоит втом, что социалистическаясистема хозяйствованияпредполагаетдругой подходк классификациипотребностейотличный отпирамиды потребностейМаслоу, активноиспользуемойв рыночнойэкономическойсистеме (см.ПриложениеБ).
В целом, можно сказать, что плановаяэкономика втеории решаетмногие практическиепроблемы, постоянновозникающиев рыночнойэкономике. Вто же время, эта системасама собойпорождаетмножествонегативныхявлений, которыене могут появитьсяпри рынке.
Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях
При всёмэтом административно-команднаясистема хозяйствованияимеет ряднедостатков, которые, в конечномитоге, и привелик её разложениюкак господствующейво многихгосударствахмира.
Хозяйственныймеханизмадминистративно-команднойсистемы предполагаетнепосредственноеуправлениевсеми предприятиямииз единогоцентра– высшихэшелоновгосударственнойвласти, чтосводит на нетсамостоятельностьхозяйственныхсубъектов.Государствополностьюконтролируетпроизводствои распределениепродукции, врезультатечего исключаютсясвободныерыночные взаимосвязимежду отдельнымипредприятиями.Государственныйаппарат руководитхозяйственнойдеятельностьюс помощьюпреимущественнодирективныхметодов, чтоподрываетматериальнуюзаинтересованностьв результатахтруда. Действуютплановые задания, которые детальноопределяютдоводимые докаждого предприятияв виде подробнойросписи натуральныеи стоимостныепоказатели.Распределениематериально-техническихсредств (машин, оборудования, сырья и материалов)и реализацияготовой продукциитакже строгорегламентированы.Результатомэтого являетсяневозможностьпредприятиюреагироватьбыстро на измененияна рынке [Error: Reference source not found].
При чрезмернойцентрализацииисполнительнойвласти развиваетсябюрократизацияхозяйственногомеханизма иэкономическихсвязей. По своейприроде бюрократическийцентрализмне способенобеспечитьрост эффективностихозяйственнойдеятельности.Полное огосударствлениехозяйствавызывает масштабнуюмонополизациюпроизводстваи сбыта продукции.Монополии приотсутствииконкуренциине заботятсяо внедренииновшеств техникии технологии.Для порождаемоймонополизмомдефицитнойэкономикихарактерноотсутствиенормальныхматериальныхи людских резервовна случай нарушениясбалансированностинародногохозяйства.
Распределениесозданнойпродукции междуучастникамипроизводстважестко регламентировалосьцентральнымиорганами посредствомповсеместноприменяемойтарифной системы, а также централизованноутверждаемыхнормативовсредств фондазаработнойплаты. Это велок преобладаниюуравнительногоподхода к оплатетруда, а, следовательно, и к снижениюзаинтересованностив результатахсвоего трудаквалифицированногоперсонала [Error: Reference source not found].
Что касаетсяСССР непосредственноУкраины (УССР), то здесь плановаяэкономическаясистема существовалаи находиласьпод руководствомединственнойпартии – КоммунистическойПартии СоветскогоСоюза, и еётерриториальнойорганизации– КоммунистическойПартии УкраинскойССР. Это налагалоопределённыйотпечаток какна экономическуюсистему в целом, так и на её действиев конкретныхобластях. КПССприняла на себяпрактическивсе функциигосударства, при этом дляКП УССР оставаласьединственнаяфункция, состоящаяв принятии иузакониваниивсех указанийи предписанийиз центра наместном уровне, их распространениина территорииУССР и приведенииих в действие.Масштаб всегоСоветскогогосударствапри этом вомного раз усугублялвсе негативныестороны системы, так как отконкретногопредприятия, а тем болеечеловека доцентральнойвласти в Москвебыло слишкомдалеко. В результатеэтого в экономикепоявлялисьтакие не свойственныерыночной системеявления, какдефициты товаровпервой необходимости, перепроизводствоотдельныхсоставляющихтовара, экстенсивныеметоды расширенияпроизводстваи ведения сельскогохозяйства итому подобное[,c.343].
Несмотряна попыткиреформироватьи децентрализоватьдирективноепланирование, именно егонеэффективностьпослужила однимиз главныхфакторов крахаогосударствлённойэкономическойсистемы СССР.
Невосприимчивостьэтой системы, к достижениямНТР и неспособностьобеспечитьпереход кинтенсивномутипу экономическогоразвития сделалинеизбежнымикоренныесоциально-экономическиепреобразованияпочти во всехсоциалистических(коммунистических)странах. Стратегияэкономическихреформ в этихстранах определяетсязаконами развитиямировой цивилизации, в результатечего с большейили меньшейскоростью тамстроится современнаярыночная экономика.
В результатепримененияединых негибкихадминистративныхформ и методовхозяйствования, в равной степенииспользовавшихсядля всех отраслейи регионовстраны, длявсех типовпредприятийи организаций, снижаласьпроизводительностьтруда, увеличивалисьзатраты материальныхи финансовыхсредств. В целомадминистративно-команднаяэкономика –это хозяйствомалоэффективное, трудно реформируемоеи характеризуетсяпостояннымдефицитомпроизводственныхресурсов итоваров дляпотреблениянаселения.Переход отадминистративно-команднойэкономики крыночной, начавшийсяво 2-й половине1980-х гг., оказалсядлительными достаточносложным процессом, требующимвзвешеннойконцепции инаучно обоснованнойпрограммыдействий, учитывающихкак общемировыеценности, таки особенности, менталитет, ресурсную базу, научный, техническийпотенциал иконкретнуюсоциально-экономическуюситуацию вкаждой странес такой экономическойсистемой.
Переход от плановой к рыночной экономической системе
Необходимость и теории перехода к рынку
продолжение
–PAGE_BREAK–
Застой в народном хозяйстве всего Советского Союза, включая и Украину в 70-е годы, вызванный неэффективным использованием ресурсов, предопределил необходимость рано или поздно радикально реформировать экономическую систему в целом. Реформы, начавшиеся с приходом нового руководства в середине 80-х, обнаружили глубинный экономический кризис, который назревал в скрытой форме в течение многих лет. В странах Центральной Европы так же присутствовали кризисные явления, проявившиеся в основном в середине – конце 80-х годов. В то же время, Китай отошёл от ортодоксальных коммунистических принципов в экономике достаточно рано – в конце 70-х, что радикально поспособствовало позитивным изменениям в системе ведения народного хозяйства страны.
В целом, история показывает, что командная экономическая система не решила поставленных задач полностью, оказалась менее эффективной чем системы с преобладанием рыночных механизмов, и не надолго укрепилась в большинстве стран, где была провозглашена [].
В результате, все постсоциалистические страны, ставшие на путь рыночных реформ, оказались перед необходимостью выбора конкретной, наиболее подходящей для данной страны, теоретической основы для проведения реформ. При этом на тот момент опыта трансформирования командной экономики в рыночную практически не было. Поэтому, большинством стран была избрана концепция американского учёного М. Фридмана [, с.185] – концепция монетаризма, рекомендованная Международным Валютным Фондом.
Принципы монетаризма были достаточно успешно применена в 80-е годы в США и Великобритании, где на протяжении всей истории господствовала рыночная экономика, а так же в ряде развивающихся стран. Согласно этой концепции считалось, что для перехода к рынку достаточно сформировать рыночный механизм, применяя три принципа:
Экономическая свобода;
Экономические соглашения;
Частная собственность.
Эти принципы являют собой полную противоположность экономическим принципам плановой системы хозяйствования. Их внедрение и соблюдение может быть достаточно проблематичным в государстве, где в течение многих десятилетий действовали по-другому. Несмотря на это данной концепцией предлагалось три этапа перехода к рынку:
Фаза стабилизации, когда правительство проводит политику борьбы с последствиями распада социалистической системы;
Фаза становления рынка, когда создаются основные рыночные институты;
Фаза структурной корректировки, когда изменяется характер производства и занятости.
Что касается Украины, то здесь так же была принята эта концепция по рекомендации МВФ, который осуществлял финансовую помощь государству. Из-за отсутствия чёткой и подробной программы перехода, здесь первый этап был чрезвычайно болезненным для экономического положения и для общества в целом, и продлился значительно дольше, чем это можно было предположить изначально. Становление рыночных механизмов так же не было чётко спланировано и потому происходило неорганизованно, хаотично и так и не закончено к нынешнему моменту. Так получалось потому, что концепция эта исходила из способности рынка к самоорганизации и того, что участие государства должно быть минимальным. В условиях нашего государства такой способ оказался слишком радикальным, чтобы стать достаточно эффективным, так как являл собой крайнюю противоположность устоявшимся экономическим принципам.
В рамках монетаристской теории существовали две концепции перехода к рынку. Одной из них была концепция градуализма, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ, и отводит государству главную роль в формировании рыночных механизмов. Антиподом этой концепции была «шоковая терапия», в которой инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики является одномоментная либерализация цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Обе эти концепции в качестве своего основного различия имеют лишь скорость и продолжительность реформирования.
Помимо этого, было так же и другое направление – институциональное. Его приверженцы применяли широкий междисциплинарный подход и использовали основные выводы социальной психологии и социологии. Они считали, что на развитие и функционирование экономики влияют и институты, то есть законодательство, организации, властные структуры, а так же институции – обычаи, нормы поведения в обществе, традиции, которые включают как официальные правила, так и неофициальные ограничения. Институции напрямую связаны с человеком, основным звеном экономической деятельности, а потому предопределяют развитие его экономической деятельности. Специальные исследования подтверждают, что методология институционализма более продуктивна для анализа процесса рыночной трансформации по сравнению с другими направлениями.
К примеру, венгерский экономист Я. Корнаи считает, что поскольку в переходной экономике все элементы системы находятся в процессе очень быстрых изменений, нельзя абстрагироваться от отдельных элементов общества и экономики, так как последствия переходных процессов часто обусловлены взаимодействием этих элементов. Такой системный подход к развитию и взаимодействию всех составляющих экономики и общества позволяет не только объяснить прошлое, но и дать рекомендации относительно настоящего и будущего.
Итак, результатом того, что переход от плановой экономики к рыночной не является одномоментным действием, появились такие понятия, ка переходная экономика, рыночная трансформация, трансформационный процесс. В ходе научно-исследовательских работ многих учёных мира, СНГ и Украины были выделены общие черты переходной экономики, формирующие специфику её противоречий:
Нестабильность условий хозяйствования;
Деформированность экономической структуры;
Неопределённость движущих сил развития;
Усиление влияния фактора ожидания на экономическую ситуацию;
Потеря управляемости макроэкономическими процессами;
Неоднородность мотивации экономического поведения;
Отсутствие механизма саморегуляции экономики;
Несформированность институционной структуры;
Наличие множества секторов экономики, включая теневой.
Переходная экономика как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия, требует для своей стабилизации создания новых институтов и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими субъектами. Теория переходной экономики не является завершённой, так как ещё не до конца рассмотрены все примеры такой системы, результаты её действия в некоторых странах [; с. 188].
Мировой опыт реформирования плановой экономической системы
Существует более 35 стран, тем или иным образом испытавших на себе все преимущества и недостатки административно-командной экономической системы, это почти одна пятая всех стран мира. Поэтому, сейчас можно говорить о некотором накопленном опыте реформирования. Разные страны, в зависимости от сложившегося в них положения, выбирали разные пути решения этой задачи.
Нельзя, в то же время, забывать и о том, что до сих пор остались страны, где плановая экономика всё ещё остаётся общепринятой системой. Например в Кубе существование коммунизма, равно как и командной системы экономики провозглашено в 2004 году лидером страны незыблемым и вечным, что закрепляется специальным законом. Корейская Народно-Демократическая Республика так же законсервировала в себе эти две составляющие жизни общества. Так же плановая экономика частично в той или иной форме и том или ином объёме существует и в других странах.
Среди всех стран, переходящих к рыночным отношениям можно выделить три основных группы по избранным концепциям перехода [, с. 452]:
Страны, в которых в рамках старой системы создавались новые социально-ориентированные рыночные отношения. В качестве примера можно назвать Китай, где этот процесс был теоретически осмыслен и определён как долгий и поэтапный с реформирование административно-командной системы. Здесь посредством социально-экономических экспериментов отрабатывались формы приватизации, развитие предпринимательства, привлечения иностранного капитала и т. п. Подобный путь развития избрали Вьетнам и Монголия.
Страны, которые выбрали постепенный, но полный переход к рыночным отношениям, проводя различные эксперименты и переустройства, что дал возможность исключить крупные социальные потрясения и массовое обеднение населения. Такой путь, к примеру, избрала Венгрия, а так же Польша – на более позднем этапе перехода.
Государства, избравшие путь «шоковой терапии» на первых этапах преобразований. В некоторых странах таких, как Польша, Чехия, Эстония, этот опыт был достаточно успешным. Однако опыт других стран, прежде всего на постсоветском пространстве, показал, что эта концепция не может обеспечить создание нового хозяйственного механизма и быстро обучить экономические субъекты новым принципам поведения.
Опыт реформирования экономик разных стран достаточно неоднороден, что вызвано как избранием ими разных концепций перехода, так и разными стартовыми позициями, сложившимися политическими и экономическими условиями на момент начала реформирования разными социально-бытовыми и культурными реалиями. Достаточно хотя бы сравнить реформы в Китае с реформами в Украине. В то же время все такие концепции имеют право на существование и находят своё применение. Главное для постсоциалистических стран – создание прочных основ рыночной экономики, укрепление и стабилизация системы и одновременно – поддержание устойчивого экономического роста. Поэтому многие учёные справедливо считают, что неоклассические концепции не обеспечили желаемых результатов, а копирование чужих моделей без учёта исторических и социально-экономических особенностей конкретной страны приводит к серьёзным негативным последствиям [, с.186].
Трансформационная экономическая система Украины
На основе мирового опыта перехода к рыночной экономике и на основе разработанных по этому поводу научных концепций, проводятся научно-исследовательские работы и в Украине.
Масштабы экономических преобразований в Украине в последнее десятилетие достаточно широки. Считается, что в это время Украина переживает три масштабных переходных процесса [, с.189]:
Переход от административно-командной экономической системы к рыночной;
Переход от положения составной части народного хозяйства к самостоятельной экономике;
Переход от глубинного экономического кризиса к экономическому оздоровлению и росту.
При этом именно последний переход оказывается наиболее сложным и ответственным. Отсутствие научно разработанной программы преобразований, неподготовленность к рыночным отношениям населения и руководителей среднего и высшего звена привели ко многим ошибкам на этом пути. Украина не только стала на путь реформирования экономической системы, она вместе с тем и стала на путь формирования собственного государства. При отсутствии не только рыночных механизмов, но и даже государственных структур, отвечающих за их формирование, на начальных этапах процесс перехода к рыночной экономике усложнялся ещё и многими другими отрицательными моментами:
Экономический спад, связанный с процессами модернизации, экономический кризис, нерешённый с советских времён;
Разрыв экономических связей в рамках СССР и Совета Экономической Взаимопомощи;
Деформированность милитаризированной и монополизированной экономики с преобладанием экстенсивных методов хозяйствования;
Глобальная экологическая катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Эти негативные факторы, а так же те, которые проявились во время самого реформирования привели к кризисным явлениям невиданных масштабов в молодом государстве: за несколько лет ВВП снизился почти на половину, в середине девяностых гиперинфляция достигала 10 250 %.
2000 год стал отправной точкой экономического развития Украины: к этому времени было завешено становление смешанной экономики и её инфраструктуры, с этого года начал стабильно расти ВВП, который к 2004 году составил 7920 у.е., при 1900 у.е. в 1995 году.
Процесс разгосударствления и становления новых форм собственности проходил в Украине достаточно неоднозначно: с одной стороны формировалась главная основа рыночной экономики – частная собственность, а с другой стороны приватизация государственного имущества проводилась в некоторых случаях недостаточно честно и прозрачно.
В ходе реформирования экономики Украины был допущен ряд ошибок, приведших к перечисленным выше негативным явлениям, но в то же время было достигнуто и много принципиальных позитивных результатов. Государство приобретает опыт регулирующего влияния на народное хозяйство в новых условиях, хотя и в некоторых случаях ещё вмешивается в ценообразование. Вместе с тем ещё не сформированы условия оптимизации рыночной эффективности и социальной защищённости всех граждан, что является обязательным для социально-ориентированных обществ.
Дальнейшая стабилизация экономического роста в Украине будет достигнута, если экономическая модель, выстраиваемая в государстве станет национальной по форме и инновационной по содержанию. Таким образом, Украина, реализуя признанные человечеством законы и правила рыночной экономики, испытывает при этом влияние на экономические отношения национальной истории, культуры, обычаев, политики, обеспеченности экономическими ресурсами. И это, безусловно, приводит к созданию собственной украинской модели рыночной экономики.
Несмотря ни на что, мировое сообщество, страны Западной Европы и США, не так давно признали за Украиной статус страны с рыночной экономикой. И, хотя это решение и является довольно-таки политизированным и не полностью соответствует действительности, его можно считать одним из важнейших достижений украинского народа.
Заключение
В данном курсовом проекте, целью которого было полное и всестороннее рассмотрение административно-командной экономической системы, так же рассмотрены и возможности перехода от плановой экономики к рыночным механизмам.
Работа включает три раздела, в первом из которых рассматривается собственно теория плановой экономики. Здесь выделяется цель социалистического производства, состоящая в наиболее полном удовлетворении общественных и личных потребностей, критерии его эффективности. Здесь даётся определение планомерности, как скоординированности экономических процессов, рассматривается роль государства в экономических процессах, которая является для этой системы определяющей, функции государства по распределению производимых благ, отношения собственности в такой системе, а так же спрос, предложение и их регулирование с помощью командных механизмов. Эти основные составляющие плановой экономической системы определяют её как систему, руководимую государством, с государственной формой собственности, в качестве основополагающей, и целостной системой инструментов управления народным хозяйством. Так же этот раздел включает рассмотрение действия плановой экономики в СССР и Украине на протяжении всей истории её существования. За период существования этой системы в Украине, обнаруживались как положительные, так и отрицательные проявления: строительство Днепрогэс и голод 1932–1933 годов, быстрое восстановление экономики и инфраструктуры в послевоенные годы и неадекватная реакция на катастрофу на ЧАЭС. Поимо этого в третьем пункте этого раздела приводится так же и сравнение основных показателей развития других стран, принявших плановую экономику, из чего делается вывод о том, что в большинстве случаев страны ухудшили свои макроэкономические показатели.
Следующий раздел представляет собой сравнительную характеристику командной и рыночной экономической систем. Здесь подробно представлены преимущества рыночной экономики, основными из которых можно назвать свободу экономических субъектов, возможности быстрого реагирования на изменения на рынке и частную собственность, а так же её недостатки, например, расслоение общества на классы в зависимости от уровня дохода в результате неравномерного распределения произведенного в обществе продукта. Далее указываются и преимущества плановой экономики, основным из которых является отсутствие бедности, наличие уверенности в завтрашнем дне, возможность концентрации средств у государства для целевого использования, и её недостатки, выражающиеся в отсутствии материальной заинтересованности субъектов экономической деятельности в результатах своего труда, и в том, что социальное равенство так и не было достигнуто.
Последний раздел курсового проекта посвящён рассмотрению необходимости, теориям и концепциям перехода к рыночной экономике. Здесь рассматриваются два основных подхода к реформированию экономики: монетаристский и институционалистский. Был рассмотрен мировой опыт реформирования экономических систем и выделены три основные группы стран в соответствии с выбранными концепциями. Так же был проведен обзор трансформационных процессов в экономике Украины, выделены основные проблемы, с которыми государство столкнулось на первых порах. Важнейшими проблемами, с которыми столкнулась страна на этом пути были экономический кризис, спад и остановка производства, разрыв экономических связей в рамках распавшегося СССР, гиперинфляция и другие. Сделан вывод о том, что в ходе трансформации экономической системы Украины, в стране сложилась национальная модель рыночной экономики.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что административно-командная экономическая система имеет как свои преимущества над другими системами хозяйствования, так и свои недостатки. Её эффективность зависит от практических принципов её внедрения и развития, хотя в большинстве случаев эта система оказалась неэффективной. Реформирование этой системы требует учёта всех сложившихся обстоятельств и национальных особенностей в стране.
Таким образом, задачи курсового проекта выполнены, цель достигнута.
Список использованных источников
Большая Интерактивная Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Россия, 2003 г., 10 CD
«Вопросы экономики», №12, 1996 г., №10, №5 1997 г.
Гутник В. Модели социально-экономического развития Западной Европы // Общество и экономика – 2000, №2 с. 92–99
Детская Энциклопедия, – М.: Педагогика, 1977 г., т.10, 800 с.
Дорн Дж. А. Переход от плана к рынку на конституционной основе. // Вопросы Экономики – 1993, №6, с. 59–61
Елецкий Н. Политическая экономия: задачи исследования современной цивилизации // РЭЖ – 2000, №4, с. 82–86
Ефремов В.А. История СССР. – М.: Наука 1984. – 672 с.
История экономических учений – Учебное пособие для вузов, – Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002. – 200 с.
Малая Энциклопедия Стран, – Харьков: Торсинг, 2000 г.,719 с.
Маркс К. Капитал, – М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1954 г. т.1–2
Никитин С., Майбурд Е. Экономическая теория Маркса – наука или идеология? // МЭ и МО – 1993, №3 с. 5–22
Основи економічної теорії: політекономічний аспект: Підручник / Г.Н. Климко, В.П. Нестеренко, А.О. Каніщенко та ін.; За ред. Г.Н.Климка, В.П.Нестеренка. – 2-ге видання, доповнене – К.: Вища школа – Знання, 1997. – 743 с.
Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1988. – 735 с.
Популярная экономическая энциклопедия – К.: ОАО «Енисей Груп», 2005 г., 1 CD
Советская экономика: новое качество экономического роста: Учеб. пособие. / Под ред. Л. И. Абалкина. – М.: Политиздат, 1988 г., 350 с.
Становление новой экономической системы // РЭЖ – 2000, №7 с. 3–59
Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. – под ред. Купцова В.И. – К.: Высшая школа, 1989. – 498 с.
Теория переходной экономики. Под ред. Герасименко В.В., – М.: МГУ, 1997 г.
Ципко А. Реставрация капитализма или обновление социализма // вопросы экономики 1990 №12.
Экономика переходного периода под редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина. – М.: МГУ, 2001 г.
Эксперт-Юрист. Информационно-правовая библиотека. Законодательство Украины, – К.: Эксперт-Софт, 2005 г., 2 CD
Microsoft Encyclopedia Encarta, USA, Microsoft, 2001, 7 CD
Приложение А
Структура собственности при плановой экономике [Error: Reference source not found, c. 363]
Приложение Б
Классификация потребностей в плановой экономике [Error: Reference source not found, c. 385]
Приложение В
Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [ cс. 233, 311, 536, 679;; ] №
Показатели
СССР
УССР/Украина
Китай
Куба
1970
2000
1970
2000
1977
2000
1975
2000
1
Территория, тыс. км
22402,2
603,7
9572,9
111,0
2
Сель. хоз. угодья, %
51,3
54,8
48,9
69,7
17,4
27,6
72,3
78,3
3
Население, млн чел.
260,02
290,10
49,48
49,57
830,13
1275,13
9,40
11,20
4
Потр-е энергии, кВт-ч/д.н.
74100,0
88500,0
1150,0
2959,1
644,0
850,1
759,4
1192,0
5
ВВП, млн у.е./д.н.
44135,2
54002,0
11033,8
2230,0
2970,0
3330,0
1177,3
1850,0
6
Темпы роста ВВП
8,9
5,4
н/д
6,0
6,0
8,0
3,5
5,6
7
Среднегод. темп ВВП, %
3,5
-9,2
н/д
-13,3
9,7
11,0
16,0
11,8
8
Динамика ВВП, у.е./д.н.
1544,7
3430,0
2301,0
1200,0
270,0
850,0
800,0
740,3
9
Внеш. гос. долг, у.е./д.н.
0,0
1157,0
0,0
207,8
99,5
127,0
1768,8
2777,0
10
Потребит. расходы, у.е./д.н
89,5
145
89,5
490,0
100,0
260,0
961,0
1510,0
11
Внеш.-торг. баланс, у.е.
9785,0
11399,0 –
-1185,0
5005,0
7243,0
897,5
-1025,0
12
Доля занятых к трудосп., %
100
95,7
100
54,3
50,5
54,9
32,5
40,3