Мировая валютная система и её модификации

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Костромскойгосударственный технологический университет
Кафедрафинансов и кредита
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине«Финансы и кредит» на тему:
Мироваявалютная система и её модификация
Выполнил:
Студентка 3 курса
Экономического факультета
Спец.080502 «Экономика иуправление на предприятии»
Комарова Т.Е.
Руководитель:
Тихонова С.С.
Результат защиты:
Кострома,2008 год

Мироваявалютная система и её модификация
Содержание
Введение
1 Мировая валютная система (МВС):основные определения
1.1. Сущность и функции МВС
1.2. Модификации МВС
2 Валютный рынок России и валютноезаконодательство
2.1. Становление валютного рынкаРоссии
2.2. Современное валютноезаконодательство и его функции
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Онастала членом Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банкареконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития(ЕБРР), готовится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому всовременных условиях существует необходимость более глубокого изученияособенностей финансов, денежного обращения и кредита на мировых финансовыхрынках и их причинно-следственной взаимосвязи.
Изучение международнойвалютной системы следует начать с толкования самого этого термина. В финансовомсловаре [1]находим:
«Мировая валютнаясистема — это валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей и форма организациимеждународных валютных отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями».
Иными словами, международнаявалютная система по своей сути является набором неких правил и законов, которыерегулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютныхрынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов международной торговлитаким образом, чтобы все ее участники получали максимально возможную пользу,обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которыепредставляет международная торговля.
В процессе реализацииэтой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильнуюоснову для долгосрочного планирования международных торговых отношений.
Большое влияние намеждународные торговые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны(особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последниедесятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.
Неоспоримым является тотфакт, что экономика любого государства тесно связана с развитием финансовогорынка, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможнобез развитого финансового рынка, составной частью которого является валютныйрынок[2].
В последнеедесятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей вРоссийской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можноутверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новыйуровень своего развития. Развитие внутреннего валютного рынка РоссийскойФедерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей.Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российскомвалютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.
Целью данной работыявляется сбор и анализ данных, накопленных новейшей историей мировой и российскойэкономики в процессе становления и функционирования валютного рынка, а такжевыработка на основе их обобщения и систематизации рекомендаций и возможныхнаправлений развития валютного рынка в обозримом будущем с учетом состоянияэкономики России, ее возможностей и потребностей.
В первой главерассматривается экономическая и финансовая сущность МВС, её основные функции имодификации. Особое внимание уделено этапам эволюции МВС.
Во второй главе курсовойработы освещены общие вопросы, касающиеся становления валютной системы ивалютного рынка России и современного валютного законодательства. Здесь жедается общий обзор деятельности и задач органов контроля и регулированияопераций на валютном рынке.
В Заключение вынесеныитоги и приведены общие выводы по работе.

ГЛАВА 1. МИРОВАЯВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
Параграф 1. Сущность ифункции МВС
Понятие мировой валютнойсистемы базируется на понятии мировых валютных отношений.
Международные валютныеотношения — это совокупность общественных отношений, складывающихся прифункционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обменрезультатами деятельности национальных хозяйств[3].
Развитие международныхвалютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мировогорынка, углублением международного разделения труда, формированием мировойсистемы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.
Международные валютныеотношения постепенно приобрели определенные формы организации на основеинтернационализации хозяйственных связей.
Валютнаясистема— этоформа организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальнымзаконодательством или межгосударственными соглашениями[4].Различаютсянациональная, мировая, международная (региональная) валютные системы.
Исторически вначалевозникли национальные валютные системы, закрепленные, национальнымзаконодательством с учетом норм международного права. Национальная валютнаясистема является составной частью денежной системы страны, хотя онаотносительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенностиопределяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономическихсвязей страны.
Национальная валютнаясистема неразрывно связана с мировой валютной системой — формой организациимеждународных валютных отношений, закрепленной межгосударственнымисоглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине 19 в. Характерфункционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствияее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущихстран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировойвалютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютнойсистемы.
 
Параграф 2.Модификации МВС
Мировая валютная система является исторически сложившейсяформой организации международных денежных отношений, закрепленноймежгосударственными договоренностями.
Первая мировая валютнаясистема стихийно сформировалась в 1816 году в Великобритании. Юридически онабыла оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867году, которое признало золото единственной формой мировых денег.
Данная организациясистемы денежного обращения и международных расчетов предполагала закреплениеза золотом денежных функций и официальное установление фиксированного золотогопаритета национальной денежной единицы.[5]
Установленный золотойпаритет являлся и официальной ценой золота. Золотые монеты находились вобращении и имели силу законного платежного средства. Центральные банки былиобязаны обменивать бумажные деньги на золото по номиналу. Был разрешенсвободный ввоз и вывоз золота в любом виде. Валютные курсы стран фиксировалисьна базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались лишь вузких пределах «золотых точек», которые определялись расходами (в основном натранспортировку и страхование), связанными с перемещением золота междустранами.[6]
В условиях золотогостандарта регулирование платежного баланса осуществлялось в основном стихийнопутем переливов золота из одних стран в другие через частные каналы.Государство практически не участвовало в процессе регулирования международныхрасчетов, а официальные золотые резервы были главным регуляторомнесбалансированности платежного баланса.
После валютного хаоса,возникшего в результате первой мировой войны, был установлен золото-девизныйстандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото.[7] Платежные средства в иностраннойвалюте, предназначенные для международных расчетов, стали называться девизами.
Вторая мировая валютнаясистема была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутымна Генуэзской международной экономической конференции в 1922 году. Ее основойявились золото и девизы – иностранные валюты. После первой мировой войнывалютно-финансовый центр переместился из Западной Европы в США. Это былообусловлено следующим. Значительно возрос валютно-экономический потенциал США,увеличился экспорт капитала. В 1924 году произошло перераспределениеофициальных золотых резервов: 46% золотых запасов капиталистических странсосредоточились в США. США развернули борьбу за гегемонию доллара, однакостатус резервной валюты он получил лишь после второй мировой войны.
Достигнутая валютнаястабилизация была взорвана мировым кризисом 30-х годов.
Система золотого стандартасоответствовала условиям рынка свободной конкуренции. Функционированиемеханизма международных денежных расчетов, базировавшегося на золотомстандарте, имело большое значение для расширения международных экономическихсвязей, образования единого мирового хозяйства. Вместе с тем денежно-валютнаясистема золотого стандарта стала противодействовать концентрации ицентрализации капитала, создавать помехи практике ценообразования,препятствовать покрытию резко возросших внутренних и внешних государственныхрасходов путем эмиссии бумажных средств, наконец, затруднять международнуюторговлю и вывоз капитала за границу.
Объективная основа дляликвидации системы «золотой стандарт» была подготовлена развитиеммеждународного движения капитала и эволюцией внутреннего платежного механизма,в котором кредит и безналичные деньги заняли господствующие место. Требовалосьпостоянное увеличение резервов в соответствии с потребностями расширенияэкономических и соответственно платежных отношений в условиях роста мировойэкономики и поддержание оптимального соотношения между золотыми и валютнымирезервами, с тем, чтобы цена на золото была равновесной. Так же недостаткамизолотого стандарта была невозможность проводить независимую денежно-кредитнуюполитику, направленную на решение внутренних проблем страны.
 
Бретонн-вудскаявалютная система
Разработка проекта новоймировой валютной системы началась еще в апреле 1942 года, так как страныопасались потрясений, подобных валютному кризису первой мировой войны в 30-хгодах. На международной конференции, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе(США), были согласованы основные принципы нового международноговалютно-финансового устройства, ставшего известным как Бреттон-вудская система.Эти принципы были кодифицированы в принятых на Бреттон-вудской конференции «СтатьяхСоглашения» (уставе) Международного валютного фонда (МФБ).[8] Основные характерные черты бреттон-вудскойвалютной системы состояли в том: золото сохранило свою монополию наосуществление окончательных денежных расчетов между странами, то есть наисполнение функции всеобщего платежного средства; однако масштабы использованиязолота для фактического обслуживания международного обращения и егорегулирующая роль в этой сфере существенно уменьшилась. Наряду с золотом вкачестве международных кредитных средств платежа, орудий расчета по платежнымбалансам и резервных валют в мировом обороте широко использовались двенациональные бумажные денежные единицы – американский доллар и английскийфунт стерлингов (в значительно меньшем объеме). Резервные валюты моглиобмениваться на золото.
Так, Казначейство СШАпродолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам поофициальной цене, установленной в 1934 году, составлявшей 35 долларов за однутройскую унцию, равную 31,1035г.[9] Обе валюты могли обмениваться начастном, в первую очередь, Лондонском рынке золота центральными банками,правительственными учреждениями.
Курсовое соотношениевалют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированныхвалютных паритетов, выраженных в долларах. Рыночные курсы валют не должны былиоткланяться вверх или вниз от фиксированных официальных долларовых паритетовэтих валют более чем на 1%, то есть все капиталистические валюты жестко «привязывались»к доллару. Девальвация свыше 10% допускалась лишь с разрешения фонда.
Национальные валютыиспользовались для текущих операций, а во многих случаях и для капитальных.Национальные валюты свободно обменивались на частных валютных рынках на долларыи одна на другую по курсам. На базе свободной обратимости валют в областитекущих операций производились многосторонние расчеты между странами.
Государственные органыосуществляли определенный контроль за функционированием механизма международныхрасчетов и частным валютным оборотом. Плюс к этому государственные органырегулировали рынок золота, поддерживая путем продаж металла из своих запасовили его покупки валютную цену золота на рынке, не допуская ее существенногоотклонения от уровня официальной цены.
В то же время впервые вистории созданы международные валютно-кредитные организации такие как,Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития(МБРР). Межгосударственное регулирование валютных связей, согласование валютнойполитики осуществлялось через МВФ. И так, под давлением США в рамкахБреттон-вудской системы утвердился долларовый стандарт – мироваявалютная система, основанная на господстве доллара. Доллар – единственнаявалюта, конвертируемая в золото, стала базой валютных паритетов, преобладающимсредством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов.Такое положение доллара обусловило экономическое превосходство США и ослабилоих конкурентов. Опорой господства доллара служила острая нехватка долларов,вызываемая дефицитом платежного баланса, особенно по расчетам с США, инедостатком золотовалютных резервов.
Экономический,энергетический, сырьевой кризисы 60-х годов дестабилизировали Бреттон-вудскуюсистему, изменение соотношений сил на мировом фоне подорвало ее структурныепринципы. С конца 60-х годов постепенно ослабло экономическое,финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами.Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, сталитеснить американского партнера. Поскольку США использовали доллар для покрытиядефицита платежного баланса, а не золото, это привело к огромному увеличениюкраткосрочной внешней задолженности в виде долларовых накоплений иностранныхбанков.
Кризис Бреттон-вудскойсистемы достиг кульминации весной и летом 1971 года, когда в его эпицентреоказалась главная резервная валюта. Кризис доллара совпал с длительнойдепрессией в США после экономического кризиса 1969-1970 гг. Кризис американскойвалютной системы выразился в массовой продаже ее за золото и за устойчивыевалюты, а так же в падении курса доллара.
С крушениембреттонвудской системы начался поиск новых принципов функционирования мировойвалютной системы, которые были приняты в 1976 году на конференции, проходившейв столице Ямайки Кингстоне.
1978 год — ямайскаявалютная система.
1. Было объявлено, чтозолото больше не является мировыми деньгами и не указывается золотое содержаниевалют национальных государств.
2. Ямайская валютнаясистема предусматривала постепенное лишение доллара монопольной роли не тольков выполнении функции средства обращения и платежа на мировом рынке, но и каксредства накопления валютных резервов ЦБ различных стран.
3. Узаконивание практикисвободно колеблющихся курсов валют. При этом принцип «плавания» не исключаетвмешательства государств в рыночный механизм установления курсов с помощьювалютной интервенции.
Страны ЕС приняли решениесоздать региональную европейскую валютную систему (ЕВС). Подготовка к еесозданию началась странами ЕС еще во время кризиса бреттон-вудской валютнойсистемы, но решение вступило в силу почти одновременно с началом действияямайской системы План Вернера (14 декабря 1970 года) три этапа.
1. 1971 — 1973 предусматривалкоординацию бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализацию движениякапиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества.
2. 1974 — 1979 должныбыли возникнуть наднациональные органы с правами в области финансовой, денежно-кредитнойи валютной политики.
3. предусматривалвведение в 1980 году единой валюты и создание европейской федеральной денежнойкредитной системы.
План Вернера послужилосновой валютной интеграции, и, хотя не был осуществлен в указанные этапы, идеиего в значительной мере реализовались позднее.
Что же представляла собойевропейская валютная система?
Во-первых, была созданановая европейская валютная единица — экю, которая, заменив ЕРЕ, использовала ееметод определения представительной стоимости через «корзину» валют стран — членов ЕС.
Во-вторых, былиустановлены твердые центральные курсы для валют стран-участниц и пределыотклонений от них.
В-третьих, укреплена базавалютных резервов и кредитного механизма.  В-четвертых, предусмотрено созданиеевропейского валютного фонда, который мог бы со временем взять на себя функциицентрального европейского банка.
Изучив четыре валютныесистемы, которые формировались по мере развития  международно-финансовых иэкономических отношений, можно сделать вывод, что развитие мировых валютныхсистем и смена одна другой – это никакой-то стихийный или сумбурный процесс, авполне естественный и закономерный. Новая система меняет старую, потому что онаболее совершенна и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операция,товарно-денежный обороты и т.д.

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНЫЙРЫНОК РОССИИ И ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 
Параграф 1.Становление валютного рынка России
 
Валютныйрынок — сфера экономических отношений, проявляющихся в осуществлении операцийпо купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, атакже операций по инвестированию валютного капитала[10].
По мере развития национальныхрынков и их взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок для ведущихвалют в мировых финансовых центрах. Современные валютные рынки характеризуютсяследующими основными особенностями:
1. Усилилась интернационализациявалютных рынков на базе широкого использования электронных средств связи иосуществления операций и расчетов по ним
2. Операциисовершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света
3. Техника валютныхопераций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентскимсчетам банков
4. Широкоеразвитие валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков
5. Нестабильностькурсов валют[11]
Эволюциявалютной системы и становление валютного рынка России
В истории развитиявалютной системы в послереволюционной России выделим несколько основных этапов[12].
Первый этап — до 1986 года — обладал всемихарактерными чертами валютной монополии государства. В это время имеламесто полная централизация валютных доходов от экспорта, который былмонополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынкахвыступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта виностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста,обслуживающего все международные расчеты СССР — Внешторгбанка СССР (позднее —Внешэкономбанк).
Использование доходов отэкспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютныхрезервов осуществлялось на основе планового распределения средств государствомв лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностямирегионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемыпоступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составенароднохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства,предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средствав пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.
Практически полнаяизолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынковтоваров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля киностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражалэкономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчетавнешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизацияуправления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственныхучастников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности,обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки»государства — все это объективно не требовало систем валютного регулирования,характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития.
Валютная политика СССРсводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и привлеченныхиностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, кпереговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлениюофициальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченнымивалютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще немогло быть). В целом это было не регулирование, а прямое администрирование,государственное командование.
Второй этап развития валютного рынка в Россииначался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности,когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения,организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Былаустановлена и стала развиваться система так называемых «валютных фондов» и «валютныхотчислений», подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государствувалютной выручки в виде фиксированного процента (40 – 50% для предприятиймашиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и болеенизкие для сырьевых отраслей). Таким образом, предприятиям предоставлялась возможностьоставлять себе часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг.Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм ихучастия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987 — 1988годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала)предпринимательства на территории страны.
Другой качественныйскачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейсяширокомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое числонезависимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия иведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов.
В течение несколькихлет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другимифункциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссияСовета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служилирешения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативныеакты министерств и ведомств.
Нарушение «планового»характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение кругапредприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих ихвалютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательногорегулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютныхопераций, придания функций органа валютного регулирования одному из органовгосударственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990году проекта специального закона о валютном регулировании.
С вступлением в силу вмарте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» начался третийэтап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые вюридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютныеценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютныеоперации», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные сдвижением капитала».
Законом были установлены основныепринципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой натерритории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочияорганов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР иуполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютнымиресурсами.
В законе впервыепровозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственностирезидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общиепринципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностямигосударством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установленыосновные положения порядка осуществления валютных операций резидентами инерезидентами.
Законом намечены основныецели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютногоконтроля, а также положения об отчетности по валютным операциям иответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органомвалютного регулирования был определен Государственный банк СССР, чтосоответствует практике большинства стран мира, где подобные функцииосуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.
С начала 1991 годаполучил бурное развитие внутренний валютный рынок — межбанковский и биржевой —который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития иупорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлениемв работе Центрального банка Российской Федерации в области валютногорегулирования. В течение двух лет (начало 1991– начало 1993 гг.) были созданы иполучили лицензии Банка России на организацию и проведение операций покупле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковскихвалютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургскаявалютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирскаямежбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютнаябиржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограниченияс операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицамичерез уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года №162-92)­. Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмомобязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений,организаций), который был введен с начала 1991 года. В настоящее времядействующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиямичасти экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ №7 «О порядке обязательнойпродажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручкичерез уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынкеРоссийской Федерации» в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999.
Одним из важнейшихнаправлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономическихреформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего,либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следуетсчитать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991г. № 213 «О либерализациивнешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Указ положил конецмонополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществлениеэкспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших рольпосредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и ихзарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям, независимоот форм собственности, осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической,деятельности.
Распад СССР и образованиесуверенного государства Российской Федерации привели к необходимости веденияРоссией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитнойполитики и валютной как ее составляющей. В связи с этим, а также учитывая, чтомногие положения 3акона СССР «О валютном регулировании» фактически (но неюридически) перестали действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19Закона), весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действиеаналогичного закона Российской Федерации.
Вступление в силу ЗаконаРоссийской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре1992 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее времяон является действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В указанном Законе РоссийскойФедерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторыеосновные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура исодержание по сравнению с Законом СССР. Центральный банк Российской Федерациистал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования.
Закон РФ «О валютномрегулировании и валютном контроле» является главным документом валютногозаконодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитиисистемы валютного регулирования в стране. Не следует считать слишком серьезнымнедостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных нормвалютного регулирования.
Закрепление на уровнеЗакона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютныхограничений не только стало бы искусственным препятствием на пути объективных ивесьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но ине дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более илименее значительных проблем проведения субъектов рынка валютных операций вусловиях быстроменяющейся экономической ситуации.
Многие положения Законатолько предстоит наполнить реальным содержанием, переложив на языксоответствующих нормативных актов, которые отличались бы актуальностью,взвешенностью, качеством подготовки и, главное, соответствием реалиямхозяйственной жизни в Российской Федерации. Современный валютныйрынок в России
Основнымисегментами валютного рынка в России являются биржи и межбанковский валютныйрынок.
Валютныебиржииграют в настоящее время ключевую роль прежде всего в силу того, что курсывалюты и объемы операций по результатам торгов на биржах служат ориентиром длясделок на  межбанковском и фьючерсном (срочном) валютных рынках.
Механизмторгов на всех биржах в целом одинаков и проводится на основе принципа«жесткого фиксинга». При этом каждая биржа имеет свои особенности в порядкепроведения и организации торгов. В общих чертах торги проходят следующимобразом.
Перед началомторгов дилеры, представляющие участников торгов, сообщают курсовому маклерузаявки на покупку и/или продажу иностранной валюты. Минимальная сумма покупкиили продажи иностранной валюты (лот) равна 10 тыс. долл. США для биржевыхторгов по долларам или 10 тыс. марок ФРГ для биржевых торгов по немецкиммаркам. В качестве начального курса иностранной валюты к рублю используетсякурс, зафиксированный на предыдущих торгах.
В началеторгов курсовой маклер сообщает о суммах заявок на покупку и продажу валюты.Если общий объем предложения валюты в начале торгов превышает общий объемспроса, то курсовой маклер понижает курс иностранной валюты к рублю, аучастники торгов могут выставлять дополнительные заявки на покупку валюты и/илиснимать свои заявки на продажу. В случае, если в начале биржевой сессии объемпредложения меньше объема спроса, то при повышении курса иностранной валюты крублю участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на продажу валютыи/или снимать свои заявки на покупку иностранной валюты.
Придостижении равенства спроса и предложения происходит установлениефиксированного для текущих торгов курса иностранной валюты к рублю — «фиксинг».По этому курсу происходит расчет по всем заключенным сделкам. С участниковторгов биржа взимает комиссию в размере, как правило, не превышающем 0,15—0,2%от объема нетто-покупки (в иностранной валюте) или нетто-продажи (в рублях).
Послезавершения торгов все его участники получают биржевые свидетельства иоперационные листы. Сроки расчетов на различных биржах варьируют от 0 до 7дней.
Хотя еще исохраняется достаточно сильная разобщенность российских валютных бирж, однаковстает вопрос о формировании единого биржевого рынка в связи с формированиемединого рынка торговли государственными ценными бумагами, и первое, чтонеобходимо будет обеспечить, это унификацию системы расчетов на региональныхвалютных биржах.
В последнеевремя существенно возросла привлекательность межбанковского валютного рынка засчет усиления его конкурентных позиций по сравнению с биржевым рынком.Имеющиеся на межбанковском валютном рынке риски компенсируются скоростьюперечисления средств. Так, здесь преобладают короткие и сверхкороткие сделки споставкой валют в день заключения сделки или на следующий день (операции « today» и «tomorrow»).
В целомперспективы развития валютного рынка в России связаны с развитиеммежбанковского валютного рынка. Уже сейчас в отдельные периоды межбанковскийвалютный рынок опережает биржевой по объему операций в два—три раза. Однакоэтот рынок еще не обладает достаточно устойчивой институциональной структурой ибез поддержки Центрального банка РФ перспективы данного рынка достаточнонеопределенны.
 
Параграф 2. Современноевалютное законодательство и его функции
 
Валютноезаконодательство РФ представляет собой совокупность правовых норм, регулирующихпорядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации,сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами РоссийскойФедерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза,перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностраннойвалюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютногорегулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютногозаконодательства.[13]
Источниками валютногозаконодательства Российской Федерации являются: Конституция РоссийскойФедерации; Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютномконтроле»; другие федеральные законы; подзаконные акты, издаваемые Президентоми Правительством Российской Федерации; инструкции и письма Центрального банка иГосударственного таможенного комитета; международные договоры и соглашенияРоссийской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютногоконтроля.
Основу валютногозаконодательства составляет Закон Российской Федерации «О валютномрегулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1, с принятием которого в валютной политике страны были произведены коренныепреобразования. Закон определил принципы осуществления валютных операций вРоссийской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования ивалютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц вотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями,ответственность за нарушения валютного законодательства.
Анализ практикиприменения нового валютного законодательства
Споры о достаточности,целостности и эффективности механизма валютного контроля, предложенногоФедеральным законом № 173-ФЗ, а также о последствиях принятия данного Законадля участников внешнеэкономической деятельности и рядовых граждан начались ещезадолго до вступления нового Закона в силу. Не меньшее напряжение вызвало иожидание подзаконных нормативных актов Банка России по вопросам примененияотдельных его положений. По нашим подсчетам, с момента вступления Закона в силуБанк России издал порядка сорока указаний, инструкций и положений по вопросамвалютного регулирования и валютного контроля. Подведем некоторые итоги работы вновых условиях, опираясь на результаты работы уполномоченных банков и ихклиентов в области валютного регулирования и валютного контроля за последниеполгода. Анализзаконодательства о валютном регулированиии валютном контроле
В результатевступления в силу с 18 июня 2004 года основной части Федерального закона от10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее —Закон № 173-ФЗ) и издания в развитие его положений ряда нормативных актовБанком России, являющимся согласно части 1 статьи 5 Федерального закона однимиз двух органов валютного регулирования, произошло существенное изменениевалютного законодательства в Российской Федерации. Ныне система валютногоконтроля и валютного регулирования в Российской Федерации строится насовершенно новых принципах, коренным образом отличных от тех, которыесодержались в положениях предыдущей редакции Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «Овалютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 3615-1).
В настоящеевремя по результатам практического применения норм нового валютногозаконодательства можно с уверенностью говорить о его существенной либерализациипо целому ряду направлений, регулирующих проведение многих валютных операций,перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ. Либерализациявалютного законодательства прежде всего коснулась порядка проведения валютныхопераций между резидентами и нерезидентами, которые согласно статье 6 Закона №173-ФЗ осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций,предусмотренных статьями 7, 8 и 11, в отношении которых могут быть установленыограничения органами валютного регулирования — Правительством РоссийскойФедерации (ст. 7) или Центральным банком Российской Федерации (ст. 8 и 11).
Видыограничений, которые могут быть применены органами валютного регулирования вцелях поддержания устойчивости экономического положения государства,установлены Законом № 173-ФЗ и включают требование о резервировании итребование об использовании специальных банковских счетов. [14]
До настоящеговремени Правительство Российской Федерации не ввело ограничительных мер всоответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 7 Закона № 173-ФЗ.Без каких-либо ограничений проводятся валютные операции между резидентами инерезидентами в связи с осуществлением российскими резидентами внешнеторговойдеятельности, а также при приобретении резидентами у нерезидентов долей,вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фондекооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорампростого товарищества с нерезидентами.
В пункте 8статьи 1 предыдущей редакции Закона РФ «О валютном регулировании и валютномконтроле» содержалась норма о подразделении операций с иностранной валютой иценными бумагами в иностранной валюте на текущие валютные операции и валютныеоперации, связанные с движением капитала (в действующем законодательствеподобное деление валютных операций на две категории отсутствует). При этом встатье 9 Закона № 3615-1 были перечислены текущие валютные операции (закрытыйперечень, состоящий из четырех видов операций), а в статье 10 — операции,связанные с движением капитала (включая все прочие валютные операции, которыене могли быть квалифицированы как относящиеся к четырем категориям текущихвалютных операций). В соответствии с данной классификацией валютные операциимежду резидентами и нерезидентами по внешнеторговой деятельности относились ккатегории текущих валютных операций только в случае осуществления расчетов безотсрочки платежа по экспорту/импорту товаров, работ, услуг, результатовинтеллектуальной деятельности или с отсрочкой не более 90 календарных дней (вином случае — к категории валютных операций, связанных с движением капитала).Валютные операции, связанные с переводом прямых инвестиций, то есть вложениямив уставный капитал предприятия-нерезидента в целях извлечения дохода иполучения прав на участие в управлении предприятием, относились к операциямдвижения капитала. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 3615-1валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись резидентами впорядке, устанавливаемом Банком России, и по вышеуказанным видам валютныхопераций это был в основном разрешительный порядок, когда до совершениявалютной операции резиденту необходимо было получать разрешение Банка России.Таким образом, после вступления в силу нового валютного законодательства пооперациям, связанным с внешнеторговой деятельностью и инвестированием средств впредприятия, являющиеся нерезидентами, произошла существенная либерализациявалютного законодательства в условиях отсутствия ограничений, вводимыхПравительством РФ.
Одновременноимеет место установленный Банком России порядок проведения валютных операций вчасти представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкамдокументов и информации и учета уполномоченными банками валютных операций, втом числе оформления паспортов сделок по внешнеторговым договорам резидентов.На сегодняшний день нормативными актами Банка России, регулирующими даннуюобласть валютного контроля, являются Инструкция Банка России от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченнымбанкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядкеучета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»и Положение Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентамиуполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных спроведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, иосуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютныхопераций». В соответствии с установленным порядком паспорт сделки оформляетсярезидентом на основании подписанного им внешнеторгового договора поэкспорту/импорту товаров, на выполнение работ, оказание услуг, передачурезультатов интеллектуальной деятельности, а также по договорам кредита и займав случае, если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тысяч долларовСША. Валютная операция, предусмотренная условиями договора, осуществляетсятолько после подписания паспорта сделки.
ЦБ РФ всоответствии с положениями статьи 8 Закона № 173-ФЗ имеет право устанавливатьограничения, касающиеся порядка проведения валютных операций при предоставлениии получении кредитов и займов между резидентами и нерезидентами в иностраннойвалюте и валюте РФ, а также валютных операций, связанных с приобретениемрезидентами у нерезидентов и нерезидентами у резидентов прав на внешние ивнутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачейвнешних и внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними и внутреннимиценными бумагами). Банк России может применять в отношении перечисленных видоввалютных операций ограничения следующих видов: специальный банковский счет ирезервирование (последний инструмент вводится только по согласованию сПравительством РФ).
Банк России с18 июня 2004 года установил требование об использовании специальных банковскихсчетов резидентов в иностранной валюте и нерезидентов в валюте РоссийскойФедерации в уполномоченных банках при проведении ими ряда валютных операций всоответствии с установленными режимами специальных банковских счетов. Виды иособенности использования специальных банковских счетов регламентируютсяИнструкцией Банка России от 07.06.2004 № 116-И «О видах специальных счетоврезидентов и нерезидентов». Указанная Инструкция предусматривает открытиерезидентам специальных банковских счетов в иностранной валюте следующих видов:счет «Ф» (физическому лицу-резиденту), счета «Р1» и «Р2» (физическому лицу —индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, за исключением кредитныхорганизаций-резидентов). Нерезидентам (физическим лицам, юридическим лицам, втом числе кредитным организациям) открываются специальные банковские счета ввалюте РФ следующих видов: счет «С», счет «А», счет «О», счет «В1», счет «В2».При этом нерезиденты открывают в уполномоченном банке специальные банковскиесчета в валюте РФ для проведения через них валютных операций в соответствии срежимами данных счетов при условии открытия или наличия открытых в данномуполномоченном банке обычных банковских счетов нерезидентов в валюте РФ длясовершения через них всех прочих валютных операций, не подпадающих под режимыспециальных банковских счетов. Исключением из общего порядка являются расчеты ипереводы при предоставлении нерезидентами кредитов и займов в валюте РФрезидентам, если на основании соответствующего кредитного договора или договоразайма срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, по которымне используются специальные счета нерезидентов «В2». Указанием Банка России от16.12.2004 № 1529-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 7 июня 2004 г. № 116-И “О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов”» (п. 1.7) было установлено ещеодно исключение из общего правила, а именно: расчеты и переводы при предоставлениибанками-нерезидентами кредитов и займов в валюте РФ кредитныморганизациям-резидентам осуществляются без использования специальных счетов«В2».
Кромеприменения специальных банковских счетов Банк России с 1 августа 2004 годаУказанием от 29.06.2004 № 1465-У «Об установлении требований о резервированиипри зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списанииденежных средств со специальных банковских счетов» ввел также требование орезервировании средств на определенный срок в процентном отношении к суммевалютной операции при зачислении и списании иностранной валюты для резидентов ивалюты РФ для нерезидентов на специальные банковские счета и со специальныхбанковских счетов. Порядок осуществления резидентами и нерезидентами внесения ивозврата сумм для резервирования, а также порядок учета данных операций вуполномоченных банках был установлен Банком России Инструкцией от 01.06.2004 №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования приосуществлении валютных операций» на основании положений статьи 16 Закона №173-ФЗ. Некоторые итогиприменения нового Закона и сопутствующих ему нормативных актов
На практикеуполномоченные банки начали осуществлять операции по внесению и возврату суммрезервирования через территориальные управления Банка России по поручению своихклиентов с 1 августа 2004 года. В ряде случаев, установленных частью 7 (абз. 2)статьи 16 Федерального закона, резервирование носит предварительный характер, ивалютная операция, для целей совершения которой осуществляется резервирование,не может быть совершена уполномоченным банком по поручению клиента до истеченияустановленного Банком России срока резервирования.
Порезультатам применения требований о резервировании можно с уверенностьюсказать, что в большинстве случаев клиенты отказываются от проведения валютныхопераций, по которым установлены ограничительные меры, и не считаютэкономически обоснованным осуществлять резервирование, то есть операции порезервированию носят единичный характер. Таким образом, введение меррезервирования по специальным банковским счетам явилось косвенным инструментомрезкого ограничения проведения соответствующих видов валютных операций.
В новомФедеральном законе содержится целый ряд положений, которые устанавливают нормыпрямого действия в отношении порядка проведения отдельных видов валютныхопераций, что на практике не позволяет проводить их в порядке, отличном оттого, который установлен и предписан законодателем. При отсутствии вдействующем валютном законодательстве такого инструмента регулирования, какразрешение органа валютного контроля (за исключением разрешений на открытиесчетов резидентам — юридическим лицам в иностранных банках, а также разрешений,которые были выданы до вступления в силу Федерального закона и остаютсядействующими до истечения срока их действия согласно ст. 28), подобные нормыносят жесткий ограничительный характер.
Примеромтаких ограничений является часть 8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, в соответствии скоторой денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям свнутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное неустановлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценныхбумаг (до настоящего времени иной порядок не был установлен Банком России). Входе практического применения данного положения уполномоченные банки и ихклиенты столкнулись с проблемой идентификации валютных операций как подпадающихпод действие части 8 статьи 8 Закона. Например, на первом этапе возникливопросы об отнесении операций, связанных с переводом процентов, дивидендов повнутренним ценным бумагам от резидентов нерезидентам — владельцам акцийроссийских предприятий, к категории операций с внутренними ценными бумагами, и,как следствие, возник вопрос о возможности осуществления данных валютныхопераций в иностранной валюте. Впоследствии в отдельных разъяснениях БанкаРоссии в адрес российских предприятий, акциями которых владеют нерезиденты,было сказано, что операции по переводу процентов, дивидендов по внутренним ценнымбумагам не относятся к операциям с внутренними ценными бумагами, а являютсявалютными операциями, связанными с переводом средств, возникших в результатераспределения доходов от инвестиций, и могут осуществляться в иностраннойвалюте.
В новомФедеральном законе нормы прямого действия содержатся в статье 9 «Валютныеоперации между резидентами». В части 1 данной статьи сказано, что валютныеоперации между резидентами запрещены, за исключением тех, которые перечислены впунктах 1–7 части 1. Также в части 3 статьи 9 содержится перечень валютныхопераций, которые могут проводиться без ограничений в иностранной валюте междурезидентами и уполномоченными банками. При этом проведение иных видов валютныхопераций между резидентами, а также резидентами и уполномоченными банками виностранной валюте не разрешено законодательством.
Ряд валютныхопераций, разрешенных для проведения в соответствии со статьей 9, в предыдущейсистеме валютного законодательства проводился также без ограничений, напримероперации между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами(принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами,поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров снерезидентами о передаче товаров, выполнении работ; операции по договорамтранспортной экспедиции, связанной с перевозкой вывозимого с территории РФ иввозимого на территорию РФ груза. Раньше возможность проведения данных валютныхопераций определялась Письмом Государственного банка СССР от 24.05.91 № 352«Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР»,действие которого было подтверждено Банком России. В новом законодательствеподобные валютные операции разрешены.
Некоторыевалютные операции между резидентами, перечисленные в статье 9, не были четкорегламентированы в предыдущем валютном законодательстве, и порядок ихпроведения вызывал много вопросов и проблем. Это относится к таким видамвалютных операций между резидентами и уполномоченными банками, как валютныеоперации в иностранной валюте, связанные с банковскими гарантиями, а такжеисполнением резидентами обязательств по договорам поручительств и залога;уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения и др. Практикапоказала, что для уполномоченных банков существенную положительную роль сыграловнесение в перечень разрешенных перечисленных видов валютных операций.
С другойстороны, нельзя не остановиться на некоторых проблемах, возникших в практикепроведения валютных операций резидентами в соответствии с положениями статьи 9Закона № 173-ФЗ. Речь идет прежде всего о некоторых валютных операцияхнеторгового характера, которые в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 статьи1 предыдущей редакции Закона относились к категории текущих валютных операций ипроводились без ограничений (данная норма была установлена путем внесенияизменений в Закон № 3615-1 Федеральным законом от 31.12.2002 № 187-ФЗ,вступившим в силу с 31 января 2003 г.). С первых дней практического применениянового валютного законодательства многие российские организации столкнулись ссерьезной проблемой запрета переводов в безналичной форме валютных средствзаработной платы, командировочных, представительских расходов своимсотрудникам, находящимся на территории иностранных государств в длительнойкомандировке.
В техслучаях, когда юридические лица-резиденты имеют представительства на территориииностранного государства, они могут воспользоваться правом открытия счетов виностранной валюте за пределами РФ для обслуживания деятельности их представительств.В этом случае валютные средства на содержание представителей организации и ихзаработная плата могут быть переведены из Российской Федерации через данныесчета, так как с даты вступления в силу нового Федерального закона продолжаетдействовать Положение Банка России от 16.10.2002 № 201-П «О порядке открытия иведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте запределами Российской Федерации для обслуживания деятельности ихпредставительств» (с учетом изменений, внесенных Указанием Банка России от25.06.2004 № 1458-У). Аналогичным образом продолжает действовать ПоложениеБанка России от 16.10.2002 № 200-П «О порядке открытия и ведения юридическимилицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерациидля расчетов по договорам международного строительного подряда» (с учетомизменений, внесенных Указанием Банка России от 25.06.2004 № 1457-У). Вместе стем в ряде случаев юридическим лицам-резидентам экономически нецелесообразнооткрывать и регистрировать на территории иностранных государств своипредставительства. Сотрудники таких организаций, находящиеся в длительнойслужебной командировке, не имеют возможности получать в безналичной форме путемперевода из Российской Федерации суммы заработной платы, возмещения расходов,связанных с командированием.
Аналогичнаяпроблема возникла по переводам министерствами и ведомствами в пользу российскихстроительных организаций валютных средств в оплату за производимые работы построительству за пределами территории Российской Федерации зданий для нужддипломатических представительств, консульских учреждений и постоянныхпредставительств Российской Федерации при международных межгосударственных(межправительственных) учреждениях. Данная проблема усугубляется тем, что вряде случаев средства на оплату ремонта и строительства зданий выделяютсяминистерствам из бюджета в иностранной валюте, но не могут быть перечисленыроссийским подрядчикам. В настоящее время ряд организаций и уполномоченныхбанков вышли с инициативой о внесении соответствующих изменений в положениястатьи 9 Закона № 173-ФЗ.
Кромеперечисленных проблем, возникших в ходе применения нового валютногозаконодательства, имеет место прямое противоречие между двумя нормами Закона №173-ФЗ, а именно: в соответствии с положением, содержащимся в пункте 2 части 1статьи 9, валютные операции в иностранной валюте между резидентами, связанные срасчетами в магазинах беспошлинной торговли, разрешены, тогда как всоответствии с положением, содержащимся в части 3 статьи 14, расчеты приосуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентамичерез банковские счета в уполномоченных банках. Исключение составляет рядвалютных операций, которые прямо перечислены в пунктах 1–6 данной части. Приэтом в пунктах 1–6 валютная операция, связанная с расчетами в магазинахбеспошлинной торговли, не упоминается. Полагаем, что возникшее противоречиетребует скорейшего законодательного решения.
В заключениенеобходимо еще раз подчеркнуть, что новое валютное законодательство носит,безусловно, либеральный характер. В то же время наличие ряда валютныхограничений, а также некоторые нормы прямого действия, содержащиеся вположениях Федерального закона, делают практически запрещенными для проведенияотдельные виды валютных операций. Данные ограничения, как известно, былиустановлены в целях поддержания устойчивого положения развития экономики ифинансовой сферы и будут отменяться по мере устранения обстоятельств, вызвавшихих установление. Одновременно по мере накопления опыта применения новоговалютного законодательства будет происходить его дальнейшее совершенствование,что позволит эффективно решать возникающие проблемы.
 
Последниеизменения в законодательстве
16.06.2004 г. вступил всилу Федеральный Закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании ивалютном контроле». Некоторые статьи и понятия этого Закона претерпелиизменения.
1) Внесены изменения впонятие «валюта Российской Федерации»:
а) денежные знаки в видебанкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законногосредства наличного платежа на территории Российской Федерации, а такжеизымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежныезнаки;
б) средства на банковскихсчетах и в банковских вкладах (до этого — средства в рублях на счетах в банкахи иных кредитных учреждениях на территории Российской Федерации и за пределамиРоссийской Федерации на основании соглашения, заключаемого ПравительствомРоссийской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующимиорганами иностранного государства об использовании на территории данногогосударства валюты Российской Федерации в качестве законного платежногосредства).
2) В разделе ценныебумаги появились новые понятия:
-внутренние ценные бумаги- эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валютеРоссийской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; ииные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РоссийскойФедерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
-внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся всоответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
3) Валютные ценности – изсостава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценныеприродные камни.
Согласно Закону квалютным ценностям относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
4) В Законе уточненопонятие «резидент». В соответствии с Законом физические лица – резидентыразделены на 2 группы:
а) физические лица,являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан РоссийскойФедерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве всоответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающиев Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренногозаконодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица безгражданства;
Закон также включил впонятие резидента Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации,муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемыхнастоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним инымифедеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
5)В Законе более полнораскрыто понятие уполномоченных банков. Уполномоченные банки — кредитныеорганизации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерациии имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерацииосуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а такжедействующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиямиЦентрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций,созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющиеправо осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
6) В Законе появилосьединое понятие «валютные операции», которое не разделяется, как это было ранее,на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движениемкапитала.
а) приобретение резидентому резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей назаконных основаниях, а также использование валютных ценностей в качествесредства платежа;
б) приобретениерезидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентомв пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей,валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, атакже использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутреннихценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретениенерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидентавалютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг назаконных основаниях, а также использование валютных ценностей, валютыРоссийской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможеннуютерриторию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РоссийскойФедерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценныхбумаг;
д) перевод иностраннойвалюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг сосчета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того желица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого натерритории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределамитерритории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентомвалюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (сраздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (разделсчета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
Валютные операции междурезидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст.6 Закона), заисключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящегоФедерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целяхпредотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резкихколебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержанияустойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограниченияносят недискриминационный характер и отменяются органами валютногорегулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Наиболее существеннымнововведением  является ч.3 ст.5 согласно которой, не допускаетсяустановление органами валютного регулирования требования о получениирезидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
7) специальный счет — банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо,либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумагспециальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемыйдля осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных всоответствии с Законом. Валютная операция может осуществляться только сиспользованием указанного специального счета (пункт 10 части 1 статьи 1 Законаустанавливает понятие специального счета,  действует до 1 января 2007года).
8) Статья 12 Законапозволяет резидентам открывать без ограничений счета (вклады) в иностраннойвалюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств,являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Длярезидентов – юридических лиц введение этой статьи отложено на год со днявступления Закона в силу. Часть 2 статьи 12 с 1 января 2007 года действует вотношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территорииРоссийской Федерации (часть 3 статьи 26 данного Закона).
До 1 января 2007 годарезиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерациив порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, которыйможет предусматривать установление требования о предварительной регистрацииоткрываемого счета. А с 2007 года — резиденты обязаны уведомлять налоговыеорганы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), непозднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета(вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, юридическиелица — резиденты, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты одвижении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территорииРоссийской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке,устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию сЦентральным банком Российской Федерации. Физические лица — резиденты обязаныпредставлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остаткахсредств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории РоссийскойФедерации по состоянию на начало каждого календарного года.
Для случаев открытиясчета (вклада), в банке за пределами территории Российской Федерации,необходима предварительная регистрация, которая осуществляется налоговымиорганами по месту учета резидента. Предварительная регистрация вывоза,пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутреннихценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в РоссийскуюФедерацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарнойформе осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютногоконтроля.
Порядок осуществленияпредварительной регистрации устанавливается Правительством Российской Федерациипо согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
9) Закон запрещаетпроведение валютных операций между резидентами. Одновременно в Законесодержится перечень валютных операций, осуществление которых между резидентамиразрешается.
Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами,зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (вовклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, заисключением валютных операций между резидентами.
Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные спередачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, сиспользованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территорииРоссийской Федерации.
10) В целом регулированиекупли-продажи валюты не претерпело существенных изменений.
Законом устанавливаетсяединый порядок купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожныхчеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РоссийскойФедерации производится только через уполномоченные банки.
Центральный банкРоссийской Федерации устанавливает для кредитных организаций требования коформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (втом числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностраннойвалюте.
Новое в п.2 ст.11 Закона:требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицаминаличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальнаястоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения,идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые прикупле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числедорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, попросьбе самого физического лица, т.е. добровольно.
12) В статье 25 новогоЗакона сказано что, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютногозаконодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Ответственность за валютные правонарушения будет применяться исходя изсоставов, закрепленных в ст. ст. 15.25 и 16.17 КоАП РФ.

заключение
Международная валютная система представляет собойсовокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощьюкоторых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мировогохозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективноеразвитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий вмеждународной денежной сфере. Основными конструктивными элементами МВС являютсямировой денежный товар и международная ликвидность, валютный курс, валютныерынки, международные валютно-финансовые организации и межгосударственныедоговоренности.
Последовательно существовали и сменяли друг друга три мировыевалютные системы. Первая из них система “золотого стандарта” основывалась назолоте, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег. Курснациональных валют жестко привязывался к золоту, и через золотое содержаниевалюты соотносились друг с другом по твердому валютному курсу.
Основу второй, Бреттон-Вудской валютной системы, составлялитвердые обменные курсы валют стран-участниц по отношению к курсу ведущейвалюты; курс ведущей валюты доллара США фиксировался к золоту; центральныебанки стран-участниц обязались поддерживать стабильный курс валют к доллару СШАс помощью валютных интервенций.
Третья, Ямайская, валютная система основана на плавающихобменных курсах и является многовалютным стандартом. Страна может выбиратьфиксированный, плавающий или смешанный режим валютного курса.
Основнойкатегорией в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях являетсявалютный курс. В нем находят отражение все основные макроэкономическиепоказатели: цены в различных странах, экономический рост и др. Он аккумулируетинформацию о происходящих экономических и политических изменениях как внастоящем, так и в будущем. Кроме того, сам валютный курс активно влияет нахарактер развития этих процессов.
Конъюнктурныефакторы изменения валютного курса могут значительно изменять величину курсанациональной валюты, однако в краткосрочных интервалах времени. К ним относятсяколебания деловой активности в стране, прогнозы, валютные спекуляции и кризисы.
Мерамигосударственного воздействия на величину валютного курса являются валютныеинтервенции, дисконтная политика и протекционистские меры. Наиболее действеннымметодом воздействия выступают валютные интервенции операции центральных банковна валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы противосновных ведущих валют мира.
Манипулированиес валютным курсом может оказать влияние на внешнеторговые операции в стране.Так, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курсудешевляет импорт.
Государственнаястабилизационная политика должна учитывать способ фиксации валютного курса. Таккак от этого зависит все дальнейшее поведение национальной валютной системы, аследовательно и развитие мировой валютной системы в целом.
Подводя итог исследованиювалютной системы вообще и валютной системы России в частности, считаю, чтоследует отметить следующее: становление рынка, в том числе валютного, должнапроводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкоговалютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующейбанковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей,становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграциинациональной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация навалютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процессалиберализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля состороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютномрынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализацияведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютногокурса.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Федеральный закон«О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями на 30 декабря2001 года)
2. Федеральный закон«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральныхзаконов от 08.07.99 № 139-ФЗ)
3. Положение обизменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютныхопераций от 24 апреля 1996 года № 39 (с изменениями на 24 октября 1997 года)
4. Финансовыйсловарь Благодарин А.А., Лозовский Л.Ш. – М.: ИНФРА-М, 2007.-VI, 378 с.- (Б-ка малых словарей«ИНФРА-М»), стр. 172.
5. Толковый словарьэкономических терминов «Это – бизнес». — Киев, «Альтерпрес», 2000
6. Краткийвнешнеэкономический словарь-справочник., М., «М.О.», 1996.
7. Авдокушин Е. Ф.Международные экономические отношения: учебное пособие. — М.: Маркетинг, 2005.
8. Басовский Л.Е.Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 437с, стр. 150.
9. Балабанов И.Т.Валютный рынок и валютные операции в России. — М.: Финансы и статистика, 2004.— 240 с
10. Валютныйпортфель. – М.: Прогресс, 1996.
11. Жуков Н.И. Изистории мировых валютных систем// ЭКО. – 1998. – N9.
12. Круглов В.В.основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. – М.: ИНФРА-М,1998
13. Финансовый рынок«Финансы и кредит» №4, 2008 24/01/2008
14. Мировая экономика«Финансы и кредит» № 39, 2007 28/10/2007
15. Третьюхина Е.Анализ практики применения нового валютного законодательства / Е. Третьюхина //Методический журнал Международные банковские операции. – 2005. — №1. – 4с.