РоссийскийГосударственный Университет Туризма иСервиса
Экономическийфакультет
Кафедрасоциологии
Реферат
по социологии
на тему: Социологическоеизучение социальной структуры общества
Работавыполнена:
студентом 1 курса
группы ФКД 07/2
Клюшкиной В. В.
Работапроверена:
Кузнецовой О. И.
Москва, 2008г.
Содержание
Введение
1.Понятиесоциальной структуры, ее виды и уровни
1.1Классы илистраты?
2. Социальная структураобщества
2.1Показатели ииндикаторы
2.2Качественныеи количественные характеристики
2.3Виды иэлементы социальной структуры
2.4Люмпены имаргиналы
2.5Социальнаямобильность
2.6«Социальныелифты»
2.7Социальнаядифференциация
3.Тенденции вразвитии социальных отношений
4. Изменениясоциальных отношений в нашем обществе
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение
Введение
Изучение социальной структуры общества вобществоведении в социологии, в частности,всегда занимало одно из главныхнаправлений исследований. Это и понятно. Социальная структура общества —важнейший показатель состояния, степени зрелости общественных отношений. С однойстороны, она как бы выступает (является) итогом экономического,политического и духовногоразвития общества.А с другой стороны, она есть не только пассивное отражение всех сторон жизни общества.Социальная структурасама активновоздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Именно поэтому знания особенностей ее функционирования иразвития, как свидетельствует отечественныйи мировой опыт, позволяет правильно судить о состоянии, этапах, направлениях и темпах развития всего общества, воздействовать на социальные процессы в стране.
Социальная структура общества изучается многимиобщественными науками: историей, этнографией,политэкономией, социологией, и т. д.Естественно, каждая из них изучает ее под специфическимуглом зрения, с учетом предмета своегоисследования.
Понятие социальной структуры, ее виды и уровни
Социологическое изучение предусматриваетопределение социальной структуры, ееместа и взаимосвязь с другими общественными явлениями и процессами, ее роли вразвитии общества, ее устойчивости и изменчивости, закономерности ее развития на разных этапах общества; определениеобъекта и предмета изучения; основания выделения ее элементов и ихвзаимосвязи; определение признаков ииндикаторов изучения; выборки, методов изучения; необходимостьформулирования выводов и рекомендаций.Короче говоря, социологическое изучение социальной структуры обусловливает необходимость решения теоретико-методологических и процессуальных задач,предусмотренныхпрограммойсоциологического исследования с учетом разных её видов и уровнейсоциологического знания.
Социальная структура обществапредставляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связеймежду объективно существующимиобщественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру обществаследует отличать отструктуры общества как совокупности сфер общественнойжизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражаетего дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и системусвязей между ними. Исходя из такогопонимания социальной структуры, можноопределить объект и предмет ее социологического изучения. Объект — это система ее элементов (классов, групп, общностей), а предмет — взаимоотношения, связисоциальных групп и других элементов, закономерности функционирования иразвития как социальной структуры вцелом, так и отдельных ее элементов.
Различаютсоциальную структуру в широком и узком смысле. В первом случае она включает всебя социальные группы, слои и классы,коллективы, социально-этнические общности, профессиональные, демографические и другие общественные группы (молодежь, дети, мужчины и женщины,престарелые и т.д.). Отсюда подразделение социальной структуры на виды: классовую, национальную, демографическую,социально-профессиональную и др. В социальную структуру в узком смыслевключают общественные классы, социальные группы и слои, т. е. группы людей, имеющих собственное социальное положение в обществе, занимающих особое место в системеобщественного производства, играющих определенную, только им присущуюроль в общественной организации труда. Другие группы (демографические, социально-этнические и др.), входящие всоциальную структуру в широком смысле, различаются между собой не местом в системе общественного производства, апризнаками расового, национального,половозрастного характера. Социальную структурув широком смысле, поскольку она охватывает все группы и общности людей, часто отождествляют с понятиемсоциальной структуры населения.
В социальной структуре общества вузком или собственном смыслеслова можно выделить несколько уровней. Первый уровень включает в себя классы — этоклассовая структура. Второй уровень включает не только классы, но и основные социальные группы, примыкающие к классам,но не обладающие всеми их признаками (интеллигенция, служащие-неспециалисты), а также социальные слои, накоторые делятся эти общественные классы и социальные группы. Этот уровень или срез социальной структуры можно назвать социально-классовойструктурой. Третий уровень социальнойструктуры общества включает в себя не только элементы социально-классовойструктуры, но и такие социальныегруппы, как население города и деревни, людей умственного и физического труда.
Социальную структуру условноможно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональнаяструктуру общества.
Социальный состав общества– это совокупность взаимодействующих социальныхобщностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждаясоциальная общность занимает конкретное место, определенную позицию в социальнойструктуре. Одни социальные общности занимают более выгодную позицию, другие –менее выгодную. Кроме того, в самой социальной общности отдельные социальныегруппы (отдельные индивиды) также занимают разные социальные позиции и имеютразные социальные статусы (см. приложение – рис.1).
Институциональная структуру общества — это совокупностьвзаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формыорганизации и управления общества. Каждый институт (группа институтов)регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политическиеинституты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политическойсфере, экономические – в экономической (см. приложение – рис.2).
Институциональная структуруобщества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которыезаполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей.Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества наинституциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать иосвобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладаетотносительной устойчивостью. Например, Президент России в соответствии сКонституцией Р.Ф. переизбирается каждые четыре года, а статус президента иинститут президентства остаются неизменными в течении многих лет; родителистареют и умерают, а их статусы занимают новые поколения.
В демократическом обществе всесоциальные институты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальнойжизни одни институты могут доминировать над другими. Например, политическиеинституты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждомсоциальном институте имеется свои социальные статусы которые также неравнозначны. Например, статус президента в политических институтах являетсяглавным, статус депутата парламента более значимым, чем статус рядовогоизбирателя; статус владельца фирмы или менеджера в экономических институтахболее предпочтителен, нежели статус рядового работника и т.д.
Классы или страты?
В своей совокупности социальныеобщности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этойструктуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса —бедных и богатых, т. е. учитывали лишьэкономическую дифференциацию.Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим насилием. В XVIIIв. появилась распределительнаятеория (экономист А.Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса: 1) собственники земли (феодалы),получающие ренту; 2) владельцы капитала(буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом,получающие заработную плату. В марксистско-ленинской теории главным признакомделения общества на классы служат отношения собственности.
В современной западной социологии понятие «класс»также используется (например, выделяютсредний класс, класс управляющих).
Но более универсальным являетсяпонятие «страты» (лат. stratum — слой). Воснову деления общества на страты положены многие критерии: доход, профессия, образование и др.
Социальная структура обществасквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основных класса — рабочие икрестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советскогообщества с позициймарксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советскогоже общества 80-х гг.(группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж,образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% всоставе занятогонаселения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция(1,8%); специалисты квалифицированные умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочийкласс (22,3%); рабочие разных отраслейнепроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающийперсонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.
Очевидно, что учет многихпризнаков при выделении социальных групп позволяет создать более многомернуюкартину социальнойдействительности, а значит, и точнее выявлять тенденции ее изменений.
Социальная структура
общества. Показатели и индикаторы.
Качественные и количественные
характеристики. Виды и элементы
социальной структуры
Выбор методов социологическогоисследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степенизависятоттеоретических представлений о природе элементов социальной структуры, ихоснования. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.
Общественные классы— это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системеобщественногопроизводства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствампроизводства, по ихроли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой онирасполагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд классаэксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классовхарактерны также вторичные,производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степеньсоциально-политической организованности,образования, культуры, профессионально-производственнойподготовки; сознание, идеология, воззрение, ихдуховный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементовсоциальной структуры. При характеристикерабочего класса и крестьянства как классанеобходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через системумашин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальнымявляется изучение процесса преодоления отчуждениярабочих и крестьян от собственности,их реального доступа к управлению на всех уровнях.
В современных условиях нашейстраны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристиквновь народившегося классапредпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместныхпредприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическимипреобразованиями. Социальные группы — это объективно существующиеустойчивыекатегориилюдей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие отобщественных классов они не имеют специфическогоотношения к средствам производства. Социальнымиможно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города идеревни.
Интеллигенция представляет собойсоциальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокогопрофессионального образования(высшего или среднего специального). В литературе имеет место такжеширокое толкование интеллигенции, включающеевсех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так ислужащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным,несложным умственным трудом не требующимвысокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).
Роль, место и структура интеллигенции в обществеопределяется выполнением ею следующихосновных функций: научно- техническогои экономического обеспечения материального производства;профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными егоподструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспеченияумственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную,производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую,управленческую и военную. Интеллигенцию деляттакже на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствампроизводства, а также по социально-демографическим признакам.
Для социологической практикиважно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1) по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношениюзатрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) покультурно-техническому уровню работниковфизического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональномусоставу); 3) по уровню культурного иматериального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение(нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальныеразличия в социологических исследованияхмогут использоваться как социальные показатели.
В практике социологическихисследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами,служащими-неспециалистами, частично рабочими,крестьянами и др. кооператорами.Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда,принимающие в зависимости от типаобщественного устройства характер противоположностисложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом.Однако эти понятия, как и самиявления, взаимосвязаны и взаимообусловлены.Первые находят свое проявление в социально
1Понятие «служащие» употребляется еще в2-х значениях: а) как все работники умственного труда, в отличие от рабочих и крестьян; б) как работники (и умственного, и физическоготруда), состоящие на службе государства.
неравном, неодинаковом положении в обществе людейумственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой ивыражают социальную неоднородностьтруда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, апоэтому по-разному и оцениваются.
Предметом социологическихисследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что вблагоприятных общественныхусловиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физическогои технизации умственного труда.Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения междусобой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисныхситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно,социального положения тружениковумственного и физического труда, консервация, торможениеобщемировой тенденции преобразования труда.
Населениегорода и деревникак социальныегруппы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целойсистемы переходных форм расселения,которые в современных условиях становятсявсе более многочисленными и распространенными
Проблему города и деревни нельзясводить, как это нередко было, к проблемеклассов или проблеме — город и колхозная деревня(в лучшем случае — и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства,государственной и кооперативнойформсобственности. Это — проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементыцелостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.
В социологических исследованиях при анализе единства исущественных различий между городом идеревней необходимо учитывать иххарактер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия междугородом и деревней как типами поселений (размеры их, концентрация населения, уровень развитияпроизводительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связии т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и деревникак социальными группами, отличающимися между собойпо всему положению в обществе (место проживания, содержаниетруда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образажизни и т. д.).
Сельское и городское население можно рассматривать такжекак один из видов социально-территориальных общностей людей.
Для проведения социологическихисследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ееоснованиями могутбыть указанные выше различия между городом и деревней как типами поселений. Притипологизации городов в основномпользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численностьего, а также административная роль того или иного города. Более богатаятипологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типамхозяйства (колхозная, совхозная,колхозно-совхозная, колхозно-промышленная деревня); по доли занятых втех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные;преимущественно сельские;аграрно-промышленные и т. д.).
Социальныеслои— это части определенногокласса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелостисуществующего способа производства. Так, при капитализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняяи мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно наначальном этапе структура рабочего класса,скажем, представлена во-первых,кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономическиесвязи с мелкособственническим хозяйством,в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными скапиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности делениекрестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатыхкрестьян. В условиях социализма главную рольначинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификацияработников, их культурно-техническийуровень, вклад в общественное производствои вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.
В социологических исследованияхпри изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозногокрестьянства и др. отрядов кооперативныхтрудящихся выделяются четыреслоя: 1) работники неквалифицированногои малоквалифицированного труда, неимеющие специальной профессиональнойподготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т.д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах(животноводы на механизированных фермах,птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно такжепо отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования(среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степеньи звание), а также«практиков», лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов деляттакже на слои,используя такие критерии, как местопроживания (городская и сельскаяинтеллигенция), место в общественном производстве (производственная инепроизводственная интеллигенция) и др.
Слоевое членение по признакухарактера и содержания труда ведет кпрофессиональному делению людей, формированию социально-профессиональной структурыкак своеобразного видасоциально-классовой структуры по«вертикали». На этом основании(состояния общественного труда) различают группы людей занятыхумственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным(распределение и разделение труда); трудоспособное население и две группылюдей, не занятых в общественном производстве:1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда — не занятые в общественном производствепенсионеры.
Социально-профессиональная структура базируется на профессиональном разделении труда, его отраслевойструктуре. Наличие высокоразвитых,среднеразвитых и слаборазвитых отраслейпроизводства предопределяет неодинаковое социальное положениеработников. Это конкретно зависит от уровня технического развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности ит. д.).
Общественные илисоциально-демографические группы. Это- молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школьники и т. д. Критериямивыделения социально-демографических группявляются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиямисоциальными, эти естественно-природные различия в классовых обществахмогут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Обэтом свидетельствует неодинаковое, неравное положениев обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое,как правило, социальное положение престарелых,ветеранов труда и т. д.
Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам.Специалисты-демографы особоевнимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0-—14 лет), молодые и средние возрасты (15—49 лет), старшие (пожилые)— 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Этоестественно, ибо в качестве основытакого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность:дотрудовой, трудовой и послетрудовой возраст.Известно, что современный город располагаетпрогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще«старение». Это ужеустановлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах,районах, поселках, это можно выяснитьсоциологическими методами, используя предложенную типологизациюнаселения. Социологи (совместно сдемографами и другими специалистами) могут предложитьоптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так ивнутрирегиональном масштабе. Необходимоподчеркнуть важность выделения молодежи как специфической,социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных,социально-психологических и физиологическихособенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной ипрофессиональной ориентации молодежи,ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам ипотребностям общества, адаптации молодежи вразных коллективах, ее общественнойактивности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.
Важным элементом социальной структуры обществаявляется семья. Чаще всего в переписях населенияона понимается как группасовместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющихобщий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающихсовместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первыйподход в понимании семьи представляетсянаиболее оправданным, для социологических исследований важно иметь ввиду (особенно при составлении«паспортички», т. е. социально-демографической части анкеты,другого инструментария) выделение в составе населения не только семей,но и отдельно проживающих членовсемей и одиночек. К лицам первой категории относят людей, поддерживающих с семьей постоянныеэкономические отношения, имеющих общий с ней бюджет.
Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачногосостояния населения. По этому признаку различают женатых (замужних),холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер браканезависимо от того, зарегистрированон или нет.
В социологических исследованияхследует учитывать также средний размер семьи. Особенноэто важно при изучении городского и сельского населения, тех или иных процессов в различных регионах страны.
Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учетсостава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число ивозраст несовершеннолетних детей; степень родства между представителямиодного или двух смежных поколений и т. д.Эти показатели демографическогосостава семей в особенности важны в исследовании социальных проблем, доходов населения, уровня потребления, жилищныхусловий и т. д.
Используется также деление семейпо социальному составу. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следующие группы семей: гомогенные(однородные) в социальном отношении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою(семьи рабочих, крестьян, служащих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьикрестьян неквалифицированного труда и т.д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные)семьи, члены которых принадлежат к разным классам, социальным группам,слоям (семьи рабочих и крестьян; семьирабочих и служащих; семьи рабочих квалифицированного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление необходимо в первую очередь при изучении процессовразвития элементов социальной структуры общества.
При изучении национальныхпроцессов используется деление семей по национальному признаку.
Исследуямиграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитываяродившихся в данной местности и приехавшихсюда.
Важным элементом социальнойструктуры является коллектив (ячейкаобщества) — этоорганизованная, относительно компактнаягруппа людей, объединенныхконкретнымвидом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той илииной формы собственности, а также складывающимисяв ходе этой деятельности отношениями сотрудничества,взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. Вколлективе сочетаются интересы общественные, групповые ииндивидуальные.
В практике социологическихисследований необходим учет видовколлективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовымколлективам. В нашей стране в конце80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовыхколлективов, в их числе: более 150 тыс. производственных;свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания;свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.
На современном этапе особенноактуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму