Понятие правовые основы и принципы государственной службы в ОВД

–PAGE_BREAK—правоохранительная служба — вид федеральной государст­венной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и сво­бод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются спе­циальные звания и классные чины (статья 7);
-федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (статья 10).
По своему пра­вовому положению сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими.
Применительно к сотрудникам органов внутренних дел это оз­начает, что они являются гражданами Российской Федерации, со­стоят в должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации и им в установленном законодательством по­рядке присвоены специальные звания рядового или начальствую­щего состава органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных Министерством внутренних дел Российской Федерации образцов.
Сотрудники органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты позволяют в качестве характеристики профессиональных отношений в органах внутренних дел сделать несколько общих выводов:
а)    профессиональные отношения в органах внутренних дел Рос­сийской Федерации — это государственно-служебные отношения;
б)   эти отношения связаны с деятельностью государственного
органа, входящего в структуру федеральных органов исполнитель­
ной власти Российской Федерации;
в)    государственно-служебные отношения в органах внутренних
дел Российской Федерации представляют собой разновидность фе­деральных государственно-служебных отношений Российской Фе­дерации и занимают свое самостоятельное место;
г)    исходя из полномочий МВД России, государственно-служебные отношения в них должны регламентироваться федеральным законодательством и в соответствии с ним нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации;
д)   государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации должны обладать элементами устойчивости, надежности, эффективности, целенаправленности.
Вопрос № 2. Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация
Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов.
Вопрос следует рассматривать в широком иузком смысле. Широкий смысл охватывается задачами, которые стоят перед всей государственной службой Российской Федерации. Для узкого под­хода задачи государственной службы органов внутренних дел вы­текают из общих задач, стоящих перед этими органами.
В целом Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы.               
К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую дея­тельность, правоприменительную (регулятивную и правоохрани­тельную) деятельность, материально-технические операции.
Ком­петенция различных органов внутренних дел Российской Федера­ции определяется различными правовыми актами. Так, согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О милиции» к задачам, стоящим пе­ред органами и подразделениями системы МВД России, относятся:
1)обеспечение безопасности личности;
2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3)выявление и раскрытие преступлений;
4)охрана общественного порядка и общественной безопасности;
5)защита частной, государственной, муниципальной и иных
форм собственности;
6)оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных интересов;
7)иные задачи, возложенные только настоящим Законом.
Другой федеральный закон — «Об оперативно-розыскной дея­тельности» к задачам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для органов внутренних дел, относит: выявление, преду­преждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявле­ние и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скры­вающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добы­вание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безо­пасности Российской Федерации.
Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутрен­них дел Российской Федерации не только указанными, но и многи­ми другими Законами, можно выделить основные и вспомогатель­ные задачи государственной службы в органах внутренних дел.
К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:
осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;
         — создание условий для совершенствования работы с кадрами
органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;
         — обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудни­ков;
         — создание обновленной нормативной правовой основы для
эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел
как государственных служащих;
         — обеспечение различного рода условий для проявления
принципов как основы организации государственной службы в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников;
         — обеспечение нормальной деятельности органов внутренних
дел и выполнение сотрудниками профессиональных, должностных
обязанностей по обеспечению исполнения полномочий этих органов;
— искоренение условий для проявления бюрократизма, нарушений законности среди сотрудников;
— создание прочных механизмов, сопровождающих не только
отбор, но и профессиональный рост каждого сотрудника.
Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, кото­рые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:
— формирование нормативных правовых актов в области государственно-служебных отношений, направленных на сближение правового статуса сотрудников органов внутренних дел квалифи­цированными кадрами Вооруженных Сил Российской Федерации при изменении службы последними;
         — создание из специалистов экспертных советов рабочих
групп по рассмотрению проектов нормативных актов и иных документов, подготовленных на конкурсной основе, касающихся госу­дарственно-служебных отношений в органах внутренних дел;
         — создание автоматизированного управления процессом профессиональной адаптации сотрудников в органах внутренних дел;
         — введение в число основных критериев работы сотрудников органов внутренних дел состояния соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации;
         — совершенствование механизма ответственности сотрудников органов внутренних дел за незаконные действия (или бездействия) при реализации нормативно-правовых актов;
         — создание в кадровых аппаратах центров по изучению и оцениванию профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел, в особенности, руководителей;
         — создание системы мониторинга, направленного на работу
по развитию кадрового потенциала, формирование резерва кадров,
планированию карьеры, проведению периодической аттестации;
         — создание научно-методического совета по проблемам под­
готовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для
государственной службы в органах внутренних дел при Федеральном органе по вопросам государственной службы в органах внутренних дел;
         — создание системы отбора кандидатов на руководящие
должности, при которой каждый новый уровень должностных лиц
характеризовался бы более высоким набором профессиональных,
интеллектуальных и нравственных качеств; престиж должности совмещался бы с авторитетом личности;
         — создание в органах внутренних дел единой системы предотвращения коррупции и борьбы с ней;
         — определение перечня должностей, которые потенциально в
наибольшей степени могут быть повержены различным проявлениям коррупции и установление за этими должностями особого контроля;
         — создание ведомственного контрольно- наблюдательного совета по борьбе с коррупцией;
         — разработка программы информирования общественности по вопросам государственной службы в органах внутренних дел и пу­тях совершенствования этой службы;
         — ежегодная оценка деятельности каждого сотрудника орга­нов внутренних дел за выполнение функциональных обязанностей;
         — определение базовых практических органов внутренних дел
с целью проведения экспериментов по отработке методик, оценок,
различных технологий кадровой в органах внутренних дел;
         — создание независимой комиссии по спорам, конфликтам и
другим вопросам государственной службы в органах внутренних
дел;
         — создание банка данных и базы знаний по системе подготовки специалистов и их профессиональном использовании на службе;
         — разработка механизма по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел;
         — внесение предложений в Правительство Российской Феде­
рации по созданию механизмов реализации отдельных прав со­трудников органов внутренних дел, предусмотренных действующим законодательством;
         — разработка критериев, механизмов анализа и оценки влияния государственной службы на состояние и деятельность органов внутренних дел;
         — внедрение новых технологий и меток по расчету потребности в кадрах, планированию карьеры, организации оценки и повышения квалификации, анализу текучести кадров;
         — определение научно обоснованных нормативов штатное
обеспечения деятельности органов внутренних дел;
         — выработка научно обоснованных норм и нормативов служебной нагрузки сотрудников внутренних дел;
         — создание специализированных подразделений с аналитическими функциями обобщения и распространения положительной опыта по вопросам функционирования государственной службы и устранению имеющихся недостатков;
         — пересмотр тематики служебной подготовки личного состава
органов внутренних дел на предмет более глубокого изучения вопросов государственно-служебных отношений;
         — создание принципиально новых психологических служб,
которые способствовали бы повышению эффективности деятельности (боеспособности) личного состава органов внутренних дел;
         — проведение на постоянной основе психодиагностических
процедур среди сотрудников органов внутренних дел;
         — разработка механизмов повышения престижности государ­ственной службы в органах внутренних дел;
         — разработка методик по адаптации сотрудников органов
внутренних дел в экстремальных условиях работы.
Широкий смысл к определению задач государственной служ­бы в органах внутренних дел Российской Федерации тесно увязы­вается с задачами государственной политики Российской Федера­ции, которую необходимо оценить как более научно-теоретическую категорию:
–        признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и
гражданина и человека;
–        обеспечение государственного суверенитета, конституцион­ного строя, ценности и неприкосновенности территории;
–        осуществление государственно-служебных отношений на
основе единства темы государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения
народов в Российской Федерации;
–      создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в социальном государстве, где гаранти­руются единство экономического пространства, свободное переме­щение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономиче­ской деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
–      выполнение государственно-служебных отношений в условиях идеологического многообразия, когда никакая идеология, религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной, где общественные объединения равны перед законом;
–       постоянное совершенствование деятельности государственных служащих на основе мощной правовой базы, состоящей из об­щепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления научной организации труда и вне­дрения прогрессивных методов решения управленческих задач; применения электронно-вычислительных средств;
–       создания модели непрерывного повышения профессиональ­ного уровня государственных служащих.
В условиях построения демократического правового государства комплексная реализация задач государственной службы в ор­ганах внутренних дел позволила бы достичь и определенные цели в этой области:
1) создать обновленную систему государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
2) построить новую модель кадровой работы в этих органах, адекватную моделям в других странах, путем внедрения технологий и методик по расчету потребности в кадрах, планированию карьеры, организации оценки и повышению квалификации, оценке эффективности деятельности государственной службы, анализу текучести кадров и других составляющих;
3) пополнить органы внутренних дел государственными служащими, обладающими высоким уровнем культуры и профессионализма;
4) сформировать идеальную модель сотрудника органов внутренних дел как государственного служащего и определить степень соответствия сотрудников органов внутренних дел идеалу модели профессии;
5) привести корпус государственных служащих органов внутренних дел к мировому уровню и стандартам, дающим возможность работать с различными международными организациями по предупреждению и раскрытию преступлений.
Вопрос № 3. Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация.
Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отноше­ния, возникающие в процессе создания государственной службы и деятельности государственных служащих.
Выделяют следующие общеправовые функции — регуля­тивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную, интегративную и социальные (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).
Регулятивная функция — обусловленное социальным назна­чением направление правового воздействия, выражающееся в уста­новлении позитивных правил поведения, предоставления субъек­тивных прав и возложения юридических обязанностей на субъекты права в целях закрепления и содействия развитию отношений, со­ответствующих интересам общества, государства и граждан.
Наиболее характерными элементами осуществления регуля­тивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (правосубъективности) граждан; закре­пление и изменение правового статуса граждан; определение ком­петенции государственных органов, в том числе и компетенции должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, направленных на возникно­вение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регу­лирования применительно к конкретным общественным отношени­ям.
    продолжение
–PAGE_BREAK–