ИСТОРИЯ ВЕНЫ
Вена – город роскошных дворцов, величественных площадей, живописных улочек.
Город на Дунае, окружённый зелёным ожерельем Венского леса. Город поэтов и
музыкантов, город блестящий, но уютный, жизнерадостный и задумчивый. Город
вечный …
Вена – это два тысячелетия Великой истории. Колыбель города – на “янтарной
дороге”, издавна соединявшей Балтийское море с Адриатикой и Дунаем.
Из ” умных” книжек можно вычитать, что в окрестностях Вены обитали охотники
времён Палеолита. Находки подтверждают, что в 1 веке до н.э. на горе
Леопольда жило кельтское племя. Примерно в 100-м году после Рождества
Христова местность завоевали римляне, раскинувшие здесь военный лагерь
Виндобона — это древнее имя Вены вы можете встретить в названиях фирм,
банков, различных учреждений.
Император Марк Аврелий, знаменитый стоик, руководил из лагеря военными
походами, где и почил в бозе при исполнении обязанностей в 180 году. В V
веке нашей эры Римская империя распадается, и войска покидают город. После
ухода римлян в области Вены находили приют гунны, лангобарды, славяне. В
1137 году Вена впервые упоминается в хрониках как город (civitas), который
в 1155 году становится резиденцией Бабенбергов, а в 1237 году обретает
статус свободного города.
Подобно Рюрикам и Романовым, в Австрии существовало две правящие династии –
Бабенберги и Габсбурги. Первым правителем династии Бабенбергов был
франкский граф Леопольд, представитель высшей баварской аристократии.21
июля 976 года кайзер Отто II передал в его владение “marcha orientalis” –
баварский рубеж на Востоке, что явилось началом 270-летнего царствования
Бабенбергов в Австрии. В 1246 году в битве с венграми, в день своего 35-
летия был убит Фридрих Воинствующий. Его смерть ввиду отсутствия
наследников положила конец правлению Бабенбергов.
В 1282 году начинается эра Габсбургов, закончившаяся в 1918 году падением
австро-венгерской монархии. 11 ноября 1918 года во дворце Шёнбрунн Карл
1,бывший монархом всего лишь два года (1916-1918), подписывает отречение от
престола.
Из многочисленных представителей Габсбургов, в течение почти семи веков
определявших судьбы Европы, русским читателям, пожалуй, больше других
известны Мария Терезия и Франц Иосиф. Время правления Марии Терезии и её
сына Иосифа II (1740-1790) подобно петровской эпохе в России. Среди
многочисленных реформ, осуществлённых ими, — введение обязательного
образования, отмена пыток и крепостного права.
В 1848 году кайзером становится 18-летний Франц Иосиф. Этот аскетичный
монарх, “первый гражданин своего государства”, как он сам себя любил
называть, правил 68 лет. Жизнь его была полна трагедий – брат Фердинанд
Макс, король Мексики, был убит, сын и единственный наследник кронпринц
Рудольф покончил с собой в охотничьем домике в Майер-линге, любимая супруга
императрица Элизабет, которую австрийцы называют ласкательным именем Сисси,
пала в Женеве от руки итальянского анархиста Луиджи Луккени.
28 июня 1914 года в Сараево были убиты наследник престола эрцгерцог Франц
Фердинанд и его супруга София, что послужило поводом Первой мировой войны.
Несмотря на все эти потери, кайзер прожил 86 лет. Он умирает в Шёнбрунне 21
ноября 1916 года.
История Вены – история борьбы и побед, разрушений и Возрождения.
Дважды пытались завоевать её турки – в 1529 и в 1683 годах. После их
окончательного изгнания, как феникс из пепла, стала возникать “Vienna
gloriosa”, город чарующего барокко. В 1938 году состоялся печально-
знаменитый “аншлюс” — присоединение Австрии к гитлеровской Германии. Вена
превратилась в” Reichsgau” – “округ империи”. В 1945 году Красная армия
изгнала войска из города – об этом событии напоминает памятник на площади
Шварценберг. Вену, как и Берлин, поделили на четыре зоны оккупации – СССР,
США, Великобритании и Франции … Так город жил десять лет. 15 мая 1955
года во дворце Бельведер между странами-победительницами был подписан
Государственный договор, согласно которому войска покинули Австрию и ей
возвращён полный суверенитет. Трудолюбивые австрийцы мужественно взялись за
восстановление экономики, не теряя при этом юмора и оптимизма. То, что
Австрия – одна из преуспевающих стран Европы, несомненно, заслуга народа,
любящего свой Дом и заботящегося о его благополучии.
Сегодняшняя Вена – город, насчитывающий 1,6 млн. жителей, крупный центр, в
котором представлены многие международные организации, включая ООН. За
послевоенные годы здесь построены новые здания и жилые кварталы.
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Площадь “Ам хоф” – “При дворе” – центр времени. В течение веков она была
базарной площадью, где продавались древесина, уголь, сено, солома, раки –
излюбленный деликатес Средневековья, хлеб. Жестокая примета времени – казни
– также производились на этой площади. В центре вы увидите “Мариензойле” –
колонну в честь Девы Марии, памятник Тридцатилетней войны. В 1645 году
шведы под командованием маршала Торстенсона устремились в долину Дуная.
Многие города и крепости были разрушены и завоёваны. Вене угрожала
серьёзная опасность: не было войск, способных защитить город, горожане
евангелического вероисповедания симпатизировали шведам. В этой отчаянной
ситуации кайзер Фердинанд III устроил религиозную церемонию и пообещал,
что, если Вена будет спасена, он воздвигнет на площади колонну в честь Девы
Марии Божьей Матери.
Не предприняв попытки завоевать город, Торстенсон отвёл свои войска, а в
1646 году был готов памятник. В 1667 году сын Фердинанда кайзер Леопольд 1
приказал демонтировать каменный памятник, который был заменён бронзовой
копией. Оригинал перевезли в город Вернштайн, где он находится по сию пору.
Среди исторических зданий обратим ваше внимание на церковь и Цейхгауз.
Церковь “Ам хоф”, или Церковь Девяти ангельских хоров, было построена между
1386 и 1403 годами на месте Находившейся здесь часовни.
В XVII веке (1607-1610) её интерьер получил барочную отделку, в 1662 году
возник удивительный по красоте барочный фасад. На Пасху 1782 года Папа Пий
VI благословил с хоров этой церкви собравшихся прихожан. 6 августа 1806
года в церкви было объявлено о том, что кайзер Франц 1 слагает корону
Священной Римской империи германской нации.
В бывшем “Городском Цейхгаузе” хранилось оружие, которое выдавалось
горожанам в случае нападения на Вену. Здание, построенное в 1550 году,
после многочисленных переделок было завершено в 1731-32 годах …
Самая древняя церковь Вены — церковь Святого Рупрехта, Рупрехтс-кирхе. По
преданию, она заложена в 740 году зальцбургским архиепископом. Ещё раньше
на этом месте находился “Дом для молитв и размышлений”. Неф и нижняя часть
башни восходят к XI веку, некоторые части строения, возможно, датируются
ещё более ранним периодом.
Следующий свидетель седой древности – “Мария ам гештаде” – Церковь Марии на
побережье. Название напоминает о времени, когда храм находился на берегу
рукава Дуная, где швартовались корабли.
В документах 1158 года церковь упоминается как “римская святыня”. Во время
турецких осад 1529 и 1683 годов здание сильно пострадало. Восстановительные
работы проводились в XIX веке.
В 1327 году герцог Фридрих Красивый основал монастырь августинцев.
Августинеркирхе, построенная несколько позднее, долгое время служила
придворной приходской церковью, в которой проходили многочисленные
церемонии. В 1736 году здесь состоялось обручении Марии Терезии с Францем
Стефаном Лотарингским, в 1770 – Марии Антуанетты с Людовиком xvi, в 1810 –
Марии Луизы с Наполеоном, где вместо отсутствовавшего императора перед
алтарём предстал его бывший враг – эрцгерцог Карл. В 1854 году кайзер Франц
Иосиф венчался здесь с 16-летней красавицей Элизабет фон Виттельс-бах, в
1881 году их сын Рудольф – со Стефанией Бельгийской. В 1916 году в церкви
Австрия прощалась с кайзером Францем Иосифом.
Обратите внимание на саркофаг дочери Марии Терезии эрцгерцогини Марии
Кристины, исполненный Антонио Канова в 1797-1805 годах. С 1634 года рядом с
церковью находится склеп, в котором хранятся 54 урны с сердцами членов
кайзеровской семьи -” Херцгруфт”. Неподалёку, под сводами церкви Капуцинов,
– усыпальница ” Кайзергруфт”. Как и “Херцгруфт”, она открыта для обозрения.
Здесь нашли последний приют большинство Габсбургов – 144 саркофага, 12 из
которых хранят останки императоров, 15 – императриц. Наиболее впечатляет
двойной саркофаг Марии Терезии и её супруга Франца 1 Стефана. выполненный
Бальтазаром Фердинандом Моллем.
Последнее пышное захоронение состоялось здесь в 1989 году. Монахи-капуцины,
в чьём владении до сих пор находятся церковь и усыпальница, отворили врата
и приняли рабу божью Циту, вдову последнего императора Австрии Карла I,
окончившую свой жизненный путь в возрасте 97 лет, семь из которых она после
многолетнего изгнания провела в Австрии.
Своим возвращением Цита, в своё время не подписавшая акт об отречении,
обязана канцлеру Бруно Крайскому, сделавшему этот щедрый подарок к её 90 –
летию.
В Вене столько театров и музеев, что рассказать обо всех мы, разумеется, не
сможем. По ходу путешествия мы будем обращать ваше внимание на самые
значительные из них.
“Альбертина”, хранящая 200.000 оригиналов, принадлежит к крупнейшим мировым
собраниям графики. Музей носит имя своего основателя, герцога Альберта фон
Заксен-Тешен, супруга любимой дочери Марии Терезии – Марии Кристины. В
фондах собрания – шедевры Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело,
Рубенса, Рембрандта, Шиле и многих других художников, начиная с XV века
вплоть до современности.
Турист, впервые попавший в Вену, прежде всего устремляется на Штефансплатц
– площадь Святого Стефана со знаменитым собором, по имени которого она
названа.
… Возвращаясь после долгой разлуки в Вену, каждый раз удивляешься и
радуешься этому удивительному творению, простому и прекрасному, кок горный
утёс, возвышающему и укрепляющему дух. Его история неотделимо от истории
Австрии. Место застройки Штефансдома находилось за стенами римского лагеря,
служившими в Средневековье городскими стенами, то есть в предместье. Вокруг
новой церкви возникло кладбище, на котором вплоть до XVIII века
производились захоронения. В 1732 году по приказу кайзера Карла VI кладбище
было закрыто. Некоторые из надгробных камней можно увидеть на стенах собора
Святого Стефана, существует доступ и в подземные склепы. На стенах собора
немало и других исторических предметов, например, мера длины ткани и размер
каравая хлеба. Любой средневековый покупатель мог проконтролировать по ним
свой товар, и если обнаруживался обман, продавцу приходилось плохо:
булочника, например, в любое время года окунали в его собственной плетёной
корзине в Дунай, и часто это становилось последним купаньем. Если вы
любознательный турист, то вам удастся найти “фрайюнг” – кольцо, ухватившись
за которое, бежавший от преследования, даже если это был преступник,
становился неприкосновенным.
Строительство собора Святого Стефана длилось несколько веков, каждый из
которых оставил свои следы в его архитектуре.
Cамые старые, романские части собора – “Ризентор” и “Хайден-тюме”. Название
портала “Ризентор” – “гигантские ворота” – связано с легендой. При
выкапывании грунта в основании портала была найдена огромная кость мамонта,
погибшего, вероятно, во время Всемирного потопа. “Хайдентюрме” – “языческие
башни” — увенчивают этот портал, составляющий единое целое с готической
частью собора. Многим обязан собор герцогу Рудольфу IV Габсбургу, решившему
переделать Штефансдом в готическом стиле. Южная башня высотой 136,7 метра,
которую венцы любовно называют “Штефль”, была завершена в 1433 году.
Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавершённой. В 1579
году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.
Будучи рядом с собором Святого Стефана, вы, разумеется, захотите войти
внутрь, где вас также ожидает встреча с Прекрасным. Интерьер собора даёт
представление о разных стилевых направлениях – поколения художников
трудились над украшением Штефансдома. Центральный алтарь изображает казнь
Святого Стефана, первого христианского мученика. Справа от входа вы увидите
готический алтарь (1513 год) с изображением Пётчской мадонны. Культ Девы
Марии является характерным для католической религии, а данная мадонна
любима и почитаема особенно – вы в этом легко убедитесь, побывав в
Штефансдоме. Примечательна её история – в 1697 году по приказу кайзера
мадонну привезли сюда из Венгрии, так как ей приписывалось чудодейственное
свойство источать слезы. Истинным шедевром является кафедра, высеченная из
камня Антоном Пильграмом (1514-1515). Перила лестницы украшают изображения
жаб и ящериц, что имеет символическое значение: жабы — символ тьмы, ящерицы
– света, стало быть, борьба Добра со Злом. В верхней части – четыре отца
католической церкви, чьи портреты отличаются глубоким психологизмом. Мастер
Пильграм увековечил и себя – выглядывающим из окна.
В “женском клиросе” хранится удивительный по красоте готический алтарь
(резьба по дереву, роспись), выполненный в 1447 году. Алтарь носит имя
города, в котором он ранее находился, – “Винер нойштадт”.
Другой шедевр – гробница кайзера Фридриха III из красного мрамора,
украшенная 240 фигурами (1513 год).
Конечно, вы увидите в соборе и многое другое и, восхищаясь творением рук
человеческих, не забудьте о том, что эта гордость Австрии принадлежит всему
миру, и вы поступите благородно, если внесете посильную лепту на её
содержание.
Северная башня Штефансдома – обитель “Пуммерин” – самого большого колокола
Австрии (вес 21.383 кг, диаметр 314 см). Отлитый в 1683 году после второго
турецкого нашествия из захваченных орудий, он являл собой символ свободы. В
1945 году во время пожара колокол упал и разбился. Одна из девяти земель
республики, Верхняя Австрия, пожертвовала средства на новый “Пуммерин”,
который в 1952 году, подобно петергофскому Самсону, был возвращён на своё
историческое место.
Звон колокола можно услышать 31 декабря. В этот вечер (“Silvester”) толпы
народа заполняют площадь. Мощный гул “Пуммерин” разносится по всей Вене,
затем звучит неофициальный гимн Австрии – вальс Штрауса “На прекрасном
голубом Дунае”, и под его звуки кружащиеся пары входят в Новый год. Летят в
воздух пробки из бутылок с шампанским, огненные цветы фейерверка зажигают
небосклон, кругом царит веселье. Вена празднует…
Взгляд вглубь веков вы можете погрузить, спустившись в метро на
Штефансплатц. При строительных работах была открыта часовня
“Виргилькапелле”, относящаяся к XIII веку. Когда-то она находилась в
подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесённой в 1871 году.
Штефансплатц живёт кипучей и разнообразной жизнью, неотъемлемая часть
которой фиакры – коляски. запряжённые лошадьми. Вена – один из немногих
городов мира, где лошадь до сих пор является равноправным участником
движения. Своим названием фиакры обязаны церкви Святого Фиакра в Париже,
месту стоянки наёмных экипажей. Приятно совершить в них прогулку и
послушать рассказ “фиакрщика”, знатока и патриота своего города. Те, кого
особенно заинтересует эта венская достопримечательность, могут посетить
музей фиакров, находящийся в 17-м районе (Veronikogosse 12).
На южной стороне к Штефансплатц примыкает площадь “Шток им айзен” c одним
из символов Вены – стволом дерева с вбитыми в него гвоздями, давшем
название площади. С этим символом связано много легенд, одна из которых
повествует о том, что во времена Средневековья каждый слесарь-подмастерье,
приезжавши в Вену, должен был вбить гвоздь в это дерево – оставить
“визитную карточку”. Дерево с гвоздями вмонтирована в стену “Экитабльпале”,
названного имени американского страхового общества. Вы не пожалеете, если
войдёте в дом, где вас поразит архитектурное решение лестницы и откроется
удивительный вид во внутренний дворик. Напротив этого особняка — внедрение
нового времени “Хаасхаус”, спроектированный одним из самых знаменитых
архитекторов Вены Хансом Холлайном. С 1867 г. здесь стоял дом, построенный
для фирмы “Филипп Хаас и сыновья”, специализирующийся на коврах, это был
первый универмаг Вены. После пожара 1945 года дом был сильно повреждён и
его снесли, открыв простор полёту архитектурной мысли .
… Сегодняшний “Хаасхаус” – коммерческий рай с дорогими магазинами, кафе и
ресторанами, зеркало настоящего, в котором отражается прошлое.
От площади “Шток им Айзен” начинаются две главные улицы исторического
центра – Ам Грабен и Кернтнер-штрассе.
Грабен по-русски означает “ров”. Когда-то это действительно был ров за
стенами римского лагеря, в XIII веке здесь возникла рыночная площадь, где
стояли дома разбогатевших в крестовых походах и через торговлю горожан.
Роскошь прошлых веков сменило нынешнее богатство. Сегодня на Грабен и в
прилегающих улочках живут те, кто не думает о завтрашнем дне.
Унаследовав от дня вчерашнего, они сумели приумножить полученное. Обитатели
Грабен посещают магазины, расположенные в первых этажах, цены в которых
иногда в несколько раз превышают минимальную зарплату австрийцев. С
наступлением прохладной погоды на Грабен начинается “парад мехов” –
элегантные дамы “прогуливают” свои шубки.
Главная достопримечательность Грабен – “Пестзойле” – “Чумная колонна”, или
колонна Троицы, сооружённая в царствование Леопольда 1 и напоминающая о
страшной эпидемии 1679 года, унесшей десятки тысяч жизней. Вначале это была
деревянная колонна, которую в 1693 году завершил барочный гимн из камня,
который вы можете лицезреть и который стал прообразом подобных памятников
во многих городах Австрии. Невдалеке от колонны находятся два фонтана –
“Йозефсбруннен” и “Леопольдсбруннен”, относящиеся к XIX веку и названные в
честь наиболее почитаемых в Вене святых.
Прогуливаясь по Грабен, вы не пропустите покрытого патиной купола
Петерскирхе, памятника архитектуры XVIII века, с пышным внутренним
убранством.
На месте Кернтнерштрассе в былые времена пролегала дорога на юг, в одну из
земель Австрии — Каринтию. С 1974 года эта улица, как и Грабен, является
пешеходной зоной. Вечерами она представляет собой театр под открытым небом,
где каждые пять метров артисты и музыканты из разных стран демонстрируют
свои таланты. Самый древний из сохранившихся домов – дворец Эстерхази (1698
год), в котором после реконструкции находится казино и самый известный
модный салон “Адльмюллер”. Не забудьте посетить также отель “Захер”,
помнящий знаменитостей прошлого и знающих знаменитостей настоящего, и
купить один из традиционных венских сувениров – фирменный шоколадный торт,
известный во всём мире.
Шёнбрунн – летняя резиденция Габсбургов – также входит в число ваших
обязательных посещений. Подобно Петергофу и Версалю, это – ансамбль,
объединяющий архитектуру и природу, где парк становится продолжением
дворца. Его история начинается в 1559 году, когда Максимилиан II приобрёл
участок земли, на котором находилась мельница “Каттенбург”, по его приказу
переделанная в охотничий домик. “Шёнбрунн” – “прекрасный источник”,
названный так кайзером Маттиасом. Кайзер был коронован в 1612 году, и как
сообщают хроники, в первые дни своего правления пошёл охотиться и открыл
источник с чистейшей водой – “Шёнбрунн”. Охотничий домик был разрушен во
время турецкой осады 1683 года. В 1692 году кайзер Леопольд I решил
построить для своего сына Иосифа летнюю резиденцию и получил выполнение
этой задачи своему любимому архитектору Бернхарду Фишеру фон Эрлаху, одному
из известнейших архитекторов эпохи барокко, внесшему весомый вклад в
формирование облика Вены.
Фишер фон Эрлах разработал грандиозный проект, поставив своей целью
превзойти Версаль. Он хотел построить дворец на холме, подчеркнув тем самым
исключительное положение монарха. От дворца должны были спускаться лестницы
с пандусами. Из-за финансовых сложностей этот проект не удалось
реализовать. Вместо парадных сходов разбили парк, завершением которого
является дворец – кайзеру всё же пришлось приблизиться к народу. На холме
воздвигли” Глориетт” – триумфальную арку в честь победы над прусским
кайзером Фридрихом II(битва 1757 года при Колине).
Строительство дворца, начатое в 1696 году, было завершено в 1713. Во время
правления Марии Терезии, любившей Шёнбрунн и жившей в нём с супругом-
императором и 16-ю детьми, здание было перестроено архитектором Николаусом
Пакасси. Когда войска Наполена оккупировали Вену (в 1805 и 1809 годах), в
Шёнбрунне находился штаб императора. Во дворце родились и скончались сын
Наполеона от брака с Марией Луизой Австрийской – король Рима, патетичный
неудачник Эглон (“Орлёнок”), и кайзер Франц Иосиф. Достоин внимания
интерьер — 1441 апартамент, частично доступный для осмотра. В одном из
самых нарядных помещений дворца – Зеркальном зале шестилетний Моцарт играл
для Марии Терезии и её двора. Жемчужина рококо – так называемая “миллионная
гостиная”, которую украшают панно из китайского розового дерева с
драгоценными персидскими и индийскими миниатюрами, обрамлёнными
позолоченными рамами. В Большой галерее, где сегодня проходят особо
торжественные приёмы, танцевал когда-то Венский конгресс.
В Шёнбрунне открыта выставка экипажей, где экспонируются кареты, сани,
паланкины, портшезы.
В центре коллекции – позолоченная, богато отделанная имперская карета весом
в 4 тонны, которую в дни коронаций запрягали восемью лошадьми. О Версале
напоминает французский парк с подстриженными деревьями, украшенный
мифологическими скульптурами и увенчанный у подножия холма фонтаном
Нептуна. В летнее время вы можете посетить дворцовый театр, где проходят
музыкальные спектакли и концерты. На территории парка находятся также
несколько музеев, в частности. Дом пальм – стеклянно-металлическая
конструкция, созданная в 1883 году, и Зоопарк.
Мы вам расскажем ещё о двух памятниках эпохи барокко – о Бельведере и
Карлскирхе.
Бельведер, построенный Лукасом фон Хильдебрандтом как летняя резиденция для
одного из самых великих полководцев своего времени принца Евгения
Савойского, находился когда-то за городскими стенами. После смерти принца
дворец отошёл Габсбургам. В начале века здесь жил наследник престола
эрцгерцог Франц Фердинанд, убитый в Сараево в 1915 году.
Верхний Бельведер, шедевр Хильдебрандта, завершённый в 1722 году, служил
принцу репрезентативной резиденцией. В одном из самых парадных залов этого
дворца, украшенном красным мрамором, 15 мая 1955 года был подписан
Государственный договор, положивший конец 10-летней оккупации Австрии.
Сегодня в залах Верхнего Бельведера расположились коллекции Австрийской
галереи ХIХ-ХХ веков, где можно увидеть наиболее известные работы Климта,
Шиле, Кокошки, художников периода “бидермайер” и современных мастеров. В
одной из частей дворца в 1896 году умер композитор Антон Брукнер.
Жилые помещения принца Евгения – в Нижнем Бельведере, построенном в 1714-
1716 годах, где находится музей барокко. В бывшей Оранжерее Нижнего
Бельведера открыта для обозрения коллекция средневекового австрийского
искусства. Оба дворца объединяет исключительный по красоте парк,
вдохновлявший многих художников, в том числе Бернардо Белотто
(“Каналетто”).
Над созданием самой совершенной барочной церкви Вены Карлскирхе трудились
Йоханн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын Иосиф Эммануэль. Работы были
закончены в 1739 году. Церковь – дань кайзера Карла VI во избавление от
чумы 1713 года. Купол церкви высотой 72 метра – одна из доминант венского
ландшафта. Рассказывают, что идея фасада с двумя отдельно стоящими
колоннами возникла в голове Фишера фон Эрлаха-отца, когда он при закате
солнца наблюдал церковь Святого Петра и Троянскую колонну в Риме,
объединившихся в его фантазии в единое целое.
Это произошло в Рождество 1857 года. Мирные бюргеры ещё нежились в
постелях, вдыхая аромат еловой хвои и свечей и предвкушая радость завтрака
и утренней газеты, не подозревая о том, что на первой её странице напечатан
указ кайзера Франца Иософа о сносе крепостных валов, доселе окружавших
центр города. Цель этой акции – придать более репрезентативный характер
столице, объединить ядро Вены с предместьями.
“Ринг” означает “кольцо”, но на самом деле этот бульвар имеет форму
подковы, стороны которой выходят на “укрощённый” Дунай – “дунайский канал”
(из-за частых наводнений в 1870-75 годах русло Дуная в пределах города было
урегулировано). Отдельные участки Рингштрассе имеют свои названия:
Паркринг, Шубертринг, Кернтнерринг и так далее. Одна из возможностей
охватить взором панораму Ринга – поезка на трамваях “1” или “2”,
курсирующих по маршруту Ринг – Кай (набережная) – Ринг.
В застройке бульвара участвовало много архитекторов, старавшихся превзойти
друг друга в оригинальности. В результате возник конгломерат различный
стилей, когда-то раскритикованных как “стилевая мешанина”, с годами,
однако, утвердившийся как собственный “ринг-штрассенстиль” – история
искусств знает немало подобных примеров. На Ринге вы увидите много
интересных зданий, обратим ваше внимание на самые значительные из них.
Неоготический Ратхаус – Ратуша Вены – построена в 1872-83 годах Фридрихом
фон Шмидтом, строителем Кёльнского собора. Его центральная башня увенчана
“железным ратушным человечком”, ставшим одним из символов Вены. Перед
Ратушей парк, украшенный фонтанами и скульптурами выдающихся австрийцев,
среди которых Йоханн Штраус-отец и Йозеф Ланнер. С ноября площадь перед
Ратушей украшает огромная ёлка, доминанта рождественского базара, где
развлекаются и стар и млад. Летом площадь превращается в открытый театр,
где проходят фестивали искусств, выступает цирк. Вокруг устраиваются лотки
с сувенирами и разной снедью – венцы и гости столицы получают хлеб и
зрелища. Парламент (1873-83) построен датчанином Теофилом Хансеном.
Архитектор долгие годы провёл в Афинах, что вдохновило его на проект в
греческом стиле. Перед зданием фонтан со статуей Афины Паллады.
Самый знаменитый драматический театр Вены — Бургтеатр также находится на
Ринге. Он был построен в 1874-88 годах по проекту Готфрида Земпера. Пышный
интерьер театра украшен фресками Густава Климта и Франца Матча. Сильно
повреждённый во время войны, театр был вновь открыт 1955 году.
Музыкальная Мекка Вены – Штаатс-опер. Авторы её проекта Эдуард ван дёр Июль
и Аугуст Сиккардсбург черпали своё вдохновение во французском раннем
Возрождении. 25 мая 1869 года Опера торжественно открылась “Дон Жуаном”
Моцарта. Здание, которым сегодня восхищаются, в своё время было предметом
ожесточённых нападок: архитекторов обвиняли во всех смертных грехах,
позволил себе критику и кайзер. Не выдержав такого позора, ван дёр Нюль
повесился, два месяца спустя умер от инфаркта Сиккардсбург. Если верить
истории, Франц Иосиф избегал с тех пор высказывать своё мнение по вопросам
искусства, употребляя неизменно стереотипную, ставшую теперь нарицательной
фразу: “Это было прекрасно и очень меня порадовало …”. Разрушенная во
время войны, восстановленная Опера была открыта в 1955 года почти
одновременно с Бургтеатром. В феврале в Штаатсопер проходит самый
знаменитый бал Австрии – опернбаль. На одну ночь зрительный зал и сцена
превращаются в огромную танцевальную площадку. Феерия цветочных гирлянд,
роскошных туалетов, сверкающих драгоценностей – высший свет Австрии
предстаёт во всём своём блеске. Забываются все высокие государственные и
иные обязанности, и после вечно прекрасного полонеза, где белые туалеты
дебютанток оттеняют фраки и униформы партнёров, когда звучит фраза, которую
можно перевести примерно так: “Все танцуем вальс!”, начинается праздник,
длящийся до утра…
Невдалеке от Штаатсопер другой “храм искусств” – “Музикферайн”, дом
бесподобных венских филармоников. Здание построено в 1867-69 годах Теофилом
Хансеном, автором проекта Парламента. Первого января в “золотом” зале
Мукзикферайна проходит Новогодний концерт, транслирующийся телевидением на
весь мир. Этот концерт, как и опернбаль, – одно из центральных событий
светской жизни. Чести дирижировать концертами, где в основном звучат
произведения династии Штраусов и Лайнера, удостаиваются лишь самые
знаменитые дирижёры -Херберт фон Караян, Карлос Клайбер, Риккардо Мути,
Зубин Мета …
По обеим сторонам площади Марии Терезии с её памятником находятся
архитектурные близнецы – Художественно-исторический и Природно-исторический
музеи, построенные в 1871-81 годах Готфридом Земпером и Карлом Хазенауером
в стиле итальянского Возрождения. Гордость Художественно-исторического
музея – его картинная галерея с работами Дюрера.Рембрандта, Рафаэля,
Тициана, Веласкеса, нидерландских мастеров с самой большой мире коллекцией
Брейгеля.
Лёгкие Ринга – его парки. Самый популярный – Штадтпарк – городской парк,
открытый в 1862 году. Среди многочисленных монументов, украшающих парк, –
памятник королю вальса Йоханну Штраусу (скульптор Эдмунд Хельмер, 1923
год). Летними вечерами в парке играет оркестр, и вы можете забыться в
безумном вихре под чарующие звуки знакомой с детства музыки … Самый
старый парк Ринга – Бурггартен (1820 год), являющийся как бы продолжением
Хофбурга. Его главное украшение – памятник Моцарту (1896 год) работы
Виктора Тильгнера. Прелестен Фольксгартен, Народный парк, в итальянском
стиле. В центре парка так называемый Храм Тезея, копия греческого храма,
построенный архитектором Пьетро Нобиле для скульптуры Каковы “Тезей,
убивающий Минотавра”, которая сейчас находится в Художественно-историческом
музее. В Фольксгартене замечталась навеки мраморная императрица Элизабет.
Близость храма Тезея напоминает ей о любимой Греции …
С венским барокко соседствует модерн, крупнейшим представителем которого
является Отто Вагнер. Один из его проектов – городская железная дорога,
которую он рассматривал кок целостный художественный объект, где важно всё:
павильоны и мосты, светильники и надписи.
Железнодорожные линии должны были соединить венские вокзалы, сделав
сообщение в столице империи более совершенным. Сегодня отреставрированные в
историческом стиле павильоны принадлежат метро, в одном из них, на
Карлсплатц, – выставочный зал Музея истории Вены.
На берегу реки Вены, превратившейся в едва заметный ручеёк, вы найдёте
“Майоликахаус”, построенный Отто Вагнером в 1898-99 годах, фасады которого
украшают майолики, расписанные типичным для модерна растительным
орнаментом. Соседний дом с золотыми медальонами также построен по проекту
Вагнера.
Достойно внимания вилла архитектора в Венском лесу, для которой он избрал
свободный ренессансный стиль. В 1972 году виллу приобрёл художник Эрнст
Фукс, один из основателей венской школы фантастического реализма. Сохранив
во многом стиль Отто Вагнера, он превратил виллу в личный музей, где
экспонируются его картины, рисунки, скульптуры, мебель.
Одно из самых знаменитых творений Отто Вагнера и, пожалуй, всего “венского
модерна” – церковь “Ам штойнхоф” (1904-1907), находящаяся но территории
психиатрической больницы.
Гуляя по Вене в её центральной части, вы несомненно, обратите внимание на
здание с кружевным золотым куполом. Интересна его история. В 1861 году в
Вене было основано Товарищество художников, которые собирались в Доме
художников, служившим также выставочным залом. В 1898 году девятнадцать
художников, которые, подобно Передвижникам, были несогласны с
консервативными тенденциями, доминировавшими тогда в изобразительном
искусстве, покинули Товарищество и основали Общество художников под
девизом: “Времени – его искусство, искусству – его свободу”. Главой
“сецессионистов”, “отступников”, стал Густав Климт. В том же году
выдающийся представитель “сецессионистов” Иосиф Мария Ольбрмх спроектировал
выставочный зал, который стал называться “Сецессион”. На его открытии
присутствовал Франц Иосиф.
В 1985-86 годах здание было отреставрировано. Средства на позолоту
бронзового купола из лавровых листьев пожертвовал тогдашний посол США в
Австрии Рональд Лаудер. Во время реставрации возник новый зал, где теперь
экспонируется фриз Густава Климта – художественное видение Девятой симфонии
Бетховена.
В 1998 году, в год столетия “Сецессион”, венцы и многие гости столицы
испытали шок, вызванный новым обликом здания – из белоснежного оно
превратилось в красное. К счастью, эта метаморфоза, осуществлённая
швейцарским художником Маркусом Гайгером, длилась недолго, и вскоре фасады
снова предстали в первоначальной белизне.
Среди современных венских художников Фриденсрайх Хундертвассер, безусловно,
– один из самых оригинальных. Стремление к необычному чувствуется во всём –
в придуманном имени: Фриденсрайх – “Царство мира”, в облике – неизменной
кепкой на голове, в стилеего архитектуры и живописи. Туристы, несмотря на
протесты жильцов, буквально осаждают один из спроектированных им домов,
который так и называется – “Хундертвассерхаус”.
Почерк Хундертвассера узнаваем сразу – красочность поверхностей,
позолоченные куполочки, сознательное искривление стен, потолков,
асимметрия, вкрапление природы в архитектуру. Что-то от детских рисунков,
подкупают своей фантастической наивностью и неизменно вызывающих улыбку.
Радовать глаз и душу — вот к чему стремится художник. Весьма проблематично,
конечно, уютное самочувствие в таком доме, где пол буквально уходит из-под
ног…
Неподалёку от Хундертвассерхаус – спроектированный им же Кунстхаус – Дом,
искусств с постоянной экспозицией работ художника и выставочными залами. В
один из дней, которые вы проведёте в Вене, вам обязательно бросится в глаза
башня с золотым шаром – так украсил Хундертвассе “мусорный крематорий”.
Если вам захочется отдохнуть среди зелени и аттракционов, сходите в Пратер,
история которого восходит к Средневековью. С 1766 года императорский
Пратер, место охоты, по приказу Иосифа II стал общедоступным. С этого
времени Пратер превращается в место отдыха с увеселениями и
гастрономическими заведениями. Символ Пратера и один из символов Вены –
Ризенрад – гигантское колесо обозрения, сооружённое в 1896-97 годах
английским инженером Вальтером Бассетом для Всемирной венской выставки.
Поднявшись в одном из его вагонов на высоту примерно 65 метров, вы сможете
охватить взором панораму Вены.
О былых временах Пратера напоминают сегодня две китайские фигуры – Калафати
с супругой. Калафати настолько популярен, что на территории Пратера имеет
хождение волюта его имени, которой вы можете оплатить аттракцион. Есть в
Пратере “лиллипутбат” – детская железная дорога длиной в 4 километра.
Увеселений здесь много и для любого возраста – “дорога ужасов”, карусель,
тиры, современные аттракционы с захватывающей дух скоростью и переворотами
в воздухе. Разрушенный во время войны, возрождённый Пратер, как и прежде, –
одно из любимых мест отдыха венцев и гостей столицы.