Разработка частной методики изложения темы "Текстовый редактор Microsoft Word" по информатике

Министерство образования Российской Федерации
Алтайский государственный технический университет им.И. И. Ползунова
Кафедра инженерной педагогики
Курсовая работа
на тему: «Разработка частной методики изложения темы „Текстовыйредактор MICROSOFT WORD“ по информатике»
Выполнил: ст. гр. ПОИ
Проверила:
Барнаул 2006 г.
Содержание
Введение. 4
1. Анализ учебного предмета «информатика». 5
2. Методическая разработка. 7
2.1 Назначение и место учебного предмета в структуре,подготовке квалифицированных рабочих. 7
2.2 Дидактический анализ темы учебного предмета. 7
2.3 Перспективно-тематический план по информатике приизучении текстового редактора Word. 12
2.4 План-конспект урока. 20
Заключение. 24
Список используемой литературы… 25
Введение
Microsoft Word — мощныйтекстовой процессор, предназначенный для выполнения всех процессов обработкитекста: от набора и верстки, до проверки орфографии, вставки в текст графики встандарте *. pcx или *. bmp, распечатки текста. Он работает с многими шрифтами,как с русским, так и с любым из двадцати одного языка мира. В одно из многихполезных свойств Word входит автоматическая коррекция текста по границам,автоматический перенос слов и правка правописания слов, сохранение текста вопределенный устанавливаемый промежуток времени, наличие мастеров текстов ишаблонов, позволяющих в считанные минуты создать деловое письмо, факс,автобиографию, расписание, календарь и многое другое. Word обеспечивает поискзаданного слова или фрагмента текста, замену его на указанный фрагмент,удаление, копирование во внутренний буфер или замену по шрифту, гарнитуре илиразмеру шрифта, а так же по надстрочным или по подстрочным символам. Наличиезакладки в тексте позволяет быстро перейти к заложенному месту в тексте. Можнотак же автоматически включать в текст дату, время создания, обратный адрес иимя написавшего текст. При помощи макрокоманд Word позволяет включать в текстбазы данных или объекты графики, музыкальные модули в формате *. wav. Дляограничения доступа к документу можно установить пароль на текст, который Wordбудет спрашивать при загрузке текста для выполнения с ним каких-либо действий. Wordпозволяет открывать много окон для одновременной работы с несколькими текстами,а так же разбить одно активное окно по горизонтали на два и выровнять их.
Поэтому данная тема имеетбольшое значение в курсе изучения приложений для Windows. Данная темаподготавливает учеников к изучению других приложений фирмы Microsoft, таких какExcel и PowerPoint, так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функциидля работы с текстом и графикой. 1. Анализ учебного предмета «информатика»
В школе №2 данный учебныйпредмет «информатика» преподается с 5-го класса. Объем: два часа внеделю для старших классов и один час в две недели для младших классов.
Основными учебными целямипредмета «информатика» являются формирование общих знаний осовременных устройствах компьютера, об областях их применения и принципах ихфункционирования, отработка навыков элементарного программирования. Для болееподробного изучения организованы факультативы, где помимо глубокого изученияинформатики учащиеся могут узнать о таких предметах как «компьютерныетехнологии», «электротехника», «устройство ЭВМ».
Главная воспитательная цельпредмета «информатика» — формирование интереса к ЭВМ. Основнымипутями достижения этой цели являются рассмотрения ярких изменений в различныхсферах жизни человека под влиянием эволюции ЭВМ и путем составления наиболееинтересных алгоритмов и программ.
Предмет «информатика»занимает примерно среднее место среди других предметов по количеству часов вучебном плане. Параллельно «информатике» изучаются следующие предметы:«русский язык», «литература», «английский язык», «немецкийязык», «история», «ОБЖ», «физическая культура»,«математика», «физика», «химия». «Информатика»тесно связана со следующими из них:
С «математикой» — оченьчасто в различных программах используются арифметические выражения, формулы, вотдельных темах требуется применение математических знаний в новых условиях.
Очень важна связь «информатики»с «английским языком», без знания которого практически невозможно всовершенстве овладеть ни одним языком программирования.
«Информатика» связанаи с «историей», ведь главная воспитательная цель нашего предметареализуется путем рассмотрения эволюции ЭВМ, которая происходила и происходитпод влиянием развития общества и научно-технического прогресса и является ихнеотъемлемой частью.
Связь с «русским языком»выражается в грамотном построении диалога «программа — пользователь».Иными словами учащиеся должны уметь задавать правильный интерфейс своейпрограммы с орфографической и пунктуационной точек зрения.
Также можно установитьмежпредметную связь «информатики» практически с любым другимпредметом, если знание этого предмета необходимы для написания той или инойпрограммы. Например, требуется написать программу, вычисляющую силу тока принапряжении и сопротивлении, задаваемыми пользователем. Очевидно, что чтобывыполнить задание, нужно знать закон Ома – связь с «физикой».
И, наконец, это связь с такойсложной наукой как математическая логика. Например, вы набрали большой посодержанию текст и вам необходимо в нем исправить или заменить любое слово илисразу несколько похожих по написанию слов, которые встречаются неоднократноеколичество раз в данном документе. В этом нам большую помощь окажет написаниеобщих масок с использованием логики и рассуждений, чтобы автоматическиотформатировать текст.
2. Методическая разработка2.1 Назначение и место учебного предмета вструктуре, подготовке квалифицированных рабочих
Значение темы в курсе.
Изучение данной темы в курсеинформатики старших классов связано с тем, что Word – наиболее популярныйтекстовый редактор. Он позволяет создавать документы, содержащие текст, таблицыи графику, на профессиональном уровне.
Данная тема имеет большоезначение в курсе изучения приложений для Windows. В ходе освоения текстовогоредактора Word для Windows ученики научатся создавать и редактировать самыеразличные документы: начиная с простых текстов, и заканчивая документами,содержащими рисунки, графики и диаграммы, а также фигурный текст.
Данная тема подготавливаетучеников к изучению других приложений фирмы Microsoft, таких как Excel иPowerPoint, так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работыс текстом и графикой.
Место темы в курсе.
Данная тема изучается одной изпервых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows в старшихклассах.
После изучения текстовогоредактора Word можно переходить к изучению других приложений для Windows, таккак все они имеют одинаковые функции работы с текстом, а приложения фирмыMicrosoft – и точно такие же функции работы с графикой. 2.2 Дидактический анализ темы учебного предмета
Время и сроки изучения темы.
Срок изучения темы «Текстовыйредактор Microsoft Word» по времени занимает не менее 13 часов с учетомпроведения практических работ по закреплению и усвоению нового лекционногоматериала. Кроме этого учащимся дополнительно предлагается самостоятельнаяработа на дом в виде небольших практических заданий, либо повторения изученногоматериала для написания тестов.
Характер учебного материала.
Учебный материал, используемыйучителем при изучении такой темы как «Текстовый редактор Microsoft Word»,носит комбинационный характер, так как включает в себя описательный, информационный,обобщающий и теоретический типы. Он преподает нам описание различных пунктовменю, снабжает нас информацией о функциональных возможностях редактора,обеспечивает учащихся самостоятельной работой после изучения нового материала идомашним заданием, подводит обобщающие и итоговые цели каждого проведенногоурока.
Цели обученияОбучающие Воспитательные Развивающие
 – познакомиться и частично освоить программу Word`97 для Windows
научиться подготавливать простейший текст в редакторе Word
научиться проверять правописание в документе
научиться получать справку о системе команд редактора Word
научиться работать с блоками текста
научиться осуществлять поиск в документе
научиться считывать с диска и записывать на диск документы
научиться форматировать абзацы и страницы
научиться осуществлять в документе замену
научиться устанавливать режимы печати
научиться распечатывать документ на принтере
освоить возможности редактора по совмещению в документе текстовой и графической информации
 – воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность
воспитание у учеников интереса к изучению информатики
воспитание ответственного отношения к учёбе
воспитание аккуратности и бережного отношения к технике
воспитание самостоятельности
воспитание дисциплинированности
 – развитие памяти
развитие навыков работы с клавиатурой и мышью
развитие умения самостоятельно добывать знания
развитие умения пользоваться полученными знаниями
Опорные знания.
Прежде чем приступить к изучениюданной темы и успешно освоить её необходимо, чтобы учащиеся имели определённыйбагаж знаний, без которых невозможно усвоить требуемый минимум знаний данногораздела курса.
Знать три основные операцииработы с мышью (одиночный щелчок, двойной щелчок и перемещение);
Уметь запускать Windows и завершать работу с Windows;
Знать, что указатель мыши меняетсвою форму в зависимости от выполняемых действий;
Уметь запускать и завершатьпрограмму;
Знать три варианта представленияокна (пиктограмма, окно нормального размера, полноэкранное окно). Уметь пользоватьсясоответствующими кнопками;
Уметь перемещать окно;
Уметь выбирать пунктыгоризонтального меню и команды ниспадающего меню;
Знать основные элементыдиалогового окна (командные кнопки, переключатели, поля выбора, списки, поляввода и т.д.) и уметь с ними работать;
Знать, как выглядит текстовыйкурсор, и уметь устанавливать его вместо ввода текста при помощи мыши (подвестиуказатель мыши к нужному месту, убедится, что он принял форму текстовогокурсора и нажать левую клавишу мыши);
Уметь пользоваться клавишами {Delete} и {Backspase};
Уметь пользоваться полосамипрокрутки;
Уметь выбирать инструментыпанели инструментов (на примере PaintBrush) и применятьих для рисования фигур, выбора типа линии и заливки.
Основные понятия.
После изучения данной темы уучащихся должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данномуразделу курса.
Учащиеся должны научиться:
– работать с редактором Word дляWindows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов;
– подготавливать простейшийтекст в редакторе Word
– редактировать текст, изменятьшрифт и стили в готовом тексте;
– работать с выделеннымифрагментами;
– осуществлять поиск и заменуфрагментов текста в документе;
– проверять правописание вдокументе;
– открывать и сохранять файлы сдокументами;
– совмещать в документе текст играфику;
– устанавливать режимы печати ираспечатывать документ на принтере;
Основная литература качестваизложения темы в учебнике.
В учебнике О. Ефимова, В. Морозова,Ю. Шафрина «Курс компьютерной технологии» присутствует множествопонятий и методов по изучаемой учениками теме – текстовый редакторWord(текстовый редактор Word, методы просмотра документа, методы созданиянового документа и т.д.).
В книге рассказывается о работес такими новейшими и популярными программами, как текстовый редактор Word, спомощью которого можно готовить письма, счета, доклады и прочее, табличныйредактор Excel, позволяющий производить математические расчеты и строитьдиаграммы на основе вычислений, приложение Access, рассчитанное на создание базданных со сложной структурой. Помимо этого, описывается создание презентаций вPowerPoint, отправка и электронных писем и планирование задач в Outlook.
В учебнике не приводитсякаких-либо сведений или хронологии относительно предыдущих разработоктекстового редактора Word. Также в нем отсутствуют сведения и о методахпознания фундаментальной науки.
Данная книга разработана инаписана с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся. Онапредназначена для пользователей, еще только осваивающих программы, которыевходят в пакет Microsoft Office, поэтому ”на лицо” простота и доступностьизложения материала.
Также настоящая книга создана сучетом выполнения дидактических правил доступности в обучении: от простого ксложному. Сначала здесь рассматриваются основные методы и приемы работы стекстовым редактором Word, а затем уже осваиваются специальные приемы и работас помощью мастера Web – страниц.
Рубрикация учебника полностьюсоответствует программе учебного предмета (Word — > Excel — > PowerPoint- > Access — > Outlook), наглядно присутствует последовательностьизложения материала в темах учебника и в программе. Учет межпредметных ивнутрипредметных связей в книге мною не замечен.
Также в учебнике не прослеживаютсяпринципы воспитывающие характер обучения, развивающие определенные формымышления, формирующие нормы нравственности и морали.
Как уже отмечалось ранее, книгаполностью совпадает по содержанию со школьной программой и изучается напредмете информатика. Ее материал строго рассматривается в соответствии сизучаемой темой без лишних отклонений и подобран по такому принципу, чтоучащиеся могут изучать его самостоятельно. В учебнике присутствует множестворазличных схем, рисунков и чертежей, наглядно описывающих методы работы спрограммами.
В книге рассматриваются примерыпрактического использования изучаемого материала, однако отсутствуют примерырешения типовых задач.
К наиболее существенномунедостатку данного учебника можно отнести то, что после каждого учебногораздела темы отсутствуют вопросы для самоподготовки учащихся. По этому поводу ясоветую ученикам обратиться за помощью к учебнику В. Денисова «Word 2000 ссамого начала», в котором представлено множество вопросов для самоконтроляучащихся, а также рассмотрены примеры решения наиболее типовых задач.
В остальном книга Денисоваграмотно разработана и написана с учетом всех вышеперечисленных требований, аименно: принципа научности, учета возрастных и познавательных возможностейучащихся, систематичности и последовательности изложения материала, общихтребований к учебнику.