Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Таганрогский государственный педагогическийинститут
Факультет социальной педагогики
Кафедра социальной педагогики ипсихологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Лидерские качества в зависимости отполовой принадлежности на примере студенческих групп
Выполнил:
студент очной формы обучения
Подлесный Константин Андреевич
Научный руководитель:
К.п.н., доцент
Макаров Александр Викторович
Таганрог
Содержание
Введение
Глава 1. Лидерство.Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческихгруппах
1.1 Сущность понятия «лидер» и«лидерство»
1.2 Социально-психологическиеособенности проявления лидерства в студенческих группах
Глава 2. Понятие «гендер». Проблемагендерных различий
2.1 Социально-психологическоесодержание понятия «гендер»
2.2 Проблема гендерных различий
Глава 3. Гендер и лидерство.Гендерные теории лидерства
3.1 Гендерная психология лидерства
3.2 Гендерные теории лидерства
Глава 4. Гендерные особенностипроявления лидерства у студентов
Заключение
Библиографический список используемойлитературы
Введение
Исследования лидерствапривели к возникновению целой отрасли научных знаний – психологии лидерства.Существующее множество определений понятия лидерства говорит об исключительномвнимании к этой проблеме со стороны исследователей. Подобное отношение кявлению лидерства свидетельствует о его актуальности.
Для нас важны, преждевсего, гендерные особенности феномена лидерства, ведь даже сугубо эмпирическина житейском уровне мы наблюдаем серьезные различия в реальном поведении мужчини женщин, различных половозрастных групп. До недавнего времени эти различиятеоретически выражались в приписывании большинства (или важнейших) позитивныхчерт мужчине, отрицательных – преимущественно женщине.
По мнению К.В. Сельченок,в современном мировом сообществе, российском социуме по-прежнему основныелидерские функции выполняют мужчины, которым принадлежит ведущая роль вуправлении экономикой, политикой и другими ключевыми общественными сферами.Между тем стиль их управления общественными структурами имеет определенныеотличия по сравнению с женским. Мужчинам легче дается директивный,проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социальноголидера, создающего «дух команды» [15, 233].
Первоначальноисследования в области гендерной психологии лидерства проводилисьпреимущественно зарубежными учеными. В настоящее время развитие данной проблемыотмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирическихисследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах.
Наиболее значительнымнаправлением изучения гендерных особенностей лидерства представляетсяисследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемойвоспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов вбудущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политическихлидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальныеинституты. «Студенческая молодежь — это жизненная сила общества, сгустокэнергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, засчет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена» [11, 17].
К. Бартол и Д. Мартинсчитают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и студенческой группы,большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя еечлены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательнаясоставная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этойточки зрения студенческую среду можно рассматривать как показательную, гдеформируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендернойсоциализации» [3, 37]. Ранее эти представления были направлены в сторону явноймаскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденциик вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендернойпринадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.
Как указывает Э. Гидденс,исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляетособый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, онаявляется результатом прямых и косвенных педагогических, административныхвоздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий пособственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Этасимбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы,состоящей из систем формальных и неформальных отношений [8, 241].
Цель исследования:рассмотрение представлений о наличии определенных лидерских качеств личности взависимости от пола, их особенности развития и проявления на примерестуденческих групп.
Гипотеза исследования:лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности.
Объект: проявлениегендерных особенностей лидерства.
Предмет: представления оналичии лидерских качеств в зависимости от половой принадлежности на примерестуденческих групп.
Задачи:
— используя научнуюлитературу, провести тщательный анализ изучаемой проблемы;
— выявление причинпроявлений лидерства в процессе жизнедеятельности в зависимости от половойпринадлежности;
— рассмотрениепредставлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий;
— рассмотрениеособенностей поведения личности по межполовому признаку в учебной деятельности.
Методология исследования:междисциплинарного подхода, рассмотрение проблем с позиции различных наук очеловеке (социологии, психологии, антропологии, физиологии); общенаучныхметодов (анализ, синтез, систематизация, рассмотрение объекта как единоецелое); анализ литературных источников.
Глава 1. Лидерство.Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческихгруппах
1.1 Сущность понятия«лидер» и «лидерство»
Прежде всего, нам следуетрассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами.
По мнению К.В. Сельченок,лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется влюбых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общейцели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, чтолидерство проявляется везде и всегда, где группе людей приходится решатькакие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства ее членов.Наиболее заметными лидерские отношения становятся в тех случаях, когда передгруппой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группазанимается распределением ресурсов. Таким образом, лидерство – это реализацияоптимальной, в не котором смысле, системы внутригруппового взаимодействия,направленного на достижение общегрупповых целей [15, 12].
Е.М. Зайцева считает, чтолидерство – степень ведущего активного влияния личностей-членов группы нагруппу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Обзор различныхопределений и концепций лидерства в зарубежной науке предпринимался не раз.Ральф Стогдилл в своем «Руководстве по лидерству» объединил все определения в 11 групп:
— лидерство как центргрупповых процессов;
— лидерство какпроявление личностных черт;
— лидерство как действиеи поведение (описание лидерства через понятия «действие» и «поведение» какнельзя лучше подходило для эмпирических исследований);
— лидерство какинструмент достижения цели или результата (лидерство требуется в качествесредства интеграции других групповых ролей для достижения единства действий иполучения результата);
— лидерство каквзаимодействие (лидерство существует там и тогда, где и когда оно осознается иподдерживается другими членами группы);
— лидерство как умениеубеждать;
— лидерство какосуществление влияния (эта группа определений преувеличивала степень влияниялидера на последователей, которым отводилась пассивная роль внутриорганизации);
— лидерство как отношениявласти (власть в этих определениях расценивается как форма лидерскихотношений);
— лидерство какдифференциация ролей;
— лидерство как инициацияили введение структуры (эта группа определений подчеркивает важную роль лидерав процессе структурирования взаимоотношений между людьми и их деятельности) (поЕ.В. Кудряшовой) [13, 12].
Действительно, проблемалидерства чрезвычайно многогранна. В ней можно выделить множество аспектов,каждый из которых имеет право на собственное определение. В зависимости отвыбранных критериев содержание определений может подчеркивать смысловую,структурную, содержательную или иную сущность лидерства. Во многом этообусловлено тем, какие задачи ставились перед исследованием. Объединяет все этиопределения то, что феномен лидерства лежит в основе внутригрупповоговзаимодействия, влияет на внутригрупповые процессы и в то же время ими обуславливается.
Далее обратимся к понятию«лидер». В определениях этого понятия наблюдается такое же расхождение вомнениях, как и в определении понятия «лидерство».
По мнению Г.М. Андреевой,лидером является такой член группы, который выдвигается в результатевзаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретнойзадачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровеньактивности, участия, влияния в решении данной задачи [2, 151].
Выдержка из Википедии:«Лидер — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признаннымавторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения взначимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющаяцентральную роль в организации совместной деятельности и регулированиивзаимоотношений в группе» [7].
Эти определения даютнаиболее общее представление о понятии «лидер». Характерно, что авторыбольшинства исследований феномена лидерства считали необходимым изменениетрактовки понятия «лидер» в угоду контекстным особенностям собственногоисследования, что породило сотни вариантов определений. В данной работе мыбудем использовать определение, данное Г. М. Андреевой, так как оно наиболеекратко, и в то же время точно, закрепляет значение термина «лидер».
1.2 Социально-психологическиеособенности проявления лидерства в студенческих группах
В этом параграфе будутрассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенностипроявления лидерства в студенческих группах.
Данные, полученные висследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельностипроисходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы.Так, если в процессе учебной деятельности не выявляется четко обозначеннойструктуры лидерства, то при исследовании той же студенческой группы в условияхвнеучебной деятельности четко выявляются наиболее значимые лица.
Исследователь объясняеттакое положение так:
1) учебная деятельность –ее цели, задачи, условия не предполагают наличие данной структуры, т. к.выдвижению лидера не способствует недостаточная конкретность образа цели,отдаленность перспективы, а также спокойное течение деятельности, очень слабовыраженные предпосылки проявления конфликтной ситуации;
2) в управленческойдеятельности факультета конкретно проявляется достаточно выраженное совмещениефункций руководителя и общего лидера.
Соответственно, все этоне предполагает актуализации лидерских функций. Тогда как более глубокоеисследование показало, что при возникновении конкретной ситуации возникаютконкретные непосредственные цели и при осознании их группой важными лидерскиефункции становятся резко востребованными. Этот вывод представляется достаточноважным.
В зависимости отсодержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которыхострота востребования проявления лидерских функций группы не однозначна. Так,спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленнойперспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны вусловиях, не создают предпосылок для актуализации лидерских функций и,соответственно, требований, предъявляемых членами группы к занятию социальнойроли лидера [4, 7].
Таким образом, можносделать вывод, что процесс учебной деятельности не является благоприятнойпочвой для выделения лидеров из числа студентов в силу его равномерности инебольшого количества ситуаций, требующих от группы принятия волевых решений. Всвою очередь, деятельность не связанная с процессом обучения предполагаетпостановку конкретных задач, что делает качества, присущие лидерам,необходимыми группе.
В работе Н.В. Беляковойсистематизируются знания о структуре группы: «Всякая групповая структура, в томчисле студенческая, представляет собой своеобразную иерархию престижа истатусов членов группы: выделяются группы наиболее популярных студентов (ихусловно называют «звездами»), достаточно уважаемых («предпочитаемые»),включенных в общение («принятые») и психологически изолированных студентов(«аутсайдеры»). Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы» [4,9]. Необходимо отметить, что степень уважения всей группы к тому или иномустуденту определяет лидер группы и наиболее популярные студенты, создавая,таким образом, четко регламентированную закрытую систему с конкретнымитребованиями к членам группы и жесткими критериями вступления в нее (этоособенно характерно для групп с четко выраженным лидером).
лидерствогендер психология личность
Глава 2. Понятие«гендер». Проблема гендерных различий
2.1Социально-психологическое содержание понятия «гендер»
Как пишет Р. Унгер:«Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленныебиологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского иженского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема в том, чтопричинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана какбиологическими, так и социальными факторами» [17, 131].
Н.И.Абубикирова в статье «Что такое гендер?» отмечает, что определение гендера(gender) как социокультурного пола мало что объясняет тем, кто специально неинтересовался гендерным подходом в современных исследованиях (в основномфеминистских). Гендер — одно из центральных и фундаментальных понятийсовременного общества.
Гендер— социальное отношение; не биологический пол, а представление (репрезентация)каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.
Н.И.Абубикирова полагает, что «если говорить о гендере в широком смысле, то терминвключает в себя сложную систему. Иными словами, это конструкция концептуальнаяи основанная на опыте, индивидуальная и общественная, кросс-культурная испецифически культурная, физическая и духовная, а также политическая. То естьона является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегдаженщиной или мужчиной. В мире, где любое различие или разделение находятся всистеме строгих иерархических и доминирующих отношений. Именно гендерныеустановки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол — гендер иуказывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком.Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся системуотношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этомзначимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») всоответствии с иерархией отношений» [1, 123].
Впоследнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, чтогендер не имеет окончательного и однозначного определения,— не недостаток илипроблема а, скорее, особенность самого понятия. Сложность заключается в том, чтоздесь прослеживается взаимосвязь действия и мышления, которые не могут бытьразъединены. Мы имеем дело с динамизмом, окончательно не определенным, ибо самоопределение есть действие, влекущее серьезные последствия.
Выделяют три основныхизмерения гендера: индивидуальный, т.е. гендерная идентичность (например,мальчик, девочка), а также продолжающееся в течение всей последующейсоциализации соотнесение себя с «женскими» и «мужскими» качествами; структурный- положение женщин и мужчин в структуре социальных институтов, включаяэкономику, политику, религию, образование, семью, медицину и т.д.; исимволический, или культурный, гендер, т.е. то, что в каждой культуре вконкретное историческое время включается в образы «настоящий мужчина»,«настоящая женщина» или женственная(ый), мужественный(ая) [16, 173].
Впервые идея о выделениидвух измерений пола – биологического и социального – возникла у РобертаСтоллера. Такую дифференциацию он ввел при исследовании феноменатранссексуальности: субъективной убежденности человека в своей принадлежности кпротивоположному полу. В этом феномене наиболее четко отражается тот факт, чтоприродные характеристики организма существуют для человека только как некоторыесимволы, наделенные социальным и личностным смыслами и ценностными значениями.
Термин «гендер» до Р.Столлера был только грамматической категорией, обозначающей мужской, женскийили средний род высказываний в английском языке. Грамматический термин «гендер»(«родовой признак») в английском языке отражает контекстуальную, а непостоянную (онтологическую) сущность мужских и женских качеств. Использованиеэтой грамматической категории в качестве социально–психологического понятиябыло призвано подчеркнуть тот факт, что биологические характеристикисексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляютсячерез призму индивидуального сознания и социальных представлений, т. е.существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них. Свведением этого термина психологические черты женщин и мужчин, частоприписываемые только биологическим основаниям, получили объяснение посредствомпроцессов аккультурации и социализации (по И.С. Клециной) [12, 3].
2.2 Проблема гендерныхразличий
Гендерные различия – этомногоаспектное понятие, включающее физиологические, психические и социальныеразличия мужчин и женщин. Подходы к этой проблеме могут быть совершенноразными, и зависят от того, с позиций какой дисциплины, какими методами и скакой целью мы берёмся за исследование, какие критерии выделяем для анализа.Аспектами исследования могут быть биологические особенности половойдифференциации, гендерные стереотипы, половая идентификация, гендерныеустановки, половые различия в эмоциональной сфере, личностные особенностимужчин и женщин, особенности общения, связанные с полом и т. д.
Как отмечает И.С.Клецина, существуют два противоположных подхода, обосновывающих дифференциациюполов: половой диморфизм и половой символизм.
Согласно первому подходу,т. е. полового диморфизма, половая дифференциация — универсальный биологическийпроцесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или инымивариациями. Этот подход, пишет И.С. Клецина, идет как бы снизу. «Его исходнаяточка — биологический половой диморфизм, который дополняется системой психическихразличий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий впсихофизиологических реакциях, когнитивных процессах, мотивации, способностях иинтересах мужчин и женщин».
С позиций второго подхода— полового символизма — гендерная дифференциация не тождественна половомудуализму, связанному с половым диморфизмом, поскольку она связана сконструированием полов в течение жизни [17, 219].
Таким образом, мы видим,что ученые до сих пор спорят о природе происхождения половых различий. Но то,что эти различия существуют – доказанный факт.
Об этом же пишет Ш. Берн:«С точки зрения социальной психологии, гендер находится под сильным влияниемкак культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что —женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разницамежду мужчинами и женщинами. Существуют два основных механизма, осуществляющиедифференциальную социализацию — это дифференциальное усиление идифференциальное подражание».
Дифференциальное усиление- процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного обществаповедение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
Дифференциальноеподражание — процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевыемодели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинаетподражать их поведению [6, 20].
Более рациональнойкажется теория сторонников полового символизма, так как существующее в общественормативное и информационное давление – это объективная реальность. А вот длятого, чтобы доказать точку зрения их оппонентов необходимы определенныеусловия: отсутствие влияния гендерных норм, неравенства социальных возможностейи информационного давления. Проведение эксперимента с соблюдением подобныхусловий не представляется возможным, так как те или иные гендерные нормыприсутствуют даже у «диких» племен Африки и Южной Америки.
Глава 3. Гендер илидерство. Гендерные теории лидерства
3.1 Гендернаяпсихология лидерства
Доэтого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне ихвзаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральныйанализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендернойпсихологии и психологии лидерства формируется новая отрасль науки – гендернаяпсихология лидерства.
Преждевсего, нам необходимо задаться вопросом: «С каким полом связывается рольлидера?». Т.В. Бендас указывает на то, что «самый обобщенный стереотип,связанный с лидерством, гласит, что лидером должен быть мужчина (на работе, всемье); ему приписываются такие лидерские качества, как независимость отвнешнего влияния, организаторские способности; женщины не должны назначаться наруководящие должности, по крайней мере, высшего уровня» [5, 157]. Г.Г.Горчакова конкретизирует мифы о женской деловой и профессиональнойнесостоятельности, несовместимости женственности с карьерным продвижениемсуществуют и в современном обществе:
— истинная женщина не стремится к карьере;
— женщина не так умна;
— женщинам проще делать карьеру (в силу эффекта оказываемого на мужчин);
— карьера — это удел одиноких женщин;
— убизнеса не женское лицо;
— женщины недостаточно честолюбивы;
— делая карьеру, она теряет женственность;
— женщины не хотят делать карьеру (в силу известных предубеждений);
— женщины слишком зависимы;
— семья и карьера несовместимы;
— ищите женщину в искусстве (наибольшее количество талантливых женщин сегодня вобласти искусства, поскольку здесь легче проявит природную одаренность);
— достижения женщин обратно пропорциональны их красоте (по К.В. Сельченок) [9,63-70].
Как отмечает Е.П. Ильин,негативное отношение к женскому лидерству традиционно проявляли сторонникифрейдизма. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендернойидентичности, а их стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалоськак проявление неполноценности женщины, завидующей мужчинам.
Приверженцы фрейдизмапоказали, что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся вмужской группе играет одну из четырех неформальных ролей (по Р. Кэнтер):
1) «матери» — от нее ждутэмоциональной поддержки, а не деловой активности;
2) «соблазнительницы» дляначальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин;
3) «игрушки, талисмана» —милой, но не деловой женщины, приносящей удачу;
4) «железной леди»,обладающей неженской жестокостью, вследствие чего они бывают больше всегоизолированными от группы.
Все эти роли мешаютженщинам занять равное положение среди мужчин и снижают их возможностислужебного роста. Мужчины делают больше попыток доминировать надпредставителями своего пола. Женщины же в присутствии противоположного поламенее активно, чем мужчины, претендуют на роль стихийного лидера [10; 215].Группа ученых под руководством Э.С. Чугуновой исследовала личностныехарактеристики инженеров (среди которых были и руководители) разного пола иустановила различие личностных структур мужчин и женщин. Для мужчин былихарактерны:
а) высокая творческаяпродуктивность и экономическая эффективность;
б) профессиональнаядоминантность и высокая самооценка;
в) мотивация, связанная счувством долга и ориентацией на дело, самостоятельный выбор профессии.
Для женщин былихарактерны иные факторы:
а) удовлетворенностьслужебным положением и работой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями;
б) мотивация навзаимоотношения, выбор профессии под влиянием окружающих; в) высокийтехнический интеллект. С этими глобальными факторами были связаны другиехарактеристики, которые определяли своеобразие личностных портретов мужчин иженщин.
В исследовании Т.В.Бендас были установлены половые различия студенческих лидеров групп разногоуровня организованности.
Для мужчин-лидеров былихарактерны:
а) в высокоорганизованныхгруппах – эмоциональная устойчивость, высокий уровень притязаний в областивзаимоотношений;
б) в низкоорганизованных– малая экспрессивность и низкая успеваемость;
в) в среднеорганизованных– высокая успеваемость и низкий уровень притязаний в области взаимоотношений.
Женщинам-лидерам былисвойственны:
а) в высокоорганизованныхгруппах – ригидность общения, конформность, низкий самоконтроль;
б) в низкоорганизованных– спокойствие, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, хорошийсамоконтроль, экспрессивность, завышенная самооценка, несовпадение притязанийна лидерство и статуса в официальной структуре группы;
в) в среднеорганизованных– лабильность общения, эмоциональная неустойчивость и тревожность при хорошемсамоконтроле, низкая экспрессивность и конформность [5, 100-101].
Современные исследованияв области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявленияхлидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют. Но эти различияникоим образом не могут препятствовать исполнению женщиной лидерской роли.Кроме того, стиль женского лидерства на данный момент более адекватно отвечаеттребованиям предъявляемым обществом к типу современного лидера.
3.2 Гендерные теориилидерства
Итак, в предыдущемразделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поискпричин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в рядетеорий.
Условно их можноразделить на пять направлений (по Т.В. Бендас):
1) Теории,разрабатываемые в рамках традиционных теоретических парадигм (когнитивизма,фрейдизма, бихевиоризма).
а) Концепция«информационной обработки человека» Д. Гамильтона и связанная с ней «теориясхемы» С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода.Суть теорий в том, что человек использует шаблоны, стереотипы при обработкесоциальной информации. Это позволяет быстро распознать социальный стимул и предсказатьего поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих.
б) Одной из наиболеераспространенных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористическаядинамическая модель обмена в диаде «лидер — последователь» Г. Грайена. Основнойположение концепции: если два индивида похожи между собой, то это увеличиваетих взаимную симпатию.
в) Личностный потенциаллидера формируется, по мнению сторонников психоанализа, в раннем детстве, приобщении с матерью и отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье.
2) Теории общих гендерныхразличий.
а) Действие гендерныхстереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием имплицитных теорий,имеющихся у людей по отношению к представителям разного пола. Иначе говоря, сэтих позиций воспринимающему индивиду все равно, кто пред ним находится –лидер, президент или обычный рядовой работник. Главное, на что обращаетвнимание индивид – кто это: мужчина или женщина. И независимо от должности ждетот него соответствующего гендерному стереотипу поведения.
б) А. Фейнгольд,проанализировав имеющееся в литературе большое количество данных по личностнымхарактеристикам и социальному поведению, полученным на детях и взрослых замножество лет с помощью самых разнообразных методик пришел к необычному выводу.Заполняя личностные вопросники и шкалы, женщина или мужчина стараются выглядетьнаиболее благоприятно и дают ответы в соответствии с гендерными стереотипами,т.е. результат эксперимента является искусственным. Такой результат А.Фейнгольд назвал артефактом.
в) Дляобъяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается и идеяандрогинии – сочетания мужского и женского начал (Сандра Бем).
3)Классические концепции лидерства.
а)Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставитпозицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает ворганизации, а не пол (мужчины и женщины лидеры не отличаются друг от друга).
б)Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером, хотя и редкообращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будутотличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будутиспользовать различный лидерский стиль.
в)Целевая теория Р. Хауза так же практически не обращается к гендерным различиямлидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезенлишь в условиях неструктурированной задачи. То есть можно предположить, чтоженщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разныхситуациях.
г)Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.),который обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивироватьих на сверхдостижения. В ходе исследований в этой области была обнаруженаравная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.
Такимобразом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяетобогатить классические лидерские концепции.
4)Собственно гендерные теории лидерства.
а)Концепция «гендерного потока» (Барбара Гутек). Согласно этой концепции,восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит, прежде всего, отего пола (в зависимости от того, насколько сам испытуемый считает пол человекаважным фактором).
б)Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения,что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования клидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.
в)Концепция токенизма (Розабет Кэнтер) постулирует, что на групповую динамикуоказывает влияние ее состав. Те члены группы, которые по данному признаку (полили раса, к примеру) составляют большинство, были названы доминантами,меньшинство получило название «токенов». Нетрудно увидеть, исходя изэкспериментальных данных, что женщины в мужской группе и женщины-лидеры вмужском деловом мире выступают в роли «токенов».
Р.Кэнтер обнаружила, уже кратко описанные в 3 главе, четыре неформальные ролиженщин-токенов («мать», «соблазнительница», «игрушка, талисман», «железнаяледи»).
г)Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используятак называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей,сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов(К. Риордан).
Однимиз проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введеноЕ. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для другихлюдей, добиваться их симпатии и любви.
д)Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером сколлегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первыйимеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется всоответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе,низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий посравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности,чем кто-либо еще в этой группе.
е)Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеровутверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должнывести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерномустереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования киндивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидерыбудут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.
5) Кпятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкойтеоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства вполовой дискриминации [5, 197-211].
Ктаким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.
Всепредставленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает каксопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера какнеобычайно важного фактора для лидерства.
Глава 4. Гендерныеособенности проявления лидерства у студентов
По мнению Э. Гидденса,интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства встуденческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: содной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим влияниемна нее административных мер. Это явление отражено в самой структурестуденческой группы Двойственность происхождения студенческой группыобуславливает особенности выделения лидеров в зависимости от пола.
Во-первых, деятельностьучебной группы основана на более демократических принципах, нежели деятельностьмалой группы в организации (или предприятии). Следовательно, авторитарный стильлидерства в данном случае неприемлем, а потому у девушек (как обладательницфеминного стиля лидерства) появляется больше шансов стать лидерами. Дляфеминного стиля лидерства характерны: кооперативность, решение вопросов спомощью интуиции и эмпатии, сензитивность, сочувствие.
Во-вторых, в зависимостиот содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которыхтребования группы к лидерам неоднозначны. Так, спокойно-равномернаядеятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточноумеренной системе появления элементов новизны в условиях, создают предпосылкидля актуализации лидерских функций девушек сильнее, чем ориентированных навыполнение конкретной задачи лидеров из числа парней.
Неоспоримый факт, чтодевушек-лидеров в учебных заведениях можно встретить чаще, чем в организациях ина предприятиях (предусматривающих карьерный рост). Обращение к концепции«токенизма» может объяснить большое количество девушек-лидеров из числастуденток гуманитарных ВУЗов. Состав студенческих групп в таких учебныхзаведениях примерно равный. То есть, нет явного большинства (мужчин), членыкоторого подавляли бы меньшинство (женщин). Следовательно, девушкам в данномслучае проще выдвигаться на роль лидера.
В студенческой группе несуществует жесткой статусной иерархии, и это положение так же способствуетосвоению девушками роли лидера.
Таким образом, мы видим,что многие гендерные стереотипы не действуют в условиях деятельностистуденческой группы. Но зачастую пассивность парней объясняется тем, что они невидят смысла в таком лидерстве. Ведь учебная деятельность – это еще не карьера,а стало быть, не имеет смысла рваться в лидеры. Деятельность в студенческойгруппе не предполагает конкуренции, что является благоприятным фактором длястановления женщин-лидеров.
Можно также сделать выводо зависимости требований предъявляемых к лидеру от деятельности, выполняемойгруппой. Когда существует необходимость в принятии волевых решений, исполненииконкретной задачи, аналитическом подходе к проблеме мужчины чаще претендуют налидерство. В условиях отсутствия жесткого контроля со стороны руководства, принеобходимости группового принятия решения на лидерство чаще претендуют женщины.
Так же очень важнопонимать, что сложившиеся по отношению к лидерству стереотипы в основномкасаются делового или политического лидерства, то есть деятельности связанной скарьерой, которая является приоритетом мужчин. Иные же формы деятельности(учебная, творческая), не касающиеся напрямую отношений связанных с властью илиматериальным благополучием, оставляют пространство для актуализации лидерскихкачеств женщин.
Заключение
Изучение гендерныхособенностей лидерства именно на примере студенческих групп представляетсяодним из приоритетных направлений гендерной психологии лидерства. Этообусловлено спецификой деятельности студенческих групп, отсутствиемподавляющего влияния гендерных стереотипов, отсутствием жесткой статуснойиерархии внутри группы. Все эти факторы могут способствовать «чистоте»исследований направленных на выявление гендерных особенностей лидерства.
Наиболее полно причиныпроявления лидерства в зависимости от половой принадлежности описаны всоциально-ролевой теории Элис Игли. Основные позиции, объясняемыесоциально-ролевой теорией:
1) действие системыгендерных стереотипов;
2) необходимостьсоответствия поведения лидера своей гендерной роли;
3) механизм принятиялидеров обществом (в зависимости от пола);
4) негативныепредубеждения против женщин-лидеров;
5) пути выхода изролевого конфликта для женщин-лидеров.
Нами были рассмотреныособенности проявления феномена лидерства в зависимости от пола на примерестуденческих групп. Отсюда вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качествастудентов напрямую зависят от их половой принадлежности. При этом хотелось быподчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим факторомобуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияниясовокупности факторов – таких как его социальный статус, личностныеособенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинствотеорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либоотдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими. Это тенденция неспособствует конструктивному решению проблемы.
Одной из основных задачисследования было рассмотрение представлений о лидерских качествах в контекстегендерных различий. Другими словами, необходимо было рассмотреть, какиетребования предъявляются к лидеру в зависимости от его пола. Ожидания отповедения лидера-мужчины и от поведения лидера-женщины действительно различны,что подробно описано в 3 главе. Если рассматривать данное явление в рамкахстуденческой группы, то здесь прослеживается та же тенденция, что и ранее:особенности деятельности студенческой группы нивелируют, уравнивают ожидания отповедения лидеров женского и мужского пола.
Опираясь на иерархию Н.В.Беляковой, мы можем структурировать состав группы по критерию психологическойпричастности студента к деятельности (особенно внеучебной) группы. Это можетстать целью будущих исследований в области психологии малых групп.
Библиографическийсписок используемой литературы
1. Абубикирова Н.И. Что такое«гендер»? // ОНС. — 1996. -№ 6. – С. 123-125.
2. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология: Учебник – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.
3. Бартол К., Мартин Д. Мужчины иженщины при выполнении групповых заданий. — М., 1986. — 108 с.
4. Белякова Н.В.Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческихгруппах: Дис.… канд. психол. наук. – М., 2002. — 197 с.
5. Бендас Т.В. Психология лидерства:Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. – 431 с.
6. Берн Ш. Гендерная психология. –СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
7. Википедия. Свободная энциклопедия[Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Лидерство.Дата обращения: 15.12.2010.
8. Гидденс Э. Социология / Пер. сангл.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. — М.:Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
9. Горчакова Г.Г. Мифология женскойкарьеры//Психология лидерства. Хрестоматия. – Мн., 2004. – С. 63-70.
10. Ильин Е.П. Дифференциальнаяпсихофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 678c.
11. Ильинский И.М. Молодежь имолодежная политика. Философия. История. Теория. — М.: Голос, 2001. — 696 с.
12. Клёцина И.С. Гендерная психологияи направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клёциной. – СПб., 2003. – 471 с.
13. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство:исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. — Архангельск: Издательство ПМПУ, 1996. — 256с.
14. Майерс Д. Социальная психология.- СПБ.: Питер, 1999. – 688 с.
15. Сельченок К.В. Психологиялидерства. Хрестоматия. — Мн., 2004. – 364 с.
16. Социология в России / Под ред.В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 1998. –696 с.
17. Унгер Р. Несовершенствосовременного мышления: Психология строительства пола // Это важно: Психология истроительство пола. — Нью-Хейвен, Л.: Издательство Йельского университета,1990. – 370 с.