Министерство Транспорта РоссийскойФедерации
Федеральное агентство воздушного транспорта
ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургскийгосударственный университет гражданской авиации»
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Индустрия социально-культурногосервиса и туризма: сущность, проблемы и перспективы»
Дисциплина: «Социально-культурныйсервис и туризм на транспорте»
Выполнил:
СтуденткаГФ СНТ гр. 763
ВаськоНина Анатольевна
Проверил:
Проф.каф. №2, канд. юрид. Наук
КазанковАлександр Юрьевич
Санкт-Петербург, 2010 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Индустриясоциально-культурного сервиса: состояние, проблемы и перспективы
1.1 Факторы, воздействующие наразвитие туризма
1.2 Исследования и заключенияэкспертов в области туризма
1.3 Туризм через 20 лет
1.4 Перспективы развития видовтуристской деятельности
1.5 Поставщики в туризме: тенденции ипрогнозы
1.6 10 глобальных тенденций мировоготуризма
Глава 2 Современное состояниеРоссийского туристического рынка
2.1 История Российскоготуристического рынка
2.2 Проблемы развития туризма вРоссии
2.3 Прогнозы развития туризма вРоссии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Туризм вошелв XXI век как самый стабильноразвивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическоеразвитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источникдохода, а для 83%стран туризм является одним из пяти основныхисточников дохода.
Особенныхуспехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международныхтуристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На этусферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6%мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительскихрасходов.
Туризмоказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт,услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаровнародного потребления и многие другие, выступая катализаторомсоциально-экономического развития.
Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благороднуюцель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановлениесил человека.
Глава 1 Индустрия социально-культурногосервиса и туризма: состояние, проблемы и перспективы
1.1 Факторы, воздействующие на развитиетуризма
Все специалисты в облаституризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежитэкономический и социальный прогресс. Более детальный анализпозволяет среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма,выделить главные: политические, экономические, социально-демографические,культурно-познавательные, научно-технические.
Политические факторы. Стабильнаяполитическая обстановка в стране — необходимое условиефункционирования туристского бизнеса. Кроме того, дляразвития туризма в той или иной стране важен тип международныхотношений, сложившийся с другими государствами; состояние торгового иплатежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка вмире или отдельно взятом регионе.
Экономические факторы. Ростдоходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этихстран больше тратить денег на путешествия. Анализ доходовтуристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в Туристскомпотоке почти всех стран по материальному положению преобладаютпредставители среднего класса (от 40% в Нидерландах до 59% вИталии), а также широко представлена категория лиц с высокимидоходами (Нидерланды, Германия, Великобритания), предъявляющиеспрос на высококомфортабельные условия размещения и обслуживания.
Для населения стран свысоким уровнем жизни характерны высокие расходы на туризм. Порасходам населения на туризм все страны мира условно можно разделитьна три группы:
1) расходы превышают500 дол. на одного жителя;
2) расходы составляют от150 до 500 дол. на одного жителя:
3)расходы составляют менее 150 дол. наодного жителя.
На развитие туризмазначительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельностьгосударств, процессы интеграции и глобализации, происходящие вовсех отраслях мировой экономики. Это способствует росту деловойактивности населения планеты и появлению новых видов делового туризма.
Однако такие явления вэкономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность(инфляция, стагнация), экономические забастовки, могутзначительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.
Социально-демографическиефакторы. На развитие туризма влияетрост численности населения, особенно городского. Городской стильжизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность, отсутствиеконтактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм дляжителей городов представляет собой поиск душевного равновесия.
Для многих стран мирахарактерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени.Сокращение рабочего времени одновременно сопровождается повышениеминтенсивности труда и вероятности возникновения стрессовойситуации. Одним из средств восстановления и поддержаниятрудоспособности является туризм. С увеличением количествасвободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции — дроблениеотпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е.туристские поездки, становятся менее продолжительными, но болеечастыми.
Кроме того, на развитиетуризма оказывают влияние такие факторы, как старение общества,более позднее вступление в брак, повышение доли одиноких людей,увеличение числа работающих женщин, откладывание рожденияребенка, рост числа бездетных семейных пар.
Увеличение среднейпродолжительности жизни и снижение рождаемости привели к увеличениюудельного веса пожилых людей (в 2008 г. в мире насчитывалось 595млн. людей пожилого возраста). Этот сегмент рынка является оченьпривлекательным для организаций индустрии туризма, так как пенсионеры обладаютпрактически неограниченным свободным временем и относительно высокойпокупательной способностью. Учитывая важность этого сегментарынка, ВТО посвятила одну из своих конференций вопросамразвития туризма для «лиц третьего возраста», в ходе которой былразработан ряд рекомендаций для работников туристскойиндустрии, а именно: в программах для данной группы туристовпредусмотреть дополнительные меры безопасности; медицинскоеобслуживание; диетическое питание; культурные мероприятия; прогулки;соответствующие возрасту физические нагрузки; предоставлениеясной и четкой информации об организации отдыха.
Среди других изменений,имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферуобщественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственноэто приводит к тому, что женщины стали позднее вступать в браки рожать детей. Стремление получить материальную независимость приводит ктому, что быстрыми темпами растет число женщин, путешествующих сделовыми целями. Туристские организации пытаются учесть особыетребования такой группы потребителей (в некоторых отеляхвыделяют специальные этажи для обслуживания женской клиентуры,например отель «Нью-Отани» в Токио).
В крупных городахувеличивается количество одиноких людей, которые отличаются высокимуровнем образования, стремлением к профессиональному росту,мобильностью, высокими требованиями к комфорту и качеству жизни. В настоящеевремя ряд крупных европейских туристских компаний рассматриваеттаких туристов как одну из перспективных растущих целевых групп туристскогорынка, создавая для них специализированный туристский продукт.
Культурные факторы. Кним относится удовлетворение культурных, образовательных иэстетических потребностей, что способствует развитию стремления улюдей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и историидругих стран и народов. Следует отметить, что приверженность ктем или иным типам организации отдыха и соответственноудовлетворение своих культурных потребностей весьма существенноразличается по странам. Например, многие жители Великобритании (46%),Бельгии (35%), Германии (32%) предпочитают отдых у теплого моря;отдых в городах привлекает японцев (51%), испанцев (33%), французов (25%); впутешествиях по странам проводят свой отдых жители Италии (41%) иФранции (32%).
Научно-техническийпрогресс. В настоящее время благодаря научно-техническомупрогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях надальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживанияна транспорте, который становится все более комфортабельным для пассажиров;появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали.
При обслуживании туристовиспользуются современные компьютерные технологии управления, возможностиглобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткийпромежуток времени с учетом различных тарифови систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новыхи реконструкции существующихобъектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания наоснове индустриализации, технологизации и компьютеризации индустрии туризма; рационального использованияимеющихся материальных ресурсов;применения современных технологий обслуживания туристов.
Развитие туризма значительно зависит отинформированности туристов о возможных местах отдыха ипутешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностейпозволило туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.
Вывод:В ближайшее десятилетие туризмостанется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионовмира. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристскогопродукта, имеющая целью все более широкий охват потребителейс разнообразными возможностями и потребностями. Продолжится дальнейшийпроцесс концентрации капиталов, создания крупных интернациональныхкомпаний и корпораций, сохранится тенденция интеграционных процессов виндустрии туризма.
1.2 Исследования и заключения экспертов в области туризма
По данным Всемирнойтуристической организации ООН (UNWTO), в 2009-м,кризисном году Франция приняла 74,2 миллиона иностранных гостей, СШАнавестили 54,9 миллиона путешественников, турпоток в Испанию достиготметки в 52,2 миллиона человек, границу Китая пересекли50,9 миллиона туристов, Италию увидели 43,2 миллиона отдыхающих. В2011 году мировая туристическая отрасль встанет крепко на ноги, оставив позадиодни из самых трудных годов, отмеченные экономическим кризисом и пандемиейсвиного гриппа. Такой прогноз сделала Всемирная организация туризма ООН(UNWTO).
Согласно мировой статистике, в 2009году въездной турпоток потерял 4 процента, которые, впрочем, он отыграл науровне 3-4% в 2010 году. Возобновление роста в секторе, пришедшееся напоследний квартал 2010 года, связано с активностью Азиатско-Тихоокеанского иБлижневосточного рынков, которые в первую очередь обеспечили достижениепоказателей, превысивших прогнозы аналитиков, 2009 год оценен как «один изсамых трудных периодов для туристической индустрии в долгосрочнойретроспективе».
Прошедший год оказался одним из самых напряженных за последние два десятилетия,обойдя по тяжести большинство лет, ознаменованных событиями вроде 11-госентября и им подобными катастрофами, а также периодическими уходами в минусмировой экономики. Распространившийся по планете вирус А (H1N1) породилсостояние неопределенности, усугубив кризисное состояние мировых финансов», нодостигший нулевой отметки туристический рынок вновь вступил в фазу оживления.«Показатели последних месяцев указывают на начало выздоровления, наступившеераньше и протекающее гораздо более уверенными темпами, чем изначальнопредполагалось»,- отметил чиновник UNWTO, а 2010 год потребовал больших усилийдля сохранения наметившейся тенденции. Большинство стран незамедлительноотреагировали на кризис, приняв действенные меры, направленные на смягчение егопоследствий и стимулирование роста. Вместе с тем, преждевременный отказ отоздоровительных мер и соблазн увеличения налогового бремени ставят под угрозутемпы выздоровления мирового туризма, наблюдается 6%-ное сокращение поступленийв туристическом секторе в 2009 году, финансовые аналитики сравнивают их сфатальным 12%-ным спадом мирового экспорта, ставшего жертвой кризиса на всехфинансовых рынках. Заметен рост внутреннего туризма, в таких крупных странах,как Китай, Бразилия и Испания, что также связано с мировой рецессией.Туристическая отрасль «не смогла выработать стойкий иммунитет» против пандемиисвиного гриппа, Европа и Северная Америка пропустили вперед лидеров «гонки» — Азию и Ближний Восток. Чрезвычайное оживление наблюдается наАзиатско-Тихоокеанском направлении, потерявшем в прошлом 2% в туристическомсегменте. Аналитики UNWTO, прогнозируют продолжение взятого курса и в 2011году. Отметив в период с января по июнь 7%-ный спад въездного турпотока, вовторой половине 2010 года регион перешел в позитив (+3%), как «отражение ужедостигнутых экономических показателей и сигналов на будущее». Число туристов,посетивших Ближний Восток, сократилось на 6%. По-прежнему далекий от темповроста, отмеченных в прошлые годы, во второй половине года регион перешел в плюспо этому показателю. Африка с ее 5%-ным ростом движется «против течения». Вминусе (6%) закончила 2009 год Европа. Среди причин чрезвычайно сложнаяэкономическая ситуация в первой половине года, когда особенно тяжело пострадалицентральное, восточное и северное направления. В обеих Америках, потерявших 5%въездного турпотока, года рост возобновился в Карибском бассейне, где онпришелся на последние четыре месяца 2009 года. В остальных регионахамериканского сектора, экономика сохраняла значительную инертность на фоневспышки вируса А(H1N1), усугубившей последствия экономического кризиса.
По мнению специалистов, Китай можетвыйти на третье место в мире по въездному туризму по итогам2010 года, потеснив Испанию. По данным WTTC, Поднебесная за полгодаприняла 54,6 миллиона туристов, в то время как Испаниюза шесть месяцев посетило 52,7 миллиона человек. Согласнообнародованному прогнозу Испания по итогам года опуститсяна четвертое место, пропустив вперед Срединное государство, двойкалидеров же останется неизменной: Франция продолжит принимать ежегодно70,9 миллиона иностранных туристов, а США — 55,5 миллионагостей.
Международный совет по туризмупрочит Испании четвертое место в мировом рейтинге вплоть до 2020года, когда турпоток в страну составит 65,7 миллиона человек против81,1 миллиона в Соединенные Штаты, которые опустятся со второго на третьеместо. Китай к тому времени должен обогнать Францию, количество прибытийв которую составит 92,5 миллиона, и вырваться на первоеместо с 1,035 миллиарда гостей. Выездной туризм в Китае такжеактивно развивается: по итогам первой половины 2010 года за рубежвыехали более 54 миллионов китайцев (что на 11% больше аналогичногопоказателя прошлого года). Внастоящее время туризм в различных странах развит очень неравномерно. Преимущественно туристывыезжают из высокоразвитыхстран, являющихся, по терминологии Всемирной туристской организации, странами — поставщикамитуристов. В эту группу входят государства, где процент населения, выезжающего в заграничные поездки, выше десяти. Количествотаких стран невелико (12—17), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых странЗападной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы, районаПерсидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индустриальныестраны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития,—Республика Корея, Сингапур и др.
Основной обмен туристамисовершается между странами — поставщиками туристов, в то же время изтех же стран формируется основной поток туристов в развивающиесягосударства. Выездной туризм в развивающихся странах представленслабо. По прогнозу ВТО вXXIвеке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 г.приблизится к 1.6 млрд. (в 1997 г. путешествовало 612 млн. человек).
Для планированиятуристического рынка весьма интересны будут пpoгнозыразвития мирового туризма по 6 регионам, определенным ВТО: Европе,Юго-Восточной Азии, Дальнему Востоку и Океании, Южной Азии, БлижнемуВостоку и Африки. Для оценки перспектив роста туристских потоковпринято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и вышесреднего.
Европа какисточник и потребитель туристских потоков имеет в перспективе среднийпоказатель, что выявляет возможные варианты развития регионального туризма. Например,перспективы выездного туризма из Европы в Америку, Восточную и Южную Азию,страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем выше среднего, а в Ближневосточныйрегион — показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями ималопривлекательностью расположенных в нем стран. Согласнопрогнозу «Travel& Tourism Intelligence» (TTI)Европа как регион выездного туризма имеет хорошую базу роста повсем направлениям, за исключением Южной Азии. Однако рост выездного туризма изЕвропы и Средиземноморья заметно замедлится, тогда как темпыувеличения числа поездок за границу в странах Юго-ВосточнойАзии останутся довольно высокими, несмотря на недавние экономические трудностив регионе. В 1989 г. туризм из Европы составлял 69 % всего рынка выездного туризма,к 1995 г. его объем упал до 58 %, а прогноз на 2011 г. дает цифру 59 %. На состояниеевропейского рынка туризма оказывает влияние тенденция к предпочтению европейцами путешествийпо Европе.
Америка имеетпоказатель ниже среднего как по перспективам роста внутрирегиональноготуризма, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны БлижнегоВостока. Доминирующая роль Северной Америки на континенте и высокая доляучтенных туристских потоков в рамках приграничного обмена между США и Канадой дают низкую оценкуперспективам развития внутрирегионального туризма.
Южная Азия испытывала политическую нестабильность в90-е годы, что вызвало спад выездного и въездного туризма. Новая индустриальнаяполитика Индии, снижение практикилицензирования и контроля над валютным обменом создают благоприятные условиядля инвестиций и экономического развития, что, в свою очередь, обеспечивает финансовые возможности не только для деловыхпоездок, но и с целями отдыха. Перспективывыездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем. Основными регионами по приему выездного туризма изЮжной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна.Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваютсяпоказателем выше среднего, несмотря на небезопасную для туристов политическуюнестабильность в регионе, сбои в авиадоставках из основных стран-поставщиковтуристских потоков, а также недостаток средств для развития туристскогопродукта и продажи его за рубеж.
Ближний Восток имеетв перспективе впечатляющий экономический рост, что создаетусловия для роста выездного туризма и позволяет оценивать его показателем вышесреднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны,стабильность в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другойстороны, привлекательность региона выражена неясно, идет процессизучения и исследования этой ситуации. Рост показателей въездноготуризма на Ближний Восток будет осуществляться в основном в рамкахразвития внутрирегионального туризма, но не за счет Европы и Америки.
Африка какрегион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из нихтенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост региональноготуризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов ростаперспектив как выездного, так и въездного туризма. Средний показатель роста въездного туризма в Африку будет характерен дляпоездок из Европы, Америки и Ближнего Востока.
Страны Восточной Азии иТихоокеанского бассейна могут быть оценены в перспективе показателемвыше среднего, как по выездному, так и по въездному туризму.
Наиболее принимаемыми регионами выездного туризмаиз стран Восточной Азии и Тихоокеанскогобассейна будут субрегионы Латиноамериканского континента, а также страны — партнеры Восточной Азии, Тихоокеанскогобассейна (внутрирегиональный туризм) и Южной Азии. Эта тенденциясохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах, как Южная Корея,Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны.
Таблица 1. Прогноз самых популярных туристских направлений к 2020 годуСтрана Количество туристских прибытий, млн. Доля на мировом туристском рынке % Динамика роста 1995-2020 гг., % Китай 137,1 8,6 8,0 США 102,4 6,4 3,5 Франция 93,3 5,8 1,8 Испания 71,0 4,4 2,4 Гонконг 59,3 3,7 7,3 Италия 52,9 3,3 2,2 Великобритания 52,8 з, з 3,0 Мексика 48,9 3,1 3,6 Россия 47,1 2,9 6,7 Чешская республика 3,2 2,7 4,0 Всего 708,8 44,2 42,5
Всего к 2020 г. количествомеждународных прибытий составит 1,6 млрд., что в 3 раза превысит показатели1995 г. Ежедневные расходы туристов, за исключением средств на авиаперевозки,увеличатся до 5 млрд. долл. в день.
Экономическая слабость новыхполитических структур в Восточной Европе является реальнымпрепятствием для вовлечения населения этих стран в зарубежный туризм.Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти в основномв направлении с Востока на Запад. Расширению международного рынка туризма будутспособствовать усилия стран ЕС, направленные на развитие такого еще недостаточноосвоенного его сектора, как авиаперевозки. Предстоит преодолеть барьеры сопротивления со сторонынациональных перевозчиков ряда стран ЕС. Проводимая ЕС политика «открытого неба» направлена на незначительнуюкорректировку возможностей сектора авиаперевозок с целью предоставленияпассажирам существенного снижения цен и большего выбора надежныхавиакомпаний.
Для развивающихся странмеждународный туризм станет источником не только поступления иностраннойвалюты, но и организации новых рабочих мест. В то же время он привносит изменения втрадиционные системы и природную среду. Проходившие в 90-е годы дебаты оцелесообразности поддержки международного туризма завершились тем, чтомеждународный туризм признан инструментом экономики, применение которого не только приносит стране доходы, но и проблемы. Почтивсе развивающиеся страны понимаютцелесообразность развития международного туризма. Правительства этих стран при планировании мер по развитию туризма должныпринимать во внимание экономические,социальные и культурные потребности населения. Особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды,которая является базой туризма и требует индустриального развития.
Вывод:Таким образом, тенденции развития международного туризма носятпозитивный характер. Возрастающий интерестуристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общениямежду народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга.
1.3 Туризм через 20 лет
В Великобритании участники Future Holiday Forum[1] — попыталисьпредставить себе, каким будет туризм через 20 лет. Как сообщает сайтгазеты Guardian, собравшиеся — руководящие сотрудникиведущих туристических компаний — после анализа сегодняшней ситуации иперспектив развития разнообразных технологий пришли к выводу, что цена билетовдаже в самые удаленные страны станет доступна каждому.
Так, недельный отдых вНью-Йорке, например, обойдется английскому туристу в 50фунтов, а такой же тур в Австралию — около сотни. Специалисты исходили в своих прогнозахиз того, что к 2024 году на международных авиалиниях появятся сверхзвуковые авиалайнерынового поколения, которые позволят значительно снизить цену полета и времяпути.
Участники форума уверяли, что и традиционныйтуризм, когда люди приезжают в страну и останавливаются на неделю-другую впредложенном отеле или переезжают из гостиницыв гостиницу. Через 20 лет, убеждены они, народ будет путешествовать вместе с отелями.Мечтатели даже нарисовали образ этих отелей, которые представляют собою сборно-разборные модули — номера в них окажутсякомфортнее, чем в 5-звездочных гостиницах.Более того, их устройство будет полностью соответствовать желаниям и вкусам жильцов.Турист «одну неделю может отдыхать на острове в Тихом океане, а другую — в арктической тундре».
Новые технологии и людская«охота к перемене мест» изменят и мировую карту туристических достопримечательностей ипопулярных курортов. Такие неприметные для сегодняшнеготуризма страны, как Киргизстан, Туркменистан или Ливия, станут желаннымиместами отдыха для людей из разных концов света.
1.4 Перспективы развития видов туристской деятельности
Осознание человеком, что он является гражданиномне только своей страны, но и мира, ведет красширению рынка туристских поездок, особенно целевых. На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision»провозглашены пятьперспективных туристских направлений XXI в.:
Приключенческий туризм. Вмире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков манятсамые дальние точки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристскиепотребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристскогопродукта.
«Проблемы непредвиденныхобстоятельств», это тезис, который был рассмотрен в рамках лондоновской выставки World Travel Market в Великобритании.
Будет продолжена организация походов на самыевысокие горные вершины мира.
С 1985 г. в целях туризма начата эксплуатация 46подводных лодок. В 1996 г. в путешествиях на подводных лодках участвовало более2 млн. туристов, что принесло туроператорам доход в 147 млрд. долл. США. В миреначато производство субмарин с прозрачнымкорпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. В августе 1998 г. такая субмарина проложила свой курс в СевернойАтлантике к месту крушения «Титаника».
Самая привлекательная точкакрая Земли — Антарктида. 100 тыс. туристов уже посетили этот ледовый континент. Стоимостьтура в Антарктиду — от 10 до 16 тыс. долл. Вопросо превращении трех своих исследовательских баз в Антарктиде в туристскиецентры решает Австралия. Великобритания, Новая Зеландия и Россия открыли вАнтарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом.
Круизы. Этотсектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами. В 1997 г. на круизных судахпо морскими речным маршрутам путешествовало около 7 млн. человек, в 2020 г.число туристов предположительно составит 20 млн. В мире строится 82 восьмипалубных круизных судна водоизмещением 250тыс. тонн и вместимостью до 6200 пассажиров каждое. Экотуризм. Главная цель экотуризма — сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительныетуры для любителей экотуризма, так и турыдля отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходовот экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы. Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаютсяв Европу, Азию и на Ближний Восток.Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в видеоднодневных экскурсий с посещением памятников культуры. В связи сповышением интереса к познавательному туризму возрастает значение охраны памятников культуры. Требуется применениеэффективных мер по сохранению памятников культуры и управлениютуристскими потоками.
Тематический туризм. Этот вид туризмапредусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например к климатуместности, превалирующему над остальными туристскимимотивами. Популярность тематических парков как мест отдыха (в мире строитсянесколько таких парков) будет возрастать с каждым годом.
Эволюция туристского рынкапредполагает преобразование всех видов туристской деятельности.
Шопинг. Магазины в курортных зонах должны стать болеепривлекательными для туристов и предлагать больше высококачественной продукцииместного производства. По возможностимагазины следует открывать рядом с заводами и фабриками, где туристы смогутнаблюдать процесс производства. Это будет способствовать повышению спроса наместную сувенирную продукцию. Продавцам следует обладать определенным словарнымзапасом на нескольких иностранных языках, чтобы объяснять туристамтехнологические особенности производства товара, его историю. Желательнообеспечивать доставку товара в любую точкумира.
Отдых. Тенденцияк здоровому образу жизни поставит отели перед необходимостью иметьспортивные тренажеры, разрабатывать специальные оздоровительныетуристские программы, включающие обучение определенным видам спорта.Популярными станут поездки в национальные парки, заповедники, на сафари, лыжные курорты. Страны,ожидающие приток туристов, должны изыскивать средства на строительство новых и реконструкцию старых туристскихобъектов. Развитие туризма окупит вложенные в него средства.
Посещениедостопримечательностей. Число посещений культурных, историческихи природных достопримечательностей в мире ежегодно растет. Хорошее транспортноесообщение сделает доступным любой регион. Возрастет популярность всемирноизвестных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировойкультуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей должен стать болеешироким и включать объекты туристского показа, интересные для путешественников, достаточно посмотревших своюстрану и побывавших во многих других.
Бизнес, торговля,конгрессный туризм. Новые технологии в электронике, спутниковойсвязи и космическом машиностроении окажут значительное влияние на рост рынкатуризма. Станет возможным проведение конференций без присутствия ее участниковв условленном месте. Находясь в своем офисе, потребитель сможет с помощьюкомпьютера и других средств связи получить повестку дня конференции, следить за ходомвыступлений, знакомиться с их текстами, участвовать в обсуждении, голосовать.Новая технология проведения конференций, организацией которых будут заниматьсяпрофессионалы, поддержит рост конгрессного туризма.
Обучение. Ожидается рост популярности образовательныхтуров, международных студенческих обменов, вт. ч. с целью изучения иностранных языков, обучающих программ для взрослых. В колледжах, институтах,университетах будут открыты международныеобразовательные центры. Университетские кампусы, привлекательные своимиспортивными и культурными событиями, развлечениями, конференциями и краткосрочными курсами, станут особеннопопулярны. Человек, руководствуясь личными интересами, будет стремиться использовать любую возможность дляповышения уровня своего образования.
Спорт. Спортивныемероприятия, в том числе зимние и летние Олимпийские игры, способствуютповышению интереса к путешествию. Частота проведения соревнований по различным видам спортабудет увеличиваться, что повысит спрос на туристские поездки.[2]
1.5 Поставщики в туризме: тенденции ипрогнозы
Рост международного туристского рынка выдвигаетповышенные требования к поставщикам втуризме.
Средства размещения. Исследования гостиничнойиндустрии «TTG World Hotel Report», проведенные «Miller Freeman Group», показали, что:
• отели будут продолжать отставать от авиатранспорта и других секторов туриндустрии по уровню компьютеризациии использования современных технологий в бронировании туров;
•возрастутрасходы правительств на пропаганду туризма;
•гостиничная индустрия меняет способ подсчета своихприбылей: с дохода на один номер — на доход с одного клиента; только 30 % всех отелейЕвропы относятся к гостиничным цепям; вгостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличениеколичества договоров франшизы и внешних инвестиций; становитсявыгодным и прибыльным быть «зеленой» гостиницей, т. е. заботиться об охране окружающей среды. Известно, что большинствоорганизаторов конгрессного и инсентив-туризма, выбирая отель, придают большое значение экологии. Важнымусловием привлечения туристов в регионявляется повышение комфортности отелей и качества обслуживания. Желательно в каждом номере устанавливатьвидеотелефон и компьютер, подключенный к глобальной сети, для отправки любой информации. Возрастает популярностьотелей-музеев, т. е. старых частныхотелей, соответствующих мировым стандартам, но сохраняющим неповторимое очарование старины. Эти отели привлекаюттуристов домашней обстановкой, уютом, гостеприимством хозяев иумеренными ценами. Одна из особенностейотелей-музеев — неповторимая кухня. По прогнозу ВТО, долгосрочные проекты уже к 2020 г. позволят совершатьтуристские поездки в космос. Перспектива разработки космических туровстала реальной после того, как на Луне была найдена вода. Корпорация «Хилтон» планирует возвести на Лунеотель. Проект обойдется корпорации в 6-12 млрд. долл. Согласно проектуотель будет представлять собой стальную конструкцию, покрытую материалами,которые используются при создании космических «челноков».Его клиентам будет предоставлен сервис на уровне пятизвездочного отеля. Оплата за номер с видом на Землю превысит стоимостьдругих номеров. При отеле планируетсяпляж. Весь комплекс будет располагаться под огромным герметичным куполом.В рамках реализации проекта корпорация «Хилтон» уже израсходовала 200 тыс. долл. США на консультации с НАСА, чьи «Шатлы», какпредполагается, будут доставлять на Луну стройматериалы. Объекты питания. Менюресторанов, баров, кафе следует составлять с большим разнообразием, учитывая возрастающую популярность экзотической кухни. Вкачестве фона к процессу приема пищиможно использовать национальную музыку и развлекательные программы. Средства транспорта. Использование авиатранспорта как самогоскоростного средства доставкитуристов к месту назначения возрастет. Перелет из Москвы в Нью-Йоркзаймет всего 2,5 часа. Место авиапассажира будет оборудовано индивидуальным телеэкраном, что даст возможность туриступолучать необходимую информацию о стране прибытия (экскурсии, полезные советы, телефоны туристских бюро,консульства) на борту самолета. Использование более совершенных самолетовсделает возможным снижение стоимостимеждународных поездок. Однако это может оказать негативное влияние на транзитный туризм в страны БлижнегоВостока: мощным авиалайнерам не понадобятся остановки при перелетах изЕвропы в Азию, поэтому число поездок в этот регионсократится. Несмотря на это, доля Ближнего Востока в международном туризме будет расти. Большие изменения произойдут вназемном и водном транспорте. Повысится комфортабельность автобусов, места пассажиров, как и в самолете, будутоснащены индивидуальными телеэкранами. Пассажирам круизных судов будетпредоставляться исчерпывающая информация опорте захода (береговые экскурсии, население, род занятий, традиции,обычаи и пр.).
Вывод: Такимобразом, можно утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциали, следовательно, можно составлять перспективы его развития на первые десятилетия XXI века.
1.6 10 Глобальных тенденций мировоготуризма
Туризм, как показал опыт,штука невероятно хрупкая и пугливая. Его может пришибить угрозатерроризма, война, разгоревшаяся за тысячу километров, десяток местных жителей,подхвативших таинственную болезнь, резкая недельная перемена погоды, скачок цен надесять процентов. Да мало ли еще что. И, тем не менее, мировая туриндустрия не может жить без планов и прогнозов.В Великобритании состоялся форум, врамках лондонской выставки World Travel Market — выявил глобальные тенденции мирового туризма.
Эксперты форума подпредседательством главы крупнейшей консалтинговой фирмы IPK InternationalРольфа Фрейтага пришли к выводу, что туризм ждут 10 изменений, сообщает RATA-news.Большинство новых тенденций основаны на так называемой «парадигмеВелмарта», предполагающей улучшение качества жизни за счет использованияболее дешевых продуктов. Вот эти 10 изменений, с которыми столкнетсяиндустрия путешествий, в вольном изложении.
1. Адаптациялюдей в тревожном мире. Туристы все больше смиряются с данностью, что путешествоватьприходится по неспокойной планете, полной разного рода опасных неожиданностей. Отсюдаповышается спрос на услуги, гарантирующие, что турист тут же будет отправлен домой, как только на месте отдыхавозникнут какие-либо осложнения, например, угроза теракта.
2. Минимизацияпоследствий разных осложнений. Как показывает опыт последних лет, правительствои туриндустрия должны работать согласованно и по-партнерски брать на себярешение «проблемы непредвиденных обстоятельств» — например, минимизировать последствия возможныхэпидемий, природных катаклизмов или терактов.
3. Возобновление путешествий на большие расстояния. В прошедшем году люди предпочиталикороткий, но частый отдых на ближних зарубежных курортах. В некоторых странах еще и в наступившем году внутренний туризми отдых на ближних пляжах будет преобладать. Тем не менее эксперты уверены, чтоинтерес к дальним путешествиям будет расти.
4. Туристы выбирают сверхдешевые рейсы. В прошедшем году наблюдалсяогромный всплеск спроса на услугинизкотарифных авиакомпаний. За 8 месяцев неудачного для большинства компаний 2003 года рост авиаперевозокво всем мире составил 5% именно благодаря низкобюджетным перевозчикам. Понятно,что и в наступившем году low-cost
компании будут продолжать экспансию на рынок пассажирских перевозок иоткрывать новыекурортные направления. Интерес туристов к сверхдешевым полетам снизится, если высокоскоростные железные дороги станут дешевле:их хозяева, судя по всему, будут вынуждены умерить свои аппетиты.
5. «Интернетизация» туризма. Произойдет дальнейшее — и резкое- увеличение использования интернета при планировании отдыха и бронировании турпоездок.Традиционный заказ туров через непосредственное обращение в фирму постепеннобудет сдаватьсвои позиции.
6. Дробление турпакета. В 2004 году будет увеличиваться раздельныйспрос на составляющие турпродукта — авиаперелет, размещение вотеле, трансфер, экскурсионные программы и т. п. Правда, представителикрупных фирм считают, что «пакетный тур» не устареет. И уж точно любовь народа к отдыху посистеме «все включено» не иссякнет.
7. Активный отдых набирает обороты. Интерес, особенно у молодыхтуристов, к экстремальномувремяпрепровождению, к возможности проверить свои силы будет расти. Этот вид туризма, считают эксперты, станет болеепредпочтителен, чем, например, туризм экзотический.
8. Туристхочет быть умным, красивым и здоровым. Нынешние путешественники больше стремятсяпознакомиться с местной культурой в ее естественном виде, чаще выбирают отдыхрядом с дикой природой. Эта тенденция характерна уже для туристов пожилого возраста.Продолжает расти интерес к разного рода образовательным, а также
оздоровительными косметическим программам.
9. Изменение отношения ктуризму правительств разных государств. Практика последних лет показала, чтотуризм — это не просто количество приехавших на отдых в ту или иную страну: мир убедился, что туризм — серьезнаясоставляющая экономики и способен создать колоссальное количество новыхрабочих мест.
10.Уверенность в будущем туризма. Эксперты форума,обнародовавшие свои выводы в World Travel Market, Global Travel Report, выразили оптимизмотносительно развития туризма. Они убеждены, что туристические показатели приблизятся кбылым, если в мире невспыхнут новые войны и эпидемии. В споем докладе специалисты подчеркнули, чтопри сегодняшней мировой ситуации рекордных цифр пока не будет.
Вывод: Опираясь на эти 10 новых тенденций в развитиимирового туризма, можно создать, некий обобщенный образ нынешнего отдыхающего: он терпеливождет малейших скидок па поездку, даже еслиона связана с некими предполагаемыми опасностями; стремится поселиться в 5-звездочном отеле, но прилететь накурорт сверхдешевым рейсом: один день питается бутербродами или пиццей, а надругой в весьма приличном ресторане: в мерулюбопытный, не чурается новых ощущений и весьма озабочен своим здоровьем и внешним видом — более капризен и требователен — за свои кровные он хочет получим, все и даже больше.
Глава 2. Современное состояниеРоссийского туристического рынка
2.1 История Российского туристическогорынка
Формирование российскоготуристского рынка началось с 1990 г.
Одновременно шло трипроцесса:
распад предприятий староготипа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
создание новых предприятий,которые впоследствии стали называться туроператорамиили турагентствами;
модификация старыхтуристских предприятий путём перестройки на разработкутуристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развитиярынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетнийдефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт.Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшегосоциалистического содружества(Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии,Испании; экономическиетуры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовалисьшоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный имолодёжный туризм, образовательныйи деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление,морские круизы.
Выездной характерроссийского туризма был обусловлен следующими причинами:
новизна иностранногопродукта для российского потребителя (отсутствие выездноготуризма в СССР);
упрощение порядка выезда;
расширение внешних деловыхконтактов;
увеличение числа предприятийи отдельных граждан, располагавших валютнымисредствами;
доступность цен на выездныетуры;
большаяконкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельныйтранспорт в турах итранстурах).
Развитию туризма былнанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейсяв России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились наразработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановитьпроцесс банкротства туристскихфирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.[3]
Наиболее приоритетныминаправлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России.Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдыхв курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта идр.), познавательный туризм в культурно-исторические центры(«Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербурги др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы поВолге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетныенаправления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры(рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
2.2 Проблемы развития туризма в России
Недостатки, тормозящиеразвитие въездного и внутреннего туризма: нестабильность внутреннейполитики;
несоответствиедорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам.Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожныхвокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка,ремонт и мойка машин);
несоответствие гостиничнойбазы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц иуровню сервиса в них;
завышенные цены нагостиничные и ресторанные услуги в городах; несовершенствозаконодательного и экономического стимулирования российскоговъездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
недостаточноквалифицированная организация обслуживания туристов, что создаётотрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и странев целом;
отсутствие единой политикигосударства и местных властей по созданию положительного имиджаРоссии как страны туризма. Однако в последние годы (2000-е гг.)наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России:увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны,но и достопримечательные отечественные места, улучшается качествообслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможныедетские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточныхдо комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.),разрабатываются новые маршруты туров.
2.3 Прогнозы развития туризма в России
В марте 2008 годамаркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российскогорынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделитьнесколько основных тенденций, характеризующих современное состояниетуристического рынка России. Во-первых, все более и болееотчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка.Во-вторых, увеличились темпы роста турагентских сетей. Накаждом направлении выделились 3-5 компаний, контролирующих более 50% рынка.Активизировался процесс объединения небольших компаний, рассчитывающихупрочить свои позиции и обеспечить больший спектр предложений.По оценкам экспертов, с учетом низкой капитализации туристическогобизнеса это один из наиболее приемлемых вариантов. В будущемвсе более заметной будет становиться консолидация региональных и московских компаний,прежде всего за счет пакетных предложений. Региональнаясеть обеспечивает изрядную долю в объемах продаж столичных операторов. Стремление охватить региональные рынкитакже свидетельствует, что многие крупные компании из московскихстановятся российскими или международными.
Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, рентабельностьтуристического бизнеса повысится примерно через пять лет.Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка:выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративногоуправления. Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два ценына туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можнокупить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса кдешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса накачественные туристические услуги. Усложнение туристскихпотребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. В настоящеевремя в структуре потребительских расходов российского населения статья«Отдых и путешествия» занимает одно из последних мест. Отдыхом жертвуютвсякий раз, как только возникают финансовые затруднения. В целом невысокийуровень жизни населения, высокие цены на транспорт ориентирует нанизкозатратный отдых, не требующий дополнительных средств на переезды, дорогуюинфраструктуру крупных туристических центров. По мнению экспертов,Россия сможет по-настоящему выйти на международный рыноклишь через развитие внутреннего туризма. В настоящий момент сохраняетсятенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма.Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, являетсяустоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной длятуризма, действующий порядок выдачи российских виз, неразвитаятуристическая инфраструктура (в первую очередь, малое количество мест вотелях), отсутствие благоприятных условий для инвестиций, недостаточнаягосударственная реклама туристических возможностей страны и невысокоекачество обслуживания туристов.
По прогнозу ВсемирнойТуристской Организации к 2020 году Россия может войти в первуюдесятку стран — самых популярных направлений туризма. По оценкеэкспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификациипо посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынкавъездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнениюс 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел.в год -14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.
Вывод:
Туризм в нынешней России — это развивающийся комплекс. Идёт постоянный поиск новых форм работы нарынке путем решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря навысокие темпы развития, должного внимания туризму как секторунациональной экономики в нашей стране до сих пор не уделяется.
Россия пока занимает скромные позиции вмеждународном туристском обмене, хотя налицо рост въездного ивыездного туризма. Начиная с 1993 г. Госкомстат РФ ведет учет ипубликует данные о прибытии иностранных граждан в нашу страну. Всреднем они возрастают на 41% в год.
Заключение
Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют овозрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономикуотдельных стран. Туризм представляет собой крупную сферу национальногохозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворениеспецифических потребностей, возникающих у населения во время путешествия иотдыха, а с другой — может обеспечить подъем экономики региона при созданииэффективной системы регулирования данной отрасли.
Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес подоходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти. Поданным Всемирной туристской организации он обеспечивает 10% оборотапроизводственно-сервисного рынка, на его долю приходится 6% мирового валовогонационального продукта, 7% мировых инвестиций, 5% налоговых поступлений.
Данная отрасль является благоприятной средой для функционированияпредприятий малого бизнеса, способных развиваться без бюджетных ассигнований, иперспективных для привлечения в широких масштабах и в короткие срокииностранных инвестиций.
Помимо экономического эффекта туризм имеет и большое социальноезначение, выраженное в рационализации использования свободного времени,заполнении его деятельностью, направленной на восстановление и расширенноевоспроизводство духовных и физических сил человека. Его развитие усиливаеториентацию экономики на человеческие потребности.
Учитывая разностороннее влияние туризма, государственными актамиРоссийской Федерации он признан одной из приоритетных отраслей экономикистраны. Но, тем не менее, в современных условиях состояние туристского бизнесав России не соответствует, ни потребностям населения в туристских услугах, нивозможностям экономики.
Стремительное разрушение действовавшей многие годы системыуправления и механизма функционирования туристской отрасли привело кзамораживанию деятельности существовавших в ней крупных организаций иформированию целого ряда новых малых предприятий. Этот процесс способствовалсозданию конкурентной среды в данном секторе экономики, но в тоже время,предприятия, не имея достаточного опыта предпринимательской деятельности, в условияхотсутствия государственной поддержки и единой системы регулирования попалипрактически в полную зависимость от зарубежных туристских фирм. Происходящиепроцессы усугубляются раздробленностью и недостаточной координациейдеятельности общественных, государственных и хозяйственных организаций сферытуризма, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Списокиспользованной литературы
1. Закон РФ от 05.02.2007. № 12-ФЗ «Овнесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности вРоссийской Федерации».
2. Отчет Всемирного Совета по туризмуи путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в РоссийскойФедерации», 2006.
3. Биржаков М.Б., Никифиров В.И.Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации //Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И – СПб.: Невский фонд, 2004.
4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика исоциальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Здоров А.Б. Экономика туризма:Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005.
6. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник.– М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Дурович А.П. Маркетинговыеисследования в туризме: Учеб.-практ. пособие / А. Дурович, Л. Анастасова. — М.:Новое знание, 2002.
8. Новиков В.С. Инновации в туризме:учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2007.
9. Севастьянова С.А. Региональноепланирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С.А.Севастьянова. — М.: КНОРУС, 2007.
10. Лобанов Е. Индустрия туризма икультуры. Апрель/ Май 2010.
11. www. tourpressclub. ru