Администрация Липецкой области Ассоциация «Совет муниципальных образований Липецкой области»

Администрация Липецкой областиАссоциация «Совет муниципальных образований Липецкой области»Административная реформа: проблемы, подходы и способы реализации в муниципальных образованиях Липецкой областиЛипецк 2008ББКААдминистративная реформа: проблемы, подходы и способы реализации в муниципальных образованиях Липецкой области. [Текст] / под общ. ред. Горлова П.Т., Яцухина Ю.И., Гугнина Н.Н. – Липецк 2008 – 287 с.ISBN 978 5-88247-333-3 В данном сборнике обоснованы подходы к различным вариантам реализации административной реформы на муниципальном уровне с учетом положений «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах». Данный сборник предназначен для руководителей органов местного самоуправления в качестве консультационно-методического пособия в работе по регламентации муниципальных функций и услуг. Может быть использован студентами и преподавателями специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент» в качестве учебного пособия.^ ISBN 978 5-88247-333-3 ©Администрация Липецкойобласти, 2008© Липецкий государственный технический университет, 2008 Горлов П.Т., заместитель главы администрации Липецкой области^ Административная реформа как важнейшая социально-политическая задача муниципальных образований и как инструмент повышения жизненного уровня населенияАдминистративная реформа – комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления, строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими законности, своевременное предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию. Содержание и основные мероприятия административной реформы отражены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Административная реформа как на государственном, так и на муниципальном уровне направлена на строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими законности, предоставление ими качественных государственных и муниципальных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию. В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 годы предполагается распространение её «вглубь», т.е. на региональный уровень (Программа административной реформы в Липецкой области на 2006-2008 годы), а затем и на муниципальный уровень. В этой связи во всех городских округах и муниципальных районах области должны быть приняты муниципальные программы по реализации административной реформы. Важным условием эффективности реализации административной реформы на муниципальном уровне является ее информационное сопровождение, наличие внутренней (сотрудников органов местного самоуправления) и внешней (населения, бизнес-среды, общественных организаций и пр.) заинтересованности и поддержки принимаемых решений, которые возможны только при осуществлении органами власти коммуникативных связей с общественностью и объяснением того, как действия органов власти будут способствовать реализации интересов граждан, повышению качества их жизни. Основные цели и задачи административной реформы для органов местного самоуправления представлены на рис. 1, 2.Рис. 1 Цели административной реформы ^ Оптимизация функционирования органов местного самоуправления и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов власти ^ Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов власти ^ Модернизация системы информационного обеспечения органов местного самоуправления Формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта муниципального управления.Рис. 2 Задачи административной реформыОсновные мероприятия административной реформы на муниципальном уровне для удобства их графической интерпретации можно сгруппировать в 6 основных блоков (Рис. 3 – 8): Создание механизмов ведомственного и межведомственного планирования Внедрение результативных принципов управления подведомственными организациями Разработка механизмов ведомственного и межведомственного планирования Разработка системы внутреннего аудита деятельности ведомствВнедрение системы ведомственного и межведомственного планирования Разработка типовой системы планирования деятельности подведомственных организаций(ГУП, ГУ)Внедрение системы результативного управления подведомственными организациями ^ Рис. 3 Направление 1. Управление по результатам Рис. 4 Направление 2. Стандартизация и регламентация Направление 3. Оптимизация функций органов местного самоуправления и противодействие коррупцииРис. 5 Направление 3. Оптимизация функций ОМСУ и противодействие коррупции Рис. 6 Направление 4. Повышение эффективности взаимодействия ОМСУ и общества Рис. 7 Направление 5. Модернизация системы информационного обеспечения ОМСУ Направление 6. Обеспечение административной реформы, распространение лучшего опыта муниципального управленияРис. 8 Направление 6. Обеспечение административной реформы, распространение лучшего опыта муниципального управления Анализ информационного сопровождения административной реформы показал, что оно осуществляется преимущественно на федеральном и региональном уровнях. На уровне муниципальных образований до сих пор практически отсутствует информация о сущности и мероприятиях по реализации административной реформы. Поэтому реформа здесь идет вяло, ее воздействие на состояние дел незначительно, результативность мала. Для устранения этих недостатков в первую очередь надо использовать все имеющиеся возможности для обучения кадров формам и методам ее проведения, необходима повсеместная ориентация на напряженные действия с учетом их координации посредством вытекающих друг из друга планов районов и поселений, внедрение безбумажного документооборота, дисциплина и ответственность каждого руководителя муниципалитета и служащего. С целью обеспечения прозрачности и открытости для общества мероприятий административной реформы целесообразно использование комплексного подхода к обеспечению ее информационного сопровождения, что позволит: привлечь общественность к участию в реализации административной реформы и повлечет рост доверия к власти; получить механизм информационного сопровождения, который можно будет использовать при реализации других властных инициатив. Следует отметить, что многие мероприятия по информационному сопровождению не влекут за собой существенное увеличение финансовых затрат, поскольку носят организационный характер, меняющий систему взаимосвязи и координации основных участников процесса. На этом этапе реформы мы не можем пойти на дорогостоящие меры по одномоментной замене материальной базы, программного и сетевого обеспечения. Но заниматься этим необходимо уже в ближайшем будущем. Причина – не только в ресурсах. Затраты могут стать бросовыми, пока не освоим взаимодействия служб между собой и не научим кадры работать так, как того требует реформа. Для обеспечения согласованности действий органов власти по реализации административной реформы целесообразно начать с разработки комплексного плана системы информационного и PR-сопровождения административной реформы. В плане необходимо предусмотреть решение следующих задач: организация полноценного информирования общественности о целях, задачах и ходе реформы; организация общественного обсуждения мероприятий программы административной реформы, достигнутых и ожидаемых результатов административной реформы; формирование заинтересованности в реализации реформы и ее поддержки у различных слоев и структур гражданского общества; содействие прямому участию представителей гражданского общества и делового сообщества в мероприятиях административной реформы в соответствии с предусмотренными процедурами; создание системы «обратной связи», позволяющей учитывать интересы граждан и юридических лиц. Для формирования комплексного плана информационного и PR-сопровождения административной реформы необходимо исходить из сущности этих понятий.^ Информационное и PR-сопровождение административной реформы – комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия власти и общества путем повышения информированности общественности об основных мероприятиях административной реформы с широким привлечением средств массовой информации, проведением брифингов, круглых столов, семинаров, пресс-конференций. При формировании комплексного плана информационного и PR-сопровождения административной реформы следует соблюдать последовательность мероприятий, которые характерны для любой PR-кампании: постановка целей PR-кампании (обеспечение прозрачности и открытости для общества реализации мероприятий реформы, раскрытие ее сущности и преимуществ; изменение возможного негативного отношения граждан к власти и государственным или муниципальным услугам из-за их затратности, недоступности); постановка задач (отражение сильных сторон проведения реформы, изменение индифферентного (безразличного) отношения общественности к административной реформе); проведение опросов общественного мнения (оценка ситуации в обществе, характеризующая отношение к реформе); выявление проблемных ситуаций (недостаточная осведомленность об административной реформе, индифферентное отношение и недоверие к результатам административной реформы как у населения, так и у СМИ); разработка медиа-плана PR-кампании, который должен включать в себя фазы активности проведения PR-кампании; разработка PR-обращений (создание информационных поводов, социальная реклама – создание аудио-, видеороликов, изготовление полиграфической продукции, конкурсы газетных статей); выбор каналов (средств) коммуникации (выбор конкретных СМИ должен проводиться на основе материалов исследований тематики их публикаций, а также мнения экспертов исходя из следующих параметров – степени охвата аудитории по выбранной теме, средней частоты информационных контактов, эффективности аудитории (целевой или массовой), объема тиража, престижности, стоимости размещения материалов); проведение внутреннего и внешнего мониторинга эффективности проводимых мероприятий; корректировка плана мероприятий информационного сопровождения, изменение интенсивности PR-усилий, смена каналов (средств) коммуникации (в случае необходимости); подведение итогов информационной кампании. Ключевым элементом системы информационного и PR-сопровождения может стать формирование единого центра ответственности за координацию информационного сопровождения административной реформы. Такой центр не предполагает его «физическое» создание, поскольку это условное название группы сотрудников, отвечающих за координацию информационного обмена между основными участниками реализации административной реформы, СМИ и обществом. Сформировать его можно даже при Ассоциации «Совет муниципальных образований области». В сферу деятельности центра по нашему мнению должно войти: анализ и изучение уровня освещения мероприятий административной реформы; мониторинг медиа-работ по данной проблематике; организация взаимодействия с государственными и общественными структурами, правоохранительными органами, задействованными в информационном обеспечении административной реформы; координацию взаимодействия с представителями науки; размещение информации по вопросам административной реформы на официальном сайте области; проведение цикла пресс-конференций по административной реформе; подготовка и рассылка в средства массовой информации пресс-релизов; создание системы «тиражирования» положительного опыта реализации административной реформы в области. В целях повышения активности работников органов власти необходимо проведение оперативного информирования, совещаний, семинаров, курсов повышения квалификации для специалистов органов местного самоуправления по актуальным вопросам проведения административной реформы и информационное сопровождение этой работы. Это позволит обеспечить заинтересованность сотрудников органов власти в реализации мероприятий административной реформы, а также оперативное распространение передового опыта. К основным мероприятиям информационного и PR-сопровождения административной реформы следует отнести: брифинги, пресс конференции, круглые столы, семинары, выступления в СМИ руководителей администраций муниципальных образований и лиц, ответственных за реализацию мероприятий административной реформы в муниципальном образовании, другие публичные обсуждения проблемы с представителями различных групп граждан, общественных организаций и субъектов предпринимательской деятельности. Действенным элементом будет создание и поддержка Интернет-страницы по вопросам проведения административной реформы в муниципальных образованиях на официальном сайте администрации области. Причем надо с первых шагов этой работы озадачиться ее интерактивностью. Возможность ведения диалога и гарантированной обратной связи поможет наполнить информационную кампанию столь востребованным практическим содержанием. Одной из центральных задач работы по продвижению административной реформы на муниципальном уровне является обеспечение понимания целей и задач ее со стороны СМИ. Для этого необходимо предусмотреть проведение обучающих тематических семинаров и с представителями СМИ в целях формирования эффективной системы информационного сопровождения, а также содействие при подготовке информационных и рекламных материалов, публицистических произведений, теле и радиопрограмм. Оправдано будет проведение круглогодичного цикла пресс-конференций по административной реформе; подготовка и рассылка средствам массовой информации пресс-релизов. Для стимулирования СМИ целесообразно проведение конкурса на лучшее освещение хода административной реформы. Все это надо обязательно предусмотреть в планах и позаботиться о ресурсном обеспечении. Важным элементом информационного и PR-сопровождения являются мероприятия по информированию населения о внедрении стандартов муниципальных услуг и административных регламентов, подготовке и распространению информационных материалов для разных категорий потребителей муниципальных услуг. С целью обеспечения обратной связи общества и власти по вопросам реализации административной реформы целесообразно проведение мониторинга, включающего в себя оценку гражданами и субъектами предпринимательской деятельности качества и доступности муниципальных услуг; деятельности органов власти, преодолению коррупции. Необходимо систематически проводить мониторинг общественного мнения по вопросам административной реформы и оценке населением деятельности органов власти, социологические опросы по изучению общественного мнения по качеству и доступности оказания муниципальных услуг среди различных категорий их потребителей с целью обеспечения «обратной связи» власти и общества. Важным рычагом обеспечения информационного взаимодействия может служить создание совета независимых экспертов с целью экспертизы стандартов предоставления муниципальных услуг; общественное обсуждение проектов регламентов и стандартов муниципальных услуг. Особое внимание следует уделять обобщению лучшей практики проведения административной реформы в муниципальных образованиях и других субъектах Федерации. На основе и их опыта выработки алгоритмов, технологии проведения административной реформы целесообразно создание системы «тиражирования» положительного опыта административной реформы, поддержка и стимулирование тех муниципалитетов и служащих, где есть видимые успехи. Для вовлечения в процесс административной реформы наиболее активной и перспективной части общества – молодежи – необходимо организовать проведение лекций, семинаров, круглых столов в дискуссионных клубах учащейся молодежи. С целью активизации научного поиска в области прикладных исследований вопросов муниципального управления и административной реформы возможно проведение конкурсов целевых проектов, грантовых исследований среди студентов Липецкого филиала ОРАГС, других учебных заведений области.^ Каналами распространения информации о реализации административной реформы могут служить: размещение информации на официальном сайте администрации и в СМИ; размещение отчетов о результатах деятельности органов местного самоуправления в СМИ и на Интернет-страницах; распространение информационных брошюр, отчетов, результатов социологических исследований; работа «горячих» телефонных линий; обсуждение вопросов административной реформы на заседаниях консультативных советов по профильным сферам; непосредственный контакт с целевой аудиторией во время проведения круглых столов, брифингов, пресс-конференций, публичных официальных мероприятий в ходе «запуска» оказания муниципальных услуг на основе стандартов.^ Показателями результативности системы мероприятий по информационному сопровождению административной реформы могут служить: доля граждан, имеющих представление об основных направлениях реализации административной реформы, в т.ч. – доля граждан, выражающих поддержку основных мероприятий административной реформы; доля мероприятий по административной реформе, получивших освещение в СМИ; доля исполнительных органов власти, регулярно осуществляющих информирование общественности о ходе и результатах выполнения мероприятий административной реформы; доля СМИ, информирующих о реализации административной реформы. Однако на настоящем этапе реализации административной реформы на уровне муниципальных образований в Липецкой области, который можно назвать предначальным, можно с уверенностью говорить лишь об одном – на опыте созданного в Елецком районе многофункционального центра мы убедились, что есть возможность начинать административную реформу уже сейчас, не ожидая решения об этом федерального Центра. И это уже не будет движением в слепую.Реализуя мероприятия областной целевой программы “Административная реформа в Липецкой области”, утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14.09.2006 №1378-пс, на первом этапе административной реформы (2003-2005гг.) была разработана областная программа «Реформирование государственной службы Липецкой области (2003-2005 годы)», которая стала важной составляющей частью проводимой административной реформы. В ходе реализации данной программы количество государст­венных гражданских служащих области с высшим образованием увеличилось с 88% до 91%. За 2002 – 2005 годы ко­личество государственных гражданских служащих области, имеющих ученую степень, возросло с 28 до 45 человек, а муниципальных – с 2 до 9. Кроме того, ее реализация позволила снизить средний возраст государственных служащих с 45 до 42 лет, средний возраст муниципальных служащих также в настоящее время составляет 42 года, а процент муниципальных служащих старше 50 лет снижен с 33% до 25%.Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 30.03.2006г. №1183-пс утверждена областная программа “Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006 – 2010 годы)”, на реализацию которой предполагается выделить около 176 млн. рублей. Её выполнение позволит максимально скоординировать усилия органов государственной власти области и органов ме­стного самоуправления на формировании профессиональной государственной гражданской службы области, повышении качественного уровня оказываемых гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, и в целом оптимизировать функции органов исполнительной власти области всех уровней.В процессе реализации данной программы предполагается к 2010 году увеличить количество государственных служащих, имеющих высшее образование до 95%, а муниципальных служащих – до 80%. Реальность поставленных задач подтверждает анализ студентов, зачисляемых на заочное отделение ЛФ ОРАГС. В филиале проводится обучение по трем специальностям: государственное и муниципальное управление, финансы и кредит, юриспруденция. В настоящее время в филиале по очной и заочной форме обучается 1580 человек, из которых более 70% уже являются государственными и муниципальными служащими. За прошедший период в филиале по заочной форме обучения дипломы о высшем образовании получили 305 человек.Ежегодно на базе филиала по различным направлениям проходят повышение своего профессионального уровня около 900 человек, значительную часть из которых также составляют государственные и муниципальные служащие. Обучение проводится за счет средств областного бюджета. Кроме того, на базе Липецкого филиала ОРАГС совместно с РАГС прошли подготовку 200 специалистов по вопросам государственных и муниципальных закупок. Практически все заместители глав районных муниципальных образований прошли повышение квалификации в Академии народного хозяйства РФ. Большинство начальников отделов и почти половина специалистов различных категорий, работающих в органах муниципального управления, обучились на курсах повышения квалификации в ЛФ ОРАГС. Большое внимание администрацией области уделяется обучению глав сельских администраций, и, особенно, вновь избранных. Так, только в 2003 – 2005 годах 311 глав сельских администраций и председателей сельских Советов прошли курсы повышения квалификации, основной темой которых являлось изучение нового законодательства в сфере муниципального управления. В целях реализации Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” проведено обучение еще 303 работников муниципальных органов власти. При этом значительное внимание было уделено рассмотрению вопросов земельных и имущественных отношений, а также финансовых основ местного самоуправления. Кроме этого, в целях реализации мероприятий в рамках административной реформы, в Липецкой области были проведены работы по следующим направлениям: 1. Осуществлена реорганизация системы и структуры исполнительных органов государственной власти области в соответствии с принципами административной реформы. Приняты законы Липецкой области: от 30.12.2005 №259-ОЗ «О государственной гражданской службе Липецкой области»; от 08.06.2006 №293-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Липецкой области», в соответствии с которыми постановлением главы администрации области утверждена новая структура исполнительных органов власти области, которая позволила оптимизировать систему исполнительных органов и устранить дублирующие функции. В ходе проведенной реорганизации были упразднены 3 должности заместителей главы администрации области, ликвидирован комитет по фармации и медтехнике администрации области. В то же время, в целях развития добросовестной конкуренции в сфере размещения госзаказов и четкого исполнения федерального законодательства по данным вопросам было создано управление по размещению госзаказа Липецкой области. 2. Проведена частичная инвентаризация функций исполнительных органов государственной власти области. Постановлением главы администрации области от 23.03.2006 №89 «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области» в системе органов исполнительной власти определены отраслевые и программно-целевые органы государственной власти области и выделены контрольные исполнительные органы государственной власти области. Основной целью административной реформы в области является повышение качества государственного управления и эффективности деятельности органов исполнительной власти; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение качества и доступности государственных услуг.Основными задачами областной целевой программы «Административная реформа в Липецкой области (2006-2008 годы), принятой на сессии Липецкого областного Совета депутатов 14 сентября 2006 года, являются: разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти; повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти. Мероприятия программы в первую очередь направлены на реализацию и внедрение пилотных проектов, что предполагало уже в 2006 году решить следующие задачи: Оптимизировать функции органов исполнительной власти области и подготовить механизм определения соответствия штатной структуры и численности подразделений исполнительной власти распределению функций и зон ответственности. Разработать стандарты и регламенты по информационному обеспечению поставщиков и контрагентов товаров и услуг для государственных нужд области, по вопросам государственного стимулирования и регулирования инвестиционной деятельности, порядку работы органов исполнительной власти по выделению земельных участков, модернизации механизмов предоставления государственной социальной помощи населению. Разработать типовую процедуру и технологию проведения аутсорсинга; разработать процедуру и механизмы контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контракта; разработать механизм, стимулирующий государственные органы к передаче отдельных функций на аутсорсинг. Отработать в области в пилотном порядке практику аутсорсинга государственной функции на примере передачи государственной функции заключения внешнеэкономических соглашений Липецкой области. Сформировать оптимальную систему размещения государственного заказа, организационную структуру и управленческую модель исполнительного механизма, реализующего эту задачу. Уточнить методики и нормативы планирования объемов работы, численности работников и финансовых затрат на разных этапах реформы. Сформировать показатели, характеризующие эффективность и результативность деятельности органов исполнительной власти области. Разработать систему обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции значений целевых показателей результативности деятельности. Обеспечить максимальную информационную открытость деятельности органов исполнительной власти Липецкой области. В 2007-2008 годах в рамках настоящей программы предполагается: – внедрить в органах исполнительной власти области административные регламенты по большинству выполняемых функций, механизм управления по результатам, новые эффективные механизмы досудебного обжалования решений и действий органов исполнительной власти области и их должностных лиц; – внедрить систему аутсорсинга административно-управленческих процессов; – усовершенствовать систему закупок для государственных нужд области; – ввести в действие систему обеспечения реализации административной реформы во всех муниципальных образованиях Липецкой области. Программа разработана на основе Концепции административной реформы в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р, и учитывает передовой опыт регионов России в данной области. Оперативный контроль за ее выполнением обеспечивает комиссия по проведению административной реформы в Липецкой области, состав которой имеется на официальном сайте администрации области. Общую координацию выполнения программы, а также обеспечение деятельности комиссии и рабочих групп по реализации ее конкретных мероприятий осуществляет управление экономики администрации области. В составе программы имеется ряд пилотных проектов, планируемых к реализации в 2007-2008 годах и предусматривающих широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Их реализация, а также реализация других мер, соответствующих основным направлениям административной реформы, уже приносит свои плоды, способствуя повышению эффективности государственного управления в области и реализации полномочий органов самоуправления. Речь здесь в первую очередь идет об управлении по результатам. Данное направление осуществляется на основе Стратегического плана развития области на период до 2020года и предполагает среднесрочное прогнозирование и индикативное планирование программ социально-экономического развития области, которые разрабатываются в целом на ее территории, по отраслям экономики, территориям муниципальных образований. Органы местного самоуправления муниципальных образований области, аналогичным образом на основе предложений организаций всех форм собственности, расположенных на подведомственной территории, должны разрабатывать прогнозы на долгосрочную и среднесрочную перспективы, а также годовые индикативные планы социально-экономического развития муниципальных образований, утверждаемые представительными органами муниципальных образований. В 2007 году впервые была проведена разработка, утверждение и реализация не только краткосрочных, но и среднесрочных программ (планов) деятельности органов исполнительной власти и подведомственных организаций. С целью дальнейшего развития механизмов управления по результатам и индикативного планирования в области планируется реализация проекта, предусматривающего построение вертикально интегрированной системы мониторинга важнейших показателей социально-экономического развития. Данная система позволит оперативно отслеживать достижение заданных показателей и на основе результатов мониторинга ежеквартально оценивать деятельность органов исполнительной власти по ключевому показателю – реализации целевых программ. Этим предполагается достичь двуединую цель – обеспечить внедрение механизмов управления по результатам и повышение эффективности бюджетных расходов в органах местного самоуправления области. Значимость решения обоих задач переоценить сложно. Можно только сказать – в условиях завершающегося переходного периода и вносимых изменений в бюджетный процесс, суть которых для подавляющего большинства сельсоветов области сведется к банальному согласованию всех расходных обязательств с управлением финансов области. Предлагаемый управлением финансов администрации области механизм оценки охватывает в основном финансовые критерии. Но в процессе мониторингового исследования будет определяться качество использования также материальных, трудовых, инновационных ресурсов, а не только выделяемые из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на каждую бюджетную отрасль субвенции. По этим показателям будут сделаны выводы о том, насколько эффективна финансово-хозяйственная деятельность государственных и муниципальных учреждений и в целом бюджетная политика органов самоуправления городов, районов и поселений. Оценка результативности расходования средств по каждой бюджетной отрасли производится дифференцированно по определённой системе баллов, которая отражает и положительные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, и недостатки. По итогам проведения такой оценки результативности расходов перед муниципальными образованиями будет ставиться задача устранения неэффективных расходов. Примеры реализации подобных задач в области уже имеются. Это и сокращение неэффективно используемой коечной сети учреждений здравоохранения, оптимизация штатной численности административно-хозяйственного персонала образовательных и лечебных учреждений и другие мероприятия, экономический эффект по которым по муниципальным образованиям области только за 2007 год составил десятки миллионов рублей.Дальнейшему продвижению управления по результатам будет способствовать переход на нормативно-подушевое финансирование. Введение единых финансовых нормативов и централизация расходов на текущую деятельность школ в областном бюджете позволит выровнять финансовые возможности предоставления основных общеобразовательных программ в школах края, повысить наполняемость классов, тем самым сократив неэффективные затраты бюджетов всех уровней. С 2006 года введен принцип одноканального финансирования учреждений здравоохранения: финансовые средства на оплату медицинской помощи переданы фонду обязательного медицинского страхования. Лечебно-профилактические учреждения, участвующие в системе обязательного медицинского страхования, финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования по всем статьям расходов, кроме оплаты коммунальных услуг, затрат на капитальный ремонт и приобретение оборудования. Целью этого перехода является обеспечение единого подхода к формированию финансовых нормативов возмещения расходов организаций здравоохранения, реализация основного принципа медицинского страхования: перехода от содержания медицинских учреждений к оплате выполненных объемов медицинской помощи. Посредством одноканального финансирования реализуется возможность нормирования затрат учреждений здравоохранения, где результат их работы напрямую зависит от объемов и качества оказываемой медицинской помощи.Наряду с этим будет внедрена система оплаты медицинских услуг по законченному случаю, что приведет к снижению числа необоснованных посещений и длительности пребывания в стационаре, сокращению излишнего назначения консультаций узких специалистов, ускорению сроков восстановления трудоспособности за счет интенсификации медицинских технологий. Своего развития требует формирование системы стимулирования государственных и муниципальных служащих, базирующаяся на использовании показателей результативности, должностных регламентов. В целях реализации административной реформы в этой части управлением государственной службы и кадровой работы готовится пакет документов, касающийся реестра должностей государственных гражданских служащих области, их аттестации, прохождения квалификационного экзамена каждым государственным и муниципальным служащим для присвоения им классного чина и установления денежного содержания. Управлением организационной работы и взаимодействия с органами местного самоуправления в этих же целях проводится работа по ан