Анализ урока физической культуры1.Сущность педагогического анализа урока физической культуры.Педагогический анализ урока физической культуры заключается в детальном рассмотрении и оценке всех составных частей и компонентов урока, включая методику обучения и воспитания, объем нагрузки, методику воспитания физических качеств, содержание изучаемого материала, деятельность педагога и учащихся на уроке и т.д.Главной целью анализа урока является раскрытие сильных и слабых сторон в деятельности учителя с целью поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры. Умение методически грамотно и разносторонне проводить анализ урока свидетельствует об уровне мастерства педагога и дает возможность учителю постоянно совершенствовать свою профессиональную деятельность. В настоящее время в педагогической литературе и практике работы педагогов по физическому воспитанию существует несколько подходов к анализу урока физической культуры. Первый из них заключается в анализе частей урока физической культуры (подготовительной, основной, заключительной). Второй – в анализе качества решения поставленных задач (образовательной, оздоровительной, воспитательной). Третий, заключается в анализе методики урока, где рассматривается реализация всех сторон методики урока физической культуры (задачи, организация, средства, методы, принципы обучения и т.д.). Использование какого-либо одного из названных «подходов» не дает возможности раскрыть все многообразие педагогического процесса происходящего на отдельном уроке физической культуры в общеобразовательной школе.Для ликвидации данного недостатка, мы делаем попытку объединить имеющиеся подходы к анализу урока физической культуры и тем самым решить поставленную проблему. Структуру такого анализа урока физической культуры мы предлагаем ниже.2.Структура анализа урока физической культурыОбщие сведения об уроке^ Анализ конспекта урока Структура урока (анализ методики урока)Подготовительная основная заключительная часть часть частьзадачи задачи задачи организация организация организация средства средства средства методы методы методы принципы обучения^ Методика воспитанияфизических качествНагрузка в урокеВоспитательная работапедагогаВыводы и предложения^ I. Общие сведения об уроке. 1. Дата проведения урока ______________________2. Вид урока __________________________________3. Тип урока __________________________________4. Задачи урока:Образовательные ______________________________Оздоровительные ______________________________Воспитательные ______________________________5. Класс ______________________________________6. Вел урок учитель физической культуры:^ Анализ конспекта урока: 2.1.Наличие конспекта урока, соответствие его рабочему плану и программным требованиям.2.2.Оценка задач урока:взаимосвязь задач данного урока с задачами предыдущего;соответствие задач программным требованиям;соответствие задач стадиям обучения (ознакомление, разучивание, совершенствование)разносторонность поставленных задачконкретность поставленных задачсоответствие поставленных задач уровню подготовленности занимающихсяграмотность постановки задач урока. ^ 2.3.Оценка содержания конспекта. Общая оценка планируемого содержания (знаний по предмету, основных физических упражнений и т.д.).2.3.1.Правильный подбор средств для каждой части урока:соответствие средств поставленным задачаморигинальность подобранных средствучет психологических, физиологических и педагогических закономерностей обученияучет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.оптимальная дозировка упражненийЦелесообразность распределения времени на части урока и виды упражнений.^ 2.3.2.Оценка методов обучения в каждой части урока:соответствие методов задачам урока;соответствие методов стадиям обучения;соответствие уровню физического развития и физической подготовленности учащихся.^ 2.3.3.Содержательность организационно-методических указаний.2.4.Соответствие конспекта общеустановленной форме, достаточная грамотность и аккуратность написания.^ III.Анализ методики урока физической культуры. 3.1.Подготовительная часть урока.3.1.1.Оценка организации подготовительной части урока:своевременная подготовленность дидактических материалов и ТСО к уроку подготовленность мест занятий, необходимого оборудования и инвентарясанитарно-гигиеническое состояние спортивного залавнешний вид учителя подготовленность учащихся к урокусвоевременность начала урокапервоначальная организация учащихсяоценка постановки задач урока перед учащимисярациональность размещения и передвижений учащихсяцелесообразность использования площади спортивного залаправильность выбора преподавателем места при руководстве деятельностью учащихсяпроявление учителем должной требовательности при выполнении учащимися заданийконтакт педагога с классом^ 3.1.2. Характеристика средств подготовительной части урока:соответствие средств подготовительной части урока ее задачамсодержание общей разминки, эффективность подобранных средствналичие специально-подговительных упражненийэффективность комплекса ОРУ для общей и специальной функциональной подготовки организма учащихся к основной части урокаправильная последовательность упражнений в комплексе ОРУ, оригинальность подобранных упражненийсоответствие средств подготовительной части урока задачам, контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения.^ 3.1.3.Характеристика методов подготовительной части урока.3.1.3.1.Целесообразность применения методов организации деятельности учащихся (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный) при выполнении упражнений подготовительной части урока.3.1.3.2. Качество владения словесными методами обучения (команда, указание, распоряжение, оценка, объяснение, беседа, описание, дидактический рассказ и т.д.)Соответствие методов слова: задачам урока,контингенту занимающихсяИспользование методических приемов усиливающих словесные методы:СравнениеОстановка в объясненииИзменение громкости слов (нарастание и убывание силы звука)Сочетание слов с мимикойСочетание слов с жестамиТональностьЭмоциональный характер звучания слова (радостно, восторженно, с огорчением, взволнованно, вкрадчиво, задорно, таинственно);Применение образных выражений, метких крылатых фраз, пословиц.Таких примеров может быть много. Они свидетельствуют об уровне мастерства педагога.3.1.3.4. Культура речи педагога3.1.3.5. Целесообразность использования наглядных методов обучения (обычный показ упражнения, использование наглядных пособий, технических средств обучения, имитационный показ, методы направленного «прочувствования движений»).3.1.3.6. Качество использование методических приемов усиливающих действие наглядных методов обучения.3.1.3.7. Качество сочетания словесных и наглядных методов обучения.^ 3.2.Основная часть урока.3.2.1.Организация основной части урокаПодготовка занимающихся к восприятию информацииКачество владения педагогом содержанием учебного материалаЦелесообразность распределения времени на виды упражнений основной части урокаПродолжительность основной части урокаСоблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, обеспечение страховки и помощиРациональное использование площади спортивного зала, размещение инвентаря и оборудования. Правильный выбор педагогом места в спортивном залеИспользование дополнительного, нестандартного оборудования.Как организована смена одного вида деятельности другимДеятельность групповодовОрганизация взаимообученияОбеспечение дисциплины на уроке^ 3.2.2.Характеристика средств основной части урока.1. Соответствие средств основной части урока:Решаемым задачамВозможностям занимающихсяУсловиям проведения урока.2. Наличие подводящих упражнений для решения задач обучения.3. Многообразие и оригинальность средств используемых в основной части урока направленных на решение поставленных задач.^ 3.2.3.Характеристика методов основной части урока.3.2.3.1.Целесообразность применения методов организации деятельности учащихся (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный).3.2.3.2.Целесообразность выбора методов выполнения физических упражнений (поточный, поочередный, одновременный). 3.2.3.3.Качество применения на уроке методов практического разучивания (целостного, расчлененного и целостно-расчлененного).Соблюдение структуры обучения при использовании методов целостного разучивания:1.Ознакомление со всем упражнением2.Освоение упрощенной основы техники3.Освоение рациональной техники4.Освоение вариативных основ техникиСоблюдение структуры обучения при использовании методов расчлененного разучивания:1.Ознакомление с упражнением2.Освоение элементов и соединений3.Соединение частей в целое упражнение4.Освоение вариативных основ техники.Соблюдение структуры обучения при использовании методов целостно-расчлененного разучивания:1.Ознакомление с упражнением2.Освоение упрощенной техники3.Освоение и соединение элементов4.Освоение рациональной техники5.Соединение частей в целое упражнение6.Формирование и освоение вариативных основ техники.3.2.3.4.Качество применения методов предупреждения и исправления ошибок:методов подводящих упражнений;методов изменения техники (акцентирование, утрирование, замедление выполнения упражнения);метод ориентиров.3.2.3.5.Качество применения словесных методов обучения.3.2.3.6.Качество применения наглядных методов обучения.3.2.3.7.Методические приемы усиливающие действие словесных и наглядных методов обучения.3.2.3.8.Знание учителем техники двигательного действия.^ 3.2.4.Реализация дидактических принципов в основной части урока физической культуры.Реализация принципа наглядностиРеализация принципа доступностиРеализация принципа прочностиРеализация принципа систематичности и последовательностиРеализация принципа сознательности и активностиРеализация индивидуального подхода к занимающимся на уроке физической культуры.^ 3.3.Заключительная часть урока.3.3.1.Организация заключительной части урока физической культуры.Решение задач заключительной части урокаПодведение итогов урокаДомашнее задание (его правильность, соблюдение основных требований при выполнении)Своевременное окончание урока.^ 3.3.2.Характеристика средств заключительной части урока.Подбор средств заключительной части урока:С учетом работы в основной части урокаОбеспечение правильного постепенного восстановления организма занимающихсяОригинальность в подборе средств^ 3.3.3.Характеристика методов заключительной части урока.Методы организации деятельности учащихсяМетоды выполнения физических упражненийНаглядные и словесные методы обучения^ IV.Методика воспитания физических качеств4.1.Какое внимание в уроке уделялось формированию и совершенствованию осанки. Дать свою оценку и рекомендации.4.2.Содержание работы по воспитанию физических качеств:какие физические качества развивались на урокекакие задания для этого предлагалиськакие методы физического воспитания при этом применялись (повторный, переменный, соревновательный, игровой). Их целесообразность и соответствие возрасту, задачам, условиям проведения урока.^ V.Нагрузка в уроке.5.1. Как осуществлялось регулирование нагрузки в уроке:5.1.1.Организация урока:использование нестандартного оборудованияприменение много пропускных снарядовправильный выбор методов организации работы учащихсяправильный выбор методов выполнения упражненийза счет применения ориентиров, указателей, ограничителей.5.1.2.Средства:упражнения в сопротивленииприменение игр и эстафетиспользование ритмической гимнастикиза счет изменения любой черты техники (положение тела, направление движения, форма траектории, скорости, темпа, ритма).5.1.3.Методы:применение активного отдыха чаще, чем пассивногочередование полного, жесткого, экстремального отдыха.за счет усложнения условий.5.1.4.Принципы:повышение интереса к занятиям (принцип сознательности);организация взаимообучения и взаимопомощи (принцип активности);правильное распределение материала (принцип доступности)достаточное количество повторений и вариативности заданий принцип прочности).^ 5.2.Рациональность используемых приемов регулирования нагрузки.5.3.Соответствие нагрузки:возрастным особенностям занимающихсязадачам урокастадиям обученияусловиям проведения.5.4. Оценка общей и двигательной плотности урока по частям и в уроке в целом, ее соответствие виду и типу урока. Приемы повышения двигательной плотности используемые в каждой части урока. Их эффективность и недостатки.^ VI.Воспитательная работа педагога.6.1.Какие задания предлагались в уроке для решения 3-ей (воспитательной) задачи6.2.Как решались в уроке задачи:умственного воспитания:Развитие сообразительности, находчивости, создание поисковых ситуаций, организация взаимообучения и т.д.нравственного воспитания:формирование навыков культурного поведения, воспитание дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощиэстетического воспитания:чувств, вкусов, формирование красивой осанки, походки, красоты движений, красоты поступка и т.д.трудового воспитания:трудолюбия, простейших трудовых навыков и т.д.Какие методы при этом применялись (убеждение поощрение наказание, и т.д.) дать примеры и рекомендации.6.3.Умение педагогом владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся.VII.Выводы и предложения^ 7.1.Образовательная ценность урока:как решена 1-ая (образовательная) задача урока.7.2.Оздоровительная ценность урока:как решена 2-ая (оздоровительная) задача урока.^ 7.3.Воспитательная ценность урока:Как решена 3-я (воспитательная) задача урока.7.4.Основные положительные стороны деятельности учителя.7.5.Основные недостатки в работе учителя и конкретные практические рекомендации по их устранению.^ 7.6.Оценка урока в баллах.Общие требования к анализу урока физической культурыАнализ урока должен быть многосторонним и достаточно глубоким, Необходимо проанализировать все стороны методики урока, описать все разделы схемы.Все увиденное в уроке должно оцениваться.Субъективная оценка должна быть обоснованной, доказательной, аргументированной.В уроке обязательно должны быть вскрыты недостатки и даны конкретные практические рекомендации по их устранению.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…