Цицерон о формах государства и тирании

МаркТулий Цицерон (106–43гг.дон.э.)–знаменитый римский  оратор, юрист,государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительноевнимание уделено проблемам  государства и права. Специально эти вопросыосвещены в его работах “О государстве” и “О законах”. Целый рядполитико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях(например, в работе “Об обязанностях”), а также  в его многочисленныхполитических и судебных речах.
Государство(respublica) Цицерон определяет как дело, достояние  народа (res populi). Приэтом он подчеркивает, что “народ не любое соединение людей, собранных вместекаким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собоюсогласием в вопросах права и общностью интересов”. Тем самым государство втрактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех егосвободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, ноодновременно  также и как согласованное правовое общение этих членов, какопределенное правовое образование, “общий правопорядок”.  Таким образом,Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая впоследующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи“правового  государства”.
Основнуюпричину происхождения государства Цицерон видел  не столько в слабости людей иих страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе.Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал  широкораспространенные в его время представления о договорное характере возникновениягосударства.
ВлияниеАристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейкиобщества, из которой постепенно  и естественным путем возникает государства. Онотмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положениестоика Панетия о том, что причиной образования государства является охранасобственности. Нарушение неприкосновенности  частной и государственнойсобственности Цицерон  характеризует как осквернение и нарушениесправедливости  и права.
Критерииразличения форм государственного устройства Цицерон усматривал в “характере иволе” тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих онразличал три простые формы правления: царскую власть, власть оптима- тов(аристократию) и народную власть (демократию). “И вот, когда верховная властьнаходится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такоегосударственное устройство —  царской властью. Когда она находится в руках увыборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов.Народной же (ведь ее так и называют) является  такая община, в которой всенаходится в руках народа”.
Так,при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстранены от участия впринятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от властии при господстве оптиматов. При демократии же, “когда все вершится по воленарода, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство этоне справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”.
Основнойпорок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все онинеизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на“обрывистом и скользком пути”, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а властьоптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается вгосподство клики богатых и знатных. Хотя такая власть и продолжает ошибочноименоваться  правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, “нет болееуродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаютсянаилучшими”. Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводитк пагубным последствиям, к “безумию и произволу толпы”, к ее тиранической власти.
Предотвратитьподобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь вусловиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства,образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых формправления. “Ибо, — подчеркивал он, — желательно,  чтобы в государстве былонечто выдающееся и царственное,  чтобы одна часть власти была уделена и врученаавторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению иволе народа”. В качестве важнейших  достоинств такого государственного строяЦицерон отмечал  прочность государства и правовое равенство его граждан.
Какпуть к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал эволюциюримской государственности от первоначальной царской власти к сенатскойреспублике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов( и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях сената,народной власти — в полномочиях народных  собраний и народных трибунов. В этойсвязи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью “предков”, создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться ихполитических заветов. Подчеркивая опасность  крена в сторону того или иногоначала смешанной государственности  и выступая за их взаимное равновесие, онподчеркивал  необходимость “равномерного распределения прав, обязанностей  иполномочий — с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточновлияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа”.
Своюконцепцию наилучшей (смешанной) формы государства,  в отличие от платоновскихпроектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой,подразумевая при этом практику римской республиканской государственности влучшую  пору ее существования (“при предках”). Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишь желание, оно “не такое, какое могло бысуществовать, а такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные основыгражданственности”.
Правда,Цицерон отдавал себе отчет в том, что реальность восхваляемого им римскогосмешанного государственного строя — скорее в прошлом, чем в настоящем. Отсюдаи его многочисленные апелляции к этому прошлому. Во времена Цицерона римскаяреспублика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни.Политический строй Рима двигался  к установлению единоличной власти, кпринципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще егосуждения о государстве как деле народа явно расходились с современными емусоциально-политическими реалиями и действительными тенденциями развития римскойгосударственности. Как теоретик и практический политик, находившийся в гущетогдашней борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию кперегруппировке сил и власти, к отливу реальных полномочий от прежнихреспубликанских институтов и их концентрации в руках отдельных лиц, и преждевсего тех, кто опирался на армию. Об этом красноречиво  говорили примерывозвышения Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана и др.
Смысл“срединного” характера политической позиции Цицерона  состоял в том, что он,отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений,выступал под лозунгом “ всеобщего согласия” всех социальных слоев римскихграждан  в рамках “общего правопорядка”. Эта “срединная” позиция отчетливопроявилась и в политическом лавировании Цицерона между “оптиматами” и“популярами” — приверженцами, условно  говоря, двух линий политическойориентации соответственно  на верхи и низы общества. Сознавая различие целейоптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал представление о том, чтоподлинные интересы тех и других вполне могут быть соединены и учтены в рамках“общего согласия”. Себя Цицерон, после избрания его на народном собранииконсулом, аттестовал (не без демагогии) как истинного защитника народа, какконсула-популяра.
Конецжизни и деятельности Цицерона (44–43 гг. до н. э.) прошел в борьбе противновой опасности военной диктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана иЛепида). В этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени “всейИталии” и всех сторонников республики, играл, по словам Аппиана, роль “единовластногодемагога”. После победы  триумвиров имя Цицерона было включено впроскрипционные  списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н.э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.
Сучетом специфики практической политики и ее особой логики следует все жепризнать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основнымидеям и принципам той теоритической концепции государства, которую он развивалв своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениямоб “общем благе”, “согласовании интересов”, “общем правопорядке” и т. д.
Приэтом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римскойреспублики, но вовсе не рабов.
Рабство,по Цицерону, “справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно иэто делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестныхлюдей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшемположении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем”. Рабство обусловленосамой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их жепользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепитьсоображениями о соотношении различных  частей души: господин так же правитрабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочнымичастями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следуетотноситься, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы ипредоставлять им то, что полагается.
Хотяхарактеристика раба как “наемника” выгодно отличается  от распространенных в товремя представлений о рабе как “говорящем орудии”, однако, в целом сужденияЦицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том,что по природе “все мы подобны и равны друг другу”, что между людьми никакогоразличия нет, что человек — “гражданин  всего мира, как бы единого града” и т.д.
Мудрыйгосударственный деятель, согласно Цицерону, должен  видеть и предугадывать путии повороты в делах государства,  чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходусобытий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага исправедливости) и всячески содействовать прочности  и долговечности государствакак “общего правопорядка”.
Лицо,ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным икрасноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и“владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив”.
Втом крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государствакак общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель,по Цицерону, должен “как диктатор установить в государстве порядок”. Здесьполитик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спасительреспублики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в наградуза их дела “назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно,испытывая блаженство”.
Обязанностиидеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следованиятаким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа иблагопристойность.  Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушатьчужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязаноказывать ломово” потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон  подчеркивал, что“при защите свободы граждан нет частных лиц”. Он отмечал также долг гражданиназащищать отечество в качестве воина.
Апелляциик природе, к ее разуму и законам характерны и для правовой теории Цицерона. Воснове права лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость этапонимается  Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природыв целом, и человеческой природы. Следовательно, под “природой” как источникомсправедливости и права (права по природе, естественного права) в его ученииимеются в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальныймир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие,охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой “природе”(в силу ее божественного  начала) присущи разум и законообразность,определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ееразумно-духовный  аспект), а вовсе не ее предметный и телесно- материальныйсостав, занимающий подчиненное и второстепенное  место (как тело по отношению кдуше, чувственные части души по отношению к разумной ее части) и является, по Цицерону,подлинным источником и носителем естественного права.
Цицерондает следующее развернутое определение естественного  права: “Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всехлюдей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая;запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако,  ничего, когда это не нужно,не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных,приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отменутакого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать  его действие недозволено; отменить его полностью невозможно,  и мы ни постановлением сената,ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем”.
Всвоем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влияниемсоответствующих идей Платона, Аристотеля  и ряда стоиков. Это влияние заметно итам, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основнойпринцип естественного права) в том, что “она воздает каждому свое и сохраняетравенство между ними”.
Справедливость,согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.“Первое требование  справедливости, — отмечал он, — состоит в том, чтобыникто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на этонесправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью какобщей, а частной — как своей”. С этих позиций он отвергал такие акции римскихпопуляров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественноеправо (высший, истинный закон), согласно Цицерону,  возникло “раньше, чем какойбы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообщебыло основано”. Само государство (как “общий правопорядок”) с егоустановлениями и законами является по своей сущности воплощением  того, что поприроде есть справедливость и право.
Отсюдавытекает требование, чтобы человеческие установления ( политические учреждения,писаные законы и т. д.) соответствовали  справедливости и праву, ибо последниене зависят от мнения и усмотрения людей. 
Правоустанавливается природой, а не человеческими решениями  и постановлениями.“Бели бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующихлюдей, приговорами  судей, — писал Цицерон, — то существовало бы праворазбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания,если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы”.Закон, устанавливаемый  людьми, не может нарушить порядок в природе и создаватьправо из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Соответствиеили несоответствие человеческих законов природе ( и естественному праву)выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Вкачестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицеронуказывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в404–403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э., согласнокоторому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и емупредоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти поотношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многиедругие “пагубные постановления народов”, по словам Цицерона, “заслуживаютназвания закона не больше, чем решения, с общего согласия принятыеразбойниками”.
Законы,принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствоватьустановленному в нем строю, традициям  и обычаям предков. Важное значениеЦицерон (под влиянием Платона) придавал введению (преамбуле) к закону,поскольку “закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ковсему принуждать силой и угрозами”. Цель такой преамбулы — укрепитьбожественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересахисполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений.
Своиобщие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал впредлагаемых им проектах законов о религии  и о магистратах. Имея в видууниверсальный характер этих законов, он писал: “Ведь мы издаем законы не дляодного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом”.
Рядважных положений о правовой регламентации государственной  деятельностивысказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй(полномочия должностных  лиц) должен быть законным. Следует, считал он,установить “не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру ихповиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает,  рано или поздно должен будетподчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано илипоздно начать повелевать”. В общем виде им формулируется и следующий  правовойпринцип: “Под действие закона должны подпадать  все”.
Вучении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаногосодержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Такназываемое право народов трактуется им как частью положительное право разныхнародов и частью как естественное право международного общения (т. е. какмеждународное естественное право). Он формулирует существенный  принципмеждународного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемыхмеждународными договорами.  Проводя различие между справедливыми инесправедливыми  войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую  войну,которая “не была возвещена и объявлена”. Война характеризуется им каквынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. Вкачестве причины  справедливой войны им указывается необходимость защитыгосударства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманноеобращение с пленными и побежденными.
Вистории политической и правовой мысли наибольшее внимание  многочисленныхавторов привлекали, в частности, положения  Цицерона о формах государства, осмешанном правлении,  о государстве как деле народа и правовом сообществе, оестественном праве, о гражданине как субъекте права и государства ( Ф.Аквинский, Г. Граций, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругупроблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/