–PAGE_BREAK–
6.Данилевский Ю.А. Аудит. //Учебное пособие. – М., ИД ФБК-ПРЕСС, 2005 – С.234.
2. Понятие внутреннего контроля
2.1. Внутренний контроль
Принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово — хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспо собности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия. Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным со циальным потрясениям. В развитых странах уже выработана система контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства (если это возможно и необ ходимо для национальной экономики).
Необходимость контроля за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово — хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государ ства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов пред приятия.
Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финан сового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штрафных санкций, контроль за целевым расходо ванием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).
Контроль финансово — хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно — ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово — хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.
Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов, т.е. предприятий независимо от их организационно — правовых форм и видов собственности, объединений предприятий — союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, а также остальных эконо мических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.
Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно — расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской деятель ности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.7
Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтверждение или не подтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности. Если говорить о всестороннем контроле за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отражения финансовых результатов, полноты и своев ременности уплаты налогов в бюджет, распределение прибыли, выплаты диви дендов и пр. Вкупе с анализом финансового состояния предприятия на основе специальных показателей внутренний контроль является инструментом управления финансами предприятия.
Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он
7.Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. М., Дело и Сервис. 2007. –С.244.
необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достиг нутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из ваднейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни плани рование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматри вать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществ ляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
Процесс контроля.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля — это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.8.
На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
Следующий этап — измерение результатов — является обычно самым хлопот ным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стан дартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.
Поведенческие аспекты контроля.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их
8.Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита». М., Филинъ, 2005г. –С.382.
направить свои усилия на достижение целей организации.
К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.
Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.
Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Характеристики эффективного контроля.
Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.
Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.
Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.
Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если переодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.
Принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово — хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия. Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям. В развитых странах уже выработана система контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо для национальной экономики).
Необходимость контроля за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово — хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы госу дарства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.
2.2. Отличие внешнего аудита от внутреннего контроля
Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).
Контроль финансово — хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно — ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово — хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.
Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов, т.е. предприятий независимо от их организационно — правовых форм и видов собственности, объединений предприятий — союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, а также остальных экономических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.
Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно — расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.
Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтверждение или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности. Если говорить о всестороннем контроле за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отражения финансовых результатов, полноты и своевремен ности уплаты налогов в бюджет, распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр.
Заключение
С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране попол нилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является понятие аудита.
С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятель ности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг.
Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности – учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много.
Потребители аудиторских услуг традиционно делятся на две категории. К первой относятся опытные и серьезные компании и предприятия, которые определяются с выбором своего аудитора заблаговременно, проводят конкурс или предпочитают получить рекомендацию от коллег по бизнесу. Другая категория потребителей аудиторских услуг использует так называемый формальный подход, когда выбор аудитора определяется не его именем, рекомендациями или долей рынка, а сравнительно невысокой ценой услуг. Качество такого аудита, как показы вает практика, прямо пропорционально затратам аудируемой организации на его проведение. Аудитор для юридических лиц с долей участия государства стал назначаться на конкурсной основе. Еще одна положительная тенденция, оказываю щая влияние на структурирование и организацию рынка аудиторских услуг, — ориентация все большего числа российских компаний на зарубежные стандарты деятельности, расширение внешнеэкономической деятельности на равноправных условиях с иностранными компаниями. Следствием этого является эволюция подходов руководителей предприятий к организации управления, отчетности.
В России планка требований к качеству предоставления услуг поднимется. На это нацелены меры по внедрению международных стандартов аудита, высоких норм профессиональной этики, возрастание требований к подготовке кадров и роли контроля качества. То есть российский аудит развивается, крепнут его позиции в обществе, профессия приближается к мировым эталонам, тенденция совершен ствования необратима.
Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятель ности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поско льку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри организации.
Примерный состав службы внутреннего аудита:
— Руководитель службы (аттестованный аудитор)
— Специалист по расчетам с головной организацией
-Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов.
— Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
— Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй — использование цельных методических приемов внешнего аудита.
Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенно сократить объем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации.
Аудиторская организация должна сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита еще до планирования предстоящей проверки.
ГЛОССАРИЙ
№ п/п
Новое понятие
Содержание
1
Аудит
проверка годовой отчетности (annual accounts) организации. Внешний аудит (external audit) проводится квалифициро ванным бухгалтером-ревизором (accountant) с целью получить представ ление о достоверности отчетов. Законы о компаниях требуют, чтобы компании назначали аудитора (auditor), который должен определить степень достоверности и правдивости информации, содержащей ся в годовой отчетности, и ее соответствие требованиям законов о компаниях. Для выполнения своих обязанностей аудитору необходимо проверять внутреннюю бух галтерию компании, ее активы, бухгалтер ские проводки и т.д.
2
Бухгалтерский учет
производимое на основе хозяйственной документации сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйствен ной деятельности предприятия в стоимос тном выражении. Предметом бухгалтер ского учета являются хозяйственные средства предприятия, выраженные в денежной форме, источники их образования и хозяйственные процессы. Б.у. осуществляет функции анализа, управления и контроля за хозяйственной деятельностью.
3
Затраты на производство
часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т.е. с обычными видами деятельности.
Состав затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака
4
Калькулирование
исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ
5
Калькуляция
представленный в форме таблицы бухгалтерский расчет затрат, расходов на производство и сбыт изделия или партии изделий, а также на осуществление работ и услуг в денежном выражении. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки
6
Методика
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования
7
Общепроизводственные расходы
затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление производственным предприятием в целом. Являются составной частью калькуляции расходов на производство продукции
8
Объекты бухгалтерского учета
имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляе мые организациями в процессе их деятель ности.
9
Себестоимость
совокупность затрат живого и овеществленного труда
10
Себестоимость продукции
выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию
11
Учетная политика организа- ции
принятая организацией совокупность спо собов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итого вого обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации формиру ется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководи телем организации.
продолжение
–PAGE_BREAK–