Методика подготовки экскурсии

МосковскийЭкстерный Гуманитарный Университет
Академия Культуры иИскусств
Факультет Культуры иИскусствМетодика подготовки экскурсии
Авторизованныйреферат по экскурсоведению
Студента 2 курса
Иванова СтепанаИгоревича
КС01- 13Москва 2002Оглавление
Введение                                                                                                               3
Методика подготовкиэкскурсии                                                                         4
Этапы подготовки экскурсии                                                                               6
Определениецели и задач экскурсии.                                                                                  6
Выбортемы.                                                                                                                             6
Отборлитературы и составление библиографии.                                                               6
Определение  источников экскурсионного  материала.                                                     6
Отбор иизучение экскурсионных объектов.                                                                       7
Составлениемаршрута экскурсии.                                                                                      10
Объездили обход маршрута.                                                                                                11
Подготовкаконтрольного текста экскурсии.                                                                     11
Комплектование«портфеля экскурсовода».                                                                      12
Определениеметодических приемов проведения экс­курсии.                                         13
Определениетехники ведения экскурсии.                                                                         13
Составлениеметодической разработки.                                                                             13
Составлениеиндивидуальных текстов.                                                                              14
Приемэкскурсии.                                                                                                                  16
Утверждениеэкскурсии.                                                                                                      16
Заключение                                                                                                         16
Методическая разработкаэкскурсии Музей-заповедник Коломенское          17
Литература
Введение
Свое название методика получила от греческого слова «метод»,что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путьисследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова —совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решениякакой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смыслепредставляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций,бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.
Методику разделяют на общую и частную. Общая методи­каохватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучениимногих наук (последователь­ность и четкость изложения учебного материала, егодос­тупность для аудитории). Частная методика, исходя из уста­новок общейметодики, определяет способы и приемы обу­чения и воспитания детей и взрослых,приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Такимобразом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самойсущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.
Экскурсионная методика является частной методикой, так какона связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы.Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил,предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки ипроведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групплюдей.
Экскурсионная методика рассматривается в несколькихаспектах: как основа профессионального мастерства экскур­соводов; как механизм,совершенствующий «подачу» мате­риала; как процесс упорядочения деятельностиэкскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогаетэкскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объемзнаний. Методика по­могает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значи­тельнобольше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена наобщении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравне­ниях,с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.
Любая методика — это умение производить определен­ную работув четком соответствии с наиболее оптимальны­ми правилами, рекомендациями иобеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенныхумений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовитьпроведение очередной экскурсии, про­водить экскурсию по рекомендованнойтехнологии, закреп­лять полученные экскурсантами знания, совершенствовать своизнания.
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель,задачи)?
2.   Какие вопросыосвещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?
3.  Как проводитьэкскурсию (методические приемы)?
4.  Как возбудить исохранить внимание экскурсантов? Экскурсионная методика  состоит  из нескольких  само­стоятельных,связанных друг с другом частей:
—  методики разработкиновой для данного бюро темы;
—  методики  разработки экскурсоводом  новой  для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
— методики подготовки экскурсовода к проведению оче­реднойэкскурсии;
— методики проведения экскурсии;
— методики после экскурсионной работы.Методика подготовки экскурсии
Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс,требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущейэкскурсии, ее познава­тельная ценность находятся в прямой зависимости от зна­нийметодистов и экскурсоводов, их компетентности, сте­пени практического усвоенияими основ педагогики и пси­хологии, умения выбрать наиболее эффективные способыи приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ееподготовки и проведения. Они связаны между собой, взаи­мообусловлены.Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманнойподготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выде­лить дваосновных направления:
•    разработка новойтемы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионногоучреждения);
•    подготовканачинающего или уже работающего экс­курсовода к проведению новой для него, ноуже ранее раз­работанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление — процесс создания новой для экс­курсионногоучреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. Вее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, взависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группыпору­чается разработка одного из разделов, одной из подтем экс­курсии илиодного или нескольких вопросов подтемы. В це­лях контроля за работой выбираетсяруководитель творче­ской группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
•    Предварительнаяработа — подбор материалов для бу­дущей экскурсии, их изучение (т. е. процесснакопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскур­сии).Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построенаэкскурсия.
•    Непосредственнаяразработка самой экскурсии включает в себя:  составлениеэкскурсионного  маршрута;  обработку фактического материала; работу надсодержанием экскур­сии, ее основной частью, состоящей из нескольких основ­ныхвопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведенияэкскурсии; выбор наиболее эффек­тивных методических приемов показа и рассказаво время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новойэкскурсии; написание экскурсоводами индивидуаль­ных текстов.
•    Заключительнаяступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсиируководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защи­тивших своютему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы,вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
•    организационной(знакомство с экскурсионной груп­пой и инструктаж экскурсантов о правилахбезопасности в пути и поведения на маршруте);
•    информационной(краткое сообщение о теме, протя­женности и продолжительности маршрута, времениотправ­ления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончанияэкскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионныхобъектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из несколькихподтем, которые должны быть раскры­ты на объектах и объединены темой.Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для созда­нияэкскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты,которые помогали бы рас­крыть содержание темы экскурсии, причем в определеннойдозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы вданной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсион­нымиобъектами. Оно должно занимать по времени 5— 7 минут и состоять из двух частей.Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цельэкскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, ко­торые могут расширить иуглубить данную тему. Заключе­ние так же важно, как и вступление, и основнаячасть.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интерес­на. Ноне менее существенно, чтобы она не была перегру­жена потоком ненужной туристаминформации, чтобы спо­соб подачи материала не был утомительным, а способство­валбы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.Этапы подготовки экскурсииОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИИ ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ
Работа над любой новой экскурсией начинается с чет­когоопределения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вестиработу в дальнейшем. Цель экс­курсии — это то, ради чего показываютсяэкскурсантам па­мятники истории и культуры и другие объекты. Рассказэкскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитаниепатриотизма, любви и уваже­ния к Родине, общественно-полезному труду, к другимна­родам; эстетическое воспитание, а также расширение круго­зора, получениедополнительных знаний в различных облас­тях науки и культуры и т. д. Задачиэкскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.
ВЫБОР ТЕМЫ
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкрет­ногозаказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждаяэкскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объек­ты иподтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсииучастники творческой группы ве­дут, постоянно сверяя свои материалы с темой.Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на которомэта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой
и убедительностью. Группировка тем лежит в основе суще­ствующейклассификации экскурсий.
ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг,брошюр, статей, опубликованных в газетах и журна­лах, которые раскрывают тему.Назначение списка — опре­делить примерные границы предстоящей работы по изуче­ниюлитературных источников, оказать помощь экскурсово­дам в использованиинеобходимого фактического и теоре­тического материала при подготовке текста.Перечень лите­ратуры размножается в нескольких экземплярах для удобст­ва вработе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться кпроведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, годиздания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литера­турныхисточников список может быть разделен на две час­ти: «Основная литература» и«Дополнительная литература».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ЭКСКУРСИОННОГО МАТЕРИАЛА
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другиеисточники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входятгосударственные архивы, музеи, хроникаль­но-документальные и научно-популярныекинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источ­никамогут быть использованы воспоминания участников и очевидцев историческихсобытий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностейи тенден­циозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны бытьотобраны только достоверные, тщательно про­веренные факты и сведения.Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказатькомпь­ютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерныхдисках (CD-ROM).
ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью,занимающей главенствующее положение в экскурсии. Пра­вильный отбор объектов, ихколичество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В качестве объектов могут быть:
•    памятные места,связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества игосударства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
•    здания исооружения, мемориальные памятники, свя­занные с жизнью и деятельностьювыдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые иобщественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения(крепости, мосты, башни), мавзо­леи, здания культурного назначения и другиепостройки;
•    природные объекты— леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а такжеотдельные дере­вья, реликтовые растения и др.;
•    экспозициигосударственных и народных музеев, кар­тинных галерей, постоянных и временныхвыставок;
•    памятники археологии— городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы,до­роги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
•    памятники   искусства  —   произведения   изобразитель­ного, декоративно-прикладногоискусства, скульптура, садо­во-парковое и др. искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
•    по содержанию —одно-плановые (произведение живо­писи,  река,   растение,   животное,  дом)   и   многоплановые (архитектурный ансамбль, лес,поле, улица, площадь города);
•    пофункциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытияподтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) междуоснов­ными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
•    по степенисохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительнымиизменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
Перед экскурсионными работниками при создании экс­курсиистоит задача — отобрать из множества объектов са­мые интересные и по внешнемувиду, и по той информа­ции, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную осно­вувосприятия экскурсионного материала и глубокое рас­крытие темы. В практикеподготовки экскурсий выработана опреде­ленная методика оценки экскурсионныхобъектов. Приме­нение этой методики особенно важно в тех случаях, когдасоздатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с не­сколькими объектами,сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны дляданной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию,рекомендуется использовать следующие критерии:
·        
·        
·        
·        
·        
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, подням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и ос­мотр объекта невозможныиз-за плохой видимости или се­зонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количе­ствомпосещаемых объектов, так как это увеличивает ее дли­тельность и вызываетутомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.Оптимальная продолжитель­ность городской экскурсии составляет 2—4 академ. часа,при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15— 20 экскурсионныхобъектов.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы(например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места,исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектовзависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной груп­пы.Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно напоказе скульптурных памятни­ков и монументов. Следует избегать однообразияпострое­ния зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсан­тов будутнеполными, если в маршрут наряду с памятника­ми и монументами не будет введенпоказ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки(паспорта) на каждый из них. Данные карточки использу­ются как для конкретно разрабатываемойтемы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1)  наименованиеобъекта  (первоначальное  и современ­ное), а также название, под которым памятник известен унаселения;
2)  историческоесобытие,  с которым связан  памятник, дата события;
3)  местонахождениеобъекта, его почтовый адрес, на чьей территории   памятник расположен   (город,   поселок,  про­мышленное предприятие и т. д.);
4)  описание памятника(подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен,текст мемори­альной надписи);
5)  источник сведенийо памятнике (литература, где опи­сан памятник и события, связанные с ним,архивные дан­ные, устные предания, основные печатные работы и места хранениянеопубликованных работ);
6)  сохранностьпамятника (состояние памятника и терри­тории, на которой он находится, датапоследнего ремонта, реставрации);
7)  охрана памятника(на кого возложена);
8)  в каких экскурсияхпамятник используется;
9)  дата составлениякарточки, фамилия и должность со­ставителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспро­изводящаяего нынешний и прежние виды.
В карточке на архитектурные, природные, археологиче­скиеобъекты могут быть включены и другие сведения. На­пример, в карточку напамятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры,изразцов, сте­нописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), отипе и конструкции здания, техническом состоя­нии его (степени сохранности).Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории
данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем,позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы,делает их показ более актив­ным.
СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путьследования экскурсионной группы, способствующий рас­крытию темы. Он строится взависимости от наиболее пра­вильной для данной экскурсии последовательностиосмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимостиобеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствоватьнаиболее полно­му раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены со­ставителямимаршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечениезрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три вариантапостроения маршрутов: хронологический, тематиче­ский итематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служитьэкскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу построены экскурсии, свя­занные сраскрытием определенной темы в жизни города (например, «Литературное Подмос­ковье»и др.).
Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическомупринципу. Последовательность изло­жения материала по хронологии в такихэкскурсиях соблюда­ется, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Разработка маршрута — сложная многоступенчатая проце­дура,требующая достаточно высокой квалификации и являю­щаяся одним из основныхэлементов технологии создания но­вой экскурсии. Объекты, в зависимости от своейроли в экскурсии, мо­гут быть использованы как основные и дополнительные.
Основные объекты подвергаются более глубокому анали­зу, наних раскрываются подтемы экскурсии.
Показ дополнительных объектов, как правило, осуществ­ляетсяпри переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующегоположения.
Маршрут строится по принципу наиболее правильнойпоследовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
—  показ объектовследует проводить в определенной ло­гической последовательности,  не допуская ненужных по­вторных проездов поодному и тому же участку маршрута (улице,  площади,   мосту,   шоссе),  т.   е.   так  называемых «петель»;
—  наличие доступностиобъекта (площадки для его ос­мотра);
—  переезд или переходмежду объектами не должен за­нимать 10—15 минут, чтобы не было слишкомдлительных пауз в показе и рассказе;
—  наличие благоустроенныхостановок, в том числе сани­тарных, и мест парковки транспортных средств.
Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь нескольковариантов движения группы. Необходимость из­менения маршрута в ряде случаеввызывается транспортны­ми «пробками», ремонтными работами на городских маги­стралях.Все это должно быть учтено при создании различ­ных вариантов маршрута.
ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА
Объезд (обход) маршрута является одним из важных эта­повразработки новой экскурсионной темы. При организа­ции объезда (обхода) маршрутаставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадя­ми, покоторым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а такжеместо предполагаемой останов­ки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоя­нок; 4) провестихронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словеснойхарактеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнитьпродолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целе­сообразностьиспользования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показаобъектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методикуознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передви­жения туристов помаршруту выявить потенциально опас­ные места и принять меры.
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
Текст представляет собой материал, необходимый для полногораскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечитьтематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируетсяопределенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экс­курсия,дается объективная оценка показываемых объектов.
Требования к тексту: краткость, четкость формулировок,необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме,полное раскрытие темы, литератур­ный язык.
Текст экскурсии составляется творческой группой приразработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждыйэкскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста(контрольного текста).
Контрольный текст в большинстве случаев содержитхронологическое изложение материала. Этот текст не отра­жает структурыэкскурсии и не строится в маршрутной по­следовательности с распределениемизлагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объ­ектов.Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникамматериалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему.Используя положения и выводы, которые содержатся в кон­трольном тексте,экскурсовод строит свой индивидуальный текст.
На основе контрольного текста могут быть созданы вари­антыэкскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групптрудящихся.
В целях облегчения работы по созданию таких вариантов вконтрольный текст могут быть включены материалы, свя­занные с объектами,подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.
Помимо материалов для рассказа экскурсовода в кон­трольныйтекст включают материалы, которые должны со­ставить содержание вступительногослова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен бытьудобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопро­вождаются ссылками наисточники.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»
«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплектанаглядных пособий, используемых в ходе прове­дения экскурсии. Эти пособияобычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобывосстановить недостающие звенья при показе. В экс­курсиях нередко получаетсятак, что не все объекты, необ­ходимые для раскрытия темы, сохранились.Например, экс­курсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушен­ное отвремени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногдавозникает необходи­мость дать представление о первоначальном виде того мес­та,на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой цельюиспользуются, напри­мер, фотографии деревни или пустыря, панорамы строи­тельствапредприятия, жилого массива. Может также воз­никнуть задача показать, что наосматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демон­стрируютсяпроекты зданий, сооружений, памятников.
В «портфель экскурсовода» включаются фотографии,географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие«портфели» создаются, как прави­ло, по каждой теме. Они являются постояннымспутником
экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлоеи настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуетсятемой экскурсии.
К каждому экспонату, включенному в «портфель», при­кладываетсялисток с пояснениями или справочным мате­риалом. Иногда пояснения приклеиваютсяс обратной сто­роны экспоната. Такая аннотация служит исходным мате­риалом дляэкскурсовода при показе экспоната экскурсан­там.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Успех проведения экскурсии находится в прямой зави­симостиот использованных в ней методических приемов показа и рассказа1. Выбор того илииного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурси­ей,информационной насыщенностью конкретного объекта.
Работа творческой группы на этом этапе состоит из не­сколькихчастей: отбора наиболее эффективных методиче­ских приемов для освещения подтем,методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионнойаудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день,вечер), особенностей показа; определения
приемов сохранения внимания экскурсантов и активизациипроцесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций поиспользованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техникиведения экскур­сии. Не менее важно определить технологию использованияметодических приемов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Техника ведения экскурсии объединяет все организаци­онныевопросы экскурсионного процесса. Авторы автобус­ной экскурсии, например,тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, какпроисхо­дит передвижение экскурсантов между объектами, как и когдадемонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующиезаписи вносятся в графу методиче­ской разработки «Организационные указания».Эти указа­ния адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставитьавтобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна.Отдельные указания отно­сятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности наулице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулироватьрекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени,отведенного на освеще­ние подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов;о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т.д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов,руководстве самостоя­тельной работой экскурсантов на маршруте, проведениирассказа при движении автобуса.
СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка — документ, который опреде­ляет, какпровести данную экскурсию, как лучше организо­вать показ памятников, какуюметодику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошлаэффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсион­ной методикис учетом особенностей демонстрируемых объ­ектов и содержания излагаемогоматериала. Она дисципли­нирует экскурсовода и должна отвечать следующим требо­ваниям:подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболееэффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкиерекоменда­ции по вопросам организации экскурсии; учитывать интересыопределенной группы экскурсантов (при наличии вари­антов экскурсии); соединятьпоказ и рассказ в единое целое.
Оформление методической разработки происходит сле­дующимобразом:
—  на титульном листерасполагаются данные: наименова­ние экскурсионного учреждения, название темыэкскурсии, вид  экскурсии,   протяженность   маршрута,  продолжитель­ность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии идолжности составителей, дата утверждения экскурсии ру­ководителемэкскурсионного учреждения;
—  на следующейстранице излагаются цель и задачи экс­курсии, схема маршрута с указаниемобъектов и остановок во время экскурсии.
Методическая разработка состоит их трех разделов: всту­пления,основной части и заключения. «Прежде всего необходимо познакомить­ся с группой,назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правилаповедения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатле­ниямиони смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной частинеобходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательноэто сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внима­ние экскурсантов,т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Место посадкигруппы определяется в рабо­чем порядке совместно с заказчиком, место началаэкскур­сии определяется методической разработкой.
Эффективность методической разработки зависит от пра­вильногозаполнения всех семи граф. Размер разработки — 6—12 страниц машинописноготекста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа под­тем,продолжительности экскурсии по времени и протяжен­ности маршрута.
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказаэкскурсовода является индивидуальный текст, кото­рый определяетпоследовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логичностроить свой рас­сказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоя­тельно.Основой для индивидуального текста является кон­трольный текст.
У всех индивидуальных текстов при наличии хорошегоконтрольного текста будет идентичное содержание, но раз­личные обороты речи,разные слова, различная последова­тельность в рассказе, могут быть даже разныефакты, под­тверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуальноготекста от контроль­ного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии ипостроен в полном соответствии с методической разработ­кой экскурсии. Материалразмещается в той последователь­ности, в которой показываются объекты, и имеетчеткое деление на части. Каждая из них посвящается одной из под­тем.Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текстпредставляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текстсодержит полное изложение того, что следует рассказать на экскур­сии. Приизложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки ихзначения.
Не допускается также упоминание фактов без их датировки,ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи«исполнителя». Рассказ экскур­совода состоит как бы из отдельных частей,привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждойподтеме и логическими переходами между подтема­ми (и объектами). Виндивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ,пригодный для ис­пользования в ходе проведения экскурсии.
По своему содержанию оба текста (контрольный и инди­видуальный)совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольноготекста у всех экскур­соводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают«стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпа­дают в оценках историческихсобытий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и п