МосковскийЭкстерный Гуманитарный Университет
Академия Культуры иИскусств
Факультет Культуры иИскусствМетодика подготовки экскурсии
Авторизованныйреферат по экскурсоведению
Студента 2 курса
Иванова СтепанаИгоревича
КС01- 13Москва 2002Оглавление
Введение 3
Методика подготовкиэкскурсии 4
Этапы подготовки экскурсии 6
Определениецели и задач экскурсии. 6
Выбортемы. 6
Отборлитературы и составление библиографии. 6
Определение источников экскурсионного материала. 6
Отбор иизучение экскурсионных объектов. 7
Составлениемаршрута экскурсии. 10
Объездили обход маршрута. 11
Подготовкаконтрольного текста экскурсии. 11
Комплектование«портфеля экскурсовода». 12
Определениеметодических приемов проведения экскурсии. 13
Определениетехники ведения экскурсии. 13
Составлениеметодической разработки. 13
Составлениеиндивидуальных текстов. 14
Приемэкскурсии. 16
Утверждениеэкскурсии. 16
Заключение 16
Методическая разработкаэкскурсии Музей-заповедник Коломенское 17
Литература
Введение
Свое название методика получила от греческого слова «метод»,что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путьисследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова —совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решениякакой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смыслепредставляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций,бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Методику разделяют на общую и частную. Общая методикаохватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучениимногих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, егодоступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общейметодики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых,приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Такимобразом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самойсущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.
Экскурсионная методика является частной методикой, так какона связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы.Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил,предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки ипроведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групплюдей.
Экскурсионная методика рассматривается в несколькихаспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм,совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельностиэкскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогаетэкскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объемзнаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительнобольше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена наобщении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях,с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.
Любая методика — это умение производить определенную работув четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями иобеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенныхумений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовитьпроведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованнойтехнологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать своизнания.
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель,задачи)?
2. Какие вопросыосвещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?
3. Как проводитьэкскурсию (методические приемы)?
4. Как возбудить исохранить внимание экскурсантов? Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:
— методики разработкиновой для данного бюро темы;
— методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
— методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии;
— методики проведения экскурсии;
— методики после экскурсионной работы.Методика подготовки экскурсии
Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс,требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущейэкскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знанийметодистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоенияими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способыи приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ееподготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены.Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманнойподготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить дваосновных направления:
• разработка новойтемы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионногоучреждения);
• подготовканачинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, ноуже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление — процесс создания новой для экскурсионногоучреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. Вее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, взависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группыпоручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии илиодного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбираетсяруководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
• Предварительнаяработа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесснакопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построенаэкскурсия.
• Непосредственнаяразработка самой экскурсии включает в себя: составлениеэкскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу надсодержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основныхвопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведенияэкскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказаво время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новойэкскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
• Заключительнаяступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсиируководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших своютему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы,вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
• организационной(знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилахбезопасности в пути и поведения на маршруте);
• информационной(краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времениотправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончанияэкскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионныхобъектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из несколькихподтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой.Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для созданияэкскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты,которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определеннойдозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы вданной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионнымиобъектами. Оно должно занимать по времени 5— 7 минут и состоять из двух частей.Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цельэкскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, которые могут расширить иуглубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основнаячасть.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Ноне менее существенно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристаминформации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовалбы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.Этапы подготовки экскурсииОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИИ ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкогоопределения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вестиработу в дальнейшем. Цель экскурсии — это то, ради чего показываютсяэкскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказэкскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитаниепатриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другимнародам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получениедополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачиэкскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.
ВЫБОР ТЕМЫ
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретногозаказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждаяэкскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты иподтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсииучастники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой.Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на которомэта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой
и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующейклассификации экскурсий.
ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг,брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему.Назначение списка — определить примерные границы предстоящей работы по изучениюлитературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использованиинеобходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства вработе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться кпроведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, годиздания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературныхисточников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и«Дополнительная литература».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ЭКСКУРСИОННОГО МАТЕРИАЛА
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другиеисточники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входятгосударственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярныекинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источникамогут быть использованы воспоминания участников и очевидцев историческихсобытий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностейи тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны бытьотобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказатькомпьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерныхдисках (CD-ROM).
ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью,занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, ихколичество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В качестве объектов могут быть:
• памятные места,связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества игосударства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
• здания исооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностьювыдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые иобщественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения(крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другиепостройки;
• природные объекты— леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а такжеотдельные деревья, реликтовые растения и др.;
• экспозициигосударственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временныхвыставок;
• памятники археологии— городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы,дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
• памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладногоискусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
• по содержанию —одно-плановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес,поле, улица, площадь города);
• пофункциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытияподтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) междуосновными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
• по степенисохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительнымиизменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсиистоит задача — отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнемувиду, и по той информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основувосприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. В практикеподготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионныхобъектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когдасоздатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами,сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны дляданной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию,рекомендуется использовать следующие критерии:
·
·
·
·
·
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, подням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и осмотр объекта невозможныиз-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количествомпосещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызываетутомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2—4 академ. часа,при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15— 20 экскурсионныхобъектов.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы(например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места,исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектовзависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно напоказе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразияпостроения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будутнеполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введенпоказ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки(паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемойтемы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименованиеобъекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен унаселения;
2) историческоесобытие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождениеобъекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника(подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен,текст мемориальной надписи);
5) источник сведенийо памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним,архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранениянеопубликованных работ);
6) сохранностьпамятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, датапоследнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника(на кого возложена);
8) в каких экскурсияхпамятник используется;
9) дата составлениякарточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящаяего нынешний и прежние виды.
В карточке на архитектурные, природные, археологическиеобъекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку напамятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры,изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), отипе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности).Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории
данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем,позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы,делает их показ более активным.
СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путьследования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится взависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательностиосмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимостиобеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствоватьнаиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителямимаршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечениезрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три вариантапостроения маршрутов: хронологический, тематический итематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служитьэкскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные сраскрытием определенной темы в жизни города (например, «Литературное Подмосковье»и др.).
Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическомупринципу. Последовательность изложения материала по хронологии в такихэкскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура,требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основныхэлементов технологии создания новой экскурсии. Объекты, в зависимости от своейроли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.
Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, наних раскрываются подтемы экскурсии.
Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляетсяпри переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующегоположения.
Маршрут строится по принципу наиболее правильнойпоследовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
— показ объектовследует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов поодному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;
— наличие доступностиобъекта (площадки для его осмотра);
— переезд или переходмежду объектами не должен занимать 10—15 минут, чтобы не было слишкомдлительных пауз в показе и рассказе;
— наличие благоустроенныхостановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.
Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь нескольковариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаеввызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях.Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.
ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА
Объезд (обход) маршрута является одним из важных этаповразработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрутаставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, покоторым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а такжеместо предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; 4) провестихронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словеснойхарактеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнитьпродолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целесообразностьиспользования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показаобъектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методикуознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передвижения туристов помаршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
Текст представляет собой материал, необходимый для полногораскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечитьтематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируетсяопределенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия,дается объективная оценка показываемых объектов.
Требования к тексту: краткость, четкость формулировок,необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме,полное раскрытие темы, литературный язык.
Текст экскурсии составляется творческой группой приразработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждыйэкскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста(контрольного текста).
Контрольный текст в большинстве случаев содержитхронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структурыэкскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределениемизлагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов.Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникамматериалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему.Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте,экскурсовод строит свой индивидуальный текст.
На основе контрольного текста могут быть созданы вариантыэкскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групптрудящихся.
В целях облегчения работы по созданию таких вариантов вконтрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами,подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.
Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольныйтекст включают материалы, которые должны составить содержание вступительногослова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен бытьудобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками наисточники.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»
«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплектанаглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособияобычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобывосстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получаетсятак, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились.Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное отвремени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногдавозникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места,на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой цельюиспользуются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительствапредприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что наосматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируютсяпроекты зданий, сооружений, памятников.
В «портфель экскурсовода» включаются фотографии,географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие«портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постояннымспутником
экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлоеи настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуетсятемой экскурсии.
К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладываетсялисток с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваютсяс обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом дляэкскурсовода при показе экспоната экскурсантам.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимостиот использованных в ней методических приемов показа и рассказа1. Выбор того илииного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией,информационной насыщенностью конкретного объекта.
Работа творческой группы на этом этапе состоит из несколькихчастей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем,методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионнойаудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день,вечер), особенностей показа; определения
приемов сохранения внимания экскурсантов и активизациипроцесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций поиспользованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техникиведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использованияметодических приемов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Техника ведения экскурсии объединяет все организационныевопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например,тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, какпроисходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когдадемонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующиезаписи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания».Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставитьавтобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна.Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности наулице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулироватьрекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени,отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов;о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т.д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов,руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведениирассказа при движении автобуса.
СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка — документ, который определяет, какпровести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какуюметодику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошлаэффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методикис учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемогоматериала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям:подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболееэффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкиерекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересыопределенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединятьпоказ и рассказ в единое целое.
Оформление методической разработки происходит следующимобразом:
— на титульном листерасполагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темыэкскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии идолжности составителей, дата утверждения экскурсии руководителемэкскурсионного учреждения;
— на следующейстранице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указаниемобъектов и остановок во время экскурсии.
Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления,основной части и заключения. «Прежде всего необходимо познакомиться с группой,назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правилаповедения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениямиони смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной частинеобходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательноэто сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов,т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Место посадкигруппы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место началаэкскурсии определяется методической разработкой.
Эффективность методической разработки зависит от правильногозаполнения всех семи граф. Размер разработки — 6—12 страниц машинописноготекста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем,продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказаэкскурсовода является индивидуальный текст, который определяетпоследовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логичностроить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно.Основой для индивидуального текста является контрольный текст.
У всех индивидуальных текстов при наличии хорошегоконтрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи,разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разныефакты, подтверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуальноготекста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии ипостроен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материалразмещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеетчеткое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем.Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текстпредставляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текстсодержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Приизложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки ихзначения.
Не допускается также упоминание фактов без их датировки,ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи«исполнителя». Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей,привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждойподтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). Виндивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ,пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.
По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный)совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольноготекста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают«стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках историческихсобытий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и п