Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Уральский государственный университет им. А. М. Горького Факультет политологии и социологии Национальные проекты как метод управления отдельными отраслями социальной сферы в России Реферат Исполнитель: Харитонова Е. В группа 402А, Научный консультант: Вандышев М. Н. Екатеринбург, 2007
Содержание Введение 3 Глава 1. Специфика национальных проектов как способа управления социальной сферой 5 Глава 2. Специфические характеристики четырех национальных проектов 10 Заключение 20 Информационные источники 21 Введение Социальная сфера в России традиционно считалась проблемной и приносящей только одни затраты. Управление социальной сферой всегда осуществлялось методом программирования – будь это планирование
в советский период, или стратегическое проектирование в первые годы правления В. В. Путина. Финансирование социальной сферы всегда осуществлялось по «остаточному принципу». Никакой координации между министерствами, занимающимися, например, здоровьем населения и его образованием, никогда не было. Приоритетные национальные проекты в социальной сфере – совсем недавно возникший способ управления социальной сферой. Закон о национальных проектах вступил в силу с 1 января 2006 года.
Всего их 4: 1. «Современное здоровье» 2. «Качественное образование» 3. «Доступное жилье» 4. «Развитие АПК» Рассмотрение национальных проектов как особого способа управления социальной сферой мы считаем особенно актуальным, так как мало кто упоминает об их отличии от остальных способов управления. Упоминание о различиях носит рассеянный характер, исследователи пока не ставили перед собой задачи интеграции этой информации. Некоторые эксперты склоняются к тому, что отличие заключается только в большей
PR-поддержке национальных проектов. Задача данной работы – показать, что это не так. В своей работе мы использовали информацию Официального сайта Совета при Президенте России по реализации национальных проектов и демографической политике. Там мы брали конкретную информацию о целях, задачах национальных проектов и конкретных мероприятиях. С 2006 года начал выходить журнал «Национальные проекты», в котором освещается реализация национальных
проектов, а также печатаются аналитические статьи различных экспертов по данной тематике. В первой главе мы планируем рассказать о национальных проектах в целом, выделить их специфику как способа управления социальной сферой, рассказать о структуре управления национальными проектами. Во второй главе мы подробнее остановимся на каждом из четырех национальных проектов в социальной сфере, раскроем специфику каждого из них, в том числе и специфику проблем, с которыми он сталкивается в своей
реализации. Глава 1. Специфика национальных проектов как способа управления социальной сферой Приоритетные проекты явились конкретным выражением стратегических задач по модернизации здравоохранения и образования, АПК, формированию рынка жилья, которые ранее ставило перед собой правительства В. Путина. В национальных проектах поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Национальные проекты планируют меры, направленные на решение «точечных»
проблем в четырех указанных сферах, и денежные средства выделяются не на абстрактное «развитие отрасли», а на конкретные цели. По предварительным оценкам, в 2007 году на реализацию национальных проектов предполагается выделить более 170 миллиардов рублей из федерального бюджета. Как сказал сам Владимир Путин, «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который
мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России» (1). По словам правительства, реализация национальных проектов стала возможной именно в 2006 году по нескольким причинам. Укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания
руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти. Государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно – еще и на два последующих. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные
задачи – большую четкость и детализацию. Чтобы бюджет мог быть подчинен достижению установленных целей, эти цели разбиваются на четкие задачи. Эти задачи сопоставляются с имеющимися ресурсами. Исходя из наибольшей эффективности работы ресурсов, разрабатываются определенные мероприятия по реализации задач. Исходя из эффективности же мероприятий (предполагаемого коэффициента «работы» вложенных денег) вкупе, выстраивается иерархия целей. Руководитель Национального института развития,
С. Ю. Глазьев, в своей статье (4) выстроил иерархию целей следующим образом: 1. Увеличение средней продолжительности жизни населения России до среднемирового уровня. 2. Обеспечение каждой российской семьи благоустроенным жильем. 3. Обеспечение конкурентоспособности агропромышленного комплекса. 4. Обеспечение доступного и качественного образования.
Эта позиция попала на последнее место по операциональным причинам – она в наименьшей степени поддается количественному определению и разделению на задачи по количественно определяемым результатам. В таком способе управления социальной политикой, как национальный проект, должны быть согласованы и подчиняться одной цели не только действия правительства, но и действия в сфере экономики. С. Ю. Глазьев (4) говорит о влиянии на банки таким образом, чтобы они понимали свою заинтересованность
и снижали процентные ставки по кредитам. Участвуя в национальных проектах, банки не только способствуют своим коммерческим интересам, но и повышению своего имиджа, участвуя в решении социальных задач. Но участие в государственной политике для банков сопряжено с рисками невозврата. Снижение этих рисков возможно через разделение рисков между государством и банками, страхование рисков и совершенствование залогового законодательства. Основным государственным органом, осуществляющим реализацию
национальных проектов, является недавно созданный Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Он «готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики, рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы
и этапы их реализации, проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию» (1). Для каждого национального проекта назначен координатор – вице-премьер, который отслеживает действия проекта по всей вертикали исполнительной власти. Национальные проекты, в отличие от остальных инструментов социальной политики России, характеризуются, помимо целевого финансирования задач и наличия специального
органа управления проектами, еще и механизмом отчетности, наличием оценки степени реализации. Руководители регионов должны регулярно отчитываться за достигнутые результаты, а значит, глубоко вникать в суть реализуемых проектов. Эксперты говорят о том, что сегодняшние механизмы оценки действия национальных проектов несовершенны. Система индикаторов направлена на отслеживание полноты расхода бюджетных средств, а не на замерение способствования принимаемых мер достижению стратегических целей.
Л. В. Пепеляева (2) предлагает для замера эффективности проекта «Образование» ввести такие индикаторы, как уровень знаний учащихся, а также время поиска работы выпускниками ВУЗов. В области профилактики в проекте «Современное здоровье» она предлагает ввести уровень знаний молодых людей о ВИЧ как индикатор результативности профилактической работы в этом направлении. Национальные проекты имеют свои риски. Первый из них – отсутствия в
России опыта реализации таких проектов, из-за чего возникает риск неустойчивости результатов таких проектов. Может возникнуть опасность, что проект не станет выражением стратегической задачи, не будет способствовать ее решению. В России существует такой орган самоуправления, как Общественная палата. В ней есть Комитет по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Председатель этого комитета В. Л. Глазычев в интервью журналу «Национальные проекты» сказал, что сожалеет,
что стратегия развития какого-либо региона не обсуждается с региональной Общественной палатой. «Мне кажется, что мы совершенно напрасно не рассматриваем общественные организации в качестве исполнителей национальной программы. Зарубежный опыт показывает, что им можно поручать многое. И деньги становятся уже не так важны – гораздо важнее умение эффективно ими распорядиться» (5, с. 95). Идея общественных организаций в том, что они не получают заработной платы за свою деятельность.
Глазычев говорит о положительном опыте – когда в неназванном городе местной общественной организации выделили некоторую сумму на подотчетную деятельность, эффективность составила 120%. В конце 2006 года ВЦИОМ проводил исследование осведомленности населения о национальных проектах и оценки их осуществления. На начало2006 года россияне оценивали ситуацию в здравоохранении, образовании, жилищной сфере и сельском хозяйстве скорее негативно. Поэтому сами национальные проекты воспринимались теми,
кто знал о них, как панацея от бед. Однако 16% восприняли их как чисто популяризаторскую акцию, проводимую для отвлечения внимания людей. В этом сказалось укоренившееся неверие россиян в правительственные реформы. Уровень информированности и в начале, и в конце 2006 года был поверхностным, и за год он не изменился. Наименьший уровень осведомленности – о проектах «Доступное жилье» и «Развитие АПК». Необходимо проводить широкое информирование россиян о деятельности национальных проектов.
Это повысит стабильность в обществе, а также поднимет процент людей, пользующихся возможностями, предоставляемыми национальными проектами. Глава 2. Специфические характеристики четырех национальных проектов Приоритетный национальный проект «современное здоровье» Понятие «здоровье населения» операционализируется через такие характеристики, как уровень рождаемости, уровень смертности, уровень заболеваемости и инвалидности, продолжительность жизни.
Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5
года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года. К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся (1): «Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: – подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; – увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи; – профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ; – дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; – введение новых программ обследования новорожденных детей; – дополнительная диспансеризация работающего населения; – оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: – увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; – строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала» (1). Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи,
что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как
можно более доступной. Советом по реализации национальных проектов были приняты следующие меры: 1. Назначены дополнительные выплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и врачам общей (семейной) практики (10 тыс. руб.), медицинским сестрам, работающими с данными специалистами (5 тыс. руб.), врачам «скорой помощи» (5 тыс. руб.), фельдшерам (3,5 тыс. руб.), среднему медперсоналу «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов (2,5 тыс. руб.).
2. Увеличение заработной платы. В итоге планируется увеличить ее в 2 раза. 3. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка медицинского персонала за счет федерального бюджета. 4. Был разработан и утвержден табель оснащения медицинской техникой муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). Совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации был определен список АПУ, остро нуждающихся в диагностическом оборудовании.
Министерством здравоохранения и социального развития РФ Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) проведен конкурс, определены его победители, номенклатура и количество медицинской техники, поставляемой в АПУ. Составлены планы-графики отгрузки диагностического оборудования. «Во втором квартале по состоянию на 1 июня 2006 года уже отгружено 1100 комплектов диагностического оборудования в 62 субъекта
Российской Федерации» (1). 5. Особое внимание уделяется дородовой подготовке и родовспоможению. При этом муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, имеющие лицензии по специальности «Акушерство и гинекология» и оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности (женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты поликлиник), получают по 2000 руб. за каждую женщину, а учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов (родильные дома, родильные
отделения, перинатальные центры), – по 5000 руб. за каждую женщину. В женской консультации не менее 60% от предусмотренной суммы должно быть направлено на повышение заработной платы медицинским работникам, остальное – на укрепление материально-технической базы. В родильном доме не менее 40% – на заработную плату медицинским работникам, остальное – на укрепление материально-технической базы и приобретение лекарственных средств.
6. В рамках диагностики – введение обязательного неонатального скрининга – массового обследования новорожденных детей. Денежные средства на реализацию данного проекта направляются в территориальные фонды обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда. Далее средства поступают на счета амбулаторно-поликлинических учреждений. По оценкам экспертов, объем средств, выделяемых на реализацию проекта сейчас, должен быть увеличен
еще на триллион рублей. Одним из аспектов проекта «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта политика реализуется через систему различных выплат и небольшое количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких действий недостаточно. Он отмечает, что ни одно государство еще не ставило перед собой задачу изменения ценностных ориентаций своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно
материальные – только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого последующего) и продление срока выплат до 16 лет. Приоритетный национальный проект «Качественное образование» К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе – объединение учебы и науки, развитие инновационного образования. К концу 2007 года планируется повысить зарплату учителей в среднем на 30%.
Эти деньги будут учитываться при планировании помощи дотационным регионам, регионы-доноры будут компенсировать его из своего бюджета. Из федерального бюджета с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель – тот человек, который в большей мере стимулирует своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы будут выбираться 10 тыс. наиболее достойных
поощрения учителей. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. «Поддержка будет оказана учителям, которые владеют современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, успешно используют эти технологии в образовательной деятельности и работу которых высоко оценивают профессиональное сообщество, ученики и их родители» (1). Размер поощрения составит 100 тыс. рублей. Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) будут
получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений. Инновационное образование – это образование, не столько ориентирующееся
на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.
В 2007 году предполагается выбрать 30 ВУЗов, использующих обучение по инновационным программам. «Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских
и американских университетах» (1). ВУЗы будут отбираться по двум критериям: 1. Качество и результативность представленной на конкурс инновационной программы. 2. Инновационный потенциал самого ВУЗа (в динамике за последние три года) • эффективность научной и инновационной деятельности; • состояние подготовки кадров; • интеллектуальный потенциал вуза; • обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой (1).
Полученные ВУЗами по этой программе средства предполагается направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов. Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ. «На реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в
Свердловской области в 2006 году было выделено почти 3,3 млрд. руб в том числе из областного бюджета – 2,5 млрд. руб.» (1). Приоритетный национальный проект «Доступное жилье» Основные направления реализации национального проекта – развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства. Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования – большие объемы и малые сроки
возврата кредита. У банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы – рефинансирование ипотечных кредитов.
Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется
возможность развивать ипотеку. Претендовать на субсидии при покупке жилья смогут молодые семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий» (1).Субсидия предоставляется в размере не менее: – 35 % средней стоимости стандартного жилья в регионе для молодых семей, не имеющих детей; –
40 % средней стоимости стандартного жилья в регионе для молодых семей, имеющих 1 и более детей. По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной реальности. «Возраст» семьи, принимающей решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева (2) предлагает повысить возраст «молодой» семьи до 35 лет, тем самым увеличив количество семей, которые смогут поучаствовать в проекте и получить субсидии.
Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой.
Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления
В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший импульс для развития всей экономики. В 2007 году объемы жилищного строительства планируется увеличить до 56 миллионов квадратных метров, предоставив субсидии на сумму 68,1 миллиардов рублей. За первые два месяца 2007 года в Уральском федеральном округе (УрФО) построили 5040 квартир общей площадью 447,4 тыс. кв. м, что вдвое превышает показатели 2006 года за аналогичный период.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». С 1991 по 2005 годы произошло сокращение поголовья скота более чем в два раза. Растет импорт мяса и мясопродуктов (34%). Ускоренное развитие животноводства планируется реализовать
за счет: – повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет; – роста поставок по системе федеральной аренды племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет; – совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот
и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов (1). Стимулирование развития малых форм хозяйствования – увеличение объемов реализации продукции, произведенной на личных подсобных хозяйствах и крестьянских хозяйствах. Планируется снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать
инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов). «На поддержку сельскохозяйственного производства Свердловской области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 году из средств федерального бюджета получено 28,9 млн. руб или 58% от уточненного лимита. Средства областного бюджета составили 1,52 млрд. руб. – 99,5% к лимиту бюджетных ассигнований» (1). С. Ю. Глазьев говорит о том, что «Чем успешнее будет антимонопольная политика и чем эффективнее меры
по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных субсидий» (4, с. 19). Рентабельность АПК планируется повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует привлечению инвестиций извне. В.В. Лабинов (исполнительный директор
Российского союза предприятий молочной отрасли) предлагает оценить земли в денежном выражении и распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства со стороны государства (через госзаказы – бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать межведомственную разобщенность.
Например, для реализации заказа «бесплатное молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения. Заключение Национальные проекты, как способ управления социальной сферой, обладают своей спецификой. Во-первых, они требуют четкого определения задач, иерархии этих задач, разделения их на мероприятия и финансирование данных конкретных мероприятий, которые в совокупности являются выражением
стратегической цели. Во-вторых, каждый национальный проект имеет своего координатора, что позволяет усилить эффективность проекта на всех уровнях исполнительной власти. В-третьих, в национальных проектах задействованы механизмы контроля, и есть поле для их совершенствования. Основная проблема национальных проектов в том, что они пока затрагивают в основном только финансовую сторону развития приоритетных сфер. Мало работы ведется по изменению ценности детей в демографической
политике, изменению качественной стороны системы образования. Для эффективной реализации кредитования в образовании, приобретении жилья и развитии АПК необходимо повышать сотрудничество между государством и банками. Потенциал национальных проектов, по нашему мнению, заключается в том, что они могут полностью перевернуть существующую систему государственной социальной политики.
Для реализации каждого проекта необходимо тесное сотрудничество нескольких министерств. Таким образом, в управлении развиваются не только вертикальные, но и горизонтальные связи, что является положительной характеристикой любой организации, принесет большую эффективность и управлению социальной сферой. Информационные источники 1. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации национальных проектов и демографической политике.
2. Пепеляева Л. В. Финансирование социальных реформ должно быть ориентировано на результат. / Национальные проекты, 2007, №5. 3. Пахомова Е. И. Национальные проекты: итоги за год в оценках россиян. / Национальные проекты, 2007, №1. 4. Глазьев С. Ю. Программно-целевой подход к финансированию национальных проектов. / Национальные проекты, 2007, №2. 5. Глазычев В. Л. Для эффективного управления нужен единый стандарт.
Окончание статьи. / Национальные проекты, 2007, №2. 6. Лабинов В. В. Стране нужны социально ориентированные программы. / Национальные проекты, 2007, №3. 7. Тосунян Г. А. Банкизация в интересах государства. / Национальные проекты, 2007, №3. 8. Антонов А. И. Самое сложное в улучшении демографической ситуации – изменить убеждения людей. / Национальные проекты,
2007, №4.