Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятиеи сущность малого предпринимательства 4
1.1.Понятиемалого бизнеса 4
1.2. Малыепредприятия, их роль в экономическом прогрессе 8
Глава 2. Малое предпринимательство в Костанайской области 13
2.1. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Костанайской области 13
2.2.Перспективы развития малого предпринимательства
в Костанайской области 17
Заключение 21
Список использованныхисточников 23
Введение
Предприятие– организация, созданная в порядке, установленном действующимзаконодательством, и осуществляющая производство продукции, выполнение работ,оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и полученияприбыли.
Основной задачей хозяйственнойдеятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, иполучение максимального объема прибыли.
В условиях рыночной системыхозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создаваяпродукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места,обеспечивая занятость населения. Выплачивая республиканские и местные налоги,оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальныхпрограмм (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтомудеятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любыевозникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.
Вэтой связи актуальна и выбранная автором тема, поскольку она предполагаетглавной целью данной курсовой работы рассмотрение роли и местапредприятия в современных условиях.
Исходя из данной цели, задачами курсовойработы являются:
— изучение теоретических аспектовработы хозяйственных товариществ, т.е. определение самой их сущности и общепринятойклассификации, анализ их значения в решении основных экономических проблем, атакже отдельное рассмотрение места и роли малых предприятий в условиях рыночнойэкономики;
Глава 1. Понятие и сущность малогопредпринимательства
1.1.Понятиемалого бизнеса
Прежде всего,следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с терминомпредпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) в РеспубликеКазахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц,независимо от формы собственности, направленная на получение чистого доходапутем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частнойсобственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственноговедения государственного предприятия (государственное предпринимательство).Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и подимущественную ответственность предпринимателя (ст. 10 ГК РК).
В свою очередь, субъектамималого предпринимательства являются физические лица без образованияюридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек иобщей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетногопоказателя.
Среднегодоваячисленность работников субъектов малого предпринимательства определяется сучетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорамподряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и другихобособленных подразделений данного субъекта.
В случаепревышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишаетсяльгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
Субъекты малогопредпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательскойдеятельности в соответствии с действующим законодательством РеспубликиКазахстан.
Однако,коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельностьна страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфереигорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональнуюдеятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малогопредпринимательства.
Субъекты малогобизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, длякоторых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых немогут существовать субъекты малого предпринимательства.
Например,накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ.
Государствопостоянно расширяет перечень видов деятельности, которыми могут заниматьсяпредприниматели.
Так, ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года N 343 «О развитиирынка отдельных видов работ и услуг» предписано Агентству РеспубликиКазахстан по поддержке малого бизнеса с учетом требований законодательствапринять меры по привлечению малого бизнеса в сферу оказания работ и услуг,предусмотренных утвержденным перечнем.
Субъект малогопредпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в формеюридического лица.
Индивидуальноепредпринимательство, как вид частного предпринимательства — это инициативнаядеятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная насобственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и подих имущественную ответственность.
Субъектамииндивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица и приотсутствии признаков юридического лица (о признаках смотри ниже).
Видамииндивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство исовместное предпринимательство.
Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно набазе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иногоправа, допускающего пользование и(или) распоряжение имуществом.
Совместное предпринимательствоосуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базеимущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иногоправа, допускающего совместное пользование и(или) распоряжение имуществом.
Формами совместного предпринимательства являются:
1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместнойсобственности супругов;
2) семейноепредпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственностикрестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности наприватизированное жилище;
3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельностьосуществляется на базе общей долевой собственности.
Простоетоварищество образуется на основе договора о совместной хозяйственнойдеятельности.
По договору осовместной хозяйственной деятельности (договору простого товарищества) стороны(индивидуальные предприниматели) обязуются совместно действовать дляосуществления индивидуального предпринимательства.
Например, граждане,получившие в собственность земельные участки для садоводства и дачногостроительства, вправе в общих интересах объединиться в простые товарищества.
Для осуществленияиндивидуального предпринимательства участники простого товарищества вносятвзносы имуществом или иными имущественными правами, включая право на результатыинтеллектуальной деятельности, либо путем трудового вклада.
Взносыучастников предполагаются равными по стоимости, если иное не предусмотренодоговором простого товарищества. Денежная оценка имущественного или трудовоговзноса производится по соглашению между участниками товарищества.
Денежные или иныеимущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное илиприобретенное в результате совместного осуществления предпринимательскойдеятельности, являются их общей долевой собственностью.
Порядок покрытияобщих расходов по совместной предпринимательской деятельности и возможных в еерезультате убытков определяется договором участников. Если договором такойпорядок не предусмотрен, общие расходы и убытки покрываются за счет общегоимущества участников договора, а недостающие суммы раскладываются между нимипропорционально их долям в этом имуществе.
Доход (прибыль),полученный участниками товарищества в результате совместной предпринимательскойдеятельности, распределяется пропорционально их долям в общем имуществе, еслииное не предусмотрено договором простого товарищества. Соглашение оботстранении кого-либо из участников в распределении прибыли являетсянедействительным.
Участники товарищества не вправе распоряжаться своей долей в общем имуществе исоответственно передавать право на участие в товариществе без согласияостальных участников.
Участниктоварищества имеет право по своему усмотрению отказаться от участия в совместнойдеятельности. Убытки участников, вызванные отказом кого-либо из них от участияв товариществе, взыскиваются в полном объеме, если договором простоготоварищества не предусмотрено иное.
1.2.Малые предприятия, их роль в экономическом прогрессе
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, оченьвелико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиватьсяне в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблемэкономической политики в условиях перехода от административно-команднойэкономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качествовалового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнесаприходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государстввсемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Каковы же преимущества малого бизнеса? Во-первых, онобеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализациюи кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, онспособен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере,но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферуконкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду идух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Несмотря нато, что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях,малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинаюткоммерциализацию новых товаров.
Всеэти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существеннымфактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
По подсчетам экономистов-экспертов, от 25до 35 % активов и ресурсов экономического роста, включая малый и среднийбизнес, находятся в нелегальном обороте. Их включение в рыночный оборот дастогромный эффект для всей экономики страны.
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше400 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых действующимиявляются 91%, на них занято 1,5 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП республикисоставляет около 13%.
Анализтенденций в малом предпринимательстве свидетельствует, что развитие данногосектора экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит своиположительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основойобеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад всеболее придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ееразвития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малоепредпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынокразнообразными товарами и услугами.
Косновным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства вКазахстане можно отнести:
– недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства;
– слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местномуровне;
– чрезвычайная усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;
– ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнениеоборотных средств;
– сложность процедуры приобретения незадействованных производственныхпомещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектами малогопредпринимательства, занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокаяарендная плата;
– отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержкималого предпринимательства;
– организационные проблемы взаимодействия малого предпринимательства сгосударственными структурами;
– административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Одним из направлений формированияблагоприятной среды для развития предпринимательства является преодолениепрепятствий в организации и осуществлении предпринимательской деятельности,вызванных актами, действиями и бездействиями органов государственной власти,квалифицируемыми как административные барьеры. Во многом данные препятствиясвязаны с действиями исполнительной власти на местах.
Важнейшим фактором ускорения развитиямалого предпринимательства и упорядочения взаимоотношений с бюджетом должностать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой остройпроблемой являются неупорядоченность налоговых проверок. Каждый субъект малогопредпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов исборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета,налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.
Слабо еще используются преимущества малогопредпринимательства при проведении реструктуризации отраслей и реформированиипредприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственногозаказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сферепроизводства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержкималого предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малогопредпринимательства в плане размещения упоследних заказов по производству определенных видов продукции (работ,услуг).
Одним из наиболее часто встречающихсяадминистративных барьеров является несовершенство системы регистрации илицензирования предпринимательской деятельности. Упрощение системы регистрациии лицензирования позволит:
– уменьшить операционные издержки ведения бизнеса,делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, аорганизацию бизнеса менее дорогостоящей;
– обеспечить создание благоприятной атмосферы дляпредприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малогопредпринимательства;
– упростить процедуру оформления земельных участков,документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки иреконструкции помещений. Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и срокиоформления документов.
Зарубежныйопыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки малогопредпринимательства в кризисных и пост кризисных условиях. С 1992 по 2002 годыв Казахстане было принято множество указов и программ, нацеленных на развитияМСБ в стране. Самым последним на сегодняшний день является Указ Президента РКот 28 марта 2002 г. об утверждении Программы Правительства по поддержке иразвитию предпринимательства на 2002-2004 годы. Основной целью программыявляется формирование «среднего класса», являющегося основой стабильностиобщества, за счет создания социально-экономических условий для развития МСБ.
Реализация государственных мер позволитувеличить количество действующих предприятий МСБ до 500 тысяч, численностизанятых на них до 2 млн. человек, долю объемов произведенной ими продукции(работ, услуг) в ВВП до 25%.
Глава 2. Малое предпринимательство вКостанайской области
2.1. Состояние и проблемы развития малогобизнеса в Костанайской области
В условиях переходной экономикиКазахстана предпринимательская модель экономического развития является важнымфактором оздоровления экономики. Развитие малого предпринимательства играет всебольшую роль в становлении экономики области.
В настоящий момент созданию благоприятныхусловий для развития малого предпринимательства уделяется достаточно большоевнимание. С момента принятия Закона РК «О государственной поддержке малогопредпринимательства» от 19 июня 1997 года в Казахстане проделана немалая работав этом направлении.
По состоянию на 1 января 2002 г. вобласти зарегистрировано 7 469 субъектов малого бизнеса, включая предприятияобразования и здравоохранения, что составляет 7,3 процента от общего количествасубъектов малого бизнеса РК. Активными, то есть действующими, только начавшимиили временно приостановившими свою деятельность в секторе малого бизнеса,являются 5 621 предприятие, в том числе 174 предприятия образования издравоохранения.
О результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в органы статистики(без образования и здравоохранения) отчитались 4 499 или 82 процентапредприятий малого бизнеса, из них 49 процентов осуществляли свою деятельностьв сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 15 — занимались обрабатывающим производством, 11 — строительством, 10 — осуществлялиоперации с недвижимым имуществом, 4,5 — с транспортом и связью.
Предприятиями малого бизнеса быловыпущено товаров и услуг на общую сумму 13,2 млрд тенге, причем доляпредприятий промышленного сектора в общем объеме выпуска за истекший годувеличилась с 17 до 20 процентов, доля торговли, ремонта автомобилей и изделийдомашнего пользования составила почти 27 процентов, строительства — 25, чтоговорит о существенной роли этих видов деятельности в секторе малого бизнеса.
Всего в Костанайской областисубъектами малого предпринимательства обеспечена занятость 79,7 тыс. гражданам(15 процентов) от общего количества трудоспособного населения. За 2003 год отсубъектов малого предпринимательства поступило платежей в бюджет на сумму 2,3млрд. тенге, или 9,3 процентов от общего объёма поступлений.
80% всего малого предпринимательствасосредоточено в п. Карабалык и Костанайском сельском округе.
На 1 ноября 2004-го года числодействующих субъектов малого бизнеса составило 1309, из них 1260 — индивидуальные предприниматели, 49-юридические лица
Предпринимательская активность на 100человек составляет 9 единиц
4) Доля субъектов, занятых в сфереторговли, равна 50,9%. В сельском хозяйстве — чуть больше 26,8%. Прочие отрасли- 22,3%
5) Численность людей, занятых в маломпредпринимательстве, — 2314 человек. У юридических из этого количества трудятся1240 (53,6%), у индивидуальных предпринимателей — 1074 (46,4%)
Поступление налогов от субъектов малогопредпринимательства составили 87 млн. тенге.
За 10 месяцев 2004-го года СКТ«Карлыгаш» выдало кредиты 11-ти предпринимателям на общую сумму 52млн. тенге.
По состоянию на 01.10.2002 г. вг.Аркалыке зарегистрирован 80 субъект малого предпринимательства, из которыхфункционируют 65, что на 13 больше чем в прошлом году. В них занято 386человек. С начало года этими предприятиями реализовано продукции на 295,1 млн.тенге. Платежи в бюджет составили 33,8 млн. тенге при прошлогоднем уровне 11,8млн. тенге, что составляет 299,3 %.
Значительная часть развития малого бизнеса приходится на долю индивидуальногопредпринимательства и фермерских хозяйств, 49 % от общего объема приходиться наторговлю, 24 % — на сельское хозяйство и 5 % — на промышленность.
Вгороде, в основном, выполнен план реализации территориальной программы развитияи поддержки малого бизнеса.
Извыданных 29,5 млн. тенге кредитов субъектам малого бизнеса погашено 24 млн.тенге, которые повторно направлены на дальнейшее финансирование. За 2001 год и9 месяцев 2002 года кредиты направлены на реализацию 20 проектов, из нихреализовано 14 и создано 206 рабочих мест, в том числе 99 в 2001 и 107 – в2002 году.
В 2001 году Банк Туран Алем выделил кредит насумму 117 млн. тенге 46 субъектам малого бизнеса.
Вместе с тем следует отметить, чтоместные власти недостаточно используют выделенные на развитие малого бизнесасредства. В Аркалыке мало интересных программ развития предпринимательства, аакимат не оказывает в этом помощи вновь создаваемым организациям малогобизнеса.
Почтидва года назад по инициативе гна Ханзена (руководитель Проекта развитияэкономики Костанайской области ПРЭКО) ряд предпринимателей объединились вАссоциацию по содействию развитию предпринимательской деятельности в Костанайскойобласти – АСПреДКО. Одной из основных целей такого объединения было оказаниеподдержки начинающим предпринимателям.
УчредителиАСПреДКО внесли по 100 000 тенге в Фонд, а ПРЭКО вместе с правительствомГермании внесло несколько десятков тысяч евро. Сформированный из денег местныхпредпринимателей (ОАО “Баян Сулу”, ТОО “Милх”, ОАО “Фармация”, ТОО “Стомед”,ТОО “Рембыттехника”, ТОО “Твой шанс” и другие – всего 18 фирм) и денег ПРЭКОФонд и КФ ОАО “Цеснабанк” выдали кредиты уже трём предпринимателям. В стадииоформления ещё две заявки. Крепко стоящие на ногах компании вложили своисредства, чтобы помогать развиваться малому предпринимательству в Костанайскойобласти.
Послезаседания попечительского совета состоялась встреча членов АСПреДКО с представителямиКонфедерации работодателей РК, Комитета по поддержке малого бизнесаМинистерства индустрии и торговли, облакимата и сенатором Е. Аманом.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства врегионе, являются несовершенство действующей нормативно-правовой базы, проблемаформирования стартового капитала, отсутствие необходимой информации о ситуациина рынке, административные барьеры. В Костанайской области предполагаетсяпредставить в Правительство предложения к нормативно-правовым актам поулучшению делового климата и устранению административных барьеров, а такжепровести мониторинг и выработку конкретных мер по кредитованию субъектов малогопредпринимательства.
2.2. Перспективы развития малого предпринимательства в Костанайской области
Программа развития и поддержки малого предпринимательства регионаразработана в Департаменте экономики и торговли Костанайской области.
Она призвана создать благоприятные условия для увеличения количествасубъектов малого бизнеса, новых рабочих мест. Для этого предполагаетсяустранить административные барьеры и облегчить доступ к кредитным, финансовымресурсам. В итоге планируется систематизировать поддержку малогопредпринимательства со стороны государства и вовлечь в данный процесспредпринимателей и их общественные организации. По словам директорадепартамента и торговли Арсена Керимбекова, «Развитие малогопредпринимательства – это наименее затратный для государства способ созданияновых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами,стабильная база налоговых поступлений».
Врезультате реализации региональной программы развития и поддержки малогопредпринимательства планируется увеличить общий объем производства до 44559,1млн. тенге, или на 14,5 процента. Численность занятых в сфере малого бизнесаувеличится до 91 тысячи 506 человек, или на 14,7 процента. Число субъектовмалого предпринимательства к 2007 году планируется увеличить на 6,2 процента.
Малыйбизнес объявлен президентом страны «священной коровой». Однако преждечем получить от коровы молока, нужно изрядно потрудиться. Так и государству длятого, чтобы получать отдачу от развития малого бизнеса, нужно помогать егостановлению. Но на деле со стороны государства дальше разговоров дело не идет.Чтобы открыть свое, пусть и не большое дело, нужен стартовый капитал. Об этомеще Карл Маркс писал. Само название «малый бизнес» говорит о том, чтоу его организаторов, как правило, оборот небольшой. Поэтому зачастую банкитакой бизнес кредитуют неохотно. А уж начинающему предпринимателю получитькредит вообще очень сложно. Вот и получается замкнутый круг: бизнес развиватьнужно, а оборотных средств не хватает. Банковские кредиты своими процентамикусаются. И все же, как верно подметил литературный классик, «заграницанам поможет».
Естьв германии такая организация GTZ — германское общество по техническомусотрудничеству, которая взялась помочь нашим предпринимателям, выделив дляэтого 238 тысяч евро. Для распределения этих денег при «Ассоциациисодействия предпринимательской деятельности в костанайской области» былсоздан фонд с почти одноименным названием — «Фонд содействияпредпринимательской деятельности в Костанайской области». Но неодних немцев волнует развитие малого бизнеса. В состав учредителей ассоциациивходит целый ряд предпринимателей, только уже крупного бизнеса, которыетакже выделили средства для кредитования.
Чтобы получить кредит, малое предприятие должно иметь в своем штате не более 10человек. Максимальный размер кредита 10 тысяч евро, в тенговом эквиваленте со срокомпогашения до 4 лет. Процентная ставка 14% годовых. Первый годпредприниматели от погашения основного долга освобождаются.
Результатысовместной с немцами работы впечатляют. За год работы в фонд поступило 18заявок на получение кредита. Пятерым в нем было отказано. Оставшиеся 13предпринимателей кредиты на развитие своего бизнеса получили. И как результат — в Костанае появились новые СТО, кафе, фитнес клуб и деревообрабатывающий цех.Пять кредитов получили для развития своего хозяйства крестьяне и фермеры.
Однаков фонде не забывают и о стартовом бизнесе. Ведь с этого в свое время начиналивсе ныне крупные предприниматели. Но прежде чем выдать кредит начинающемупредпринимателю, его обучат на специальных курсах. Обучение платное. Но, каксчитают в фонде, если человек в свое дело не вложит хоть малой копеечки, то иответственности у него за взятые деньги меньше будет. На курсах бизнес-идеюпроверят на ее состоятельность, а новичка обучат азам бизнеса. И лишь толькопосле этого специальный попечительский совет решит, выдавать кредит или нет.
Беспрецедентная вКазахстане программа развития малого бизнеса в молодежной среде, стартовавшая вэтом году в Костанайской области, получила новое развитие.
Суть программы«Жас оркен» в том, что заняться бизнесом молодому человеку,вчерашнему выпускнику вуза, помогают, что называется, всем миром. Самомувчерашнему студенту сразу стать бизнесменом вряд ли придет в голову по тойпричине, что это практически невозможно.
Всем миромкооперируются областной акимат, родной вуз, банк. Этой весной на 100 млн тенгебюджетных средств, 100 млн тенге банковских кредитов, 50 млн денегКостанайского госуниверситета 69 выпускников КГУ открыли собственныекрестьянские хозяйства.
Со сторонымолодых требовалось желание работать на земле, умение вести хозяйство. Всеостальное — земля с хорошим плодородием, техника, семена, ГСМ — импредоставили. Дали возможность рассчитаться с кредитами не за год, апостепенно, за несколько лет. Итоги урожая-2002 показали, что большинство ребяти девушек с ведением крестьянских хозяйств успешно справляются.
Воодушевившисьэтим, руководство области и вуза решило дать «Жас оркену» новыйвиток. Теперь эта программа будет внедряться не только на селе, но и в городе.Выпускникам КГУ и другим желающим из местных вузов дадут кредиты,переоборудованные квартиры на первых этажах многоэтажных домов. Здесь ребятамогут основать свой бизнес — открыть кафе, ателье, клубы, парикмахерские. Закредит могут рассчитаться также в течение нескольких лет, выкупить коммунальныепомещения в свою частную собственность еще быстрее. Если, конечно, бизнеспойдет.
На участие в«Жас оркене» уже поступило 15 бизнес-проектов. Если учесть, чтовесной заявок было 500, а было отобрано всего 69, можно ожидать большогоконкурса. Главное — надо доказать, что твой будущий бизнес действительно имеетправо на жизнь. Директор департамента экономики и промышленности Костанайскойобласти Арсен Керимбеков говорит, что преимущество при приеме в «Жасоркен» будет отдаваться наиболее интересным и свежим бизнес-идеям.Например, из двух проектов будет выбран не тот, который намечает открытиеочередного магазина в городе, а, например, языкового, лингвистического центра.
Заключение
Переход к рыночной экономике — длительный, сложный и противоречивый процесс.Мировой опыт показывает, что все глобальные социально-экономические реформы,связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной системы, неизбежносопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно,потребления. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективнойэкономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии итактики осуществления экономической реформы. С приобретением полногополитического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложнаязадача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетоммирового опыта и специфики республики.
Рыночная экономика обусловливает необходимость развития хозяйствующихсубъектов в первую очередь на микроуровне — то есть на уровне отдельныхпредприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности)составляют основу рыночной экономики.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, оченьвелико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиватьсяне в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблемэкономической политики в условиях перехода от административно-команднойэкономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качествовалового национального продукта; во всех развитых странах на долю малогобизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитыхгосударств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В Костанайской области разработанапрограмма поддержки малого бизнеса.
Врезультате реализации региональной программы развития и поддержки малогопредпринимательства планируется увеличить общий объем производства до 44559,1млн. тенге, или на 14,5 процента. Численность занятых в сфере малого бизнесаувеличится до 91 тысячи 506 человек, или на 14,7 процента. Число субъектовмалого предпринимательства к 2005 году планируется увеличить на 6,2 процента.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс РеспубликиКазахстан. Алматы. 1992 г.
2. Закон Республики Казахстан “Отовариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительнойответственностью”. Казахстанская правда. 1998 г.
3. Закон Республики Казахстан “Об акционерныхобществах”. Казахстанская правда. 1998 г.
4. О хозяйственных товариществах: Закони комментарии. Фемида. 1996 г. №4.
5. Указ Президента РеспубликиКазахстан, имеющий силу Закона № 2255 от 2 мая 1995 года “О хозяйственныхтовариществах”. Экономика и предпринимательства в РК. 1997 г. №26.
6. Ахметов К.Г. Основы менеджмента.Уральск. 1992 г.
7. Ахметов К.Г. Будет хорошо крестьянину– будет хорошо и нам (приватизация, село и рыночные отношения). Приуралье. 1996г.
8. Ахметов К.Г. Становись, крестьянин,хозяином (новые формы хозяйствования в сельском хозяйстве). Приуралье. 1997 г.
9. Аутов Р.Р. Приоритетные направленияразвития форм хозяйствования в агропромышленном комплексе РК. Казахстан насовременном этапе реформ. Алматы. 1995 г.
10. Басин Ю. НовыйЗакон РК “О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах сдополнительной ответственностью” комментарии. Предприниматель и право. №13-14.1999 г.
11. Бисенгазиев М.Ломать не строить (проблемы приватизации в сельском хозяйстве Уральскойобласти). Приуралье. 1996 г.
12. Волкова О.И.Экономика предприятия. Москва. 1997 г.
13. Джубаев С.Ш.,Ахметов К.Г., Бекбулов Н. Потенциал малого предпринимательства (цифры, факты,проблемы по Западно-Казахстанской области). Приуралье. 1997 г.
14. Касымов С. Оценкарыночных реформ на селе: анализ сельскохозяйственного производства. Аль-Пари.1999 г. №4-5.
15. Кунсеркин Ж.Хозяйственное товарищество, участие, менеджер. Характер взаимоотношений.Предприниматель и право. 1998 г. №5.
16. Климкин С.И. Чемограничено ТОО. Предприниматель и право. 1999 г. №5-6.
17. Мамыров. Н.К.Основы менеджмента. Казахстанская модель. Алматы. 1999 г.
18. Осипова Ю.М.Основы предпринимательского дела. Москва. 1996 г.
19. О, БрайенТомас. Формы бизнеса в Казахстане. Предприниматель и право. 1996 г. №18.
20. Траисов Б.,Кудряков Г. Отрасль, требующая поддержки. (животноводство Западно-Казахстанскойобласти). Приуралье. 1999 г.
21. Умбетов А.Кредитование малого бизнеса и банки. Аль-Пари. 1999 г. №2.
22. Шоланов. Отовариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительнойответственностью. Предприниматель и право. 1998 г. №15.