–PAGE_BREAK–§2. Характеристика и основные направления научно – технического прогресса.
Под инновациями понимаются любые изменения, нововведения, а в узком смысле слова — только те изменения, которые являются улучшениями. Если исходить из того, что все потребители в условиях рыночной экономики действуют рационально в рамках своих бюджетных ограничений, т. е. максимизируют функцию полезности, то к инновациям в узком смысле слова могут быть отнесены только те инновации, которые оплачены их потребителями.
Понимание НТП как инновационного процесса позволяет рассматривать его не как внешний по отношению к экономике процесс, который «падает» на всех субъектов хозяйственной деятельности подобно своего рода «манне небесной», а как процесс, сознательно генерируемый действиями индивидов, правительств и фирм. Суть этого процесса состоит в получении нововведений, начиная от зарождения научно-технических идей до их коммерческой реализации.
Для российской экономики инновационное предпринимательство чрезвычайно привлекательно. Оно стимулирует экономические процессы, необходимые именно на стадии перехода к рыночным отношениям, в частности, значительный приток ресурсов в сферу научных исследований и разработок. В Российской Федерации популярность инновационных видов деятельности постепенно растет. Это связано с относительной стабилизацией политической и экономической обстановки в стране после сокрушительного 1998 года, а также с многочисленными преимуществами данного вида предпринимательства и усилением позитивной роли государства в стимулировании инновационного процесса. Поэтому рост активности наблюдается практически во всех отраслях экономики.
Единая научно-техническая политика — система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Для этого необходим выбор приоритетов в развитии науки и техники и тех отраслей, в которых в первую очередь должны быть реализованы научные достижения. Это связано и с ограниченностью ресурсов государства на проведение крупномасштабных исследований по всем направлениям НТП и их реализацией на практике. Таким образом, государство на каждом этапе своего развития должно определять основные направления НТП, обеспечивать условия для их внедрения.
Основные направления НТП — это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечивает в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.
Различают общегосударственные (общие) и отдельные (частные) направления НТП. Общегосударственные — направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран. Отраслевые направления — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности. Например, для угольной промышленности характерны одни направления НТП, для машиностроения — другие исходя из их специфики.
В свое время были определены следующие направления НТП как общегосударственные: электрификация народного хозяйства; комплексная механизация и автоматизация производства; химизация производства. Важнейшим, или определяющим, из всех этих направлений является электрификация, так как без нее немыслимы другие направления НТП.
Электрификация — процесс производства и широкого использования электроэнергии в общественном производстве и быту. Это двусторонний процесс: с одной стороны, производство электроэнергии, с другой ее потребление в различных сферах, начиная от производственных процессов, происходивших во всех отраслях народного хозяйства, и кончая бытом. Сущность электрификации состоит в органическом единстве производства электроэнергии и замены ею других форм энергии в различных сферах общественного производства, в той или иной мере использующих электроэнергию.
Нынешняя технология весьма расточительна в отношении овеществленного труда, так как вызывает большие отходы обрабатываемого сырья. Так, около 25-30% потребляемых машиностроением черных металлов выбрасывается в отходы в виде стружки, опилок, угара.
Таким образом, необходимость в коренных изменениях в технологических принципах обработки предметов труда обусловлена насущными потребностями развития общественного производства. Процесс преобразования предмета труда должен протекать без непосредственного и прямого участия в нем человека и отличаться малооперационностью.
Электрификация становится одним из главных направлений. Электрическая обработка повышает качество, надежность и долговечность уже известных видов продукции, позволяет создать изделия с новыми потребительскими свойствами, что расширяет рамки производства и личного потребления.
Одно из главных направлений коренных изменений в технологии — перевод ее на использование электроэнергии в качестве рабочего контрагента, непосредственно обрабатывающего предмет труда. В технологии, основанной на термическом воздействии на предмет труда, уже используется свойство электричества — легко преобразовываться в тепловую энергию. Электротермические процессы получают широкое развитие в черной металлургии (выплавка электростали, ферросплавов), металлообработке (нагрев и плавка металлов) и сварке металлов.
Значение электрификации заключается в том, что она является основой для механизации и автоматизации производства, а также химизация производства, способствует повышению эффективности производства: увеличению производительности труда, улучшению качества продукции, снижению ее себестоимости, увеличению объема производства и прибыли на предприятии.
Другим важнейшим направлением НТП являются комплексная механизация и автоматизация производства.
Механизация и автоматизация производственных процессов — это комплекс мероприятий, предусматривающих широкую замену ручных операций машинами и механизмами, внедрение автоматических станков, отдельных линий и производств.
Механизация производственных процессов означает замену ручного труда машинами, механизмами и другой техникой.
Механизация производства непрерывно развивается, совершенствуется, переходя от низших к более высоким формам: от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации — автоматизации.
Комплексная механизация — это способ выполнения всего комплекса работ, входящих в данный производственный цикл, машинами и механизмами.
Высшей степенью механизации является автоматизация производственных процессов, которая позволяет осуществлять весь цикл работ без непосредственного участия в нем человека, лишь под его контролем.
Автоматизация — это новый тип производства, который подготовлен совокупным развитием науки и техники, и, прежде всего, переводом производства на электронную основу, с помощью применения электроники и новых совершенных технических средств.
Основными ступенями автоматизации производства являются: полуавтоматы, автоматы, автоматические линии, участки- и цехи-автоматы, заводы- и фабрики-автоматы. Первой ступенью, представляющей собой переходную форму от простых машин к автоматическим, являются полуавтоматы. Высшей ступенью является создание заводов- и фабрик-автоматов, т.е. полностью автоматизированных предприятий.
Химизация — процесс производства и применения химических продуктов в народном хозяйстве и быту, внедрение химических методов, процессов и материалов в народное хозяйство.
Химизация как процесс развивается по двум направлениям: применение при производстве различной продукции прогрессивных химических технологий; производство и широкое применение химических материалов в народном хозяйстве и быту.
Химизация самым существенным и непосредственным образом влияет на эффективность производства. Причем это влияние разноплановое.
Имеется и негативная сторона химизации. Химические производства, как правило, это вредные производства, и чтобы обезвредить их, необходимо затрачивать дополнительные средства.
Основой для химизации общественного производства является развитие химической промышленности в Российской Федерации.
Биотехнология — одно из важнейших направлений НТП, базовая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем (прежде всего микроорганизмов). Благодаря успехам иммунологии и микробиологии стало развиваться производство антибиотиков и вакцин. Продукты биотехнологии нашли широкое применение в медицине и сельском хозяйстве.
Гибкое автоматизированное производство (ГАП) — автоматизированная производственная система, в которой на основе соответствующих технических средств и определенных решений обеспечивается возможность оперативной переналадки на выпуск новой продукции в достаточно широких пределах ее номенклатуры и параметров.
ГАП позволяют существенно сократить время на проектирование и переналадку производства для выпуска новой продукции.
Роботы, робототехника — область науки и техники, связанная с изучением, созданием и использованием принципиально нового технического средства комплексной автоматизации производственных процессов робототехнических систем.
В зависимости от основных функций различают:
— манипуляционные робототехнические системы;
— мобильные, перемещающиеся в пространстве;
— информационные робототехнические системы.
Роботы и робототехника — это основа для комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Роторная линия — автоматическая линия машин, принцип действия которых основан на совместном движении по окружности инструмента и обрабатываемого им предмета. Открытие роторного принципа принадлежит советскому ученому академику Л. Н Кошкину.
Существуют и другие прогрессивные технологии производства, но для всех них характерно одно очень важное обстоятельство — более высокая производительность и экономичность.
На современном этапе и в будущем вряд ли можно найти такой фактор, который бы так сильно влиял на производство, экономику и социальные процессы в обществе, каким является ускорение НТП.
Достижение эффективной структуры производства предполагает, что в ситуации равновесия вся выпущенная продукция производится с наименьшими долгосрочными издержками. Фирмы, осуществляя производство, используют экономически наиболее эффективные технологии. Из этого следует, что НТП выступает как материальная основа формирования эффективной отраслевой структуры производства.
В рамках теории экономического развития НТП как источнику роста благосостояния отводится первостепенная роль. Поэтому осуществляется не только динамизация самого критерия эффективности, но и противопоставление статической аллокационной эффективности, анализируемой в неоклассических экономических теориях, динамической эффективности. Экономическое содержание последней заключается в увеличении степени потребительской удовлетворенности на основе внедрения организационных и научно-технических инноваций.
продолжение
–PAGE_BREAK–§3. НТП и структурная перестройка экономики
Переход к рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений, который, однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется следующими особенностями.
В условиях нестабильной социально-экономической среды при неадекватных реакциях населения на стандартные экономические меры невозможно выбрать единую генеральную линию заранее определить выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.
Результаты прогноза и оценки приоритетных направлений социально-экономического и научно-технического развития страны на ближайшую перспективу оформляются в виде ежегодного доклада Президента страны Верховному Совету о системе государственных приоритетов. Он включает перечень важнейших крупномасштабных социальных, экологических, научно-технических проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития страны. По каждой проблеме указывается возможный объем финансирования, а также предлагается механизм его реализации, включающий льготное налогообложение, способы кредитования и предоставление субсидий, соответствующую амортизационную политику, ценообразование и другие важные стороны стимулирования работников.
Отличительная особенность такого механизма — не директивный, а рекомендательный, индикативный его характер. Он предоставляет право каждому субъекту самостоятельно определять свою стратегию развития, в том числе необязательно совпадающую с государственной системой предпочтений. В последнем случае он не может рассчитывать на прямую или косвенную финансовую поддержку со стороны государства.
Так, в Концепции инновационной политики РФ на 2001-2005 годы говорится то, что в XXI веке положение страны в геополитической конкуренции, наряду с образованием и здоровьем населения, будут определять развитие науки и ключевых производственных систем новейшего технологического уклада, возможности информационной среды, а также способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность. Отсюда следует, что вопрос перехода к инновационной экономике — это вопрос геополитический. И здесь следует придерживаться того принципа, что ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех сферах одновременно. Отсюда вполне логично, что руководство страны в своей Концепции обозначило ряд отраслей, в которых Россия еще сохранила конкурентоспособность на мировом уровне. В эту группу входят топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленности, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли военно-промышленного комплекса. Здесь повышение инновационной активности следует признать задачей государственной важности. По разным оценкам, у нас осталось не более трех-пяти лет на то, чтобы привести состояние этих отраслей в соответствие с изменившимися мировыми требованиями и стандартами. В противном случае, мы можем оказаться в глубокой научно-технологической зависимости.
Что касается других отраслей, таких как пищевая, автомобильная, отдельные направления машиностроения, фармацевтики, то они косвенно подпадают под «геополитический» статус, потому как от них зависит здоровье и благосостояние населения. Это те отрасли промышленности, которые сегодня ориентированы в большей степени на внутренний рынок, т.е. на отечественного потребителя. Рассмотрим ситуацию, которая складывается здесь, более подробно и, прежде всего, приведем факторы, сдерживающие инновационную деятельность на таких промышленных предприятиях.
При управлении переходными процессами следует обратить особое внимание исследование допустимых пределов экономических преобразований границ спада производства, снижение жизненного уровня, роста социальной напряженности. Если проведение мероприятия может привести к нарушению предельных характеристик, оно должно быть отвергнуто. Отсюда возникает необходимость сочетания «старых» и «новых» методов хозяйствования.
В ходе глубоких социально-экономических преобразований происходит разрушение старого общественного уклада, и создаются предпосылки для появления нового. «Территория» нового уклада расширяется одновременно с продолжающимся воспроизводством старого. Оба уклада действуют как бы в автономных режимах. Отвлекая на поддержание своего «существования» подавляющую часть ресурсов и управленческих структур, старый уклад создает непреодолимые трудности для становления нового. В связи с этим неизбежны социальные коллизии и усиление напряженности в обществе, что может привести к прямым революционным потрясениям. Необходимы соответствующие механизмы, направленные на ликвидацию монопольных структур, перераспределение ресурсов традиционных сфер и новые (принятие законодательных актов о разгосударствлении, приватизации, департизации, борьбе с монопольными структурами, акционировании и т.д.).
Еще одним характерным следствием переходного периода и связанной с ним многоукладностью хозяйства является расслоение системы экономических ценностей, отражающих воспроизводственную структуру экономики. В результате экономические оценки перестают служить сколько-нибудь надежным ориентиром при принятии хозяйственных решений. Развитие всего нового в системах, воспроизводящих старый уклад, почти всегда выглядит не эффективным. Следовательно, велика вероятность принятия таких решений, которые заведомо нацелены на укрепление старого и мешают развитию нового.
Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. А также обеспечить обновление материальной части производственного аппарата.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Основные направления НТП в рыбодобывающем производстве
Отечественное рыболовство характеризуется преобладанием на промысле тралового лова (до 80% общего улова). Среди других способов лова заметное место занимает кошельковый (менее 10%), ярусный (более 2%), ловушечный (на Дальнем Востоке – до 3%) лов, лов на электросвет – до 3,6%. В траловом лове ведущее место в последние годы занимал разноглубинный лов. Тенденция по увеличению доли разноглубинного тралового лова характерна и для мирового рыболовства, чему способствует распространение на флоте автоматизированных систем прицельного тралового лова, совершенствование применяемых конструкций тралов и используемых для их постройки сетематериалов, что позволило значительно увеличить габаритные размеры тралов при сравнительно незначительном росте их сопротивления.
Совершенствование конструкции разноглубинных тралов осуществлялось по двум направлениям: первое направление базировалось на выборе рациональных параметров трала, исходя из закономерностей распределения облавливаемых промысловых скоплений; второе – на стремлении увеличения раскрытия устьевой части, считая, что чем больше будет раскрыто устье, тем больше вероятность облова рыбных скоплений. В результате были разработаны тралы с раскрытием устьевой части по вертикали до 100 м и более.
Одной из основных проблем промысла рыбы разноглубинными тралами наряду с использованием современных высокопрочных материалов, является обеспечение селективности орудий лова с целью ограничения вылова неполовозрелых особей и предотвращения чрезмерного отлова крупных рыб.
Донные тралы в отечественном траловом промысле в последние годы используются мало. Их доля в объёме тралового вылова не превышает 3-5%. Ограниченное применение находят они и в зарубежном рыболовстве. Это обусловлено нарушением субстрата дня, большим приловом молоди рыб, негативным воздействием на сложившиеся донные биоценозы. Хотя донный траловый лов в настоящее время в большинстве рыбопромысловых районов запрещен, тем не менее в отдельные периоды при лове таких объектов, как килька, салака, камбала в балтийском море, минтай, камбала, палтусы, окуни на Дальнем Востоке, промысел донными тралами оказывается достаточно эффективным. В связи с этим остаётся актуальной задача создания селективных, экологически безопасных и уловистых конструкций донных тралов.
Конструкции отечественных донных тралов и их оснастка не уступают зарубежным. Однако так же, как и разноглубинные тралы, они далеки от них по качеству и физико-математическим показателям применяемых материалов и их ассортименту.
Другой серьёзной проблемой использования донных тралов является обеспечение их селективности. Результаты разработок отечественных и зарубежных специалистов по применению вместо обычных мешков с квадратной ячеёй показали, что благодаря этому селективность улучшается, в трале остаётся меньше молоди. Однако траловые мешки с зеркальной ячеей не получили распространения, так как в процессе их эксплуатации деформируется дель и снижается прочность кутка. В последние годы основным направлением в деле создания сортирующих устройств в тралах стало использование жестких металлических решеток.
При лове донных и придонных объектов (камбала, минтай, терпуг, треска и др.) на сравнительно небольших глубинах в местах с ровным рельефом песчаного или илистого дна свободного от зацепов, используются донные неводы (снюрреводы). В общем объёме тралового вылова на долю снюрреводов приходится 3-5%.
В России снюрреводы наиболее широко применяются на Дальнем Востоке, особенно на Камчатке. За последние годы значение этого вида лова здесь заметно возросло, расширились районы промысла. Традиционно на снюрреводном лове задействовано большое количество малых судов (МРС-150, МРС-225, МРТР пр.1328 РС-300 и др.). На Камчатке на этот вид лова переориентирован ряд судов кошелькового лова.
В недалёком прошлом кошельковый промысел в отечественном рыболовстве занимал второе место после тралового (более 15% в общих уловах). В последние годы отмечается тенденция снижения его удельного веса в общих уловах. В мировом рыболовстве на долю кошелькового лова приходится около 43% добычи рыбы.
Одной из первоочередных задач отечественного кошелькового лова является улучшение характеристик используемых сетематериалов. При этом следует учитывать зарубежный опыт, где развитие промысла осуществляется не только за счёт улучшения характеристик делей, но и пут1м совершенствования конструкций орудий лова, их оснастки, промысловых механизмов.
В последние годы в отечественном рыболовстве определённое развитие получил промысел крючковыми орудиями лова, особенно пелагическими и вертикальными донными ярусами. Ярусные снасти просты по устройству, обладают селективностью. Промысел ими возможен практически на любых глубинах.
За последние десять лет значение ярусного промысла в российском рыболовстве значительно возросло. Доля ярусного лова в общем объёме вылова составляет, по некоторым оценкам, более 2% (против 0,16% в 1988 г.). В настоящее время ярусный лов донных рыб в промышленных масштабах ведётся в Северном и Дальневосточном бассейнах как с маломерных и малых, так и со средних судов. Наряду со специализированными используются переоборудованные суда (типа СРТМ, МРТК, МРБ и др.), на которых установлены ярусные линии.
Пелагические яруса с прекращением в конце 80-х годов ярусного тунцеловного промысла с помощью туноботов, базировавшихся на тунобазы, в промышленном рыболовстве России не используются. За рубежом пелагические (тунцеловные) яруса применяются традиционно в ряде стран. Длина их составляет от 75 до 100 км с количеством крючков от 1500 до 2000.
Ставные неводы как в прежние времена, так и сейчас, являются основным орудием лова дальневосточных лососей. На протяжении длительного периода эксплуатации были отработаны основные типы конструкций ставных неводов и их оснастки. Основное требование – это правильный выбор места установки и сохранение неводом заданной формы и устойчивости при штормовой воздействии.
Ставные неводы являются основными орудиями лова проходных и полупроходных рыб Каспия. В последние годы в связи с поднятием уровня Каспия и изменениями путей миграции рыб, идущих на нерест, стали внедряться разработанные специалистами КаспНИРХа крупногабаритные вентери нового поколения с одной, двумя и тремя ловушками. Они устанавливаются на глубинах до 2,5 м на кольях или якорях. Испытания подтвердили их штормоустойчивость. Эти орудия лова являются универсальными и могут использоваться в реках, авандельте и её морской части.
Определённое развитие в последние годы, особенно в связи с расширением добычи крабов, получил ловушечный промысел. В практике рыболовства существуют различные типы ловушек. Они отличаются по конструкции в зависимости от объекта лова (рыбы или ракообразных) и изготавливаются из сетематериалов, дерева, металлической сетки и т.д. В свою очередь, сетные ловушки подразделяются на жесткие, полужесткие и мягкие, т.е. могут иметь жесткий неразборный каркас или жесткое основание и сетное покрытие, придающее форму ловушке с помощью поплавков. Наиболее распространены ловушки с жестким каркасом. Конструкции применяемых ловушек варьируют в значительных пределах как по размерам и форме, так и по используемому покрытию, его цвету, механическим и удерживающим характеристикам. Наибольшее предпочтение в зависимости от поведенческих особенностей облавливаемого объекта отдаётся малозаметным в воде и имеющим хорошую устойчивость к истиранию сетным покрытиям, особенно на тяжелых и труднодоступных грунтах.
Один из основных вопросов прилове донными ловушками рыбы и ракообразных – выбор приманки. Она должна быть привлекательной с точки зрения вкусовых качеств для объекта лова и сохранять эти свойства в процессе лова достаточно длительный период времени. Применяемые естественные пищевые приманки, являющиеся кормовой базой для облавливаемых объектов, требуют соответствующих ёмкостей и условий хранения. Это не всегда возможно на малых судах, ведущих промысел в прибрежной зоне, и требует постоянного отвлечения судна на заготовку свежей приманки. В этой связи актуальным являются исследования по созданию искусственной приманки, не уступающей по эффективности естественной.
Среди селективных орудий лова особое место принадлежит ставным и дрифтерным сетям, которые, хотя и находят применение в ряде районов промысла на Дальнем Востоке, значительного распространения в отечественном рыболовстве пока не получили.
Результаты анализа состояния НТП в отечественном промышленном рыболовстве, в прошедшие десять лет свидетельствуют, что ему было характерно следующее:
· темпы внедрения прогрессивных промысловых схем в отечественном рыболовстве замедлились; весьма незначительно повысился уровень механизации промысловых процессов; комплексная механизация практически отсутствует. Промысловые схемы, используемые на отечественных судах, уступают зарубежным по уровню механизации и автоматизации производственных процессы, по численности промысловых команд. В наибольшей степени это относится к менее развитым в отечественном рыболовстве способам лова (ярусному, ловушечному и др.);
·несмотря на некоторое снижение удельного веса тралового лова, относящегося к наиболее энергоёмким, в общих уловах роль его остаётся преобладающей;
·технический уровень и качество основных орудий лова изменились незначительно; совершенствование тралов, как правило, осуществляется не за счёт внедрения принципиально новых конструкций, а лишь путём модернизации отдельных его узлов, систем оснастки и т.п.; повышению селективности тралов должного внимания не уделяется;
·каких-либо существенных изменений в техническом уровне и качестве промысловых механизмов не произошло; новые отечественные механизмы внедряются медленно, в большинстве случаев до серийного производства не доводятся их качество в лучшем случае находится на уровне уже существующих образцов. Промысловые механизмы отечественных добывающих судов в целом имеют более низкое качество, чем зарубежные. По данным Гипрорыбфлота, около 40% (по количеству типов) промысловых механизмов, устанавливаемых на судах флота рыбной промышленности, не соответствуют условиям промысла или современному техническому уровню. Наблюдается отставание в надёжности механизмов, качестве их изготовления, удельном потреблении ресурсов. Низкий технический уровень промыслового оборудования сдерживает развитие ярусного и ловушечного лова;
·до сих пор проблема оснащения добывающих судов сетными барабанами и промысловыми кранами не получила должного решения;
·к наиболее перспективному направлению развития судовой радиоэлектронной аппаратуры следует отнести промысловые комплексы. Период развития этой техники составляет уже 20 лет. В настоящее время эта техника в мировом судостроении представлена пятым поколением. Используемая рыбопоисковая аппаратура в отечественном промышленном рыболовстве значительно уступает по техническому уровню зарубежным аналогам. Подавляющее большинство установленных на промысловых судах эхолотов, относящихся к самой массовой рыбопоисковой аппаратуре, следует считать морально устаревшей техникой. Значительно ниже зарубежного является и технический уровень приборов контроля за параметрами орудий лова, хотя отдельные разработки не уступают мировым образцам.
·имеющийся научно-технический задел в отечественном промышленном рыболовстве не отличается принципиальной новизной, его реализация на практике не может привести к радикальным изменениям в технологии и технике добычи объектов промысла; созданию отечественной техники промышленного рыболовства, как правило, характерен весьма длительный срок (нередко продолжительность освоения новых разработок превышает продолжительность жизненного цикла одного поколения приборов, аппаратуры и т.п.).
Преодоление отмеченного отставания от лучших мировых образцов в технологии и технике промышленного рыболовства являются главными направлениями в развитии НТИ в рыбном хозяйстве в этой области.
Флот рыбной промышленности. Рассматривая современное состояние флота рыбной промышленности, необходимо прежде всего отметить сохранение негативных тенденций, сложившихся в период экономических преобразований: значительное сокращение флота за счёт списания отслуживших нормальные сроки судов и отсутствия реальной их компенсации из новостроя; продолжавшиеся рост уровня физического износа и неуклонное моральное старение судов. Общее количество самоходного флота за период 1992-2000 гг. существенно сократилось: добывающих судов – почти на 30% (при этом численность крупных и больших уменьшилось почти в 2 раза), обрабатывающих – в 2,5 раза, транспортных рефрижераторов – почти на 40%, вспомогательных (в том числе НИС, учебные, рыбоохранные) – в 1,9 раза. Суда, отслужившие нормативный срок эксплуатации, в составе промыслового флота составляет сегодня около 59%. При этом таких судов в составе добывающего флота количество превышает 60%, обрабатывающего – 56%, транспортных рефрижераторов – 54%, учебных судов и НИС – 37%.
Изменение условий хозяйствования, появление многочисленных акционерных обществ, товариществ и индивидуальных частных предприятий коренным образом повлияли на проведение единой технической политики в области обновления промыслового флота отрасли. Отсутствие государственных капитальных вложений в достаточных финансовых средств у судовладельцев привело практически к прекращению централизованных поставок судов, заказов на серийную постройку новых судов как на отечественных, так и иностранных верфях по иностранным проектам, а также по своему усмотрению стали арендовать и переоборудовать суда.
Процесс приватизации флота отрицательно отразился и на его эксплуатации. Практически стала неосуществимой рациональная расстановка судов многочисленных организаций на промысле.
К особенностям современного состояния отечественного промыслового флота следует также отнести использование многих судов не по прямому назначению.
Использование многих промысловых судов для выполнения функций, не предусмотренных их основным назначением, было обусловлено нарушением соотношения между добывающими, обрабатывающими и транспортными мощностями промыслового флота: непригодностью ряда судов для использования по прямому назначению; уменьшением численности научно-исследовательских, поисковых и других вспомогательных судов.
Отрицательно на эффективности использования промыслового флота сказывается и образовавшаяся в последние годы диспропорция производственных мощностей добывающего флота. В первую очередь это относится к флоту Дальневосточного бассейна. Так, мощности краболовных судов заметно превышают объёмы выделенных квот. Вместе с тем, наблюдается потребность в развитии ярусного флота, необходимость переоборудования судов для добычи массовых не квотируемых объектов промысла: сайры, кальмаров и др.
Нарушен баланс между группами добывающих, обрабатывающих и транспортных судов. Это привело к нерациональному использованию добываемого сырья, потерям продукции, увеличению издержек производства, снижению инвестиционных возможностей отрасли для обновления флота.
Добывающему флоту присущ большой моральный износ. Следует отметить, что основную массу (около 93%) его составляют суда, построенные по проектам 60-80 годов, которые по своим технико-эксплуатационным характеристикам не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.
Передача флота в частное владение привела к полному прекращению государственного финансирования обновления флота и не способствовала созданию самодостаточной и надежной системы аккумулирования средств для своевременной замены, ремонта и модернизации имеющихся у них судов.
В связи с отсутствием государственной поддержки рыбного хозяйства с целью обновления флота за счёт новостроя главной проблемой для судовладельцев в 90-е годы стала необходимость модернизации стареющего флота для поддержания достигнутого уровня уловов гидробионтов и производства из них продукции.
Период реформирования экономики в стране, отрасли для обрабатывающего флота, который в доперестроечный период, был уникальным и не имел аналогов в мире как по составу, так и производственной мощности, можно охарактеризовать как период регресса этого флота. В условиях становления рыночных отношений экспедиционная форма организации промысла, основанная на широком использовании крупнотоннажных обрабатывающих судов, принимающих сырьё от специализированных судов-ловцов, и крупно- и среднетоннажных транспортных рефрижераторов для доставки рыбной продукции в отечественные порты и снабжения на промысловые суда различными грузами, оказалась неконкурентноспособной по сравнению с автономной формой организации работы добывающе-обрабатывающих судов, оснащенных техническими средствами для добычи и обработки гидробионтов, хранения на борту продукции, доставки её в порт назначения или передачи на транспортные суда.
Сравнивая технический уровень отечественного технологического оборудования с оборудованием передовых зарубежных стран, необходимо отметить, что отечественное оборудование в большей части является не автоматизированным, имеет низкую производительность, выполняет только одну или две технологические операции, не унифицированно на применение разнообразных видов тары и производство различных видов продукции. Как правило, оно имеет повышенные массогабаритные параметры и энергоёмкость, что неблагоприятно отражается на характеристиках судна в целом.
Основу транспортного флота рыбного хозяйства России составляют рефрижераторные суда. Сравнение характеристик этих судов с характеристиками зарубежных аналогов связано с определёнными трудностями. В зарубежной практике обычно используются универсальные транспортные рефрижераторные суда, предназначенные для перевозки не только рыбной продукции. Их отличают от отечественных судов приспособленность для перевозки различных рефрижераторных грузов, использование малогабаритных дизелей в качестве главных двигателей, применение палубных кранов, наличие подруливающих устройств.
Большинство находящихся сейчас в эксплуатации транспортных рефрижераторов в рыбном хозяйстве страны не удовлетворяет современным требованиям. Исключение составляют суда типа «Гинтарас» (1995 г. постройки) и ПТР-500 (1996 г. постройки).
Ранее 85% объёма перевозки продукции для нужд рыбохозяйственного комплекса обеспечивалось транспортным рефрижераторным флотом. Остальная часть продукции доставлялась добывающими и обрабатывающими судами при возвращении с промысла в порты базирования.
В условиях формирования рыночных отношений грузоотправитель сам определяет, чьими транспортными услугами воспользоваться: отечественного грузоперевозчика или зарубежного, в зависимости от величины тарифов на перевозку грузов. В современных условиях отмечается тенденция к транспортному «самообеспечению» у рыбохозяйственных организаций. Так, в течение последнего десятилетия рыбохозяйственными организациями отрасли, помимо некоторого количества (16 ед.) несерийных ТР, бывших в эксплуатации, из новостроя было приобретено 15 ТР типа «Радужный» пр.1350 (дедвейтом 50 тыс., т), четыре ТР типа «Гинтарас» пр.12913 ТР (дедвейтом 1200 т) один ТР «Курильское озеро» пр. 79561 (дедвейтом 890 т), семь ТР типа «Александра» (дедвейтом 4260 т).
В целом анализ состояния, использования и тенденции развития транспортного рефрижераторного флота позволяют констатировать, что количественный состав и производственные мощности его при использовании по прямому назначению в настоящее время в состоянии обеспечить современные потребные объёмы грузовых перевозок. В начале 90-х годов на десять судов промыслового флота приходилось около девяти судов вспомогательного флота, а к началу 1999 г. их количество сократилось до двух единиц.
В сложившейся ситуации судовладельцы вынуждены в связи с производственной необходимостью использовать часть промысловых судов на различных вспомогательных работах.
Успешная работа добывающего флота предполагает наличие современных научно-исследовательских и поисковых судов, а также судов рыбоохраны и учебных. Однако, работа по обновлению и развитию судов вспомогательного флота практически не ведется.
–PAGE_BREAK–