О начальных принципах
Увсякого учения, движения, системы, вероисповедания, метода, без исключения,есть свой начальный принцип, начальное правило, которым призываютруководствоваться, и которое отличает это учение от других. Например, врелигии этот принцип говорит: есть Бог (или боги), которому (которым) нужнопоклоняться, стараясь узнать их волю и следуя этой воле.
В рационализме: Разум естьосновной критерий установления или ниспровержения любого правдивого или ложногоутверждения, и критерий установления правды или лжи; требуется узнать закроныразума (логики) и следовать им.
В эмпиризмеэтот начальный принцип гласит: наблюдение через чувства лежит в основе всякойидеи, поэтому опыт, наблюдение, переживание первично, а идея (принцип) вторичен;все идеи должны быть проверяемы, подтверждаемы или отвергаемы на основе опыта(и не мыслительного, а чувственного); и что не согласуется с чувственнымопытом, не подлежит оценке, как истинно существующее; опыт этот должен бытьвоспроизводим, тогда теория, основанная на нем, может считатся до времениправильной, пока другой опыт, не описываемый этой теорией, ни опровергнет ееправильности.
В скептицизменачальный принцип гласит: все подвергается сомнению (это кроме начальногопринципа скептицизма, а то и сомневаться бы не было никакого основания, апоэтому можно было бы обходиться и без сомнения!), сомнение есть Бог скептиков,которому они служат превыше всего, постоянно ассоциируя себя с сомнением, чтобыне быть дураками и простофилями, т.е. обманутыми и ошибающимися (как этозаметил У. Джеймс в своей работе Желание верить).
Обычно люди относятсебя к одному из учений, а стало быть клянутся в верности одному из техначальных принципов, сформулированных Богом ли, пророком ли, выдающимсячеловеком, основателем той или иной философской школы или науки. Здесь нетисключений! Если человек говорит: “ Я православный, эмпирик, скептик илиидеалист, он выражает тот или иной начальный принцип, которым руководствуется,стремится руководствоваться в своей жизненной активности, включая сюда егомышление и речь.
Когда кто-то говорит:“Я ни во что не верю”, это просто значит, что ему не нравятся начальныепринципы, которые он имеет в данный момент в виду, но в свой-то, только чтовыраженный, принцип он несомненно верит, и даже готов ему служить и егодоказывать и утверждать, поэтому он его и высказал на первом месте. Никакойоригинальности тут не показано, лишь недопонимание ситуации!
Отсюда, выходит, что,по крайней мере, пока мы выражаем какое-то мышление, правду, для других илидаже только для себя, мы неуклонно являемся верующимив тот, или иной начальный принцип. Выбора между верой или неверием никомуне дано! Сделаны не так! Выбираем только ту или иную веру, тот или иной принцип(идею) и ему служим, пока не выберем другого.
Может быть когдачеловек ничего не говорит никому, он и не верит (выраженно) ни в какойначальный принцип, но мы этого не знаем, хотя скорее всего имеем основаниепредположить, что он все-таки верит хотя бы в то, что говорить не стоит,поэтому и не делает этого. Тем не менее, лишь такой молчальник представляетнекоторую загадку в этом вопросе, все же другие ничего загадочного здесь изсебя не представляют, даже если и хотят казаться загадочными. Как только онинаписали или сказали хоть что-то – конец загадке! Их вера начала выливатьсяна наши головы и искать новообращенных!
Какая же вера хороша?Кому живется весело, вольготно на земле? Каков же критерий правильностивсякой веры? На эти вопросы каждый верующий: духовник, теист, материалист, эмпирикили атеист может предложить слегка или тяжко отличную идею. Эта идея обычносчитается рабочей только внутри того самого общества, которое разделяет с ееавтором общий начальный принцип их веры. Блажен ли кто верует? Наблюденияпоказывают: кто как(!) и когда как(!), а неверующих вообще не существует. Ох ужэти боги(!), или начальные принципы(!). Можем ли мы все, какой бы начальныйпринцип ни парализовывал или ни вдохновлял наше мышление на первом месте, хотябы не лгать относительно несомненного факта того, что каждый из нас естьверующий в тот или иной начальный принцип и служит своей вере, своему богу? Нелгите, пожалуйста, люди, просто не лгите – стыдно же!
Как же каждый из насобрел свою правую веру? Надо внимательно оглянуться и посмотреть на то,как нам ее внушали наши учителя, друзья, книжки или радио и телепередачи, ипочему нам понравилась эта, а не та вера. Понравилась и полюбилась вера(начальный принцип, слава ему Непогрешимому!)
Последователи КарлаПоппера, принимающие принцип погрешимости всех теорий, все-же держат непогрешимымсвой начальный принцип погрешимости. А что если и он не есть исключение, и непогрешимыйпринцип погрешимости сам погрешим? Кто ему-то выписал индульгенцию?Великий Карл? И кто Карла сделал великим? Правоверные его последователи?А не могут ли оказаться и сам Карл и его последователи карликами? Не может ли критерийчувственной верификации оказаться до огорчительности ограниченным (маленьким)?Не следует ли предоставить чувствам чувствово, разуму разумово, а духу духово?Не следует ли в словестном общении предоставить логике ее (связующие все разныепозиции) права, не ругать слово словом, а стремиться к его точности,правдивости и связанности, и с его объектом и с другим словом? Может быть нужнопросто все время быть внимательным — и в чувствах, когда время чувствовать, и вмысли, когда время мыслить, и в слове, когда время говорить? Данные людямвместе, не должны ли они использоваться, помогая друг другу, каждый в своейобласти приложения? И не оставить ли веру в ее сфере – там, где ей и положенобыть, раз уж она свойствена природе человеческой?
Какой же начальныйпринцип выбрать и на какой срок? Может следует думать об этом снова и снова, “отчастизная, отчасти пророчествуя”, а отчасти и сомневаясь?