Учет расчетов по социальному и индивидуальному подоходному налогу

Карагандинскогоэкономического университета Казпотребсоюза
Колледж экономики, бизнеса иправа/>/>/>/>/>Курсоваяработа/>/>/>/>/>По предмету: «Бухгалтерский учет»/>/>/>/>/>Тема: «Учет расчетов по социальному ииндивидуальному подоходному налогу»
/>/>/>/>/>Выполнила:
учащаяся дневного отделения
Ахметова А.Е.
группа: Бух – 38
шифр: ___________
 
Проверил:
преподаватель
Шевелёва А.Н./>/>/>/>/>Караганда 2008
/>/>План
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ
1.1 Сущность налогов и налоговой системы Республики Казахстан
1.2 Экономико — правовая характеристика индивидуальногоподоходного налога
1.3 Основные положения по социальному налогу
2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО ИПН И СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ НАПРЕДПРИЯТИИ ТОО «КОРУНД.KZ»
2.1 Сущность и задачи учета расчетов с бюджетом напредприятии
2.2 Порядок расчетов с бюджетом по ИПН и социальному налогамна ТОО «Корунд.KZ»
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПОСОЦИАЛЬНОМУ И ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
/>Введение
Обязательныеплатежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических ифизических лиц для удовлетворения общественных потребностей, выражаются в виденалоговых обязательств.
Налогивыражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы,участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясьинструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои всистеме распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той илииной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовойполитики государства в современных условиях.
Налоги,взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогамвообще. Но при этом они служат и средством непосредственной связи гражданина,причем индивидуальной, с государством, отражают его индивидуальную причастностьк государственным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членомобщества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними.Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и сюридическими лицами, однако именно с гражданами эти особенности проявляютсяособенно четко.
В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджетаобразуются из пяти групп.
1.  налоговые доходы,
2.  неналоговые доходы,
3.  безвозмездныеперечисления от бюджетов других уровней,
4.  доходы целевыхбюджетных фондов
5.  доходы отпредпринимательской и другой приносящей доходы деятельности.
Налоговые доходы составляют основу бюджета. Любая бухгалтерия, каксердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкостиили нечеткости налоговой системы непосредственно зависит планирование ипрогнозирование деятельности предприятия, зависят взаиморасчеты с бюджетом, вправильности, быстроте и своевременности которых, последние заинтересованы неменьше самого государства.
Поэтому, наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетомденежных средств и некоторыми другими направлениями расчетных операций, учетрасчетов по налоговым обязательствам занимает одно из важнейших мест и являетсянеотъемлемой частью деятельности бухгалтерской службы любого предприятия.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности налоговыхобязательств, описание методики отражения в бухгалтерском учете предприятиярасчетов с бюджетом по индивидуальному подоходному и социальному налогам.
Для понимания структуры любого налога требуется выяснить такиевопросы, как субъекты и объекты налогообложения, принципы определенияналогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок его исчисления,порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу и особенности аудитарасчетов с бюджетом по налогам. Все эти поставленные вопросы определяют кругзадач, которые необходимо решить в данной курсовой работе.
Объектом изучения являются практические материалы действующегопредприятия ТОО «Корунд.KZ», образованного 17 июня 2005 года и зарегистрированов Управлении юстиции в качестве юридического лица за №87 – 19867 – ТОО.Основным видом деятельности предприятия является производство и реализацияизделий из дерева.
Информационной и правовой базой при написании курсовой работыпослужили международные стандарты бухгалтерского учета Республики Казахстан иметодические рекомендации к ним и другие нормативно-правовые акты.
Теоретической и методологической основой послужили труды и Указыпрезидента Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан, постановленияправительства Республики Казахстан, монографические труды отечественных изарубежных ученых в области бухгалтерского учета и аудита: Радостовец В.К.,Юткина Т.Ф., Попова Л.А., Торшаева Ш.М. и др.
1 Экономическая сущность расчетовс бюджетом по налогам 1.1Сущность налогов и налоговой системы Республики Казахстан
В системерасчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения сгосударственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами(социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место.
Предприятие становится налогоплательщиком с момента государственнойрегистрации. Это означает, что оно должно уплачивать в бюджет и во внебюджетныефонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи. Нарушение этойобязанности влечет административную ответственность для предприятия и егоруководителя в виде штрафов. Кроме того, казахстанским уголовнымзаконодательством установлено наказание за различные виды налоговыхпреступлений.
В соответствии со стандартами обухгалтерском учете и финансовой отчетности в РК, отражаемые в отчетности суммы расчетов с бюджетом должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
Налог-это установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннемпорядке и в надлежаще правовой форме обязательный денежный или натуральныйплатеж в доход государства, производимый субъектом налога в определенный срокии в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильныйхарактер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения.[25, с 204]
Налогив их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм смножеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговыесистемы различных стран. По набору налогов, их структуре, способом взимания,ставкам, фискальным полномочием различных уровней власти, налоговой базе, сфередействия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся напервый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявитьдве главные общие черты:
1)постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;
2)построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теориио равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
Первая из этих черт реализуется в форме широкомасштабных илиналоговых реформ, введением новых налогов, изменением налоговой базы,соотношением различных видов налогов, манипуляциями с прогрессивным ипропорциональным обложением, перераспределением налогового бремени.
Чтокасается второй черты, то принципы построения налоговых систем в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или инойэкономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотяи имеют в разных странах отличные черты, связанные с различной трактовкойнекоторых понятий и положений.
Налогив развитых странах принимают под разными названиями следующие основные формы:подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц, налог надобавленную стоимость, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования,особые виды налогов на потребление. За рамки этих налогов, основных наобложении потоков доходов и расходов, возникающих в процессе производства иобращения товаров, выходят лишь налоги, базирующиеся на обложении накопленногобогатства. Их основные виды: поимущественный налог и налог на наследства идарения.
Налогиподразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовоеположение налогоплательщика и его платежеспособность. Реальные налогиподвергают обложению деятельность или товары, т.е. продажу, покупку иливладение имуществом независимо от индивидуальных финансовых обстоятельствналогоплательщика.[23, с164]
Напрактике также проводят различие между прямыми и косвенными налогами. Прямыеналоги взимаются непосредственно с получателей доходов – физических июридических лиц. К ним относятся: корпоративный подоходный налог,индивидуальный подоходный налог, социальный налог, земельный налог, налог натранспортные средства и налог на имущество. Косвенные налоги взимаются впроцессе движения доходов или оборота и предназначены для переложения наконечных носителей налогового бремени. К ним относятся: акцизы, налог надобавленную стоимость, таможенные пошлины, платы и сборы.
Налоговыесистемы развитых стран складывались под воздействием разных экономических,политических и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что далоповод экономистам и социологам разработать ряд требований для созданияоптимальной системы. Наиболее важные среди них следующие:
— распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждыйдолжен вносить свою «справедливую долю» в государственные доходы;
— налогидолжны по возможности не оказывать влияние на принятие различными лицамиэкономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принципнейтральности налогообложения);
— при использовании налоговой политики для достижения социально-экономическихцелей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства исправедливости налогообложения;
— налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики вцелях стабилизации и экономического роста страны;
— налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольноготолкования, быть понятной налогоплательщикам;
— административные издержки по управлению налогами и соблюдению налоговогозаконодательства должны быть минимальными. [12, с80]
Этитребования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценкикачества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговаяполитика, не обязательно согласуется друг с другом, и в тех случаях, когдавозникают противоречия между ними, необходимо добиться временного компромисса.Так, к примеру, принцип равенства обложения требует усложнения административнойсистемы и ведет к нарушению принципа нейтральности.
Основнымпринципом при построении налоговой системы является принцип равенства исправедливости обложения. Существуют два подхода к его реализации. Одиносновывается на принципе выгоды для налогоплательщика, т.е. справедливойсчитается та налоговая система, при которой налоги, уплачиваемые налогоплательщиками,соответствуют выгодам, которые они получают от услуг государства. Другой подходосновывается на принципе «способности платить», согласно которому налоговаяпроблема рассматривается сама по себе независимо от политики государственныхрасходов, т.е. при данной потребности в налоговых доходах каждыйналогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от способности платить.Ни один из этих подходов не является удовлетворительным, оба имеют преимуществаи недостатки, и, как видно из практики, каждая налоговая система содержитэлементы обоих подходов.
Общиепринципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общихэлементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицуобложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Субъектыналога выступают либо в виде налогоплательщика, несущего юридическуюответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечногоналогоплательщика, который формально не несет юридической ответственности, ноявляется фактическим плательщиком через законодательно установленную системупереложения налога.
Объектналогообложения – это различные виды доходов, сделки, а также различные формынакопленного богатства или имущества.
Источникамналога является налоговый доход, т.к. все предметы обложения представляют собойту или иную форму реализации национального дохода.
Единицаобложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так ив натуральной форме.
Налоговыйоклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщикам собъекта обложения.
Ставканалогам – это величина налога на единицу обложения.
Налоговые льготы представляют собой полное или частичноеосвобождение от налогов плательщиков в соответствии с налоговым кодексом.
Налоговая система представляет собой совокупностьпредусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, измененияили отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществленияналогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственностиза нарушение налогового законодательства.
Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин идругих приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства втот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируетсяпреобладающая масса бюджетных доходов являются: налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог сфизических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.[14, с164]
Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговаясистема, представляет собой совокупность всех средств и методоворганизационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства.Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства,формируются основные количественные и качественные характеристики налоговойсистемы, ее целевая направленность на отношение конкретныхсоциально-экономических задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговоезаконодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговыхставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, составобъектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Посредствомизменения механизма налогообложения можно придать налоговой системе качественноновые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественногои видового состава налогов. Совокупность видов налогов, взимаемых вгосударстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуетналоговую систему государства. Налоговая система Республики Казахстан включаетв себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующиеналоговые отношения и органы налоговой службы (Министерство государственныхдоходов Республики Казахстан и его местные органы). Рассмотрим переченьналогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане.
1. Налоги включают в себя:
а) корпоративный подоходный налог;
б) индивидуальный подоходный налог;
в) налог на добавленную стоимость;
г) акцизы;
д) специальные платежи и налоги недропользователей (подписнойбонус, бонус коммерческого обнаружения, роялти и налог на сверхприбыль).
е) социальный налог;
ж) земельный налог;
з) налог на транспортные средства;
и) налог на имущество.
Следует отметить, что для отдельных групп плательщиковприменяются специальные налоговые режимы, которые предусматривают применениеупрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и представленияотчетности по ним. К этой группе плательщиков можно отнести субъекты малогобизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица-производителисельхозпродукции, отдельные виды предпринимательской деятельности. Уплатаналогов при этих режимах производится на основе:
1) оплаты патента — это режим, применяемый индивидуальнымипредпринимателями, которые не используют труд наемных рабочих, осуществляютдеятельность в форме личного предпринимательства и чей доход за год непревышает 1 млн. тенге.
2) разовый талон – это режим, применяемый физическими лицами,деятельность которых носит эпизодический характер, т.е. не превышает девяностодней в году.
3) упрощенной декларации – это режим, применяемыйиндиви-дуальными предпринимателями, чья среднесписочная численность работниковза налоговый период составляет пятнадцать человек, а доход за налоговый периодне превышает 4500,0 тыс. тенге, и юридическими лицами, чья среднесписочнаячисленность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, адоход за налоговый период не превышает 9000,0 тыс. тенге.
4) единого земельного налога.
Необходимо отметить также, что в Казахстане наиболее приемлеми принят к применению налоговый учет по методу начислений, т.е. когда доходы ивычеты учитываются с момента выполнения работ и оказания услуг независимо отвремени оплаты. По нашему мнению, у этого метода существует большой недостаток,так как налоговые платежи должны быть пересилены даже в случае неоплатыпоставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств.
2. Сборы:
а) сбор за регистрацию юридических лиц;
б) сбор за государственную регистрацию индивидуальныхпредпринимателей;
в) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимоеимущество и сделок с ним;
г) сбор за государственную регистрацию радиоэлектронныхсредств и высокопоставленных устройств;
д) сбор за государственную регистрацию механическихтранспортных средств и прицепов;
е) сбор за государственную регистрацию морских, речных ималомерных судов;
ж) сбор за государственную регистрацию гражданских воздушныхсудов;
з) сбор за проезд автотранспортных средств по территорииРеспублики Казахстан;
и) сбор с аукционов;
к) гербовый сбор;
л) лицензионный сбор за право занятия отдельными видамидеятельности.
3. Платы:
а) за пользование земельными участками;
б) за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
в) за загрязнение окружающей среды;
г) за пользование животным миром;
д) за лесные пользования;
е) за использование особо охраняемых природных территорий;
ж) за использование радиочастотного спектра;
з) за пользование судоходными водными путями;
и) за размещение наружной рекламы.
4.Государственная пошлина.
5. Таможенные платежи:
а) таможенная пошлина;
б) таможенные сборы. [26,с49]
Налоговая служба включает в свой состав государственнуюналоговую службу, которая представлена в Республике Казахстан Министерствомгосударственных доходов, налоговыми комитетами в областях, районах, городах ирайонах в городах. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением исоблюдением законов республики о налогах и других обязательных платежах вбюджет с учетом затрат цен и тарифов. [1]
Налогообложение в любом цивилизованном государстве должнобазироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях,существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметомособого внимания со стороны общества, так, как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения и спокойствие граждан. Худяков А.И.предлагают следующую совокупность принципов налогообложения казахстанскойналоговой системы, рассмотренной в таблице 1. [25, с36]
Таблица 1 -Принципыналогообложения казахстанской налоговой системы
1) классические принципы
— справедливость
-равномерность
— удобство
— дешевизна 2) экономико-функциональные принципы
— стабильность
-устойчивость
— однократность взимания налогов
— дискретность налогообложения
( объект, ставки) 3) организационно-правовые принципы
— децентрализация
— единство налоговой системы
Не ограничиваясь данным перечнем принципов, добавим принцип исключениядвойного налогообложения и принцип стабильности налогового законодательства.
Исходя их вышесказанного, национальная налоговая система, построенная всоответствии с требованиями общенаучных принципов, правилами построенияналоговыми системами, принципов, отражающих специфику развития экономикиреспублики, станет двигателем развития рыночных отношений.
В соответствии с этим, в любом государстве разрабатываются такназываемые современные принципы налогообложения. Так в Республике Казахстантаковыми можно определить:
1. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается напринципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей вбюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговойсистемы и гласности налогового законодательства.
2. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могутпротиворечить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.
 Принцип обязательности налогообложения. Налогоплательщик обязанисполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательствомв полном объеме и в установленные сроки.
 Принцип определенности налогообложения. Налоги и другие обязательныеплатежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенностьналогообложения означает возможность установления в налоговом законодательствевсех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговыхобязательств налогоплательщика.
Налоговая системапредставляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм иметодов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер пообеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения кответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.1.2 Экономико — правовая характеристикаиндивидуального подоходного налога
Индивидуальныйподоходный налог – это налог с дохода отдельного человека и, по сути, имеет тоже смысловое значение, что и подоходный налог с физического лица, действующий с1 января 2002 года.
Плательщиками индивидуального подоходногоналога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемыесоответствующими статьями Налогового кодекса.
Объектами обложения индивидуальнымподоходным налогом, за исключением доходов, указанных в Налоговом кодексе,являются:
1)доходы, облагаемые уисточника выплаты;
2)доходы, не облагаемыеу источника выплаты.
Такое деление доходовимеет принципиальное значение, так как от этого зависит порядок ихналогообложения.
Доход, относящийся кгруппе облагаемых у источника выплаты, должен облагаться налогомнепосредственно при его выплате, тем хозяйствующим субъектом, которыйпроизводит эту выплату, то есть налоговым агентом. По доходам, входящим вгруппу доходов, не облагаемых у источника выплаты, налог должен исчисляться иуплачиваться самим налогоплательщиком, то есть физическим лицом, получившимэтот доход.
Исчислениеиндивидуального подоходного налога по доходам, не облагаемым у источникавыплаты, производится путем применения ставок к сумме дохода, не облагаемого уисточника выплаты, уменьшенного на сумму налоговых вычетов, за исключениемдоходов адвокатов и частных нотариусов.
Ставки индивидуального подоходного налога установленыстатьёй 145 Налогового кодекса, приведены в приложении 2
Не подлежат налогообложению следующие видыдоходов физических лиц:
–    адресная социальная помощь, пособия икомпенсации, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета, вразмерах, установленных законодательством Республики Казахстан;
–    алименты, полученные на детей ииждивенцев;
–    возмещение вреда, причиненного жизни издоровью физического лица, в соответствии с законодательством РеспубликиКазахстан (кроме возмещения в части утраченного заработка);
–   вознаграждения,выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях,осуществляющих отдельные виды банковских операций, имеющих лицензииуполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансовогорынка и финансовых организаций, и вознаграждение по долговым ценным бумагам;
–    доходы от операций с государственнымиценными бумагами и агентскими облигациями;
–    дивиденды по паям паевых и акциямакционерных инвестиционных фондов, а также доходы по паям паевых инвестиционныхфондов при их выкупе управляющей компанией данного фонда;
–    доход, полученный при распределениичистого дохода и направленный на увеличение уставного капитала юридическоголица-резидента с сохранением доли участия каждого учредителя, участника;
–    все виды выплат военнослужащим приисполнении обязанностей воинской службы, сотрудникам органов внутренних дел,финансовой полиции, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы игосударственной противопожарной службы, которым в установленном порядкеприсвоено специальное звание, получаемых ими в связи с исполнением служебныхобязанностей;
–    выигрыши по лотерее в пределах 5 месячныхрасчетных показателей;
–    выплаты в связи с выполнением общественныхработ и профессиональным обучением, осуществляемые за счет средствгосударственного бюджета и грантов, в размере минимальной заработной платы,установленной законодательным актом Республики Казахстан на соответствующийгод;
–    выплаты за счет средств грантов (кромевыплат в виде оплаты труда);
–    выплаты в случаях, когда постоянная работапротекает в пути или имеет разъездной характер либо в связи со служебнымипоездками в пределах обслуживаемых участков, в размерах, установленныхзаконодательством Республики Казахстан;
–    выплаты в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствиеэкологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигонеи т.д.[14, с84]
Доходы налогоплательщика, облагаемые заналоговый год, за исключением доходов, указанных в Налоговом кодексе, подлежатобложению по ставке 10%.
Исчисление и удержание индивидуальногоподоходного налога производятся налоговыми агентами не позднее дня выплатыдохода, облагаемого у источника выплаты, если иное непредусмотрено настоящимКодексом. Налоговые агенты осуществляют перечисление налога по выплаченнымдоходам до 15 числа месяца, следующего за месяцем выплаты, по месту своегонахождения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Расчет поиндивидуальному подоходному налогу представляется налоговыми агентами вналоговые органы по месту уплаты налога не позднее 15 числа месяца, следующегоза отчетным кварталом.
14 декабря 2006 годаПредседателем Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстанподписан приказ № 641 «Об утверждении Правил исчисления и удержанияиндивидуального подоходного налога и исчисления социального налога»,который зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативныхправовых актов 29 декабря 2006 года за № 4501.
Приказ вводится вдействие со дня официального опубликования и распространяется направоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
С вступлением в силуПриказа утрачивает силу приказ Председателя Налогового комитета Министерствафинансов Республики Казахстан от 1 декабря 2004 года № 613 «Об утвержденииПравил исчисления и удержания индивидуального подоходного налога и исчислениясоциального налога», в соответствие с которым производилось исчислениеиндивидуального подоходного и социального налогов в течение 2005 и 2006 года.[6]
Подоходныйналог с физических лиц— наиболее значительный и по суммам поступлений,и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватываяразнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами ихдеятельности.
Плательщиками подоходного налога являются граждане РеспубликиКазахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие постоянноеместо жительства в стране, так и не имеющие его. Все они обобщенно именуются взаконе физическими лицами.1.3 Основные положения по социальномуналогу
Социальный налогявляется сравнительно недавно введенным налогом в налоговой системе Казахстана.Изначальная цель взимания данного вида заключалась в мобилизации средств дляреализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечениеи медицинскую помощь.
Введение социальногоналога с января 1999 г. было необходимо также и для формирования доходной частибюджет на социальные программы. За непродолжительный период существованиясоциального налога вносилось немалое количество изменений и дополнений в размерставок, облагаемую базу и отчетность. Отличительной особенностью социальногоналога изначально являлось то, что объектом обложения выступал фонд оплатытруда, и, следовательно, его начисление производилось до удержаниясоответствующих налогов, независимо от источников финансирования.
При этомналогоплательщиками признавались организации-работодатели, которые начислялиэтот налог по установленным ставкам на выплаты работникам, начисленным вденежной и натуральной формах в виде материальных и социальных льгот. ВРеспублике Казахстан существуют два вида налогообложения: начисление на оплатутруда социального налога и удержание подоходного налога с оплаты трудаработников.
Плательщиками социального налога являются:
–    юридические лица — резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющиедеятельность в РК через постоянное учреждение, филиалы и представительстваиностранных юридических лиц;
–    индивидуальныепредприниматели, за исключением применяющих специальный налоговый режим дляотдельных видов деятельности;
–    частные нотариусы,адвокаты. [23, с148]
Объектом налогообложения для юридическихлиц являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов вденежной или натуральной форме, включая доходы в виде материальных, социальныхблаг или другой материальной выгоды, за исключением выплат, установленныхНалоговым кодексом. К таким выплатам относятся:
— адресная социальная помощь, выплачиваемая за счет средств государственногобюджета в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;
— возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем либо иным повреждениемздоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей (кроме возмещения вчасти утраченного заработка);
— выплаты в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеетразъездной характер либо в связи со служебными поездками в пределахобслуживаемых участков, в размерах, установленных законодательством РК;
— всевиды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы,сотрудникам внутренних дел и государственной противопожарной службы, которым вустановленном порядке присвоено специальное звание, получаемых ими в связи сисполнением служебных обязанностей;
— выплаты для оплаты медицинских услуг (кроме косметических) при рожденииребенка, на погребение, подтвержденные документально, в пределах 50-кратногоМРП в течение налогового периода;
— компенсации, выплачиваемые работнику за неиспользованный трудовой отпуск;
— обязательные пенсионные взносы работников в накопительные пенсионные фонды;
— денежные награды, присуждаемые за призовые места на спортивных соревнованиях,смотрах, конкурсах и др.
Уплата социального налога производится непозднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Декларация по социальному налогупредставляется ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего заотчетным кварталом.
Налогоплательщики, работающие на основеупрощенной декларации, исчисляют социальный налог согласно установленной шкаленалогообложения от получаемого дохода.
Юридические лица — резиденты РеспубликиКазахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в РеспубликеКазахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства, уплачиваютсоциальный налог по следующим ставкам, указанным в таблице 2.

Таблица 2 – Ставки социального налогаОблагаемый доход работника Ставка До 15-кратного годового расчетного показателя 20 процентов с суммы облагаемого дохода От 15 до 40-кратного годового расчетного показателя Сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 15 процентов с суммы, превышающей его От 40 до 200-кратного годового расчетного показателя Сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя +12 процентов с суммы, превышающей его От 200 до 600-кратного годового расчетного показателя Сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя + 9 процентов с суммы, превышающей его От 600-кратного годового расчетного показателя и свыше Сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 7 процентов с суммы, превышающей его
Юридическиелица — резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющиедеятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы ипредставительства, уплачивают социальный налог за иностранных специалистовадминистративно-управленческого, инженерно-технического персонала по следующимставкам, указанными в таблице 3.
Таблица3 — Ставки социального налога, уплачиваемого за иностранных специалистовОблагаемый доход работника Ставка До 4-х кратного годового расчетного показателя 11 процентов с суммы облагаемого дохода От 40 до 200-кратного годового расчетного показателя Сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 9 процентов с суммы, превышающей его От 200 до 600-кратного годового расчетного показателя Сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя + 7 процентов с суммы, превышающей его От 600-кратного годового расчетного показателя и свыше Сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 5 процентов с суммы, превышающей его

13декабря 2006 года приказом Председателя Налогового комитета Министерствафинансов были утверждены правила подачи и заполнения декларации по социальномуналогу (600.00) согласно которым:
Порядок составления Декларации по социальному налогу,предназначенной для исчисления и своевременной уплаты социального налогаюридическими лицами разработаны в соответствии с разделом 11 Кодекса РеспубликиКазахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговыйкодекс) — резидентами Республики Казахстан, за исключением государственных учрежденийи специализированных организаций, в которых работают инвалиды с нарушениямиопорно – двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующихусловиям пункта 2 статьи 121 Налогового кодекса, а также нерезидентами,осуществляющими деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждениев соответствии со статьей 177 Налогового кодекса.
/>2 Учет расчетов с бюджетом по ИПН и социальному налогуна предприятии ТОО «Корунд.KZ» 2.1 Сущность и задачи учета расчетов с бюджетом на предприятии
Введение с 12 июня 2001 г. Указа Президента РК «Оналогах и других обязательных платежах в бюджет», №209-11 (с изменениями и дополнениями от 01.01.2007г.), а такжеЗакона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года № 234-111 внеслоизменения в традиционные представления о налогообложении. Функции бухгалтерскогоучета недостаточно были связаны с задачами по правильному исчислению налоговыхплатежей, поскольку стали появляться новые виды сборов и налогов. Возникалипротиворечия, выдвигающие проблемы оптимального взаимодействия системыналогообложения, учета и выработки необходимых правил применительно ксложившимся условиям хозяйственной деятельности. Параллельное существованиедвух самостоятельных видов учета — бухгалтерского и налогового — выдвинулоразличные задачи перед учетной системой предприятий. В частности, к нимотносятся:
–   проведениеопределенных корректировок и преобразований учетных данных для налоговых целей;
–   дополнениебухгалтерских процедур данными, обеспечивающими в рамках системного учетаформирование готовых сведений для налогообложения.
–   В экономическойлитературе определение налогового учета (учета расчетов с бюджетом по налогам)рассматривается с двух точек зрения:
–   налоговый учет вшироком смысле слова выступает в виде процесса фиксации имуществаналогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов дляопределения показателей, необходимых взносу в бюджет. С этих позиций налоговыйучет можно рассматривать, как и любой учет, в том числе и статистический, ибухгалтерский, если они связаны с налогообложением;
–   налоговый учет вузком смысле слова — это специализированная система, применяемая исключительнов случае, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов,причитающихся взносу в бюджет. [22,с164]
Следовательно,налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработкихозяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисленияналоговых обязательств плательщика. Его возникновение связано с обособлением отучета бухгалтерского, который для него является первичным. В мировой практикепо степени участия бухгалтерского учета в системе налогового выделяются три еговида (рисунок 1).
/>
Рисунок 1 Видыналогового учета и их особенности
Данные виды налоговогоучета в Казахстане находят отражение в определенной их комбинации. Так, вреспублике отдельные налоговые платежи рассчитываются без участия показателейбухгалтерского учета (таможенные пошлины, государственные пошлины и т.п.). Приэтом существующая методология налогового учета практически в целом основана научете бухгалтерском. Это нацеливает на согласование совместных решений всехветвей учетной и налоговой систем.
Опыт западных странпоказывает, что «усиление налогового бремени может приводить к ростугосударственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращатьсяоблагаемая налогом часть национального производства». Развитие бухгалтерскогоучета отдельных стран доказало, что в целях налогообложения никакиепараллельные системы учета не целесообразны. Налогооблагаемый доход и иныеналоговые показатели могут быть получены из бухгалтерской информации путемкорректирования бухгалтерских показателей в соответствии с правиламиналогообложения расчетным путем и на основе выборки и обобщения необходимыхданных из аналитического учета.
В основу развитияподсистем учета следует заложить идею формирования достоверной, объективной,полезной информации о финансовых результатах деятельности и изменениях вфинансовом положении. Причем для построения системы бухгалтерского учета целисистемы налогообложения не должны рассматриваться в качестве приоритетных.
Учет расчетов с бюджетомпо налоговым обязательствам ведется на счете 3100 «Обязательства по налогам»раздела 3 «Краткосрочные обязательства», который имеет субсчета:
3110 «Корпоративныйподоходный налог, подлежащий уплате»;
3120 «Индивидуальныйподоходный налог»;
3130 «Налог надобавленную стоимость»;
3140 «Акцизы»;
3150 «Социальный налог»;
3160 «Земельный налог»;
3170 «Налог натранспортные средства»;
3180 «Налог наимущество»;
3190«Прочие налоги». [2]

/>/>2.2 Порядокрасчетов с бюджетом по ИПН и социальному налогам на ТОО «Корунд.KZ»
Плательщиками индивидуального подоходного налога ТОО «Корунд.KZ» являютсярабочие и служащие, имеющие доходы, облагаемые у источника выплаты. К доходам рабочихи служащих относятся любые доходы, выплачиваемые им ТОО «Корунд.KZ» в видеоплаты труда в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленныепредприятием в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды.
Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога производится непозднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты [3]. ТОО«Корунд.KZ» производит уплату налога в течение 5 рабочих дней, следующих запоследним днем выплаты дохода отчетного месяца, по месту нахожденияналогоплательщика.
Исчисление индивидуального подоходного налога производится с начала годапо истечении каждого месяца с суммы дохода уменьшенного на установленныйзаконодательно размер минимальной заработной платы, путем применения ставки10%.
Индивидуальный подоходный налог удерживается с целых тенге, тиыныприбавляются к заработной плате следующего месяца.
При увольнении работника до истечения налогового года производитсяперерасчет индивидуального подоходного налога, исходя из полученного дохода зафактически проработанный период с учетом коэффициента перерасчета, равногоединице. Согласно перерасчета работнику предоставляется справка о доходах иналогах за проработанный период.
Учет расчетов с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу ведется насчете 3120 «Индивидуальный подоходный налог». Корреспонденция счетов по учетурасчетов с бюджетом по социальному налогу отражается на следующих счетахбухгалтерского учета:
Дебет счета 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда» Кредитсчета 3120 «Индивидуальный подоходный налог».
При перечислениииндивидуального подоходного налога в бюджет на основании выписки банкасоставляется следующая бухгалтерская проводка:
Дебет счета 3120«Индивидуальный подоходный налог» — кредит счета 1040 «Денежные средства натекущих банковских счетах в тенге».
Также ТОО «Корунд.KZ» является плательщиком социального налога. При этомобъектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемыеработникам в виде доходов в денежной или натуральной форме, включая доходы ввиде материальных, социальных благ или другой материальной выгоды, заисключением выплат, установленных Налоговым кодексом.
Исчисление и удержание индивидуального подоходного и социального налоговпо одному сотруднику производится в карточке учета расчетов по заработнойплате. (Приложение 1)
Хотелось бы обратить особое внимание на порядок исчисления социальногоналога в случаях, когда работник работает неполный календарный год.
В соответствии с пп. 14 п. 2 Правил при поступлении работника в течениекалендарного года коэффициент перерасчета (далее — коэффициент) определяетсякак отношение числа, означающего количество месяцев, оставшихся до концакалендарного года, к числу, означающему количество месяцев, за котороеопределяется расчетная сумма расходов, облагаемых социальным налогом.
Например, если работник поступил на работу в январе, то коэффициент равен12 (12/1), в феврале — 11 (11/1), в марте — 10 (10/1), в апреле — 9 (9/1), вмае — 8 (8/1) и так далее.
Кроме того, вышеуказанным подпунктом правил также предусмотрено, что приувольнении работника исчисление расчетной суммы расходов работодателя,облагаемых социальным налогом, производится с применением коэффициентаперерасчета 1.
Учет расчетов с бюджетом по социальному налогу ведут на счете 3150«Социальный налог» из группы счетов 3100 «Обязательства по налогам»,который корреспондирует со счетом 7210 «Административные расходы».
Таким образом, в данномразделе мы рассмотрели порядок начисления и уплаты в бюджет налогов, а такжеучетные работы по отражению расчетов с бюджетом по налогам в бухгалтериипредприятии ТОО «Корунд.KZ». Таблица, характеризующая состояние расчетов сбюджетом данного предприятия представлена в Приложении 2.
3 Путисовершенствования учета расчетов с бюджетом по социальному и индивидуальномуподоходному налогу
Действующим Налоговымзаконодательством Республики Казахстан предусмотрено исполнение налоговогообязательства по составлению и представлению налоговой отчетностиналогоплательщиками самостоятельно в установленном порядке и сроки.
Налоговая отчетностьсоставляется налогоплательщиком, налоговым агентом, либо их представителями впорядке и по формам, установленным уполномоченным государственным органом всоответствии с Налоговым кодексом. Налоговая отчетность составляется набумажном и (или) электронных носителях на государственном или русском языке.
Налогоплательщики вправепредставлять налоговую отчетность по выбору:
–    в явочном порядке;
–    по почте заказным письмом с уведомлением;
–    в электронном виде.
Если налогоплательщикжелает представлять декларацию в электронном виде, он должен предварительнозарегистрироваться в Налоговом комитете по месту регистрации, как плательщик,сдающий налоговую отчетность в электронном виде. Процесс регистрацииналогоплательщика включает в себя:
1) Подачу Заявления обобмене электронными документами с налоговым органом (форма 009.00);
2) Заключение типовогосоглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи вэлектронных документах;
3) Выпуск Налоговымкомитетом криптографических ключей для налогоплательщика и запись их намагнитный носитель (дискету).
При составленииналоговой отчетности в электронном виде электронный документ должен бытьзаверен электронной цифровой подписью налогоплательщика. Ответственность задостоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается наналогоплательщика.
При составленииналоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщики обязаны потребованию уполномоченного государственного органа представлять копии такихдокументов на бумажных носителях.
Электронные формыналоговой отчетности передаются в Налоговый комитет с помощью программ,разработанных налоговым комитетом: ИСИД, НДС, ЭФНО через СистемуГарантированной Доставки Сообщений (СГДС)
В этом году в период с20 июля по 2 сентября прошло полное обновление программ налоговой отчетности ипереход с СГДС2 на СГДС3.
Налоговая отчетностьпредприятия ТОО «Корунд.KZ» составляется в порядке, утвержденном Правиламисоставления форм налоговой отчетности от 8 декабря 2004 года приказомПредседателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан за№ 625 и Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года “О налогах и другихобязательных платежах в бюджет”.
Также за каждый кварталТОО «Корунд.KZ» предоставляет в Налоговый комитет расчет по индивидуальномуподоходному налогу по выплаченным доходам, облагаемым у источника выплаты, непозднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
По окончании отчетногогода ТОО «Корунд.KZ» представляет декларацию по индивидуальному подоходномуналогу в налоговый комитет.
Раз в квартал ТОО«Корунд.KZ» представляет в Налоговый комитет декларацию социальному налогу непозднее 20 числа месяца, следующего за кварталом Сроки подачи квартальныхотчетов утверждены согласно ст 377 и 377-1 НК РК от 31.12.2006г
Также бухгалтерскаяслужба ТОО «Корунд.KZ» составляет таблицу сведений о сроках уплаты иперечисления налогов, в которой указаны сроки, суммы уплаты налогов, виды иместо представления налоговой отчетности. Типовая форма таблицы представлена втаблице 4.
Таблица 4 — Сведения осроках уплаты и перечисления налоговНаименование налога Срок уплаты налога Перечисление налога в бюджет (или адресно в иной орган) Наличие задержки Дата по предъявлен-ному требованию Дата факт.уплаты Платежное поручение +,- к-во дней № Дата Сумма, тыс.тенге 3 квартал 2007г. Социальный налог до 15 числа тек.мес. 13 апреля 12 13.10 2185,4
Возникновение ошибок присоставлении расчетов и декларации по налогам независимо от причин образования,технические они или методологические, влечет за собой ответственность засовершение правонарушения в области налогообложения, что может существенноотразиться на финансовом положении предприятия.
Однако административные санкциик налогоплательщикам за технические ошибки не применяются, если:
— они своевременно выявлены напредприятии либо с помощью аудитора, до проведения проверки налоговым органом;
— внесены исправления вустановленном порядке в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам иплатежам (доведены до сведения налоговых органов);
— произведена уплатапричитающихся к внесению в бюджет сумм;
— ранее налогоплательщик вустановленные сроки предоставлял в налоговый орган расчеты по налогам иплатежам.
Исправления техническихошибок, возникающих при составлении расчетов по налогам, исчисляемымнарастающим итогом, производятся в годовой отчетности. Аналогично бездополнительных записей по счетам бухгалтерского учета исправляется техническаяошибка, связанная с неправильным перенесением данных в налоговый расчет. Еслитехническая ошибка связана с неверным расчетом налога (при этомналогооблагаемая база для исчисления налога на счетах бухгалтерского учетасформирована верно), то, кроме вышеперечисленных действий, в бухгалтерскомучете предприятия следует отразить дополнительную бухгалтерскую проводку.
После обнаружения ошибки в налоговую инспекцию необходимопредставить дополнительные расчеты, в которых по соответствующим строкамотчетности указываются только суммы выявленной разницы по сравнению с ранеепредставленными расчетами. Подобные расчеты нужно сопроводить соответствующимзаказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения), в которомцелесообразно описать подробности допущенной технической ошибки. Чем скореепредприятие это сделает, а также внесет в бюджет недостающую сумму налога, темменьше риска подвергнуться финансовым санкциям.
При этом исправительные записипроизводятся одним из трех указанных ниже способов:
— сторнируется неправильнаябухгалтерская запись и производится правильная. Такой способ обычноиспользуется, когда ошибка выявлена в текущем отчетном периоде (квартал, год) исвязана с несоответствующим первичным документом или нормативным актом,отражением операции на счетах бухгалтерского учета;
— дается дополнительная записьна сумму, не отраженную на счетах бухгалтерского учета. Этот способ можноиспользовать для исправления ошибок, выявленных как в текущем отчетном периоде,так и в прошлом. Однако зачастую в текущем отчетном периоде сделаннаянеправильная бухгалтерская запись все же требует сторнирования и внесенияправильной записи;
— производится обобщеннаяпроводка, приводящая на счетах бухгалтерского учета к такому состоянию, котороебыло бы в случае первоначально правильного отражения операции (по ошибкам,выявленным по прошлым отчетным периодам).
Исправительные записипри этом должны быть подтверждены бухгалтерской справкой или отчетом аудитора,прилагаемым к документации того отчетного периода, в котором были внесеныизменения.
Налоговаясистема Казахстана идет в ногу со временем: основная часть функций более трехлет выполняется с помощью информационных систем. Это удобно не только налоговыморганам, а, прежде всего, налогоплательщикам.
Информационная системаНДС — система предназначена для проведения автоматизированной встречнойпроверки сделок между налогоплательщиками по электронным реестрам счетов-фактурдля выявления субъектов, выписывающих фиктивные счета-фактуры.
Информационная системаучета получателей доходов у источника выплаты (ИСИД).
Система формированияэлектронных форм налоговой отчетности (ЭФНО).
Клиентские приложениявышеназванных систем представляют собой программное обеспечение дляформирования и передачи налоговой отчетности в электронном виде, котороеустанавливается на рабочих местах налогоплательщика после общей регистрацииплательщика, сдающего отчетность в электронном виде, и выполняют следующиефункции:
–   подготовкуформ налоговой отчетности;
–   форматно-логическийконтроль вводимой информации;
–   печатьзаполненных форм налоговой отчетности;
–   сохранение,передача, получение подтверждения о приеме форм налоговой отчетности.
Передача электроннойформы отчетности на центральный сервер осуществляется через системугарантированной доставки сообщений (СГДС):
–   непосредственнос рабочего места налогоплательщика (через Интернет);
–   черезналоговый комитет, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Все системы делятся напрограммное обеспечение налогоплательщика (клиентское приложение) и программноеобеспечение налогового органа. С помощью клиентскогоприложения вводятся данные в налоговую отчетность, затем их отправляют насервер налогового комитета либо представляют в налоговый орган на магнитномносителе.
Для того, чтобы оправлятьналоговую отчетность в электронном виде необходимоподать заявление об обмене электронными документами с налоговым органом.Во-вторых, заключить соглашение с налоговым комитетом об использовании ипризнании необходимой при таком обмене электронной цифровой подписи. Затемналогоплательщику выдается электронный ключ, спомощью которого он работает с клиентскими приложениями информационных систем.Ответственность за сохранность и использование ключа полностью наналогоплательщике.
За надежность сведений отвечаетсистема гарантированной доставки сообщений.
Опытные бухгалтеры без опаскиперенимают современный способ работы, находя, что это значительно экономитвремя. В частности, не выходя из рабочего кабинета, специалист может проверитьправильность заполнения отчетов, сдать их, просмотретьсостояние лицевого счета на предмет своевременности и правильности суммначислений. В случае, если отчетность направлена в налоговый комитет не поместу регистрационного учета, есть возможность исправить ошибку. Кроме того,предприятие может отправить отчетность из любогорегиона страны. Ко всему, это можно сделать через «терминалыналогоплательщика», созданные в налоговых комитетах.
Автоматизирована и система учета.Постоянно производится сверка на соответствие данных по поступлениям налогов идругих обязательных платежей в бюджет по лицевымсчетам налогоплательщиков в информационной налоговой системе РеспубликиКазахстан с данными, полученными от органов Казначейства по кодам бюджетнойклассификации. Сотрудники налоговых органов считают, что в автоматизированных системах многое зависит и от бухгалтеров. Вчастности, чтобы сумма исполненных налоговых обязательств отразилась на лицевомсчете налогоплательщика своевременно и по адресу, необходимо правильноезаполнение всех реквизитов платежных документов, втом числе реквизитов самого налогоплательщика (наименование, РНН, сведения обанковских счетах). При неисполнении налоговых обязательств уведомления иинкассовые распоряжения по мерам принудительного взыскания также автоматическиформируются в информационной налоговой системе.
Итак, внедрениеинформационных систем в налоговых органах, кроме повышения прозрачности,оперативности и эффективности работы, позволило дисциплинироватьналогоплательщиков в части неправомерного завышения затрат; установить схемы уклонения от уплаты налогов налогоплательщиков;дополнительно начислить налоги. Все принимаемые меры по автоматизированиюинформационных систем направлены на обеспечение прозрачности налоговой системы.А это увеличивает возможности контроля для налоговых органови дает преимущества налогоплательщикам в становлении их бизнеса.
Заключение
Проведенное исследованиеубедило нас в многоаспектности темы курсовой работы. Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей ипредприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности иорганизационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяютсявзаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности сгосударственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящимиорганизациями. С помощью налогов государство получает в свое распоряжениересурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. Системаналогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В современных условияххозяйствования практически невозможно управлять сложным экономическиммеханизмом хозяйствующего субъекта без своевременной, полной и достовернойэкономической информации, которую дает только четко налаженная система учета. Всистеме бухгалтерского учета немаловажное место занимает учет обязательствхозяйствующего субъекта, одним из которых является обязательство предприятиявести правильные и своевременные расчеты с бюджетом
Учет расчетов с бюджетомпо налоговым обязательствам строится на основе общих принципов и положений,закрепленных в Стандартах бухгалтерского учета, Типовом плане счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, изданных всоответствии с Законами Республики Казахстан «О бухгалтерском учете ифинансовой отчетности», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», атакже инструкций, положений и рекомендаций, изданных компетентными органамиРеспублики Казахстан по бухгалтерскому учету.
Предприятие становитсяналогоплательщиком с момента государственной регистрации. Это означает, что онодолжно уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иныеобязательные платежи. Нарушение этой обязанности влечет административнуюответственность для предприятия и его руководителя в виде штрафов. Кроме того,казахстанским уголовным законодательством установлено наказание за различныевиды налоговых преступлений.
Для учета расчетов с бюджетом используется счета гуппы 3100«Обязательства по налогам», к которым открываются субсчета по видам налоговыхплатежей. Счета 3100 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо(дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении балансадебетовый остаток на счетах группы 3100 «Обязательства по налогам» отражается вактиве баланса, а кредитовый — в пассиве.
Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна бытьпостроена таким образом, чтобы было легко получить необходимую информацию покаждому виду налогов в бюджет. Поэтому каждое предприятие открывает посоответствующим синтетическим счетам субсчета. Состояние расчетов поплатежам в бюджет подробно характеризуется в аналитических оборотных ведомостяхк этим субсчетам.
Былорассмотрена действующая практика учета расчетов с бюджетом по социальному ииндивидуальному подоходному налогу на предприятии ТОО «Корунд.KZ». Анализ строился на основе данных 2006-2007 годов, поэтомубыл основан на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
Было выявлено, что учетрасчетов с бюджетом по данным налоговым обязательствам на данном предприятиистроится на основе общих принципов и положений, закрепленных в стандартахбухгалтерского учета, в соответствии с Законами Республики Казахстан «Обухгалтерском учете и финансовой отчетности», «О налогах и других обязательныхплатежах в бюджет», а также инструкций, положений и рекомендаций, изданныхкомпетентными органами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.
/>В процессе исследования особенностей учета расчетов сбюджетом были изучены такие налоговые обязательства данного предприятия, какиндивидуальный подоходный налог, социальный налог. Были рассмотрены объективнаяи субъективная стороны этих налогов, />ставкиналогов, правила исчисления и сроки уплаты, а главное, синтетический ианалитический учет начисления и уплаты налогов, ответственность и минимальныйдокументооборот.
Литература
1. Кодекс Республики Казахстан «Оналогах и других обязательных платежах в бюджет» Алматы: БАСПА, 2001 г.
2. Международные стандартыфинансовой отчетности (М.Аскери, 2005г.)
/>3.  Постановление Президента Республики Казахстан от 6октября 1993 года № 1362 «О системе классификации и кодированияналогоплательщиков»/>
4. Типовой план счетовбухгалтерского учета, утвержденный приказом Министра финансов РеспубликиКазахстан от 18 сентября 2002 года № 438
5. Инструкция (основа) поразработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовуюотчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности(приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426)
6. Закон РК «О бухгалтерскомучете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года № 234-111.
7.  КодексРеспублики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах вбюджет» (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 г., №209-11.-Алматы: БИКО, 2001г.
8. Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности вРеспублике Казахстан» от 20 ноября 1998 г., Алматы; Юрист, 2003г.
9. Методические указания кстандартам бухгалтерского учета МФ РК. Департамент методологии бухгалтерскогоучета и аудита от 20.08.1997г.
10.   О налогах и других обязательныхплатежах в бюджет (Налоговый кодекс). Кодекс Республики Казахстан от 12 июня2001 г., №209-11 (с изменениями и дополнениями от 01.01.2007г.). — Алматы:Каржы-Каражат, 2006 г.
11.   Бондаренко В.И. Определениеуровня существенности при планировании аудиторской проверки // Аудитор. — 2002.- № 10.
12.   Бухгалтерский учет/ под ред.Безруких П.С. М: Бухгалтерский учет, 2002 – гл. 1 (§ 1).
13.   Бычкова С.М. Методы оценкиаудиторских рисков // Аудитор. — 2002. — № 7.
14.   Козлова Е.П. и др.Бухгалтерский учет, изд. 2-е, стереотипное, М.: «Финансы и статистика», 1998г.;
15.   ЛитвинМ.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы, 1998,№5.
16.   Нидлз Б. «Принципыбухгалтерского учета» — Финансы и статистика — 1997г.
17.   Нургалиева Р.Н. «Промежуточныйфинансовый учет».
18.   Парушина Н.В., Баркова Т.А.Планирование аудита // Аудитор. — 2003. — №2.
19.   Попова Л.А. «Бухгалтерскийучет: Финансовый аспект» Учебное пособие. Караганда, 2003 – 257с.;
20.   Радостовец В.В., Шмидт О.И.“Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета”, Алматы – 2000;
21.   Радостовец В.К., РадостовецВ.В. Шмидт О.И. Бухгалтерский учёт на предприятии: Изд 3-е, доп. и перераб. –Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002.
22.   Стражев А.В., Старжева Г.И.«Бухгалтерский учет» Сакут — 2001 г.;
23.   Сейдахметова Ф.С. «Налоги в Казахстане», Алматы; LEM-2002г. – 160с.
24.   Толпаков Ж.С. «Бухгалтерскийучет» г.Караганда, — 2004.
25.   Худяков А. И. Налоговое правоРеспублики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998г.
26.   Черник Д.Г., Починок А.П.,Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422с.
27.   Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.–429с.
Приложение 2
/>Ставкииндивидуального подоходного налогаДо 15-кратного расчетного показателя ( до 185 400 тенге) 5 процентов с суммы облагаемого дохода (до 9270 тенге)
От 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя
(от 185 400 тенге до 494 400 тенге) Сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 8 процентов с суммы, превышающей его (9270 тенге + 8% с суммы, превышающей 185 400 тенге)
От 40-кратного до 200-кратного расчетного показателя
(от 494 400 тенге до 2 472 000 тенге) Сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 13 процентов с суммы, превышающей его (33990 тенге + 13% с суммы, превышающей 494 400 тенге)
От 200-кратного до 600-кратного расчетного показателя
(от 2 472 000 тенге до 7 416 000 тенге)
Сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя
 15 процентов с суммы, превышающей его (291 078 тенге + 15 % с суммы, превышающей 2 472 000 тенге) От 600-кратного расчетного показателя и свыше
Сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя
20 процентов с суммы, превышающей его (1 032 678 тенге + 20 % с суммы, превышающей 7 416 000 тенге)