Психологические особенности возраста студента

МИНИСИТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
ФакультетЗаочной формы обучения
 
/>Кафедра психологии
Контрольнаяработа
/>по  психологии высшей школы
/>тема(вариант)  психологические особенности возрастастудента/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>                                                              СтуденткиКабанцевой О.А.
/>                                                             Факультета />Заочной формы обучения
                                                                                                              
/>                                                             Специальности   дошкольное воспитание
                                                             Заочная магистратура
                                                              Руководитель/>                                                             />/>/>/>/>                                                              
                                                                                                                                                                                          
                                                             
Контрольная работа
— получена
— передана на рецензию
— возвращена рецензентом
г. Симферополь
2006 г.
          Контрольная работа.
Тема. Психологические особенностивозраста студента.
План.
Введение.
1)  Студенчество –отдельная возрастная категория.
2)  Социально-психологическиеособенности студенческого возраста.
3)  Психологическиеновообразования студенческого возраста.
4)  Специфика учебноймотивации студента.
Заключение.
    

Введение.
Развитие ифункционирование образования как социальной структуры общества обусловленовсеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурными) егосуществования в целом. Образование переживает наряду с другими формамисоциальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначныевремена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. Вто же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования кобразованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов,обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области,быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстрообучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам — общению с другимилюдьми.
В сложившейся ситуацииименно сфера образования создает феномен современного мира — умение «быть» вменяющихся обстоятельствах и активно участвовать в происходящих переменах.Сфера вузовского обучения является самым ответственным звеном профессиональнойподготовки специалистов в цепи организованных институтов образовательнойсистемы. Преподаватели вузов и научные сотрудники должны не просто обладатьпоследней научной информацией, более ценными становятся не знания), а самиспособы их добывания, как некие «интеллектуальные орудия»,«выкристаллизовывающиеся» в ходе деятельности, приложимые затем как обобщенныеструктуры в новых условиях. Первостепенная задача высшей школы — помочьовладеть студентам средствами мышления и деятельности. Вузовское образованиеявляется, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательнойподготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. Откачества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависитдальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональнойдеятельности, его готовность решать нерутинные, нестандартные проблемы впроизводственных и коммуникативных ситуациях, а также его субъектное бытие впроцессе взаимодействия с другими людьми. Содержание образования как важнейшегофактора экономического и социального прогресса должно быть направлено на«обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»,оно должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современномууровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картинымира». В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях иэтапах — создание условий для всестороннего развития личности — приобретаетособое звучание на данной образовательной ступени.
          В отечественной психологии традиционно подчеркивается ведущая рольвоспитания и обучения в развитии психики (вне отрицания роли наследственности)как его необходимых условий (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн,А.Н.Леонтьев, Г.С.Костюк, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и мн.др.).Обучение, стимулируя развитие, в то же время опирается на него. «Междупроцессами обучения и развития устанавливаются сложнейшие динамическиезависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной,умозрительной формулой» (Л.С.Выготский).
Процесс психическогоразвития рассматривается большинством исследователей как динамичный процесскачественных и количественных изменений, в ходе которого возникают новыепсихические образования на основе и посредством дифференциации прежнихструктур. В последнее время в отечественной психологии находит распространение концепция«неограниченного развития» (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, И.С.Кон, К.К.Платонов,А.В.Толстых и др.), согласно которой развитие представляет собойэволюционно-инволюционное поступательное движение, не прекращающееся до моментапрекращения самой жизни. Это позволяет предположить, что, если психическоеразвитие продолжается в течение всей жизни и его показателями являютсяпсихические новообразования и особенности, специфичные для каждого возрастногопериода (что нашло отражение в многочисленных периодизациях детского развития),то студенческому возрасту как социально-психологической возрастной категории,характеризующейся интенсивным развитием всей структуры личности,интеллектуальной системы в том числе, также присущи определенные психическиеновообразования и психические особенности. Исследования показали, что встуденческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека,сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, меняетсявся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие иразнообразные социальные общности (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Л.С.Грановская,В.Т.Лисовский, И.А.Зимняя, И.С.Кон и др.). Изучение закономерностей развитиячеловека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуальногоразвития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения ролистудента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психическихособенностях студенческого возраста.

1) Студенчество –отдельная возрастная категория.
          Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека.Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особойсоциально-психологической и возрастной категории принадлежит психологическойшколе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой,
М.Д. Дворяшиной, 1976;Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина,1985, В.А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материалнаблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения поэтой проблеме.
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивнымпериодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшееобразование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие еголичности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий устудентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяютнаправленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, которыйхарактеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обученияв вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, вчастности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определеннымкругом логических операций.
При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистамивузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровнянаучно-практической подготовки студентов необходимо решить две главныепроблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальныхзнаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобыповысить качество обучения, развить творческие способности студентов, ихстремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересыстудентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е.Андресюк).
Организация исовершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможнобез целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося иглубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всехступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988;Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом являетсяпринцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организациии совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться нетолько на знания закономерностей психического развития, но и на знаниеиндивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлятьпроцесс интеллектуального развития.

2)   Социально-психологические особенностистуденческого возраста.
В отечественнойпсихологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н.Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелуюличность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого времениинтересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвойдетства». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческийвозраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавнопредметом психологической науки. Здесь юношеский возраст рассматривался вконтексте завершения, свертывания процессов психического развития ихарактеризовался как наиболее ответственный и критический возраст.
           Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношескоговозраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детствоот взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено вцепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии…».Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционнооставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С.Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолженаотечественными учеными.
           Студенчество в качестве отдельной возрастной исоциально-психологической категории выделено в науке относительно недавно – в1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством           Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Каквозрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослогочеловека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» иопределяется как поздняя юность — ранняя взрослость (18-25 лет). Выделениестуденчества внутри эпохи зрелости — взрослости основано на социально-психологическомподходе.
Рассматривая студенчествокак «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованнообъединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основныехарактеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населениявысоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшейсоциальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной исоциальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество являетсяпериодом интенсивной социализации человека, развития высших психическихфункций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Еслирассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следуетотнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детствоми взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессомвзросления.
Период юностирассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя вразные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблемаюности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этогопериода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критерияхюношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научногоизучения юность, по выражению П.П. Блонского, стала относительно позднимдостижением человечества.
Юность однозначнооценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижениясоциальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этомпериоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно былоотмечено различными возрастными границами. Сами представления о юностиисторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих,если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический,сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорийс социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровеньразвития индивида данного хронологического возраста определяет его общественноеположение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себевлияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессесоциализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли.К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелыхвозрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная сюности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.
           Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания,решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь.В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы,потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественнаяактивность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. Вмолодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональноемастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а,следовательно, и студенческая пора.
А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен,выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен ковладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всегоприобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки,развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества(организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость,необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).
           Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоватьсяс трех сторон:
1) с психологической,которая представляет собой единство
психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в
психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент,характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов,возникновение психических состояний, проявление психических образований;
2) с социальной, вкоторой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемыепринадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
3) с биологической,которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов,безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Этасторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, нов известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
           Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, еговозрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человекуопределенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величинылатентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы,оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшаяпластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительнос другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скоростьоперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логическихзадач.       Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижениемнаивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессахбиологического, психологического, социального развития.
            Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — этопериод наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств,становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полнымкомплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских,профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономическойактивности», под которой демографы понимают включение человека всамостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии исоздание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностныхориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностейв связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качествецентрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивныхрекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
           Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаютсяоптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются«ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывновозрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физическихсил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают всебе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что всялучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».
Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодомзрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работыБ.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характернойчертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательныхмотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полноймере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость,самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес кморальным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают,что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 летразвита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидетьпоследствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойныемотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстныхжертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Юность — пора самоанализаи самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» среальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное«Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие вразвитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннююнеуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью,развязностью или чувством непонятности.
Изучением студенчествакак социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУпод руководством          В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодыхлюдей, занимающихся одним видом деятельности — учением, направленным наспециальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста(18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которыхограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются:характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новымизнаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также всамостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли ипринадлежность к большой социальной группе — молодежи в качестве ее передовой имногочисленной части.
           Специфичность студенчества как социальной группы заключается водинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли вобщественной организации труда и частичном участии в производительном инепроизводительном труде. Как специфическая социальная группа онахарактеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением исистемой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающихстуденчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активноевзаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни,стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

3) Психологические новообразованиястуденческого возраста.
Для этого возраста характернозавершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма,создающего основания не только для особого положения молодого человека вучении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. Сточки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются чертывнутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психическиепроцессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.
Юность – период жизнипосле отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от15-16 до 21-25лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного,непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительногоповзросления.
В юности у молодогочеловека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремитсясформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я долженбыть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно вюности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорийдобра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующиеличность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человекрасширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и своюдушу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменногозлого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, вборьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовнойжизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно длясамого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себяпуть духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостояниемобщественным добродетелям.
Как бы странно ни быланаправлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была онаинтеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – ещенет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бымолодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждаетсяданное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать,несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностныеориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствамиможет доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.
Начав в отрочествесозидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодойчеловек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств вюности. Однако у одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а удругих – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развитияличности.
В этот период жизничеловек решает, в какой последовательности он приложит свои способности дляреализации себя в труде и в самой жизни.
Юность – чрезвычайнозначимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человекзавершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно самопределяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земногосуществования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свойобраз жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не датьчеловеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этотпериод, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность – период жизничеловека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняямолодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когдамолодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподоблениядругим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способностьк сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и кприроде; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведенияв обществе и др.
В юности получает новоеразвитие механизм идентификации обособления. Также для этого возрастахарактерны свои новообразования.
Возрастныеновообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельныхвозрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов,состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокуюстепень организации и функционирования. Новообразования юношеского возрастаохватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики.Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях,в характере.
Центральными психическимипроцессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания.Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленноерегулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущейже деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональнаядеятельность.
К новообразованиям юностиИ. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти,индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.
Важнейшимновообразованием этого периода является развитие самообразования, то естьсамопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включаетпознавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представлениео своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент(самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в видеразмышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливаеткритическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно,их изменение и дальнейшее развитие.
Смысл жизни – этоважнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этотпериод жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетомближней и дальней перспективы.
Также важнымновообразованием юности является появление жизненных планов, а в этомпроявляется установка на сознательное построение собственной жизни какпроявление начала поиска ее смысла.
В юности человекстремится к самоопределению как личность и как человек, включенный вобщественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшаяпроблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинаеттяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людейстремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальныепроцессы, сознательно рефлексируя на них.
Юность, обретая потенциалличности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождениеот непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близкихлюдей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестываетэмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти допонимания относительности любой независимости, для того чтобы ценитьродственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоитдуховный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелыепереживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивныестрадания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперьуже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимымиблизкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый,социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностныхориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но ипонимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытиеобщественных отношений.

4) Специфика учебноймотивации студента.
          Общее системное представлениемотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы.Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения(деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реальнодействующие мотивы, по А.Н.Леонтьеву); б) от времени (протяженности)обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову); в) отсоциальной значимости (социальные – узколичные, по П.М.Якобсону); г) от фактавключенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальныемотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович); д) мотивы определенного видадеятельности, например, учебной деятельности, и т.д.
В качествеклассификационных основ могут рассматриваться и схемы Х.Мюррея, М.Аргайла,А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов похарактеру общения (деловые, эмоциональные). Согласно А.Н.Леонтьеву, социальныепотребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на триосновных типа; ориентированных на: а) объект или цель взаимодействия; б)интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества вцелом.
К определениюдоминирующей мотивации ее деятельности целесообразно также подойти и с позицииособенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности каксубъекта. Соответственно высшие духовные потребности человека могут бытьпредставлены как потребности (мотивы) морального,интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятсяс удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыминеразрывно связаны такие побуждения, по П.М.Якобсону, как «чувства, интересы,привычки и т.д.». Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы(потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы(потребности) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические мотивы; и3) эмоционально-эстетические мотивы.
В системе «обучающий –обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но исубъектом деятельности.
Рассматривая мотивациюучебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесносвязано с понятием цель и потребность. В личности человека онивзаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературеэтот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели,стимулы, мотивы, склонности, установки.
Учебная мотивацияопределяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность,- в данном случае учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивацияопределяется рядом специфических для той деятельности, в которую онавключается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательнойсистемой, образовательным учреждением; во-вторых, — организациейобразовательного процесса; в-третьих, — субъектными особенностями обучающегося;в-четвертых, — субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системыего отношений к ученику, к делу; в-пятых, – спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация, как илюбой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью,устойчивостью идинамичность.
 Соответственно, прианализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующегопобудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека.Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркиваетиерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смыслучения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Характеризуя интерес (вобщепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательнойпотребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратитьвнимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональномпедагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебноймотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нетинтереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такоесмещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интересбыл первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, онообъясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление.
Необходимо условие длясоздания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебнойдеятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность иинициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать имистудентов.
Большую роль вформировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации,столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощиимеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются внеобходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодолениетрудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса кней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышениюинтереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противномслучае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемыучебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны.Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различнымиобъектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можнооткрывать новые стороны. Новизна материала – важнейшая предпосылкавозникновения интереса к нему. Однако, познание нового должно опираться на ужеимеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно изосновных условий появления интереса.
Установлена (надостоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций суспеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказалисьориентации на процесс и на результат, менее плотно – ориентация на «оценкупреподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостьюслабая.
Существенное, нонеоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении идоминировании.
Установлено такжечрезвычайно важное для организации учебной деятельности положение о возможностии продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. Личностно-значимый смыслообразующий мотив у юношей может бытьсформирован и что этот процесс реализуется в последовательности становления егохарактеристик.
Сначалаучебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующими приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условиемявляется организация, становление самой учебной деятельности. При этом самадейственность мотивации, лучше формируема при направлении на способы, чем на«результат» деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разныхвозрастных групп в зависимости, как от характера учебной ситуации, так и отжесткого контроля преподавателя.
Психологическаяустойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровеньпсихической активности при широком варьировании факторов, действующих начеловека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость – это такаядинамическая характеристика, которая обеспечивает относительнуюпродолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, таки в экстремальных условиях. Установлено, что к психологическим детерминантамустойчивости относятся:
o    исходный типмотивационной структуры;
o    личностнаязначимость предметного содержания деятельности;
o    вид учебногозадания;
o    наиболее сильнымиявляются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации,особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержаниемотивационной структуры.
 Учебная мотивация,представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой,одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) ивнешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристикиучебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуальногоразвития и характером учебной деятельности.

Заключение.
           Государственная образовательная система играет ведущую иосновополагающую роль в развитии общества, в увеличении эффективности егодеятельности в самых различных областях общественной практики. Образовательныеучреждения в мировой науке рассматриваются как социальные системы,представляющие институт социализации человека, формирования и становленияличности гражданина в современном обществе. Эволюция общества полностьюопределяется демографическими масштабами интеллектуального непрерывногопсихического развития, которое осуществляется только посредством учения всоциальной системе образования.
          Специфика университета- готовить в первую очередь научно-педагогические кадры, а значит, формироватьличность ученого и преподавателя высшей квалификации. С этой целью необходимоповышать эффективность профессионального обучения в вузе, а такжесовершенствовать процесс его индивидуализации и гуманизации с учетомкогнитивного развития студентов. До недавнего времени считалось, что уровеньквалификации специалиста определяется тем объемом знаний, который получен впроцессе обучения. Однако исследования (Е.А. Климов, 1969, В.Д. Шадриков, 1972)показали, что степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальныхособенностей обучающегося и что важную роль в этом процессе играютпознавательные психические процессы (сенсорно-перцептивные, аттенционные,мнемические, мыслительные, имажинитивные).
Организация исовершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможнобез целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося иглубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всехступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988;Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом являетсяпринцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организациии совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться нетолько на знания закономерностей психического развития, но и на знаниеиндивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлятьпроцесс интеллектуального развития.
Таким образом, изучениепсихологических особенностей студенческого возраста становится очень важным инеобходимым явлением в современной психологии высшей школы.

 

Списокиспользованной литературы.
1.   Ананьев Б.Г. К психофизиологиистуденческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. –Л., 1974. –  Выпуск 2.
2.   Бондаренко С.М. Проблема формированияпознавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: поматериалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации ипрограммирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.
3.    Захарова Л.Н. Личностныеособенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификациистудентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. — № 2.
4.    Кон И. С. Психология юношескоговозраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М.,1976. – 175 с.
5.    Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
6.    Нестерова Н.Б. «Ценностное отношениестудентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» — М., 1984
7.    Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационныефакторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-рапсихол. н. — М., 1984.
8.    Якунин В.А. Психология учебнойдеятельности студентов. — М.-С.-Пет., 1994.