Роль и место профессионального образования в современном обществе

Федеральное агентство по образованию

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГППУ)
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА В ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ‹‹ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ››
ТЕМА: ‹‹ РОЛЬ И МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ››
Выполнил: Грибань Е.С. гр. ЗТГ-119
Проверил: ___________________

____________________________
Екатеринбург, 2011

Содержание

Введение 3

Уровни профессионального образования 4

Роль и место профессионального образования 8

в современном обществе

Перспективы развития профессионального 12

образования и его поддержка государством

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Введение

В современном XXIв., в веке высоких технологий, человек не переставая совершенствует уровень своих знаний, возобновляет их, идет на курсы повышения квалификации, на получение второго высшего образования и т.п. для поддержания своей конкурентоспособности на рынке труда.

В течение последних 10-15 лет мир меняет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

Уровни профессионального образования

Уровни профессионального образования (УПО) — это традиционно сложившиеся и общепринятые звенья в системе непрерывного образования, осуществляющие профессиональную подготовку рабочих и специалистов разных уровней квалификации. В настоящий момент в России УПО подразделяется на три ранга: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное.

Начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовить работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством Российской Федерации. Наряду с профессиональными навыками выпускники получают аттестат о полном среднем образовании.
Прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.
Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.
Среднее профессиональное образование в Москве реализуется по двум основным образовательным программам— базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки— «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Вузы и филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике.

Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно — повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).

Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования — овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.

В системе дополнительного профобразования главное — продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности.

Наличие различных уровней получения профессионального образования служит социальным лифтом.

Роль и место профессионального образования в современном обществе

Роль и функции системы образования:
    — историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
    — воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
    — разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
    — формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
    — систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
    — непрерывность образования в течение всей жизни человека;
    — многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
    — преемственность уровней и ступеней образования;
    — развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
— академическую мобильность обучающихся;
    — развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
    — подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
    — экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Маловероятно, что, не имея сильной системы высшего образования, какая-либо развивающаяся страна сможет добиться значительного прогресса в достижении сформулированных ООН Целей развития на тысячелетие (ЦРТ) в области образования, предусматривающих всеобщий охват населения начальным образованием и ликвидацию гендерного неравенства в системе начального и среднего образования. Высшая школа служит опорой для всех остальных сегментов системы образования за счет подготовки учителей и директоров школ, привлечения специалистов вузов к разработке учебных планов и проведению научных исследований в области образования, а также за счет разработки критериев приема в вузы, что оказывает влияние на содержание и методику преподавания и обучения в средней школе. То же можно сказать и о значении высшего профессионального медицинского образования — особенно в том, что касается подготовки врачей, эпидемиологов, работников здравоохранения и администраторов больниц — для достижения главных Целей развития на тысячелетие в здравоохранении.

На современный научно-технический прогресс наибольшее влияние оказывают достижения общественных и естественных наук, особенно математики, механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания осуществляется в университетах. Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления развития науки — сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, которые нередко являются основой для организации вузов нового профиля.

  В последние годы возникла необходимость в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик, врач-биохимик, врач-биофизик и т.д. Иногда специалисты комплексных профилей готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых трёх курсах теоретическое обучение (по общенаучным и общетехническим наукам) проводится в вузе, а дальнейшая специальная подготовка — на предприятиях и в организациях, где будут работать выпускники.

Целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:

1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;

2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;

3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;

4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности;

5) наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности.

Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени.

В системе высшей школы особое значение представляют социальные отношения в среде студенчества — этой специфической социальной и общественно-деятель­ностной группе, важнейшая функциональная обязанность которой — приобретение соответствующих знаний, навыков самостоятельной творческой деятельности. Именно здесь происходит социализация студенчества, завтрашней интеллигенции. Но первостепенное значение, безусловно, имеет профессиональная социализация, понимаемая как процесс, в результате которого формируется ведущий специалист, профессионал, усвоивший соответствующие знания и овладевший профессиональными умениями и навыками, способный действовать с учетом социальных норм и правил, принятых в его профессиональном сообществе.

В социологии существует мнение, что образование — это «функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через «процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся практических ситуациях на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающих друг друга поколениями людей» [7]. Как функция образование распределено по всей системе человеческих отношений, вместе с тем оно выступает организационным процессом, осуществляемым специальными социальными институтами, составляющими в своей совокупности эту систему.

Перспективы развития
профессионального образования и его поддержка государством

В XXI веке государство имеет особую заинтересованность в развитии образования. После дефолта 1980-1998 годов произошел ухудшение качества образования, что снизило поступление высоко-квалифицированных кадров на трудовой рынок и затормозило развитие страны в целом. При смене власти и приходе В.В. Путина на пост президента реформы связанные с повышением уровня образования были в числе первых.

    Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
    — преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
    — восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
    — создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

4 октября 2000 года была составлена «Национальная доктрина образования в РФ» (далее – доктрина), которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2020 году:

— формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

— формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

— увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);

— создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;

— введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

— внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

— внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

— наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста;

— обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

— расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

— усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах — не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);

— обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;

— наличие не менее 10 — 12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах;

— увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;

— обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития;

— предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;

— создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

— создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;

— аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;

— получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;

— обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях;

— увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств — участников СНГ.

Государство в настоящее время уже начало рассмотрение и применение некоторых законопроектов касающихся как систему образования в целом, так и отдельные ее уровни. Так, например готовится очередная «реформа» школьного образования, а, как учит практика демократической российской действительности, слово «реформа» надо понимать, как «разрушение». Президент Всероссийского фонда образования профессор С.Комков считает, что предлагается «вывести за рамки образовательных часов развивающую деятельность — уроки физкультуры, труда, изобразительного искусства, иностранного языка, музыки будут оплачиваться за счет родителей…».
Говорит министр образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко: «Я глубоко убеждён: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность» («Комсомольская правда», 12 февраля, 2009 г.). В переводе на русский язык, это значит, что высшая математика убивает творческие способности. Может быть, это высказывание — программное заявление?

Вряд ли кто-то думает, что введение платного, хотя бы частично, школьного образования улучшит ситуацию, позволит большему количеству детей заниматься спортом, поправить здоровье, отвлечься от влияния улицы. Но если это так, значит новая реформа призвана ухудшить и без того трагичное положение детей в «демократической» России?

В настоящее время так же обсуждаема и актуальна тема о новом законе «Об образовании»:

— Закон, если будет принят, кардинально изменит вузовскую систему в стране. Колледжи станут вузами и будут готовить бакалавров, многие университеты будут понижены в статусе до институтов, а за академиями закрепят аспирантуру и докторантуру. Какова цель реформ?

— Вузы будут меняться. Определяющим фактором станет качество и уровень научных работ, которые ведутся в вузе. Университет должен стать не только крупным образовательным, но и крупным научным центром. Институты займут свое место: студентов ждет хорошая подготовка, но упора на науку не будет. С академиями все сложнее. По моему личному мнению (здесь я даже не выражаю мнение министерства), с академиями нужно решать вопрос в корне. Деление на количество укрупненных групп специальностей — это внутрикорпоративная разблюдовка. Для людей она не очень важна. Многие вузы, даже ведомственные (Минздравсоцразвития, МЧС и другие — GZT. RU), меняют статус с академии на университет или институт.

— Также в августе обсуждалась идея создания некоей высшей касты университетов, которые и образуют собой систему элитного высшего образования?

— У нас есть 29 НИУ, есть семь федеральных университетов, есть МГУ и СпбГУ. Это лидирующая группа, которая потащит за собой все сообщество. Между ними идет соревнование, это естественно. Между ними при этом есть и консолидация — все ректорское сообщество понимает объем ответственности, который лег на них.

Заключение

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.
Список использованной литературы

Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

sovetrektorov.ru/smi/2010/230910a/

www.roditeli-rossii.ru/analisis/103-2010-07-25-21-05-54

www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm

science.ncstu.ru/conf/past/2009/xxxviii/pp/047.pdf/file_download

profedu.ru/oficial/levels/