Прогнозирование финансового развития предприятия на примере ЗАО Торговый дом ПЕРЕКРЕСТОК

–PAGE_BREAK–Тема работы: Прогнозирование финансового развития предприятия (на примере ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК») Срок сдачи студентом законченной работы: Календарный план

Наименование разделов ВКР

Срок выполнения

Примечание

Введение

Глава 1.

1.1.  Сущность финансового планирования и прогнозирования на предприятии

1.2.  Методы и модели финансового планирования и прогнозирования на предприятии

1.3.  Взаимосвязь финансового планирования, финансовой политики и роста фирмы

Глава 2.

2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»

2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»

2.3. Анализ финансовых результатов, рентабельности и делововй активности ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»

Глава 3.

3.1.  Прогнозирование объема продаж ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»

3.2 Прогнозирование финансового состояния ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»

3.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы финансового планирования

Заключение

Студент____________________________

(подпись)

Руководитель_______________________

(подпись)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

Глава 1………………………………………………………………………..

1.1. Сущность финансового планирования и прогнозирования на предприятии…………………………………………………………………..

1.2. Методы и модели финансового планирования и прогнозирования на предприятии………………………………………………………………….

1.3. Взаимосвязь финансового планирования, финансовой политики и роста фирмы…………………………………………………………………..

Глава 2…………………………………………………………………………

2.1. Общая характеристика предприятии ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»……………………………………………………………

2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»……………………………………………………………

2.3. Анализ финансовых результатов, рентабельности и деловой активности ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»………………………

Глава 3………………………………………………………………………..

3.1. Прогнозирование объема продаж ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»……………………………………………………………

3.2. Прогнозирование финансового состояния ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» ……………………………………………………………

3.3.Предложения и рекомендации по совершенствованию системы финансового планирования………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………..

Приложение 1…………………………………………………………………

Приложение 2…………………………………………………………………

Введение

В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования и прогнозирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. В развитых странах планирование – один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

Российские предприятия имеют большой опыт прогнозной и плановой работы, разработки различных технико-экономических обоснований, оценок экономической эффективности проектов, который не следует игнорировать. Однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Поэтому изменение условий хозяйствования обуславливает необходимость формирования системы планирования на основе синтеза российской практики и достижения мировой экономической мысли. (Лихачева, ДиК фин.пол., с.64)

Эффективная деятельность предприятия и фирм в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнею перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство — это деятельность, связанная с вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений. нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов, возможную структуру активов и источников их финансирования и. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности. Определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование. (http://www.std1.ru/catalog/catalog293/catalog293294/catalog293294429/budgeting/125/ — Ассоциация «Стратегия сегодня», Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности промышленных и торговых предприятий)

Почему прогнозирование жизненно важно для хозяйствующего субъекта? Планировать необходимо для того:

·        Чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;

·        Чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

·        Чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

·        Наконец, чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

С развитием мировой экономики планирование деятельности стало основой работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него очень редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности. (http://www.cfin.ru/management/budgeting/savchuk-1.shtml — Финансовое планирование и разработка бюджета предприятий)

Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что, от финансового планирования зависит будущее развитие предприятия, его расчетов с поставщиками и подрядчиками, налоговыми органами, внебюджетными фондами, с персоналом по оплате труда. А также различных поступлений предприятия.

Целью дипломного проекта является теоретическое и практическое исследование совершенствования системы планирования на примере предприятия – ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК».

Основными задачами данной дипломной работы являются:

·        Подробное изучение системы финансового планирование и прогнозирования на предприятии;

·        Рассмотрение основных понятий и видов финансового планирования;

·        Изучение методов и моделей, используемых в прогнозировании финансового развития предприятий;

·        Проведение подробного анализа финансового состояния предприятия ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», расчета основных коэффициентов, характеризующих деятельность фирмы.

·        Выявление основных проблем в системе финансового планирования, предложение мероприятий по ее совершенствованию.

Объектом дипломной работы является предприятие розничной и оптовой торговли ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК». Это федеральная сеть супермаркетов, одна из первых в истории отечественного ритейла.Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование.

В написании дипломной работы использовалась бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия: форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2008-2009 гг., форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2008-2009 гг.
Глава 1
1.1. Сущность финансового планирования и прогнозирования на предприятии
В условиях рыночных отношений, когда в полной мере реализуются принципы самостоятельности и ответственности предприятий за результаты своей деятельности, возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться успеха на рынке, расширения производственно-хозяйственной деятельности и социального развития коллектива. (Буряковский, Финансы предприятий, электр. учебник)

Планирование входит в число общих функций управления. Именно в рамках планирования и прогнозирования разрабатываются цели и система мероприятий по их достижению, служащие индикатором успешности работы предприятия в целом с позиции его собственников. В зависимости от уровня планирования эти цели и мероприятии могут иметь различное наполнение, количественное выражение, степень обобщения (детализации).

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Основными являются: неопределенность будущего, координирующая роль плана, оптимизация экономических последствий, ограниченность ресурсов. (Ковалев, Финансы организаций, с.121)

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Практически все финансовые показатели базируются на показателях объема производства, ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), себестоимости продукции.

Финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов предприятия, соблюдению режима экономии.

Финансовое планирование— это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде. (Буряковский, Финансы предприятий, электр. учебник)

Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии заключается в управлении процессами создания, использования, распределения и перераспределения денежных ресурсов. Общая стратегия развития бизнеса должна найти четкое отражение в детализированном планировании финансов, которое помимо формирования определенных целей и методов, позволяет свести к минимуму факторы неопределенности рыночной среды и их отрицательное влияние на функционирование предприятия в целом.

(www.ace-consulting.ru/page/diagnostic_finansy — ACE Consulting Company – финансовое управление, финансовое планирование, дата 21.12.10)

Планирование– это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них. Это наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения. (Ермасова, Финансовый менеджмент, конспект лекций, с.126)

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке и реализации плановых заданий.

Задачи финансового планирования:

·        Проверка согласованности поставленных целей и их осуществимости;

·        Обеспечение взаимодействия различных подразделений предприятия;

·        Анализ различных сценариев развития предприятия и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;

·        Определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

·        Контроль за финансовым состоянием предприятия.

(Шохин Е.И. Финансовый менеджмент, учебное пособие, с.176)

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений:

·        Максимизация продаж;

·        Максимизация прибыли;
Максимизация собственности владельцев компании.
Финансовое планирование основывается на следующих принципах:

·        Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Так, если предприятие планирует закупку сырья и материалов, не следует прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования;

·        Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс. Определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочных кредитов и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств;

·        Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. Когда сумма денежных средств предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг;

·        Принцип рентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага;

·        Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств;

·        Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов;

·        Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

(www.elitarium.ru/2007/08/09/sistema_finansovogo_planirovanija_v_biznese.html — Центр дистанционного образования «Элитариум»,  финансовый менеджмент, корпоративные финансы, система финансового планирования в бизнесе)

Выделяют четыре этапа планирования (см. рис. 1)

Рисунок 1 Этапы  планирования
Четырехэтапный процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.

Традиционно финансовые планы классифицируются по срокам  действия. Выделяют пять стадий планирования:

·     Стратегическое;

·     Перспективное;

·     Бизнес-планирование (оно объединяет перспективное и текущее планирование);

·     Текущее (бюджетирование);

·     Оперативное финансовое планирование.

Основой формирования финансовых планов являются долгосрочные цели, определяемые руководством коммерческой организации в ходе стратегического планирования. Долгосрочные цели финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения происходит в ходе выработки финансовой стратегии. Учитывая стратегические цели, стоящие перед фирмой, плановые данные по видам продукции, оценивая возможный объем реализуемой продукции, служба финансового менеджера разрабатывает годовые планы в целом по организации и по отдельным структурным подразделениям. Уточнение и корректировка планов происходит в процессе оперативного финансового планирования. Все планы обязательно должны быть сопряжены во временном аспекте. (О.Н. Лихачева, Финансовое планирование на предприятии, с.10)

Стратегический планподразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Производительные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно исследовательской и инвестиционной политики. В зависимости от сложности организационно-управленческой структуры компании и горизонта планирования таких планов может быть несколько.  В нашей стране в условиях нестабильной экономики стратегические планы разрабатываются, как правило, на три-пять лет. (Ковалев, Финансовый анализ, с.412)

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. В процессе перспективного финансового планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование.

Бизнес-планированиеобъединяет перспективное и текущее планирование. Бизнес-план — это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование).Текущий (годовой) бюджет предприятия как часть бизнес-плана составляют на основе показателей долгосрочного плана. Цель бюджетирования — максимизация конечных финансовых результатов при заданных ресурсах и организации работ. В бюджетировании применяют более точные, по сравнению с перспективным финансовым планированием, методы расчетов. Бюджеты — наиболее полные и детальные, при этом они должны быть соотнесены с конкретными действиями и мероприятиями. В бюджетах определяют конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основные бюджеты — прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств.

Оперативное финансовое планирование.Детальные оперативные финансовые планы необходимы как для реализации стратегических и тактических решений, так и для обеспечения стабильной работы всех служб предприятия.

Все системы финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности (см. рис. 2).

Таким образом, система финансового планирования служит не столько для создания формально зафиксированного плана, сколько для взаимоувязки, согласования между собой целей коммерческой организации, возможностей, открывающихся перед ней на рынке и имеющихся в ее распоряжении ресурсов.

Сложившаяся в настоящее время система планирования имеет ряд недостатков. Процесс планирования на предприятии в современных условиях является очень трудоемким и мало предсказуемым. В условиях нестабильности российской экономики невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в меняющихся условиях хозяйствования. Процесс планирования затянут во времени, что делает его не пригодным для принятия оперативных управленческих решений. Финансовые, бухгалтерские и плановые службы действуют раздельно, что не позволяет создать единый механизм управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия.

–PAGE_BREAK–
Рисунок 2 Система финансового планирования на предприятии

–PAGE_BREAK–
Рисунок 4 Методы прогнозирования
Все больше предприятий использует финансовое моделирование для составления финансовых планов, бюджетов и прогнозов. Финансовая модель — точное математическое описание экономического процесса, то есть описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Модель можно строить по функциональной или корреляционной связи.

Функциональная связь выражена уравнением вида:

Y= f(x),                                                                                                          (2)

где Y– показатель,  x-  факторы.

Корреляционная связь– это вероятностная зависимость, которая проявляется только при большом количестве наблюдений. Корреляционную связь показывают уравнения регрессии различного вида.

При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Он должен быть таким, чтобы исходные данные были однородными. Для перспективного планирования используют годовые данные деятельности предприятия за 3-5 лет, а для текущего планирования (бюджетирования) – квартальные данные за 1 год.

Модель финансового планированиянеобходимо очень тщательно выбирать, поскольку последствия этого выбора для финансового планирования и будущего предприятия очень велики. Хорошей модели финансового планирования присущи следующие характеристики:

·            Достоверные результаты и исходные предположения;

·            Возможность совершенствования модели;

·            Модель учитывает взаимосвязь решений в области инвестиций и источников Финансирования, дивидендной политики, производстве и влияние этих решений на стоимость предприятия;

·            Достаточная гибкость модели, возможность использования в различных ситуациях;

·            Результаты модели, понятные пользователю, не требуют от него специальной подготовки.

Финансовая модельможет включать следующие элементы:

·            Планирование инвестиций (капитальных вложений), в том числе объема производственных мощностей;

·            Прогноз объемов продаж;

·            Планирование затрат и цен;

·            Планирование денежных потоков; 

·            Планирование потребностей в финансировании;

·            Планирование налогов;

·            Планирование курсов обмена валют;

·            Планирование поглощений и слияний;

·            Планирование новых областей деятельности;

·            Оценку возможностей по аренде/покупкам активов;

·            Оценку результатов деятельности по сегментам; анализ рисков.

Основные методы и модели долгосрочного финансового планирования:

·            Аналитические (метод процентных изменений);

·            Экономические (корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование временных рядов);

·            Математические (различные модели и методы оптимизации).

В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили аналитические методы планирования, основанные на процентных зависимостях. Сущность таких моделей заключена в анализе взаимосвязей между ожидаемым объемом продаж, а также активами и финансированием, необходимыми для его реализации.

Зачастую используют метод процентной зависимости от объема продаж. Прогноз объема продаж всегда поможет определить, какое финансирование необходимо предприятию для обеспечения заданного роста.

Метод процента от объемов продажпозволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж, конкретное содержание прогнозных документов. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процент от установленной величины продаж. (Ермасова, Финансовый менеджмент, конспект лекций, с.161)

В основе определения процентного соотношения лежат:

·      Процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет;

·      Процентные соотношения, характерные для текущей деятельности предприятия;

·      Ожидаемые изменения процентных соотношений, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют руководство предприятия и оно хотело бы изменить их для улучшения финансовых показателей.

При использовании метода процента от объемов продаж определяется:

·      Потребность во внешнем финансировании:

Кз = ∆А — ∆От — ∆Пнр,                                                                       (3)

где ∆А – требуемое увеличение активов; ∆От – увеличение текущих обязательств; ∆Пнр – возможное увеличение нераспределенной прибыли;

·      Источники финансирования.

Модели прогнозирования финансовой устойчивости
.Финансовая устойчивость является одной из важнейших характеристик финансового состояния организации. В работах как отечественных, так и зарубежных авторов показано, что понятие «финансовая устойчивость» базируется на оптимальном соотношении между видами активов организации (оборотными и внеоборотными с учетом их внутренней структуры) и источниками их финансирования (собственными и привлеченными средствами).

Рисунок 5  Составляющие финансовой устойчивости

(www.1-fin.ru/?id=438 – Профессиональная система финансового анализа, Анализ методов и моделей оценки финансовой устойчивости предприятия, журнал «Экономический анализ» 1 (166) – 2010)

Финансовая устойчивость предприятия связана с общей финансовой структурой предприятия и степенью его зависимости от кредиторов и дебиторов. Например, предприятие, которое финансируется в основном за счет денежных средств, взятых в долг, в ситуации, когда несколько кредиторов одновременно потребуют свои кредиты обратно, может обанкротиться. В данном случае структура предприятия «собственный капитал — заемный капитал» имеет значительный перевес в сторону последнего. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовая устойчивость предприятия в долгосрочном плане характеризуется соотношением его собственных и заемных средств. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является основой финансовой устойчивости.

Одна из важнейших задач долгосрочного финансового прогнозирования – прогнозирование стабильности деятельности предприятия с позиции долгосрочной перспективы. Такая задача связана прежде всего с прогнозной оценкой общей финансовой устойчивости предприятия, которую характеризуют соотношением собственных и заемных средств.

Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости:

·      Абсолютная устойчивостьфинансового состояния, встречающаяся в настоящих условиях развития экономики России очень редко (Запасы

·      Нормальная устойчивостьфинансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность (Запасы = Собственные Оборотные Средства + Заемные Средства). Приведенное соотношение соответствует положению, когда предприятие для покрытия запасов и затрат успешно использует и комбинирует различные источники средств, как собственные, так и привлеченные.

·      Неустойчивое состояние, характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения СОС (Запасы = Собственные Оборотные Средства + Заемные Средства + ИО, где ИО — источники, ослабляющие финансовую напряженность, привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской), кредиты банков на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства. Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции (наиболее ликвидной части запасов и затрат).

·      Кризисное финансовое состояние, при котором предпринимательская фирма находится на грани банкротства, так как денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже ее кредиторской задолженности и просроченных ссуд (Запасы > Собственные Оборотные Средства + Заемные Средства).

В двух последних случаях (неустойчивого и кризисного финансового положения) устойчивость может быть восстановлена оптимизацией структуры пассивов, а также путем обоснованного снижения уровня запасов и затрат. (www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003283 – сайт Института проблем предпринимательства, статья Определение характера финансовой устойчивости предприятия, автор к.э.н. М.Г. Лапуста)

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство методов и моделей финансового планирования базируют на определенных предположениях о будущем. Но полная точность финансовых прогнозов недостижима: если бы это было возможно, то потребность в финансовом планировании значительно сократилась бы.

Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависит только от возможностей аналитика – это могут быть как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученный в результате использования этих методов, как можно более точно описывал реальную ситуацию.
1.3. Взаимосвязь финансового планирования, финансовой политики и роста фирмы
Рост предприятия напрямую связан с внешним финансированием. Эту взаимосвязь выражают с помощью специальных коэффициентов – внутреннего роста, устойчивого роста.

Коэффициент внутреннего роста– это максимальный темп роста, который предприятие может достигнуть без внешнего финансирования. Другими словами, предприятие может обеспечить подобный рост, используя только внутренние источники финансирования.

Формула для определения коэффициента внутреннего роста:

 gвнутр= ROA*RR / (1-ROA*RR),                                                                (4)

где ROA– чистая рентабельность активов (Чистая прибыль/Активы), RR– коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли.

Коэффициент устойчивого роста– важный коэффициент, показывающий максимальный темп роста, который предприятие может достигнуть без дополнительного внешнего финансирования за счет выпуска новых акций, при сохранении постоянного уровня финансового рычага. Его значение может быть вычислено по формуле:

 gуст= ROE*RR / (1-ROE*RR),                                                                    (5)

где ROE– чистая рентабельность собственного капитала, или

gуст = [ROS*(1-PR)(1+D/E)] / [A/S- ROS*(1-PR)(1+D/E)],                       (6)

где ROS– чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль/Выручка), PR– коэффициент выплаты дивидендов, D/E– финансовый рычаг (Заемный капитал/Собственный капитал), A/S– капиталоемкость (Актив/Выручка).

Существуют разные причины, по которым предприятие избегает продаж новых акций: достаточно дорогостоящее финансирование за счет новых выпусков акций, нежелание увеличивать число собственников, боязнь потерять контроль над бизнесом.

Таким образом, способность предприятия к устойчивому росту зависит напрямую от четырех факторов:

1.          Чистой рентабельности продаж. Рост чистой рентабельности продаж показывает способность предприятия к увеличению использования внутренних источников финансирования. В этом случае коэффициент устойчивого роста увеличится;

2.          Дивидендной политики. Уменьшение процента чистой прибыли, выплачиваемой в качестве дивидендов, увеличивает коэффициент реинвестирования. Это увеличит собственный  капитал за счет внутренних источников и, следовательно, усилит устойчивый рост;

3.          Финансовой политики.  Рост отношения заемных средств к собственному капиталу увеличивает финансовый рычаг предприятия. Поскольку это позволяет получить дополнительное финансирование за счет займов, коэффициент устойчивого роста также увеличится;

4.          Оборачиваемости активов. Увеличение оборачиваемости активов предприятии увеличивает объем продаж, получаемый с каждого рубля активов. Это снижает потребности предприятия в новых активах по мере роста продаж и, следовательно, увеличивает коэффициент устойчивого роста. Увеличение оборачиваемости активов эквивалентно снижению капиталоемкости.

Коэффициент устойчивого роста – очень полезный показатель в финансовом планировании.(ДиК фин.пол., Лихачева, с.108)Он устанавливает точную зависимость между четырьмя основными факторами, влияющими на результаты работы предприятия:

·            Производственной эффективностью (измеряют чистой рентабельностью продаж);

·            Эффективностью использования активов (измеряют оборачиваемостью);

·            Дивидендной политикой (измеряют коэффициентом реинвестирования);

·            Финансовой политикой (измеряют финансовым рычагом).

При этом, если предприятие не желает выпускать новых акций и его чистая рентабельность продаж, политика выплаты дивидендов, финансовая политика и оборачиваемость активов неизменны, то существует только один возможный коэффициент роста.

Коэффициент устойчивого роста используют для:

·            Расчета возможностей достижения согласованности различных целей предприятии;

·            Определения осуществимости запланированного темпа роста.

Если объемы продаж растут большими темпами, чем рекомендует коэффициент устойчивого роста, то предприятие должно увеличить следующие показатели: чистую рентабельность продаж, оборачиваемость активов, финансовый рычаг, коэффициент реинвестирования, либо выпустить новые акции.
Глава 2
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»
ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» — федеральная сеть супермаркетов, одна из первых в истории отечественного ритейла. Первый «ПЕРЕКРЕСТОК» был открыт в сентябре 1995 года в Москве. На конец 2009 года открыто 211 супермаркетов «ПЕРЕКСРЕСТОК» в 20 городах России и Украины, из них 4 «Зеленых Перекрестка», где к товарам повседневного спроса добавлены лучшие деликатесы со всех концов света. Кроме того, в Москве и области работают 53 франчайзинговых магазина у дома «ПЕЕКРЕСТОК-Экспресс». Супермаркеты «ПЕРЕКРЕСТОК» ориентируются на людей ценящих качество питания, комфорт и свое время, лидер в представлении «свежих» продуктов питания по лучшим ценам рынка в формате «супермаркет», обеспечивающий высокий уровень обслуживания и условия для комфортной быстрой покупки вблизи дома/по дороге за счет:

·      Построение ассортиментной политики на основании постоянного изучения существующего спроса и будущих потребностей целевых покупателей, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка;

·      Закупочной силы, позволяющей закупать лучшие товары у лучших производителей по лучшим ценам;

·      Применение инновационных торговых технологий и лучших мировых практик отрасли;

·      Размещения магазинов в лучших местах регионов присутствия.

Историческая справка:

18 мая 2006 года была завершена уникальная сделка по слиянию двух ведущих российских торговых сетей — «Перекрестка» и «Пятерочки». Материнская компания «Пятерочки» — голландская Pyaterochka Holding N. V. — выкупила у консорциума «Альфа-Групп» и инвестиционного фонда Templeton 100% акций «Перекрестка» за 1,365 млрд. дол. Одновременно «Альфа-Групп» приобрела около 50% акций объединенной компании за 1,178 млрд. дол. В результате слияния была создана компания — лидер рынка российской розничной торговли России. 3 ноября 2006 года Pyaterochka Holding N. V. переименована в Х5 Retail Group N. V. (www.perekrestok.ru/partners/ — официальный сайт компании ПЕРЕКРЕСТОК)

 Консорциум «Альфа-Групп» — одна из крупнейших финансово-промышленных групп России. Деятельность «Альфа-Групп» распространяется на такие сферы бизнеса как: добыча нефти и газа, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия и инвестиции на выборочной основе. (www.alfagroup.ru/190/About.aspx — официальный сайт консорциума Альфа-групп)

«Альфа-Групп» контролирует следующие активы:

·      Альфа-Банк;

·      Телекоммуникационную компанию Altimo (владеет долями в компаниях «Вымпел-Коммуникации» (оказывающей услуги сотовой связи под брендом «Билайн»), «МегаФон», «Киевстар», Golden Telecom, Turkcell);

·      АльфаСтрахование;

·      Управляющую компанию «Альфа-Капитал»;

·      51 % акций авиадискаунтера «Авианова»;

·      Венчурный фонд «Русские Технологии»;

·      X5 Retail Group (47,8 %), владеющей торговыми сетями «Перекрёсток», «Пятёрочка» и «Карусель»;

·      Нефтегазовой компании ТНК-BP (50 % совместно с Аксесс Индастриз/Ренова);

·      Автодилерском холдинге «Независимость» (49,95 %).

(ru.wikipedia.org/wiki/Альфа-Груп — Википедия)

Торговая сеть «Перекрёсток» в 2001 г. первой в России начала развивать собственную частную торговую марку (СТМ). К 2007 г. число наименований товаров, предлагаемых под маркой «Перекрёсток» превысило 2000, охватывая при этом как продовольственные, так и непродовольственные товары. Кроме марки «Перекрёсток», сеть распространяет товары под СТМ эконом-класса «Красная цена», общей для всех компаний X5 Retail Group и СТМ премиум класса «Trend».

ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» зарегистрировано Московской регистрационной палатой 24 марта 1994 года, регистрационный номер №484.976, с наименованием Акционерное общество закрытого типа «Альфа-Копи». Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава, Федерального закона «Об акционерных обществах», Гражданского кодекса РФ и иного действующего законодательства.

Основной целью общества является получение прибыли. Основными видами деятельности являются розничная и оптовая торговля, осуществление торгово-закупочной и посреднической деятельности, осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством, приобретение в аренду (или иным способом) для собственных нужд любого имущества в соответствии с действующим законодательством.

Органами управления общества являются общее собрание акционеров и генеральный директор. К компетенции общего собрания акционеров относятся основные вопросы: внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация / ликвидация общества, избирание генерального директора, увеличение / уменьшение уставного капитала, избрание членов ревизионной комиссии, утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности и прочее.

К компетенции генерального директора относятся такие основные вопросы, как оперативное руководство деятельности, право первой подписи финансовой документации, открывает банковские счета, организует ведение бухгалтерской и финансовой отчетности, представляет интересы общества и прочее. (Устав)

Главный бухгалтеробеспечивает в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» осуществление финансовой деятельности. На главного бухгалтера возлагаются следующие обязанности:

1. Оформление и осуществление финансовых операций, в том числе своевременные и в полном объеме расчеты с бюджетом;

2. Правильно и рационально организовывать бухгалтерский учет, отвечающий законодательно-установленным требованиям;

3. Постоянно осуществлять учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК».

4. Обеспечить сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей, для чего организовать своевременное проведение качественных инвентаризаций, контрольных проверок, мероприятий направленных на сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей;

5. Организовать достоверный учет расходов, принимать меры, направленные на их уменьшение;

6. Контролировать правильное расходование фонда оплаты труда, соблюдение штатного расписания, платежной и финансовой дисциплины;

7. Представлять в правление или Совете директоров ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» соображения об имеющихся внутрихозяйственных резервах и ресурсах, уменьшении расходов, ликвидации потерь.

8. Осуществлять совместно с другими службами экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК».

Если говорить об организационной структуре ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», то ее сравнивают со «скелетом» (см. рис. 6).

–PAGE_BREAK–
Рисунок 6 Организационная структура ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»

–PAGE_BREAK–

–PAGE_BREAK–
Кал = (стр.250 + стр.260) / Итог V раздела баланса

Нормальные значения коэффициента Кал ≥ 0,2-0,7
Таблица 7

Коэффициенты ликвидности ЗАО «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“ за 2007- 2009 гг.

Из полученных расчетных данных коэффициентов ликвидности можно сделать вывод, что предприятие не обладает достаточной быстрой ликвидностью.
2.3. Анализ финансовых результатов, рентабельности и деловой активности ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»
Финансовый результат деятельности ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта.

Рассмотрим процесс формирования и использования прибыли ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» в таблице 9.

Таблица 8

Формирование и использование прибыли ЗАо „Торговый дом “ПЕРЕКРЕСТОК» за 2008-2009 гг.

Отношение прибыли к объему продаж и к другим показателям называют рентабельностью (прибыльностью). По данным ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» рентабельность продаж по отношению к товарообороту на конец 2009 года снизилась (5,45 %) на 1,21 %. На снижение рентабельности продаж могло повлиять увеличение издержек обращения, то есть нерациональное использование предприятием собственных ресурсов. Прочие расходы в 2009 году снизились на 4348521 тыс. руб., но и прочие доходы имели тенденцию к снижению в 2009 году на 1663696 тыс. руб. Поэтому на увеличение прибыли это не повлияло. Чистая прибыль уменьшилась в 2009 году по сравнению с 2008 на 831156 тыс. руб., соответственно уменьшился и уровень прибыли к товарообороту на 0,99%.

Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие расходы и доходы. На величину дохода, а, следовательно, и прибыли влияет и структура товарооборота. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Поэтому с изменением состава товаров меняется и финансовый результат.

Издержки обращения в 2008 году составили 19535159 тыс. руб., в 2009 году 21158766 тыс. руб. Издержки обращения торгового предприятия характеризуются уровнем издержкоемкости торговой деятельности. Он определяется как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах. С 2008 по 2009 год наблюдается снижение этого показателя на 0,36 %.

Уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия, отражая долю его текущих затрат в цене реализуемых товаров.

Рассчитаем коэффициенты рентабельности по ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК».

Рентабельность собственного капитала

РСК = чистая прибыль/средняя стоимость собственного капитала * 100

Рентабельность имущества ( активов) предприятия

РОС = чистая прибыль / средняя стоимость активов * 100
Таблица 9

Показатели рентабельности ЗАО «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“ за 2007-2009 гг.

 

Из расчетных данных видно, что за исследуемый период эффективность использования собственного капитала падает, также снижается и мобилизация средств.

Эффективность финансового менеджмента характеризуют коэффициенты оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости активовпоказывает, сколько раз за период, обычно за год, совершается полный цикл производства и обращения, приносящий эффект в виде прибыли. Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Таким образом, коэффициент оборачиваемости активов также показывает, сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.

Чем выше коэффициент, тем быстрее оборачиваются имеющиеся в распоряжении предприятия средства и тем больше выручки приносит каждый рубль активов.

Коа = выручка от реализации / итог актива баланса

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженностипоказывает сколько раз за период (за год) оборачивается кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы и услуги, с дочерними предприятиями, с рабочими и служащими по оплате труда, с подрядчиками, с бюджетными и внебюджетными фондами, задолженность по налогам и сборам и с другими кредиторами.

Чем выше коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками.

Кок = выручка от реализации / кредиторская задолженность

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженностипоказывает сколько раз за период (за год) оборачивается дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность — задолженность по расчетам с покупателями за товар, работы и услуги, с бюджетом, с дочерними предприятиями и с другими дебиторами (например, задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам).

Чем выше коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими покупателями.

Код = выручка от реализации / дебиторская задолженность

Рост коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности показывает относительное уменьшение коммерческого кредитования. В данном случае, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности превышает коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, что является благоприятной ситуацией для предприятия.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активовхарактеризует эффективность использования (скорость оборота) оборотных активов. Он показывает сколько раз за период (за год) оборачиваются оборотные активы или сколько рублей выручки от реализации приходится на рубль оборотных активов. Чем выше этот коэффициент, тем лучше.

·        Оборотные активы;

·        Запасы и расходы будущих периодов;

·        НДС по приобретенным ценностям;

·        Дебиторская задолженность;

·        Краткосрочные финансовые вложения;

·        Денежные средства.

От скорости оборачиваемости оборотных активов зависит:

·        Размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств;

·        Как следствие — размер затрат, связанных с владением и хранением запасов.

Кооа = выручка от реализации / оборотные активы

Таблица 10

Коэффициенты оборачиваемости ЗАО „Торговый дом “ПЕРЕКРЕСТОК за 2007-2009 гг.
    продолжение
–PAGE_BREAK–

За исследуемый период повышается эффективность использования всех имеющихся средств в распоряжении предприятия. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности имеет тенденцию к снижению, это может свидетельствовать о проблемах с оплатой счетов или же об использовании отсрочки платежа. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности превышают коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности, что является благоприятной ситуацией для предприятия.
Глава 3
3.1. Прогнозирование объема продаж на примере ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»
Одна из важных составляющих успеха компании – качественное прогнозирование продаж. Правильно рассчитанный прогноз позволяет более эффективно вести бизнес, прежде всего, контролировать и оптимизировать расходы. Кроме того, если речь идет о продукции, это позволяет сформировать оптимальные (а не завышенные или заниженные) запасы продукции на складе. Цель прогнозирования объема продаж — позволить менеджерам заранее планировать деятельность наиболее эффективным образом. Планирование вытекает из прогнозирования объема продаж, и целью планирования является распределение ресурсов компании таким образом, чтобы обеспечить эти ожидаемые продажи. Компания может прогнозировать свой объем продаж либо на основе продаж на рынке в целом (что называется прогнозом рынка), определяя свою долю в этом объеме, либо прогнозировать непосредственно свой объем продаж.

Рассмотрим прогнозирование объема продаж, используя метод анализа временных рядов. Временной ряд — это набор чисел, привязанный к последовательным, обычно равно отстоящим моментам времени. Числа, составляющие временной ряд и полученные в результате наблюдения за ходом некоторого процесса, называют уровнями (или элементами) временного ряда. Под длиной временного ряда понимают количество входящих в него уровней n. Временной ряд обычно обозначают Y(t), или yt, где t = . (Орлова, Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование, учебное пособие, с.270)

Обычно временной ряд состоит из нескольких компонентов:

·        Тренда — общей долгосрочной тенденции изменения временного ряда, лежащей в основе его динамики;

·        Сезонной вариации — краткосрочного регулярно повторяющегося колебания значений временного ряда вокруг тренда;

·        Циклических колебаний, характеризующих так называемый цикл деловой активности, или экономический цикл, состоящий из экономического подъема, спада, депрессии и оживления. Этот цикл повторяется регулярно.

Построим прогноз объема продаж по временным рядам на 2010 год для ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК».

Таблица 11

Динамика объема продаж ЗАО «Торговый дом „ПЕРЕКРЕСТОК“ за 2007 — 2009 гг. (тыс. руб.)

Первый этап анализа временных рядов — построение графика данных .

Рисунок 7 Динамика объема продаж ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» за 2007-2009 гг.

Для того чтобы составить прогноз, необходимо сначала рассчитать тренд, а затем — сезонные компоненты. Для того чтобы составить прогноз, необходимо сначала рассчитать тренд, а затем — сезонные компоненты. Временной ряд можно использовать для прогнозирования с помощью адаптивных и мультипликативных моделей.

Адаптивные модели прогнозирования – это модели дисконтирования данных, способные быстро приспосабливать свою структуру и параметры к изменению условий. Инструментом прогноза в адаптивных моделях, как и в кривых роста, является математическая модель с единственным фактором «время». Для построения прогноза будем использовать метод Хольта. Этот метод получил широкое применении главным образом для экономических показателей торгового процесса. Метод Хольта используется для прогнозирования величины выручки в супермаркетах.

Общий вид модели Хольта-Уинтерса:

       .                                            (7)

Для оценки начальных значений а0 и а1 применим линейную модель к первым 8 значениям Y(t) из таблицы 1. Линейная модель имеет вид: Y(t) = a0 + a1*t. Коэффициенты линейного уравнения а0 и а1 можно определить по формулам:

                                                                        (8)

где  и   — это средние значения моментов наблюдения и уровней ряда соответственно.

Но в нашем случае воспользуемся расчетами в ПП MS Office Excel. Надстройка Анализ данных —> Регрессия.

 

Рисунок 8 Расчеты в Excel
Уравнение с учетом полученных коэффициентов имеет вид Y(t) = 9201795,076 + 1650411,168*t. Из этого уравнения находим расчетные значения Yрасч(t) и сопоставляем их с фактическими значениями.

Такое сопоставление позволяет оценить приближенные значения коэффициентов сезонности кварталов F(-3), F(-2), F(-1) и F(0) Эти значения необходимы для расчета коэффициентов сезонности первого года F(1), F(2), F(3), F(4) и других параметров модели Хольта –Уинтерса.

Находим начальные оценки параметров (a0;a1) и мультипликативных индексов (F(0,1); F(0,2); F(0,3); F(0,4)) по первым восьми значениям признака.

t

y

yрасч

y(t) / yрасч

F(t)

1

10708887

10852206

0,987

0,622

2

12460851

12502617

0,997

0,654

3

12587381

14153029

0,889

0,682

4

17306142

15803440

1,095

0,705

5

16311826

17453851

0,935

6

18255760

19104262

0,956

 

7

21349126

20754673

1,029

 

8

32652281

22405084

1,457

 

F(0,1) = 0,622; F(0,2) = 0,654; F(0,3) = 0,682; F(0,4) = 0,705. Оценив значения а0 и а1, а также F(0,1), F(0,2), F(0,3), F(0,4) перейдем к построению адаптивной модели Хольта Уинтерса.

Рассчитаем значения Ypасч(t), a0(t), а1(t), F(t) для t=1 значения параметров сглаживания α1=0,3, α2=0,6, α3=0,3 по следующим формулам:

                                                          (9)

                                                         (10)

                                            (11)

год

квартал

t

y(t)

a0(t)

a1(0)

y расч (t)

F(t)

0

1

0,622

0

2

0,654

0

3

0,682

0

4

9201795

1650411

0,705

1

1

1

10708887

12763548,392

2223813,717

10852206,244

0,752

1

2

2

12460851

16203286,115

2588590,919

12502617,411

0,723

1

3

3

12587381

18691933,910

2558607,982

14153028,579

0,677

1

4

4

17306142

22236034,574

2854255,787

15803439,747

0,749

2

1

5

16311826

24069551,249

2548034,053

17453850,915

0,707

2

2

6

18255760

26205261,853

2424337,018

19104262,083

0,707

2

3

7

21349126

29503767,499

2686587,607

20754673,251

0,705

2

4

8

32652281

35609576,696

3712354,084

22405084,418

0,850

3

1

9

16128818

34364765,854

2225204,606

24055495,586

0,565

3

2

10

23426913

35549949,691

1913198,375

25705906,754

0,678

3

3

11

28881861

38516270,541

2229135,118

27356317,922

0,732

3

4

12

29083766

38788844,881

1642166,884

29006729,090

0,790

Из расчетов получаем значения параметров для последнего квартала 2009 года а0(12) = 38788844,881; а1(12) = 1642166,884. Тогда модель Хольта-Уинтерса будет иметь вид Y(t) = [38788844,881 + 1642166,884*k ] * F(t-a).

Построим точечный прогноз на 4 шага вперед, то есть на 1 год. Рассчитав значения а0(12) и а1(12), определим значения Yпрог для t = 13, t = 14, t = 15, t = 16 по формуле:

                                       (12)

Yпрог(13) = Y(12+1) = [a0(12) + 1*a1(12)]* F(12+1-4) = 22826984,44

Yпрог(14) = Y(12+2) = [a0(12) + 2*a1(12)]* F(12+2-4) = 28538136,06

Yпрог(15) = Y(12+3) = [a0(12) + 3*a1(12)]* F(12+3-4) = 31994076,32

Yпрог(16) = Y(12+4) = [a0(12) + 4*a1(12)]* F(12+4-4) = 35823606,81

Отразим на графике фактические, расчетные и прогнозные данные.

Рисунок 9 Сопоставление фактических, расчетных и прогнозных данных

Таким образом, с применением адаптивной мультипликативной модели Хольта-Уинтерса для прогнозирования временного ряда мы получили прогноз, что объем продаж ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» на конец 2010 года составит 22826984,44 + 28538136,06 + 31994076,32 + 35823606,81 = 119182803,663 тыс. руб.
2.1. Прогнозирование финансового состояния
В условиях значительной самостоятельности хозяйствующих субъектов в осуществлении своей производственно-финансовой деятельности особую важность приобретает оценка финансового состояния, инвестиционной привлекательности предприятий, надежности их партнеров. В таких ситуациях практически значимым становится анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации. На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. (www.profiz.ru/se/6_05/1001 — справочник экономиста №6, 2005)

В зарубежной и российской экономической литературе предлагается несколько отличающихся методик и математических моделей диагностики вероятности наступления банкротства коммерческих организаций. Первые исследования аналитических коэффициентов для предсказания возможных осложнений в финансовой деятельности компаний проводились в США ещё в начале тридцатых годов. В современной практике финансово-хозяйственной деятельности зарубежных фирм для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером.

Однако, как отмечают многие российские авторы, многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования банкротства в отечественных условиях не принесли достаточно точных результатов. Были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей к российским хозяйственным условиям, в частности «Z-счёта» Э. Альтмана и двухфакторной математической модели. (www.bupr.ru/litra/books/book1/?leaf=tema53.htm – финансовый анализ, Формирование системы индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия)

Согласно действующему Российскому законодательству, несостоятельность  (банкротство)  –  признанная  арбитражным   судом   или объявленная должником неспособность должника в полном  объеме  удовлетворить требования  кредиторов  по  денежным  обязательствам   и   (или)   исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. На нынешнем этапе развития российской  экономики  выявление  неблагоприятных тенденций  развития  предприятия,   предсказание   банкротства   приобретают первостепенное значение. Вместе с тем, методик,  позволяющих  с  достаточной степенью достоверности  прогнозировать  неблагоприятный  исход,  практически нет. Рассмотрим наиболее популярные способы оценки близости предприятия к банкротству.

Расчет комплексного показателя.
    продолжение
–PAGE_BREAK–