Содержание
Введение
1. Историческая справка о развитии русогомеценатства
2. Концепция совершенствования правовогорегулирования благотворительной деятельности
2.1 Правовая база, регулирующаяблаготворительную деятельность
3. Феномен русского меценатства
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие «меценат»пришло к нам из Древнего Рима. В Iв. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший егодипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию иГорацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имястало нарицательным. Надо отметить, что понятие «меценат» частососедствует с понятием «благотворительность». Благотворительность — это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так иорганизациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либообщественно значимых форм деятельности. Меценатство — более узкое понятие, этопокровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались иблаготворительной деятельностью. В истории отечественного меценатства есть немалоярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и длянаших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традицииотечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость иактуальность не только для России, но и для других стран. Включение этого словав обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшейистории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Даля слово«меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрыелюди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие-«благотворительность». Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстииблаготворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, оченьважны. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность»позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых,бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Русипозволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор».
1.Историческая справка о развитии меценатства в России
История меценатства вРоссии имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитыекнязья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцами составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большойстимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I,привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старалисьперещеголять друг друга в поощрении художественных затей. Значительный взлетмеценатской деятельности наступил во время царствования Екатерины II,ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами,послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступилрасцвет коллекционирования и собирательства. Традиции благотворительности имеценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVIIвека забота о бедных и убогих была, в основном, делом церкви. Однако и в тевремена находились люди, не жалевшие собственных средств на благие дела. ПриЕкатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учрежденывоспитательные дома для детей-сирот. Широкую благотворительную деятельностьвели практически все великие княгини. Однако наиболее прославилось своиммеценатством русское купечество — известны целые династии, занимавшиесяблаготворительной деятельностью: Морозовы, Рябушинские. Бахрушины, Третьяковы имногие другие. Они строили школы и больницы, поддерживали людей искусства исоздавали музеи. Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительностьстала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры ифабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особоеотношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московскогокупечества П. А. Бурышкин считал, что «само отношение предпринимателя ксвоему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность онисмотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своегорода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог егодал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том,что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, иколлекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого — то свышеназначенного дела». «Богатство обязывает», [1]-говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших. При этомблаготворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатовотличалась большим профессионализмом и именно поэтому принесла стользначительные результаты для русской культуры. Ведь «стремление что-либосделать для отечественной культуры и желание делать это бескорыстно ещё незначит приносить ей ощутимую пользу», — отмечает Д.Толоконников.«Профессионализм в меценатстве это еще и обладание особым даром инициативы,интуиции видеть и делать то, что для отечественной культуры имело непреходящеезначение», — поясняет он.[2] Принципиальноважно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры иискусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступнышироким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению новых школи училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий настипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIXвека делом обычным. Стоит отметить, что даже в XIX веке, когдаблаготворительность была явлением очень широко распространенным, деятельностьроссийских меценатов не всегда находила понимание современников. М.А.Морозов иС.Т.Морозов за свои коллекционерские и театральные интересы прослыли вкупеческой среде чудаками. Даже такой уважаемый и последовательный в своихдействиях меценат, как Павел Третьяков не исключал возможности быть осмеянным вглавном деле своей жизни. Весьма неоднозначно относилась к меценатам иинтеллигенция. Можно долго спорить, что побуждало этих людей тратить огромныесредства на поддержку не очень тогда известных художников или собираниеразличных коллекций. В конце концов, какими бы мотивами они нируководствовались — тщеславием, выгодой или просто любопытством — это все же ихличное дело, нам переживать по этому поводу несколько странно. Для нас важнолишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошелнастоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин,Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведенияотечественных и зарубежных мастеров искусства.
Двусмысленное отношениек меценатству сохраняется и в наши дни. Одна из основных причин этого — стольже двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях всебольшего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российскиепредприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство ихсограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. При этом ни для кого несекрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современныхроссийских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливостьпримешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства вразвитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитаютвкладывать их в зарубежные футбольные клубы и автомобильные заводы. Тем неменее, меценатство становится постепенно все более распространенным. Создаютсячастные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелейискусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов,покупаются картины для музеев. Однако широкая публика об этом, во-первых, малоинформирована, а, во-вторых, большинство актов благотворительности воспринимаетс подозрением, видя в них лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстныхцелей. Спору нет, сегодняшние российские предприниматели создают скореекапиталы, чем производства, и далеко не все из них считают что «богатствообязывает». «Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в90-е годы, Россия — не родная страна, а всего лишь территория свободнойохоты», — признал Михаил Ходорковский. Однако, как отмечается наИнтернет-портале «Меценат», «для оценки современного состоянияблаготворительности в России и хула, и похвала равно неприемлемы. А поиск»меценатов” по образу и подобию иконных ликов — занятиебесперспективное. Как относиться, например, к меценатской деятельности БорисаБерезовского? Еще недавно премия его Фонда «Триумф» приравнивалась к«Государственной» — на церемониях и банкетах «Триумфа»присутствовала правительственная верхушка едва ли не в полном составе. А напоследнюю церемонию, где собралась вся культурная элита, не пришел даже министркультуры. Нынешний президент Фонда Игорь Шабдурасулов к сложившейся вокругфонда двусмысленной ситуации относится философски. В интервью журналу«Профиль» он приводит такие аргументы в оправдание: «Кто-тосчитает деньги Березовского праведными, кто-то нет, но они же не в офшоруходят, а идут на развитие и поддержку российской науки и культуры».[3]Возможно, современные предприниматели станут гораздо щедрее к российскойкультуре после принятия Госдумой закона о налоговых льготах дляблаготворителей.
2.Концепция совершенствования правового регулирования благотворительной деятельности
Во всем мире объекты,составляющие национальное культурное достояние, культурная деятельность иосуществляющие ее люди находятся под защитой государства. Также из мировойпрактики известно, что для сохранения и развития культурного наследия однойгосударственной поддержки недостаточно. Во многих странах в той или иной формесуществует законодательно регламентированный институт негосударственнойподдержки сферы культуры. В настоящее время для России негосударственнаяподдержка культуры, образования и науки особенно актуальна. Патронат данныхотраслей со стороны частного сектора полезен не только для общества, но и длясамого бизнеса, демонстрирующего таким образом свою социальную ответственность.Безусловно, решающая роль здесь должна принадлежав государству. Именно онопризвано последовательно осуществлять социально ориентированную культурнуюполитику, которая:
• будет способствоватьразвитию меценатства;
• выполнять рольрегулятора общей направленности социального поведения личности;
• определятьпринципиальную готовность общества к альтруистическим поступкам иблаготворительной деятельности.
Для усилениярезультативности такой политики необходимо соединить усилия государства иобщества, направленные на возрождение меценатства, которое нуждается вморальной поддержке и правовом регулировании.
2.1Правовая база, регулирующая благотворительную деятельность
Сферу негосударственныхформ поддержки культуры, образования и науки регламентирует действующеезаконодательство:
• Закон РФ от 09.10.92№ 3612-1 «Основы законодательства Российской
Федерации окультуре»;
• Федеральный закон от11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях» (далее — Закон № 135-ФЗ);
• Федеральный закон от23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-техническойполитике»;
• Федеральный закон от05.08.00 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (частьвторая) (далее — НК РФ).
Региональноезаконодательство в этой сфере представлено законами субъектов РФ, большейчастью воспроизводящими положения федеральных законов и Модельного закона СНГ«О меценатстве и благотворительной деятельности», принятогопостановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от06.12.97 № 10-8.
Законы облаготворительной деятельности приняты в 26 регионах страны, Закон «Омеценатах и меценатской деятельности» регулирует эту сферу в РеспубликеСаха (Якутия). Меценатство отличается от благотворительной деятельности своимисоциальными и культурными целями:
• мотивыблаготворительности связаны с состраданием и милосердием;
• мотивы меценатства — с социальной взаимопомощью и протекционизмом.
Целиблаготворительности — в обеспечении социального благополучия в обществе. Целимеценатства — в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов всфере культуры, образования и науки. Понятие благотворительности по смыслу ширепонятия меценатства. Меценатство можно считать одной из формблаготворительности, настолько специфичной, что возникает необходимостьспециально выделить его как культурную категорию и законодательно закрепить вЗаконе № 135-ФЗ. Нормативные акты РФ не содержат понятий «меценат»,«меценатская деятельность», хотя на практике термины«меценатство», «безвозмездная помощь» применяются.Определение указанных понятий имеется в вышеупомянутом Модельном законе СНГ. Являясьстраной — членом СНГ, Россия не может не учитывать содержащиеся в модельныхзаконах стран — участниц СНГ рекомендации для разработки законопроектов в этойсфере. В целях развития меценатской деятельности в Российской Федерации ипоощрения ее государством (включая установление государственной политики поналогообложению) требуется законодательное закрепление этого института. В этойсвязи Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона«О внесении изменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации», которым предлагается внести изменения в Закон № 135-ФЗ и НКРФ. Концепция проекта федерального закона разработана в рамках:
• Основных направленийдеятельности Правительства РФ на период до 2008 г.;
• Послания ПрезидентаРФ Федеральному Собранию РФ от 2005 г.;
• федеральных целевыхпрограмм в указанных сферах деятельности. Законопроект направлен на реализациюположений ст. 39, 43, 44 Конституции РФ.
Основными задачамизаконопроекта являются:
• установление основправового регулирования меценатской деятельности как разновидностиблаготворительности;
• определение формподдержки меценатской деятельности органами государственной власти;
• стимулированиеприменения негосударственных средств поддержки в сферах культуры, образования инауки.
Основные идеи и целизаконопроекта:
• формирование условийдля сохранения и развития культуры, образования и науки, создания ираспространения духовных ценностей в обществе, содействия развитию творческих идуховных начал личности;
• использованиенегосударственных средств и их привлечение к сохранению и развитию культурногодостояния, образования и академической науки;
• реализацияприоритетных программ (проектов) в указанных отраслях;
• поддержка профессиональнойдеятельности наиболее одаренных представителей культуры, образования и науки.
Предметом правовогорегулирования в законопроекте являются отношения, связанные с реализацией правана меценатскую деятельность, в т. ч. за счет финансового и морального поощрения,налоговой политики. Предполагается распространить нормы разрабатываемогозаконопроекта на физических и юридических лиц, в т. ч. Иностранных граждан; лицбез гражданства; международные организации, осуществляющие финансовую поддержкудеятельности, направленной на сохранение и развитие культурного достоянияРоссийской Федерации, развитие образования и науки. Законопроектом вводитсяпонятие меценатской деятельности (поддержки), определяемой как бескорыстная,безвозмездная помощь граждан, организаций (в т. ч. иностранных), выполнениеработ или оказание услуг в сфере культуры, образования и науки. Помощь,поддержка и развитие могут осуществляться меценатами единовременно,периодически или постоянно только на некоммерческой основе. Не являютсямеценатством помощь и поддержка в отношении социально значимых видовдеятельности с целью извлечения прибыли (спонсорство); а также помощьнуждающимся и малоимущим, связанная с их жизнеобеспечением(благотворительность). Законопроект решает задачи установления правовых основрегулирования меценатской деятельности, выполняет функцию реализациигосударственной политики в сфере культуры, образования и науки. Меценатскаядеятельность по своей сути является видом благотворительной деятельности,характеризующейся спецификой объекта, на который та направлена, а именносоциальной значимостью сферы культуры, образования и науки. Объекты меценатскойдеятельности — это культурное достояние и духовное наследие, учреждениякультуры, искусства, образования и науки, на которые направлена финансовая,материально-техническая и иная поддержка. Осознавая важностьблаготворительности (меценатства) именно в области культуры, образования инауки, требуется обозначить дополнительные формы ее государственной поддержки вуказанных отраслях, а именно:
• установление почетныхзваний и наград и их присуждение благотворителям;
• установление порядкаувековечивания имени мецената в связи с его меценатской деятельностью.
Разрабатываемый проектфедерального закона призван защитить интересы тех лиц и организаций, которыедействительно хотят участвовать в становлении отечественной культуры,образования и науки. По существу, речь идет о том, что человек или организация(меценат), отдающие свои средства в поддержку культурного строительства,развития образования и науки, помогают реализовать государственную политику вуказанных отраслях. Система, в которой вложенные и, тем более, получаемыеблаготворительные и меценатские средства облагаются налогом, представляетсянеобоснованной. Проявив гражданскую инициативу, вложив собственные средства,выполнив необходимые работы или оказав услуги, меценат не должен нестидополнительные расходы в виде налога Выделяя меценатскую деятельность какразновидность благотворительной деятельности, законопроект выполняет функциюреализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. Вобласти социальных отношений применение положений законопроекта позволит вбольшей мере реализовать конституционные права граждан на участие в различныхсферах жизнедеятельности общества. В политической сфере законопроект послужитцели реализации основных направлений государственной политики, в т. ч.обеспечению развития культуры, образования и науки. Правовым последствиемпринятия закона станет усовершенствование законодательства в областирегулирования общественных отношений в отраслях культуры, образования и науки.
3.Феномен русского меценатства
В союзе бизнеса имеценатства противоречие присутствует изначально. Оно заложено в самой природеэтих явлений. Основа бизнеса – извлечение прибыли. Филантропия, наоборот,предполагает добровольный отказ от части прибыли, возвращение ее обществу, вкотором эта прибыль добывалась путями праведными и не очень. В России онаиногда оборачивается отказом от самой возможности вести бизнес – в пользувечных ценностей. У нас принято ставить знак равенства между государственным инациональным достоянием. И абсолютно не учитывать разницу между отечественнымии западными законодательными реалиями и зыбкость прав собственности в России. Государствов России не является гарантом для интересов культуры. Например, не справившисьс волной злоупотреблений в части льготного налогообложения благотворительныхорганизаций, государство не нашло ничего лучшего, как отменить эти льготы.Второй пример – постоянная угроза приватизировать памятники с кивком наположительный западный опыт. Истории, когда приватизировались старинныеособняки, в большинстве случаев подтвердили неспособность новых хозяев ценить иохранять доставшиеся им сокровища прошлого. В таких условиях безвозмездныепожертвования на реставрацию памятников полностью теряют смысл. Меценаты вРоссии часто делают Отечеству подарки вопреки государству, которое до сих порне обзавелось законом о меценатстве. Быть меценатом в России – значитдействовать в интересах мифического гражданского общества. Пожертвование можетиметь разные цели. К сожалению, понятие меценатства в большой степенидискредитировано в современной России. Хорошо, если, реставрируя храм,жертвователь замаливает грехи у Бога, а не пытается получить индульгенцию увласти. Исторические и духовные ценности далеко не для всех являютсяценностями. Поэтому быть меценатом в России очень сложно. Порой трудно понятьмотивацию меценатов. Меценатство — это показатель зрелости человеческойличности. До него надо вырасти. Когда российские олигархи удовлетворят все своиаппетиты, когда у них будет весь джентльменский набор богатого человека, когдаони пресытятся богатством — вот тогда, возможно, и начнется настоящеемеценатство. Не ради рекламы, а исключительно из душевной потребности и тяги кпрекрасному.
Современное меценатство- корпоративное, по-преимуществу. Даритель здесь может не знать в лицо своихполучателей, поскольку все предложения готовятся аппаратом. Нередко под такимрешением стоит подпись одного директора, а реализацией благотворительногопроекта могут заниматься уже другие люди. У старых меценатов и коллекционеровбыл глаз, и это, наверное, самое главное- эти люди имели собственное мнение исмелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение,достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит,что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надозаслужить, деньгами его не купишь.
Заключение
Благотворительнаядеятельность считалась святой обязанностью, деятельностью, направленной наразвитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, – всех техсфер, которые способствовали процветанию Отечества и развитию прогресса.Благотворительные пожертвования не преследовали корыстных целей и полученияприбыли в будущем. Именно благодаря постоянной заботе этих людей обобщественном презрении и культурной жизни родного города были проведеныогромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открытымузеи, в которых были собраны уникальные коллекции, открыты великие имена,навеки прославившие Россию. По инициативе действительно просвещенных ипо-настоящему образованных дарителей, развивалась отечественная наука,открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание уотечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить реформувсего театрального дела. Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не былоэпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самыеразные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественнаябуржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, еедуховную жизнь. Меценатство в России в конце стало существенной, заметнойстороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев связано с темиотраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имелипоэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубежедвух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легкопросматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного,непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или инойсферы бытия — все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющихсвоеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных былаблаготворительность в тех или иных формах и масштабах. Во-вторых, личностныекачества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов идуховных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, даютоснование утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличаетвосприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическоечутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер ииндивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другогочеловека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д. В-третьих,обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубежевеков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитываяих реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальномувыводу- отечественные меценаты в России — качественно новое образование, онопросто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
Сегодня в России вновьпоявились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинныегалереи, -не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкойблаготворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги-это еще не меценат. Нолучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность-обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи,полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране неткультурной среды для развития меценатства, такой, какой была средастарообрядческая. Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, чтонынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силыи средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто летназад.
Списоклитературы
1. А.А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.
2. А.Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.
3. П.А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.
4. Н.Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.
5. В.П.Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.
6. Журнал«Моя Москва», №2, 2005 – moyamoskva.ru
7. Меценатыи коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории икультуры. М.;1994г.