Cовершенствование организации производства молока на КПУП ГМЗ 3

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Современное состояние и развитие промышленности
1.1 Место, роль и значение в насыщении продовольственного рынка
1.2 Характеристика материально-технической базы, загрузка производственных мощностей
2 Анализ организации производства на КПУП «ГМЗ № 3»
2.1 Характеристика КПУП «ГМЗ № 3»
2.2 Анализ организационной структуры
2.3.Характеристика сырьевой зоны
2.4 Организация маркетинговой деятельности
3 Направления совершенствования организации производства на КПУП «ГМЗ № 3»
3.1 Совершенствование организационной структуры
3.2 Резервы снижения себестоимости
3.3 Совершенствование организационно-экономических отношений с поставщиками сырья
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Между сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности в течение десятилетий складывались устойчивые производственные и экономические взаимосвязи, создавалась единая технологическая цепь от процесса производства молока до выработки конечного продукта.
Переход к рыночной экономике требует от перерабатывающих предприятий повышения внимания к оценке эффективности их деятельности, анализу экономических показателей и выявлению резервов улучшения их состояния. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности перерабатывающих предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предпрития, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.
От решения проблемы совершенствования экономического взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий во многом зависит эффективность производства молока и молочной продукции, удовлетворение в них платежеспособной потребности населения. Главные причины, тормозящие развитие рынка молочных продуктов — слабая сырьевая и техническая база перерабатывающих заводов. Результативность работы молочного подкомплекса требует дальнейшего изучения и разработки предложений по повышению экономической эффективности на этапе переработки и реализации молочной продукции. Это и обуславливает актуальность выбранной для исследования темы курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в разработке направлений совершенствования организации производства на КПУП «ГМЗ № 3».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1) раскрыть место, роль и значение молочной промышленности в насыщении продовольственного рынка;
2) представить характеристику материально-технической базы, загрузку производственных мощностей;
3) провести анализ организации производства на КПУП «ГМЗ № 3»;
4) разработать направления совершенствования организации производства на КПУП «ГМЗ № 3» за счет:
а) совершенствования организационной структуры;
б) выявления резервов снижения себестоимости;
в) совершенствования организационно-экономических отношений с поставщиками сырья.
Объект исследования — коммунальное производственное унитарное предприятие «Городской молочный завод № 3».
Предмет исследования — факторы и условия повышения эффективности переработки молока.
Для решения поставленных задач применялись принципы системного подхода, научные методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии, моделирования, обобщения.
Курсовая работа базируется на законодательных и нормативных актах, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет исследования. В курсовой работе использованы отчетные и статистические данные состояния и развития предприятий и организаций молочного подкомплекса.
Аналитическая часть курсовой работы опирается на информацию литературных источников, бухгалтерские и статистические данные КПУП «Городской молочный завод № 3».
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Место, роль и значение в насыщении продовольственного рынка
Молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе граждан нашей страны, в силу как привычек потребления белорусов, так и относительно недорогой стоимости данной категории продуктов питания. Ежедневно они присутствуют на столе подавляющего большинства белорусов. Привычки потребления молока и молочных продуктов в Республике Беларусь уходят корнями в глубокую древность.
Основным путем реализации молочных продуктов в Республике Беларусь являются продуктовые магазины общего профиля. Даже в столице примерно половина респондентов чаще всего покупает молочные продукты именно в них. В малых городах и сельской местности важную роль также играют рынки сельскохозяйственной продукции.
Важным направлением дальнейшего развития в сфере продаж молока и молочных продуктов представляется развитие сети специализированных магазинов и киосков.
Продукты, получаемые из молока в результате молочнокислого брожения (иногда с участием спиртового брожения), называются кисломолочными. Различают продукты, получаемые в результате только молочнокислого брожения (1-я группа) — ряженка, простокваша различных видов, ацидофильное молоко, творог, сметана, йогурт — и продукты, получаемые при смешанном молочнокислом и спиртовом брожении (2-я группа) — кефир, кумыс и др. Продукты 1-й группы имеют достаточно плотный, однородный сгусток и кисломолочный вкус, обусловленный накоплением молочной кислоты. Продукты 2-й группы обладают кисломолочным освежающим, слегка щиплющим вкусом, обусловленным присутствием этилового спирта и углекислоты, и нежным сгустком, пронизанным мельчайшими пузырьками углекислого газа. Сгусток этих продуктов легко разбивается при встряхивании, благодаря чему продукты приобретают однородную жидкую консистенцию, поэтому их часто называют напитками.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших составных частей АПК, главной задачей функционирования которого является удовлетворение потребностей общества в молочной продукции при определенном уровне доходов населения.
При формировании молочного подкомплекса необходимо стремиться к тому, чтобы в нем были замкнуты наиболее существенные функциональные связи. Центральную часть этих связей образуют связи отраслей по цепи последовательных технологических стадий от производства сырья до реализации конечных продуктов. С этими отраслями связаны другие отрасли, производящие для них средства производства и оказывающие услуги с учетом сбалансированности отраслевых потребностей в ресурсах и их производстве, обеспечения материально-технического развития.
Молочная промышленность специализируется на выпуске молока, масла, сыров, натуральных молочных изделий, сухого обезжиренного молока, мороженого, молочных консервов и других продуктов. Цельномолочная подотрасль представлена городскими молочными заводами и комбинатами преимущественно в крупных городах и использует примерно четвертую часть производимого в стране молока для изготовления натуральных молочных изделий — неразведенного молока, кефира, сметаны, творога и др. Производство животного масла (маслодельная промышленность) осуществляется на молочных комбинатах (Брест, Барановичи, Гомель, Могилев, Витебск), маслокомбинатах (Новогрудок, Клецк, Осиповичи), маслозаводе в Дзержинске, заводе обезжиренного молока в Петрикове. Сыры (сыродельная промышленность) выпускают сырокомбинаты в Слуцке и Любани, маслосырозаводы в Щучине и Чаусах, сырозаводы в Шумилино и Ошмянах. Предприятиями молочно-консервной промышленности изготовляются молочные консервы (Рогачев, Глубокое), сухое молоко (Лепель, Лида), сухие молочные смеси для детей (Волковыск).
Структура переработки молока на предприятиях Республики Беларусь отображена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1.Структура переработки молока Республики Беларусь
За январь-август 2008 г. сельскохозяйственными и другими организациями, учитываемыми в текущем порядке, реализовано молока по всем каналам сбыта 3088,6 тыс. тонн, что на 12,9% больше, чем было за соответствующий период прошлого года. Удельный вес реализованного молока от общего его производства — товарность составила 85,8% против 82,7% за январь-август 2007 г. Закупки молока за этот период в хозяйствах населения увеличились на 4,4% и составили 338,3 тыс. тонн.–PAGE_BREAK–
Формирование молочных агропромышленных организаций является объективным процессом, так как они более существенно используют очевидные преимущества совместной деятельности.
В организационно-правовом отношении агропромышленные молочные структуры могут выступать в форме финансово-промышленных и хозяйственных групп, перерабатывающих потребительских кооперативов, образуемые соответственно интеграционным и кооперативным способами. В целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих интересов создаются ассоциации (союзы), не являющиеся по отношению к молочным агропромышленным формированиям вышестоящей организацией. Для централизации управления государственными пакетами акций формирований молочного подкомплекса по решению их собственника образуются холдинги, задачей которых является осуществление владельческого надзора за использованием государственного имущества. Механизм образования и функционирования агропромышленных структур в молочном подкомплексе строится с учетом их организационно-правовых форм.
Важно при этом не допустить, чтобы оптимизация численности молочных заводов привела к увеличению транспортных расходов по доставке сырья и готовой продукции. Существенное значение здесь имеют вопросы организационного устройства агропромышленных объединений с учетом рациональной организации заготовок сырья и торговли готовой молочной продукцией.
С учетом этих условий могут создаваться и функционировать соответствующие модели организационного устройства молочных агропромышленных формирований.
1. На территории региона действует один завод, и в заготовке молока значительный удельных вес занимают ЛПХ. С учетом расстояния и потребности в сырье часть поставщиков молока закрепляется за перерабатывающим предприятием, другая часть — за его приемными пунктами, которые переработкой молока не занимаются и являются внутрихозяйственными подразделениями молокозавода. Полученная выручка от реализации готовой продукции через фирменные магазины или розничную торговлю зачисляется на счет головной организации. Учредителями такого агропромышленного объединения выступают молокозавод и сельхозпроизводители.
2. Молочные заводы двух или более административных районов объединяются и создают агропромышленное формирование. В такой ситуации присоединяемые молочные заводы теряют статус юридического лица, и на их базе образуются филиалы, которые осуществляют в своей сырьевой зоне сбор молока и его переработку. Часть сырья в виде молока или первичной переработки передается головному предприятию. Реализуется готовая продукция через торговые организации объединения, и выручка зачисляется на счет головного предприятия. На практике возможно, когда филиалы самостоятельно осуществляют торговую деятельность. Для этого им в банке открываются субсчета.
3. На базе присоединяемых к головному предприятию молокозаводов образуются дочерние общества, функционирующие с ним на договорных началах. Дочерние предприятия являются юридическими лицами, но их самостоятельность ограничивается головным предприятием.
Сырье с учетом расстояния и установленных объединением объемов поступает от сельскохозяйственных предприятий головному и дочерним заводам. Часть его перерабатывается в составе последних, остальное отправляется головному предприятию. Каждый реализует свою продукцию самостоятельно через фирменные магазины объединения или торгово-розничную сеть. Выручка зачисляется на их счета. В отличие от филиалов дочерние предприятия обладают относительно большей самостоятельностью и более заинтересованы в результатах своей деятельности. Кроме того, наличие в составе объединения нескольких перерабатывающих структур способствует развитию конкуренции. Такая модель организационного устройства наиболее применима при условии, когда объединяются молочные заводы трех и более административных районов.
Приведенные модели организационного устройства агропромышленных объединений характерны для формирований, образуемых интеграционным способом. В качестве кооперативных организационно-правовых форм агропромышленных организаций выступают перерабатывающие молочные потребительские кооперативы, внутреннее организационное устройство которых может быть в двух моделях. Различие между ними сводится лишь к тому, что в составе первой функционируют приемные пункты, второй — филиалы. При этом учредителями таких кооперативов являются только сельскохозяйственные предприятия.
Возможны комбинированные варианты организационных структур молочных формирований, в которых наряду с дочерними обществами и филиалами могут быть приемные пункты.
Опыт и практика свидетельствуют, что наиболее приемлемым вариантом организационно-правовой формы молочного агропромышленного объединения может быть хозяйственная группа. В ее составе лучше всего сочетаются интересы поставщиков сырья и перерабатывающих предприятий, создаются более благоприятные возможности обеспечения молочных заводов сырьем, увеличения загрузки их производственных мощностей, справедливого распределения доходов и выравнивания экономических условий хозяйствования всех его членов. Имеются большие возможности привлечения внутренних и внешних инвесторов.
Перспективным направлением в молочной промышленности является расширение ассортимента цельномолочной продукции головными (перспективными) организациями, а также наращивание производства сыра. Это позволит сократить производство масла животного, которое не обеспечивает окупаемость экспортных поставок.
1.2 Характеристика материально-технической базы, загрузка производственных мощностей
Изучение зарубежного и отечественного опыта совершенствования организационно-экономической структуры АПК свидетельствует, что организационное разобщение предприятий молочной отрасли, отсутствие в большинстве случаев фирменной торговли, наличие посредников увеличивают затраты и снижают конкурентоспособность субъектов хозяйствования молочного подкомплекса.
Основной проблемой молочной промышленности является недостаток качественного сырья и, как следствие, недоиспользование производственных мощностей предприятий. В структуре затрат высокий удельный вес по-прежнему занимает стоимость сырья и основных материалов (70 %). На эффективность развития молочного подкомплекса отрицательно сказывается также отсутствие должной конкуренции между его предприятиями. Местные органы власти во многих случаях проводят антиконкурентную политику. Основным рынком молочной продукции страны является внутренний: здесь реализуется 60 — 65% всех произведенных продуктов подкомплекса.
Практически повсеместно не выдерживаются оптимальные соотношения между объемом производства молока и мощностями по его переработке. Устранение такого несоответствия возможно путем сокращения численности молочных заводов и их технического переоснащения, создания агропромышленных объединений и формирования в их составе сырьевых зон.
В этой связи в последние годы в республике значительное развитие получил процесс укрупнения молочных перерабатывающих предприятий путем присоединения к экономически состоятельным мелких и убыточных, технически устаревших предприятий, так как дефицитное сырье, поставляемое им, используется неэффективно и не дает должной отдачи.
Анализ осуществляемой процедуры объединения и полученных на этой основе результатов показал, что их укрупнение не принесло существенных сдвигов в повышении эффективности и обеспечении сырьем перерабатывающих предприятий. Во-первых, в силу ведомственных интересов процесс укрупнения сдерживается, во-вторых, количество сырья от этого не увеличилось, ликвидированные заводы потеряли статус юридического лица, но осуществляют переработку почти в прежних объемах как подразделения головного предприятия, то есть перераспределения сырья в пользу головного предприятия пока не произошло. Даже на таком молочном предприятии, как ОАО «Брестский МК», где осуществлена реконструкция и укрупнение при полной загрузке мощностей и большом спросе на продукцию, его эффективность остается низкой. С учетом факторов технического состояния молочных заводов, обеспеченностью их качественным сырьем и глубиной его переработки показатель выхода товарной продукции из 1 т сырья колеблется между областями в 1,4 раза (от 432 до 580 тыс. руб.).
Основной причиной такого состояния является высокая себестоимость сырья и низкое его качество. Без решения сырьевой проблемы техническое перевооружение и укрупнение перерабатывающих предприятий должного экономического эффекта не приносит. Исправить создавшееся положение можно путем совершенствования организационной структуры молочного подкомплекса на основе образования агропромышленных объединений по производству и переработке молока. Такие структуры позволят улучшить сырьевое обеспечение перерабатывающих предприятий как за счет усиления их организационно-экономических связей с сельхозпроизводителями, так и посредством формирования сырьевых зон, в составе которых будут функционировать специализированные сельскохозяйственные предприятия молочного направления.
Основным направлением научно-технического прогресса в молочной промышленности является повышение эффективности использования сырьевых ресурсов, снижение материалоемкости продукции путем глубокой и комплексной переработки сырья, расширения использования вторичных ресурсов. При этом дополнительный прирост продукции, полученный путем сокращения потерь и улучшения использования первичного сырья, обходится в 2 — 2,5 раза дешевле, чем получение такого же количества продукции за счет роста производства сельхозсырья.
Обновление основного технологического оборудования на предприятиях молочной промышленности не превышает 3 — 4% в год, тогда как необходимый темп должен быть в 2,5 — 3 раза выше. В связи с этим износ активной части основных фондов в молочной промышленности составляет 60 — 65%. Ускоренное обновление основных производственных фондов на новой технической основе является одним из главных направлений интенсификации производства в молочной промышленности. Без такого обновления невозможна качественная перестройка производства на выработку продукции повышенной биологической ценности и широкого ассортимента в объемах, полностью удовлетворяющих спрос населения с учетом возраста, состояния здоровья, размеров дохода и других факторов.
В связи с этим для расширения ассортимента, улучшения качества продукции, ее упаковки, в целях снижения энергозатрат, себестоимости выпускаемой продукции, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках предусматривается техническое перевооружение предприятий преимущественно для наращивания эффективного экспорта.
Предусматривается проведение технического перевооружения молочной промышленности в 2 этапа (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2005 г. № 792).
Первый этап: 2005-2006 гг. В Минской области техническое перевооружение планируется провести в 5 организациях молочной промышленности: ОАО «Борисовский молочный комбинат», ОАО «Молодечненский _ормолзавод», ОАО «Клецкий маслодельный комбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Копыльский маслодельно-сыродельный завод». Необходимый объем инвестиций составит по области 26,7 млрд. руб. Планируемые мероприятия: переоснащение цехов по производству твердых сыров с увеличением мощности на 2,5 т в смену, цельномолочной продукции, сухого обезжиренного молока, мороженого, систем холодоснабжения.
Второй этап: 2007-2010 гг. В Минской области предусматривается техническое перевооружение 5 организаций: ОАО «Молочник», г. Дзержинск, ОАО «Холопеничский маслосыродельный завод», ОАО «Любаньский сыродельный завод», ОАО «Нарочанский маслосыродельный завод», ОАО «Солигорский молочный завод», ОАО «Березинский сырзавод». Кроме того, будет продолжено техническое перевооружение ОАО «Молодечненский _ормолзавод», ОАО «Клецкий маслокомбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Вилейский _ормолзавод». Планируемые мероприятия: реконструкция приемно-аппаратного цеха; техническое перевооружение цехов по выработке сыров, цельномолочной продукции, казеина и сухого обезжиренного молока; приобретение и установка оборудования для расфасовки и упаковки продукции; газификация котельных; реконструкция и модернизация систем холодоснабжения; приобретение специализированного автотранспорта.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Известно, что для устойчивого рыночного развития молочно-продуктовый подкомплекс Республики Беларусь должен быть в преобладающей мере экспортоориентированным. Только таким образом возможно воссоздать необходимый потенциал конкурентности не только на внешнем рынке, но и на внутреннем, что особенно важно, поскольку угроза вытеснения отечественного АПК происходит не только на внешнем рынке, но уже и на внутреннем экономическом пространстве. Следовательно, генеральная и долгосрочная стратегия региональной группы «Юг Минской области» молочно-продуктового подкомплекса должна состоять в ориентации на безупречное качество продукции. Тактическая же политика должна быть гибкой и дифференцированной, нацеленной преимущественно на традиционные рынки, в первую очередь Республики Беларусь.
В настоящее время продукция молочной отрасли реализуется в основном по прямым связям между предприятиями-производителями и торгующими организациями, либо с участием торговых посредников. Возникновение подобного рода взаимоотношений при переходе к рыночным условиям экономически вполне оправдано. Однако пока не отработан действенный механизм их функционирования, и при нерегулируемых товарных потоках и недостаточности рынка продовольствия это ведет к определенным диспропорциям в распределении и потреблении продуктов питания, особенно в период кризиса и депрессии в экономике республики. Именно такое положение сложилось с продовольствием в целом и молочными продуктами в частности.
Природные условия республики позволяют при каждой молочной ферме иметь высокопродуктивные пастбища из расчета 0,5 га на корову. В системе зеленого конвейера это гарантирует получение только за летний сезон до 2,0 — 2,5 тыс. кг молока на корову и высокую окупаемость затрат, в 1,5 — 2 раза превышающую сложившийся уровень.
Наращивание производства молока, повышение эффективности отрасли требует направленной работы по созданию во всех хозяйствах высокопродуктивных молочных стад, увеличению удельного веса чистопородных коров. В этой связи целесообразно повысить статус племенных заводов, усиливая стимулирующие факторы их потенциального развития. Одновременно на качественно более высоком уровне должна вестись повседневная работа по выращиванию ремонтного молодняка в хозяйствах и их специализированных подразделениях. Здесь необходимо строгое соблюдение комплекса условий, обеспечивающих достаточное и полноценное кормление молочного стада и воспроизводственного молодняка.
Таким образом, сбалансированность спроса и предложения на внутреннем рынке молока и молочных продуктов на современном этапе определяется наращиванием объемов производства, повышением эффективности функционирования всех отраслей продуктового подкомплекса, а также совершенствованием экономического механизма, регулирующего их взаимоотношения.
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА КПУП «ГМЗ № 3»
2.1 Характеристика КПУП «ГМЗ № 3»
Минский городской молочный завод № 3 введен в строй в декабре 1983 г. Вначале завод осуществлял финансово-хозяйственную деятельность в качестве структурной единицы Минского городского производственного объединения молочной промышленности. Начиная с 1 февраля 1989 г. выделился в самостоятельное предприятие. С 1 декабря 1993 года заключен договор об арендных отношениях с Управлением сельского хозяйства и продовольствия Мингорисполкома.
27 декабря 1993 года Минский гормолзавод № 3 был преобразован в арендное предприятие «Минский молочный завод № 3». Решением Минского облисполкома № 90 от 02.12.96 года арендное предприятие «Минский городской молочный завод № 3» было передано в собственность Минской области и вошло в состав Минского государственного производственного объединения «Мясомолоко».
Решением Минского облисполкома и Минского горисполкома № 722/1544 от 16.10.2002г. ГМЗ № 3 был передан с 1.11.2002 г. в коммунальную собственность Минского горисполкома и переименован в КПУП «ГМЗ № 3». Права по управлению предприятием были делегированы КУП «Минскгорпищепром».
Юридический адрес: 220070, г. Минск, ул. Солтыса, 185.
Вышестоящая организация: Коммунальное унитарное предприятие «Минскгорпищепром».
Орган отраслевого управления: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Основные виды деятельности предприятия: производство пищевых продуктов; переработка молока и производство сыров; оказание услуг по хранению и переработке сырья; оптовая и розничная торговля
КПУП «ГМЗ № 3» является основным поставщиком цельномолочной продукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется на производстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны. В ограниченном объеме вырабатывается простокваша, ряженка, йогурты и др. кисломолочные продукты, а также паста творожная, сыр «Домашний», сыр «Крестьянский», сыр «Адыгейский», сыр «Десертный», сыр «Гурман», майонез «Славянский», пудинги и другие молочные десерты. В результате техперевооружения освоено производство творога зерненого «Жемчужинка», творога «Околица» нежирного, 5,9 % жирности, фасованного в вакуумную упаковку, сыра полутвердого «Околица», сырков глазированных. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет около 130 наименований.
На основании отчета о прибылях и убытках (приложение А) проведем анализ основных показателей деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг. (таблица 1).
Таблица 1. Основные показатели деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг.
Показатели
2006г.,
млн. руб.
2007г.,
млн. руб.
Отклонение от прошлого периода

в стоимостном выражении
в %
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг
129147
153904
+24757
119,2
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг
10189
10564
+375
103,7
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)
118958
143340
+24382
120,5
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг
92390
103692
+11302
112,2
Управленческие расходы




Расходы на реализацию
2743
3371
+628
122,9
Прибыль (убыток) от реализации
23825
36277
+12452
152,3
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов    продолжение
–PAGE_BREAK–
-19
1026
+1045

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов
-5221
-5519
-298

Прибыль (убыток) за отчетный период
18585
31784
+13199
171,0
Налог и сборы, производимые из прибыли
6961
10790
+3829
155,0
Расходы и платежи из прибыли
14
12
-2
85,7
Сумма льгот по налогу на прибыль




Прибыль (убыток) к распределению
11610
20982
+9372
180,7
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 24382 млн. руб. (или на 20,5 %), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 11302 млн. руб. или на 12,2 %), расходов на реализацию на 628 млн. руб. Прибыль от реализации КПУП «ГМЗ № 3» увеличилась по сравнению с 2006 г. на 12452 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов увеличилась по сравнению с 2006 г. на 1045 млн. руб. Прибыль от внереализационных доходов и расходов уменьшилась по сравнению с 2006 г. на 298 млн. руб.
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности КПУП «ГМЗ № 3» за 2006-2007 гг. является прибыль, по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 13199 млн. руб., темп роста составил 171,0 %. Налоги и сборы, производимые из прибыли увеличились на 3829 млн. руб., а расходы и платежи из прибыли уменьшились на 2 млн. руб. Нераспределенная прибыль увеличилась на 9372 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Для анализа ликвидности КПУП «ГМЗ № 3» на основании данных бухгалтерского баланса (приложение Б) по методике Минфина рассчитаем следующие коэффициенты (таблица 2).
Таблица 2. Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами КПУП «ГМЗ № 3»
Наименование показателя
На 01.01.2007г.
На 01.01.2008г.
Норматив
Коэффициент текущей ликвидности
К1= стр.290 / (стр.590 — стр.510 — стр.550)
5,013
5,367
К1³1,0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2= (стр.490 + стр.550 — стр.190) / стр.290
0,801
0,814
К2³0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3= (стр.590 — стр.550) / стр.600
0,139
0,132
К3£0,85
Коэффициент текущей ликвидности:
На 01.01.2007 г.:
51119 / (10900 — 702) = 5,013
На 01.01.2008 г.:
69803 / (13842 — 836) = 5,367
На 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. значение данного коэффициента выше нормативного. Нижняя граница рекомендуемого значения обусловлена тем, что у предприятия должно быть по меньшей мере достаточно оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие окажется под угрозой банкротства.
Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что КПУП «ГМЗ № 3» обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
На 01.01.2007 г.:
(62340 + 702 — 22121) / 51119 = 0,801
На 01.01.2008 г.:
(84845 + 836 — 28884) / 69803 = 0,814
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. соответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у КПУП «ГМЗ № 3» достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами:
На 01.01.2007 г.:
(10900 — 702) / 73240 = 0,139    продолжение
–PAGE_BREAK–
На 01.01.2008 г.:
(13842 — 836) / 98687 = 0,132
Значение данного коэффициента на 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. соответствует нормативу, то есть КПУП «ГМЗ № 3» способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Таким образом, финансовое состояние КПУП «ГМЗ № 3» на 01.01.2008 г. можно охарактеризовать как устойчивое. Организация обеспечена собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у КПУП «ГМЗ № 3» достаточно собственных оборотных средств для обеспечения финансовой устойчивости, положительным моментом является и тот факт, что КПУП «ГМЗ № 3» способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
2.2 Анализ организационной структуры
Среднесписочная численность персонала КПУП «ГМЗ № 3» за 2007 год составила 905 человек. Из них: промышленно-производственный персонал — 877 человек; в том числе: рабочие основного производства — 370 человек; рабочие вспомогательного производства — 318 человек; специалисты, служащие, руководители — 189 человек; и непромышленный персонал — 28 человек. Предприятие работает по непрерывному графику, выходные дни у работников основного и вспомогательного производства по скользящему графику.
Таблица 3. Структура КПУП «ГМЗ № 3», его основные подразделения и их функции в 2007 г.
Наименование подразделений
Функции
Среднесписочная численность, 2007 год
1
2
3
Руководители, специалисты, служащие
Организация и управление процессом производства
189
Основное производство
(рабочие)
370
из них:
Цех цельномолочной и диетической продукции
Производство цельномолочной продукции, сыров мягких, майонеза, прочей молочной продукции
210
в т.ч. приемо-моечный участок
Приемка сырья, мойка технологических линий и оборудования
31
аппаратный участок
Производство молока, кисломолочной продукции, сливок, сметаны и прочей молочной продукции, майонеза
36
участок розлива молочных продуктов
Розлив молока, кисломолочной продукции, сливок, сметаны, майонеза и проч. молочной продукции
83
творожный участок
Производство и фасовка творожных изделий
60
Тарный цех
Обеспечение основного производства тарой
36
Цех готовой продукции
Хранение и реализация молочной продукции
87
Цех детского питания
Производство молока и кефира детского
19
Заславский производственный участок
Приемка сырья, сепарирование, возврат обрата сдатчикам, отгрузка молока и сливок на ГМЗ № 3
18
Вспомогательное производство
(рабочие)
318
из них:
производственная лаборатория
Контроль и анализ готовой продукции, сырья, материалов
30
Ремонтно-механический цех
Текущий ремонт и обеспечение работы технологического оборудования
42
Электроремонтный цех
Ремонт и обеспечение работы электротехнического оборудования
19
Паросиловой цех
Ремонт и обслуживание водопроводов, паропроводов и сантехнического оборудования
11
Цех аммиачно-воздушных компрессоров
Обеспечение производства сжатым воздухом и холодом
18
Электроавтотранспортный цех
Содержание легкового, грузового и электротранспорта
35
Ремонтно-строительный цех
Текущий и капитальный ремонт
15
Хозяйственный участок
Содержание прачечной, дворников, уборщиц
26
АСУТП
Ремонт и обслуживание средств автоматизации
24
КИПиА
Ремонт и обслуживание контрольно-измерительных приборов
14
Отдел продаж    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Брестская область
32,7
38,0
116,2
12,0
13,7
Гродненская область
12,7
11,5
90,6
4,7
4,2
Гомельская область
0,9
1,2
133,3
0,3
0,4
Витебская область
2,4
1,7
70,8
0,9
0,6
Могилевская область
2,0
2,4
120,0
0,8
0,9
Итого иногородние поставщики
81,3
84,8
104,3
29,8
30,6
Всего:
272,3
276,8
101,7
100,0
100,0
Продукция КПУП «ГМЗ №3» имеет ряд преимуществ перед продукцией небольших заводов области.
Во-первых, завод выпускает широкий ассортимент продукции в одноразовой упаковке: молоко, кефир, сметана, пасты творожные, молочные десерты и др. Такой широкий ассортимент продукции со стороны одного поставщика более предпочтителен покупателю.
Во-вторых, каждой торговой единице и Управлению потребительского рынка г. Минска более выгодно вести дело с одним крупным поставщиком продукции, чем с десятками мелких. Торговой инспекции также удобнее и быстрее контролировать качество поступающей в магазин продукции.
В-третьих, в связи с коротким сроком реализации молочных продуктов поставщик должен быть максимально приближен к покупателю.
Кроме того, КПУП «ГМЗ № 3» располагает технологическими возможностями и редким в Республике Беларусь оборудованием по розливу продукции в. упаковку Тетра Брик, а также вырабатывает продукцию по новейшей технологии творог зерненый «Жемчужинка», творог «Околица», сыр полутвердый «Околица».
Доля КПУП «ГМЗ №3» на внутреннем рынке наиболее велика.
Предприятие не ставит своей целью вытеснение с рынка других молочных заводов. Задача состоит скорее в сохранении и упрочении сложившегося разделения. Вместе с тем, удерживать свои позиции на рынке в условиях нарастающей конкуренции становится все труднее. Программа развития перерабатывающей промышленности республики ориентирует предприятие на расширение ассортимента и увеличение объемов производства молочных продуктов.
Особенность молочного производства заключается в привязанности производителей к местам производства сырья и небольших сроках хранения молочной продукции. Поэтому производство молочной продукции несет в основном местный и региональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют те производители, которые наладили выпуск продукции с длительным сроком хранения, имеют широкий индивидуальный ассортимент продукции и конкурентоспособные цены.
КПУП «ГМЗ № 3» ставит целью укрепить свои конкурентные позиции в г. Минске, Беларуси и в России, увеличить тем самым объемы реализации в г. Минске и на экспорт.
Для сохранения стабильного положения на рынке КПУП «ГМЗ №3» должен обеспечить высокое качество продукции, увеличить сроки ее хранения, что требует надежной обеспеченности завода качественным сырьем, тароупаковочными материалами, современным технологическим оборудованием, а также необходимо осваивать новые виды продукции, пользующейся спросом у покупателя, и стабильно выполнять заявки торгующих организаций.
На КПУП «ГМЗ №3» формирование цен производится в соответствии с действующим положением о порядке формирования цен и тарифов. Цены на молочные продукты включают в себя издержки производства, прибыль, в пределах установленных норм, налоговые платежи в бюджет.
Так как молочная продукция является социально значимой, цены на нее на внутреннем рынке зависят от политики ценового регулирования, проводимого Правительством Республики Беларусь. Предприятия торговли устанавливают наценку на социально значимую молочную продукцию 11 % (молоко, кефир, сметана, сливки), максимальная торговая наценка на некоторые виды не социально значимой молочной продукции до 30 %.
Рост цен на молочную продукцию в республике имеет самый низкий показатель по сравнению с другими группами товаров.
В Республике Беларусь сохраняется государственное регулирование цен на молоко пастеризованное и кефир разной жирности и в разной упаковке, кроме детского, сметана разной жирности и упаковке, творог жирный и нежирный. Указанная продукция является социально значимой, и цены на нее регулируются Министерством экономики Республики Беларусь.
Отпускные цены на производимую продукцию формируются на основе плановой себестоимости, всех видов налоговых и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли в пределах допустимой, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, а также установленного уровня инфляции.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА КПУП «ГМЗ № 3»
3.1 Совершенствование организационной структуры
Главные задачи перспективного стратегического развития КПУП «ГМЗ № 3»:
– увеличение количества объемов производства и реализации продукции;
– расширение ассортимента продукции путем освоения новых видов;
– снижение себестоимости продукции и получение максимальной прибыли для развития собственной производственно-хозяйственной деятельности;
– увеличение производительности труда;
– повышение качества выпускаемой продукции;
– модернизация и техническое перевооружение производства;
– повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет качества и ассортимента, увеличение экспорта;
– налаживание партнерских отношений с поставщиками сырья, материалов, потребителями продукции;    продолжение
–PAGE_BREAK–
– увеличение качества новых потребителей продукции.
Для осуществления этих задач предприятие проводит техническое перевооружение, в результате чего обновляются основные производственные фонды в связи с большим их физическим износом, вводится новое высокопроизводительное, высокотехнологическое оборудование.
В результате технического перевооружения приобретено новое импортное оборудование, что позволило значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить сроки ее хранения, объемы производства и реализации.
Перспективы развития предприятия на 2008-2009 гг.
В 2008 году будет введена в действие линия по производству пасты творожной методом сепарирования и продуктов на ее основе, в т.ч. взбитых десертов. В 2008 г. также будет приобретен за счет средств бюджета фасовочный автомат для десертов творожных. Все это позволит:
– заменить существующее на предприятии оборудование по производству пасты творожной со 100 % износом;
– значительно расширить ассортимент выпускаемых творожных паст и продуктов на их основе, в т.ч. взбитых десертов, улучшить качество, увеличить сроки их хранения и объемы производства.
В 2008 г. за счет средств бюджета будет приобретена линия по производству сыра типа «Фета», что позволит вырабатывать и поставлять в торговую сеть г. Минска и РБ сыр, который до настоящего времени в РБ не вырабатывался, расширить ассортимент рентабельной молочной продукции, наладить поставку их в Россию. На 2008-2009 гг. на предприятии планируется проведение дальнейшего техперевооружения за счет беспроцентной ссуды Мингорисполкома и кредитов банка. В инвестиционные издержки КПУП «ГМЗ № 3» включены суммы основных капитальных затрат, необходимых для приобретения оборудования. Объем капитальных вложений, необходимых для приобретения технологического оборудования на 2008 г. составляет 9 571 млн. руб., в том числе за счет беспроцентной бюджетной ссуды 9 571 млн. руб.
Приобретение линии по производству сыра мягкого типа «Фета» позволит производить сыр, на рынке РБ отсутствует. Производство сыра увеличит объемы производства и реализации, прибыль, расширит ассортимент новых видов продукции, длительный срок его хранения позволит реализовать его за пределы РБ.
Линия для производства пасты творожной позволит заменить старую линию со 100% износом, нарастить объемы и расширить ассортимент творожных паст и десертов с различными вкусовыми наполнителями, производить взбитые творожные десерты, что позволит увеличить реализацию этих продуктов как в РБ, так и в России.
Приобретение пастеризационно-охладительной установки для сливок и высокожирного молока позволит заменить действующую со 100 % износом на более высокопроизводительную 10 т/час.
Приобретение фасовочного автомата для десертов творожных, в т.ч. взбитых, необходимо в связи с приобретаемой линией для производства пасты творожной и продуктов на ее основе, в т.ч. десертов творожных. Автомат позволит расфасовывать десерты творожные в привлекательную, удобную современную герметичную упаковку различной емкости, способствующую увеличению сроков хранения продукции и сохранению ее качества.
Приобретение пастеризационно-охладительной установки для кефира позволит заменить существующую установку со 100 % износом на высокопроизводительную — 20 т/час.
Приобретение установки высокотемпературной пастеризации молока для молока топленого, ряженки, йогурта позволит заменить действующую со 100 % износом установку низкой производительности на высокопроизводительную -10 т/час.
3.2 Резервы снижения себестоимости
Резервами снижения себестоимости молокопродуктов на КПУП «ГМЗ № 3» являются:
1. Экономия затрат на заготовку и транспортировку сырья.
2. Удешевление технологий производства.
3. Проведение мероприятий по энергосбережению.
4. Модернизация технологических линий.
5. Рост производительности труда.
6. Применение ресурсосберегающих технологий.
7. Улучшение организации труда.
На КПУП «ГМЗ № 3» снижение себестоимости продукции возможно за счет замены электроотопления приборами ПБЭ-0,75 на водяное отопление. Это объясняется тем, что электроэнергия на отопление стоит в 3 раз дороже электроэнергии на освещение, а также тем, что на предприятии имеется производственно-отопительная котельная и теплоноситель не берется со стороны, а видом топлива являются отходы, поэтому целесообразней было бы использовать водяное отопление.
Покажем это на примере. Для начала рассчитаем цену, которую платит данное предприятие государству за отопление помещений во время отопительного сезона при использовании прибора ПБЭ — 0,75. Всего на заводе 8 таких приборов; отопительный сезон длится 5 месяцев; в час этим прибором израсходуется 6 кВт, отсюда получаем, что за 5 месяцев или за 150 суток израсходуется 21600 кВт в час (6 ×150 ×24 (часа в сутки) = 21600). Цена за 1 кВт — 145 руб., следовательно, КПУП «ГМЗ № 3» за отопительный сезон платит 5324400 руб. (21600 ×145 ×1,7 (коэффициент) = 5324400). Теперь рассчитаем цену, которую платило бы данное предприятие, используя водяное отопление. Для этого воспользуемся следующими формулами.
Количество тепла, используемого на отопление, рассчитывается по формуле:
QОТ= q×α×V×(tВН— tН) ×24 ×n, (1)
где q — коэффициент, учитывающий теплопотери на недостаточное уплотнение щелей, проемов, открывание дверей, вентиляции (от 0,35 до0,9);
α = 1,17 — для климатического района РБ;
V — отапливаемый объем всех помещений (м. куб.);
tН— температура наружного воздуха по данным метеостанции;
tВН— температура внутри помещений;
n — количество дней отопления.
Количество топлива рассчитывается по формуле:
С = QОТ×q ×k, (2)
где q — норма расхода топлива на производство 1 Гкал теплоты;
k — коэффициент нагрева воды = 1,1.
Подставляя в эти формулы данные, получим:
QОТ= 0,6 ×1,17 ×6000 ×(18 — (-3)) ×24 ×150 = 318 Гкал;    продолжение
–PAGE_BREAK–
С = 318 ×1,1 ×1160 = 405,77 м. куб.
Отходы, которые использует предприятие как вид топлива, стоят 8000 руб. за метр кубический, отсюда цена за отопление составит:
405,77 ×8000 = 3246160 руб.
Сравнивая данные цифры, видно, что использовать водяное отопление вместо прибора ПБЭ-0,75 намного выгоднее. Себестоимость снизиться на 2078240 руб. (5324400 руб. — 3246160 руб.). Рентабельность текущих затрат составит 256 / (9553 — 2078,24) ×100 % = 3,4 %.
Снижению себестоимости способствует повышение технического уровня производства. Печать этикеток для продукции КПУП «ГМЗ № 3» производится на термотреперных принтерах EleronQB/450VE с применением карбоновых лент, указанных в паспортах принтеров, цена за рулон (044 × 600м) при закупке в Германии последней партии (400 рулонов) составляла 76,49$ (164453,5 руб.).
Экономический расчет замены ленты представлен в таблице 6.
Таблица 6. Экономический расчет замены ленты
Наименование материала
Норма расхода, кг
Цена материала, руб.
Стоимость, руб.
До внедрения
Лента для принтера Ribbon
0,00041
164453,5
67,426
После внедрения
Лента для принтера Ribbon
0,00041
82500
33,825
Исследовали альтернативные ленты других производителей. Тендер, проведенный между фирмами в г. Минске позволил снизить себестоимость ленты до 82500 руб. за рулон размером 0,104 ×150 м. Таким образом, экономический эффект в результате замены ленты составит 1 680 050 руб. ((67,426 руб. — 33,825 руб.) ×50 тыс. шт. (при условии реализации 50 тыс. единиц продукции)).
Таким образом, общий экономический эффект (снижение себестоимости продукции) должен составить 3758290 руб. (2078240 руб. + 1680050 руб.).
3.3 Совершенствование организационно-экономических отношений с поставщиками сырья
Оценка эффективности хозяйственных связей характеризует результативность управления коммерческой работой организации. Эффективность хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Для изучения поставщиков и их возможностей работники КПУП «ГМЗ № 3» должны принимать участие в работе оптовых ярмарок; выставок — продаж, бюллетенях спроса и предложения, за проспектами, каталогами, прайс-листами.
С целью оптимизации сырьевой базы, КПУП «ГМЗ № 3» можно порекомендовать следующее: в дальнейшем необходимо уделять больше внимания анализу поставщиков сырья, сотрудничать только с надежными поставщиками, которые полностью выполняют договорные условия.
Риски, связанные с поставкой сырья, могут быть сведены к минимуму правильными маркетинговыми мероприятиями по закупке и поставке сырья, наличием его запасов на складе в объеме, необходимом для бесперебойного производства продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие обобщения и выводы:
Предприятия молочной промышленности располагают современным, высокопроизводительным оборудованием, в том числе поточно-механизированными и автоматизированными линиями. Освоено производство новых видов цельномолочной продукции, сыров, мороженного, молочных консервов, масла, продуктов для детского питания, заменителей цельного молока для молодняка сельскохозяйственных животных. В последнее время особое внимание акцентируется на комплексной переработке молока и рациональном его использовании путем переработки обезжиренного молока, пахты и сыворотки на различные пищевые продукты.
В целях значительного увеличения производства продуктов питания намечены меры по увеличению объемов переработки молока, улучшению ассортимента и повышению качества молочных продуктов. Осуществление этих мер связано с реализацией задач агропромышленного комплекса и техническим перевооружением отраслей пищевой промышленности, в том числе молочной. При техническом перевооружении молочной промышленности предусматривается использование высокопроизводительного технологического оборудования, изготовления комплектов машин, аппаратов и поточных технологических линий, обеспечивающих повышение производительности труда, освоение нового технологического оборудования и автоматизированных линий для розлива молока и оборудования для упаковки молочных продуктов.
КПУП «ГМЗ № 3» является основным поставщиком цельномолочной продукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется на производстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны. В ограниченном объеме вырабатывается простокваша, ряженка, йогурты и др. кисломолочные продукты, а также паста творожная, сыр «Домашний», сыр «Крестьянский», сыр «Адыгейский», сыр «Десертный», сыр «Гурман», майонез «Славянский», пудинги и другие молочные десерты.
Основное производство представлено цехом цельномолочной и диетической продукции, который включает приемо-моечный участок, аппаратное отделение, участок розлива молочных продуктов, творожный участок, а также в основное производство включается цех детского питания, тарный и цех готовой продукции, Заславский производственный участок. Вспомогательное производство состоит из ремонтно-механического и электроремонтного цехов, электротранспортного цеха, цеха аммиачно-воздушных компрессоров. В структуру завода входит ремонтно-строительный цех, хозяйственный участок. Функция контроля за качеством сырья и готовой продукции осуществляется производственной лабораторией. Непромышленный персонал занят в столовой, общежитии, фирменном магазине. На предприятии имеется отдел кадров, планово-экономический отдел, отдел организации труда и заработной платы, бухгалтерия, финансовый отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел продаж, служба АСУТП, отдел главного технолога, отдел капитального строительства, служба главного механика, служба главного энергетика.
Поставщиками основных и вспомогательных материалов являются в основном предприятия Республики Беларусь, а также коммерческие структуры. Основными поставщиками сырья — молока сырого для КПУП «ГМЗ №3» являются колхозы и совхозы Минского района и Минской области. В настоящее время их около 50. Одним из крупнейших поставщиков полиэтиленовой пленки для фасовки молока является Борисовский завод «Полимиз», упаковка Пюр Пак закупается в России, упаковка Тетра Брик закупается в дальнем зарубежье. Крупными поставщиками основных материалов (фруктовые наполнители) являются фирмы «Белпакресурсы», «Харвист». Цены на вспомогательные материалы договорные.
На внутреннем рынке Республики Беларусь предприятие реализует в настоящее время 88,3 % продукции завода, 11,7 % реализуется в Россию. Основным рынком сбыта продукция КПУП «ГМЗ № 3» является г. Минск, незначительная часть продукции реализуется по Минской области и другим областям республики.
В общем объеме реализованной продукции на внутреннем рынке 86,0 % составляет реализация в г. Минске, которая снизилась против прошлого года на 2,9 %, увеличился объем реализации по Минской области до 7 % или на 1,0 % против прошлого года, а также по Гомельской области до 5,4 % или на 1,5 % выше прошлого года. По остальным областям реализация составляет 1,6 % или на 0,4 % выше прошлого года.
Направлениями совершенствования организации производства на КПУП «ГМЗ № 3» являются:
– совершенствование организационной структуры за счет расширения производства в результате приобретения линии по производству сыра мягкого типа «Фета», линии для производства пасты творожной, приобретения пастеризационно-охладительной установки для сливок и высокожирного молока, фасовочного автомата для десертов творожных, пастеризационно-охладительной установки для кефира, установки высокотемпературной пастеризации молока для молока топленого, ряженки, йогурта.
– резервы снижения себестоимости: за счет замены электроотопления приборами ПБЭ-0,75 на водяное отопление и замены ленты, общий экономический эффект должен составить 3758290 руб.
– совершенствование организационно-экономических отношений с поставщиками сырья: КПУП «ГМЗ № 3» необходимо уделять больше внимания анализу поставщиков сырья, сотрудничать только с надежными поставщиками, которые полностью выполняют договорные условия.
ЛИТЕРАТУРА
Барановский С.И.Проблемы развития перерабатывающей промышленности АПК и пути их решения: Моногр. — Мн.: Бел-НИИЭИ АПК, 1998. — 267 с.
Горбатова К.К. Биохимия молока и молочных продуктов. — М.: Колос, 1997. — 288 с.
Дмитриченко М.И., Пилипенко Т.В. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. — СПб.: Питер, 2004. — 352 с.
Жарикова Г.Г. Микробиология продовольственных товаров. Санитария и гигиена. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 304 с.
Ильина З.М., Валуев В.В. Рынок продовольствия и сырья: 8. Молоко. — Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1997. — 169 с.
Ильина З. М. Рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья: методология, проблемы формирования, перспективы развития. — Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1998. — 169 с.
Ильина З.М., Мирочицкая И.В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия: учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 226 с.
Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: Учеб. для вузов. — М.: Экономика, 1990. — 287 с.
Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Шимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 751 с.
Организация производства. Учебно-практическое пособие / М.Ю. Пасюк, Т.Н. Долинина, А.А. Шабуня. — Мн.: ООО ФУАинформ, 2002. — 76 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — Мн.: Новое знание. — 2004.
Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2- изд., перераб и доп. — Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. — 521 с.
Шидловская В.П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов: Справочник. — М.: Колос, 2000. — 280 с.
Экономика предприятий и отраслей АПК. Учебник / под ред. Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф., Тонковича В.С. — Мн.: БГЭУ. — 2001.
Соломатин А.Н., Петров П.В. Экономика товарного обращения: Учебник для ВУЗов. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 220 с.
belstat.gov.by