1. Размещение и оценка нефтяной промышленности мира
Нефть занимает ведущее место в мировомтопливно-энергетическом хозяйстве. Её доля в общем потреблении энергоресурсовнепрерывно растет: 3 % в 1900, 5 % перед 1-й мировой войной 1914-1918,17,5 % накануне 2-й мировой войны 1939-45, 24 % в 1950, 41,5 % в1972, 48 % в 2004.
Мировая добыча нефти в настоящее время (2006) составляетоколо 3,8 млрд тонн в год, или 30 млрд баррелей в год. Таким образом,при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет,неразведанной – ещё на 10-50 лет. Также растёт и потребление нефти -за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 млрд баррелей в год.
Имеются также большие запасы нефти (3400 млрд баррелей)в нефтяных песках Канады и Венесуэлы. Этой нефти при нынешних темпахпотребления хватит на 110 лет. В настоящее время компании ещё не могутпроизводить много нефти из нефтяных песков, но ими ведутся разработки в этомнаправлении.
Цены на нефть, как и на любой другой товар, определяютсясоотношением спроса и предложения. Если предложение падает, цены растут до техпор, пока спрос не сравняется с предложением. Особенность нефти, однако, в том,что в краткосрочной перспективе спрос малоэластичен: рост цен мало влияет наспрос. Редкий владелец автомобиля начнёт ездить в автобусе из-за роста цен набензин. Т.е. нефть и ее производные имеют низкую эластичность спроса. Поэтомудаже небольшое падение предложения нефти приводит к резкому росту цен.
Относительно недавно в число крупнейших мировых потребителейнефти вошли Китай и Индия. В XX веке рост спроса на нефти уравновешивалсяразведкой новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многиесчитают, что в XXI веке нефтяные месторождения исчерпают себя, и диспропорциямежду спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен -наступит нефтяной кризис. Некоторые считают, что нефтяной кризис уже начался, ирост цен в 2003-2008 годах являлся его признаком.Страны с крупнейшими запасами нефти (2009г)
Страна
Запасы, млрд. баррелей
% от мировых запасов Саудовская Аравия 264,1 21,0 Иран 137,6 10,9 Ирак 115,0 9,1 Кувейт 101,5 8,1 Венесуэла 99,4 7,9 ОАЭ 97,8 7,8 Россия 79,0 6,3 Ливия 43,7 3,5 Казахстан 39,8 3,2 Нигерия 36,2 2,9 США 30,5 2,4 Канада 28,6 2,3 Катар 27,3 2,2 Китай 15,5 1,2 Ангола 13,5 1,1 Члены ОПЕК 955,8 76,0 Весь мир 1258,0 100,0
Цена нефти в феврале 2008-го уже превышала психологическиважную отметку в 100 долларов за барель, в марте высокие темпы роста ценпродолжились(110$). Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) быладостигнута 11 июля 2008 года, превысив $147 за баррель.
В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов забаррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12месячного минимума.
Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегдаразгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти.Крупнейшие мировые нефтедобытчики (По данным Международного энергетического агентства)
Страна
2008
2006
2003 Добыча, млн т. Доля мирового рынка (%) Добыча, млн т. Доля мирового рынка (%) Добыча, млн т. Доля мирового рынка (%) Саудовская Аравия 480 9,1 507 12,9 470 12,7 Россия 488,1 9,2 477 12,1 419 11,3 Соединенные Штаты Америки 294 5,6 310 7,9 348 9,4 Иран 252 4,8 216 5,5 194 5,2 Китай 189 3,5 184 4,7 165 4,4 Мексика 167,94 3,2 183 4,6 189 5,1 Канада 173,4 3,3 151 3,8 138 3,7 Венесуэла 180 3,4 151 3,8 149 4 Казахстан 70 1,3 64,9 1,7 51,3 1,2 Остальные страны 2985,56 56 1692,1 43 1589,7 43 Мировая добыча нефти 5280 100 3936 100 3710 100
Как правило, основные запасы нефти находятся под контролемгосударственных нефтяных компаний. Это объясняется тем, что нефтяная промышленность– самый важный сектор экономики для стран, получающих основной доход отэкспорта нефти. От получаемых средств зависит наполнение бюджета и возможностьразвивать другие отрасли экономики.
С каждым годом в мире открывают все меньше новых запасовлегкодоступной нефти. Количество открытых месторождений в мире возрастало в60-70-е годы, затем стало несколько снижаться, причем особенно заметным былоуменьшение прироста крупных месторождений. И сегодня более 80% объема мировойдобычи осуществляется из месторождений, открытых до 1973 года.
Около 40% всемирной добычи и около половины экспорта нефтиприходится на страны ОПЕК. Сейчас лидерами в области экспорта «черного золота»являются, соответственно, два лидера по добыче – Саудовская Аравия (на экспортнефти приходится 95% от общего экспорта страны) и Россия.
С Ближнего Востока нефть поступает прежде всего вАзиатско-Тихоокеанский регион, а также в Северную Америку и Европу. Большаячасть нефти экспортируется из России в Европу, но благодаря новым восточнымпроектам и росту добычи нефти на Сахалине ожидается, что 30% российскогоэкспорта будет поставляться в динамично развивающиеся страныАзиатско-Тихоокеанского региона.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. Поданным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено233,1 млн тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около32,4 % российского экспорта. Популярным заблуждением является частовстречающаяся информация о необходимости поставки нефти на экспорт дляобеспечения импорта продукции массового потребления. Даже если бы Россия вообщене поставляла нефть на экспорт в 2007 году, торговый баланс России был бы впрофиците на 45,7 млрд долл.
Добычей нефти занимаются несколько нефтяных компаний,крупнейшими из которых по результатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО«Лукойл» и ОАО «ТНК-BP».
2. Экономический потенциал Южного Федерального округа
Ю́жный федера́льный о́круг — административноеформирование на юге европейской части России. Образован указом президента РФ от13 мая 2000 года.
Указом Д.А. Медведева от 19 января 2010г. из его состававыделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск.
На западе округ имеет с Украиной сухопутные и водныеграницы, на востоке — с Казахстаном. На юге граничит с Абхазией и сСеверо-Кавказским федеральным округом.
На востоке федеральный округ ограничен Каспийским морем, назападе — Азовским и Чёрным морями.
Южный федеральный округ (после выделения из негоСеверо-Кавказского федерального округа) включает 2 республики, 3 области и 1край. Его площадь – 416 тыс. 840 кв. км.
В состав округа входят: Республики – Адыгея, Калмыкия;Краснодарский край; области – Астраханская, Волгоградская, Ростовская.
Основными направлениями внутрирегиональной политики вмасштабе Юга России является интеграция: общерегионального экономического,рыночного пространства, путем усиления взаимодействия экономики и рынковсубъектов РФ; региональных рынков и общерегионального рынка с крупным бизнесом,общероссийскими корпорациями; крупного региона и субъектов Федерации сотраслевыми и межотраслевыми комплексами (инвестиционно-строительным,аграрно-промышленным, транспортным, туристическо-рекреационным, промышленным);территорий, муниципальных структур с экономикой крупных городских центров,представляющих субъекты РФ и Северного Кавказа, всей территории Юга России.
Эти направления включают в себя также интеграцию:внутрирегиональную миграционную; финансово-банковскую, бюджетно-налоговую;государственных структур на основе федерального округа.
В основе объективных интеграционных процессов лежит развитиепредпринимательства, слияние корпоративных структур, банковских организаций,возникновение регионального финансового рынка, миграция населения.
В интеграционных процессах в масштабе крупных регионовимеются как положительные тенденции, так и угрозы суверенитету, экономическойбезопасности, общегосударственной целостности страны.
Противоречивость интеграционных процессов в масштабекрупного региона может порождать явления сепаратизма, угрозы отделения, тенденциик автаркии вместо саморазвития в условиях единого государства и общероссийскогоэкономического, финансового пространства.
Поэтому региональные интеграционные процессы требуетсярегулировать не только в интересах развития региона, но и всей РоссийскойФедерации, ее единства и целостности.
Необходима активная промышленная, инвестиционная политика состороны государства.
Исследования показывают, что существует прямая зависимостьмежду экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чемболее развиты рыночные отношения, тем сильнее и многостороннее влияниегосударства на рыночные механизмы и регуляторы.
В стратегии ускоренного развития экономического потенциалаЮжного федерального округа и образующих его субъектов Федерации, повышения устойчивости,конкурентоспособности и экономической безопасности необходимо усилитькоординацию деятельности федерального центра, структур Южного федеральногоокруга и органов власти субъектов Федерации.
Координация регулирования и управления процессами социально-экономическогоразвития субъектов Северного Кавказа и всего Южного федерального округа должнабазироваться на интеграционных тенденциях в этом регионе и на более интенсивномвовлечении экономики отдельных субъектов Федерации в общероссийское рыночноепространство.
Важно также существенное увеличение инвестиционных потоков вэтот регион из общероссийской финансово-кредитной, а не только бюджетной,системы.
Отрасли специализации:
— базовые отрасли топливно-энергетического комплекса(угольная, нефтяная, электроэнергетическое хозяйство);
— машиностроение (металлоемкое, сельскохозяйственнаятехника, оборудование для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности);
— химическая промышленность (химические волокна, азотныеудобрения, пластмасса);
— пищевая индустрия (сахар, консервы, растительное масло,мясные и молочные продукты, вино);
— сельское хозяйство (зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза),сахарная свекла, овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные культуры, виноград, чай,цитрусовые, табак, лен, мясо, шерсть);
— рекреационная отрасль (курортное хозяйство и т.п.).
Основные продукты ввоза в рамках экономической кооперациирайонов: нефть, лесоматериалы, металл, продукция машиностроения, изделия легкойпромышленности, удобрения.
Основные продукты вывоза в рамках экономической кооперациирайонов: сельскохозяйственная продукция, продукция пищевой, легкойпромышленности, цемент, уголь.
Преимуществами Южного федерального округа являютсяисключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение,высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокаястепень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс развитию округапридаст проведение в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи.
Ограничениями для развития субъектов РФ, входящих в составЮжного федерального округа, являются неоднородность уровня их развития, слабаяинфраструктурная обеспеченность, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов,значительная доля трудных для освоения горных территорий, угрозы проявления экстремизмаи терроризма.
Перспективы развития северо-западной части округа(Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (города Ростов-на-Дону,Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса),экономика которой специализирована на транспортном, энергетическом исельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающейпромышленности, транспортной логистике (с опорой на порт Тамань), а такжесекторах новой экономики (информационные технологии, научно-образовательныйкомплекс, инновационные транспортные технологии).
Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятсягруппы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс итуризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов,нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе(рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-ГорячийКлюч-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс,транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс).
Для экономик субъектов РФ, расположенных в низовьях р.Волги, локомотивами опережающего экономического роста выступают, в основном,обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство.
Для Волгоградской области перспективы связаны с развитиемметаллургии, химии, ориентированного на производство дорожно-строительнойтехники машиностроения, научно-образовательного комплекса, транспортнойлогистики и агропромышленного комплекса.
В Астраханской области опережающими темпами будутразвиваться судостроение, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка,агропромышленный комплекс. С точки зрения межрегиональной интеграции иразделения труда, экономики этих субъектов РФ в силу сложившихся экономическихспециализаций и общей инфраструктуры интегрированы с субъектами РФ, входящими всостав Приволжского федерального округа, в большей степени, чем с другимисубъектами Южного федерального округа.
Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны спереходом на современные технологии выращивания и переработки продукции в еетрадиционной экономической специализации — агропромышленном комплексе.
Ключевыми условиями реализации экономического потенциаласубъектов РФ, расположенных в Южном федеральном округе, выступают переход кконкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных специализаций иснятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений ихразвития.
На территориях субъектов РФ, обладающих богатымприродно-рекреационным потенциалом, необходимо создать условия для опережающегоразвития туристической отрасли, что, в свою очередь, даст импульс развитиюпищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности,строительства коммерческой и жилой недвижимости. Для экономического подъемасубъектов РФ, в которых накоплен мощный индустриальный потенциал, определяющеезначение будет иметь оказание государственной поддержки модернизации ихперспективных базовых отраслей с целью повышения производительности труда ипроизводства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Дополнительный базис для развития экономики округа можетсоставить добыча и переработка ресурсов Каменск-Шахтинского золотоносногоместорождения и Северо-Кавказской золоторудной провинции, охватывающейтерритории северокавказских республик — Адыгеи, Северной Осетии-Алании,Кабардино-Балкарии и частично Дагестана, Тырныаузского месторождения вольфрамав Кабардино-Балкарии, титано-циркониевых месторождений Ставропольского края,месторождений антрацита в Ростовской области, месторождений поваренной соли вКраснодарском крае.
Развитие транспортной системы округа связано, прежде всего,с повышением ее связности и наращиванием пропускной способности всех видовтранспортных коммуникаций.
Необходимо завершить создание единой опорной автодорожнойсети без разрывов и «узких мест», восстановить международное и межрегиональноеморское, речное и воздушное сообщение, что имеет принципиальное значение дляразвития мощного туристско-рекреационного комплекса округа.
Реализация транзитного потенциала транспортной системыокруга и увеличение внешнеторгового грузооборота связаны с повышениемпропускной способности железнодорожного транспорта и переходом к скоростномудвижению, организацией взаимодействия морского и железнодорожного видовтранспорта с образованием крупных транспортных узлов на базе логистическихцентров и терминалов, развитием системы морских портов на Азово-Черноморском иКаспийском побережьях, Таманском полуострове, водно-транспортного сообщениямежду Каспийским и Черным морями и водных путей на участках международныхтранспортных коридоров «Север-Юг» и «Дунай-Дон-Волга», а также созданияавиахаба на базе аэропорта г. Ростов-на-Дону.
Литература
1. ЗотоваА.И. Усиление финансовой самостоятельности субъектов Южного федерального округа// Материалы VII научно-практической конференции. – Петрозаводск: Изд-воПетрГУ, 2007.
2. Основныехарактеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник / Главныйредактор В.Л. Соколин – М.: Росстат, 2008.
3. РощупкинаВ.В. Анализ финансового потенциала субъектов Южного федерального округа. — ГОУВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008.
4. ЯрашеваА.В. Северный Кавказ: проблемы экономической интеграции.//Проблемы преобразованияи регулирования региональных социально-экономических систем: сборник статей.Вып. 38. -СПб.: ИПРЭ РАН, 2007.
5. ru.wikipedia.org/wiki/нефть
6. www.riatec.ru
– сайт центрального диспетчерского управления топливно-энергетическогокомплекса.
7. www.mirnefti.ru
– сайт Роснефти.