АУДИТЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНОВЫХ СИСТЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Введение
С развитием рыночных отношений у менеджментароссийских промышленных предприятий возникает потребность в использованииадекватного инструментария управления, способного в краткосрочной перспективеобеспечить безопасное в плане ликвидности развитие, а в долгосрочной — увеличить ценность капитала предприятия. В связи с этим важнейшее значениеприобретает в том числе создание и эффективное использование плановых систем,способных реализовать как стратегические, так и тактические цели предприятия.Ниже я сделал 4 приписки, типа этой, что бы ты немного потрудился, а не прстосделал плагиат с моего реферата. Найди и удали их.
Планирование как процесс представляет собойподготовку решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путемцеленаправленной сравнительной оценки различных альтернативных вариантовдействий в ожидаемых условиях [1].
Контроль является продолжением планированияи сопровождает процесс реализации планов. Роль контроля как функции управленияобусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей всистеме управления. Контроль предполагает определение и документированиефактических показателей (результатов реализации планов) и сравнение их с плановымидля определения результатов деятельности. Главная задача контроля заключается всоздании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективностиуправленческого процесса. Взаимосвязь планирования и контроля в едином контуререгулирования деятельности предприятия находит отражение в исследованиях какзарубежных, так и отечественных авторов. Наиболее значительными в этой области,по нашему мнению, являются разработки Дитгера Хана и Харальда Хунгенберга [2].
Для упорядоченного и эффективного ведения дел,обеспечения соблюдения политики менеджмента, обеспечения полноты и точностидокументации и всей внутренней информации о производственно-хозяйственной ифинансовой деятельности создается система внутреннего контроля. Реализацияцелей управления в ней возложена: на организационно-технический механизм и наспециальные контрольные подразделения внутреннего аудита.
Существует множество трактовок содержанияпонятия «аудит» как в соответствующих нормативных актах РоссийскойФедерации, так и в работах отечественных и зарубежных ученых. На основе ихисследования считаем возможным выделить следующие особенности, характеризующиесущность аудита:
— это определенный процесс, осуществляемыйнезависимыми аудиторами, имеющими соответствующие полномочия;
— аудит состоит в сборе, анализе и оценкеинформации о деятельности какой-либо системы (субъекта);
— целью аудита является выражение мненияаудитора о соответствии исследуемых действий и (или) показателей установленнымкритериям;
— результаты аудита предназначены для удовлетворенияинформационных потребностей заинтересованных пользователей
— прподаватель знай: эту работу нельзязачесть, т.к. она взята из Глобальной Сети.
Эти особенности характеризуют аудит в общемсмысле и подходят к определению всех видов независимой экспертизы, существующихв настоящее время (аудит финансовых отчетов, аудит систем качества продукции,экологический аудит и др.). Поэтому, по нашему мнению, их можно заложить и вобоснование понятия «аудит эффективности плановых систем».
Независимым аудитором, имеющимсоответствующие полномочия, может быть внешний или внутренний аудитор,осуществляющий сбор, анализ и оценку информации об эффективности плановойсистемы предприятия в целях выражения мнения о соответствии ее функционированияпредъявляемым требованиям. Следует отметить, что результаты проверки в данномслучае будут предназначены для удовлетворения информационных запросовруководства предприятия и (или) его собственников.
Цели и задачи аудиторской проверки
Задача аудиторской проверки эффективности планированияможет быть возложена как на внешний, так и на внутренний аудит. Основнымиобъектами внутреннего аудита являются решения отдельных функциональных задачуправления, разработки и проверки информационных систем предприятия. Внутреннийаудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Егонезависимость, пусть и неполная, обусловлена тем, что внутренний аудитор долженподчиняться исключительно исполнительному органу или непосредственно органу,представляющему интересы учредителей. Таким образом, внутренний аудиторнезависим от проверяемых лиц.
Функции внутреннего аудита могут выполнятьспециальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате предприятия,ревизионные комиссии, привлекаемые для целей аудита, сторонние организации ивнешние аудиторы.
Взаимосвязь аудита, аудиторской деятельностии планирования можно определить, сопоставив их цели, предметы и объекты.
По мнению Ю.П. Морозова и др., главная цельпланирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достиженияцелей промышленного предприятия, т.е. своевременно выявлять средства,альтернативы, а также вероятность достижения целей и выбирать соответствующиемероприятия [3].
Главная задача планирования как функцииуправления состоит в повышении производительности и эффективности работыпредприятия посредством: целевой ориентации и координации всех событий;выявления рисков и снижения их уровня; разукрупнения и тем самым упрощенияпроцессов; повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
Основная цель аудита — выражение мненияаудитора о соответствии исследуемых действий и (или) показателей установленнымкритериям для удовлетворения информационных потребностей заинтересованныхпользователей.
Таким образом, основная цель аудита системнодополняет главную цель планирования и образует единый контур регулированиядеятельности предприятия.
Объектом планирования на предприятииявляется его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций(реализация определенных видов деятельности), к числу которых относят: хозяйственную,социальную, экологическую и др. [1], или, по-другому, все функциональныепроцессы, включая развитие производства и совершенствование управления.
Предметом планирования на предприятииявляются его ресурсы: трудовые, производственные фонды, инвестиции, информация,время, предпринимательский талант, являющиеся собственностью акционеров иинвесторов.
Объектами аудита являютсяпредпринимательские структуры, а предметом — собственность акционеров иинвесторов.
Объекты аудиторской деятельности — это ресурсы(финансовые, трудовые, нематериальные активы, средства и предметы труда),хозяйственные процессы (основное и вспомогательное производство, сбыт иснабжение, развитие и внедрение новой техники), результаты деятельности(рентабельность, прибыль, фондоотдача, себестоимость). Аудиторская деятельностьможет охватывать все предприятия независимо от их организационно-правовых форми форм собственности [4].
Таким образом, цели аудиторской деятельностидополняют цели плановой, и налицо совпадение объектов и предметов этих видовуправленческой деятельности.
Аудит планирования — это прежде всего аудитэффективности используемых плановых систем, который следует относить кспециальным видам аудита.
Как считают А.Д. Шеремет и В.П. Суйц,специальный аудит — это проверка конкретных аспектов деятельности предприятия,соблюдения определенных процедур, норм и правил обычно с целью подтвердитьзаконность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих,правильность налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. [5].
Аудит плановых систем, как представляется,можно реализовать по результатам плановой деятельности, сопоставляя полученныепроверенные аудиторами результаты со стандартами или регламентами, принятыми вплановой деятельности.
В управленческой деятельности в целом (иплановой в частности) можно выделить системный и функциональный аудит.Системный аудит — это перспектива в развитии контрольной деятельности, афункциональный — это реальность нашего времени. Функциональный аудит элементовсистемы управления — это процесс получения данных учета деятельности объектаконтроля или его состояния по одному (ключевому) элементу системы управления иустановление уровня соответствия данных учета заданным критериям, нормам истандартам. Например, аудит системы стратегического управления. Следуетпредположить, что это относится и к планированию как к функции управления.
Необходимость аудита в планированииобусловлена прежде всего следующими обстоятельствами:
— возможностью необоснованной разработкименеджерами и специалистами предприятий планов (проектов, целевых программ) наоснове недостоверной информации как в случае конфликта между ними и другимиконтрагентами предприятия (собственниками, инвесторами, кредиторами и др.), таки для необоснованного увеличения вкладываемых ресурсов с их стороны;
— зависимостью последствий принимаемыхплановых решений от качества исходной информации;
— необходимостью обладания специальнымизнаниями для проверки информационных плановых потоков во всем плановом цикле;
— отсутствием доступа пользователейинформации для оценки ее качества.
Аудит планирования, безусловно, должен бытьсистемным и предусматривать наличие в плановых системах таких элементов, как:
— плановый персонал, являющийся субъектомпланирования и объединенный в организационную структуру планирования;
— механизм планирования;
— процесс обоснования, принятия и реализацииплановых решений (процесс планирования);
— средства, обеспечивающие процесспланирования (информационное, техническое, математико-программное, организационноеи лингвистическое обеспечение) [1].
Под механизмом планирования понимаетсясовокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решенияи обеспечивается их реализация. Организационная структура планирования отражаетвнешнее строение системы планирования, ее форму; механизм планированияраскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования.
Виды и стадии аудита
Элементы плановой системы являются объектамиизучения в процессе реализации аудиторской деятельности, что делает необходимымиспользование трех видов аудита: финансового, на соответствие и операционного.Я выложил работы, не для того, что бы ты её переписал на себя, а чтобыиспользовал как часть своей.
Финансовый аудит предусматривает оценкудостоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки выступаютобщепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудитпроводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которыхявляется заключение относительно финансовых отчетов. Дальнейшее использованиефинансовых отчетов для целей планового бюджетирования делает финансовый аудитнеобходимым и обязательным элементом в сфере бюджетного управления.
Аудит на соответствие предназначен длявыявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций,договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операцииили отчеты. В процессе такой проверки можно установить, соответствует липлановая деятельность предприятия принятому положению по планированию(содержащему стандарты и регламенты, принятые в плановой деятельности),своевременно ли обновляется нормативная база планирования и правильно ли онаиспользуется и др. Проверки на соответствие позволяют определить качествоплановой деятельности. Это требует установления соответствующих критериев дляоценки отчетности предприятия.
Операционный аудит используется для проверкипроцедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительностии эффективности. Его можно эффективно использовать и для контроля завыполнением различных планов (от стратегических до оперативных), проектов,целевых программ и др. Такой аудит называют аудитом эффективности работыпредприятия или какого-либо вида деятельности (в том числе и плановой).
Для этого необходим адекватный поставленнымцелям методический инструментарий, реализация которого сделает положенияаудиторского заключения более обоснованными.
Исследований в области аудита эффективностиплановых систем проводится недостаточно. Именно это делает необходимымопределить содержание подходов к аудиту, их эффективность.
Элементы плановых систем имеют различнуюсложность и степень разработанности. А такие элементы, как схемы и свойствапроцесса планирования, разработка и реализация плановых решений, профессионализмэкономистов-плановиков, вообще нуждаются в новом подходе.
Обобщенное суждение аудитора о соответствииреального состояния плановой системы предприятия требуемому формирует системныйаудит.
Как представляется, аудит эффективностиплановой системы должен использовать в качестве критериев системувнутрифирменных стандартов, регулирующих функционирование плановой системы.Методическую основу аудита будут составлять методики проведения проверкиэффективности планирования, разработанные отделом внутреннего аудита или вотделе методологии аудита, если речь идет о внешнем аудите.
Результативность плановой деятельности — этоэффект ее реализации, являющийся непосредственным следствием принятого иреализованного в реально проистекающем процессе производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия варианта плана. Позитивная результативность требуетколичественной оценки эффективности плановых решений и организации плановойдеятельности в целом.
Причем под эффективностью планированияследует понимать его высокую результативность, являющуюся абстрактным понятием.Конкретное же наполнение этого абстрактного понятия происходит или приразработке и реализации конкретного планового решения, или же в процессесопоставления с тем возможным результатом, который мог бы быть получен врезультате принятия альтернативного варианта плана.
Главная задача эффективного планирования, нанаш взгляд, состоит в активном воздействии при помощи разработки плановыхмероприятий на объект планирования в целях улучшения его показателей. При этомвозникает проблема сравнения этих показателей, которая заключается в том, чторазличные свойства и параметры деятельности объекта и субъекта планированиязачастую не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии.Поэтому следует различать эффективность объекта и субъекта планирования.
В процессе разработки и принятия плановыхрешений экономисты-плановики сталкиваются с несколькими вариантаминеобходимости определения эффективности плановых решений:
— определение эффективности принимаемогопланового решения;
— определение эффективности ранее принятогопланового решения;
— определение эффективности плановогорешения на основе несопоставимой базы;
— определение эффективности плановогорешения на основе сопоставимой базы;
— определение эффективности плановыхрешений, затрудненных для выражения результата в стоимостной форме;
— определение эффективности плановогорешения при использовании концепции планирования по целям.
При этом следует заметить, что все вариантыопределения эффективности исходят из базового принципа необходимогоинтегрирования экономистов-плановиков в структуру предприятия — принципамаксимизации их полезности.
Различные составляющие объекта планированиятребуют специфических подходов к аудиту эффективности плановых систем. Проведенноеисследование позволило в качестве характерных критериев эффективности объектапланирования выделить следующие:
1. Общие критерии — экономические результатыдеятельности предприятия в целом, достижение им наивысших экономическихрезультатов при наименьших затратах.
2. Группа частных, локальных критериев:
а) наименьшие затраты труда на производство;
б) наименьшие затраты материальных ресурсов;
в) наименьшие затраты финансовых ресурсов;
г) наивысшая рентабельность предприятия;
д) наименьшая себестоимость продукции.
3. Группа обобщающих критериев:
а) наименьшие затраты времени напроизводство единицы продукции;
б) высокие темпы научно-техническогопрогресса;
в) наивысшие показатели использованияпроизводственных фондов.
4. Группа качественных критериев:
а) наилучшие условия труда персонала,ведущие к снижению (недопущению) напряжения (усталости) рабочих;
б) выполнение плановых заданий в кратчайшийсрок при затратах в пределах нормы, плана;
в) выпуск продукции высшего качества(надежности) при наименьшей себестоимости;
г) устойчивость (стабильность) составаперсонала при выполнении всех других заданных показателей.
5. Группа рыночных критериев:
а) выпуск конкурентоспособной продукции;
б) стабильная или увеличивающаяся долярынка;
в) высокая степень деловой активности;
г) повышение уровня конкурентоспособностипредприятия.
Оценка эффективности плановой деятельности спозиции субъекта планирования заключается в следующем. Субъектом планированияявляется персонал предприятия, участвующий в подготовке и принятии плановыхрешений. Персонал предприятия, объединенный в соответствующих егоподразделениях и участвующий в плановой деятельности, является также элементомплановой системы.
Повышение эффективности планированияпредполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологийсубъектами планирования в целях достижения ими определенных экономическихрезультатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев.
С точки зрения технологии процессапланирования эффективной следует считать такую плановую деятельность, которая:
— обеспечивает быстрый и полный сборнеобходимой информации для принятия приемлемого варианта плана;
— дает возможность принимать оптимальныйвариант плана в кратчайший срок;
— позволяет оперативно доводить вариант планадо всех исполнителей;
— организует четкое выполнение вариантаплана;
— обеспечивает контроль за выполнениемварианта плана;
— обладает высокопроизводительной системойкомпьютерной обработки информации.
При выработке стратегии совершенствованияплановой деятельности, разработке перспективных планов совершенствованияпланового аппарата целесообразно дифференцированно подходить к выбору критерияэффективности.
При выборе возможных критериев оценкиэффективности реализации плановой деятельности субъектом планирования следуетучитывать:
1. Финансовые затраты на содержание аппаратаспециалистов-плановиков. Снижение расходов на заработную плату (сокращениечисленности персонала, стоимости различных услуг и т.п.), т.е. экономичность,может выступать экономическим критерием эффективности совершенствованияпланирования. Несомненно, в рыночных условиях предприятие должно бытьзаинтересовано в снижении расходов. На рис. 1 отражены затраты на содержаниеаппарата специалистов-плановиков. Однако здесь важно обеспечить реальнуюэкономичность, отличающуюся коренным образом от формальной экономии, прикоторой, несмотря на видимую экономию, не происходит реального сокращениязатрат предприятий на содержание аппарата специалистов-плановиков.
Структура затрат в сфере планирования
┌────────────────────────────┐
│Затраты всфере планирования│
└─────────-┬─────────────────┘
┌────────────────┬──────────────────┼────────────────┬──────────────┐
┌──────┴──────┐┌────────┴────────┐┌────────┴────────┐┌──────┴─────┐┌───────┴────────┐
│Заработная ││Совершенствование││Компьютеризация ││Расходы на ││Накладные │
│плата ││организационной ││и автоматизация ││информацию ││расходы │
│ ││структуры ││процесса ││ ││ │
│ ││планирования ││планирования ││ ││ │
├─────────────┘├─────────────────┘├─────────────────┘├────────────┘├────────────────┘
│┌────────────┐│┌────────────────┐│┌────────────────┐│┌───────────┐│┌───────────────┐
││Зарплата │││Затраты на │││Затраты │├┤Затраты │├┤Командировочные│
├┤руководителя│├┤проектирование │├┤на приобретение│││на семинары│││расходы │
││плановой │││организационной│││технических ││└───────────┘│└───────────────┘
││службы │││структуры │││средств ││┌───────────┐│┌───────────────┐
│└────────────┘│└────────────────┘│└────────────────┘││Затратына │││Почтово- │
│┌────────────┐│┌────────────────┐│┌────────────────┐├┤отраслевые│││телеграфные, │
││Зарплата │││Затраты │├┤Затраты на │││конференции│├┤телефонные и │
││остального │├┤на внедрение │││средства связи ││└───────────┘││интернет- │
├┤персонала │││рекомендаций ││└────────────────┘│┌───────────┐││расходы │
││плановой │││и разработок ││┌────────────────┐├┤Затраты ││└───────────────┘
││службы ││└────────────────┘││Затраты │││на СМИ ││┌───────────────┐
│└────────────┘│┌────────────────┐├┤наобслуживание││└───────────┘└┤Канцелярские │
│┌────────────┐└┤Материальные │││компьютерной ││┌───────────┐│расходы │
├┤Премии ││затраты │││техники │││Затраты │ └───────────────┘
││и поощрения │└────────────────┘│└────────────────┘└┤научебную │
│└────────────┘ │┌────────────────┐│литературу │
│┌────────────┐ ││Затраты │└───────────┘
││Единый │ ├┤напрограммные │
└┤социальный │ ││продукты │
│налог │ │└────────────────┘
└────────────┘ │┌────────────────┐
├┤Затраты на │
││электроэнергию │
│└────────────────┘
│┌────────────────┐
└┤Эксплуатационные│
│затраты │
└────────────────┘
Рис. 1
2. Экономию живого и овеществленного труда вплановой системе. Одним из основных критериев в планировании являетсяпоказатель экономии труда. Он выражается в сокращении трудоемкости операций ипроцедур, экономии материалов, электроэнергии и других предметов и средствтруда. Экономия труда в планировании достигается за счет совершенствованияструктуры и технологии процессов планирования, повышения компьютеризации трудав аппарате планирования. Этот критерий имеет особое значение, так какнепрерывное изменение масштабов и усложнение производства порождаютнестабильность численности персонала и усложнение плановой деятельности.
3. Затраты времени на выполнение отдельныхопераций и всего процесса планирования. Этот критерий имеет особо важноезначение, так как всеобщее сокращение затрат времени на сбор, обработкуинформации, выработку и реализацию плановых решений выступает в качестве одногоиз значимых критериев совершенствования планового аппарата.
Для аудита субъекта планирования считаемцелесообразным предложить методику, основанную на теории нечетких множеств.
Основной задачей теории нечетких множествявляется построение функционального соответствия между нечеткимилингвистическими описаниями и специальными функциями, выражающими степеньпринадлежности значений измеряемых параметров нечетким описаниям.Математическую основу данной теории составляют «мягкие вычисления»(soft computing), согласно которым вводится набор операций над нечеткими числами,сводящихся к алгебраическим операциям над обычными числами при заданииопределенного уровня принадлежности. Теоретико-множественный подход имеетопределенные преимущества по сравнению с традиционными (вероятностными)методами:
— нечеткие множества идеально описываютсубъектную активность экономиста-плановика;
— нечеткие числа (разновидность нечеткихмножеств) идеально подходят для планирования факторов во времени, когда ихбудущая оценка затруднена (размыта, не имеет достаточных вероятностныхоснований). Таким образом, все сценарии по тем или иным отдельным фактораммогут быть сведены в один сводный сценарий в форме треугольного числа, гдевыделяются три точки: минимально возможное, наиболее ожидаемое и максимальновозможное значения фактора;
— рассматриваемый подход даст возможность впределах одной модели формализовать как особенности экономического объекта, таки познавательные особенности связанных с этим объектом субъектов.
В предлагаемой методике плановаядеятельность описывается набором количественных и качественных факторов, числокоторых равно n.
При использовании неформализованного методапри окончательной оценке эффективности субъекта планирования у аудитора можетвозникнуть неуверенность. Так, аудитор не всегда может четко разграничитьпонятия «высокий уровень эффективности субъекта планирования» и«очень высокий». В таком случае возможно применение нечеткихописаний, алгоритм реализации которых представлен на рис. 2.
Последовательность реализации аудитаэффективности
плановой деятельности по отношению ксубъекту планирования
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 1. Определение и выбор системы показателейдля аудита │
│ эффективности плановой системы на основеее оценки │
└────────────────────────────────┬───────────────────────────────┘
│/
┌────────────────────────────────┴───────────────────────────────┐
│ 2. Ранжирование показателей и определениеуровней значимости │
└────────────────────────────────┬───────────────────────────────┘
│/
┌────────────────────────────────┴───────────────────────────────┐
│3. Построениелингвистических переменных для системы показателей│
└────────────────────────────────┬───────────────────────────────┘
│/
┌────────────────────────────────┴───────────────────────────────┐
│ 4. Построениеклассификаторов для оценки уровней показателей и │
│ распознавания интегральногопоказателя │
└────────────────────────────────┬───────────────────────────────┘
│/
┌────────────────────────────────┴───────────────────────────────┐
│ 5. Построение лингвистической переменной дляоценки плановой │
│ системы в целом │
└────────────────────────────────┬───────────────────────────────┘
│/
┌────────────────────────────────┴───────────────────────────────┐
│ 6. Определение текущих (актуальных)значений показателей │
│ плановой системы │
└────────────────────────────────┬───────────────────────────────┘
│/
┌────────────────────────────────┴───────────────────────────────┐
│7. Распознаваниеуровня показателей и формирование интегрального│
│ показателя для определения эффективностиплановой системы │
└────────────────────────────────┬────&