–PAGE_BREAK–
2.3.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» общий объем расходных обязательств в 2007 году составил 309492,5 млн. рублей; в том числе:
Минздравсоцразвития России – 9154,3 млн. рублей; Роспотребнадзор – 15458,6 млн. рублей; Росздравнадзор – 6176,8 млн. рублей; Роструд – 47008,2 млн. рублей; Росздрав – 182994,6 млн. рублей; Росмедтехнологии – 22048,2 млн. рублей; ФМБА – 11091,5 млн. рублей; РАМН – 15560,3 млн. рублей.
С учетом Федеральных законов от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и от 23 ноября 2007 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также предельных объемов финансирования и расходов инвестиционного характера на 2008-2010 годы (письма Минфина России от 2 апреля 2007 г. № 02-02-14/778 и от 21 апреля 2007г. № 01-02-01/02-660) общий объем расходных обязательств составил:
2008 г.
2009 г.
2010 г.
1. Минздравсоцразвития России
4689,8
2823,6
2345,0
2. Роспотребнадзор
16667,0
18418,5
21338,3
3. Росздравнадзор
5743,9
3564,8
3598,8
4. Роструд
43228,5
45764,8
44720,1
5. Росздрав
101687,6
124409,3
120240,1
6. Росмедтехнологии
41504,4
46530,7
46958,5
7. ФМБА
13525,9
13544,0
14154,5
8. РАМН
12476,0
13044,2
15107,4
Итого:
239523,1
268099,9
268462,7
9. в том числе, национальный проект
в сфере здравоохранения
67070,0
76164,4
–
Объем планируемых доходов (платежей в федеральный бюджет) Министерства, включая подведомственные органы исполнительной власти, государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия составил в 2007 году 42189,7 млн. рублей, в 2008 году – 41665,4 млн. рублей, в 2009 году – 44035,5 млн. рублей, в 2010 году составит – 46861,3 млн. рублей.
Для характеристики результатов деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации применяются различные показатели, учитывающие специфику отдельных функций, выполняемых Министерством. Распределение бюджета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по целям, задачам и программам осуществлялось на основании определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приоритетных направлений развития государства.
В 2007 году из общего объема расходных обязательств 309492,5 млн. рублей распределено по целям и задачам 303346,2 млн. рублей (98,0%), в том числе по программам – по национальному проекту в сфере здравоохранения – 81187,8 млн. рублей (26,2%), по другим программам – 5879,5 млн. рублей (1,9%). Не распределены по целям и задачам 1667,4 млн. рублей (0,5%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2008 году из общего объема расходных обязательств 239523,1 млн. рублей распределено по целям и задачам 236576,6 млн. рублей (98,8%), в том числе по программам — по национальному проекту в сфере здравоохранения – 67070,0 млн. рублей (28,0%), по другим программам – 6744,5млн. рублей (2,8%). Не распределены по целям и задачам 1691,1 млн. рублей (0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Диаграмма 1.
В 2009 году из общего объема расходных обязательств 268099,9 млн. рублей распределено по целям и задачам 265018,6 млн. рублей (98,8%), в том числе по программам — по национальному проекту в сфере здравоохранения – 76164,4 млн. рублей (28,4%), по другим программам – 6219,4 млн. рублей (2,3%). Не распределены по целям и задачам 1782,8 млн. рублей (0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Диаграмма 2.
В 2010 году из общего объема расходных обязательств 268462,7 млн. рублей распределено по целям и задачам 265400,5 млн. рублей (98,9%), в том числе по программам – 11025,7 млн. рублей (4,1%). Не распределены по целям и задачам 1925,5 млн. рублей (0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Диаграмма 3.
Министерство планирует в 2008-2010 годах улучшить систему прогнозирования, оценки и учета показателей работы отрасли. Министерством решается задача улучшения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума. Ставится задача провести работу по расширению перечня и уточнению статистических показателей, характеризующих состояние социальной сферы и по проведению мониторинговых обследований уровня и качества жизни населения Российской Федерации с тем, чтобы более точно оценить результаты проводимых социальных мероприятий.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.4.
Сегодня Россия переживает трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере финансов. Недостатки финансовой политики государства сдерживают экономическое и социальное развитие РФ. К ним относятся:
— догматический (нетворческий) характер финансовой политики, её неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;
— недостатки стратегических разработок;
-отсутствие стратегических разработок;
— проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий;
— отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике и нарушение сбалансированности государственного бюджета РФ;
— остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.
Финансовая политика государства не может быть плохой или хорошей, но может быть эффективной или нет, и оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества, и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Стремление различных партий выполнить «наказы» своих избирателей любой ценой, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, — всё это негативно сказывается на объективности финансовой политики.
В российской финансовой политике государства нарушаются общие принципы её организации и последовательность их применения, наблюдается неадекватность рассчитанных налоговых поступлений в госбюджет. Рациональное изъятие денежных средств, в пользу государства, — основная проблема, стоящая перед Правительством, главной причиной которой является прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство налогоплательщиками своих доходов. Дефицит государственного бюджета является главной трудностью для соблюдения общих принципов. Поэтому невозможно проследить четкое использование доходов и расходов бюджета, как для стимулирования роста ВНП, так и макроэкономического регулирования и получения мультипликативного эффекта.
Таким образом, ситуация с финансовой политикой государства характеризуется большой сложностью.
Рецессия и депрессия 2009 года
Рис. 1. График годового изменения реального ВВП России 1991—2009 (прогноз)
Исходя из сделанных 19 января в Гонкоге заявлений заместителя Председателя Правительства РФ Алексея Кудрина, журналист «Независимая газета» Михаил Сергеев делал вывод, что в 2009 году Россию ждёт стагфляция: сочетание спада при сохранении высокой инфляции, и что правительство смирилось с неизбежностью подобного негативного сценария.
Во второй половине января 2009 года были обнародованы новые расчёты Минэкономразвития РФ, согласно которым ВВП России в 2009 году снизится на 0,2 % (вместо роста на 2,4 % по предыдущему прогнозу); прогноз падения промпроизводства в 2009 году был увеличен до 5,7 % (против снижения на 3,2 % по предыдущему прогнозу); инвестиции в основной капитал в 2009 году снизятся на 1,7 % (против ранее ожидавшегося роста на 1,4 %). Обнародованный в конце января 2009 года прогноз Международного валютного фонда резко ухудшил прогноз развития экономики России и мира: объём российского ВВП, по расчётам МВФ, упадёт на 0,7 %, а не на 0,2 %. Минэкономразвития скорректировало прогноз на 2009 год до минус 2,2 % ВВП, минус 7,4 % по промышленности и примерно минус 14 % по инвестициям, оставив прогноз по цене нефти прежним — 41 доллар за баррель. Впервые с сентября 1999 года в феврале товарооборот в рознице снизился на 2,4 %.
По данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года число российских долларовых миллиардеров сократилось со 110 до 32 человек, а их общее состояние уменьшилось почти в 5 раз.
24 марта 2009 г. заместитель Председателя Правительства и министр финансов Алексей Кудрин на расширенной коллегии Минэкономразвития РФ заявил, что ожидает вторую волну проблем в финансовой системе, связанную с невозвратом кредитов в реальной сфере экономики, и снижение цен на нефть. Это заявление вызвало падение российских фондовых индексов. Опубликованный 22 апреля прогноз Международного валютного фонда (МВФ) (предыдущий был в январе) скорректировал показатели спада для России до 6 % в 2009 году. 15 мая Росстат сообщил, что ВВП РФ в I квартале 2009г снизился по сравнению с IV кварталом 2008г на 23,2 % в номинальном выражении; в реальном же выражении — на 35 %, половину которых можно отнести к сезонным факторам.
«Независимая газета» писала, что по итогам первого полугодия 2009 года «Россия стала безусловным лидером среди крупных стран по относительным темпам падения экономики по сравнению с докризисным периодом». Согласно данным Росстата в начале августа 2009 года, по итогам второго квартала ВВП России вырос на 7,5 % по отношению к первому кварталу; по сравнению с тем же периодом прошлого года показатели — отрицательные: минус 10,9 процента; 24 августа Клепач заявил об окончании рецессии. 30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.
В 2009 году индекс потребительских цен в России повысился на 8,8 %, это самый низкий показатель инфляции в новейшей истории России. По данным доклада Росстата, обнародованным в феврале 2010 года, падение российского ВВП в 2009 году составило 7,9 %, что явилось наихудшим результатом среди стран «восьмерки» в 2009 году.
Согласно данным, опубликованным 11 марта 2010 года журналом Forbes, число миллиардеров за 2009 год в России почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек, что эксперты объясняли ростом цен на нефть и ростом фондовых рынков — в том числе и за счёт антикризисных вливаний российского правительства. До кризиса число российских миллиардеров, по данным Forbes, превышало 100 человек.
В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство. В апреле 2010 года на выступлении в Госдуме с отчетом правительства о работе в 2009 году, премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала свое восстановление: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».
продолжение
–PAGE_BREAK–Фондовый рынок
Рис 2. Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c американским индексом DЛА в процентах от значений апреля 2008 года
В октябре 2008 года произошло очередное, рекордное за всю историю российского рынка акций, падение индекса РТС (за день на 19,1 % — до 866,39 пункта; в Лондоне, где торги не останавливались, российские «голубые фишки» подешевели на 30—50 %). С начала августа по начало октября 2008 года капитализация российского фондового рынка снизилась на 51,7 %, в то время как капитализация фондовых рынков развивающихся стран в целом упала на 25,4 %. 8октября 2008 года индекс ММВБ упал при открытии на 13 %, через полчаса падение составило 14,35 %: индекс опустился до отметки 637,87 пункта. Торги акциями были приостановлены до появления соответствующего решения ФСФР. Торги на РТС, где индекс опустился до отметки 761,63 пункта, были приостановлены на час, но после полудня не возобновились — также до выхода специального распоряжения ФСФР. Торги российскими бумагами — депозитарными расписками на акции — переместились в Лондон. 9 октября 2008 года журналист «Независимой газеты» Сергей Куликов утверждал, что «за последние полгода российский рынок потерял около 70 % капитализации, тогда как остальные страны потеряли около 25 или 30 %», что, по мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, наряду с прочими факторами, объяснялось «перекапитализированностью российского фондового рынка, которая была достигнута к началу текущего года в результате реализации принципа „чем больше капитализация — тем лучше“». В связи с серией приостановок торгов на российских торговых площадках, в октябре 2008 года объём торгов на ММВБ упал более чем наполовину: если в августе среднедневные обороты биржи составляли около 150 млрд рублей, то в октябре они упали до 60 млрд. Индексы на РТС и ММВБ продолжали падение— на фоне максимального роста за свою историю европейских фондовых индексов Dow Jones Stoxx 600, DAX и CAC 40. Индекс РТС снизился на 6,3 %, до 791 пункта; ММВБ — почти на 5 %, до 666 пунктов.
15 октября 2008 года оппозиционный политик и бывший председатель правительства России М. Касьянов заявил: «Стоимость акций некоторых российских предприятий, за которыми стоят реальные активы, ниже, чем стоимость самих этих активов. Поэтому есть основания считать, что рынок практически умер.»
24 октября 2008 года произошло падение российского фондового рынка РФ: индекс РТС потерял 10,63 % и составил 568.87 пункта; российские акции достигли уровня 1997 года. По итогам октября 2008 года российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты среди всех рынков мира. По итогам рабочей недели РТС и ММВБ стали лидерами падения среди мировых фондовых площадок.
19 января 2009 года российский фондовый рынок испытал сильнейшее падение в 2009 году: индекс РТС потерял 6,2 %, опустившись до отметки 531,66 пункта — минимального уровня с июля 2004 года; индекс ММВБ в валютном выражении потерял 5,4 %. Основной причиной падения стала, по мнению аналитиков, политика управляемой девальвации рубля, проводимая ЦБ РФ. 23 января 2009 года индекс РТС упал на 3,34 %, за неделю потеряв 12 %, до отметки 498,2 пункта — ниже отметки 500 пунктов, самого низкого уровня с 2003 года; капитализация рынка акций опустилась до $305 млрд, что ниже рыночной стоимости одного Газпрома в мае 2008 года ($365,7 млрд); индекс ММВБ по итогам торгов снизился на 0,71 %, до 553,62 пункта. Акции Сбербанка снизились до исторических минимумов, потеряв на ММВБ 2,88 % и опустившись до минимальной отметки 15,2 руб за акцию, что ниже цены размещения в марте 2007 года на 82,92 %.
Есть положительный момент. По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе.
Валютный рынок
Рис. 3.Динамика курса доллара США к российскому рублю
24 октября 2008 года, в пятницу, сообщалось, что Центробанк РФ за минувшую неделю мог потратить около 13 млрд долларов из золотовалютных резервов на валютные интервенции с целью не допустить падения рубля к бивалютной корзине. Газета «Ведомости» от 30 октября утверждала, что средства, которые правительство и ЦБ направляют в адрес банков, последние тратят в значительной мере на покупку валюты, «провоцируя ослабление рубля и заставляя население панически скупать доллары, ещё больше понижая стоимость национальной валюты». В конце октября 2008 сообщалось, что за неделю по 24 октября резервы Центробанка уменьшились на $31 млрд до $484,7 млрд; за четыре недели они упали на $78,1 млрд, что было вызвано курсовой переоценкой резервов (за счёт падения курса евро к доллару) и валютными интервенциями ЦБ. Утром 11 ноября 2008 года на ММВБ произошло значительное снижение курса рубля по отношению к бивалютной корзине.
Редакционная статья в газете «Ведомости» от 13 ноября 2008 года писала, что население и рыночные игроки восприняли слова председателя ЦБ, сказанные им 10 ноября (о «повышении гибкости валютного курса с некоторой тенденцией к ослаблению рубля»), «как сигнал к действию: теперь даже самые стойкие сторонники рубля запасаются долларами». Председатель ЦБ С.Игнатьев сообщил Госдуме: «На 1 ноября 2008 года объём золотовалютных резервов в Российской Федерации составил 484,6 миллиарда долларов США. За сентябрь и октябрь золотовалютные резервы снизились на 97,6 миллиарда долларов.» Из названной суммы 57,5 миллиарда долларов были потрачены на валютном рынке с целью поддержания курса рубля.
После очередного снижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %, что связывалось с удешевлением основой статьи российского экспорта — нефти (цены на марку Urals 5 декабря снизились до четырехлетнего минимума — $36 за баррель), участники рынка ожидали от ЦБ более резкой девальвации уже в начале 2009 года.
продолжение
–PAGE_BREAK–