Гостиничный бизнес в России

Введение
 
В течениепоследних десяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничногобизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, растет числомаленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда,количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышениемкачества обслуживания и уровня сервиса. Гостиничное хозяйство – наиболеединамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионныеприбыли в масштабах национальных экономик многих государств, – гостиничныйбизнес. Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себеогромный потенциал развития и для российского рынка. Он являетсясистемообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственныхотношений между хозяйствующими субъектами различного направления.
Актуальностьпроблемы является в том, что развитие туризма и перспективные планы развитияинфраструктуры гостеприимства создали в современной России предпосылки дляинтенсивного развития гостиничной индустрии, но в тоже время существует рядпроблем, которые необходимо решать. Рассмотрим данную тему более подробно, напримере гостиничной отрасли.
 

1.        Индустрия гостеприимства
 
1.1 Историческое развитие индустрии гостеприимства
Впервыеиндустрия гостеприимства появилась еще во времена Античности. Первоедокументальное подтверждение существования индустрии гостеприимствазафиксировано в эпоху Древней Греции и Древнего Рима.
Одним издокументов, подтверждающих существование индустрии гостеприимства в древних государствах,является Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В названном акте упоминалисьтаверны, которые пользовались сомнительной репутацией и выполняли иногдафункции домов терпимости. В кодексе было закреплено, что владельцы таверндолжны доносить на посетителей, если те задумали совершить преступление противгосударя. Состав посетителей был крайне разнообразен и специфичен.
В ДревнейГреции также существовали таверны, которые играли достаточно важную роль вжизни общества, так как они были важной составной частью религиозной исоциальной жизни населения. В тавернах хоть и имелись места для ночлега, но онипредназначались для общественного питания. Развитие торговли предполагалонеобходимость для путников ночлега, поэтому появились предприятия другого типа– постоялые дворы.
Наиболееразветвленная сеть постоялых домов имелась в Древнем Риме.
Строительстворимлянами постоялых домов положило начало созданию и формированию сферыгостеприимства.
Расположениепостоялых домов в Риме было продумано. Они строились на расстоянии 25 миль друг от друга, чтобы путешественники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждомиз них. Однако воспользоваться постоялыми домами можно было только при наличииспециального документа, подтверждающего статус посетителя. Подобные бумагидостаточно часто воровали в дороге и подделывали.
В периодраннего Средневековья предоставлением услуг для обычных людей занималисьрелигиозные учреждения. Путешествия совершали в основном миссионеры, священникии пилигримы, поэтому постоялые дома стали располагаться ближе к церквям ихрамам.
В Англиипостоялые дворы строились уже не для путешественников, а скорее для населения,употребляющего алкогольные напитки.
В Средниевека количество постоялых домов постоянно увеличивалось, однако уровеньоказываемых там услуг оставался низким. Ночевали постояльцы на матрацах илипросто на полу. Питание тоже было достаточно скудным и однообразным. Чаще всегопостояльцы питались тем, что привозили с собой или покупали у хозяина двора.
Болеесостоятельные люди на постоялых дворах не останавливались, а путешествовали всвоем экипаже или верхом. Бедное население, совершающее такие поездкисамостоятельно, в такие заведения не пускали.
Во всехпостоялых дворах существовала четкая дифференциация по классовому признаку.Состоятельные гости обедали в столовой или у себя в комнате. Бедняки ели вместес хозяином и его семьей. Им предоставляли простую еду, без изысков, заминимальную цену. Состоятельные люди могли заказывать себе все, что пожелают,могли заходить на кухню и наблюдать за приготовлением пищи. Стараясь угодить ипонравиться состоятельному гостю, хозяин постоялого двора обычно предлагал емунечто особенное из кухни, блюдо, которое славилось на всю округу. Цены на пищутакже были различными.
В XII−XIII вв.на Руси появились первые прототипы современных гостиниц – постоялые дворы.Любой путешественник мог получить там питание и приют, но постоялый двор неотличался особым комфортом. Здесь оказывались услуги по размещению лошадей и транспортныхсредств путешественников. В XV в. постоялые дворы создавались на почтовыхстанциях, расположенных недалеко друг от друга. Кроме питания и размещения,оказывался дополнительный набор услуг, выполняемый ямщиками. Они держалилошадей и перевозили «по государевому указу» всех, кто имел специальныйдокумент.
Постоялыедворы просуществовали долгое время, вплоть до середины XIX в. Развитиежелезных дорог приостановило строительство постоялых дворов. Развитиеавтомобильной промышленности вызвало необходимость появления гостиниц,расположенных вдоль дорог – мотелей.
В русскихгородах был распространен и такой вид гостиниц, как гостиные дворы. Ониотличались от постоялых дворов тем, что, помимо услуг питания и размещения,включали возможность совершения коммерческих сделок и операций, т.е. в гостиныхдворах существовали меблированные комнаты, лавки и торговые ряды. Такжегостиные дворы предназначались для того, чтобы складировать товары, торговатьими, так как купцам не разрешалось заниматься этим в собственных домах. Этотзапрет распространялся на всех купцов и был снят лишь в XVIII в.
Впервыегостиные дворы появились в Великом Новгороде в XII в. Размещение гостейпроисходило по национальному признаку. Новгород в XII−XV вв.славился своими готскими, немецкими, датскими гостиными дворами. В Москвесуществовали английские, греческие, немецкие, персидские и армянские дворы.
Деятельностьгостиных дворов в средневековой Руси регламентировалась специальными правилами,которые назывались «скрой». Упоминание о первых правилах предоставлениягостиничных услуг датировано XII в. Эти правила включали в себя порядокустановления взаимоотношений жителей двора с местным населением. Особоевнимание уделялось вопросам обеспечения безопасности жизни, имущества и жилища.
В XVIII в.предприятия гостеприимства получили широкое развитие в Соединенных ШтатахАмерики. В 1607 г. здесь появился первый постоялый двор. В 1634 г. в Бостоне была открыта одна из первых таверн. С тех пор таверны стали центрамиобщественной жизни, местами отдыха для солдат и предпринимателей. Таверныуспешно развивались на перекрестах и в центре городов. Европейские переселенцы,пришедшие на Американский континент, принесли с собой опыт строительства иуправления постоялыми дворами и тавернами. Американские таверны с самого началасвоего существования имели коммерческую направленность, т.е. создавались сцелью извлечения прибыли.
XIX в.стал временем, когда индустрия гостеприимства получила свое наибольшееразвитие.
В периодXVIII−XIX вв. в России открываются новые гостиницы, растетколичество городов, что вызвано расширением торговых связей и ростомпромышленного производства. В 1818 г. в Москве насчитывалось семь гостиниц, а в Санкт-Петербурге в 1900 г. – 325.
Особенностьюроссийской индустрии гостеприимства было существование чайных заведений. Онипоявились в XIX в. при Александре II в Тверской губернии. ВПетербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 г. Чайные заведения были поставлены в особые условия функционирования: для них былаустановлена минимальная арендная плата, очень низкая ставка налога. Чайныеоткрывались с пяти часов утра. Этот тип заведений распространился по другимгородам и быстро завоевывал популярность.
XIX иначало XX вв. оставили заметный след в истории развития индустриигостеприимства в России. В этот момент были построены известные гостиничныепредприятия, некоторые из них продолжают функционировать и в настоящее время.Следует обратить внимание на то, что в основном они соответствовали европейскимобразцам архитектуры, гостеприимства и интерьера. Так, в 1911−1912 гг.по проекту архитектора Ф.И. Лидваля была построена гостиница «Астория»,считавшаяся в то время лучшей гостиницей в Санкт-Петербурге. При ней был открытресторан с французской кухней.
К концуXIX в. в Москве были известны и популярны такие гостиницы, как «Дрезден»,«Париж», «Англия», «Германия», «Север», «Гранд-отель», «Европа», «Берлин». Впервые годы XX в. в Москве были построены гостиницы высочайшего класса –«Метрополь» (1904 г. по проекту архитектора В. Валькотта с участием Л.Н. Кекушеваи А.Е. Эрихсона), «Боярский двор» (1901 г., архитектор Ф.О. Шехтель),«Националь» (1902 г., архитектор А.В. Иванов).
В1910 г. в России насчитывалось более 5000 гостиниц. Они принадлежаличастным лицам и считались коммерческими предприятиями.
Послереволюции большая часть гостиничного фонда была национализирована. Гостиница«Астория» в Санкт-Петербурге стала местом размещения Петроградского советарабочих и крестьянских депутатов, в гостинице «Националь» в Москверасположилось правительство. Новая власть не стремилась развивать рыночныеотношения, а доходы от гостиничной индустрии направлялись на развитие тяжелойпромышленности.
Гостиницы,построенные в советский период, были недостаточно благоустроенными. Мебель быланизкого качества, помещения освещались плохо. Большая часть номеров несоответствовала санитарным условиям. Единых тарифов на услуги гостиниц до этогоне было. В 1934 г. был разработан и утвержден типовой устав гостиничноготреста местного совета. Гостиничный трест был самостоятельной хозяйственнойединицей и действовал на принципах хозяйственного расчета. Согласно этому уставугостиница являлась юридическим лицом, отвечала по всем обязательствам впределах того имущества, которым она владела и на которое могло бы бытьобращено взыскание.
Практическив 700 городах СССР к 1940 г. были построены гостиницы. В годы ВеликойОтечественной войны был нанесен огромный ущерб индустрии гостеприимства, и,следовательно, в послевоенный период она была подвергнута основательнойреконструкции. С 1950 г. начинается широкомасштабное строительство новыхгостиниц. В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерамгостиниц придавали дворцовую пышность. Отсюда некоторая абстрагированностьархитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией бытапроживающих в гостиницах граждан. К интерьерам гостиниц предъявлялисьфункциональные и эстетические требования.
Дальнейшийрост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующиефакторы: развитие существующих городов и появление новых, рост промышленности,науки, культуры и искусства, увеличение материального благосостояния людей. Этосоздало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями,увеличения числа командированных и отпускников.
Одновременнос этим возросла необходимость в увеличении гостиничного фонда в СССР. За годыдесятой пятилетки в РСФСР построили 158 гостиничных предприятий на 30 000 мест.Высокие, оснащенные современной техникой и оборудованием гостиницы быливозведены в Волгограде, Новосибирске, Мурманске и Архангельске (на 1000 месткаждая).
Наряду сгостиницами общего типа увеличился рост пансионатов, санаториев, мотелей,туристических баз и лагерей.
В1980 г., в канун Олимпийских игр в Москве, гостиничное хозяйство СССРнасчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 000 мест. Было построено многокрупных, комфортабельных гостиниц.
Одной изсамых больших гостиниц России является гостиничный комплекс «Измайлово»,рассчитанный на 10 000 мест.
Ксожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в странепроизошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг.согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистикеРоссия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390931. (Ляпина И.Ю. Гостиничноедело. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник. 2-е изд.,стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005.).
В целом поРоссии в городской местности находится 65% гостиниц, в сельской местности – 35%.Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются в Москве иСанкт-Петербурге. (Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристическийбизнес: Учеб. пособие. Ростов н/д., 2006.).
ВXX в. индустрия гостеприимства особенно интенсивно развивалась в Европе иСША. Именно там появились новые формы организации этой сферы услуг. Значительныеизменения произошли в ресторанном бизнесе.
Всовременном мире существуют основные направления развития предприятийгостиничной сферы:
1) углублениеспециализации гостиничного и ресторанного предложения;
2) образованиемеждународных гостиничных и ресторанных цепей;
3) развитиесети малых предприятий;
4)внедрение в индустрию гостеприимства компьютерных технологий.
1.2     Этапы развития мировой индустриигостеприимства
Происхождениеи становление гостиничного бизнеса можно разделить на четыре основные этапа:
1) доначала XIX в. – предыстория гостиничного дела – первый этап;
2) началоXIX – начало XX вв. – появление различных предприятий в областигостиничных услуг – второй этап;
3) началоXX в. – середина XX в. – рост количества предприятий всфере сервиса, повышение качества оказываемых услуг – третий этап;
4) ссередины XX в. и до настоящего времени – формирование индустриигостеприимства – четвертый этап.
Подробноерассмотрение названных этапов целесообразно начать с изучения предысториигостиничного дела, которая связана с основными целями перемещения людей вантичные времена: торговлей, паломничеством, образовательными целями и многимдругим. В античные времена перемещения осуществлялись также со спортивнымицелями (спортивные соревнования в Древней Греции).
В Средниевека широкое распространение получает религиозное паломничество, т.е. посещениеопределенных религиозных мест, священных как для христиан, так и для мусульман.
Второй этап– зарождение специализированных предприятий по оказанию гостиничных исопутствующих им (дополнительных) услуг.
Важную рольв появлении и строительстве специализированных предприятийгостинично-ресторанного типа сыграли изменения в транспортной сфере:изобретение парохода Р. Фултоном (1807 г.), паровоза Дж. Стефенсоном(1814 г.), совершенствование почтовой связи и расширение сети дорог вЕвропе. Все это являлось важными изменениями в массовом передвижении населения.
Третий этап– широкое распространение предприятий в сфере сервиса и гостиничных услуг.Войны 1914−1918 гг., и 1939−1945 гг. оказали чрезвычайнонегативное влияние на развитие индустрии гостиничного хозяйства.
Четвертыйэтап – формирование индустрии гостеприимства. После Второй мировой войныпредприятия индустрии гостеприимства находились в плачевном состоянии.Большинство зданий было разрушено, материальных средств на их восстановление небыло. Эти факторы вызвали задержку развития индустрии гостеприимства. Новыеобъекты не строились, а существующие были отданы под нужды армии, тыла.
Дальнейшееразвитие индустрия гостеприимства получает только в послевоенный период. Так, в1950−1960-е гг. в западноевропейских странах появляются первыеразвлекательные комплексы.
Такимобразом, современная индустрия гостеприимства включает в себя гостиницы, бары,рестораны, курорты, игровые дома, казино, т.е. все, что направлено на отдых иразвлечения клиентов.
В настоящеевремя индустрия гостеприимства является важной составляющей туристическогобизнеса. Индустрию гостеприимства составляют различные средства индивидуальногои коллективного размещения – гостиницы, санатории, молодежные общежития и т.п.Также индустрия гостеприимства включает в себя предоставление услуг,организацию размещения в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствахперемещения за вознаграждение.
В последниегоды российская индустрия гостеприимства испытывает достаточно большой притокиностранных инвестиций. Это вызвано тем, что Россия представляет собой страну согромным потенциалом, который необходимо развивать.
Для тогочтобы интенсифицировать индустрию гостеприимства, необходимо консолидировать ееучастников для разработки новых стратегий и решения уже существующих задач.Всего этого можно достичь с помощью проведения различных выставок и форумов,что послужит стимулом для выведения российского туристического бизнеса намировой рынок, а также путем демонстрации ресурсной привлекательности страныдля привлечения средств в развитие туризма и гостиничной инфраструктуры.

2.        Классификация факторов, определяющихперспективу развития отрасли
Развитие той или иной отрасли зависит от огромного ряда факторов.Ресторанно-гостиничный комплекс не является исключением. Существенное влияниеоказывают экономические факторы (общее состояние экономики, финансоваястабильность, средний доход на душу населения, уровень безработицы, обменныйкурс местной валюты, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты идр.). Вместе с тем большую роль в развитии отрасли играют исоциально-экономические факторы: распределение населения по уровню доходов,уровень образования, культуры, эстетические потребности населения, образ жизни,возрастная структура, соотношение городского и сельского населения (городскоенаселение более подвижно), уровень преступности, развитие туризма и т.п.
Необходимо подчеркнуть также один из важных социальных факторов:жизнь в современном большом городе сложна, человек постоянно находится встрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиваниюорганизма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет квозникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижениюуровня активности. И для того, чтобы пополнить свои внутренние ресурсы,истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневныхбытовых обязанностей, человек должен отдыхать. Для кого-то достаточным дляотдыха будет поход в ресторан, кафе, ночной клуб, а для кого-то потребуетсяпоездка, например, за город, в пансионат, дом отдыха, поездка к морю, в другойгород, страну. Изменение окружающей обстановки, рода занятий, общение с новымилюдьми снимает с человека стрессовое состояние, снижает накопившуюся усталость,ведет к полному восстановлению его жизненных и физических сил, растраченных им(человеком) в большом городе. Как мы видим – налицо воздействие этого факторана развитие ресторанно-гостиничного бизнеса.
Еще один фактор, который также относится к социальному,заключается в том, что все чаще бизнесмены, предприниматели используютрестораны, кафе, а также другие предприятия общественного питания, как место,где можно перекусить, выпить бокал вина и спокойно, в приятной обстановке,провести деловые переговоры. Сейчас очень многие стали заботиться о качествепищи, стала «модной», так называемая, экологически – чистая продукция, стало «модным»быть вегетарианцем, возрос процент глубоко религиозных людей, соблюдающихвеликие посты. Для таких людей гораздо проще и предпочтительней сходить вресторан, заплатив определенную сумму денег, выбрать себе подходящее блюдо, чемутруждать себя заботой его приготовления в домашних условиях.
Немаловажен и тот факт, что происходит увеличение числа «деловыхледи». Так, Джурген Бартельс, президент компании «Кэрлсон Хоспитэлити»,подсчитал, что 52% руководителей в возрасте до 32 лет – это женщины. Еслираньше женщины в основном сидели дома с детьми, то сейчас они не спешат рановыйти замуж, делают себе карьеру, сами зарабатывают, живут для себя, проводясвободное от работы время в компании подруг за чашечкой кофе в кафе илиресторане, а зачастую пребывая на отдыхе в загородном санатории, пансионате.Т.е. эта тенденция также является социальным фактором развития отрасли.
Не стоит выпускать из вида и демографический фактор. Сейчас вовсех индустриальных странах продолжительность жизни увеличивается в результателучшей заботы о здоровье людей, и, несмотря на снижение рождаемости, показателивсемирного роста народонаселения, хоть и медленно, но увеличиваются. Вполнелогично, что чем больше людей, тем большая часть из них сможет отправиться впутешествие, останавливаясь то в одном, то другом отеле, посещая то один, тодругой ресторан.
Естественно также, что состояние отрасли непосредственно зависитот законодательства: налоговое и трудовое законодательство, правилалицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарнойбезопасности, законы о правах потребителей и др.
Помимо общеэкономических и демографических факторов на экономикуотеля сильное влияние оказывают и ряд специфических факторов. В настоящее времясамым внушительным таким фактором является терроризм. Крупные террористическиеакты, немедленно вызывают резкое снижение загрузки в регионе, подвергшемусянападению террористов. Правда опыт показывает, что туристические потоки в этирегионы восстанавливаются уже через 2–3 года, однако за это время многиегостиницы могут и обанкротиться.
Экономический кризис в стране, естественно, прекращает иностранныеинвестиции и снижает экспорт товаров в эту страну, что приводит к уменьшениючисла бизнес-туристов в отелях. На загрузку отелей в курортных регионах влияютдовольно быстро меняющаяся мода на отдых, трудности получения визы, условияработы транспортных компаний. Например, запрет полетов над Европой самолетовсоветского производства с повышенным уровнем шума неизбежно приведет кчастичному перераспределению потоков российских туристов с европейских курортовна турецкие и египетские. Понятно, что развитие ресторанно-гостиничного бизнесаво многом зависит от развития туризма. Для примера: клиентура гостиницпредставляет собой две категории – командированные (44%) и отдыхающие (56%).Легко догадаться, что те факторы, которые воздействуют на развитие туризма,оказывают определенное влияние и на отрасль ресторанно-гостиничного хозяйства.
3.        Тенденции развития гостиничного бизнеса в России
Развитиегостиничного бизнеса в России и за рубежом наращивает темпы. В последнее времяотельеры начали открывать все новые перспективы для модернизации гостиничногообслуживания. Если раньше гостиницы Москвы удивляли гостей богатойинфраструктурой, то сейчас практически каждая четырех- и пятизвездочнаягостиница имеет в распоряжении свой ночной клуб, бар, ресторан, развлекательныйцентр, бассейн, солярий и т.д. Многие гостиницы сейчас развиваютСПА-направление.
Некоторыегостиницы Москвы сделали своим имиджевым направлением SPA/Wellness комплекс.СПА – это не просто возможность релаксации и антураж, это привлечение вниманиясостоятельных туристов, которые предпочитают наслаждаться максимальнымкомфортом на отдыхе. Разумеется, для оснащения необходимо вложить достаточносерьезные инвестиции в оборудование гостинцы и обучение персонала. Однако,прибыль от подобных гостиниц в разы окупает затраты уже за год эксплуатации.
По словам эксперта в области организации СПА-салонов в гостиницахМосквы – Натальи Корнеевой, на конкурентном рынке выигрывает тот, кто «болееграмотно» подошел к организации производства услуг. Речь идет о качествесервиса, эксклюзивных поставках оборудования, материалов и сопутствующихтоваров.

4. Перспективы развитиягостиничного бизнеса
По данныманалитиков The Knight Frank, ключевыми событиями 2007 года для гостиничногосегмента стали открытие в 2007 году в Москве отеля The Ritz Carlton категории5+ и апарт-отеля категории 5* Pokrovka Suite Hotel. Гостиница «Международная»после реконструкции стала функционировать под брендом Crown Plaza.
Так,компания Hilton объявила, что в течение следующих 10 лет планирует реализоватьоколо 70 гостиничных проектов на территории РФ. На рынок будут выведеныгостиницы под брендами Hilton Hotels, Doubletree, Hampton Inn и HiltonGarden Inn. Первая в России гостиница Hilton откроется в марте 2008 г. вМоскве и будет называться Hilton Moscow Leningradskyaya.
Активноразвивается строительство отелей в составе многофункциональных комплексов. Сточки зрения инвесторов этот способ реализации проектов позволяетдифференцировать объекты по функциональному назначению и, как следствие,снизить риски.
Такжеэксперты компании говорят, что отмечается высокий интерес к гостиничномусегменту со стороны непрофильных игроков. Это объясняется как обострениемконкуренции в других сегментах недвижимости, так и стремлением девелоперскихкомпаний освоить еще незанятую рыночную нишу.
Девелоперызаявляют все больше гостиничных проектов за пределами Садового кольца.Основными причинами такой тенденции являются дефицит площадок, подходящих дляреализации проектов в центре города, и развитие отелей среднего ценовогосегмента.
Какозначают аналитики The Knight Frank, в течение ближайших нескольких лет вМоскве должны появиться отели под такими новыми для столичного гостиничногорынка брендами, как Sofitel (Accor Group), Park Inn (Carlson Hotels), GrandHayatt (Hayatt Hotels), Four Seasons, Best Western International, MandarinOriental, InterContinental. Кроме того, в столице сохранится дефициткачественных гостиничных номеров. Особенно это касается отелей среднегоценового сегмента. Именно этот сегмент будет активно развиваться в ближайшиегоды.
В 2008 годуна московском рынке завершится реализация таких знаковых проектов, какгостиница «Москва» (под управлением «Four Seasons» и Hilton MoscowLeningradskyaya.
По словаманалитиков The Knight Frank, Москва сохранит лидирующие позиции в Европе поуровню доходности на номер (RevPAR). Таких показателей удается достичьблагодаря очень высокой средней стоимости номеров (305 $/сутки в 2007году), которая компенсирует относительно низкий уровень загрузки (68–70% в 2007году), возникающий в результате действия фактора сезонности.
 

Заключение
 
Взаключение хотелось бы отметить, что наиболее динамично развивающаяся отрасльсферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальныхэкономик многих государств, – гостиничный бизнес. Как часть туристическогобизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и дляроссийского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложныйкомплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектамиразличного направления. Фактором отсутствия очередей в российские гостиницыявляется не достаточное их количество, а высокая цена обслуживания. Однако ценагостиничного обслуживания не может быть ниже суммы объективных стоимостныхсоставляющих, если заведение претендует на солидный статус. Поэтому в качествеметодов поддержания стабильности бизнеса начинают выступать технологииинформационного воздействия на потребителей. На основании всего этого былисделаны следующие выводы: индустрия гостеприимства это мощная системахозяйства, как страны, так и региона в целом, важная доходная составляющаяэкономики. Индустрию гостеприимства в части размещения составляют различныесредства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы,пансионаты, апартаменты и т.д. рассчитанные на разного потребителя. Дляпривлечения потока туристов в страну требуется развитие рекламы, организацияиндустрии досуга, обеспечение стабильной ситуации в стране. Нельзя сказать, чторост числа гостиниц в нашей стране происходит опережающими темпами. В Россиипрактически отсутствует система сетей малых отелей, рассчитанных на массовыйнедорогой туризм, а проживание в большинстве столичных отелей доступноиностранцам и небольшому числу обеспеченных россиян. Поэтому именно массовыйнедорогой туризм требует разработки и реализации наиболее активных(агрессивных) мероприятий по рекламе. Для привлечения массового туристаадминистрациям гостиниц следует провести ряд организационных мероприятий,определяющих направление преобразований, их сущность и качество. Эффективностьэтих мероприятий рассматривается с точки зрения достижения стабильной,постоянной рентабельности. То есть, менеджерам гостиниц предлагается применятьстратегическое планирование в качестве основополагающего мотивационногопринципа принятия важных для предприятия управленческих решений. Одним из путейреализации общей стратегии фирмы является стратегия маркетинга в частиобеспечения доступности информации о гостинице, как о фирме с виднымобщественным статусом, позитивной деловой репутацией, высоким качествомобслуживания посетителей.

Списокиспользуемой литературы
 
1.  Ефимова О.П., Ефимова Н.А. Экономика гостиниц и ресторанов. –М.: ООО «Новое знание», 2004;
2.  Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес:Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2006;
3.  Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб., 2005;
4.  Ляпина И.Ю. Гостиничное дело. Организация и технологиягостиничного обслуживания: Учебник. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр«Академия», 2005;
5.  Сенин В.С. Гостиничный бизнес: Классификация гостиниц идругих средств размещения:, 2004;
6.  Уокер Д. Введение в гостеприимство: Учеб. / Уокер Д., 2004;
7.  Интернет-ресурсы: read.aif.ru/pages/read_book_online.