Стратегия коммуникаций

Реферат на теме:

«СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ»

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек, независимо от верования, образования и интеллектуального уровня, мечтает о хорошей жизни. Обычно это понятие связывают с материальным достатком, здоровьем и счастьем в личной
жизни. Таковы обычные пожелания, звучащие в адрес взрослого человека.

Предполагается, что каждый из нас недополучил чего-то заслуженного. Желая счастья, мы внушаем человеку, что он несчастлив. Это один из многих парадоксов общения.

Несчесть числа случаев, когда говорится одно, понимается другое, а подразумевается третье. Аналогичные проблемы существуют с неживой природой и жизненными обстоятельствами. Уж очень часто жизнь
бьет ключом и все по голове. Очень хочется дать сдачи, но где у природы голова и где требуемый ключ?

В свое время автор, мучимый подобными вопросами, обратился к популярной психологической литературе. В ней, как и в теологических публикациях, было много ответов, почему все так запутанно, но
слишком мало советов, как это поправить. Единственно ценное, что удалось там найти, это термин “гений общения”, который звучал как приговор: общение – это искусство. Увы, чего Бог не дал, того в
лавочке не купишь. Оставалось искать этих гениев или хотя бы упоминания о них. Жизнеописание реальных или выдуманных мастеров общения (Калиостро, Бендер, Мессинг и т.д.) доставляли удовольствие, но
не помогали моделировать их поведение. Убеждение в собственной обделенности и бесталанности крепчало. Особенно стало грустно после чтения трудов Карлоса Костанеды. Все замечательно: есть детальные
инструкции, развернутые описания методик и практик превращения в мага. Но не хватало одного – учителя (нагваля). А где его взять на российских просторах и сейчас неведомо. Самостоятельные попытки
овладеть учением дона Хуана к видимым результатам не привели, что не помешало остаться фанатом их с доном Хенаро взглядов.

Оказалось, что другим повезло больше. Р. Бэндлер и Джон Гриндер (в дальнейшем именуемые основоположниками) нашли таки этих гениев общения. Мало того, оказалось, что каждый их этих титанов имел свою
стратегию коммуникации, которые удалось выявить и, более того, смоделировать. Результаты своих трудов они представили в виде набора самостоятельных техник и назвали нейролингвистическим
программированием (НЛП). Существует много вариантов объяснения этого тарабарского названия. Но, как показывает анализ, все они были даны постфактум для наукообразия. Наиболее вероятна версия, что
это словосочетание – одна из милых шуток в стиле Р. Бэндлера.

Автор, наткнувшись на переводы книг господ основоположников, незамедлительно опробовал описанные в них техники и высоко оценил их достоинства. Их можно кратко сформулировать следующим образом.

Техники сравнительно просты и на редкость эффективны.

Позитивные результаты получаются до неприличия быстро, так что всегда остается червь сомнения: а не морочат ли вам голову?

Эти техники можно применять и к себе, чего до знакомства с НЛП автору вообще не удавалось.

Техники можно менять или комбинировать, что не позволяет им наскучить.

Даже дремучая бесталанность автора позволила эти техники освоить и применять с ощутимым эффектом.

Что же позволяет делать НЛП? При работе с клиентом (общепризнанный термин, обозначающий человека, попросившего вас помочь):

– лишить его того, что заставляет чувствовать себя плохо;

дать ему то, чего недостает у него во внутреннем мире;

помочь эффективно учиться у других (моделировать);

стать более открытым и подготовленным к общению с другими людьми;

наладить взаимодействие с окружающим миром.

При работе с собой:

все перечисленное выше;

увеличение внутренней свободы;

улучшение самочувствия и избавление от некоторых заболеваний;

лучшее понимание людей и, как следствие, возможность иметь другой уровень общения;

нередкое присутствие чувства гармонии с окружающим миром.

Почему же НЛП при таких возможностях не овладело массами?

Причин можно указать много, но главная из них состоит в следующем. То, что техники универсальны и эффективны, можно убедиться, только овладев ими. Никакого строгого теоретического обоснования
и идеологической базы у НЛП нет. Многим перед приемом незнакомой пищи необходимо знать, как и из чего ее приготовили. У НЛП есть только набор пресуппозиций, являющихся эффектными метафорами
и помогающих освоить некоторые основные принципы работы. Автора постоянно подмывает добавить к ним десяток – другой своих и , таким образом, внести свою лепту в общую путаницу. Тех, кто практикует
НЛП, это нимало не смущает. Для тех, кто мало с ним знаком, это удобный повод игнорировать революционный характер получаемых результатов.

В данной работе предпринята попытка синтеза универсальной модели, объясняющей принципы действия техник НЛП. Автор давно подозревал, что при желании можно обосновать что угодно с каких угодно
позиций. Поэтому в основу были положены некоторые идеи, изложенные К. Костанедой, и некоторые соображения, опубликованные отцами НЛП. Непосредственным толчком для написания предлагаемого вашему
вниманию труда послужили несколько страниц из работы [1].

1. Структура личности

Основоположники, их близкие ученики и последователи имеют западное классическое медицинское или психологическое образование. В книгах по НЛП практически отсутствуют религиозные и
идеалистические понятия, такие как душа, Бог, загробная жизнь, реинкарнация и т.п. При описании внутреннего мира человека ими используются общепринятые понятия из психологии и физиологии, хотя лишь
часть техник может быть обоснована с этих точек зрения. Да они и не особенно стремились к таким объяснениям, используя очень плодотворный подход к объекту воздействия как к черному ящику. Не важно,
как он устроен, важно, как он работает. Понимание происходящего наступает в процессе НЛП – практики.

Как любая новая отрасль знания, НЛП обросло своей специфической терминологией. Обычно книги по данной тематике сопровождаются словарем терминов и понятий. Большинство из них англоязычны и лишь
часть их них имеет точные аналоги в русском языке. Тем не менее, и в данной работе они используются. Их значение можно найти в работах

Собственно обучение НЛП происходит на практических семинарах, где обоснование техник дается в необходимом минимальном объеме и зависит от личных взглядов обучающего. Поэтому часто между учениками
разных руководителей возникают смысловые недоразумения.

При желании преподавать НЛП можно с любых идеологических позиций. “Фантиком для конфеты” может выступать что угодно: постулаты материализма или любой религии; духовные, эзотерические и шаманские
практики; особенно эффективен ореол магии. Опытный НЛП – оператор выбирает идеологическую обертку в соответствии с взглядами клиента, что позволяет объяснить принцип действия техник с приемлемых
для него позиций. Существующий негативный шлейф вызвали попытки дилетантов преподнести НЛП как вариант “психотронного оружия для массового зомбирования населения”. Подобная ахинея говорит о полном
непонимании главного условия эффективности техник – петли обратной связи, о чем еще будет сказано ниже.

Предлагаемая концепция, не противоречит ни каким течениям философии и религии. При ее составлении автор старался руководствоваться принципом Акама: не использовать понятия, без
которых можно вполне обойтись. Основополагающие понятия вводятся при обязательном их смысловом определении. Предварительная информационная структура живого существа. В течение всей своей культурной
истории человек пытается понять, что он собой представляет, и каково его место во вселенной. В конечном счете, именно эту цель преследуют религия, философия и естественные науки. Исключая крайние
тенденции, спор идет о соотношении в человеке материи и духа. В последнее время к этим фундаментальным понятиям стали добавлять еще два – энергию и информацию, как свойства и материального и
идеального. Поскольку эти термины ниже будут часто использоваться, рационально дать им точные определения [2].

Энергия – 1) общая мера различных видов движения и взаимодействия; одни виды Э. могут превращаться в другие в строго определенных количественных соотношениях; при всех превращениях Э. общее
количество ее не изменяется; 2) деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели.

Информация – 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности
(энтропии), мера организации системы. И. – есть фактор управления во всякой самоорганизующейся системе, и служит причиной ее целенаправленных изменений (информационная причинность).

Энтропия – 1) одна из величин, характеризующих тепловое состояние тел или системы тел; мера внутренней неупорядоченности системы; при всех процессах, происходящих в замкнутой системе, Э. или
возрастает (необратимые процессы), или остается постоянной (обратимые процессы); 2) в теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов,
например, опыт, до проведения которого результат в точности не известен.

Таким образом, человек может быть описан, как самоорганизующаяся замкнутая система, составные элементы которой (органы, клетки и молекулы) – материальные носители энергии и информации.
Информация есть причина всех изменений, происходящих в организме и психике, фактор их самоорганизации и управления.

Похожее описание человека, как энергоинформационного существа, дано у Карлоса Костанеды, утверждавшего, что “человек – это воспринимающий сгусток чистой энергии”. Автор, используя
такой подход, предлагает ввести структуру личности на основе последовательности ввода, обработки, хранения и вывода информации, абстрагируясь от ее материальных носителей.

Толчком для составления структуры личности послужила работа Роберта Дилтса [1], глубокого специалиста в области теории и практики НЛП. В ней он предложил использовать в НЛП понятия поверхностных и
глубинных информационных структур, предложенных Наумом Хомским и развитых Гюнтером Стентом. Последний является автором понятия “структурализм”, выдвигаемого в качестве решения непримиримого
конфликта между материализмом и идеализмом. По мнению Р. Дилтса и Г. Стентона, для человека “реальность является набором информационных структур, полученных путем трансформации первичных данных о
мире”. Преобразование первичных данных в структуры включает в себя процессы избирательного опущения, искажения или обобщения информации. Таким образом, сознание не может, в точном смысле этих слов,
ни полностью отражать (материализм), ни конструировать (идеализм) реальность. Первичные данные о мире приобретают для человека смысл и значимость только после ряда операций, которые преобразовывают
их в нечто, соотносящееся с ужу существующими в нем структурами. Последние образовываются из информации, освоенной и присвоенной в результате предыдущего опыта. Р. Бэндлер и Дж. Гриндер в своей
книге “Структура магии” использовали две градации информационных структур – глубинные и поверхностные, обращая особенное внимание на то, как поверхностные структуры (речь, мимика, жесты) отражают
глубинные (идеи, эмоции, убеждения и ценности). Вместе с тем отмечается, что существует много уровней последовательно более глубоких структур в строении и организации различных систем.

Излагаемый далее материал является результатом влияния этих взглядов. Возможные ошибки и несуразицы полностью ложатся на совесть автора.

Рационально подразделять все структуры по степени трансформации первичных данных о мире на поверхностные, промежуточные и глубинные. Входные поверхностные структуры осуществляют предварительную
обработку информации, поступающей от органов чувств, выходные – сообщают ее другим людям. Промежуточные структуры обрабатываю данные с целью передачи их глубинным элементам, и вырабатывают ответную
реакцию. Глубинные структуры осуществляют накопление и обобщение жизненно важных данных.

На рис. 1 показана принципиальная структура живого существа.

Органы чувств

(поверхностная структура)

Действия и реакции

(поверхностная структура)

Фильтры информации

(поверхностная структура)

Приоритеты

(поверхностная структура)

Анализ информации

(промежуточная структура)

Намерение

(промежуточная структура)

Глубинные структуры

Рис.1

Требуют пояснения следующие позиции.

Фильтры – поверхностные и промежуточные структуры, осуществляющие выделение, искажение (адаптирование) и опущение (блокирование) информации.

Анализ – промежуточные структуры, осуществляющие обработку информации с целью выработки на нее ответной реакции или для ее дальнейшей передачи в глубинные структуры.

Намерение – поверхностные и промежуточные структуры вывода данных, предающие информацию для ее манифестации в виде действий и реакций.

Приоритеты – промежуточные выходные структуры, определяющие порядок (очередность) воспроизведения информации поверхностными структурами.

Промежуточные элементы ввода и вывода взаимно влияют путем обмена или блокирования прохождения данных. В глубинных структурах содержатся рекомендации и программы действий для любых жизненных
ситуаций.

Поверхностные, промежуточные и глубинные структуры выделены разными оттенками.

Данная схема не отражает ни материальных носителей, ни энергетического преобразования данных. Так же следует понимать, что любое структурирование системы условно и имеет конкретную
цель.

2.Детализированная структура человеческой личности

Предварительная схема иллюстрирует общий подход к анализу информационной сущности живых существ. Разработка детализированной структуры человеческой личности требует расширения понятийного ряда.
Вполне естественным представляется использование общепринятых понятий психологии и физиологии. Так же важна и оптимальная степень ее детализации. Желательно учесть главные элементы, но их большое
число резко снижает наглядность и затрудняет понимание основных взаимосвязей. Большинство вводимых понятий являются общепризнанными, тем не менее, рационально дать им точное определение.
Формулировки даются либо из “Большой медицинской энциклопедии” [3], либо из основополагающих работ по НЛП [1, 5-12]. Там, где нет ссылок на источники, определения даются в авторской формулировке.

На рис. 2 показан вариант детализированной структуры человеческой личности. Процесс ее формирования в данной работе не приводится. Отдельно обозначены поверхностные, промежуточные и глубинные
структуры.

3. Элементы структуры ввода и обработки информации

Входные поверхностные структуры

Органы чувств – морфофункциональные образования, обеспечивающие восприятие различных раздражений, действующих на организм человека и животных. На основе о.ч. строятся разнообразные ощущения (вкус,
зрение, обоняние, осязание, слух). Основными элементами, определяющими специфику того или иного о.ч., являются рецепторы [3].

Очевидно, что о.ч. человека способны реагировать на очень небольшую часть элементов внешнего мира. Диапазон восприятия может быть расширен за счет специальных приборов, преобразующих недоступные
человеку данные в доступные. Таким образом, о.ч. – это фильтры, выделяющие, опускающие и искажающие входную информацию. Вместе с ощущением и восприятием образуют входную поверхностную структуру.

Ощущение – субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на о.ч., обеспечивает ориентировку организма в окружающей среде [3].

Восприятие – психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира, чувственный образ предметов и явлений внешнего мира [3].

Хотя два последних определения чисто материалистические и не вполне соответствуют понятиям структурализма, они в целом могут быть приняты. В работах по НЛП вкус, обоняние и осязание принято
объединять в общую группу кинестетических ощущений (К). Остальные ощущения принято обозначать как визуальные (В) и аудиальные (А). Каналы прохождения А, В и К информации автономны, но могут и
взаимодействовать. Принято считать, что более 2/3 информации поступает по видеоканалу, меньше трети – по аудио, остальное занимает запах, вкус и телесные ощущения.

Для дальнейшей обработки входная информация должна какое-то время сохраняться. С этой целью используется кратковременная (оперативная) память. Всем известны эффекты продолжения “звучания”
закончившихся звуков и “видение изображений” быстро исчезнувших объектов. Последнее обстоятельство и делает возможным существование кино и телевидения.

Структура человеческой личности

Органы чувств (ввод)

Вывод информации

К

В

А

СД

Действие

Поведение

Сообщение

Психофизические состояния

Входные Фильтры Выходные

Ощущение Восприятие

Приоритеты Воля

Оперативная память

К

В

А

Потребн.

Намерения

Стремления

Эмоции

Вообра-

жение

Мышле-

ние

Физ.

функции

Навыки и

Умения

Речь

(транслятор)

Долговременная память

Э и К

В

А, С и П

К и И

Карта

Творчес-

тво

Убеж-

дения

Витальность

Духовность

Верование

Рис. 2.

Следует отметить избирательность органов чувств, разделяющих фоновую и актуальную информацию. Обычно актуальными являются воздействия с большой скоростью изменения интенсивности сигнала (вспышка,
хлопок, ожог и т.п.). Фоновая

информация так же может быть воспринимаема при фиксации фокуса внимания на данном канале входа данных. Считается, что одовремено человек способен воспринимать 72 единицы информации. В данном случае
под единицей понимают комплекс ощущений, на котором может быть сфокусировано внимание.

Таким образом, входная поверхностная структура человека осуществляет взаимодействие с поверхностными структурами объектов внешнего мира за счет целенаправленного опущения, искажения, кодирования и
накопления информации, с последующей передачей ее промежуточным структурам.

Входные промежуточные структуры

В промежуточных структурах происходит установления соответствия между текущими данными и хранимыми в долговременной памяти на основе причинно-следственных связей и выделения существенных аналогий
(ассоциаций). Так ни разу не обжигавшийся ребенок может схватиться за горячий утюг. Впоследствии пережитое ощущение он может ассоциировать с формой, цветом, запахом, издаваемым звуком и другими
признаками опасного предмета.

В соответствии с тремя выделенными входными каналами можно ввести три входных промежуточных структуры. Для К канала это эмоции, для В канала – воображение, для А канала – мышление.

Эмоции – субъективные состояния человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Биологическое
значение э. определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменение окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы,
необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей [3]. Э. проявляются в виде ощущений. Особенно следует отметить свойства этой промежуточной структуры
анализировать входную информацию и преобразовывать ее в энергию Эмоциональный блок служит для быстрейшего преобразования потребностей в действие. Блокировать э. могут воля и частично мышление.

Как следует из определения, блок осуществляет эмоциональный анализ текущих и прошедших ситуаций. Наиболее характерны эмоциональное выделение и искажение информации. э. также сильно влияют и на
ощущение, восприятие и органы чувств, заставляя их вносить дополнительные искажения.

Непосредственно с эмоциями связана глубинная структура эмоциональной и кинестетической памяти (Э. и К.). Эмоции характеризуются резким изменением энергетического состояния психики, поэтому они
легко запоминаются и легко извлекаются из памяти. Многие забытые воспоминания просто извлечь, попросив вспомнить свои ощущения и эмоции в тот промежуток времени.

Эмоциональная и кинестетическая память близко сопрягается с понятиями подсознания и бессознательного, так как в ней хранятся нереализованные потребности и неразряженные эмоции (импринты). Как и
любая глубинная структура, она характеризуется большой инерционностью, вся хранящаяся в ней информация рассматривается как здесь и сейчас. Поэтому воздействие на э. и к. память должно производиться
осторожно. Внешняя активизация импринта вызывает такие же эмоции, что и в момент его возникновения, а его разрядка сопровождается либо сильной релаксацией, либо нервной дрожью (НЛП).
Непосредственно с э. и к. памятью. связана другая, более глубинная структура – витальность.

Витальность – “жизненная сила”, энергия, прилагаемая для реализации генетической программы развития, поддержания в оптимальном состоянии и защиты организма и социума, в котором он существует [3].
Это самая таинственная глубинная структура, поскольку она тождественна аристотелевской этелехии (нечто, в самом себе несущее цель). С материалистической точки зрения это генетическая память,
недоступная сознанию. С религиозной точки зрения она частично соотносится с понятием “душа”. В. – наиболее глубокая информационная структура, первопричина возникновения остальных структур.

В литературе по НЛП отсутствуют факты непосредственного воздействия на в., только опосредовано через эмоциональную память, убеждения и верования. В кинестетическом блоке структур в. отвечает за
идентификацию организма (иммунная система) и личности.

Очевидно, что кинестетический блок наиболее тесно связан с выходной промежуточной системой физиологических функций и отвечает за психические и психосоматические заболевания. Его можно
охарактеризовать как животную часть человеческой личности.

Вторая входная промежуточная структура связана с визуальным каналом ввода информации и кодирована как воображение.

Воображение – психический процесс создания человеком новых образов на основе имеющихся (старых) путем их преобразования. Различают произвольное и непроизвольное в., а так же воссоздающее и
творческое. Воссоздающее в. появляется при необходимости воссоздать представление об объекте по его описанию. Творческое в. характеризуется самостоятельным созданием новых образов [3]. В. позволяет
анализировать текущие данные на основе причинно-следственных связей и аналогий и прогнозировать будущие события. в. связано не только с визуальным, но и с аудиальным и кинестетическим каналами
ввода информации, так как можно “вообразить” ощущения и звуки. В. может приводить к аберрациям (обману зрения) и к позитивным и негативным галлюцинациям. С в. связана глубинная структура визуальной
памяти (В). В целом, память является единой структурой, но в силу разделенности входных каналов К, В и А информации, она имеет сложное строение. Существуют воспоминания, легко воспроизводимые
визуально, но без сопровождающих звуков. Причем, если эти воспоминания всплывают, как набор слайдов, звук не удается восстановить и с помощью синестезии (НЛП).

Информация, хранящаяся в визуальной памяти, имеет много субмодальных параметров, некоторые их них являются критическими с точки зрения кодировки эмоций (НЛП).

Непосредственно с воображением и визуальной памятью связана глубинная структура творчество.

Третья входная промежуточная структура связана с аудиальным каналом и названа мышлением. Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, состоящая в целенаправленном
опосредованном и обобщенном познании человеком существенных связей и отношений вещей. М. возникает в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и
категорий, в которых закреплен и обобщен социально-исторический опыт человечества. Опираясь на чувственное познание, м. преобразовывает его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях
объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Позволяет проникать в закономерности природы, общества и самого мышления [3].

Не очень удачное определение, попробуем дать иное. Мышление – промежуточная структура человеческой личности, взаимодействующая с промежуточными информационными структурами людей и материальных
объектов, позволяющая восстановить аспекты, частично опущенные или искаженные органами чувств, ощущением и восприятием. Основным инструментом м. является логика, привнесенная в процессах
воспитания, обучения, самообразования и социально-трудовой деятельности. М. заключается в целенаправленном оперировании словами, понятиями, символами, знаками, образами, музыкальными фразами,
изображением, движениями и жестами с целью восстановления или выявления недостающей информации.

Глубинные структуры

Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры: аудиальная, словесная и понятийная память (А, СиП), карта, культура и искусство (КиИ).

Аудиальная, словесная и понятийная память – отдел долговременной памяти, хранящий информацию, преобразованную мышлением.

Карта – представление о внешнем и внутреннем мире, составленное на основе данных, присутствующих во всех промежуточных и глубинных структурах человека. Топология карты тесно связана с
противоречивыми и даже взаимоисключающими убеждениями и верованиями, сформированными на основе впечатлений от личного опыта, а не на базе строгих логических построений. Карта ограничивает
территорию известного и, как правило, является ограничителем свободы выбора поведений и переживаний человека. Кастанеда называл ее “тональ”: ” Наш разум заставляет нас забыть, что описание – это
только описание, и, проще чем осознать это, человеческие существа заключают себя в заколдованный круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени жизни”. Целостной карты у
человека, как правило, не бывает. Есть целый “атлас” для разных ситуаций и жизненных тем.

Культура – степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо [3]. В определенном смысле к. – это социальная “карта” человека, степень его социальной адаптации.

Искусство – художественный способ описания внешнего и внутреннего мира с помощью слов, звуков, изображений и движений, результат художественного (чувственно-ассоциативного) творчества. И. тесно
связано с глубинными структурами воображения, памяти, убеждений и верований, а так же с выходной промежуточной структурой – творчеством. И. – особый способ мышления.

Самыми глубинными структурами в аудиальном (сознательном) блоке являются убеждения и верования. Убеждения – идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных
действий. Любое у. имеет в своей основе воспоминание об одном или нескольких реальных или выдуманных событиях. у. могут быть как побуждающими, так и ограничивающими (НЛП). В отличие от верований,
у. менее инерционны, и могут быть изменены или преобразованы.

Творчество – глубинная структура, позволяющая преобразовывать имеющуюся в человеке информацию в новую. В отличие от мышления, направленного на частичное восстановление вводимых данных о внешнем
мире, творчество восстанавливает и преобразует информацию, хранимую в глубинных структурах человека. Т. – альтернативный способ мышления и не контролируется сознанием.

Верование – основополагающие убеждения, духовность, уровень ответов на метафизические вопросы о добре и зле, жизни и смерти. В. не имеет логической структуры, ее постулаты не требуют обоснования,
это наиболее глубинный анализ жизненной информации. В. – наиболее глубинная структура “человеческой” части личности, фундамент ее существования. В некотором смысле содержит все, чем мы являемся, и
что делаем, но не сводится ни к одной из этих вещей (НЛП). В. очень инерционно и не поддается логическим доводам, является центром идентичности мыслительных структур. Значительные изменения в этом
блоке всегда связаны с сильными душевными переживаниями и затрагивают витальность.

Со структурами аудиального блока тесно связана выходная промежуточная структура транслятора.

На рис. 2 стрелками показаны взаимодействия (обратные связи) отдельных элементов между собой. Наиболее сильные взаимовлияния между структурами одного уровня. В целом можно говорить о единстве
отдельно поверхностных, промежуточных и глубинных структур, а их обособленность связана с разными сроками возникновения (с точки зрения развития человека как вида) и определенной специализацией
обработки и хранения информации.

Промежуточные структуры, как входа, так и выхода информации, могут быть объединены понятием “внутренний мир” На каждой из них может быть сосредоточен фокус внимания, тогда как глубинные структуры
доступны вниманию лишь частично, да и то при использовании специальных стратегий. Сосредоточение фокуса внимания на поверхностных структурах ввода информации принято называть аптаймом (чистое
восприятие), глубокое погружение в себя – даунтаймом (разновидность трансового состояния).

Промежуточные структуры вывода информации (структуры принятия решения)

Источником выводимой человеком информации является внутренний мир, объединяющий физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки и умения, транслятор. Все перечисленные элементы это
промежуточные структуры ввода-вывода.

Физиологические функции – формы деятельности, характерные для живой структуры на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях, а также на уровне целостности организма. Основной ф.ф. живой
структуры на любом уровне является постоянный обмен веществ и энергии, с которым связаны такие проявления жизнедеятельности, как рост, развитие, размножение, питание, дыхание, движение [3]. В
данной конкретной схеме ф.ф. учитывают взаимосвязь информационных элементов с их материальными носителями. По сути дела это первоочередные и безусловные программы действий в соответствии с
сигналами, поступающих от внешних и внутренних рецепторов, и осуществляющие непрерывное функционирование организма. ф.ф. – “животная” часть человека, включающая в себя инстинкты и рефлексы.

Инстинкт – целенаправленная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей, информационный опыт предыдущих поколений по удовлетворению
основных потребностей [3].

Рефлекс – изменение активности организма в ответ на раздражение рецепторов. Различают безусловные и условные рефлексы [3].

Навыки и умения – готовые программы действий человека, приобретенные в процессе обучения и социальной деятельности, сложные рутинные действия, не требующие непрерывного контроля сознания. Эти
понятия тесно связаны с понятием субличности.

Транслятор – промежуточная структура вывода словесной информации, понятие дается впервые. Т. тесно связан с понятием субличность (см. ниже). Т. – безличный механизм, позволяющий преобразовывать
несловесную часть информации, содержащуюся в промежуточных и глубинных структурах, в вербальную с целью превращения ее в осознанное намерение или потребность. Т. осуществляет связь субличностей
между собой и с сознанием, озвучивает “внутренний диалог” человека, преобразовывает эмоции непосредственно в слова и междометия. Плохо контролируется сознанием, хотя и пользуется некоторыми его
структурами.

Выходные поверхностные структуры

Потребности, намерения и стремления образуют область оперативной памяти вывода информации.

Потребность – настоятельное желание сделать что-либо. Причиной возникновения п. являются физиологические функции и эмоции.

Намерение – менее побудительно, чем потребность и направлено на более сложный вид деятельности. Причиной н. могут быть физиологические функции, эмоции, воображение, мышление и интуиция.

Стремление – желание добиться какой-нибудь сложной цели, требующей для своего достижения длительного времени и совокупности разных действий. Побудительными причинами с. могут быть все промежуточные
структуры.

Потребности, намерение и стремление могут иметь отложенный статус или быть вообще нереализованными. В последнем случае они переходят в долговременную эмоциональную память, сохраняя всю свою
побудительную энергию. Порядок их реализации, откладывания или вытеснения осуществляет более близкая к поверхности структура. Она включает в себя приоритеты, волю и планирование.

Приоритеты – определяют порядок удовлетворения потребностей и намерений в соответствии с их актуальностью и адекватностью окружающим условиям.

Воля – особая форма активности человека, которая состоит в осуществлении действий, направленных на осознанную цель и связанных с усилиями, требующимися для преодоления внешних и внутренних
препятствий на пути к цели [3]. Воля может, как ускорять реализацию п., н. и с., так и откладывать или отклонять их осуществление. В. представляет собой сознательный контроль действий,
осуществляемый разными структурами (мышлением, культурой, убеждениями и верованием).

Далее перечисляются собственно поверхностные структуры вывода информации. Они включают в себя психофизические состояния, сигналы доступа, действия и движения, поведение, речь и другие способы
кодирования информации.

Психофизические состояния – специализированные состояния психики и соответствующих физиологических функций, необходимые для выполнения конкретных действий. Определяются взаимосвязью (цепочкой)
глубинных, промежуточных и поверхностных информационных структур, находящихся в данный момент в активизированном состоянии. Примером п.с. могут служить транс, сон, отдых, наркотическое опьянение,
физическая деятельность, выполнение стандартных видов деятельности, в том числе производственных функций и т.д. В любой момент времени человек находится в конкретном п.с., которое определяет
интенсивность и адекватность его действий.

Сигналы доступа (СД) – соматические (телесные) реакции, отражающие внутренние психические процессы. Включают в себя: позу, жесты, частоту дыхания и пульса, изменение цвета кожи, движение глаз,
особенности речи и т.п. (НЛП). С.д. – свидетельства физиологического и эмоционального состояния человека, фиксации внимания на той или иной структуре внутреннего мира, не контролируются сознанием и
служат эффективной обратной связью при общении.

Действия – простые или сложные движения, позволяющие удовлетворить потребности и намерения. Различают рефлекторные д., как ответ на внешнее воздействие, и целенаправленные д., побуждаемые
процессами внутреннего мира.

Поведение – социально значимые действия по отношению к другим людям, стандартные паттерны общественного поведения. П. тесно связано с культурой человека и его эмоциональным и психофизическим
состоянием.

Сообщение – словесная или иным образом кодированная информация (звуками, жестами, движениями, рисунками и схемами, написанными символами и т.п.), предназначенная для передачи другим людям.

Хотя почти все элементы структуры личности, изображенные на рис. 2, получили свое определение, остались еще несколько важных понятий. Это душа, совесть, интуиция, “Я” и субличности. Структурализм
не отрицает и не утверждает наличие экзистенциальных и трансцендентных свойств у человека. Если следовать принципу Акама, то для вводимой структуры эти понятия не являются обязательными. Тем не
менее, из уважения к любым религиозным и эзотерическим взглядам, в схеме введена глубинная структура “духовность”, ее можно наполнять разным смыслом. Наряду с витальностью и верованием, она
является наиболее глубинной структурой внутреннего мира человека. К ее проявлениям можно отнести такие феномены, как совесть, “безмолвное знание” и откровения, получаемые из неизвестного источника,
знание собственной миссии в этой жизни и т.п. Все зависит от личного опыта конкретного человека. Атеисты могут некоторые из перечисленных понятий отнести к витальности и верованию, а могут и
объединить все три структуры в одну – интуицию.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины, без предварительных рассуждений и доказательств. Понятие “интуиция” охватывает довольно широкий круг психических явлений, которые
характеризуются непосредственностью, озарением новой идеей в процессе познания и творчества, молниеносным “схватыванием” сути дела и несомненным участием подсознания [3]. Близким по смыслу является
термин Кастанеды “безмолвное знание”. И. характерна невербальным способом оперирования информацией и проявляется как чувство или ряд внутренних образов.

Таким образом, структурирование наиболее глубинных структур личности зависит от самих этих структур конкретного человека.

Остается открытым вопрос, а где в схеме место для самоосознания, где собственно “Я” и что это такое. Самоосознание не может быть тождественно все структуре личности в целом, так как ее отдельные
элементы могут быть активными или пассивными. Мы же свое “Я” ощущаем как константу, всегда тождественную себе, не зависимо от возраста и психофизического состояния. Даже во сне мы отличаем “Я” от
“не-Я”. Точно также, ни один элемент структуры не может быть отождествлен с этим понятием. Даже душа, если признать ее существование, не равна самоосознанию. Иначе придется признать, что она,
частица вселенского Духа, ответственна за все творимые нами мерзости.

У Карла Кастанеды, описывавшего человека, как энергетическое (информационное – авт.) яйцо, есть понятие точки сборки – некоего узла, активизирующего внутренние энергетические волокна в соответствии
с проходящими через него внешними энергетическими пучками. В зависимости от того, какие внешние энергетические волокна проходят в данный момент через точку сборки, она сдвигается и активизирует
внутренние потоки энергии. По аналогии предлагается ввести понятие “фокуса внимания” – некоего подвижного центра, активизирующего определенную совокупность информационных структур человеческой
личности. Его положение определяется состоянием внешних и внутренних потоков информации. При их соответствии, фокус внимания имеет фиксированное положение, при рассогласовании он смещается, пытаясь
найти оптимальное положение. Каждый человек имеет конечное число точек фиксации, которые так же можно назвать психофизическими состояниями. Ригидные личности имеют минимальное количество таких
состояний, гибкие – гораздо большее число. Различные психофизические состояния могут проявлять полярные черты личности, создавая впечатление абсолютно разных людей. Часто человек в одном состоянии
не помнит, что он делал в другом резко измененном (Джекил и Хайд).

Если внешний поток информации не может быть согласован ни с одним положением фокуса внимания, человек впадает в трансовое состояние, ступор или вынужден полностью игнорировать поступающие данные. С
этой точки зрения быстрый (парадоксальный) сон может быть описан, как мелкие хаотические колебания фокуса внимания, случайным образом активизирующие некоторые информационные структуры личности
(чаще всего память и эмоции).

Фокус внимания может разделяться на две, три и более частей. Самый известный пример – Юлий Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно. Это обстоятельство объясняет состояния ассоциации
(человек “изнутри” себя чувствует и воспринимает происходящие события или воспоминания), диссоциации (смотрит на себя со стороны, практически не испытывая эмоций), двойной диссоциации (видит себя,
смотрящим на себя – другого). Собственно моменты самоосознания – это диссоциированное состояние, когда разделенные половинки фокуса внимания фиксируются друг на друге.

Расщепление фокуса внимания вызывает необходимость введения понятия “субличность”. В НЛП принят несколько иной термин – “часть личности”. На взгляд автора он не очень удачен, так как подразумевает
некоторую ущербность и неполность. В НЛП наличие частей личности постулируется и ни чем не обосновывается.. предполагается, что они автономны, самодостаточны, имеют свою функцию и цель, в ряде
случаев могут конфликтовать между собой, не контролируются сознанием.

Для каждой части личности можно выявить метацель – сущностное состояние [9]. О своих функции, цели и сущностном состоянии они могут сообщать сознанию вербально, в виде образов и ощущений или
кинестетическими сигналами двоичного кода “да” и “нет”. В любом случае они понимают вербальную информацию, используя транслятор. Разделение личности на части есть и в психоанализе и в гештальте. В
НЛП пошли дальше ни чем не ограничивая их число, но и ни как их не структурируя.

На основе введенных понятий субличность можно охарактеризовать следующим образом. Это устойчивая связь между элементами структуры личности, созданная для достижения постоянно возникающих целей,
требующих стандартных (хорошо освоенных) действий. Вследствие необходимости выполнения нескольких дел одновременно, субличности могут функционировать одновременно, отвечая за конкретные цели. Это
достигается расщеплением фокуса внимания. Субличности могут использовать одни и те же информационные структуры, но в разном сочетании и в разной степени их активизации. Некоторые субличности имеют
двухсторонний доступ к транслятору (безличностному механизму словесной кодировки) с целью превращения собственных нужд в потребности и намерения личности.

Если действия одной субличности мешают или прерывают действия другой, возникает внутренний конфликт, ощущаемый в виде негативных эмоций, образов или внутреннего диалога (участников обсуждения может
быть и больше двух). Внешне конфликт субличностей может выражаться в виде нерешительности, нервозности, оговорок, неконгруэнтности, немотивированных вспышек эмоций и т.п.

Функционирование субличности возможно только при определенных психофизических состояниях. Поэтому не все субличности могут активизироваться одновременно. Их существование имеет очевидные плюсы:
параллельное выполнение нескольких дел, минимизация расхода психической и физической энергии. Так же есть и ощутимые минусы: жесткая фиксация фокуса внимания резко ограничивает внутреннюю свободу
человека, “ритуальность” действий делает его поведение резко детерминированным, конфликт между субличностями резко снижает его самооценку и эффективность. Поэтому интеграция частей – очевидный путь
расширения и обогащения внутреннего мира.

Кастанеда утверждал, что возможны три принципиальные положения точки сборки (фокуса внимания – авт.). Если она связывает соответствующие друг другу внутренние и внешние энергии (информационные
структуры) и такое соответствие уже встречалось, то это известное. Если соответствие возникает в первый раз и оно неполное – это неизвестное. Если соответствие в принципе невозможно – это
непознаваемое.

С этой точки зрения можно рассматривать интуицию, как субличность, имеющую доступ непосредственно к самым глубинным структурам человека и вселенной. Мышление воспринимает данные интуиции как
“неизвестное”, хотя и извлеченное из недр личности.

Таким образом, можно заключить, что для человека познаваемое огромно, но не безгранично. Такой подход не отрицает ни материализм, ни идеализм. В материализме лишь ставится под сомнение постулат о
том, что человек отражает внешний мир, и тот полностью познаваем. Вместо этого утверждается, что человек приводит в соответствие свои промежуточные и глубинные информационные структуры с
аналогичными во внешнем мире. Также вводятся рамки познаваемости Вселенной.

В идеализме не отрицается постулат о существовании нематериального Духа, ибо информация может считаться автономной от ее материального носителя и быть свойством, как материи, так и идеального.
Отрицается лишь постулат о примате духа над материей.