Федеральное агентство пообразованию ГОУ ВПО
Тульский государственный педагогическийуниверситет им. Л.Н. Толстого
Кафедра информатики
Курсовая работа
по теме
Создание сайта «Электронныетаблицы Excel»
Выполнила:
студентка ф-та МиИ,
3 курса гр. «А»
Боброва И.С.
Проверил:
Якушина Т.В.
Тула 2006 г./>/>/>/>
СодержаниеВведениеСоздание сайта«Электронные таблицы Excel»Функциональныевозможности табличного процессора ExcelЗапуск и завершениеработы ExcelОкно программыСтруктураэлектронной таблицыВвод иредактирование данныхОперацияперемещения, копирования, вставкиСредстваавтоматизации ввода и редактирования данных. Заполнение ячеекИспользованиемаркера автозаполненияСоздание и редактированиедиаграмм в документе Excel 2000Редактирование иформатирование диаграммТипы данных вячейках электронной таблицыАдреса ячеекФорматированиеданных и защита информации в ExcelЗащита информациитаблицах ExcelСредстваавтоматического обобщения и анализа данных электронной таблицыЗадачи длясамостоятельной работыЗаключениеСписок литературы
/>Введение
В современных социально-экономических условиях одной из задач,которая стоит перед системой образования, является предоставление широким слоямнаселения качественного и доступного образования. В связи с этим возрастаетактуальность использования такой технологии обучения как дистанционное обучение(ДО). Количество образовательных учреждений, в том или ином объеме использующихтехнологию ДО, стремительно растет. Процесс развития ДО может сдерживатьсятрадиционными причинами – отсутствием хорошего материально-техническогообеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи,отсутствием электронного содержания ресурсов.
Назначениеданного курса – научить читателей эффективно использовать средства программыMicrosoft Excel и понимать суть производимых приложением операций. Рассказатьобо всех функциях и возможностях этой программы – не было главной цельюпроекта, а хотелось продемонстрировать, как применять Excel для достиженияуспеха в учебной и профессиональной деятельности.
Материализлагается в доступной форме по принципу «от простого к сложному». Курссодержит теоретический материал, сопровождающийся практическими задачами.Картинки и иллюстрации обеспечивают хорошую наглядность. Все это способствуетдостижению наилучшего результата обучения.
Начнем спростейших операций запуска и завершения работы Excel. Познакомимся синтерфейсом программы. Научимся вводить и редактировать данные, освоимпостроение диаграмм. Познакомимся с автоматическими средствами при работе сданными – это не только просто и удобно, но и высокопродуктивно.
Завершаюткурс задачи для самостоятельной работ, которые помогут вам закрепитьприобретенные навыки работы в Microsoft Excel.
Желаю удачи!
Функциональные возможности табличного процессораExcel
Электроннаятаблица– самая распространенная и мощная технология для профессиональной работы сданными. В ячейках (клетках) таблицы могут быть записаны данные различныхтипов: текст, даты, числа, формулы, функции и др. Главное достоинствоэлектронной таблицы – возможность мгновенного автоматического пересчета всехданных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любогокомпонента таблицы.
В Excelвычислительные возможности объединены с богатым набором функций, присущихтекстовому, графическому редакторам и другим приложениям Microsoft Office.
Табличныйпроцессор Excel позволяет:
1. Решать математическиезадачи: выполнять табличныевычисления (в том числе как обычныйкалькулятор); вычислять значения и исследовать функции, строить графикифункций(sin, cos, tg и т.д.); решать уравнения, работать с матрицами икомплексными числами и т.п.
2. Осуществлятьматематическое моделирование и численное экспериментирование(Что будет,если? Как сделать, чтобы?).
3. Проводить статистическийанализ, осуществить прогнозирование(поддержку принятия решений) и оптимизацию.
4. Реализовать функциибазы данных – ввод, поиск, сортировку, фильтрацию и анализ данных.
5. Вводить пароли илиустанавливать защиту некоторых(или всех) ячеек таблицы, скрывать«прятать» фрагменты таблицы или всю таблицу.
6. Наглядно представлятьданные в виде диаграмм играфиков.
7. Вводить и редактировать тексты,как в текстовом процессоре, создавать рисунки с помощью графическогоредактора MC Office.
8. Осуществлять импорт –экспорт, обмен данными с другими программами, например, вставлять текст,рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях, и т.п.
9. Осуществлятьмноготабличные связи(например, объединять отчеты филиалов фирм).
Excelотличается от других аналогичных программ обработки электронных таблиц болееудобным интерфейсом пользователя, расширенными функциональными возможностями,высоким качеством выходной информации. Excel в переводе с английского означает«превосходить».
Excel2000(Excel 9.0) входит в состав интегрированного пакета программ
MC Office2000. Как и другие приложения этого пакета, Excel 2000 отличается улучшенныминтерфейсом, более совершенной системой управления и поддержки сетевых режимовработы, к которым относятся:
¨ Интеллектуальнонастраиваемая система меню;
¨ Наличиерасширенного буфера обмена;
¨ Новыйинтерфейс и расширенные возможности диалоговых окон Открытие документа иСохранение документа;
¨ Расширенныефункции Помощника;
¨ Возможностьавтоматического восстановления поврежденных файлов;
¨ Наличиемногоязыковой поддержки;
¨ Повышеннаябезопасность работы и расширенные возможности защиты от макровирусов;
¨ Возможностьотправки документов на Web – сервер и управления файлами Web – документов,хранящихся на Web – сервере;
¨ Возможностьсоздания динамических Web – страниц и настройки параметров Web – страниц;
¨ Расширенныевозможности для коллективной работы нескольких пользователей и т.д.
Кроме этого вExcel 2000 появились следующие дополнительные возможности и удобные приёмыработы с электронными таблицами:
¨ Дополнительныечисловые форматы дат с указанием года четырьмя цифрами;
¨ Европейскаяденежная единица евро и новые числовые форматы с символом €;
¨ Автоматическоерасширение форматирования и формул в списках при автозаполнении списков;
¨ Новыевозможности анализа данных с помощью отчетов сводных таблиц и настройкипараметров сводных таблиц;
¨ Расширенныевозможности анализа и представления данных с помощью сводных диаграмм;
¨ Созданиеи выполнение Web – запросов для загрузки данных, доступных черезИнтернет, и возможность обновления импортированного текста и др. />/>/> Запуск и завершение работы Excel
Основныепринципы создания, загрузки и сохранения документов Excel аналогичны способамдля документов Word.
Запуститьпрограмму Excel можно из Главного меню Windows с помощью команды ПУСК –Программы — Microsoft Excel. Так же запуск программы может осуществлятьсялюбым из стандартных способов запуска приложений, в том числе двойным щелчкоммыши по значку документа, ассоциированного с Excel. При запуске Excel безуказания имени файла процессор по умолчанию предлагает начать создание новогодокумента под условным названием Книга1.
Шаблоныдокументов Excel имеют стандартное расширение *.xlt. Если в каталогеавтозагрузки не указано имя шаблона, то новый документ Excel (книга) создаетсяс параметрами, заданными по умолчанию.
По умолчаниюExcel 2000 сохраняет книги в формате Excel 2000, который идентичен форматуфайлов Excel 97, но отличается от форматов предыдущих версий. При открытии исохранении книги Excel 2000 в Excel 97 утрачиваются некоторые свойства,характерные только для версии Excel 2000. В Excel 2000 предусмотренавозможность сохранения книги в особом двойном формате(Microsoft Excel 97– 2000 & 5.0/95). При этом книга сохраняется в одном файле, которыйвключает и формат
Excel2000/97, и Excel 5.0/95. Далее можно продолжать работать с этой книгой в
Excel 2000без потери каких бы то ни было особенностей, специфических для этой версии.
Завершениеработы Excel, как и любого другого приложения Windows,- это закрытие его окна./>/>/> Окно программы
Общий видокна программы Excel 2000 представлен на рисунке. Окно Excel содержит всестандартные элементы, присущие окну приложения Windows (рис.1).
/>
рис.1
Строказаголовкасодержит название приложения, имя открытого документа, кнопку системного меню, стандартныекнопки управления окном.
В окне Excel,как и в окне любого другого приложения Windows, имеются вертикальная игоризонтальная полосы прокрутки.
Строкаменю окнаExcel отличается от строки меню Word появлением лишь одного пункта Данные вместопункта Таблица. Команда ДАННЫЕ предназначена для манипуляций ссодержимым ячеек таблицы (например, сортировки, фильтрации, консолидации данныхи т.п.).
Панелиинструментов окна Excel 2000 Стандартная и Форматирование выводятсяпо умолчаниюв одной строке в сокращенном виде и содержат наиболееважные кнопки аналогичных панелей в программе Word. В Excel 2000 с помощьюкнопки Отменить можно отменить 16 последних операций.
/>
Рис.2
Ниже панелиинструментов в окне Excel располагается Строка формул,(рис. 2)
которая служит для вводаи редактирования данных в ячейках и содержит:
1. Полеимени –раскрывающийся список, в котором высвечивается адрес или имя активной ячейкиили блока ячеек таблицы.
2. Строковоеполе для ввода и редактирования данных, предназначенное для просмотра иредактирования текстовых данных. Особенностью строки (поля)
ввода иредактирования является то, что она:
¨ полностью отображает содержимоеактивной ячейки, которое иногда не видно в самой ячейке;
¨ даетвозможность видеть содержащуюся в текущей ячейке формулу или функцию, а нееё результат, отображенный в самой ячейке;
3. Междуэтими полями во время ввода данных появляются три кнопки для управленияпроцессом ввода:
¨ Изменитьформулу – [=],
¨ Заверениеввода – [v],
¨ Отменаввода — [x]
Рабочееполе (лист)(рис. 3) окна программы Excel состоит из ячеек, названий столбцов и строк. Вверхней части рабочего листа находится строка заголовков столбцов таблицы.
/>
рис. 3
Слеварасположены номера строк таблицы. На их пересечении находится «пустая» сераякнопка, которая служит для выделения всего рабочего листа.
Ниже всегорабочего поля располагается строка с ярлычками (названиями) рабочих листов,имеющихся в книге. Слева от ярлычков находятся кнопки для перемещения порабочим листам документа, а справа – горизонтальная полоса прокрутки.
В самом низуокна программы Excel находится строка состояния табличного процессора(строкаподсказки). Она предназначена для выдачи сообщений пользователю относительноего возможных действий в данный момент. Строка состояния может содержатьиндикатор состояния табличного процессора, отражающий режим его работы (Готово,Ввод, Правка, Запись макроса), расшифровку текущей команды меню, подсказку оназначении используемой кнопки. Кроме того, на строке состояния находится поледля автовычислений, которое используется для быстрого подсчета и просмотрапромежуточных результатов. Excel является многократной программой, т.е.позволяет одновременно открыть несколько документов. Перемещаться между окнамиоткрытых документов можно щелчком мыши по знаку документа на Панели задач иличерез меню Окно. Упорядочить расположение открытых окон документов Excel можнос помощью команды ОКНО – Расположить. Окно документа Excel можно разделить надва или четыре подокна и одновременно работать с разными частями одной и той жетаблицы. Разделить окна можно с помощью команды ОКНО – Разделить, либо с помощьюразделителей окна – черных прямоугольников на полосах прокрутки. Закрыть окноможно командой меню ОКНО – Снять Разделение/>/>/> Структура электронной таблицы
Документ впрограмме Excel принято называть рабочей книгой(Книга 1, 2 и т.д.). Эта книгасостоит из рабочих листов, как правило, электронных таблиц.
РабочаякнигаExcel – совокупность рабочих листов, сохраняемых на диске водном файле. По умолчанию в каждой книге содержится 3 рабочих листа с именамиЛист1 – Лист3. Рабочий лист имеет табличную структуру и может состоять излюбого числа страниц. Рабочие листы можно удалять, переставлять(менять ихместами), добавлять новые(вставлять чистые листы). Щёлкая по ярлычкам, можнопереходить от одного листа к другому в пределах рабочей книги.
Электроннаятаблица Excel состоит из 65 536 строк и 256 столбцов.Строки нумеруются числами(то 1 до 65 536), а столбцы обычно обозначаютсябуквами латинского алфавита А, В, С,…, Z. После столбца Z следуютстолбцы AA, AB, AC, BA,BB…IV.
Заголовокстолбца служит не только для обозначения столбца, но и для выделения всегостолбца и изменения его ширины.
Заголовокстрокивыполняет аналогичные функции для строк.
Ячейка – область электроннойтаблицы, находящаяся на пересечении столбца и строки, это наименьшаяструктурная единица на рабочем листе.
Формат иразмер ячеек – ширину столбцов и высоту строк можно изменить команд меню, а также вручную – с помощью мыши или клавиш.
Текущая(активная ячейка) – ячейка, в которой в данный момент находится курсор. Онавыделяется на экране жирной черной рамкой. Для выделения любой ячейкидостаточно щелкнуть по ней мышью. В активную ячейку можно вводить данные,производить над ней различные операции. Каждая ячейка имеет свой адрес,который используется для указания на ячейку – при ссылке на неё, например, А1.
Ссылка– способ(формат)указания адреса(имени) ячейки. Вводится в строке формул электронной таблицы.
Адресаячеек могутбыть относительными или абсолютными. Ячейки могутиметь собственные имена.
Ссылки наячейку используются в формулах и функциях в качестве аргументов. При выполнениивычислений на место ссылки вставляется значение, находящееся в ячейке, накоторую указывает ссылка.
Типичнымиустановками, принимаемыми по умолчанию на уровне всех ячеек таблицы, являются:
¨ ширинаячейки в около 8 разрядов, высота – около 12пунктов;
¨ левоевыравнивание для символьных данных;
¨ основнойформат для цифровых данных с выравниванием вправо.
Блок(диапазон)ячеек – группа последовательных ячеек. Блок ячеек может состоять изодной ячейки, строки или столбца, а также последовательности строк илистолбцов.
Блокиспользуемых ячеек может быть указан или выделен двумя способами:
¨ непосредственнонабором с клавиатуры начального и конечного адресов ячеек, формирующихдиапазон;
¨ выделениемблока при помощи мыши или клавиш управления курсором. />Ввод иредактирование данных
Ввод данных втаблицу Excel можно начинать в том случае, если в строке состояниявысвечивается индикатор режима Готово. Во время ввода данных в строкесостояния высвечивается индикатор режима Ввод.
На одномрабочем листе рекомендуется размещать не более одной таблицы. После помещенияданных в ячейки таблицы Excel эти данные необходимо зафиксировать:
¨ нажатьклавишу Enter;
¨ щелкнутьмышью на другой ячейке;
¨ перейтик другой ячейке с помощью клавиш управления курсором;
¨ щелкнутьпо кнопке [v] Конец ввода в Строке формул;
¨ щелкнутьмышью на квадратике в нижнем правом углу ячейки Ввод
Попытка врежиме ввода данных ввести исправления в ячейку, уже содержащую ранее введенныеданные, приводит к потере данных. Чтобы этого не произошло, необходимо перейтив режим редактирования, который позволяет вносить изменения в содержимоеячейки без полного повторения его набора. Для редактирования содержимого ячейкинужно:
¨ активизироватьячейку;
¨ нажатьклавишу F2 или щелкнуть мышью Строке формул (активизировать строковое поле);
¨ внестив данные необходимые изменения;
¨ зафиксироватьввод;
Двойнойщелчок по ячейке позволяет произвести редактирование непосредственно в активнойячейке.
Если ширинаячейки недостаточна для размещения в ней числовых данных, то ячейка имеетследующий вид:[########]. Для отображения содержимого такой ячейки необходимоувеличить ширину столбца.
Текст вячейки таблицы можно вводить в виде нескольких строк.
Разделитьстрокив одной ячейкеможно с помощью комбинации клавиш Alt+Enterили с помощью команды ФОРМАТ – Ячейки — Переносить по словам(ячейкабудет заполняться в несколько строк).
Длядобавления ячеек, строк, столбцов и листов используется команды меню окна ВСТАВКА– Ячейки(Строки, Столбцы, Лист) или команды контекстного меню Добавитьячейки(лист). Команда ВСТАВКА – Ячейки и Добавить ячейки вызываютдиалоговое окно Добавление ячеек, в котором нужно указать направлениесдвига уже заполненных ячеек. Добавить пустые ячейки можно слева или сверху отвыделенной ячейки или строки. Чтобы вставить новые пустые ячейки с помощью контекстногоменю надо:
¨ выделитьячейку, перед которой будет выполняться вставка;
¨ щелкнутьправой кнопкой мыши по выделенной ячейке;
¨ враскрывшемся контекстном меню выбрать команду Добавить ячейки;
¨ указатьнаправление сдвига выделенной ячейки таблицы– внизили вправо;
Операцииудаления и очистки. Для удаления выделены ячеек, столбцов и строк в Excel используютсякоманды меню ПРАВКА – Удалить или команды контекстного меню Удалить.Для удаления выделенных листов используется команда меню ПРАВКА – Удалитьлист или команда контекстного меню листа Удалить.
Для удаленияинформации, находящейся в выделенных фрагментах таблицы, используется командаменю ПРАВКА – Очистить, клавиша Delete или команда контекстногоменю Очистить содержимое./>/>/>
Операция перемещения,копирования, вставки
Прикопировании или перемещении формул действует правило относительной ориентацииячеек, т.е. происходит автоматическая настройка содержащихся в нихотносительных ссылок(адресов). Это значит, что при переносе формулы нанекоторое число позиций каждая относительная ссылка в этой формуле заменяетсяна другую ячейку, смещенную относительно исходной ячейки на такое же число позицийв том же направлении. При вырезке и последующей вставке формул относительныессылки не настраиваются.
Дляперемещения и копирования рабочих листов через буфер обмена используютконтекстное меню или команду меню окна Excel ПРАВКА – Переместить/Скопироватьлист. Переместить лист внутри рабочей книги можно путем перемещения(перетаскивания) его ярлычка.
☺ Мы будем изучать Excel напримере создания отчета для некоторой абстрактной компьютерной фирмы. Пусть этовас не смущает, но на этом примере будет проще показать основные операции,которые выполняются при работе с Excel.
Итак, начнем.
Откройтеновую рабочую книгу Книга1 Excel:
1. Выделитеячейку В1 (Далее мы не будем подробно описывать уже рассмотренные действия;если у вас возникнут затруднения на каком-то этапе, просто загляните впредыдущее занятие).
2. НаберитеПродажи и нажмите клавишу Enter.
3. Выделитеячейку А5, наберите Менеджер и нажмите клавишу Enter.
4. Вячейку А6 введите Дата.
Теперьрабочий лист следует сохранить перед дальнейшими изменениями.
Приступимк редактированию данных:
5. Дваждыщелкните в ячейке В1 единственного рабочего листа Лист1 рабочей книги Книга2.
6. Вячейке щелкните перед словом «Продажи», введите слово Отчет и нажмитеклавишу Пробел.
7. Вслове «Продажи» удалите прописную букву «П» и введите строчную букву «п».
8. Нажмитеклавишу End и клавишей Backspsce удалите последнюю букву «и» />/>/> Средства автоматизации ввода и редактирования данных. Заполнение ячеек
В последнихверсиях Excel имеются разнообразные средства для автоматизированного вводаданных в ячейки электронной таблицы:
¨ автозавершение;
¨ автозамена;
¨ автозаполнение.
Автозавершениеиспользуетсядля ускорения ввода текстовых данных в столбцы электронной таблицы. Табличныйпроцессор предвидеть намере6ния пользователя. При вводе текста в некоторыйстолбец Excel формирует список слов, содержащихся в этом столбце, и пытаетсязавершить набор повторяющихся слов после ввода лишь его первых символов.Пользователь может принять вариант автозавершения или не обращая вниманияввести свой текст.
Операциюавтозавершения удобно использовать при создании таблиц, содержащих большоеколичество строк с повторяющимися текстовыми данными.
Автозаменаиспользуетсяв Excel, как и в других приложения MC Office, для исправления наиболеераспространенных опечаток и ускорения ввода часто используемых фрагментов.
Заполнениеячеекслужит для упрощения ввода в электронную таблицу однотипных данных и формул.Для заполнения пустых ячеек данными, содержащимися в ранее заполненных ячейках,используются:
¨ командаменю ПРАВКА – Заполнить (вверх, вниз, вправо, влево, по листам);
¨ маркеравтозаполнения;
При вводекоманды меню ПРАВКА – Заполнить – Прогрессия (рис. 4)вдиалоговом окне
Прогрессияможно задать точные параметры заполнения ячеек:
/>
рис.4
¨ Расположение– построкам или столбцам;
¨ Шаг – значение, на котороебудет увеличиваться или уменьшаться элемент ряда.
¨ Типпрогрессии(арифметическая, геометрическая, даты, автозаполнения);
¨ Предельноезначение– значение, на котором ряд должен быть закончен.
¨ Автоматическоеопределение шага. Если установлен этот флажок, то значение окна Шаг игнорируется.
/>/>/>Использованиемаркера автозаполнения
В Excelкопировать и размножать содержимое ячеек(горизонтальные и вертикальные блоки)по столбцам и строкам можно также с помощью маркера автозаполнения,перетаскивая установленный на нем указатель мыши.
Маркеравтозаполнения – небольшой черный квадрат, расположенный в нижнем правом углувыделенной ячейки или диапазона ячеек. С помощью маркера автозаполнения можно:
¨ копироватьи размножать содержимое ячеек;
¨ заполнятьячейки последовательностями числовых рядов и дат, а так же даннымипредварительно сформированных списков;
¨ копироватьформулы;
¨ стиратьданные в выделенных ячейках;
¨ удалятьи вставлять ячейки – сдвигать ячейки в строках или столбцах.
Длякопирования и размножения содержимого ячеек (горизонтальных и вертикальныхблоков) нужно:
¨ выделитьячейку или копируемый блок;
¨ установитьуказатель мыши на маркер автозаполнения, дождаться пока он примет вид тонкогочерного перекрестья, и тащить маркер пока внешняя граница выделения(рамка) неохватит нужную область.
☺ Продолжим созданиеотчета. Познакомимся теперь с одним полезным инструментом Excel – Автозаполнением.
9. Введитев ячейке С8 слово Январь.
10. Еслиячейка С8 не выделена, сделайте её активной и поместите указатель мыши нанебольшой квадратик в правом нижнем углу рамки активной ячейки. Указатель приметформу крестика.
11. Щелкнитемышью и, не отпуская кнопки, перемещайте указатель к ячейке G8. Заметьте, чтопри перемещении указателя рядом с ним появляется подсказка со значением,которое будет помещено в очередную ячейку.
12. Наячейке G8 отпустите левую кнопку мыши.
В результатев диапазоне С8:G8 появилась последовательность месяцев с января по май…
13. Вячейках А10 и А11 введите, соответственно, цифры 0 и 4.
14. Выделитедиапазон А10: А11.
15. Щелкнитев правом нижнем углу рамки выделения и не отпуская, тащите изменившийся на знак«+» указатель мыши к ячейке А18. Таким образом, в диапазоне А10: А18 будетвведена последовательность чисел, кратных четырем.
16. Удалитеэту последовательность, нажав клавишу Delete (если выделение диапазона неснято).
Автозамена.
17. Выполнитекоманду Сервис – Автозамена.
18. Проверьтеустановлен ли флажок Заменять при вводе,если нет, то установите.Щелкните на поле Заменять и введите в нем фа.
19. Щелкнитена поле На и введите в нем Фирма А&К group.
20. Нажмитекнопку Добавить. То, что вы ввели, появиться в списке автозамен.
Если этойединственной заменой дело пока не ограничивается, нажимать кнопку Добавить необязательно.
21. Нажмитекнопку ОК. Окно диалога будет закрыто.
22. Выделитеячейку В3, напечатайте фа и нажмите клавишу Enter. То, что вы ввели вячейке, автоматически заменилось на «Фирма А&К group».
Заполнитетаблицу. Начиная с ячейки А9 и далее в столбик введите данные:
¨ Статьидохода
¨ Компьютеры
¨ Комплектующие
¨ Периферия
¨ Доходвсего
¨ Статьирасхода
¨ Реклама
¨ Аренда
¨ Налоги
¨ Расходвсего
¨ Прибыль
Статьи компьютеры,комплектующие, периферия, реклама, аренда, налоги заполните произвольнымизначениями. В ячейку Н8 введитеВсего. После выполнения всех указанныхдействий ваша таблица должна иметь вид
/>
Рис 5
/>/>/>Создание и редактированиедиаграмм в документе Excel 2000
Excelобеспечивает возможность наглядного отображения числовых данных электронныхтаблиц — в виде диаграмм и графиков.
В Excelдиаграммы можно создавать различными способами:
¨ спомощью команды меню ВСТАВКА – Диаграмма;
¨ спомощью кнопки панели инструментов окна Excel Мастер диаграмм;
¨ с помощьюкоманды меню ВСИАВКА – Объект – Новый – Диаграмма Microsoft Graph 2000;
¨ щелчкомпо кнопке Создать диаграмму текущего типа;
¨ спомощью клавиши F11.
В документахExcel диаграмма может представлять собой объект, внедренный в лист рабочейкниги, содержащий исходную таблицу, или может быть помещена в отдельный рабочийлист.
Дляпостроения диаграмм в Excel обычно используют Мастер диаграмм. Передвызовом Мастера диаграммзаранее рекомендуется выделить диапазон данных,на основе которых будет создаваться диаграмма. Если диаграмма создается наоснове целой таблицы, то достаточно просто установить курсор в одной из еёячеек.
Для запускамастера диаграмм нужно ввести команду меню ВСТАВКА – Диаграмма илищелкнуть по его кнопке на стандартной панели инструментов.
Первоедиалоговое окно Мастера – Шаг 1 из 4 (рис. 6) – Тип диаграммыимеет две вкладки – Стандартные и Нестандартные. На этом шагенужно выбрать подходящий вариант строящейся диаграммы из нескольких десятковимеющихся образцов.
/>
рис 6
Для переходак каждому последующему шагу Мастера диаграмм нужно использовать кнопку Далее>.
Вовтором окне Мастера диаграмм (рис.7) Источник данных диаграммы навкладке Диапазон данных отображаются адрес выделенного диапазонаисходных данных и образец строящейся диаграммы.
/>
рис. 7
ТретьеокноМастера диаграмм (рис.8) содержит следующие вкладки:
¨ Заголовок – для ввода текстазаголовка диаграммы и подписей осей;
¨ Оси–определения отображения и маркировки осей координат;
¨ Линиисетки –для выбора типа линий и характера отображения сетки;
¨ Легенда– дляотображения или скрытия легенды и определения ее места на диаграмме. Легенда –небольшое подокно на диаграмме, в котором отображаются названия рядов данных иобразцы их раскраски на диаграмме (в виде ключа легенды);
¨ Подписиданных –для управления отображением надписей, соответствующих отдельным элементамданных на диаграмме;
¨ Таблица– длядобавления к диаграмме (или скрытия) таблицы данных, использованной дляпостроения диаграммы.
¨
/>
рис. 8
Последнее(четвертое) Мастера диаграмм (рис. 9) служит для определения места ее врабочей книге.
/>
рис. 9
/>
рис. 10 итоговаядиаграмма
В Excel 2000имеются удобные способы, которые позволяют мгновенно создавать диаграммы безиспользования Мастера диаграмм – за один шаг. В этих случаях поумолчанию создается диаграмма стандартного типа (гистограмма) (рис. 11).
Припоследующем редактировании тип диаграммы можно изменить.
/>
Рис. 11
/>Редактирование и форматирование диаграмм
Созданные вExcel диаграммы можно редактировать – добавлять или удалять ряды, изменять типдиаграммы, изменять, редактировать и форматировать любые элементы диаграммы.Кроме этого с помощью инструментов панели Рисование к готовой диаграммеможно добавлять рисунки, стрелки, линии, текстовые поля, содержащие пояснения,и т.п.
Для измененияи редактирования любого элемента диаграммы следует выделить этот элемент, щелкнувпо нему мышью, а потом использовать кнопки панели инструментов, контекстныеменю окна Диаграмма и Формат, соответствующие этому элементудиаграммы. Для дополнительного оформления диаграмм готовыми иллюстрациями идобавления к ним новых элементов можно использовать кнопки панели Рисованиеи команды меню Вставка.
Для удалениядиаграммы или ее выделенных элементов можно использовать клавишу Delete,команду контекстного меню Очистить или соответствующие кнопки вдиалоговых окнах. Диаграмму можно просматривать и выводить на печать вместе срабочим листом, на котором она находится, или отдельно. Выделенная диаграммапечатается отдельно от рабочего листа.
☺ Попробуем построитьдиаграмму работы нашей виртуальной фирмы за месяцы январь и февраль:
23. Выделитедиапазон А8:D19;
24. Напанели инструментов нажмите значокМастера диаграмм. В появившемся окневыберите тип диаграммы (допустим гистограмма) и нажмите кнопку Далее;
25. Второйшаг Мастера диаграмм. Выберите закладку Диапазон данных и установитепереключатель Ряды – в строках;
26. Назакладке Ряд удалите строки не содержащие данных (статьи дохода, доходвсего, статьи расхода, расход всего прибыль). Нажмите кнопку Далее;
27. Третийшаг. Перейдите на закладкуЛегенда и установите её расположение «внизу»и нажмите Далее;
28. Четвертыйшаг. Поместите диаграмму на имеющемся листе.
Нашадиаграмма готова (см. рис. 12). Самостоятельно сделайте диаграмму за все месяцыработы фирмы.
/>
рис. 12/> Типы данных в ячейках электронной таблицы
Ячейкирабочего листа электронной таблицы могут содержать:
¨ исходные,или первичные данные, имеющие, как правило, постоянные значения;
¨ производныеданные, которые являются результатом различных арифметических или иныхопераций, совершаемых с помощью формул над первичными данными.
В каждуюячейку могут быть введены данные следующего типа:
¨ текст,например: МП-15, с.120, В10+В11;
¨ число;
¨ формула,например: =А1*А2, =В10-В11;
¨ датаи время.
Тип данныхподразумевает:
1. допустимоемножество значений, которое может принимать константа или переменная этоготипа;
допустимоемножество операций над этими данными.
Тип входныхданных, содержащихся в каждой ячейке, определяется первым символом, которыйдолжен трактоваться не только как часть данных, но и команда переключениярежима.
Текст. Для манипуляции стекстовыми данными в Excel существуют специальные текстовые функции. Еслитекстовые данные используются в качестве аргумента функции, их обязательнонужно заключать в кавычки (“Текст”). В противном случае Excel рассматриваеттекст как имя и выдает сообщение об ошибке: #ИМЯ? (рис.13)
/>
рис. 13
Числа. Числовые данные могутбыть представлены:
¨ целымичислами;
¨ ввиде десятичных дробей;
¨ ввиде обыкновенных (рациональных) дробей;
¨ внаучном (экспоненциальном) формате – в виде мантиссы порядка для отображенияочень больших и очень малых чисел, например 2,35Е+08 для числа 235000000 или2,35Е-06 для числа 0,0000235;
¨ вформе процента – значения ячеек умножаются на 100 и вводятся с символом %,например 0,2%
¨ вденежной форме (с обозначением символа валюты или без него). Для выравниванияденежных обозначений по десятичному разделителю используется финансовый формат.
Форматыотображения числовых данных задаются на вкладке Число в диалоговом окне Форматячеек, которое выводится на экран командой ФОРМАТ – Ячейки (рис. 14)
Числовыеданные в таблицах Excel могут включать только следующие символы:
¨ цифры;
¨ круглыескобки;
¨ знаки+, -, стоящие перед числом;
¨ косуючерту в рациональных дробях;
¨ знакпроцента;
¨ знакмантиссы (Е-, Е+, е-, е+);
¨ денежныеобозначения (р.,€, $ или др.);
/>
рис. 14
Формулы. Формулами в электроннойтаблице называют арифметические и логические выражения. Формулы в Excel всегданачинаются со знак равенства (=), а после вводятся необходимые элементы, либонепосредственно, либо в виде ссылок на соответствующие ячейки. Например, вводформулы =Н1+Н2 означает, что нужно сложить содержимое ячеек Н1 и Н2 и вывестирезультат в активной ячейке (рис. 15)
/>
рис.15
Формулы могутвключать:
¨ константы;
¨ ссылкина ячейки;
¨ операторы– знаки арифметических, логических и других операций;
¨ встроенныефункции;
¨ скобки,закладки и др.
Для ввода вячейку формулы необходимо:
¨ активизироватьячейку;
¨ ввестив клавиатуры знак равно = или в строке формул щелкнуть по кнопке [=]Изменить формулу;
¨ ввести(без пробелов!) нужные значения или ссылки, а также необходимые операторы;
¨ зафиксироватьввод.
Адреса ячееквводят в формулы по латинскому регистру, а знаки арифметических операций– с цифровой клавиатуры.
Длявыполнения вычислений с помощью формул и функций в Excel имеются четыре видаоператоров, список которых приведен в таблице 1:
Списокоператоров:Оператор Назначение Пример Арифметические операторы + Сложение =А1+С2 _ Вычитание =300-А2 * Умножение =В4*С1 / Деление =D3/G7 % Процент =10% ^ Возведение в степень =C3^2 Операторы сравнения(отношения) = Равно =F5=G8 Больше =F4>G1 = Больше или равно =R1>=F1 Не равно =A1A2 Операторы ссылок : Диапазон (используется для формирования ссылок на диапазон ячеек) =СУММ(В5: В10) ; Объединение (объединяет несколько ссылок в одну ссылку) =СУММ(В5; С6; А1) Текстовые операторы & Амперсанд (используется для объединения содержимого ячеек в одну текстовую строку) =А1&B5
Таб.1
Структура ипорядок элементов в формуле определяет конечный результат вычислений. Прииспользовании в формулах арифметических операторов необходимо соблюдатьпринятый математике порядок арифметических операций:
¨ сначалапроизводится возведение в степень;
¨ затем– умножение и деление (они имеют одинаковый приоритет);
¨ впоследнюю очередь – сложение и вычитание(также имеют одинаковый приоритет);
¨ нормальныйпорядок выполнения операций изменяют введением скобок. Операции в скобкахвыполняются первыми.
Для ускоренияи облегчения ввода данных при выполнении наиболее часто выполняемой операции суммированияданных на стандартной панели Excel существует кнопка [Σ] Автосумма. Спомощью этой кнопки практически мгновенно можно вычислить сумму всех чисел,расположенных выше или левее выделенной ячейки. Если сумма должна бытьвычислена в другом месте листа, используют функцию СУММ и в качестве аргументовуказывают диапазон ячеек, содержащих суммируемые данные, например,=СУММ(В7: С12; Е7: Е12).
☺Автоматическоесуммирование. С его помощью мы буквально одним движением просуммируем значенияв строках или столбцах.
29. Выделитеячейку Н10. В нее поместим суммарный доход фирмы от продажи компьютеров за пятьмесяцев.
30. Напанели Стандартная нажмите кнопкуАвтосумма. Диапазон С10:G10рабочего листа становится окруженным «бегущей» границей, обозначающий диапазон,в котором будет произведено суммирование, а в активной ячейке появляетсяформула =SUM(C10:G10) или (СУММ(С10:G10)). Теперь достаточно убедиться в том,что диапазон выбран правильно.
31. Нажмитеклавишу Enter или нажмите кнопку Автосумма – сравните оба варианта! Вячейку Н10 помещен результат вычислений.
32. Точнотаким же образом поместите в ячейку Н11 сумму доходов фирмы по продажекомплектующих.
33. Щелкнитена ячейке Н12 и обратите внимание на то, что программа уже автоматическипредлагает просуммировать столбец, а не строку.
34. Чтобывсе же просуммировать нужную строку, поместите указатель мыши на ячейку С12,нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская её, переместите указатель на ячейкуG12. Т.о. мы указали диапазон суммирования.
35. Нажмитеклавишу Enter.
Просуммируемтеперь доход фирмы по всем статьям за каждый месяц.
36. Щелкнитена ячейке С13 и просуммируйте диапазон С10: С12.
37. Длясуммирования остальных столбцов используйте Автозаполнение. Выделитеячейку С13, а затем выполните автозаполнение ячеек С13: Н13. Как видите автозаполнениеработает и в случае формул. Теперь у нас подсчитаны сумма дохода фирмы покаждому месяцу и по всем месяцам вместе.
Теперьпопробуем просуммировать одновременно строки и столбцы.
38. Выделитедиапазон С15: Н18. Это диапазон, который содержит блок суммируемых данных, атакже строку и столбец, в которые будут помещаться итоговые суммы.
39. Нажмитекнопку Автосумма. Результат суммирования теперь появился в строке 18 истолбце Н.
Попытаемсясами составить простейшие формулы.
40. Выделитеячейку С19.
41. Введитезнак «=», а затем щелкните на ячейке С13. Её адрес С13 записывается в формулу(в ячейке С13 и в строке формул), а вокруг ячейки С13 появляется «бегущая»рамка.
42. Введитезнак «-», а затем щелкните на ячейке С18.
43. Нажмитеклавишу Enter. Формула введена и в ячейке С19 появилась величина прибыли заянварь.
Функции. Формулы могут включатьфункции. Функции могут вводиться в таблицу в составе формул либо отдельно.Функцию так же, как и число, можно считать частным случаем формулы.
Функциипредставляют собой программы с уникальными именами. Это заранее определенныеформулы, для которых пользователь должен задать конкретные значения. Всефункции имеют одинаковый формат записи и включают имя функции переченьаргументов. Если написание формулы начинается с функции, перед именем функциивводится знак равенства (=). Аргументы записываются в круглых скобках послеимени функции, причем, скобки – обязательная принадлежность функции, даже еслиу нее нет аргументов(например, функция =ПИ() – 3,1416…).
В качестве аргументовфункций могут использоваться:
¨ числа(константы);
¨ адресаячеек или диапазонов;
¨ именаячеек или диапазонов;
¨ текст;
¨ формулы;
¨ другиефункции;
¨ логическиезначения и др.;
Врусифицированных версиях Excel имена многих функций записываются на русскомязыке, например:
=СУММ(А1; В2; С3: С6).
Имена функцийможно набирать на любом регистре – верхнем или нижнем. После ввода правильновведенных функций буквы автоматически преобразовываются в прописные. Если этогоне происходит, значит, неверно введено имя функции. При создании формул удобноиспользовать Мастер функций (рис. 16).
Мастер – это инструмент,позволяющий выполнять требуемое действие по шагам с уточнением параметров покаждому шагу.
Мастерфункций в Excel имеет два диалоговых окна – два шага.
/>
рис. 16
/>
панельфункции ЕСЛИ
Для вызовамастера функций можно использовать:
¨ командугоризонтального меню ExcelВСТАВКА – Функция;
¨ кнопку[fx] Вставка функции на панели инструментов;
¨ комбинациюклавишShift+F3.
В диалоговомокне Мастер функций (шаг 1) имеются два подокна:
Категория и Функция. Привыборе определенной функции в нижней части диалогового окна появляется краткоеее описание. Если строка формул неактивна, то мастер функций активирует ее,вставит знак равенства (=) и функцию, а затем автоматически введет функцию ввыделенную ячейку.
При выборефункции появляется второе окно Мастера функций, в котором отображается имяфункции, все ее аргументы, описание функции и состав каждого аргумента.
Excelсодержит более 300 встроенных функций, условно разделенных на несколькокатегорий:
¨ математические;
¨ статистические;
¨ финансовые;
¨ логические;
¨ инженерные;
¨ информационные;
¨ функциидаты и времени;
¨ функцииуправления базами данных.
Примерывстроенных функцийКатегории функций Имена функций Математические и тригонометрические СУММ, СТЕПЕНЬ, КОРЕНЬ, РАДИАНЫ, ПИ, ГРАДУСЫ, ABS, LN, LOG, EXP, SIN, COS Статистические СРЗНАЧ, МАКС, МИН, ВЕРОЯТНОСТЬ, СЧЕТ, СЧЕТ3(3-значений), СРОТКЛ Текстовые НАЙТИ, ЗАМЕНИТЬ, ПОИСК, СЦЕПИТЬ, ПОДСТАВИТЬ, СОВПАД, ПОВТОР Дата и время ГОД, МЕСЯЦ, ЧАС, МИНУТЫ, СЕКУНДЫ, ДЕНЬ, ДЕНЬНЕД, СЕГОДНЯ Логические ЕСЛИ, И, ИЛИ, НЕ, ИСТИНА, ЛОЖЬ
☺ Переходим к освоениюмастера функций.
44. Выделитеячейку В6.
45. Наберите=today().
46. Нажмитеклавишу Enter.
В результатев ячейке появилась сегодняшняя дата. Она будет вычисляться каждый раз при пересчетелиста, т.о., вам не придется о том, чтобы отчет содержал актуальную информацию.Так же не забывайте и про еще один способ вызова мастера функций –
Вставкафункциина панели инструментов Стандартная или выполнив команду Вставка –Функция.
Присвоениеимен диапазонам ячеек. В нашем отчете в диапазоне С10: С12 располагаются данные одоходах фирмы за январь, а в диапазоне С13:G13Суммарные доходы фирмы по каждомумесяцу. Чтобы быстро и просто воспользоваться этими данными, например, вформулах, было бы разумно как – то объединить их в группу (диапазон) и датьимя.
47. Выделитедиапазон С10: С12. В поле имени появился адрес первой ячейки диапазона.
48. Щелкнитена Поле имени и введите Доход., Январь.
49. Нажмитеклавишу Enter и теперь этот диапазон называется Доход. Январь.
50. Повторитетоже самое для диапазонов, содержащих величины дохода по оставшимся месяцам.Назовите их соответственно Доход. Февраль, Доход. Март, Доход. Апрель и Доход.Май.
51. Выделитедиапазон А8:G18. В этом диапазоне содержится вся таблица без столбца Всего.
52. Выполнитекоманду Вставка – Имя – Создать. Появится окно диалогаСоздать имена.
53. Установитефлажок в местеВ строке выше иВ столбце слева. Этоозначает, что имена для диапазонов будут выбираться из названий в верхней строкеи левом столбце.
54. Нажмитекнопку ОК. В результате в таблице отчета автоматически созданы и присвоеныопределенным диапазонам имена с названиями месяцев, обозначающие столбцы отчетапо этим месяцам, и имена для каждой отдельной строки.
55. Ксожалению программа не очень удачно присвоила некоторые имена пустым диапазонамСтатьи Дохода иСтатьи Расхода. Изменим диапазон этих имен.Выполните команду Вставка – Имя – Присвоить. Откроется диалоговое окноПрисвоение имени.
56. Всписке поля Имя выделите пункт Статьи дохода.
57. Изменитедиапазон в поле Формула, обозначенный выбранным именем. Пока свернитедиалоговое окно и выделите с помощью мыши диапазон С10:G12. Ссылка на этотдиапазон заменит старую (выделенную) ссылку. Разверните окно.
58. Нажмитекнопку ОК, если процесс присвоения завершен, или кнопку добавить.
59. Изменитедиапазон для имени Статьи Расхода таким же образом (шаги 49-42), назначив дляэтого имени диапазон С15:G17, и по завершении присвоений нажмите кнопку ОК.
Т. о. мысоздали набор имен для быстрого доступа к диапазонам создаваемого отчета./>/>/> Адреса ячеек
Адрес ячейкисоставляется из обозначений столбца и номера строки, на пересечении которыхнаходится эта ячейка, например:
В1, С1, А1или 11, если столбцы и строки нумеруются числами.
Тип ссылокзадается пользователем при настройке параметров работы с помощью команды меню СЕРВИС– Параметры на вкладке Основные переключателем Стиль ссылок — R1C1или A1 – по умолчанию. При установленном переключателеR1C1 строкии столбцы нумеруются цифрами. Гораздо удобнее вводить адреса ячеек щелчком мышипо этой ячейке. Обозначение ячейки, составленное из номера столбца и номерастроки, называется относительным адресом или просто ссылкой или адресом.
Ссылки надиапазон (блок) ячеек состоят из адреса ячейки, находящейся в левом верхнем углупрямоугольного блока ячеек, двоеточия и адреса ячейки, находящейся в правомнижнем углу этого блока, например:
A1:C12;
A7:E7 — весь диапазон ячеек,находящийся в одной строке;
C3:C9 – весь диапазон ячеек,находящийся в одном столбце.
Чтобы ввестиссылку на всю строку или столбец, нужно набрать номер строки илибукву столбца дважды и разделить их двоеточием, например: A:A, 2:2или A:B, 2:4.
Дляобозначения адреса ячейки с указанием листа используется имя листа ивосклицательный знак: Лист2!B5, Итоги!В5.
Дляобозначения адреса ячейки с указанием книги используютсяквадратные скобки, например: [Книга1] Лист2! А1.
Относительнаяадресация ячеек используется в формулах чаще всего — по умолчанию. Правилоотносительной ориентации ячеек действует при копировании формул вExcel, т.е. табличный процессор автоматически смещает адрес в соответствии сотносительным расположением исходной ячейки и создаваемой копии.
Если ссылкана ячейку при копировании не должна изменяться, то вводят абсолютный адресячейки.
Абсолютнаяссылкасоздается из относительной путем вставки знака ($) перед заголовком столбцаи/или номером строки.
$C$6 – абсолютный адрес ячейки С6,т. е. при копировании формулы не будет меняться номер строки и номер столбца.Абсолютный адрес диапазона ячеек обозначается: Абсолютный адрес диапазона ячеекобозначается: $B$3:$C$8. также используется смешанный адрес:
$C5 –при копировании небудет изменяться номер столбца
C$5 – не будет изменятьсяномер строки.
Также абсолютнымадресам относится присвоение имени ячейке:
¨ имяне должно быть похоже на адрес или на имя другой ячейки, содержать пробелы,длина имени не превышает 255 символов;
¨ должноначинаться с буквы русского/латинского алфавита или символа подчеркивания(_),остальные символы могут быть: буквами, цифрами, символами(_).
Примерсобственных имен ячеек: Итоги_года, Системный_баланс и т.д.
Собственные(пользовательские) имена могут содержать листы книги Excel:
¨ имяне должно быть заключено в квадратные скобки [];
¨ длинаимени не превышает 31 символа;
¨ имялиста не может содержать двоеточие(:), слэш (/) и обратную косую черту(\), знаквопроса (?), звездочку (*).
☺ Абсолютные иотносительные ссылки. До сих пор мы пользовались только относительнымиадресами, потренируемся использовать абсолютную адресацию ячеек.
60. Введитев ячейку J6 текст Евро =.
61. Введитев ячейку К6 значение 0,0468 – стоимость одного рубля в пересчете на евро.
62. Выделитеячейку К10.
63. Подготовьтеськ вводу формулы, введите =.
64. Укажитеячейку J10, а затем введите *1000*.
65. Укажитена ячейку К6.
66. Нажмитеклавишу F4. Это приведет к замене относительной ссылки К6 на абсолютную $K$6.
67. Скопируйтес помощью автозаполнения эту формулу в ячейки К11: К13. Обратите внимание, чтоформула в ячейке К11 выглядит как = J11*1000*$K$6, абсолютный адрес ячейки К6остался прежним. Для тренировки самостоятельно заполните оставшиеся ячейки встроке Прибыль./>/>/>/>/> Форматирование данных и защита информации в Excel
При работе сэлектронными таблицами особое значение имеет формат ячейки таблицы, т.к.с каждой ячейкой связывается не только информация, которая в нее заносится, нои определенный формат. От формата зависят способ обработки данных и вид, вкотором они будут представлены в ячейке: используемый шрифт, размер символов,способ выравнивания; для чисел — форма представления (с плавающей илификсировано точкой), количество знаков после запятой и т.д.
Для измененияпервоначального форматирования ячеек можно использовать:
¨ кнопкипанелей инструментов Стандартная и Форматирование;
¨ командуменю окна ФОРМАТ – Ячейки;
¨ командуконтекстного меню Формат ячеек.
Диалоговоеокно формат ячеек содержит шесть вкладок, с помощью которых можно определитьвсе параметры ячейки или выделенного диапазона ячеек:
¨ число;
¨ выравнивание;
¨ шрифт;
¨ граница;
¨ вид;
¨ защита.
Если не одиниз предлагаемых форматов не подходит, то можно выбрать пункт Все форматыи в правом подокне Тип описать свой формат с учетом принятых в Excelсоглашений и обозначений кодов форматов.
На вкладке Шрифтзадаются параметры символов для выделенного текста.
На вкладке Выравниваниезадаются параметры расположения текста в ячейке:
¨ погоризонтали (по значению, по центру выделения и т.д.);
¨ повертикали;
¨ ориентация(поворот текста, расположение текста в ячейке по вертикали).
С помощьювкладки Вид, а так же кнопок Цвет заливки и Цвет текстаможно оформить заполнение ячеек таблицы фоном: выбрать цвет и узор.
На вкладке Защитаможно скрыть отображение введенных в ячейку формул, а так же установитьзащиту ячейки – запретить изменение введенных в нее данных.
Автоформатирование. Excel 2000 предлагаетоколо 20 стандартных образцов оформления таблицы с использованием различныхшрифтов, способов обрамления и заливок. Для автоформатирования необходимо:
¨ выделитьнужный диапазон ячеек или щелкнуть по любой ячейке форматируемой таблицы;
¨ ввестикоманду ФОРМАТ – Автоформат;
¨ вдиалоговом окне автоформат выбрать подходящий вариант оформления.
Условноеформатирование. Excel позволяет выделять в таблице отдельные ячейки,удовлетворяющие определенным условиям, и применять к ним оформление, отличноеот форматирования всей таблицы. Если значение ячейки перестает удовлетворятьзаданным условиям, то программа автоматически отменяет (скрывает) примененное кэтим ячейкам форматирование. Например, можно закрасить ячейку другим цветом,если содержащееся в ней значение превосходит определенную величину и т.п. вкачестве условий можно использовать: постоянные значения ячеек, формулысодержащие ссылки на другие ячейки и даты.
Дляприменения условного форматирования нужно:
1. Выделитьнеобходимые ячейки.
2. Ввестикоманду ФОРМАТ — Условное форматирование.
3. Вдиалоговом окне Условное форматирование выполнить одно из следующихдействий:
¨ Выбратьпараметр Значение и ввести нужное значение или формулу, поставив передней знак равенства (=);
¨ Выбратьпараметр Формула и в поле справа ввести нужную формулу.
4. Щелкнутьпо кнопке Формат и выбрать тип шрифта, его цвет, подчеркивание, рамку, атак же цвет заливки и узор.
В техслучаях, когда значения ячеек будут отвечать поставленным условиям, а формулыпринимать значение ИСТИНА, к ячейке будут применяться параметрыоформления, заданные при назначении условного форматирования.
/>/>/>Защитаинформации таблицах Excel
B Excel 2000имеются разнообразные способы защиты информации, которые позволяют:
1. ограничить доступ кдокументу в целом;
2. ограничить возможностьвнесения изменений в документ;
3. ограничить доступ котдельным фрагментам документа – рабочим листам или ячейкам;
4. скрыть отдельныефрагменты электронной таблицы;
5. скрыть файл документа –не отображать его название в окне папки и Проводника;
6. предотвратить заражениедокумента макровирусами.
Защита файловрабочих книг. Защитить рабочую книгу Excel и управлять доступом к ней можно присохранении файла, а также с помощью следующих команд:
¨ СЕРВИС– Защита – Защитить книгу;
¨ СЕРВИС– Защита – Защитить книгу и дать общий доступ;
¨ СЕРВИС-Доступ к книге;
¨ ОКНО– Скрыть.
Присохранении документа можно ввести три варианта ограничения доступа к файламрабочих книг:
1. ввестипароль на открытие файла;
2. ввестипароль для разрешения на изменение данных
3. запретитьизменение данных – разрешить открывать файл только для чтения исохранять его только под другим именем.
Для защитыфайлов рабочих книг при сохранении документа нужно ввести команду ФАЙЛ –Сохранить как, в диалоговом окне Сохранение документа щелкнуть покнопке СЕРВИС и выбрать команду Общие параметры, а затем вдиалоговом окне Параметры сохранения вести пароли установить нужныепереключатели.
Если вдиалоговом окне Защита книги установлен флажок Структуру, тозапрещается:
¨ просмотрскрытых листов;
¨ перемещение,удаление, скрытие или переименование листов;
¨ вставкановых листов или листов с диаграммами; допускается добавление внедренныхдиаграмм с помощью Мастера диаграмм;
¨ перемещениеили копирование листов в другую книгу;
¨ созданиедля сценариев краткого отчета с помощью Диспетчера сценариев;
¨ использованиеинструментов надстройки ” Пакет анализа” для помещения результатов на новыйлист;
¨ записьновых макросов и др.;
Еслиустановлен флажок Окна, то запрещается:
¨ изменениеразмеров и положения окон открытой книги;
¨ перемещение,изменение размеров и закрытие окон и др.
Снять защитукниги и ограничения доступа можно с помощью команды СЕРВИС – Защита –Снять защиту книги. Если был установлен пароль, то чтобы снять защиту,необходимо знать пароль.
Команда СЕРВИС– Защита – Защитить книгу и дать общий доступ используется для защитыэлементов рабочей книги при работе с ней нескольких пользователей.
Команда ОКНО– Скрыть позволяет скрыть от пользователя всю книгу, но оставить доступ к еёсодержанию. Кроме того, в Excel имеется возможность заблокировать отдельные иливсе связи или ссылки в рабочей книге.
Защитарабочих листов. Защиту отдельных рабочих листов можно установить с помощьюкоманды СЕРВИС – Защита – Защитить лист (рис. 17). При этом файл рабочейкниги можно свободно открывать, а в незащищенные листы вносить изменения.
/>
рис.17
При защителиста можно ввести пароль, а также установить переключатели для защиты:
¨ содержимогоячеек;
¨ графическихобъектов – для запрета их перемещения и редактирования;
¨ сценариев.
Если вдиалоговом окне Защитить лист установлен флажок Содержимое, тозапрещаются:
¨ изменениезащищаемых ячеек;
¨ просмотрскрытых перед защитой листа строк и столбцов;
¨ просмотрскрытых перед защитой листа строк и столбцов;
¨ просмотрскрытых перед защитой листа формул;
¨ изменениеэлементов на листах диаграмм.
Еслиустановлен флажок Сценарии, то запрещаются:
¨ просмотрскрытых сценариев;
¨ изменениеи удаление защищенных сценариев. При этом допускаются изменение значенийнезащищенных ячеек и добавление новых сценариев.
Для тогочтобы скрыть рабочий лист или его отдельные части (строки или столбцы),используют команды ФОРМАТ – Лист (Строка, Столбец) – Скрыть. Для ихотображения – команды ФОРМАТ – Лист (Строка, Столбец) – Отобразить.
Защитаячеек. Длязащиты отдельных ячеекиспользуетсякоманда меню ФОРМАТ –Ячейки. (рис.18)
/>
рис. 18
☺ Самостоятельнопоработайте с диалоговым окном Формат ячеек и изучите возможности каждой изимеющихся закладок./>Средстваавтоматического обобщения и анализа данных электронной таблицы
Excelпредоставляет разнообразные способы для автоматического обобщения ианализа данных:
1. Автоматическиевычисления;
2. Средства для работы сбазами данных и со списками, позволяющие создавать, добавлять, удалять инаходить записи в базах данных, осуществлять сортировку и фильтрацию (выборку)записей, работать с базами данных в режиме формы и с помощью специальныхфункций;
3. Средства автоматическогоподведения общих и промежуточных итогов;
4. Возможность создания ииспользования структуры таблицы;
5. Средства для обобщенияданных;
6. Возможность создания имодификации сводных таблиц, отчетов и диаграмм;
7. Средства условногоанализа (анализа “что, если”), к которым относятся:
¨ Подборпараметра;
¨ НадстройкаПоиск решения;
¨ Сценарии;
¨ Таблицыподстановки.
8. Различные надстройки,мастера, шаблоны, например Мастер суммирования, подстановок, шаблонов, Мастеробновления связей, надстройка Пакет анализа и др.
СредстваExcel для работы с данными списка. Электронная таблица, все строки которой содержатоднородную информацию, рассматривается каксписок или база данных. Приэтом:
¨ каждаястрока списка рассматривается как запись базы данных;
¨ столбцысписков считаются полями базы данных;
¨ заголовкистолбцов считаются именами полей базы данных;
¨ всестроки таблицы должны содержать однородную информацию – во всех строках водинаковых столбцах должны находиться однотипные данные;
¨ заголовкистолбцов должны находиться в первом столбце списка;
¨ втаблице не должно быть пустых строк и столбцов, в том числе и между заголовкамии первой строкой данных. Первая пустая строка считается признаком конца списка.
Сортировкаданных. Сортировкаосуществляется непосредствен в электронной таблице. Строки, столбцы и ячейки впроцессе сортировки переупорядочиваются в соответствии с заданнымпользователем порядком сортировки. Списки можно сортировать в возрастающемпорядке (от 1 до 9, от А до Я) или в убывающем порядке (от 9 до 1, от Я до А).Сортировать можно как текстовые, так и числовые данные. Если в сортируемомстолбце содержатся и текстовые и числовые данные, то после сортировки числовыезначения будут расположены перед текстом. Сортировка данных в электронныхтаблицах производятся с помощью команд меню ДАННЫЕ – Сортировка или спомощью кнопок [АЯ↑], [ЯА↓] на Стандартной панелиинструментов.
В диалоговомокне Сортировка диапазона указывают требуемые параметры – тип и порядоксортировки (рис.19)
/>
рис. 19
☺Перейдем к работе сосписками. Полями нашей базы данных будут:
¨ Категория– вид продаваемой продукции;
¨ Товар– название товара;
¨ Модель– Модель товара;
¨ Цена(нал) – стоимость товара при наличном расчете;
¨ Цена(б\н)стоимость товара при безналичном расчете.
Прежде чемприступить к изучению возможности работы со списками, перейдем на новый лист иназовем его Список товаров и создадим заголовок таблицы.
Автозавершение.
1. На листе Список товароввыделите диапазон С9:G9.
2. Последовательно в каждуюячейку этого диапазона вводите данные:
Компьютер,Персональный, Gamer’s Dream, 1200, =F9+F9*$H$5.
3. Выделите диапазонС10:F10.
4. Введите K. Excelпредложит закончить слово «Компьютер». Позвольте это программе, нажав клавишуEnter.
5. Введите П. Excelпредложит закончить ввод словом «Персональный». Нажмите клавишу Enter.
6. В оставшиеся ячейкивведите Master Class, 1450.
7. Выделите диапазонС11:F11.
8. Последовательно в каждуюячейку этого диапазона вводите данные: Периферия, Принтер, Epson LQ, 123
9. Выделите диапазонС12:F12.
10.Введите П. Excelпредложит закончить ввод словом «Периферия». Нажмите клавишу Enter.
11.Аналогично введите«Принтер».
12.Закончите ввод записи,заполнив оставшиеся ячейки значениями Lexmark 5700, 279.
Попробуем,что же такое выбор из списка.
13.Выделим диапазон С13:F13.
14.Нажмите сочетание клавиш Alt+ Стрелка вниз. В раскрывшемся списке выделите пункт Периферия и нажмитеклавишу Enter. Нажмите еще раз клавишу Enter, чтобы перейти книжней ячейке.
15.Щелкните правой кнопкоймыши на ячейке D13. В появившемся окне меню выберите командуВыбрать изсписка и в появившемся списке выберите пункт Принтер. Нажмитеклавишу Enter, чтобы перейти к следующей ячейке.
16.Нажмите комбинацию клавишAlt + Стрелка вниз. В раскрывшемся списке щелкните на пункте EpsonLQ100.
17.Щелкните в строке формули замените LQ100 на LX300. Нажмите Enter и перейдите к следующей ячейке.
18.Введите 137.
Чтобыпотренироваться в работе со списками, продолжайте ввод данных.
19. Введите еще 10 записей,используя возможности Автозавершения и выбора из списка:
Компьютер,Сервер, WorkMem, 2556;
Компьютер,Сервер, BigBlue, 6521;
Периферия, Факс-Модем,USR 33600 int, 58;
Периферия,Факс-Модем, USR 33600 ext, 68;
Периферия,Клавиатура, Genius, 9;
Периферия,Клавиатура, ВТС 5739, 25;
Периферия,Сканер, Acer 610 PT, 195;
Комплектующие,Винчестер, 3.2Гб IDE Seagate, 128;
Комплектующие,Винчестер, 6.4Гб IDE Quantum FB_EX, 161;
Комплектующие,Винчестер, 9.1Гб UW SCSI_IBM, 499.
Cкопируйтеформулу из ячейки G9, заполнив поле Цена (б\н) для всех записей. Теперь рабочийлист готов (см. рис. 20).
/>
рис.20
Фильтрация(выборка) данных в таблице позволяет отображать только те строки, содержание ячееккоторых отвечает заданному условию или нескольким условиям. С помощью фильтровпользователь может в удобной для себя форме выводить или удалять (скрывать)записи списка. В отличии от сортировки данные при фильтрации непереупорядочиваются, а лишь скрываются те записи, которые не отвечают заданнымкритериям выборки. Фильтрация осуществляется двумя способами: с помощью автофильтраирасширенного фильтра.
Фильтрацияданных с помощью автофильтра:
1. установить курсор внутритаблицы;
2. ввести команду меню ДАННЫЕ– Фильтр – Автофильтр;
3. щелчком мыши по кнопке сострелкой [▼] раскрыть список столбца, по которому будетпроизводится выборка;
4. указать требуемыезначения или выбрать строку ”условие” и задать критерии выборки в диалоговомокне Пользовательский автофильтр.
/>
рис. 21использование автофильтра для отбора записей по признаку «М» -(мужчина)
/>
рис. 22 рабочийлист после фильтрации списка по признаку «мужчина»
Фильтрацияданных с использованием расширенного фильтра. Расширенный фильтрпозволяет формировать множественные критерии выборки и осуществлять болеесложную фильтрацию данных таблицы с заданием набора условий отбора понескольким столбцам. Для фильтрации записей списка расширенный фильтробеспечивает использование двух типов критериев:
¨ критериевсравнения;
¨ вычисляемыхкритериев.
Фильтрацияданного типа выполняется с помощью команды меню ДАННЫЕ – Фильтр – Расширенныйфильтр. Особенностью этого режима является, то что до выполнения самойкоманды фильтрации необходимо сформировать специальную область для заданияусловий фильтрации данных – диапазон условий отбора. Послеформирования диапазона условий с критериями выборки записей устанавливаюткурсор внутри таблицы, вводят команду ДАННЫЕ – Фильтр – Расширенный фильтри в диалоговом окне Расширенный фильтр указывают диапазон ячеек таблицы и адресили имя сформированного заранее диапазон условий.
Для восстановлениявсех строк исходной таблицы и отмены режима фильтрации следует ввести командуменю ДАННЫЕ – Фильтр – Отобразить всё.
Структураэлектронной таблицы. Excel позволяет организовать данные электронной таблицы ввиде структуры. С помощью структуры можно скрывать (убирать с экрана)менее существенные детали и отображать только тот объем информации, которыйнеобходим в текущий момент.
В Excel можносоздавать до 8 уровней структуры. Для каждого рабочего листа можно создать толькоодну структуру.
Структуратаблицы создается автоматически после выполнения таких команд меню ДАННЫЕ,как Итоги, Консолидация, Сводная таблица.
Структурироватьтаблицу можно и самостоятельно с помощью команд меню ДАННЫЕ – Группа и структура.
Автоматическоеструктурирование таблицы выполняется с помощью команды меню ДАННЫЕ – Группаи структура – Создание структуры. Перед вводом этой команды необходимо выделитьдиапазон ячеек – область, для которой требуется создать структуру. Послевыполнения этой команды будут отображены в развернутом виде все существующиеструктуры.
Консолидацияданных. При консолидации данных над их значениями, расположенными вразличных областях, могут быть выполнены те же операции, что и приавтоматическом подведении итогов, например вычисление суммы, произведения,нахождения количества значений – максимального, минимального, среднего значенияи т.д. Консолидированная информация может быть выведена на том же рабочемлисте, на другом рабочем листе или даже в другой рабочей книге.
В Excelимеется несколько способов консолидации данных
¨ консолидацияданных по расположению – используется для однотипных данных, упорядоченныходинаковым образом;
¨ консолидацияданных по категориям – используется для однотипных данных, организованных вразличных областях — источниках по–разному;
¨ консолидацияданных путем создания сводной таблицы. Этот способ сходен с консолидацией покатегориям, но обеспечивает большую гибкость и информативность.
¨ консолидацияданных с помощью формул с использованием ссылок. Этот способ не накладывает никаких ограничений на расположения данных в исходных областях;
¨ консолидацияданных с использованием Мастера шаблонов с функцией автоматического сбораданных.
Анализи обобщение данных с помощью сводных таблиц и сводных диаграмм.
Сводныетаблицы Excel – вспомогательные таблицы, с помощью которых можно анализироватьбольшие объемы данных, находящихся в различных источниках, и представлять их внаиболее удобном виде. Excel 2000 содержит встроенную возможность – построениясводной диаграммы, отображающей данные сводной таблицы и позволяющей изменятьформу представления данных так же легко, как и в сводных таблицах.
Так же,сводные таблицы и сводные диаграммы можно создавать:
¨ наоснове таблиц, полученных в результате консолидации данных;
¨ наоснове других сводных таблиц;
¨ наоснове внешних источников данных.
Необходимымусловием для создания сводной таблицы или сводной диаграммы является наличиеодной или нескольких таблиц, содержащих заголовки столбцов. Заголовки столбцовслужат для создания в нихполей данных. Создание и модификация сводныхтаблиц и сводных диаграмм выполняются с помощью Мастера сводных таблиц идиаграмм, окно которого появляется на экране после ввода команды меню ДАННЫЕ– Сводная таблица или щелчка по кнопке Мастер сводных таблицна панели инструментовСводные таблицы.
Средстваусловного анализа (“что, если”) используются для исследования различныхвариантов решения задач, поиска и выбора оптимального решения.
К средствамусловного анализа относятся:
¨ подборпараметра;
¨ поискрешения;
¨ сценарии;
¨ таблицыподстановки.
Программа Подборпараметра позволяет получить требуемое значение в определенной ячейке,которую называют целевой, путем изменения параметра другой ячейки, которую называютвлияющей. При этом целевая ячейка должна прямо или косвенно ссылаться на ячейкус изменяемым значением.
Привыполнении этой операции следует иметь в виду, что:
¨ подборпараметра может выполняться только для ячейки, содержащей формулу;
¨ ячейка,которая будет изменяться при подборе, должна, наоборот, содержатьзначение,а не формулу.
Программа Поискрешения не только вычисляет конечный результат на основе изменениязначений нескольких ячеек, но и позволяет при этом создавать дополнительныеусловия – вводить ограничения на изменения параметров влияющих ячеек. Программадопускает установку до 200 изменяемых ячеек. При выполнении поиска решения также, как при подборе параметра, целевая ячейка должна содержать формулу ибыть прямо или косвенносвязанной с влияющими ячейками. Ячейки, которыебудут изменяться при поиске решения, должны содержать значения, а неформулы.
Таблицыподстановки позволяют вычислять и анализировать данные в тех случаях, когданеобходимо найти результат для нескольких значений в одной или двух исходных(влияющих) ячейках. При этом в формулы подставляются различные значенияпеременных, а результаты вычислений выводятся в виде массива.
Excelпозволяет создавать таблицы подстановки различных типов:
¨ таблицыподстановки с одной переменной (с одной или несколькими формулами);
¨ таблицыподстановки с двумя переменными.
При созданиитаблиц подстановки так же, как при выполнении Поиска решения и при Подборепараметра, ячейка с вычисляемыми значениями должна содержать формулу ибыть прямо или косвенносвязанной с ячейками с подставляемымизначениями.
☺ Упражнение насортировку и фильтрацию.
20.На листе Список товароввыделите какую – нибудь ячейку списка, например С8.
21.Выполните команду Данные-Фильтр – Автофильтр. У ячеек с названиями полей появились кнопки,раскрывающие списки значений.
22.Выберите все записи, вкоторых поле Категория принимает значение «Периферия». Для этого нажмитекнопку поля Категория и в появившемся списке выберите пункт Периферия.
23.В оставшейся частивыберите всю информацию о принтерах. Для этого нажмите кнопку поля Товари в появившемся списке выберите пункт Принтер.
24.Выполните более сложнуюфильтрацию. Выберите в списке такие принтеры, цена которых не превышает 200у.е. Для этого нажмите кнопку поля Цена (нал) и выберите пункт Условие.
25.В появившемся окнедиалога Пользовательский автофильтр в списке первого поля выберите пунктменьше или равно, а во втором поле со списком введите 200.
26.Нажмите кнопку ОК.
27.Самостоятельно выберитеиз списка такие компьютеры, цена которых меньше 200 у.е.
28.Включите фильтрацию,выполнив команду Данные – Фильтр – Автофильтр.
29.На листе список товароввыделите какую-нибудь ячейку списка, например С8.
30.Выполните команду Данные– Сортировка. Появится окно диалога Сортировка диапазона.
31.Отсортируем список пополю Категория. Для этого нужно выбрать пункт Категория в списке Сортироватьпо окна диалога Сортировка диапазона.
33. Нажмитекнопку ОК. Теперь список отсортирован по выбранному полю в алфавитном порядке.
34.Отсортируем список по двум полям одновременно так, чтобы записи полей Категорияи Товар шли в алфавитном порядке, а цены на соответствующие товары шли по убыванию.Для этого вызовите еще раз окно диалога Сортировка диапазона.
35. В окнедиалога в списке Сортировать по выберите пункт Категория, а в списке Затемпо – пункт Товар.
36. Во второмсписке В последнюю очередь по выберите пункт Цена (нал), а переключательрядом с этим списком установите в положение По убыванию.
37. Нажмитекнопку ОК. Теперь список отсортирован.
/>Задачи длясамостоятельной работы
Попробуйтесамостоятельно решить предложенные ниже задачи путем построения электроннойтаблицы. Исходные данные для заполнения таблицы подберите самостоятельно (неменее 10 строк).
Задача 1
Таблицасодержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика.Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимаютдетей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет.
Задача 2
Каждомупушному зверьку в возрасте от 1-го до 2-х месяцев полагается дополнительныйстакан молока в день, если его вес меньше 3 кг. Количество зверьков, возраст ивес каждого известны. Выяснить сколько литров молока в месяц необходимо длязверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.
Задача 3
Если веспушного зверька в возрасте от 6-ти до 8-ми месяцев превышает 7 кг, тонеобходимо снизить дневное потребление витаминного концентрата на 125 г.Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить на сколькокилограммов в месяц снизится потребление витаминного концентрата.
Задача 4
В домепроживают 10 жильцов. Подсчитать, сколько каждый из них должен платить заэлектроэнергию и определить суммарную плату для всех жильцов. Известно, что 1кВт/ч электроэнергии стоит m рублей, а некоторые жильцы имеют 50% скидку приоплате.
Задача 5
Торговыйсклад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складедольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6месяцев, но не достиг 10 месяцев, то — в 1,5 раза. Получить ведомость уценкитовара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срокхранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.
Задача 6
В сельскохозяйственномкооперативе работают 10 сезонных рабочих. Собирают помидоры. Оплата трудапроизводится по количеству собранных овощей. Дневная норма сбора составляет kкилограммов. Сбор 1 кг помидоров стоит m рублей. Сбор каждого килограмма сверхнормы оплачивается в 2 раза дороже. Сколько денег в день получит каждый рабочийза собранный урожай?
Задача 7
Есликоличество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то этосоответствует оценке «2»; оценке «3» соответствуетколичество баллов от 12 до 15; оценке «4» — от 16 до 20; оценке«5» — свыше 20 баллов. Составить ведомость тестирования, содержащуюсведения: фамилия, количество баллов, оценка.
Задача 8
Компания поснабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: k рублей за 1 Квт/чи m рублей за каждый Квт/ч сверх нормы, которая составляет 50 Квт/ч. Услугамикомпании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Задача 9
10спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. Покаждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков.Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме не менее kочков. Сколько спортсменов получило звание мастера?
Задача 10
10 учениковпроходили тестирование по 5 темам какого-либо предмета. Вычислить суммарный (повсем темам) средний балл, полученный учениками. Сколько учеников имеютсуммарный балл ниже среднего?
Задача 11
Билет напригородном поезде стоит 5 монет, если расстояние до станции не больше 20 км;13 монет, если расстояние больше 20 км, но не превышает 75 км; 20 монет, еслирасстояние больше 75 км. Составить таблицу, содержащую следующие сведения:пункт назначения, расстояние, стоимость билета. Выяснить сколько станцийнаходится в радиусе 50 км от города.
Задача 12
Телефоннаякомпания взимает плату за услуги телефонной связи по следующему тарифу: 370 минв месяц оплачиваются как абонентская плата, которая составляет 200 монет. Закаждую минуту сверх нормы необходимо платить по 2 монеты. Составить ведомостьоплаты услуг телефонной связи для 10 жильцов за один месяц.
Задача 13
Покупателимагазина пользуются 10% скидками, если покупка состоит более, чем из пятинаименований товаров или стоимость покупки превышает k рублей. Составитьведомость, учитывающую скидки: покупатель, количество наименований купленныхтоваров, стоимость покупки, стоимость покупки с учетом скидки. Выяснить сколькопокупателей сделало покупки, стоимость которых превышает k рублей.
Задача 14
Компания поснабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: k1 рублей за 1кВт/ч за первые 500 кВт/ч; k2 рублей за 1 кВт/ч, если потребление свыше 500кВт/ч, но не превышает 1000 кВт/ч; k3 рублей за 1 кВт/ч, если потребление свыше1000 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату длякаждого клиента и суммарную плату. Сколько клиентов потребляет более 1000кВт/ч.
Задача 15
Притемпературе воздуха зимой до -20°С потребление угля тепловой станциейсоставляет k1 тонн в день. При температуре воздуха от -30°С до -20°С дневноепотребление увеличивается на 5 тонн, если температура воздуха ниже -30°С, топотребление увеличивается еще на 7 тонн. Составить таблицу потребления углятепловой станцией за неделю. Сколько дней температура воздуха была ниже -30°С?(Постройте диаграмму).
Заключение
Опытдействующих систем дистанционного обучения свидетельствует о том, чторазработка и внедрение дистанционного образования в учебном заведении должныиметь комплексный характер и охватывать многие стороны его деятельности.
В ходеданного курса вы приобрели навык работы в Microsoft Excel. Научились какдобавлять, копировать и переименовывать листы Excel, строить таблицы, оформлятьи форматировать их. Вы познакомились с разными форматами чисел. В упражненияхзанятий вы строили формулы для расчета среднего значения, суммы и количествачисел. С помощью упражнений вы научились вводить формулы, пользоватьсяфункциями, копировать формулы, находить и исправлять ошибки. Вы узнали омеханизме относительной адресации ячеек и изучили некоторые функции, работающиес текстовыми строками и величинами типа даты и времени. А так же: вводитьданные в таблицы Excel и выполнять необходимые расчеты, но и отображатьрезультаты вычислений в виде диаграмм. На занятиях были рассмотрены: мастердиаграмм, способы задания источника данных, приемы форматирования текста ирядов данных. Вы познакомились с методикой смены типа диаграммы и приемаминастройки объемных диаграмм. Вы научились фильтровать и сортировать строки,скрывать ячейки, дублировать.
Надеюсь, чтополученные знания ни раз пригодятся вам в учебной и профессиональнойдеятельности.
Список литературы
1. В. Рычков. Самоучитель «Изучите Excel2000 самостоятельно». С.-Петербург, 1999.-457с.
2. Дж. Вейсскопф. Excel 2000 базовыйкурс. С.- Петербург, 2000.- 380с.
3. В.Т. Безручко. Практикумпо курсу «Информатика». Работа в Windows 2000 (Word, Excel). Москва «Финансы истатистика», 2003.- 633с.
4. Б. Карпов. MicrosoftExcel 2002: справочник. Питер, 2001-561с.
5. www.microsoft.com/rus/officexp/excel
6. www.compebook.ru