Проведение аудиторской проверки основных средств в ООО "Альфа"

Содержание Введение 2 Глава 1. Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности 1.1 Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности 3 1.2 . Оценка аудитором результатов аудиторской проверки. 3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. 7 Глава 2. Проведение аудиторской проверки основных средств в

ООО «Альфа». 1. Методология аудита. 2. Методика проведения аудита основных средств. 3. Классификатор нарушений при аудите основных средств. 18 Глава 3. Рекомендации по проведению аудита 1. Принципы проведения аудиторского заключения 2. Представление аудиторского заключения. 3. Состав и содержание аудиторского заключения.

25 Заключение 30 Список литературы 31 Приложения 32 Введение Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест принадлежит институту аудиторства, главная цель которого – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) подтверждает окончательное становление системы российского аудита и открывает перспективы его дальнейшего развития. В соответствии с Законом и Министерством финансов России принят ряд постановлений и положений по регулированию аудиторской деятельности, способствующему

её развитию и становлению. Тема, выбранная для написания курсовой работы «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» является основным этапом проведения аудиторской проверки. Цель написания курсовой работы – изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты. Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом: – рассмотреть действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности; – изучить, на основе чего аудитор производит
оценку результатов аудиторской проверки; – рассмотреть письменный отчет аудитора по результатам проведения аудита. Глава 1. Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности 1. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности. Действия аудитора в случае выявления им искажений бухгалтерской отчетности в ходе и по результатам аудиторской проверки определены российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Действия

аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности». Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть: преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности – результат преднамеренных действий (или бездействия)

персонала проверяемого экономического субъекта. Оно совершается в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом. Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности – результат непреднамеренных действий (или бездействия)

персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества. Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта может быть существенным (т.е. влияющим на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько
сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным. В процессе аудита аудиторской организации следует оценить риск появления искажений бухгалтерской отчетности и риск их не обнаружения. Здесь аудиторская организация должна учитывать факторы, способствующие повышению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных искажений.

К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений, относятся: – наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики; – несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли; – зависимость экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков; – изменения в практике договорных отношений или в учетной

политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли; – нетипичные сделки экономического субъекта, особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей; – наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам; – особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, ее недостатки; – особенности структуры капитала и распределения прибыли; – наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского

учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности; К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся: – состояние отрасли экономики и экономики страны в целом – кризис, депрессия, подъем; – отраслевые особенности несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли; – особенности
производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства. При проведении аудиторской проверки, в том числе при планировании аудита, аудиторская организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Исходя из этого, аудиторская организация разрабатывает аудиторские процедуры и оценивает риск искажений бухгалтерской отчетности. В то же время аудиторской организации не следует в процессе аудита специально

вести поиск фактов, указывающих на наличие искажений бухгалтерской отчетности. При выявлении искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях. При этом следует учитывать возможные виды нарушений у экономического субъекта, ведущие к появлению искажений, такие как: – отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского

учета и отчетности; – отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества; – нарушения гражданского, налогового и валютного законодательств; – прочие нарушения, влияющие на искажение бухгалтерской отчетности. В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности аудитор должен корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от: -вида нарушений, ведущих к появлению искажений; – степени существенности

выявленных искажений; – риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска не обнаружения искажений. При выявлении искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна оценить, насколько эффективно действующая у экономического субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению различных нарушений, ведущих к появлению искажений бухгалтерской отчетности. В случае вывода аудиторской организации о более низкой (чем предполагалось ранее) способности системы
внутреннего контроля препятствовать появлению искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности системы внутреннего контроля и уточнить в связи с этим объем и характер применяемых аудиторских процедур. Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке: аудиторская организация

должна включить сведения о выявленных искажениях в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора – при проведении инициативного аудита различной целевой направленности. Аудиторская организация ответственна за: – выражение объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, представленного в письменном виде в аудиторском заключении и (или) отчете руководству проверяемого экономического субъекта; – правильность и полноту данных, отраженных

в заключении и отчете аудитора, о выявленных им существенных искажениях бухгалтерской отчетности; – несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности третьим лицам (за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством). Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, несет ответственность за: – возникновение преднамеренных и непреднамеренных искажений

бухгалтерской отчетности; – непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений; – не устранение или несвоевременное их устранение. 1.2. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки. Внутренняя проверка качества аудита включает детальное изучение сотрудником аудиторской организации, руководящим рядовыми исполнителями, всех рабочих документов, подготовленных ими.
Проверка включает детальное изучение всех проведенных процедур, произведенных расчетов, сделанных выводов и заключений. Цель проверки состоит в установлении того, что все пункты общего плана и программы аудита выполнены, а по итогам проведения аудиторских процедур рядовые исполнители сделали правильные выводы. Руководитель проверки должен убедиться в том, что: – план и программа аудита полностью выполнены, на программе аудита стоят пометки, обозначения, подписи, подтверждающие ее завершение; – размер аудиторской

выборки определен правильно; – сделанные выводы соответствуют полученным результатам аудиторских процедур; – оформление рабочих документов соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутренним стандартам аудиторских организаций и аудиторов; – обнаруженные искажения бухгалтерской отчетности не превышают по отдельности или в совокупности установленного аудиторской организацией уровня существенности; – аудиторский файл (комплект рабочих документов аудита) содержит достаточное количество

аудиторских доказательств, необходимых для обоснования сделанных выводов; – аудиторская проверка в целом проведена в соответствии с требованиями внутренних стандартов аудиторской организации. 1.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита.

По ходу осуществления аудита аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству проверяемого экономического субъекта для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения
по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. При инициативном аудите аудиторские организации также обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменный отчет в случаях, когда: 1) договором на осуществление инициативного аудита по итогам аудита предусматривается подготовка заключения аудита; 2) договором на осуществление инициативного аудита предусматривается не подготовка заключения аудитора,

а подготовка письменной информации аудитора. Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете аудитора может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной.

Письменный отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках, поскольку в нем указаны лишь те, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки. Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет – конфиденциальный документ и может быть передан только: – лицу, подписавшему договор

(контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг; – лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг; – любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации лица, подписавшего договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг. Отдельные вопросы письменного отчета аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена
письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности этих сотрудников. Например, если факт непредставления каких-либо документов аудитору по результатам процедуры проверки им полноты первичных документов по конкретному разделу (участку) зафиксировать в письменном отчете аудитора, то сотрудники проверяемого экономического субъекта не смогут своевременно предпринять действия по их

нахождению. Если дубликаты этих документов будут впоследствии получены, то аудитору придется изменять свои выводы, расчеты, письменный отчет и т.д. Вот почему письмо о необходимости получения дубликатов первичных документов должно быть направлено руководству бухгалтерии уже в ходе проверки. Если до момента окончания работы аудиторов по сбору аудиторских доказательств такие документы не будут представлены, тогда факт отсутствия отдельных документов будет отражен повторно в письменном отчете.

Все входящие и исходящие письменные документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к своей прочей рабочей документации. По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора. Предварительный вариант письменного отчета может быть передан только тем лицам, которым представляется и окончательный вариант. В предварительном варианте письменного отчета аудитора могут содержаться требования

по внесению (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и по подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений существенного характера, является обязательным, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение. Руководство экономического субъекта может: – подготовить письменный ответ на
предварительный вариант письменного отчета аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа; – встретиться с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны лиц, которых сочтет необходимыми, для обсуждения предварительного варианта документа. Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству проверяемого предприятия не позднее, чем аудиторское заключение.

Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией, если аудиторы сочтут это необходимым. Если в предварительном варианте письменного отчета аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменного отчета необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов. В соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом) «Действия аудитора при выявлении искажений

бухгалтерской отчетности» обнаруженные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна подробно отразить в своей рабочей документации. Кроме того, сведения о выявленных искажениях следует включить в письменный отчет аудитора руководству проверяемого экономического субъекта, а если нарушения не будут исправлены, то в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности. Изучив предварительный вариант письменного отчета аудитора, руководство

проверяемого предприятия может принять решение внести исправления в бухгалтерскую отчетность. Следует помнить, что хотя в письменной информации аудитора содержатся итоговые цифры корректировки статей бухгалтерской отчетности, недостаточно внести исправления только в отчетные формы. Исправления считаются внесенными, только если они сделаны в бухгалтерском учете – оформлены бухгалтерские справки по внесению исправлений, сделаны бухгалтерские записи, сформированы новые регистры аналитического
и синтетического учета и составлена бухгалтерская отчетность. Для того чтобы аудиторская организация убедилась в том, что необходимые исправления существенных нарушений в бухгалтерском учете произведены, проверяемый экономический субъект должен представить ей не только новый вариант бухгалтерской отчетности, но и оборотно-сальдовую ведомость или иной регистр бухгалтерского учета, на основании которого организация составляет баланс, а также перечень исправительных бухгалтерских

записей. В соответствии с федеральным аудиторским стандартом «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Если аудиторская проверка происходит после представления отчетности заинтересованным пользователям, то в случае существенного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до

исправлений аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение, отличное от безоговорочно положительного. Письменная информация аудитора (предварительный и окончательный варианты) составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр письменной информации передается под расписку только тем лицам, которым может быть представлена эта информация в соответствии с требованиями российского аудиторского стандарта, второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации

аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении названного документа. По согласованию с получателем письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим способом. В таком случае при архивном хранении в аудиторской организации ко второму экземпляру письменной информации аудитора подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа
передачи письменной информации. Письменная информация аудитора – конфиденциальный документ. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации. Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение

конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта, подлежавшего аудиту. В случае смены аудиторской организации, руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность

информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Глава 2. Проведение аудиторской проверки основных средств в ООО «Альфа». Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» – это комплексное лесозаготовительно-деревообрабатывающее предприятие. Руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором, избираемым на общем собрании акционеров. Подчиняясь генеральному директору, его заместители курируют работу отделов

предприятия: • производственного по лесозаготовкам; • жилищно-коммунального отдела; • производственно-технического и отдела контроля; • торгового отдела; • отдела сбыта; • экономического; • отдела кадров; • бухгалтерии. Таким образом, в структуре предприятия следует выделять 8 самостоятельных отделов. Юридическая служба представлена юрисконсультом, находящимся в непосредственном подчинении генерального директора. В организации выручка от реализации продукции, работ (услуг) определяется по мере оплаты
покупателями расчетных документов. Финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции и других средств предприятия определяются за ту часть отгруженной продукции и других средств, за которую поступила денежная выручка или натуральная выручка (при бартерных сделках и взаиморасчетах). Прибыль используется без предварительного распределения и учета на счете 81. Готовая продукция отражается в балансе по полной фактической производственной себестоимости.

Данные об основных финансовых показателях деятельности предприятия представлены в Таблице 1.1. 2.1. Методология аудита Свою работу аудитор должен начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего он изучает учредительные документы, виды деятельности, учетную политику предприятия и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение тестирования. Аудитор должен получить первоначальные знания об особенностях отрасли, праве

собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность для понимания деятельности предприятия с целью проведения аудита. Полученные знания аудитор должен использовать при планировании аудита, включающего в себя разработку оптимальной аудиторской программы. Программа аудита включает в себя: цель аудита, основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке, характер и методы проверки, распределение и закрепление

между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудиторов, форма и порядок оформления результатов аудита. Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная. В настоящее время по проблеме оценки материальности неточностей в отчетности в профессиональных организациях
и среди аудиторов нет единого мнения, чаще всего считается, что отклонение показателя до 5 % будет незначительными, а больше 10 %-существенным. Существенность оценивают на стадии планирования аудита, с тем, чтобы обеспечить эффективность аудиторской проверки. Уровень существенности рассчитаем согласно российскому стандарту «Существенность и аудиторский риск». По итогам финансового года предприятия, подлежащего проверке, определяются финансовые показатели и их значения. Определение уровня существенности представлено в

Таблице 2.1. Из данной Таблицы следует, что: среднеарифметическое в четвертом столбце Таблицы составляет 1420 тыс. руб.; наименьшее значение отличается от среднего на: (1420 – 57 ) : 1420 х 100 = 95,99 % наибольшее значение отличается от среднего на: (1420 – 3533) : 1420 х 100 = -148,8 %. Поскольку значения 57 тыс. руб. и 3533 тыс. руб. отличаются от среднего значительно, принимаем решение отбросить их при дальнейших расчетах.

Новое среднее арифметическое составит 1170,67тыс. руб. Полученную сумму округлим до 1200 тыс. руб. Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет 2,5%,что находится в пределах 20%.Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который можно использовать аудитору в своей работе. Определение уровня существенности для значительных статей баланса представлено в

Таблице 2.2. 2.2. Методика проведения аудита основных средств. Для глубокого изучения состава и структуры основных средств, которыми располагает организация и отраженных в учете, аудитор должен потребовать от руководства организации подробного списка всех основных средств на дату составления отчета. В список должны быть включены следующие показатели: наименование объекта, дата приобретения, краткая характеристика объекта, балансовая стоимость, норма амортизации, сумма начисленной
амортизации. Проверяя по данному списку правильность отнесения отдельных объектов к основным средствам (от этого зависит достоверность показателей первого и второго разделов баланса), аудитор должен исходить из экономического содержания, срока полезного использования и стоимости средств. При проведении аудита, аудиторы должны учитывать, для чего и где используются объекты, отнесенные в бухгалтерском учете к основным средствам. При проверке состава и структуры основных средств следует

знать, что к ним относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. К основным средствам также относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель и в арендованные объекты основных средств.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования. Важной задачей контроля основных средств в организациях является проверка состояния их хранения, сохранности и эксплуатационного состояния. В ходе проверки необходимо выяснить, за кем закреплены те или иные объекты, как организована их охрана и порядок хранения. Особое внимание при этом следует обращать на соблюдение установленных правил хранения

транспортных средств, тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и орудий, с тем, чтобы своевременно предупредить руководство организации о фактах бесхозяйственности. В полном объеме соблюдение действующего порядка хранения и сохранности основных средств выявляют в ходе осуществления документальных проверок. Особо тщательно следует проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств. А также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы
заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильности отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно аудиторские процедуры. В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или хотя

бы осмотра отдельных объектов основных средств. Проверяя сохранность основных средств, аудитору необходимо убедиться в правильности оценки основных средств в бухгалтерском учете, проводилась ли переоценка и правильно ли она проведена. При небольшом количестве объектов основных средств такую проверку можно провести в сплошном порядке, при значительном перечне выборочно. Это обусловлено тем, что не обоснование или искусственное повышение стоимости основных фондов ведет

к повышению себестоимости продукции (работ, услуг) организации и искажению ее финансовых результатов. Следующей важной задачей контроля основных средств является выявление соблюдения действующего порядка их приобретения и списания, а также отражения их наличия и движения в бухгалтерском учете. При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обосновано ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым

финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки. Следующим этапом будет проверка правильности отражения операций по приобретению основных средств на счетах бухгалтерского учета. Следует уделить особое внимание проверке правильности
отнесения суммы амортизации на издержки производства или списания за счет соответствующих источников средств. Далее необходимо проверить правильность начисления и отнесения на счета бухгалтерского учета арендной платы за имущество. Аудитор должен тщательно проверить правильность составления договоров по аренде и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей, хорошо знать схему возможных проводок для отражения операций по начислению и перечислению этих платежей.

Следующим этапом контроля должна стать проверка правильности учета и отнесения затрат на ремонт основных средств. При проверке необходимо установить: наличие планов и смет ремонта, процентовок, актов приема-передачи выполненных работ, договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений, правильность и своевременность составления указанных документов; правильность формирования издержек по статьям затрат. Целесообразность и законность операций устанавливаются на основе проверки первичных документов: нарядов

на сдельные работы, ведомостей дефектов на ремонт машин, тракторов и транспортных средств, лимитно-заборных карт на расход материальных ценностей. Следует широко использовать встречную сверку документов, прослеживание операций, устный опрос ответственных лиц, выборочную контрольную инвентаризацию объема и качества выполненных ремонтных работ, письменные запросы подрядчиков, прослеживание документов, аналитические процедуры окупаемости затрат на ремонт. Затем необходимо проверить правильность учета и финансирования затрат на ремонт основных

средств. Затраты на ремонт основных средств организации могут быть отражены в бухгалтерском учете по одному из вариантов отнесения: -непосредственно на себестоимость продукции (работ, услуг); -за счет созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств; -на расходы будущих периодов с целью равномерного включения в себестоимость продукции (работ, услуг). Аудиторской проверке подлежат также операции по списанию основных средств.
Основные средства организации выбывают вследствие ветхости износа, стихийных бедствий, недостач, хищений, реконструкции и замены малоэффективных объектов, а также продажи. Безвозмездной передачи. Аудиторская проверка основных средств завершается анализом эффективности их использования. Эффективность использования основных средств характеризует показатель фондоотдачи. Определяются коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств.

На заключительном этапе аудитор должен обобщить результаты проверки, сделать выводы и подготовить для экономического субъекта обоснованные предложения по устранению недостатков и использованию выявленных резервов. 2.3. Классификатор нарушений при аудите основных средств. Основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности.

С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости, учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных средств. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.

Конкретная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости. Нарушения при поступлении основных средств. 1. Неправильное отнесение объектов основных средств к МБП 2. Неправильное исчисление срока полезного использования основных средств, бывших в употреблении. 3. Неправильное отнесение затрат некапитального характера 4.
Неправильный расчет первоначальной стоимости объектов основных средств. 5. Неправильные отражение операций по приобретению основных средств на счетах бухгалтерского учета. 6. Неправильная трактовка понятий « текущий ремонт», «капитальный ремонт», «реконструкция», «достройка», «дооборудование». 7. Отсутствие актов приема-передачи ОС-1.Постановка на учет на основании накладной и счета-фактуры.

8. Неправильное отнесение НДС на возмещение из бюджета при отсутствии счетов- фактур. 9. Отсутствие проектно-сметной документации на строительство объектов. 10. Несвоевременное оприходование объектов основных средств. 11. Неправильный расчет с физическими лицами за проданные ими основные средства. Нарушения при аналитическом учете 1. Отсутствие приказов и договоров о материальной ответственности

с материально-ответственными лицами. 2. Неправильная классификация основных средств. 3. Отсутствие инвентарных номеров. 4. Отсутствие технической документации. Нарушения при начислении амортизации 1. Неправильное отнесение амортизации основных средств по объектам непроизводственного назначения на издержки обращения. 2. Начисление амортизации после срока полезного использования.

3. Необоснованное использование метода ускоренной амортизации. 4. Неправильное применение шифра. Нарушения при восстановлении основных средств 1. Неправильное отражение операций по ремонту основных средств на счетах бухгалтерского учета. 2. Отсутствие смет на ремонт, актов приема- передачи выполненных работ по ремонту. 3. Скрытие под видом ремонтных работ затрат на новое строительство.

Нарушения при выбытии основных средств. 1. Неполнота оприходования материальных ценностей при списании основных средств. 2. Неправильное отражение операций по выбытию основных средств на счетах бухгалтерского учета. 3. Неполное заполнение реквизитов на актах списания. 4. Неправильная оценка материальных ценностей от списания основных средств. 5. Неправильный расчет результата от выбытия основных средств.
6. Отсутствие документов, подтверждающих рыночную стоимость материальных ценностей в результате списания основных средств. 7. Неправильное списание сумм дооценки по объектам основных средств. 8. Неправильное начисление НДС при реализации основных средств. 9. При реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли не применяется или неправильно применяется индекс-дефлятор. Нарушения при аренде основных средств.

1. Неправильное отнесение на себестоимость сумм по арендной плате по основным средствам, арендуемых у физических лиц. 2. Отсутствие счетов – фактур по арендной плате. В целях изучения системы учета и получения информации о состоянии внутреннего контроля основных средств необходимо разработать тесты. (Таблица 2.3) Из данных тестирования, приведенных в Таблице можно сделать вывод, что на предприятии не проводится периодически инвентаризация отдельных

объектов основных средств, а только один раз в год, что определено учетной политикой предприятия. Выбрана единая учетная политика по амортизации стоимости объектов. Амортизационные отчисления производятся линейным способом. Выбран вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств: затраты на ремонт относятся непосредственно на себестоимость услуг Контроль за правильностью начисления амортизации со стороны специалистов

и внутренних аудиторов отсутствует. На предприятии практически отсутствует анализ использования основных средств и анализ правильности возмещения и начисления налогов, что может привести к финансовым санкциям за допущенные ошибки. Важными элементами аудиторской деятельности при планировании аудита являются оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки. Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем
заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора, или же признал, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет. Поэтому информация, полученная в ходе предварительного аналитического обзора, подлежит оценке, основывающейся на различных аспектах контроля: неэффективности системы внутрихозяйственного контроля; неэффективности

системы учета клиента; не выявления ошибок экономического субъекта аудиторами. Аудитор должен изучить все риски на стадии планирования и при оценке использует три степени градации: высокий, средний, низкий. Внутрихозяйственный риск выражает меру ожидания аудитором вероятности содержания в отчетности ошибок, превосходящих допустимую величину, до проверки внутрихозяйственного контроля. Риск контроля выражает меру ожидания аудитором вероятности пропуска ошибок, превосходящих величину,

допустимую системой внутрихозяйственного контроля. Риск не обнаружения выражает меру готовности аудитора признать вероятность не выявления в процессе аудита ошибок, превосходящих допустимую величину. На основании предварительного обследования уровень внутрихозяйственного риска примем 80%, уровень риска контроля 80%,уровень аудиторского риска по статистике равен 4 %, тогда риск не обнаружения будет равен: РН =0,04: (0,8 х0,8) х100 = 6,25% , следовательно

необходимо проверить каждый второй документ. Далее, аудитор составляет рабочие документы нарушений, которые являются основаниями для аудиторского отчет и заключения. (Приложения: Рабочий документ 1-3). Глава 3. Рекомендации по проведению аудита 3.1 Принципы составления аудиторского заключения Российским аудиторским Правилом (стандартом) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» предусмотрены
следующие принципы составления аудиторского заключения:  Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.  В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, либо словами «бухгалтерская отчетность». 

В обозначении объекта аудита должны быть также указаны: отчетный период, отчетная дата и наименование экономического субъекта.  В аудиторском заключении должно быть указано наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами. Если аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, то такая бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех филиалов

и подразделений экономического субъекта независимо от их географического расположения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности, структуры отчетности, внутрихозяйственных взаимоотношений (включая выделенные на отдельный баланс), а также представительств. Отклонения от изложенных положений должны быть отражены в аудиторском заключении. Аудиторское заключение о сводной бухгалтерской отчетности экономических субъектов составляется аудиторской фирмой по специальному соглашению с этим субъектом.

При составлении аудиторского заключения следует принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на Внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность
в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита. Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы того, что иных обстоятельств,

оказывающих или способных оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существует. В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Аудиторское заключение должно быть подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке. В случаях, Предусмотренных нормативными актами, подписи в аудиторском заключении удостоверяются соответствующими печатями. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке.

Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации. В аудиторском заключении исправления не допускаются. 3.1. Представление аудиторского заключения. Аудиторская фирма представляет проверяемому экономическому субъекту не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения и в сроки, согласованные с проверяемой организацией. Каждый экземпляр аудиторского заключения вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью
является единым целым и должен быть сброшюрован. 3.2. Состав и содержание аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме. Аналитическая часть – отчет аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения законодательства при совершении финансово – хозяйственных

операций проверяемой организации. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности. Итоговая часть должна быть адресована учредителям (участникам) проверяемой организации (если иное не предусмотрено договором на проведение аудита). Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно сопровождаться объяснением того, что понимается под достоверностью Если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения

бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности организация должна устранить эти искажения, т.е. бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Аудит осуществлен аудиторами: Ивановой Ириной Ивановной, имеющей стаж работы в качестве аудитора 4 года 4 месяца и квалификационный аттестат на осуществление аудиторской деятельности в области общего

аудита № 0123456, выданный ЦАЛАК МФ РФ от 27.06.02 г. Петровой Полины Павловны, имеющей стаж работы в качестве аудитора 4 года 5 месяцев и квалификационный аттестат на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита № 0126889,выданный ЦАЛАК МФ РФ от 16.01.02 г. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита № 12345 выдана центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией
МФ РФ. Лицензия действительна по 31 декабря 2009 г. Свидетельство о государственной регистрации предприятия ООО «Аудиторская фирма «Мир» № 123 серия 11-ПБ выдано Администрацией Свердловского района г. Перми. Расчетный Счет № 01 в Банке «Урал ФД» г. Пермь. Кор. счет 05,

ИНН 1835020001. Проверяемый экономический субъект: Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» Юридический адрес: Россия, г. Пермь, ул. Ленина 28а. ОТЧЕТ АУДИТОРА Обществу с ограниченной ответственностью «Альфа» 1. Нами проведен аудит бухгалтерской отчетности ООО «Альфа» за 2009 год. 2. При планировании и проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено

состояние внутреннего контроля в ООО «Альфа». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО «Альфа». 3. Состояние внутреннего контроля оценивалось исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения, достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы

внутреннего контроля ООО «Альфа» с целью выявления всех возможных недостатков. 4. В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО «Альфа» масштабам и характеру его деятельности. 5. Нами не обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской

отчетности. 6. При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено соблюдение Обществом применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган
ООО «Альфа». 7. Проверка соответствия ряда совершенных Обществом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Однако, цель проведенного аудита бухгалтерской отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности ООО «Альфа» законодательству.

Следовательно, такое мнение мы высказать не можем. 8. Результаты проведенной проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ООО «Альфа» во всех существенных отношениях в соответствии с указанным в предыдущем параграфе настоящей части законодательством. ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРА о бухгалтерской отчетности Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» 1.

Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности ООО «Альфа» за 2009 год. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом Общества. 2. Ответственность за подготовку данной отчетности несет исполнительный орган ООО «Альфа». Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита.

3. Аудит поводился в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Планирование и проведение аудита было осуществлено таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся

в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности. 4. По нашему мнению, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов ООО «Альфа» по состоянию на 01.01.2010 г. и финансовых результатов его деятельности за 2009 год исходя
из Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г. Аудиторы И.И. Иванова 05.10.2009 П.П. Петрова Заключение Действия аудитора при выявлении им искажений бухгалтерской отчетности определены российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности». При выявлении искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна

оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях. Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке: аудиторская организация должна включить сведения о выявленных искажениях в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора – при проведении инициативного аудита различной

целевой направленности. Внутренняя проверка качества аудита включает детальное изучение сотрудником аудиторской организации, руководящим рядовыми исполнителями, всех рабочих документов, подготовленных ими. Проверка включает детальное изучение всех проведенных процедур, произведенных расчетов, сделанных выводов и заключений. Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита.

Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете аудитора может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной. Письменная информация аудитора – конфиденциальный документ.
Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации. Список литературы 1. ФЗ «Об аудиторской деятельности», № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. 2. «Правила (стандарты) аудиторской деятельности» – М.: «Современная экономика и право», ЮРАЙТ-М, 2008 г.

3. Алборов А.Р. «Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК» – М.: «Дело и сервис», 2009 г. 4. Андреев В.Д Кисилевич И.В Атаманюк И.В. « Практикум по аудиту» – М.: «Финансы и статистика», 2008 г. 5. Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита» –

М.: «Филин», 2008 г. 6. Ю.А.Данилевский «Общий аудит» – М.: «Бухгалтерский учет», 2009. 7. Терехов А.А. «Аудит» – М.: «Финансы и статистика», 2008г. 8. Шермет А.Д В. П. Суйц «Аудит», М.: Инфра-М, 2008г 9. Аудит: Учебник для вузов/В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. – М.:

ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2009.