ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИДЕЛЬ — УРАЛФакультет:ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАКУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Право – как общечеловеческая ценность»Студент Габдрахманов Ринат Мугалимович, 3 курс
№ студенческогобилета________________________
Научный руководитель
г. Казань
2005 г.
Содержание
стр
Содержание……………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………..3
Право — как общечеловеческая ценность………………………………..4
Человек и общество. Право на жизнь……………………………………8
Право и его роль в обществе. Основные правовыесистемы…………12
Принципы права…………………………………………………………13
Основные правовые системы современности…………………………15
Семейное право………………………………………………………….17
Норма права – первичная клеточка права……………………………..17
Форма (источники) права……………………………………………….18
Правовые отношения……………………………………………………21
Конституция России 1993 года…………………………………………22
О бесспорном и спорном………………………………………………..26
Литература……………………………………………………………….27ВВЕДЕНИЕ
Известно крылатое выражение: «Fiatjustitia, pereatmundus» – «Пусть свершитсяправосудие (справедливость) даже если погибнет мир!» Оно может показатьсястранным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества.Тому же кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка ипонятна. Ее смысл не в том, что может погибнуть мир и что эта гибель допустима,а в том, что справедливость – превыше всего! Справедливость в обыденной жизни ив сфере государственных отношений.
Правда, справедливость особенно важны в такой сфере, какполитика. Ее образно называют искусством возможного. Эта областьжизнедеятельности сложна и тонка. А право? Оно – нравственный минимум, егонормы, имеющие и нравственное содержание, не выполнять никак нельзя. Нарушениеих приводит общество в дикое, варварское состояние.
Право и политика – ближайшие родственники. Их тесная связьвоплощается в законе. В нем реализуется, с одной стороны, право,справедливость, а с другой политические интересы, сила политической власти. Политикаи право как средства регулирования отношений в обществе настолько близки, чтонередко их путают, например заменяют право политикой. А это делать никакнельзя, ибо власть, не опирающаяся на справедливые законы, превращается втиранию.
В данной курсовой работе речь пойдет о ценности права дляобщества. ПРАВО – КАКОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Правои мораль в жизни общества.
1. Драматическийслучай. Это произошло в г. Орджоникидзе и Минводах зимой 1988г. Четверо вооруженных молодых людейзаманили в автобус тридцать одного школьника-четвероклассника вместе с ихучительницей Натальей Ефимовой и под угрозой расправы над детьми потребовалисамолет для вылета за границу, два миллиона в иностранной валюте, наркотики иоружие.
Операцию по спасению детей и задержанию преступников в г.Орджоникидзе, а затем в аэропорту г. Минеральные Воды проводили сотрудникигосбезопасности и милиции. И вот они передают террористам, захватившим детей,оружие и бронежилеты, два миллиона валютой, наркотики, наконец, самолет ИЛ-76вместе с экипажем. Террористы освобождают детей с учительницей и напредоставленном им самолете улетают…
2. Так принято считать. По ряду вопросов у нас нередко существуютупрощенные, поверхностные представления.
Например,мораль – это когда делают внушения, читают нотации, нравоучения. А право? Это внашем понимании нечто строгое, даже жесткое – закон и инструкции, суд и срокинаказания, работа милиции по борьбе с преступниками и тому подобное.
Но что жеполучилось в г. Орджоникидзе? Полковник милиции и его сотрудники, вместо тогочтобы решительно и смело обезвредить террористов, сами снабжают их оружием,передают им современный самолет, и те беспрепятственно покидают нашу страну.Как это все понять? Где тут право, закон?
3. Право – как общечеловеческая ценность. Слово «ценность» известновсем. Это определенные блага: автомашина – ценность, магнитофон – ценность,фирменная куртка – ценность и т.д. Увы, в наших представлениях на этом кругценностей нередко замыкается.
А так ли это? Есть ивеликие духовные ценности, создаваемые человеческой мыслью ичувствами: литература, музыка, живопись, замечательные научные открытия. К нимможно отнести мораль и право.
Мораль, илинравственность, — это сложившиеся в обществе духовные началах (они выражены визвестных общих правилах) справедливости,добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступкахруководствуются прежде всего моральныминормами, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном вжизни. Мораль в нашем обществе выражает общечеловеческие стремления к созданиюразумного государственного строя, к социальной справедливости. В.И. Ленин в1920 г. на IIIсъездеРКСМ говорил: «Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществуподняться выше, избавиться от эксплуатации труда». Сейчас в наше бурное время,мы подчеркиваем, что наша мораль несет в себе гуманные, общечеловеческиенравственные принципы: неприкосновенность человеческой жизни, стремление кмиру, заботу общества о детях и т.д.Самой большой ценностью в обществе является право,то есть система общеобязательныхнорм, выраженных в законах идругих юридических документах, обязательных для всех и для каждого. Нормы правав основном построены на морали и выражают народную мудрость, требованиянаиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяютспособы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т.д.
Имеет ли все это какое то отношение к случаю в г.Орджоникидзе?
Да, имеет. Какое же?
4. Могут липраво и закон бездействовать? В жизни, к сожалению, еще бывает так, чтонормы права бездействуют, то есть фактически не работают: преступник уклоняетсяот ответственности, не все и не во всем соблюдают требования закона. Но впринципе право, закон не могут, не должны молчать, бездействовать: все люди обязаныстрого соблюдать юридические нормы, а преступники должны обезвреживаться инести уголовную ответственность.
А в данном случае, когда работники правоохранительныхорганов сами передали преступникам оружие, валюту, позволив им улететь зарубеж? Здесь как раз такая ситуация, когда проявляются высшие духовныеценности, выраженные и в морали, и в праве, — все то, что должно обеспечитьнеприкосновенность жизни людей, тем более детей.
Обратим внимание на такой момент. Во время долгихпереговоров с бандитами работники милиции предлагали в заложники себя, конечно,без оружия, вместо детей (насильники, понимая, что при такой замене заложниковситуация резко изменится, не пошли на это).
Поэтому пришлось пойти на временные уступки террористамво имя высших ценностей общества. Но, обратим внимание, пойти временно. Ведьтребования неукоснительного соблюдения закона, права постепенно становятсяобщими во всем мире. И террористы, приземлившиеся на самолете в Израиле, былисразу же задержаны и на следующий день доставлены в нашу страну.
Восторжествовали общечеловеческая мораль и закон даже вэтой необычной ситуации! Преступники в конечном счете были привлечены куголовной ответственности.
5. Высокаяорганизованность тоже ценность. Итак, право и мораль – большие ценности нашегообщества, в них выражаются требования справедливости, человеческой мудрости,идеалы правового государства.
Но есть в обществе и еще одно большое достоинство,которое обеспечивается правом и моралью, в особенности законом. Это высокаяорганизованность жизни людей.
Общество, для того чтобы нормально существовать,развиваться, должно быть организованным сообществом людей, единым организмом. Аэто значит, что существующие в нем отношения между людьми нуждаются вупорядочении – иными словами, чтобы поведение отдельных людей, их групп иколлективов каким то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так илииначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведениялюдей и целых коллективов называется регулированиемобщества или социальным регулированием. Оно осуществляется главным образомпри помощи общих правил, имеющих значение образцов поведения,распространяющихся на неопределенный круг случаев, то есть при помощи социальных норм, и называется нормативным социальным регулированием.Его значение в том, что оно позволяет установить в жизни людей единый, общийдля всех, непрерывно действующий порядок.
Социальные нормы различны по своему содержанию ихарактеру, то есть по тому, как они регулируют поведение людей.
Главное местосреди социальных норм занимают право и мораль.
Вместе с тем надо иметь в виду, что существуют и другиенормы, например обычаи – сложившиеся,устоявшиеся правила, вошедшие в привычку: здороваться со старшими, пожиматьруку друзьям, уступать место женщине и т.д.
В нашем обществе на основе морали строится право, тоесть юридические нормы, законы.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. ПРАВО НА ЖИЗНЬ
В современную эпоху правовое положение человека вобществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оноосновано на трех естественных началах, трех «китах» права: праве на жизнь, свободе, равенстве. Эти принципы закреплены воВсеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в1948 году. Впервые в истории человечества была принята декларация, котораяраспространялась на всех людей нашей планеты, независимо от того, в какой частисвета, в какой стране они живут.
Но прежде, чем перейти к рассмотрению конкретных проблем, зададимся вопросами: кому человекможет предъявить свое право на жизнь, от кого и от чего должна быть емуобеспечена свобода? Прежде всего и право на жизнь, и свобода адресуютсяобществу, то есть окружающим нас людям: каждый должен уважать жизнь и свободукаждого. Общественные нравы и традиции могут существенно ограничивать этижизненные блага личности. Например, в патриархальной семье отец, глава семьи,обладал властью, абсолютно лишавшей всякой свободы любого члена семьи.
Однако требование обеспечить право на жизнь и свободуобращено не только к обществу, но и к государству.
Государство – это организация общественной, публичнойвласти. Оно держит в своих руках главные рычаги управления общественнымиделами. И первое, что оно сделало – это присвоило себе право распоряжатьсяжизнью подданных: посылать их на войну, наказывать смертью. Точно так же оноприсвоило себе право ограничивать свободу человека, вообще лишать его свободы.
Прошли века, прежде чем в современном правовомгосударстве был достигнут более или менее разумный баланс между свободой иправами человека и государственным интересом.
Нам сегодня трудно себе представить, что когда-топонятие «человек» не в биологическом, а в правовом и политическом смыслераспространялось на сравнительно узкий круг людей и ни в коей мере неохватывало весь род человеческий. Каждый народ, каждая социальная группа имелисвое представление о том, кто является человеком в правовом и политическом смысле. В ДревнихАфинах, например, «человеком» считался только свободный житель города, тот ктоумел говорить по-гречески. Ни рабы, ни варвары, не считались людьми, и снимипозволительно было обращаться как с животными. Древние римляне считали раба«говорящей машиной» («инструментум вокале»). В новое время чернокожие рабы СШАбыли лишены правового статуса «человека», так же как в Новейшее время в нашей странепосле революции 1917 года этого статуса были фактически лишены собственники–«паразиты», «нетрудовые элементы».
На протяжении веков право на жизнь, свобода и равенствобыли привилегией лишь части населения. Постепенно происходило расширение кругалюдей, социальных групп и целых народов, которые приобщались к этим началамправа (об этом подробно рассказывает история).
Но только в середине ХХ века угроза стремительногораспространения фашизма показала необходимость провозглашения во всемирномасштабе права на жизнь, свободы и равенства как неотъемлемых качеств, присущихкаждому человеку. А после создания ООН в 1945 году это стало возможным.
Право на жизнь. Человечество проделало долгий путь кпризнанию всеобщности и бесспорности этого права человека. Первым шагом на этомпути стал запрет людоедства. В глубочайшей древности победители в междоусобныхвойнах убивали всех взятых в плен врагов и в случае нехватки животной пищиупотребляли их в качестве таковой. Затем убийство и съедение врага сталоритуалом победы (к этому же ритуалу относилось и снятие скальпа). Наконец, людидостигли такого материального состояния, когда выгоднее стало обращать пленныхв рабство, чем убивать.
Далее последовал отказ от человеческихжертвоприношений. В давние времена этот жестокий обычай был распространен умногих народов. Приносили жертвы богам, приносили их победителям в качестветрофея, приносили умершим владыкам: в Египте вместе с фараонами хоронили нетолько их лошадей, но и слуг, и жен, которые должны были сопровождать хозяинана том свете. О таких суровых обычаях рассказывают предания и легенды. Одна изних о наследнике царского престола в Аттике (Древние Афины) Тесее. Царь островаКрит Минос, объявив войну Аттике, причинял стране огромный ущерб. Оракулобъявил афинянам, что их бедствиям наступит конец, если согласятся посылать наКрит каждые девять лет по семь юношей и девушек. Их приносили в жертвуМинотавру, человеку-быку, жившему в лабиринте. Когда пришел третий срокотправлять жертвы на Крит, Тесей сам вызвался ехать с твердым намерением убитьМинотавра. Ариадна, дочь критского царя, дала Тесею нить, которую онразматывал, бродя в лабиринте. Убив Минотавра, Тесей благодаря нити вышел излабиринта. Он избавил афинян от этих варварских жертвоприношений.
Постепенно жертвоприношение людей стало заменятьсяжертвоприношением животных. Этот мотив звучит в притче Ветхого завета ожертвоприношении Авраама: когда тот уже готов был заколоть своего сына в угодуБогу, последний остановил его руку и указал на барана, застрявшего в кустах.
Самым древним обычаем, будто бы направленным на защитужизни человека, является кровная месть по принципу талиона: око за око, зуб зазуб. Этот обычай был широко распространен среди многих народов и до конца неизжит до сих пор. Родственники убитого должны были во что бы то ни стало убитьубийцу, а также всех мужчин из его рода. Но, в свою очередь, родственникиубитого убийцы должны были убить очередного убийцу и всех мужчин из его рода.Эта кровавая цепь протягивалась иногда через несколько поколений.
Протест против такого варварского обычая мы слышим вНагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. Ая говорю вам: не противься злому…любите врагов ваших, благословляйтепроклинающих вас…(Мф. 5: 38,39,44). Но призыв не был услышан: вспомним хотя бырассказанную Шекспиром «самую печальную на свете» повесть о Ромео и Джульетте.
На Руси кровнаяместь за убийство была официально признана в законе, который назывался «ПравдаЯрослава» (начало ХIв.). По этому закону и боярин, и смерд в равной мере могли воспользоватьсяправом кровной мести. Но уже «Правда Ярославичей» (середина ХI в.) запрещает кровную месть заубийство и заменяет ее штрафом. При этом, правда, учитываются сословныеразличия: штраф за убийство боярина был в 16 раз выше, чем штраф за убийствосмерда.
Эти штрафы были установлены за неумышленное убийство,по той терминологии –«убийство в пиру и в ссоре». Умышленное убийство-«вразбое» –каралось «потоком и разграблением» то есть конфискацией имущества ипродажей в рабство убийцы и его семьи. Интересно, что «Русская правда» – сводзаконов, сложившийся в ХI-ХIII веках, — непредусматривала смертной казни.
Между тем напротяжении многих веков считалось, что именно смертная казнь за убийствоявляется наиболее эффективным способом защиты жизни человека. Во всехгосударствах мира закон предусматривал смертную казнь за особо тяжкие убийства.Законодатель буквально изощрялся в изобретении наиболее мучительных илиэффективных видов умерщвления преступников, и не только убийц. Еще и сегодняприменяются шесть различных видов смертной казни, в том числе забрасываниекамнями. Этот последний вид казни предусмотрен в семи странах: Иране,Пакистане, Саудовской Аравии, Мавритании, Объединенных Арабских Эмиратах,Йеменской Арабской Республике, Судане.
ПРАВОИ ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Основныеправовые системы.
Право-важнейшая социальная ценность, стоящая в одномряду с такими ценностями как правда, справедливость, правосудие.
Право, правда, равенство и справедливость – словаодного корня. В историческом плане термин «право» берет свое начало отгреческого понятия дике, что означало в греческой мифологии доброе начало,добро, справедливость. Поэтому понятие «право» можно определить как выраженнуюв законе справедливость.
Право в юридическом значении появляется с появлениемзаконов, то есть юридических актов, зафиксированных либо на камне, либо намедных пластинах, либо на папирусе.
Закон и право близкие, но неоднозначные понятия.Закон-это форма выражения права, причем не единственная. Наряду с законом правоможет быть выражено в судебных решениях и правовых обычаях.
Если рассматривать право с практической точки зрения,то оно возникло из потребности людей в урегулировании новых отношений и, преждевсего, отношений обмена продуктов и товаров. Обычаи родового строя были малопригодны для урегулирования новых отношений, возникших с появлением торговли иремесла. Появилась потребность зафиксировать нормы в письменных источниках(законах) и выставить их для всеобщего обозрения, как это было сделано, например,в древнем Риме, где законы были выбиты на двенадцати медных досках и выставленына главной площади Рима.
Идея права и справедливости должна воплощаться взаконах и других источниках права. Только в этих случаях законы и другие актымогут называться правовыми.
На несовпадение значения понятий закон и право обратиливнимание уже древние авторы. Так, Сократ, который был противником письменнойформы права, гениально заметил «Не заполнять портики писанными законами, аносить их в сердце».
История убедительно подтвердила правоту великогоСократа. Закон и суд использовались не только для торжества правды исправедливости. Нередко их использовали для корыстных интересов властьпридержащие, сильные мира сего, либо просто мошенники. Кулачное право или правосильного – это не просто литературный образ. Это реальность любого неправовогогосударства. Размышлениями о праве наполнено содержание многих произведенийлитературы разных уровней и стилей.
ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Принципы права – это закрепленные в законе основополагающиеначала, на которых базируется правовая система.
Правовые принципы, являясь составной частью правовойкультуры, передаются из поколение в поколение, влияя на законодательство,практику применения законов. Принципы кладутся в основу обучения юристов,должностных лиц, законопослушных граждан.
К наиболее значимым принципам относятся
Принцип равенства перед законом и судом. Этот принципявляется основополагающим для любого социального правового государства. Онпредполагает не только формального провозглашения в законе нормы о равенствевсех граждан независимо от расовой либо национальной принадлежности,социального положения, отношения крелигии. Это лишь первичная предпосылка равенства. На практике формальногоравенства в условиях капитализма К. Маркс и В. Ленин обосновывали необходимостьреволюции и слома буржуазной государственной машины.
Принцип законности предполагает верховенство закона вжизни общества и прежде всего Конституции. Наличие законов, в которых нуждаетсяобщество является предпосылкой правового государства. При этом следует иметь ввиду, что сами по себе законы не служат гарантией торжества права. Известно, например,что наиболее массовые репрессии в СССР пришлись на годы после принятияКонституции СССР 1936 года – Конституции победившего социализма. Принципзаконности требует, чтобы закон, а не подзаконный правовой акт регулировалнаиболее значимые для людей отношения. В соответствии со СТ.18 Конституции РФ,номы Конституции РФ являются нормами прямого действия. Это означает, что право,закрепленное в Конституции РФ может быть реализовано независимо от того, изданли по этому вопросу специальный закон или иной акт.
Принцип независимости суда и подчинение только закону.Этот принцип является фундаментальной предпосылкой правового государства. Этанезависимость распространяется как на сферу деятельности судьи, так и на еголичность. Ни со стороны государственной власти, ни со стороны судебногоначальства, ни со стороны общества не должно быть никакого вмешательства впринятие конкретного судебного решения.
Принцип гуманизма является одним из необходимыхпринципов права, претендующего на определение цивилизованного. Гуманизм ицивилизованность неразрывно связанные понятия. В основе их лежит отношение кчеловеку как высшей ценности общества. Назовем некоторые проблемы выходящие напринцип гуманизма. Так в различных странах решается вопрос о том, с какогомомента считать прерывание беременности убийством и устанавливатьответственность за лишение жизни. Наказывать или лечить наркоманов, тожепроблема, решаемая неоднозначно. Проблема изъятия и пересадки органов. Этогонебольшого списка достаточно, чтобы показать значение принципа гуманизма вправе.
Наряду с общеправовыми принципами, рассматриваемыминами, в каждой отрасли права имеются свои отраслевые принципы. Например,принцип состязательности в гражданском и уголовном судопроизводстве, принциппреимущественной защиты интересов несовершеннолетних детей в семейном праве идругие.
ОСНОВНЫЕПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Широкие контакты между народами разных стран,получившие распространение в последние годы, усилили интерес к законодательствуи праву стран дальнего и ближнего зарубежья. В этой связи важно иметь хотя бысамое общее представление о правовых системах, объединяющих законодательство иправосудие различных стран.
Такое представление дает знакомство с тремя основнымиправовыми системами современного мира – романо-германской, мусульманской иангло — саксонской.
Романо – германская система права объединяет правоконтинентальной Европы и, как видно из названия системы, базируется на правовыхпринципах сложившихся в таких странах как Италия, Франция, Германия, Австрия. Кэтой же системе права тяготела Россия до революции 1917 года. Законодательствои правовая практика указанных выше стран в качестве основного источника правапризнают закон, который точно определяет права и обязанности субъектовразличных отношений.
Для этих стран характерным является наличие развитого,кодифицированного законодательства, по отраслям права, например, ГражданскийКодекс Франции 1804 года, получивший название Кодекса Наполеона. В болееотдаленном значении законодательство стран континентальной Европы уходиткорнями к римскому праву, кодифицированному при императоре Юстиниане в первыевека новой эры (Кодекс Юстиниана).
Российское дореволюционное законодательствоформировалось под влиянием уголовного и гражданского законодательства Германии.
Своеобразием романо-германской правовой системыявляется то, что суды при рассмотрении конкретных дел связаны буквой закона ине вправе выходить за его рамки.
В основу мусульманского права легли:
1)
2)
3)
Коран составляет для мусульман высший закон. Это нетолько книга духовная, во многом это нравственно-юридический кодекс,объединяющий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного игосударственного права.
О Коране, как высшем источнике права, говорится в самойкниге:
«Мы послали тебе, Мухаммед, книгу содержащую истину,чтобы ты судил людей» (Кор. IV106).
«Эта книга подкрепляет Писания, открытые до нее, онадает истолкование всем вещам» (Кор. ХΙΙ 111).
«Мы открыли тебе Коран, чтобы на арабском языке былсвод законов» (Кор.. ХΙ37).
«Мы дали тебе книгу, содержащую изъяснение всех вещей,служащую доказательством нашего милосердия, служащую направлением» (Кор. ХVI 91).
«Вот сура, которую мы ниспослали и сделали ееобязанностью» (Кор. ХХIV1).
«Коран освещает детям израилевым большую частьпредметов их споров. Бог произнесет свое определение, чтобы рассудить вас»(Кор. ХХVΙΙ78-80).
Рассмотрим некоторые нормы мусульманского права.
Семейное право
1.
Брак, как акт важный и необходимый в жизнимусульманина, поставлен Мухаммедом высоко, законоположения о браке и семьесоставляют один из основных разделов мусульманского правоведения.
Мусульманам разрешается жениться на кяфир китабы(неверные имеющие писания –христиане, иудеи), но на кяфир харби(неверные-язычники) запрещено.
НОРМАПРАВА – ПЕРВИЧНАЯ КЛЕТОЧКА ПРАВА.
Право, как юридический регуляторповедения людей, представляет систему юридических норм, содержащихся в законахи других правовых актах. Нормы права по выражению проф. Алексеева С.С. являютсяпервичными клеточками права, из которых соткана правовая материя. Такоеобразное сравнение ориентирует на изучение особенностей юридических норм,образующих своеобразные узоры на юридической ткани в виде институтов и отраслейправа.
Норма права -это правило поведения, которому субъектыправоотношений должны следовать в той или иной ситуации.
Каждая норма права носит общий характер, то естьадресована всем и каждому. Норма определяет границы должного и дозволенного.
Норма снабжена санкцией на случаи ее нарушения. Взависимости от характера нарушения, санкция может быть той или иной степенисуровости – от замечания за опоздание на службу, до пожизненного заключения.
Нормы права могут быть адресованы гражданам июридическим лицам в виде запретов. Такие нормы называются запрещающими. Запретымогут быть выражены не только словами запрещено, не допускается то-то. Назапрет может указывать слово наказывается.
Запреты как и дозволения должны быть необходимыми.Перегруженность права запрещающими нормами делает его полицейским, поскольку закаждым запретом стоит санкция.
Другую группу норм образуют нормы в виде позитивнойобязанности на совершение того или иного юридического действия, например нормыопределяющие обязанности должностного лица, родителей и т.д.
Невыполнение норм также может повлечь применениесанкций.
Устанавливая в законе те или иные нормы права,государство добивается урегулированности порядка.
Регламентация поведения не должна быть чрезмернодетальной, если этого не требует характер регулируемых отношений.
Форма (источники) права
Если воля народа является основой права, то различныенормативно-правовые акты (законы, постановления) выступают формой илиюридическими источниками права.
Главным юридическим источником права Российской Федерацииявляется Конституция (Основной закон) Российской федерации, принятая путемреферендума 12 декабря 1993 года.
Конституция РФ оформляет государственность России напринципах разделения власти и закрепляет права и свободы граждан, ориентируясьна демократические международные стандарты. Нормы Конституции РФ закреплены какнормы прямого действия. Наряду с Основным Законом источниками права выступаютЗаконы, регулирующие те или иные стороны государственной, общественной и личнойжизни. Например, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР».
Законы могут издаваться в виде Кодексов по отраслямзаконодательства. Например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и т.д.
В настоящее время законодательство РФ интенсивнообновляется с учетом потребностей общества.
Закон – наиболее приемлемая форма выражения права всилу присущих этой форме признакам.
Закон принимается либо самим народом, путемреферендума, либо представителями народа (парламентом).
Закон обладает высшей юридической силой, что означаетверховенство закона перед актами исполнительной власти. Акты издаваемыепрезидентом (Указы Президента РФ), правительством (Постановление СоветаМинистров), акты министров федерального уровня образуют массив источников правапо самым разнообразным вопросам жизни. Все они не должны противоречитьКонституции РФ и Законам РФ.
В соответствие с федеративным строением РФ в отдельнуюгруппу следует выделить массив актов, издаваемых субъектами Федерации. Следуетсказать, что субъекты Федерации и в частности, Республика Башкортостан создаетсвое законодательство по различным отраслям права на основе Конституции РБ.
Низовое звено актов образует массив актовмуниципального звена, т.е. на уровне города, района по вопросам местногозначения.
Каждый нормативно-правовой акт может выполнятьрегулирующую роль, если четко определен круг субъектов, на которыераспространяется действие акта, время действия акта и территория, на которуюраспространяет свое действие акт.
Так, Закон РФ, может быть адресован гражданам РФ,иностранным, физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства. ГражданеРФ, находясь под юрисдикцией законов РФ, пользуются его защитой и несутответственность где бы они не проживали.
Территорией РФ, на которую распространяется юрисдикциязаконов РФ, является участок суши и внутренние воды в пределах государственнойграницы РФ, воздушное пространство, недра, участки морского шельфа итерриториальные воды РФ. Территорией РФ признаются воздушные и морские суда воткрытом море, военные корабли, где бы они не находились. Статусом территорииРФ наделяются в соответствии с международными договорами территориидипломатических представительств РФ и территория дислокации воинских частей РФ.
Время действия нормативных актов определяется, какправило в самом акте, либо в дополнительном постановлении.
Акт может вступить в силу с момента опубликования вофициальных изданиях, например в «Российской газете».
Важно иметь в виду что акты не имеют обратной силы,т.е. не распространяются на отношения, возникшие до вступления акта в силу,поскольку люди должны быть уверены в том, что новый закон не разрушит ихсделки, договоры и не привлечет их к ответственности за прошлое поведение.Исключения из этого правила допускаются лишь в некоторых отраслях права.
Так в соответствии со ст. 6 Уголовного Кодекса РФ 1961 года закон,устраняющий уголовную ответственность или смягчающий наказание имеет обратнуюсилу.
Кроме нормативно-правовых актов, формой (источником)права могут выступать прецедент и санкционированный обычай.
Правовые отношения
Понятиеправового отношения
Социальная жизнь людей представляет собой участие всамых разных отношениях. Одни из них определяют сферу трудовой деятельности,другие семейной, третьи политической, бытовой и т.д.
Субъектов отношений связывают либо общие интересы, либоинтерес одного из участников отношения.
Правовые отношения – это отношения, урегулированныенормами права.
В гражданском обществе взаимодействуют субъекты самыхразных правовых отношений, руководствуясь своими интересами и действуя на свойстрах и риск. Государство стремится к тому, чтобы отношения строились всоответствии с принципами права и справедливости, давая защиту одним иподвергая санкциям других.
Правовые отношения возникают, изменяются и прекращаютсялибо по воле участников отношения, либо помимо их воли. Так, трудовые отношениямогут прекращаться в связи с расторжением трудового договора (контракта), либов связи со смертью работника.
Обстоятельства, с которыми нормы права связываютвозникновение, изменение или прекращение правовых отношений называютсяюридическими фактами. Это могут быть какие-то события (стихийные бедствия,рождение ребенка).
Чаще всего юридическими фактами закон объявляетдействия людей, например договоры, сделки, проступки. Участники отношений,чтобы получить статус субъекта должны обладать гражданской правосубъектностью,включающую правоспособность и дееспособность.
Правоспособность возникает с рождения человека иоканчивается смертью.
Дееспособность – это способность своими действиямиприобретать юридические права и налагать на себя юридические обязанности, атакже нести юридическую ответственность.
В полном объеме она наступает с достижением 18 лет.Малолетние и лица признанные судом недееспособными, из-за неспособностипонимать значение своих действий, либо руководить ими в следствии психическогозаболевания или расстройства, не могут быть субъектами права. За них эту рольвыполняют родители, опекуны или попечители. Лица в возрасте от 14 до 18 летобладают ограниченной дееспособностью.
Сделки, совершенные с недееспособными и субъектами сограниченной дееспособностью, признаются недействительными и правовыхпоследствий не имеют. Так, ценная вещь, вымененная у ребенка, должна бытьвозвращена владельцу вещи.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ 1993 ГОДА
В любой стране провозглашение новой конституциизнаменует очень важную поворотную веху в истории этой страны. Новая конституция– зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства.
С этой точки зрения российская конституция – неисключение и принята она была для того, чтобы юридически закрепить ужепроизошедшие перемены и расчистить путь для новых.
Конституция юридически упр