ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕРЕПАНОВСКОЕПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ050709
Выпускнаяквалификационная работа
Дисциплина: «Преподаваниев начальных классах»
Тема: ФОРМЫСОТРУДНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ
Клименко Марина Владимировна
Студент 302 группы
Руководитель ВКР преподаватель
Дошкольной педагогики
Втулкина Т.В.
ЧЕРЕПАНОВО 2006
Оглавление
Введение
Глава I. Семья и детский сад
1.1 Роль семьи в формированииличности ребенка
1.2 Задачи работы детского сада ссемьей
1.3 Современные проблемывзаимодействия ДОУ с семьей
1.4 Сотрудничество ДОУ и семьи
1.5 Авторитет родителей и еговлияние на развитие личности ребенка
1.6 Содержание и формы сотрудничествадошкольного учреждения с семьей
Глава II.Описание опытно –экспериментального исследования
2.1 Описание констатирующегоэтапа опытно – экспериментального исследования
2.2 Описание формирующего этапаопытно – экспериментального исследования
2.3 Описание контрольного этапаопытно – экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитанияподрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляясобой социальный институт воспитания, обладает своими специфическимивозможностями в формировании личности ребенка.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности:семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользусемьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так Ян АмосКоменский назвал материнской школой ту последовательность и силу знаний,которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен врасписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становитсяжизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Ян Амос Коменскому вторитдругой педагог – гуманист Иоан Генрих Пестлоцци: семья – подлинный органвоспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая нараспаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В течение многих лет, словом и делом подчеркиваласьведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
Между тем современная наука располагает многочисленнымиданными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития ребенканевозможно отказаться от семейного воспитания. Поскольку сила и действенностьсемейного воспитания, несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированнымвоспитанием в детском саду.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритетсемьи в воспитании ребенка в законодательстве Р.Ф. в статье 18 Дошкольногообразования, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложитьосновы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенкав раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальнуюподдержку в воспитании детей. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраныи укрепления их физического и психологического здоровья действует сетьдошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольнымобразовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними,который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, чтообеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник неэстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесьважен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальныхинститутов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могутзаменить друг друга. Важным условием преемственности является установлениедоверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которогокорректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Возрастание роли образования, которое наблюдается вомногих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение кдошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольногоучреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе.Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должнопересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искатьпути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогическийколлектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьисоюзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют веськомплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи нехотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают,зачем это нужно. В этом и заключается проблема. Во всех случаях необходимоквалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Проблема состоит в том, что очень трудно установитьвзаимодействие и сотрудничество с родителями в воспитании детей, так какродители считают, что воспитанием должны заниматься специалисты, педагоги.
Для решения данной проблемы поставлены следующие цели:
Теоретическая цель: изучить традиционные и обновленныеформы сотрудничества с родителями в ДОУ;
Практическая цель: отработать наиболее продуктивные формысотрудничества с семьей и разработать их содержание.
Задачи:
1. Провести анализ научно – методической литературы поданной проблеме;
2. Изучить интересы родителей к участию в совместнойработе с педагогическим коллективом ДОУ;
3. Выявить особенности и возможности родителей в обменеопытом воспитания ребенка в семье;
4. Обработать и проанализировать результаты анкетныхданных и опросов.
Объектом исследования является сотрудничество ДОУ сродителями.
Предметом исследования является поиск эффективных формсотрудничества ДОУ с семьей и создание для этого соответствующих педагогическихусловий.
Основные понятия:
Индивидуальные и групповые формы сотрудничества сродителями:
— беседы;
— консультации;
— родительские собрания;
— конференции;
— Дни открытых дверей;
— посещение семьи;
Наглядные:
— стенды;
— планшеты;
— раскладушки и другие.
Методы, которые мы будем использовать в практическойдеятельности:
— анкетирование;
— письменный опрос;
— наблюдение за общением ребенка с родителями в ДОУ исемье;
— беседа;
— стенды.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что при создании соответствующихпедагогических условий можно будет подобрать наиболее эффективные формы сотрудничествас родителями, которые и будут способствовать воспитанию детей.
Во время преддипломной педагогической практики вдипломной работе будут отражены результаты эксперимента по трем его основнымэтапам: констатирующий, формирующий и контрольный.
Мы предлагаем провести такую работу:
Констатирующий этап (диагностика): знакомство спрограммой, познавательный уровень развития;
Формирующий этап: осуществлять работу с родителями, проводитьсвои исследования, беседы с родителями, анкеты, тестирования.
Контрольный этап: подводить итоги.
Глава I. Семья детский сад
1.1 Роль современной семьи
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первыхлет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка,приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являютсяродители.
Осознавая свою ответственность за успешное воспитаниеребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут насебя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность набабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Они стремятся установитьединые требования в семейном и общественном воспитании.
Иная позиция некоторой части отцов и матерей являетсяошибочной. Она приносит вред формирующейся личности ребенка и требуетпроведения со стороны педагогов детского сада серьезной разъяснительной ипрактической работы с такими родителями.
Наиболее распространенной является семья однопоколенная,в которой вместе живут мать, отец и их дети. Молодые семьи привыкают к большейсамостоятельности, а значит и ответственности; меньше конфликтов между «отцами»и «детьми»: различие взглядов затрудняет семейные отношения при совместномпроживании. Но вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейныесвязи – традиции, объединяющие взрослых и детей; у старших исчезает возможностьобщения со своими внуками, участия в заботе о них и воспитании.
В многопоколенной семье вместе живут мать, отец, дети ипредставители старшего поколения – бабушка, дедушка. Если это дружная семья, тосоздается возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчен быт:старшие помогают в воспитании детей, в уходе за ними. Если совместная жизньразных поколений не удается, то лучше по возможности разойтись, сохранив добрыевзаимоотношения. Но во всех случаях необходимо стремиться с благодарностью иуважением относиться к представителям старшего поколения (родителям мужа,жены), иначе делу воспитания ребенка будет нанесен огромный вред.
Независимо от того, вместе или врозь живут бабушки идедушки, их дети и внуки, у дошкольников формируют умение и желание проявлятьзаботу о старших, оказывать им помощь. Пример отца и матери, их умелоерегулирование поведения своих детей имеют решающее значение в семейной жизни, оказываютвлияние на физическое и психологическое состояние младшего и старшего поколенияв семье.
Особую группу (около 15 миллионов) представляют неполныесемьи. Причины этого социального явления различны, чаще всего это развод. Приэтом, как правило, ребенок остается с матерью. Если мать воспитывает ребенкабез отца и ответственно относится к этому, она достойна уважения, внимания,доброго отношения. Если разведенная мать живет вместе со своими родителями,обстановка в доме более семейная, радующая детей. Взрослым важно приложить всесилы, чтобы дети, оставшиеся без отца, не чувствовали себя ущемленными. Ошибкудопускают те матери, родственники, которые, жалея оставленного отцом ребенка,излишне балуют его, потакают неразумным желаниям.
Непроста и проблема встреч детей с отцом, ушедшим изсемьи. Как не трудно это для матери, но встречи с отцом необходимы ребенку.Следует лишь предварительно обсудить этот вопрос, что важно лишь при высокомкультурном уровне отношений взрослых. Драматическая ситуация часто наблюдаетсяв распавшейся семье у мальчиков старшего дошкольного возраста. Они страдают,что в семье нет молодого мужчины – отца, отсутствует пример подражания.Девочки, наоборот, больше переживают при расставании с отцом в младшемдошкольном возрасте. Это происходит из–за потери эмоционального контакта с ним.В старшем дошкольном возрасте они реагируют на расставание с отцом болееспокойно, так как отождествляют себя с образом матери.
Совершено иное отношение вызывают те матери, которыеотказываются от рожденных ими детей; те родители, кого лишили родительских. Онизаслуживают всяческого порицания, должны привлекаться к ответственности.
Для нашей действительности характерным является наличиесемей с одним ребенком. Беспокойство педагогов связано с тем, чтобы несформировать у детей равнодушие к окружающим, эгоизм, т. е. те черты, которые могутразвиваться в семьях с большим числом взрослых, окружающих ребенка.
В семьях с двумя и более детьми создаются самыеблагоприятные условия для разностороннего развития мальчиков и девочек. Вмногодетных семьях успех воспитания связан с личным примером отца и матери,являющихся образцом для подражания, умением их разумно организовать жизнь идеятельность детей.
1.2 Задачи работы детского сада с семьей
1.Единство требований к ребенку в процессе воспитанияТворческой личности;
2.Педагогическое просвящение родителей (через наглядные исловесные формы работы);
3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания;
4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.
1.3 Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей
1.Отношение семьи к дошкольному учреждению;
2.Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;
3.Что ожидают родители и детский сад друг от друга;
4.Семья лишь объект воздействия;
5.Незнание жизни родителей
Если до революции основной целью дошкольного воспитаниябыло: гармоничное развитие ребенка, то после нет его целью, стало –формирование, прежде всего гражданина советского государства.
В 60 – 70г. идеи взаимодействия семейного и общественноговоспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольныегоды ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая иутверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступкиродителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут успешно решены в томслучае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем иродителями установились отношения доверия и сотрудничества.
1.4 Сотрудничество детского сада и семьи
В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляютсяповышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивалосоциальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины – матери дляучастия в общественном производстве.
Возрастание роли образования, которое наблюдается вомногих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение кдошкольным учреждениям.
Теперь во главу ставится педагогическая функциядошкольного образовательного учреждения:
— как воспитывают;
— чему учат;
— насколько успешно готовят к школе.
Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию,дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качествообразовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния накаждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учрежденияперед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитанииребенка. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители ипедагоги пытаются воспитывать независимо друг от друга. Хороших результатов этоне дает. Например, в воспитании маленького ребенка многое строится наформировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно,если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях кнему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, врешении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский садили семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другойстороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка кспорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Затодетский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческихспособностей и другое.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основевзаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежитсотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги,поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а сталобыть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности ввоспитании детей.
Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущаяроль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи.Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностейсовременной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.
В работе с родителями педагоги обращают их внимание нароль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства; доказывают,привлекая фактический материал, что цели и задачи семьи и дошкольногоучреждения – формирование личности человека. Уже в дошкольном возрасте важносоздать у детей правильные представления о явлениях жизни, формироватьположительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовоевоспитание; развивать начала гуманизма и коллективизма, дисциплинированности иответственности; воспитывать любовь к Родине; заботиться о том, чтобынравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках ипоступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль,противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающейдействительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависитот личности самого воспитателя детского сада. “ Какими качествами долженобладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?” –эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов визлишней авторитарности в общении с взрослыми и детьми.
Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответноежелание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и уих родителей. Важнейшую роль семьи в воспитании детей педагоги раскрывают напримере опыта лучших семей. Главная особенность семейного воспитания состоит втом, что оно более эмоционально по содержанию и формам отношений междувзрослыми и детьми. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутсяполезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленькихдетей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогуторганизовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные интересныезанятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическимизнаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удаетсяуспешно воспитывать дошкольников.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей иквалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющуюроль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимныхустановок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обестороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка идоверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношениипедагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания,но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям,доброту, чуткость). Такое доверие само – собой не происходит: воспитательзавоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить внем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения,тактичность и взаимопонимание – и картина психологии будет достаточно полной.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога иродителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формированиеактивной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работаносит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опытсемейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процесседля усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым ирешающим условием положительного направления взаимодействия являютсядоверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами иродителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возникинтерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своихсилах.
Вторая, и не менее важная задача — вооружение семьипедагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно втеоретической и практической, определенным образом организованной деятельности.Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активноеучастие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношенияпартнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность иуважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессебазируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции:информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.
Мировая статистика убеждает, что современное семейноевоспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многихстранах разрабатываются специальные программы, направленные на повышениепедагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическоепросвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно изнаправлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, осуществляемоедошкольным образовательным учреждением, должно иметь целевую направленность. Например,специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего,психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малышатребует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройкиметодов и приемов педагогической работы.
В содержание психолого-педагогического просвещенияродителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша,создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптацииребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода,рационального питания, закаливания, режима дня, массажа дня, гимнастики,родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские работникидетского сада. Причем советы должны быть индивидуальные (Саше, Лиде).
В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделатьдошкольное образовательное учреждение открытым различным влияниям, которыемогли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо “открыть”детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционныхконтактов (на праздниках, субботниках, собраниях и д.р.). Родители, члены семьимогут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внестисвой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка – художница,она с удовольствием ходит в детский сад показывает свои произведения, вводит ихв тайны своего мастерства: учит пальчиковой технике рисования.
Привлечение родителей, других членов семьи кобразовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И нетолько потому, что они узнают, учатся чему – то новому. Важнее другое – с какимуважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек идедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом,у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя вроли ”коллективного педагога”. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им такнеобходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеютвозможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторонуи слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, аиногда просто поучиться.
Итак, подведя итог к вышесказанному, следует выделить ещеодин важнейший момент в преемственности детского сада и семьи – это авторитетродителей.
1.5 Авторитет родителей и его влияние на развитиеличности ребенка
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания.
Семья оказывает влияние на формирующуюся личностьребенка, не только целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всемобразом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания,ответственности, умение организовать отношения на принципах равенства,товарищества, уважения. Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые,внимательные, а семейный коллектив сточен общими трудовыми обязанностями, такаясемья положительно влияет на воспитание детей. Но если они ведут праздный образжизни, не хотят трудиться, семья замкнута в узком своем мире или каждый ее членживет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм. Большинство родителейпонимают значение авторитета (у ребенка) в деле воспитания. Но как завоеватьавторитет знают далеко не все. Педагог объясняет родителям, как создаетсяавторитет, какова его основа; родители должны осознавать, что свои отношенияможно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать уребенка уважение к каждому из родителей. К сожалению, родители не всегдавладеют культурой общения и отношений: не редко они претендуют не на ту роль,критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей.
Воспитатели объясняют родителям, что их авторитетдержится на поддержке друг друга, уважении, повышении личности каждого. Вглазах детей авторитет основан на достойном образце поведения. Воспитателииспользуют любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членовсемьи. А.С.Макаренко называл его “общим тоном семьи” он действует на ребенка независимоот отца и матери, а подчас даже вопреки им. Общий тон семьи создается личностьюродителей. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на “женские” и“мужские”, одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своимродителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям.
А.С.Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывелнесколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются в семьях.
Авторитет любви.
Родители в таких семьях захваливают ребенка,демонстрируют ему свои чувства, оберегают от всяких трудностей. Обстановкаизнеженности и т.д. – создает в семье эгоиста, который подрастая ни с кем несчитается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Ложный авторитет доброты.
Родители все разрешают ребенку. Малыш растет в атмосферевсепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуютродителями, капризничают, требуют недозволенного. В результате семья выраститбаловня, предъявляющего непомерные претензии. Дети этих двух видов воспитаниятрудно входят в детский коллектив.
Противоположный вид семейного воспитания: ложныйавторитет подавления, является такой, при котором складывается авторитарныйстиль внутрисемейных отношений. Родители требуют подчинения не только от детей,но и не дают развернуться детским возможностям. В такой семье ребенка частонаказывают. Вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборотдеспот.
Разновидностями этого авторитета являются:
— авторитет педантизма — разговаривают с ребенком сухо, сцелью сохранения дистанции, с мнением ребенка не считаются,
— авторитет чванства — родители чрезмерно кичатся своимидостижениями. Гордятся не тем, что “умеют”, а тем, что “имеют”. Дети –хвастуны, белоручки, расчетливы.
— авторитет подкупа — послушание детей и хорошееотношение с помощью подарков.
Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобыпедагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении семьи, изучалисемьи, определяли авторитет; их воспитательные возможности, вовлекали родителейв образовательную работу детского сада.
1.6 Содержание и формы сотрудничества дошкольногоучреждения с семьей
Организатором и координатором сотрудничества дошкольногоучреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель.
Заведующая содействует установлению единой системывоспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачипедагогический коллектив и родителей.
Основные задачи и примерное содержание сотрудничествадошкольного образовательного учреждения с родителями намечаются в годовомплане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагогом.
Положительные результаты в воспитании детей достигаютсяпри умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества, то естьработы с родителями, при активном включении в эту работу всех членов коллективадошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Формы работы с родителями разнообразны. Это доклад пообсуждаемой теме на общем родительском собрании или конференции. В настоящеевремя актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей,дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы неупустить из поля зрения и внимания специалистов не только трудные, но и несовсем благополучные в каких-то конкретных, но и важных вопросов воспитания детейдошкольного возраста на групповых собраниях, во время педагогических бесед,консультаций необходимо связывать их с реальными возможностями семейноговоспитания.
Существует три формы работы с родителями:
Наглядные
Словесные
Смешанные
Словесные методы и формы – беседа, консультации,родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.
Наглядные методы – оформление стендов, рамок-передвижек,день открытых дверей; оформление выставок детских работ, рекомендации дляродителей и т.д.
Смешанные формы (комбинированные) – посещение семьиребенка, день открытых дверей, родительские собрания, конференции.
В настоящее время используются всевозможные методы иформы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области,так и новаторские, нетрадиционные:
— устные журналы,
— круглые столы,
— организация клубов,
— организация деловых игр.
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.
Посещение семьи ребенка много дает для изучения, дляустановления контакта с ребенком, его родителями выяснение условий воспитания,если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовыватьс родителями удобное для них время для посещения, а так же определить цельсвоего визита.
Посещая семьи своих воспитанников для изучения условий ихжизни, педагоги стремятся раскрыть специфические возможности семьи и в первуюочередь родителей в воспитании ребенка. Прийти к ребенку, значит прийти в гости,следовательно, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным.Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей,их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично,ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как икто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственнообсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный,раскованный, притихший, смущенный, приветливый), помогут понять психологическийклимат семьи.
Например, посещение семьи, с целью выявить особенностиповедения ребенка и проанализировать отношения взрослых и ребенка в семье.
В посещение семьи можно включить вопросы:
Как вы отмечаете семейные праздники. Существуют ли особыетрадиции? Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
Любит ли ваш ребенок делать что-нибудь с взрослыми, какиедела вы можете ему доверить?
После этих вопросов можно посмотреть уголок с игрушками,предложить поиграть с ребенком.
Также во время посещений на дому педагог отмечает, чтоможно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложитьродителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написатьнебольшую статью для папки-передвижки.
День открытых дверей, являясь достаточно распространеннойформой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением,его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы,заинтересовать его и привлечь к участию.
Проводиться как экскурсия по дошкольному учреждению спосещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей можно показать оргмоментработы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку ид.р.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют сродителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. Ив том и в другом случае четко определяется цель:
— что необходимо выяснить,
— в чем хотели помочь.
Содержание беседы лаконичное, значимое для родителейпреподносится для родителей таким образом, чтобы побудить собеседников квысказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей,выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций,которые проводятся индивидуально или подгруппы родителей. На групповыеконсультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковыепроблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети, дети с ярковыраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультаций являютсяусвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешениипроблемных вопросов. Формы проведений консультаций различны:
— квалифицированное сообщение специалиста с последующимобсуждением;
— обсуждение статьи, заранее прочитанной всемприглашенным на консультацию;
— практическое занятие.
Например, консультация для родителей на тему:“Индивидуальный подход к ребенку”.
Сообщение о целенаправленном влиянии взрослого,сознательно используемыми методами и приемами, учитываются индивидуальныеособенности детей.
Семинары-практикумы:
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретениипрактических навыков воспитания детей. Их следует и целесообразно пригласить насеминары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах иприемах обучения и показать их:
— как читать книгу,
— рассматривать иллюстрации,
— беседовать о прочитанном,
— как готовить руку ребенка к письму,
— как упражнять артикуляционный аппарат и д.р.
Например, семинар-практикум для родителей детей от 1года6 месяцев до 2 лет на тему: “Игры занятия со строительным материалом”.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (дляродителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год, на нихобсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы,вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода. Наобщие собрания можно пригласить врача, юриста, детского писателя.Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Наобсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель) по другимможно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов. Ежегодно однособрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, “почему наши дети нелюбят трудиться?”, “как воспитать у детей интерес к книге?”, “телевизор – другили враг в воспитании детей”.
Родительские конференции. Основная цель конференции –обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагогпри необходимости оказывает помощь при выборе темы, оформлении выступления. Наконференции может выступить специалист. Его выступление нужно для «затравки»,чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция можетпроходить в рамках одного дошкольного учреждения, но и практикуются иконференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную темуконференции (заботы о здоровье детей; приобщение детей к национальной культуре;роль семьи в воспитании ребенка). К конференции готовятся выставка детскихработ, педагогической литературы; материалов, отражающих работу дошкольныхучреждений и т.п. Завершить конференцию можно совместно концертом детейсотрудников детского сада, членов семьи.
Работа с коллективом родителей. В работе с семьей имеютсятакие проблемы, которые целесообразней решать в коллективе с родителями. К нимотносятся вопросы, которые интересуют их всех, независимо от возраста детей, отусловий жизни семьи.
Обсуждают вопросы: авторитет родителей, роль семьи ввоспитании ребенка и др.
Вечера и кружки для родителей.
Вечера для родителей и других членов семьи, проводимые вдошкольном образовательном учреждении, носят тематический характер.
Темы: “Музыка и дети”, “Ребенок и природа”,художественное выступление детей самих родителей и др.
Для приобщения родителей к педагогической литературецелесообразно создавать библиотеки – передвижки, подбирая в специальные папки статьина определенные тематики. Однако следует, помните, что всякий раз нужнопобеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить что заинтересовало,что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Деловая игра — простор для творчества. Она максимальноприближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрогопринятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправитьошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловыхигр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова:
1. Подготовительный этап, который включает в себяопределение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ходигры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовкунеобходимого наглядного материала и оборудования
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участникамиигры необходимых правил и действий.
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закреплениеопределенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловыхиграх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели,заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. Вделовой игре также принимает участие референт (их может быть несколько),который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов.
Вечера вопросов и ответов представляют собойконцентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам,которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередкопереходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов иответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только всамих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этихвечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общениеродителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется опроведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели,социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать,распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечеревопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогическогоколлектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов,психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей?Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания,анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают времяпроведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продуматьвопросы и зафиксировать на бумаге, также у родителей есть возможность продуматьвопросы дома и вручить педагогу позже.
Встречи за “круглым столом”.
Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательныйкругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовыйзал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание намузыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следуетначинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач,дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можнопредложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы,возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизируетучастников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ниодин родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие,делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить изакончить встречу может психолог или социальный педагог.
Глава II. Описание опытно — экспериментальногоисследования
Для отработки исследования наиболее продуктивных формсотрудничества родителей и ДОУ была выбрана подготовительная группа ДОУ №1«Рябинка» (воспитатель Меньшикова Татьяна Варфоломеевна)
Исследования проводились в течение преддипломной практикив 3 этапа:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
Полученные результаты исследования в данной работепредставлены в виде диаграммы.
2.1 Описание констатирующего этапа опытно – экспериментальногоисследования
Цель: выявить значение для родителей сотрудничества сДОУ.
С этой целью было проведено анкетирование (приложение №1).Вопросы анкеты составляли ознакомительный характер.
Результат работы показал низкий процент значимостисотрудничества родителей с ДОУ. Из 21 возможных приняли участие только троеродителей.
Анализ определил дальнейшую задачу работы: добитьсячеткого понимания родителей о значении сотрудничества с ДОУ. По результатаманкетирования можно понять, что родителям не хватает педагогического опыта. Дляобмена опытом воспитателей и родителей необходимо проводить беседы, деловыеигры, вечера вопросов и ответов и другие формы сотрудничества.
2.2 Описание формирующего этапа опытно –экспериментального исследования
Цель: отработать наиболее продуктивные формысотрудничества с семьей.
Для достижения цели была проведена следующая работа:
— наблюдение за общением ребенка с родителями в ДОУ;
— беседа с родителями: индивидуальная и групповая;
— оформление стенда: рекомендации для родителей.
Когда родители приводили детей в детский сад и забирали ихдомой, велось наблюдение за общением родителей и детей.
По общению можно сказать, какое отношение между ребенкоми родителями, какой стиль общения в семье преобладает. Было отмечено, что невсе родители спрашивают или с интересом слушают своих детей о проведенном дне.Также очень мало родителей интересуются поделками, рисунками своих детей. Потакому отношению можно понять, как родители относятся к разностороннему развитиюсвоих детей, они считают, что для детей важна только материальнаяобеспеченность.
Также во время ухода детей домой проводились беседы сродителями, чаще индивидуальные (вопросы к беседе см. приложение №5). Но кбеседе подключались остальные родители и вместе обсуждали возникшие проблемы.
Когда одновременно собирались более трех родителей,проводилась групповая беседа (см. приложение №3), целью которой было добитьсяпонимания родителей о значении сотрудничества с ДОУ в воспитании их детей.
Также был использован наглядный метод сотрудничества сродителями. Были оформлены рекомендации для родителей на темы: «Книга иребенок», «Игры в семье».
Было намечено провести тестирование родителей (см.приложение №2), семинары — практикумы на тему «Как готовить руку ребенка кписьму», вечера вопросов и ответов по результатам анкетирования и тестирования,а также посещение семьи. Но все формы сотрудничества.
Провести за две недели невозможно, так как подготовкаимеет большое значение, ведь прежде, чем приступать к проведению различных формсотрудничества, необходимо войти в доверие к родителям.
2.3 Описание контрольного этапа опытно –экспериментального исследования
К концу исследования было проведено анкетирование, целькоторого проследить изменения отношения родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Для анкетирования были использованы вопросы разногохарактера (см. приложение №5). Итог показал результат лучше, потому что ванкетировании участвовали уже 14 человек. Изменения результатов исследованияможно проследить по данной диаграмме:
/>
Вывод: воспитатель должен доказать родителям, чтосотрудничество с ДОУ важно для полноценного развития их детей. Следуетпроводить всевозможные работы с родителями. Самой продуктивной традиционной формойсотрудничества с родителями является беседа, а также следует использоватьразличные нетрадиционные формы сотрудничества: деловые игры, КВН, вечеравопросов и ответов и другие.
Заключение
Для создания в семье благоприятных условий воспитаниядетей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенныхпсихолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениямипедагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе сродителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфическихусловий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений ипрочее.
В качестве выявления уровня педагогической культуры истепени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующиесоциально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальныебеседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
В зависимости от категорий родителей используются такиеновые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины,педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечеравопросов и ответов” и др.
Перед каждой встречей организуются просмотры занятий,согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основыватьсяна доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществлениепедагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышениепрофессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетомсовременных требований педагогической пропаганды.
На мой взгляд, введение в систему дошкольного образованияДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагоговдошкольных учреждений города с родителями, обеспечит более оперативное иэффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнеепроводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы сродителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категориюсемей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должензанять воспитатель, используя все полученные знания на практике пробных занятийи преддипломной практике, а главное — с родителями детей.
Список литературы
1.Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
2. ЗагикЛ.В, Куликова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. М.: Просвещение, 1989.
3.Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991.
5.Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика.- 1992. — № 5/6. -С.45-49.
6.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовностидетей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
7.Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание.1997. № 12. с. 50-59
8.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю оработе с родителями). — М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России,1994.
9.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителейобщеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, — 544 с.
10.Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
11.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособиедля студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М.: Издательскийцентр “Академия”, 1999.
12.Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф.Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. — В 2 т. Т.1. Кн. 2. — Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
13.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
14.Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 — 199с.
15.Шабаев М.П. История детской педагогики в России.- М.: Просвещение, 1976.
16.Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
17. КозловС.А. Дошкольная педагогика.- М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
18.Журналы «Дошкольное воспитание»
Приложение №1
Анкета
Цель: выявить затруднение родителей в воспитании детей.
1.1 Ф.И.О. ваше и вашего ребенка.
1.2 Возраст ребенка
2. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
3. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитанииребенка?
4. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (еслитаковое есть) в поведении ребенка?
5. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышатьрекомендации) на родительских собраниях?
6. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детскогосада?
Приложение №2
Тест
Цель: выявить степень участия родителей в воспитательномпроцессе.Вопросы Почти всегда Иногда Никогда 1. Нравится ли Вам Ваш малыш? 2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит? 4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? 5. Поправляете ли Вы речь ребенка? 6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки? 7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его? 8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом? 9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? 10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры? 11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях? 12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги? 13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему? 14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги? 15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком? 16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком? 17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору? 18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор? 19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием? 20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку? 21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?
Приложение №3
Групповая беседа
Текст выступления воспитателя
Цель: добиться понимания родителей о значениисотрудничества с ДОУ в воспитании их детей.
Семье принадлежит основная общественная функция — воспитание детей. Для маленьких детей семья — главная и почти единственнаяшкола воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется вединстве с семьей специалистами- педагогами на основе научно разработаннойпрограммы, в благоприятных для жизни ребят условиях.
Цель воспитания у семьи и детского сада едина:формирование с раннего возраста разносторонне развитой личности, учитывая приэтом психофизиологические особенности развития организма ребенка.
В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей идругих близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместнаяжизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых идетей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чемсодержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приноситрадость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи наформирующуюся личность малыша.
Известно, как важен для ребенка положительный примерблизких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры.Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье,их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятсяобразцом для подражания.
Но одного примера хорошего примера недостаточно длявоспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошоорганизовывать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игруи посильный труд, разнообразные занятия.
Почаще беседуйте с воспитателями детского сада.Интересуйтесь тем, каковы ваши дети в обществе сверстников, как занимаются, очем говорят, хотят ли идти в школу; рассказывайте воспитателю о своихнаблюдениях за ребенком. Не пропускайте педагогических занятий, которыепроводятся педагогами для отцов, матерей, других членов семьи.
Приложение №4
Беседа с родителями на тему «Ваш ребенок»
Примерные вопросы
1.Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет?Был ли он таким в раннем возрасте?
2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим?
3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро илимедленно)
4.Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения иохотно ли подчиняется им?
5. В каком настроении обычно находится ваш ребенок?
6. Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка враннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключитьего на режим? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это вамудавалось?
7. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое- либопоручение? Что его может отвлечь?
8. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бывам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
Приложение №5
Анкета
I
1.1. Ваше Ф.И.О. и вашего ребенка.
1.2. Кем вы доводитесь ребенку?
1.3.Ваш возраст и возраст ребенка.
1.4. Дата заполнения.
2. С каким настроением чаще всего ваш ребенок идет вдетский сад?
3. К кому в детском саду проявляет ваш ребенок заботливоеотношение?
4. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам идругим членам семьи?
5. Как он его совершает: самостоятельно или по вашемусовету, просьбе, требованию?
6. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие?Приведите примеры.
7. В каких конкретных поступках проявлялась активность иинициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
II
Часто ли ваш ребенок играет в «семью»? Наблюдали ли вы,как он играет?
Воспитывает ли игра в «семью» у вашего сына или дочерикачества, необходимые будущим родителям? Можно ли, наблюдая игру ребенка,рассмотреть в поведении сына или дочери черты будущих родителей?
3. Как следует взрослым влиять на игры детей, чтобыдетские роли отражали то хорошее, что существует в отношениях между членамивашей семьи?
Приложение №6
Диаграмма по результатам анкетных данных
/>