Рынок на Украине

ВВЕДЕНИЕ.
     Рынок – одна из самыхраспространенных экономических категорий, относительно содержания, которойсуществуют различные толкования. Первоначально рынок рассматривался как месторыночной торговли, и объясняется это тем, что появился рынок еще в периодразложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становитсяболее или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена осуществляемогов определенном месте в определенное время. С развитием ремесла и городовторговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночныеплощади.
     Данные определения рынкасвидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка какэкономического явления и раскрывают разные грани этого явления. С точки зрения политическойэкономии, определение рынка должно отражать:
      –     объективную сферу егодействия;
–      законы,регулирующие его развитие.
     Рынок – это системаэкономических отношений, функционирующая и развивающаяся в соответствии сзаконами товарного производства и денежного обращения.
     Рыночные экономические отношенияобъективно требуют наличия развитой инфраструктуры рынка.
     Понятию «инфраструктура рынка»предшествует понятие «инфраструктура экономики, хозяйства».
     Инфраструктура хозяйства страны– это комплекс отраслей, обслуживающих базовые сферы экономики и обеспечивающихусловия жизнедеятельности общества.
     Инфраструктура хозяйстваявляется неотъемлемым элементом общественного производства при любойэкономической системе. Рыночная же экономическая система невозможна без особой,рыночной инфраструктуры.
ГЛАВА 1.
               Сущность и функцииинфраструктуры рынка.
1.1. В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможноее существование. В экономической системе имеются свои связующие звенья,которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой. Эта инфраструктуравыступает связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектамиэкономических отношений — производителями экономических ресурсов, конечныхтоваров и их непосредственными потребителями.
     Для функционирования любой формыхозяйства необходимо наличие целой совокупности организационно-экономических июридических условий, или, другими словами, системы институтов хозяйства. Всеони, вместе взятые, образуют некую систему учреждений и организаций, называемуюинфраструктурой, то есть, образно говоря, систему каналов связи, по которымбеспрепятственно, наилучшим образом для данной формы хозяйства происходитперетекание материальных и финансовых ресурсов, их аллокация, а также движениекаждого продукта от производителя к потребителю.
     Инфраструктуру рыночныхотношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяютсяброкерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговыекомпании, центры занятости, страховые организации.     
     Экономика предполагает созданиетоваров и их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферыобращения товаров. Инфраструктура рынка — это совокупность институтов,обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношенийпроизводителей товаров и их непосредственных потребителей – основноепредназначение институтов инфраструктуры.
Продуктом инфраструктуры являетсяпосредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только вмомент его производства. Оказывая различные посреднические услуги предприятиями домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций,среди которых можно выделить следующие:
1.  Созданиепредпосылок для преодоления противоречия между частными, обособленнымипроизводителями и общественным характером производства.
2.  Формированиевозможностей разрешения противоречия между объективным ростом затрат напроизводство и ограниченными средствами отдельных производителей.
3.  Смягчениевоздействия колебаний экономической конъюнктуры на результаты хозяйственнойдеятельности.
4.  Снижениеэкономического риска в рыночном хозяйстве.
5.  Содействиеразвитию всех форм предпринимательства, всех видов предприятий.
6.  Углублениеориентации производства на удовлетворение реальных общественных потребностей.
7.  Осуществлениераспределения ресурсов общества по отраслям и предприятиям в соответствии собщественными потребностями и общественной эффективностью.
8.  Содействиеуглублению общественного разделения труда, его специализации с целью повышениярезультативности труда общества.
9.  Содействиеускорению движения общественного капитала.
10. Повышение устойчивости, живучести рыночной экономикив целом.            В плановой экономике, для которой характерна директивнаяформа связи производстваи потребления, роль таких каналов выполняли центральные и местные органыГосплана, а также министерства и ведомства. Каждое решение этих  органов имело силу закона для нижестоящих и подчиненных емухозяйственных звеньев. Центральныеплановые органы как бы на вершине иерархической пирамиды хозяйственной власти.Принимаемые ими решения распространялись вниз и вширь по различным уровнямнижестоящих и местных структур,конкретизировались, дополнялись новыми расчетами, деталями и соответствующимиуказаниями и так постепенно доводились до непосредственных производителей ипотребителей. Такая, состоящая из множества государственных учрежденийинфраструктура имела то преимущество, что лишала непосредственныхпроизводителей почти всякого хозяйственного риска и потерь, связанных сконкуренцией, доводя до них планы производства, снабжая под эти планынеобходимыми ресурсами, регулируя посредством нормирования весь процесспроизводства, а затем и распределения произведенной продукции. Но, избавляяпредприятия от риска, такая государственная инфраструктура хозяйственных связейодновременно лишала их и возможности проявить самостоятельность в поискеэффективных экономических решений. Кроме того, многоуровневый вертикальныйхарактер плановой инфраструктуры требовал согласования любой хозяйственнойинициативы на нескольких вышестоящих уровнях управления, прежде чем будетпринято окончательное решение о том, отвергнуть ее или принять. Это снижалооперативность принятия решений. Замедлялась скорость реакции непосредственногопроизводителя на изменение текущей экономической ситуации, а иногда эта реакциястановилась попросту невозможной. Поэтому, оценивая прошлую плановую системухозяйства, можно сделать вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, содной стороны, значительной стабильностью и устойчивостью, но отличалась, сдругой стороны, отсутствием гибкости и оперативности управления экономическимипроцессами.     Эта система, действуя,как известно, довольно долго, сформировала определенный образ экономическогомышления и устойчивыестереотипы подходов куправлению общественным производством.Таковы были стартовыеусловия формирования новой рыночной инфраструктуры в переходной экономике постсоциалистическихстран. Упомянутые консерватизми устойчивость старой системы обусловили трудности становления новых институтов: непоследовательностьполитиков и недовериешироких масс населения «шарахание» хозяйственных руководителей разных уровнейот фанатичной приверженности старым организационным формам и механизмам хозяйственных связей допротивоположной крайности – кардинального и быстрого разрушения всех безразбора экономических каналовуправления народным хозяйством, которые хорошо или плохо работали вчера.Понятно, что в таких условиях прямые связи предприятий часто носили вынужденныйхарактер и не имели ничего общего с эффективной организацией обращения.     Новое в переходнойэкономике – это зарождение чисто рыночной инфраструктуры торговли, которая представлена,прежде всего, частнымирыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и иными посредническими фирмами. Первоначально они обслуживалинезначительную часть оборота, но постепенно ихроль начинает неуклонновозрастать.                 
         1.2.Классификация рыночнойинфраструктуры, ее специфическое    содержание определяется особенностямирынков, в пределах которых      функционируют данныеэлементы.                                                              Рыноктоваров и услуг представляют: товарные биржи,предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы занимающиеся сбором,обработкой и снабжениеминформацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании,сервисные службы.                                                                                                                Рыноккапиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценныхбумаг».                                                                                                 Рыноктруда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынкафакторов производства. На рынке труда осуществляется купля – продажа рабочейсилы. Организован он в виде биржи труда.Государственные финансы составляют необходимый элементрыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального иместного бюджета.     Коммерческиебанки.        Как элементинфраструктуры рынка коммерческие банки выполняют   следующие основные функции: –    являютсяхозяйственным партнером всех экономических субъектов, обеспечивающимнепрерывность производства;-    служатпосредниками в платежах для всех субъектов хозяйственной деятельности;-    осуществляютгарантии в расчетах;-    объединяют всехучастников хозяйствования посредством единой платежной системы.    В настоящее время встранах с развитыми рыночными отношениями сформировалась система специализациибанков. Так выделяются:-    инвестиционныебанки;-    ипотечные банки;-    инновационныебанки;-    экспортно –импортные банки.     Страховыекомпании, фирмы.  Появление этого элементав системе инфраструктуры рынка является объективной необходимостью. Все видыхозяйственной деятельности, все субъекты этой деятельности находятся в условияхэкономического риска. Содержание экономического риска определяетсясуществованием реальной возможности не получить ожидаемый доход на вложенные впроизводство благ и оказание услуг средства. Крайней формой проявленияэкономического риска является потенциальная потерять и сами вложенные впроизводство средства. Основными причинами экономического риска в рыночномхозяйстве являются: –    противоречиемежду обособлением каждого производителя в условиях частной собственности насредства производства и общественным характером потребления создаваемых благ иуслуг; –   значительнаяизменчивость потребительских предпочтений;-    недостаточноезнание производителем экономической конъюнктуры в каждый конкретный периодвремени; –    обострениеконкурентной борьбы между производителями;-    чрезвычайныеобстоятельства;-    обстоятельстванепреодолимой силы – война, наводнение, засуха, революция, радикальноеизменение действующего законодательства.      Следствиями наличияэкономического риска для предприятия, фирмы, организации могут быть:-    неполучение илинедополучение дохода субъектом хозяйственной деятельности.      В результате этогообщество будет иметь:
    –     производителей, не имеющих достаточных средств,для развития и совершенствования своей деятельности; –    превращениепроизводителей в безработных;
–    появление причин, для возникновение социальных проблем в стране.
     Разрыв во времени впроцессе развития предприятий означает устаревание материально – техническойосновы производства; безработица означает начало потери накопленного опыта,квалификации работников, потери высококвалифицированной рабочей силы. Посовокупности это означает торможение развития производительных сил общества.Это противоречит общественным интересам.
     Потеря дохода,экономический ущерб, разорение противоречат и частным интересам каждого производителя.Совпадение общественных и частных интересов в этом вопросе привело квозникновению такого экономического явления, как страхование. Экономическоесодержание страхования состоит в создании страховых фондов для возмещенияэкономического ущерба субъектам экономических отношений. Страхование позволяетразрешить противоречие между ограниченными экономическими возможностями каждогоотдельного предприятия, фирмы и неограниченным риском, связанным с рынком. Напрактике это реализуется через механизм частичных взносов в общий страховойфонд обособленными субъектами хозяйственной деятельности и полным возмещениемпонесенного ущерба.
           Аудиторские фирмы.
       Аудит – это независимый контроль хозяйственнойдеятельности субъектов экономических отношений.
     Независимость аудита определяется тем, что фирмы,занимающиеся аудиторской деятельностью, являются негосударственнымипредприятиями. Необходимость аудита обусловлена рядом причин:
·    необходимостью формирования и развития отношений экономическогодоверия;
·    необходимостью предотвращения появления теневой, криминальнойэкономики, а также банкротств предприятий, по причине некомпетентности людей,пришедших в современный бизнес;
·    необходимостью оказания содействия государственным контролирующиморганам в деле контроля, за исполнением требований действующегозаконодательства субъектами хозяйствования.
         Ярмарки.
     Ярмарки – это торги, рынки товаров, которыепериодически организовываются в установленном месте.
     Как элемент инфраструктуры рынка, ярмарки выполняютследующие функции:
·    соединение производителей и потребителей продукции;
·    информирование о товарах, которые могут быть произведены;
·    изучение потребностей в товарах;
·    поиск возможного равновесия между ценами производителей ипокупателей;
·    поиск партнеров для экономического сотрудничества.
    С развитием общественногопроизводства, расширением торгово –  обменных операций, усилением конкуренциимежду производителями, усложнением и удорожанием производимой продукции, ростомтранспортных расходов произошло развитие и ярмарок: из центров привоза большихпартий наличного товара ярмарки превратились в ярмарки – выставки образцовтоваров, которые можно заказать производителю непосредственно илиопосредованно.
     В настоящее время ярмарки –выставки являются важнейшей формой общения производителей и потребителей нарынке таких товаров, как
станки, машины, оборудование, авиатехника, автомобили иоружие.
               Биржи. 
     Биржа – это постоянно функционирующий, организационнооформленный оптовый рынок.
     В зависимости от объекта биржевых торгов различают:
·    товарные биржи (объектом купли – продажи являются различныеэкономические материальные блага: и средства производства, и предметыпотребления);
·    фондовые биржи (объектом биржевых сделок являются: ценные бумаги,иностранная валюта, драгоценные и редкоземельные металлы);
·    биржи труда, объектом деятельности которых являетсятрудоустройство рабочей силы.
                 Инвестиционные биржи и компании,доверительные (трастовые) общества.
     Первая инвестиционная компания в мире была основана вавгусте 1822 года в Бельгии, затем в 1849 году в Швейцарии и в 1852 году воФранции. Массовым явлением они стали в Великобритании.
     Инвестиции – это все виды ценностей, вкладываемых вобъекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достиженияопределенного социального результата.
     Инвестиционный фонд – это особый вид предприятия,специализирующегося на коллективном инвестировании.
      Инвестирование – это совокупность практическихдействий по реализации инвестиций.
     Инвесторы – это субъекты экономических отношений,принимающие решение о вложении средств в объекты инвестирования.
     Объекты инвестирования – это конкретные экономическиепроекты, программы, предприятия, в которые вкладываются инвестиции.
     Необходимость появления инвестиционных фондов врыночной экономике обусловлена наличием противоречия между неограниченнымипотребностями общества в развитии экономики и ограниченными ресурсами, которымирасполагает для обеспечения этого процесса каждый отдельный обособленныйсубъект хозяйственной деятельности.
              Маркетинговые фирмы.
      Маркетинг – это особая система рыночной ориентации.
     Как элемент инфраструктуры рынка, маркетинг являетсяидеологией, философией хозяйственной деятельности на основах законов товарногопроизводства.
     Система маркетинга создает предпосылки для разрешенияпротиворечия, возникающего на основе частной собственности на средствапроизводства: между частной, хозяйственной деятельностью каждого отдельногоэкономического субъекта и возможностью получения им дохода только в случаесоответствия его деятельности общественным потребностям. Именно на решениепроблемы соответствия и работает вся система маркетинга.
              Лизинговые компании.             
      Лизинг – это долгосрочная аренда машин, станков,оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью ихпроизводственного использования, при сохранении собственности на нихарендодателем на весь срок аренды.
     В основе лизинговых отношений лежит договор, которыйрегулирует взаимодействие между его участниками, соответственно требованиямдействующего законодательства. Значительная часть разделов этого договорасвязана с регламентацией порядка эксплуатации оборудования, начальным взносомчасти лизинговых платежей, приобретением и монтажом оборудования, обслуживаниеми страхованием объекта лизинга.
     Различают 3 вида арендных отношений:
1.   Краткосрочнаяаренда – рентинг (на срок от 1 дня до 1 года).
2.   Среднесрочнаяаренда – хайринг (от 1 года до 3 лет).
3.   Долгосрочнаяаренда – лизинг (от 3 лет до 20 лет и более).
             Брокерские фирмы.
     Брокерские фирмы – это посредники между продавцами ипокупателями. Они всесторонне изучают экономическую ситуацию, возможностипродавцов, потребности покупателей, создают условия для совершения сделок купли– продажи.
             Риэлтовские компании – этопосредники при купле – продаже, а также аренде объектов недвижимости.
             Кредитные союзы – этообщественные организации, главной целью которых является финансовая исоциальная защита ее членов путем привлечения их личных сбережений длявзаимного кредитования.
             Факторинговые компании, фирмы,оказывающие услуги в области финансирования.
              Консультационные фирмы – этоорганизации, оказывающие услуги в сфере консультирования по вопросам:
·    Правового обеспечения хозяйственной активности граждан ипредприятий;
·    Технико – технологического содержания производства материальныхблаг и оказания услуг;
·    Бухгалтерского учета и отчетности;
·    Подбора и управления кадрами;
·    Финансового менеджмента.
              Организации, осуществляющиенезависимую экономико – правовую экспертизу – оценку – оценщики.
               Регистраторы собственников именныхценных бумаг.
      Одним из субъектов экономических отношений рыночногохозяйства являются акционерные общества. Благодаря их появлению ифункционированию общество получает еще один вид товара — акции, являющиесяценными бумагами.
     Регистраторы собственников именных ценных бумаг – этоорганизации, которые по договору с эмитентом (лицом, выпускающим ценные бумаги)ведут реестр владельцев именных ценных бумаг.
     Реестр владельцев именных ценных бумаг – это переченьпо состоянию на определенную дату владельцев и принадлежащих им именных ценныхбумаг, дающий возможность идентифицировать этих владельцев, количество,номинальную стоимость и вид принадлежащих им именных ценных бумаг.
ГЛАВА 2.
    Проблема формирования рыночной инфраструктуры на Украине.
     2.1.Рассматривая содержание рыночной инфраструктуры, выделяются 4 взаимопроникающиесоставляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную,которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночнойинфраструктуры, так и ее внешнее выражение.
     Изложенные соображения относятся к сформировавшейсярыночной инфраструктуре. В силу взаимосвязи выделенных функций инфраструктурырыночного типа ее становление и развитие идет параллельно с формированием самойрыночной экономики и носит естественно – исторический характер. Но этосправедливо для случая классического типа становления рыночной экономики. ВУкраине же в настоящее время мы имеем инверсионный тип, который обусловлен тем,что в прошлом развитие рыночных отношений в Украине дважды искусственнопрерывалось, в результате чего общество, находясь на индустриальной стадииразвития, естественной формой которой являются рыночные отношения, тольконачинает создавать адекватные себе условия.
     Соответственно, существующая у нас теперьинфраструктура является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как вцелом, так и в каждой из своих составляющих. В результате как в становлениирыночной инфраструктуры в целом, так и в развитии ее составных элементов вУкраине имеют место особенности, отличающие этот процесс от того, который имелместо в свое время в других странах при естественном ходе событий, несмотря навнешнее сходство некоторых тенденций. Учет этих особенностей дает возможностьвыявить основные факторы становления и развития рыночной инфраструктуры иопределить следующие главные направления развития каждой, из ее составляющих:
–      реструктуризацию государственной собственности,разгосударствление, преодоление государственного монополизма и создание конкурентнойсреды;
–          приведение нормативной базы в соответствие с развитием институциональнойсоставляющей рыночной инфраструктуры;
–          повышение роли ментальной составляющей в эффективном функционировании иразвитии рыночной инфраструктуры.
      Говоря о динамике развития институциональнойсоставляющей рыночной инфраструктуры в Украине, можно выделить несколько явнообозначившихся процессов.
       Во – первых, ряд институтов рыночной инфраструктурыв Украине формируется впервые, в прошлом они никогда не существовали. Этоотносится, в первую очередь, к таким институтам фондового рынка, как финансовыепосредники. Если в развитых странах они изначально ориентировались наобслуживание потребностей частного сектора в процессе естественного становленияи развития фондового рынка, то особенность Украины, состоит в их ориентации наобслуживание процесса приватизации. Поэтому трудности, проблемы и противоречияприватизации влияют и на задержку завершения этапа экстенсивного роста этихструктур и мешают им в полной мере приступить к выполнению своих естественныхфункций – привлечения свободных денежных средств и их инвестирования вэкономику.
     Во – вторых, ряд формируемых сейчас институтоввозрождается, так как в период существования рыночных отношений в прошлом они вопределенной степени развивались. Это касается, в частности, биржевых структур.
     Не вполне определенной является и ситуация сфондовыми биржами. Дело в том, что до настоящего времени не решена до концапроблема выбора Украиной модели организации биржевого фондового рынка –моноцентрической или полицентрической. Фондовый рынок  еще не сформировалсядаже в качестве первичного, и поэтому фондовые биржи объективно еще не могут вполной мере служить барометром состояния экономики. В то же время показателен тотфакт, что первая фондовая биржа начала свою работу еще в 1992 году, когданикакого фондового рынка еще не было.
     В целом можно сделать вывод, что наименее развитыми вколичественном и качественном отношении, с точки зрения соответствиятребованиям рыночной экономики, являются именно институты денежного ифинансового рынка.
     Такая же ситуация и с остальными составляющимирыночной инфраструктуры. Так, информационная составляющая характеризуетсякрайне низким уровнем использования вычислительной техники и персональныхкомпьютеров. Спецификой Украины является также форсирование украинизацииделопроизводства как в государственном, так и в частном секторе, что повышаетстоимость заключения сделок и сопровождается рядом нежелательных побочныхэффектов. В то же время, говоря об отстаивании Украины в деле развития этогокомпонента рыночной инфраструктуры, справедливости ради следует отметитьизвестные положительные моменты этой ситуации. Дело в том, что прогрессинформатизации сопровождается весьма эффективным развитием компьютерногопиратства, воровства и внедрения вирусов в компьютерные сети. Отрицательныепоследствия этих процессов в полной мере ощутили на себе именно развитыестраны. Сказанное, конечно не оправдывает отстаивания, однако позволяет извлечьвыгоду из него – должным образом подготовиться к такого рода неприятностями.
     Что касается нормообразования, то законодательноеобеспечение перехода к рынку в Украине характеризуется крайне низкойэффективностью, неустойчивостью и частными пересмотрами «правил игры».Состояние ментальной составляющей также пока не внушает оптимизма, ибо уровеньэкономического мышления и восприятия рыночных механизмов большинством населенияУкраины весьма далек от того, который требуется для включения социальной энергиимасс и направления ее в русло напряженного поиска наилучшего приложения своихспособностей.
      Из этого можно заключить, что только повышенноевнимание к каждой из составляющей рыночной инфраструктуры может обеспечитьреализацию рыночных механизмов во всей экономике. В то же время следуетпомнить, что формирование каждой из составляющих рыночной инфраструктурыявляется необходимым, но недостаточным условием выполнения свойственных ейфункций. Не менее важно обеспечение их гармонического взаимодействия. А оно, всвою очередь, возможно только при условии сопряженного развития всех еесоставляющих. Нельзя, например, считать, что создав весь набор необходимыхинститутов в требуемом количестве, мы сможем успешно перейти к рынку, неизменив, например, законодательную базу и не обеспечив перехода к новомуэкономическому мышлению. Так, в последние годы практически во всехпосттоталитарных странах прокатилась волна скандалов, связанных с обманомвкладчиков всевозможными финансовыми структурами. Это отнюдь не случайно.Объективными предпосылками возникновения подобных ситуаций стало то, что новыефинансовые институты появились и стали развиваться без требуемого уровняюридического обеспечения, то есть без должной нормативной базы, а сознаниенаселения было не подготовлено к  условиям рыночных рисков.
     Последствия, связанные с действием отмеченныхтенденций, неоднозначны и имеют различную степень интенсивности своеговоздействия на экономические процессы. Понимание этих процессов, включениесоответствующих категорий в способ мышления являются необходимыми предпосылкамирешения практических задач развития рыночной инфраструктуры.
2.2     Для эффективного функционирования сферы товарногообращения необходимо иметь хорошо организованную складскую сеть. По сравнению сразвитыми странами у нас показатель обеспеченности складской сетью ниже в 15 –20 раз. Особенно плохо обеспечена складской площадью оптовая торговля: на еедолю к началу 1997 года приходилось лишь 14,2% всего количества общетоварныхскладов и 21% общей складской площади.
      Неудовлетворительное состояние складского хозяйстваобусловлено в основном тем, что на протяжении десятилетий складская сетьразвивалась опережающими темпами не в оптовом, а в розничном звене. Сегодняпредприятия розничной торговли арендуют не только специально приспособленныедля хранения и складской обработки товаров помещения у акционерных предприятий,но и совершенно не пригодные для этих целей подвальные и полуподвальныепомещения. Это привело к дроблению складской сети.
     В целях сокращения инвестиционного цикла и с учетомограниченности средств целесообразно крупные склады строить и вводить вэксплуатацию отдельными блоками. Налаживание выпуска высокопроизводительногоподъемно – транспортного оборудования даст возможность приступить к возведениюавтоматизированных высотных складов, где обеспечивается размещение товаров навысоту 12 метров и более.
     От уровня развития складского хозяйства в немалойстепени зависит сохранность товаров, особенно скоропортящихся. Практикасвидетельствует, что у нас от 30% до 50% всей массы скоропортящихся продуктовтеряется на пути от производителя до потребителя. А между тем, в развитыхстранах, где активно функционирует транспортно – складская инфраструктураагропромышленного комплекса, потери скоропортящихся товаров редко превышаютнорму естественной убыли.  Эта инфраструктура представляет собой совокупностьвзаимосвязанных технологических средств и технологических процессов,объединенных общей программой, которая обеспечивает своевременную и надежнуюдоставку продуктов от момента и места их реализации. В ее составе – весь наборразличных стационарных и транспортных холодильников: заготовительных,производственных, погрузочных, распределительных и реализационных холодильниковв магазинах, на предприятиях общественного питания.
     Указанная инфраструктура функционирует нормальноблагодаря соблюдению ряда условий. К ним относятся:
–    оптимальный режим хранения и перевозок скоропортящихся грузов(температурный режим, режим влажности воздуха, вентилирование, санитарноесостояние помещений);
–    наличие складских емкостей на всех этапах  движения товара;
–    выбор рациональных маршрутов от мест производства до мест реализации;
–    соблюдение предельных сроков хранения и транспортировки грузов воизбежание их порчи, излишней усушки и ухудшения качества;
–    обеспечение соответствия пропускных и перерабатывающих характеристикотдельных элементов инфраструктуры, чтобы предотвратить излишние простоитранспорта и перегрузки;
–    минимизация расходов на доставку скоропортящихся продуктов к местуреализации;
–    соответствие типоразмеров и прочности тары эксплуатационнымхарактеристикам складов и транспорта, соблюдение стандартов на тару и упаковку;
–    внедрение автоматизированного управления инфраструктурой.   
     Переход украинской экономики к рыночным отношениямставит развитие складского хозяйства в иные условия. Если раньше складыстроились в основном за счет централизованных капитальных вложений, то теперьстроительство должно осуществляться на собственные средства хозяйствующего субъекта.Проблема развития крупного складского хозяйства может быть решена, в частности,на путях объединения интересов нескольких торговых предприятий, на началахдолевого участия в строительстве складов.
     Функционирование малых предприятий в розничной торговлетребует широкого развития складов нового типа – мелкооптовых складов –магазинов. Отличительные их черты – продажа товаров небольшими партиями вшироком ассортименте преимущественно мелкому и среднему, производственному инепроизводственному потребителю, а также максимальная приближенность кпоследнему. Мелкооптовые склады – магазины могут иметь статус независимогоюридического лица и функционировать в любой правовой форме, разрешеннойзаконодательством.
     В складском хозяйстве для удовлетворения потребностеймелких предпринимателей должны получить распространение простые сборно –разборные склады из облегченных конструкций и надувные склады. Они  не стольдорогостоящие, как здания из сборного железобетона, не требует сложных итрудоемких строительных работ, могут быть быстро смонтированы небольшимибригадами рабочих на свободных площадках.
     В Украине необходимо довести мощности торговыхструктур и их складского хозяйства до уровня требований, обеспечивающих оструюконкуренцию на всех этапах товародвижения. Более того, в условиях рыночнойэкономики в оптовом звене должен действовать принцип многоканальной торговли.
     Определенную роль на оптовом рынке играют такжеоптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар. Существеннуюконкуренцию всем оптовым посредникам создают оптовые отделения, филиалыпромышленных компаний, самостоятельно занимающиеся сбытом своей продукции.
      В то же время необходимо не только увеличиватьколичество оптовых предприятий и расширять складскую сеть, но и создавать ихразнообразными по формам собственности, организационно – правовым началам,функциональному назначению, предоставляемым услугам, размерам, специализации имасштабу деятельности; предстоит организовать там, где целесообразно, сбытовое звенопромышленности, а в розничной торговле – закупочные конторы.
Наряду с этим нужно развивать самостоятельные складскиепредприятия, в том числе малые и средние, которые специализируются только навыполнении складских и транспортно – экспедиционных работ. За рубежом получилиширокое развитие склады гарантийного хранения, гостиничного типа,консигнационные склады. Новые формы ведения складского хозяйства должныразвиваться и в Украине. В сеть государственных складов общего пользованиямогут входить следующие их виды:
–    склады – гостиницы, предоставляющие складские площади в первую очередьнебольшим магазинам, малым торгово – посредническим структурам итоваропроизводителям для временного содержания товарных запасов;
–    консигнационные склады, принимающие товары для последующей реализации отимени и по распоряжению их владельцев;
–    таможенные и таможенно – лицензионные склады, предназначаемые дляперевалки и хранения товаров, пересекающих границы страны.
     Определенное развитие должны получить транспортно –складские зоны, являющиеся разновидностью локальной внешнеторговой свободнойэкономической зоны.
     Наряду с созданием сети государственных складовобщего пользования необходимо формировать частные предприятия аналогичногоназначения. Важный аспект дальнейшего развития складского хозяйства –реконструкция и техническое перевооружение складских зданий, пригодных длядальнейшего использования.
     Одним из важных условий развития складского хозяйстваявляется правильная дислокация объектов складской сети, которая должнаспособствовать рациональному движению товара, сокращению транспортных расходов.Крупные высотные склады, оперирующие большими партиями товаров, должнынаходиться за чертой города, рядом с железнодорожными путями, а небольшиесклады – быть максимально приближены к оптовым покупателям.
     Развитие складской сети и высокая эффективность еефункционирования возможны, если обеспечивается комплексный подход к организациивсего процесса товародвижения. В связи с этим следует разработать и широко применятьна практике логистические системы, позволяющие минимизировать издержки придоставке товаров от производителей до потребителей на основе рационализациитоваропотоков, рассматриваемых в единстве всех их стадий и взаимодействии всехучастников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
     Естественной целью функционирования экономики,является удовлетворение экономических потребностей. Экономические потребностиобщества безграничны, а его экономические ресурсы ограничены. Из ограниченностиэкономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности, иначеговоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целяхудовлетворения экономических потребностей. В этой работе участвуютхозяйственные субъекты.
     Итак, инфраструктуру рыночной экономики образуютразличные экономические институты, которые обслуживают, обеспечиваютвзаимосвязь, взаимодействие всех участников рынка. Развиваются рыночныеотношения, развивается и их инфраструктура, появляются новые ее элементы.Инфраструктура рынка все в большей степени способствует развитию общественногохарактера производства в условиях рыночного хозяйства.
            
Список используемой литературы.
1.   ГолошубоваН. Развитие складской сети как компонента инфраструктуры рынка // ЭкономикаУкраины. – 1998. –  № 3 – с. 62.
2.   ГриценкоА., Соболев В. Рыночная инфраструктура: сущность, функции, строение //Экономика Украины. – 1998. — № 3 – с. 35.
3.   МеньшиковС. Новая Экономика. – М.: 1999 г.
4.   РадаевВ.В., Бузгалин А. В. Экономика переходного периода. – М.: 1995 г.
5.    Современнаяэкономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Р – на – Дону: Феникс,1996. – с. 605.
6.   ТумаковаС. В. Основы экономической теории. Политическая экономия: Учебное пособие. –К.: 1999 г.
7.   Экономика:Учебник /Под ред. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и функции инфраструктуры рынка…………………4
1.1.    Становление институтов рыночной инфраструктуры………….4
1.2.     Объекты рыночной инфраструктуры……………………………7
Глава 2. Проблема формирования рыночной инфраструктуры на
Украине…………………………………………………………………….15
    2.1. Инфраструктура рынка, ее сущность……………………………..15
    2.2. Развитие складской сети, как компонентаинфраструктуры
рынка……………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………….25