«сдержек и противовесов»

СОДЕРЖАНИЕ Введение Принцип разделения властей: Законодательная власть; Исполнительная власть; Судебная власть; Система «сдержек и противовесов» ЗаключениеВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития России наблюдаются важные изменения в органах государственной власти на федеральном и на местном уровнях. Государственный механизм адаптируется к решению актуальных задач российской политической системы. Сформировались федеральные округа, реформировался Совет Федерации, создан Государственный совет. Начало XXI века означает для Российского государства новый этап его развития и модернизации политической системы. Российское общество это, прежде всего – современное, развитое гражданское общество. Для эффективного решения задач по совершенствованию политической системы необходимо уделить внимание принципу разделения властей, выяснить его специфику в экономических, культурных, политических условиях развития российского государства. Особенности принципа разделения властей в России объясняется частично ее федеральным устройством. Анализ различных аспектов функционирования органов государственной власти провели в своих трудах многие отечественные ученые – С.А. Авакьян, М.В. Баглай, К.С. Вельский, СВ. Боботов, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Ю.П. Урьяс, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. Из проведенного анализа литературы мы можем сделать вывод о богатстве и разнообразии накопленного теоретического материала. Современная ситуация такова, что теоретические идеи сосуществования и взаимодействия ветвей власти требуют своей реализации в реальных юридических конструкциях. 1. Принцип разделения властей Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие “власть”. В общем виде власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти – это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть. Идея разделения властей состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью, концентрации ее в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей включает: – четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти; – независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти и ее органов в границах компетенции; – обеспечение в схеме государственной власти механизма контроля и уравновешивания всех ветвей власти; – гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации; – социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть принадлежит парламенту, в составе которого заседают депутаты. Исполнительная власть принадлежит Президенту и правительству и формируется законодательными органами или непосредственно населением. Эта ветвь власти подконтрольна и подотчетна парламенту. Судебная ветвь власти независима от вышеназванных ветвей власти. В ее компетенции находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе “сдержек и противовесов”, во взаимном контроле всех ветвей власти. 1.1. Законодательная власть Народ реализует свое право выбора и на его основании передает власть своим представителям – народным депутатам. Верховенство законодательной власти не означает полновластия законодательных органов. Сущностные ограничения власти основаны ее зависимости от воли избирателей. Политико-юридические ограничения исполнительной власти связаны с необходимостью соответствия закона Конституции и юридическим реалиям. Ее функции – законодательная, финансовая, распорядительная и контролирующая. Законодательная власть реализуется избираемым парламентом – высшим представительным органом государства. В структуру Парламента входят две палаты: верхняя и нижняя. Депутаты верхней палаты имеют более длительный срок полномочий и более высокий возрастной ценз. Верхняя палата обновляется реже и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Порядок работы парламента определяет его регламент. В нем закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование. 1.2. Исполнительная власть. Исполнительная власть носит вторичный по отношению к законодательной и подзаконный характер. Универсальный характер исполнительной власти выражается в том, что эта ветвь власти действует на всей территории государства. Исполнительная власть, опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы. В распоряжении исполнительной власти находятся чиновники, армия, администрация, судья, органы безопасности, милиция. Все вышеперечисленные признаки составляют основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. За проводимый курс и осуществляемую политику Правительство несет политическую ответственность, отказ Правительству в доверии может быть выражен в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым.1 Система органов исполнительной власти строится согласно определенных принципов: принцип федерализма, обусловленный государственным устройством Российской Федерации. принцип сочетания централизации и децентрализации. принцип законности. Исполнительную власть на местах реализуют назначаемые центром местные органы исполнительной власти (местной администрации) либо выборные органы местного самоуправления. Руководство местными делами поручается назначенному представителю центральной власти – губернатору. Система органов местного самоуправления включает выборные органы самоуправления и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную (муниципальную), администрацию, содержание которой обеспечивается из местного бюджета. 1.3. Судебная власть. Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве. Кроме того, суд может выступать как арбитр и в процессе законотворчества. Тем самым суд является “сдержкой и противовесом” по отношению к двум другим ветвям власти. Таким образом, судебная власть – это независимая специфическая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях спора о праве. Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»2. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Высшим судебным органом, рассматривающим гражданские, уголовные и административные вопросы, является Верховный Суд. Экономические споры рассматриваются в Высшем Арбитражном Суде. 2. Система “сдержек и противовесов”. Особое место в системе ветвей власти Российской Федерации занимает институт Президентства. Согласно Конституции Президент является главой государства. Согласно со своими полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной Думы, референдум. Кроме того, Президент выполняет функции, которые в основном являются исполнительно-распорядительными. Но Президент в своей деятельности руководствуется КРФ и Федеральными законами (его указы и распоряжения не должны противоречить КРФ и федеральным законам). Институт Президентства не может по своей власти стоять выше Парламента. В то же время законодательная и судебная власть РФ подчиняется КРФ и федеральным законам. Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда.3. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов. В отношении с законодательной властью доминирование проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления: – право роспуска Государственной Думы; право назначения выборов в Государственную Думу; право на внесение законопроектов в Государственную Думу; право “вето” на принимаемые законы. В то же время законодательная власть обладает рычагами обратного воздействия: – полномочия Государственной Думы в решении вопроса о доверии Правительству РФ; – право Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения решить вопрос об отстранении его от должности. Поскольку Президент является фактически четвертой ветвью власти, то полномочия Президента рассматриваются многими учеными – государствоведами более подробно. Традиционной является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп: в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц; в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами; в области внешней политики; в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране; в области обеспечения конституционного статуса личности4. В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий: в сфере правового статуса личности; связанные с федеративным устройством государства; в отношениях с парламентом; в отношениях с органами исполнительной власти; в отношениях с органами судебной власти; по урегулированию чрезвычайных положений; в военной сфере; в области внешней политики5. По мнению автора, подобное разделение полномочий Президента на группы не принципиально. Необходимо, чтобы они охватывали все области жизни общества и все сферы государственного управления, в которых Президент может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге. Следует подчеркнуть, что исследование избранной нами темы тесно связано с выявлением специфической роли Президента Российской Федерации как главы государства, анализом характера его взаимоотношений со всеми ветвями власти, в особенности с законодательной властью, парламентом. В категориальном плане это вопрос соотношения института Президента и института парламентаризма. Специалисты, исследующие проблему разделения властей, отмечают разные стороны этого сложного политико-правового явления. В частности, различные специфические моменты принципа разделения властей выделяют А.А. Мишин, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Б.А. Страшун, Л.М. Энтин, Ю.А. Дмитриев. Например, Б.Н. Топорнин полагает: “Принцип разделения властей – это в первую очередь учение о распределении функций и полномочий между тремя властями – законодательной, исполнительной и судебной”. Он подчеркивает, что с помощью этого принципа можно предотвратить установление авторитаризма и диктаторского режима в обществе, создать систему “сдержек и противовесов” и т.д.6 Все это правильно, однако далеко не исчерпывает подлинного содержания и значения данного принципа. Интересны мысли и аргументы, приводимые А.А. Мишиным в ходе анализа принципа разделения властей (на примере США). Интересен тот факт, что создатели американской Конституции никогда не имели целью создание трех независимых друг от друга ветвей государственной власти. Коротко говоря, разделение властей есть органическое выражение самой демократии. Они друг от друга неотделимы7. По мнению автора, при исследовании принципа разделения властей необходимо рассматривать государственный механизм как цельную систему государственных органов. Этого единства можно достичь с помощью равноправного распределения функций между государственными органами, методами согласования позиций, а так же закрепления самостоятельности каждого органа возможностью противопоставить собственное мнение решениям других органов.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Принцип разделения властей имеет особое значение для становления демократического общества. Он выражает разделение зон ответственности между государственными органами, рассредоточенность государственной власти, предупреждающую ее превращение в авторитарную или тоталитарную власть. Этот принцип предполагает, что все три власти имеют равный вес в политической системе государства и служат уравновешивающим механизмом друг для друга. Столь сложная схема государственного аппарата страны определяется тем, что ему присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами. Четкое разделение властей и взаимное сдерживание дает не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут к сосредоточению власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него корректировок и уточнений, касательно двух моментов: единства и целостности государственной власти и усложненным харакетером деятельности исполнительных органов.^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2005. Авакьян С. А. Конституционное право России. – М., 2007 г., 96 с. Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006. — 206 с. Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 2008. — 290 с. Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007. — 217 с  Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Юрид. лит., 2008 – 360 с. Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2005. — 399 c. Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юрид. лит., 2005. — 174 с. 1 П. 3, 4 ст. 117 КРФ от 12.12.1993 г. 2 ст. 118 КРФ от 12.12.1993 г. 3 Ст. 83 и ст. 128 КРФ от 12.12.1993 г. 4 Авакьян С. А. Конституционное право России. – М., 2006 г., 96 с. 5 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 2006. С. 360. 6 Топорнин Б.Н. Европейское право. – М.: Юристъ, 2005. – c.11 7 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2007. С. 266 – 267